Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1297 году, когда принимал активное участие в политической жизни Флоренции.
31. Жизненный и творческий путь Данте.
Данте - 755 лет: Что мы знаем о поэте ХIII века | Последние годы жизни Данте тосковал по Флоренции и однажды написал горожа. |
Краткая биография Алигьери Данте | Последние годы жизни Данте тосковал по Флоренции и однажды написал горожа. |
Данте Алигьери: биография, даты жизни, творчество
Она стала его музой, его вдохновительницей, его единственной настоящей страстью, его путеводной звездой. Потом Алигьери женился на Джемме Донати. Джемма была дочерью Манетто Донати, с партией которого семья Алигьери, будучи на стороне партии Черки, по идее должна была враждовать. Историки считают, что брак Данте и Джеммы был заключен по расчету — расчету политическому. Впрочем, это не помешало паре завести детей. В начале 1300-х годов супруги уже воспитывали троих наследников — сыновей Якопо и Пьетро и дочь Антонию. Литература и общественная деятельность Одной из первых повестей Данте Алигьери была «Новая жизнь». В 1300-1301 годах Алигьери носил титул приора Флоренции, а в следующем году был изгнан. При этом его жена осталась жить на старом месте, Данте не звал Джемму сопровождать себя. За всю дальнейшую жизнь Алигьери больше ни разу не приехал во Флоренцию.
Следующим произведением в биографии Алигьери стал «Пир», написанный в изгнании. За ним последовал трактат «О народном красноречии». Вынужденный покинуть Флоренцию, Алигьери ездил по Италии, Франции. Тогда же был активным общественным деятелем — читал лекции, принимал участие в диспутах. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до года своей смерти — 1321. Произведение состоит из трех частей — Ад, Чистилище, Рай. Сюжет поэмы основан на путешествии по загробному миру, куда герой, которого Данте отождествлял с собой, отправился после смерти своей любимой женщины — Беатриче.
Данте Алигьери получил разностороннее образование. Так, он хорошо разбирался в естественных науках и средневековой литературе, был также знаком с еретическими учениями своей современности. В юности наставником и преподавателем Данте был Брунетто Латини, известный флорентийский поэт, ученый и государственный деятель. Именно ему Алигьери обязан своими познаниями в разных областях. Но она скончалась в 1290 году. История их так и не состоявшейся любви крайне интересна и романтична. Данте и Беатриче впервые встретились в 1274 году на майском празднике. Данте тогда было девять лет, Беатриче — восемь. Маленький Алигьери завороженно любовался прекрасной девочкой, хоть и не понимал тогда своих чувств. В следующий раз они увиделись спустя девять лет — Беатриче уже была замужней женщиной. Данте влюбился в нее, но так и не решился признаться в этом. Он был так застенчив, что за все время смог поговорить с дамой своего сердца всего дважды. А Беатриче и вовсе думала, что Алигьери — ужасно высокомерный тип, который не желает разговаривать с ней именно по причине своей надменности. После смерти Беатриче по одним данным, она скончалась во время родов, по другим — от чумы Данте Алигьери продолжал искренне любить ее. Она стала его музой, его вдохновительницей, его единственной настоящей страстью, его путеводной звездой. Потом Алигьери женился на Джемме Донати. Джемма была дочерью Манетто Донати, с партией которого семья Алигьери, будучи на стороне партии Черки, по идее должна была враждовать.
Величайшее творение гения Данте — универсальная философская эпическая поэма «Божественная комедия» «Divina commedia», на итал. Якопо стал первым комментатором «Божественной комедии» и создал труд «Dottrinale» — своего рода энциклопедию естественных наук. Позднее Боккаччо создал обширный комментарий к 17 песням «Ада» и написал первую биографию поэта; он же дал название поэме — «Божественная комедия». Итальянцы называют его божественным; но это скрытая божественность; немногие понимают его изречения; конечно, существуют комментаторы, однако они, вероятно, являются ещё одной причиной, из-за которой он непонятен. Слава Данте будет вечной, потому что его никто никогда не читает. Есть с дюжину мест, заучиваемых наизусть; этого достаточно, чтобы не давать себе труда заглянуть в остальное» «Философский словарь»; цит. Голенищев-Кутузов, «Романские литературы».
Безуспешные поиски рукописи облегчил… сам Данте: явился во сне сыну Якопо и сообщил, где лежит манускрипт. Только таким таинственным образом поэма была запущена в литературный оборот. Вся прочая информация о Данте имеет налет подобной же таинственности и мистичности. Неведомо даже, как он выглядел! Хрестоматийный портрет Данте Алигьери не соответствует описанию толкователя Боккаччо. Тот говорит, что Данте носил бороду. Видимо, истинным является лишь то, что Данте всегда был угрюм и задумчив. Может ли быть весел и беспечен человек, еще при жизни заглянувший в преисподнюю?.. Более или менее точно установлена лишь дата смерти поэта: 13 или 14 сентября 1321 года. Данте умер от малярии в Равенне, так как в 1302 году был изгнан из Флоренции в силу проигрыша "своей" партии белых гвельфов в политической борьбе. Его здоровье, возможно было подорвано годами жизни в изгнании. О местопребываниях Данте между Флоренцией и Равенной представления тоже самые туманные. С течением времени шансы узнать о Данте что-либо достоверное тают. Следующие поколения, наверное, столкнутся с беспримесно чистым мифом, вроде сказаний о Короле Артуре и его рыцарях. Самое, пожалуй, известное о судьбе Данте — его любовь к Беатриче.
Деликатный сервис
К тому времени «черные» активировали свою деятельность, и в 1302 году, Франко-папская армия, поддерживающая «черных» ворвались в город и расправились со своими политическими противниками установив режим террора против «белых»: более 600 жителей Флоренции были приговорены к смерти. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть. Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. View of Florence, printed in Nuremberg, 1493 Flortencia Годы изгнания В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял попыток вернуться на родину. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала. Позднее он прибыл в Болонью, в 1308—1309 годах очутился в Париже, где выступал на публичных диспутах, обычных в университетах того времени.
Творчество в изгнании Все биографы Данте сходятся во мнении, что именно изгнание сделало его по-настоящему большим политиком и поэтом. Эти события заставили его стать более серьёзным и строгим. Он начинает писать свой тракт «Пир» посвященный итальянскому языку. Изначально, трактат задумывался как аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам стихам , однако, произведение так и не было закончено: написано было лишь введение и толкование к трём собственным канцонам. Канцона буквально — песня — лирическое стихотворение в строфической форме, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров.
При этом его анализы выходят далеко за рамки собственно стиховедения и затрагивают глубокие проблемы философии и этики. В своих толкованиях Данте опирается на античные и средневековые авторитеты, особенно на «Утешение Философией» Боэция, труды Аристотеля и Платона, Цицерона и Сенеки, Авиценны и аль-Газали, и других великих мыслителей. Не окончен и латинский трактат о народном языке, или красноречии «De vulgari eloquentia», обрываясь на 14-й главе второй книги. В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы две кантики части «Божественной Комедии» — «Ад» и «Чистилище». Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался позже, в Равенне.
Возвращение на родину В 1310 году Генрих VII император Священной Римской империи; не путать с королем Англии во главе 5000 войска предпринял свой итальянский поход, против Бонифациевой системы входе которого возвратил изгнанников, всё равно, были ли они сторонниками «черной» или «белой» фракции. Данте вернулся в Италию убеждая всех склонить голову перед императором; он видел одно спасение для Италии в восстановлении императорства, однако, император-идеалист внезапно скончался в 1313 году. Впоследствии Данте поместил его под именем Арриго на высокое место в «Раю», последней части « Божественной комедии ». А вскоре, 6 ноября 1315 года, наместник короля Роберта во Флоренции Раньери ди Заккария, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев. С 1316—1317 г. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, Данте написал последнюю часть «Божественной комедии».
Смерть Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, так и не был воздвигнут. Современная гробница также называемая «мавзолеем» построена в 1780 году. Надгробие Данте в Равенне Явление после смерти По свидетельству Бокаччо, после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен «Божественной комедии», пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат. Тогда его семья сильно горевала, ведь их кормилец скончался внезапно, не успев отослать издателю окончание «Божественной комедии» — 35 песен из «Рая», за которые издатель пообещал выплатить семье гонорар.
Сыновья рьяно искали рукопись, ведь они знали, что отец закончил ее. Но он жил в изгнании и в вечном страхе ареста. Поэтому неудивительно, что он спрятал рукопись в надежный тайник. То, что случилось дальше, — одна из самых таинственных историй в мире искусств. Вот что написал старший сын Данте — Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!
Вокруг этого произведения постоянно рождались легенды, которые дошли до наших дней. К примеру, Бокаччо писал, что после того, как Данте умер, бесследно исчезли тринадцать песен второй части — «Рая». Их долго и безуспешно искали, пока сын Данте — Якопо, не видел во сне отца, который и подсказал место их нахождения. Личная жизнь Любовью всей жизни Данте была Беатриче Портинари. Он влюбился в нее с первого взгляда, несмотря на то, что был всего лишь девятилетним мальчиком. Их новая встреча состоялась только через 9 лет, когда Беатриче уже была замужем за другим мужчиной. Его любовь к ней вспыхнула еще сильнее, эти чувства поэт пронес через всю свою жизнь.
Но признаться в любви даме сердца поэту мешала стеснительность, он только и осмелился на то, чтобы два раза с ней поговорить. Беатриче не догадывалась о его чувствах, наоборот, решила, что это он не подходит к ней из-за своего высокомерия. Точную причину смерти так никто до сих пор и не знает. По одним данным, смерть наступила в результате родов, другие источники называют причиной эпидемию чумы. Данте был сокрушен, и на протяжении всей своей жизни хранил в своем сердце образ любимой. Спустя два года поэт устроил свою личную жизнь. Его женой стала Джемма Донати, дочь политического деятеля, возглавлявшего флорентийскую партию.
Семьи Алигьери и Донати были непримиримыми врагами, и этот брак был по расчету. Несмотря на отсутствие чувств к жене, Данте стал отцом троих детей. Супруга родила ему сыновей Пьетро и Якопо и дочку Антонию. Но семья была семьей, а любовь он хранил только к одной девушке — Беатриче. Именно о ней он думал, когда начинал работу над своей «Комедией». Она написана в ее честь.
Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм канцон , каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии De vulgari eloquentia, 1304-1307 тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией. В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии De monarchia, 1312-1313 Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1 лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2 Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи ; 3 император и папа получают власть непосредственно от Бога следовательно, первый не подчинен второму. Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению. В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле Questio de aqua et terra , посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни некоторые упоминались. Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир Il convivio, 1304-1307 и О народном красноречии De vulgari eloquentia, 1304-1307. В этом произведении он хотел представить двойное вдение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой - как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе "нынешний мир сбился с пути" - Чистилище, ХVI, 82. Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало Ад и радостный конец Рай и созерцание Божественной сущности , и, кроме того, написана простым стилем в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии , на народном языке, "каким говорят женщины". Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции. Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины 130-150 строк и делится на три кантики - Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия - непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам. В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости - совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом. Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались. Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, - еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi. Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору - это "возвращение в Эдем", обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа - в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа. С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии , где обитают души праведных, к десятой - Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания. Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни.
При этом она тесно связана с пониманием культуры вообще. Бог наказал гордыню тем, что смешал языки, и этим разрушил человеческое сообщество. Поэтому мечта о языке буд. Италии была для него чем-то большим, нежели заботой о совершенстве лит-ры. Италия - наследница традиций Рима, ей, по Д. Собрание рассеянных «языков» и возрождение забытого первоязыка - такова должна быть, по Д. Основой поиска первоязыка остается народная речь, поскольку она в отличие от искусственной латыни дана Богом и сохраняет живую связь с действительностью. Исключение Д. Первым, по Д. Поэт воспроизводит эту ситуацию, повторяет в своем творчестве акцию первопоэта Адама, к-рому Бог позволил говорить, «дабы в изъяснении столь великого дарования прославился и Сам благостно одаривший» Ibid. Высвечивается в трактате и др. Язык оказывается той субстанцией, в к-рой материализуется индивидуальная душа народа; более того, язык позволяет увидеть, что нация не сводится к социальности и религии, к территории и политике. Может быть, у Д. В то же время Д. В его философских и поэтических трудах выявляется осознание новой культурно-исторической действительности - это автономия индивидуума, мощь науки, представление о самостоятельности и самоценности природы, языка, эмоциональности, нации. В то же время аксиомой для Д. Поэтому открытие новых сущностей означает лишь большую степень проникновения смысла в вещество, или, на богословском языке, большую «славу». В соч. Человечество оказалось во власти чувственных страстей, из к-рых самая опасная - алчность, и потому должно было создать общественное устройство, оберегающее людей от самих себя, от их разрушительной корысти. Однако это общее место средневек. Человек даже в своей не испорченной грехом природе есть политическое, общественное существо, к-рое всегда стремится к общению и совместной жизни. Так же как Аристотель и Фома Аквинский, Д. Гос-во, следов. Грех Адама дает себя знать в том, что алчность людей заражает и само гос-во, теряющее от этого функции справедливости и вступающее в корыстную борьбу с др. Поэтому, полагает мыслитель, нужна 3-я сила, к-рая объединила бы общество и гос-во. На роль примиряющей 3-й силы может претендовать только монархия. По сути она ограничена сильнее, чем какая бы то ни было др. Император стоит выше страстей, у него нет частной заинтересованности, ему принадлежит все и, значит, ничего в отдельности, к чему он мог бы питать пристрастие. С нек-рыми оговорками можно сравнивать этот образ с аристотелевским монархом, с платоновскими философами и стражами, с подеста правителем итал. Константин - первый христ. Константинов дар еще не была известна Д. Как высший судья и законодатель император обязан вмешиваться в те споры, к-рые нельзя разрешить из-за равенства прав спорящих таковы споры между суверенными гос-вами , и его дело - забота обо всех и о гос-ве в целом. Если же законы и власть употребляются не для общей пользы, то они теряют свой правовой характер, ибо извращается сама природа закона Ibid. Не только справедливость и порядок, но и свобода есть предмет заботы императора. Свобода - «величайший дар, заложенный Богом в человеческую природу, ибо посредством него мы здесь обретаем блаженство как люди и посредством него же мы там обретаем блаженство как боги» Ibid. Ведь свобода - это существование людей ради самих себя, а не для чего-то другого; но это состояние может обеспечить лишь монарх, у к-рого нет др. Только он может защитить людей от извращенных гос. Здоровая форма власти для Д. Духовной опорой монарха должен быть философ Ibid. III 16 ; ведь иначе слишком велика была бы опасность произвола и тирании. Главные задачи монарха - защита свободы, налаживание отношений между политическими элементами империи и установление мира. Только мир может дать человечеству то состояние, к-рое в Писании названо «полнотой времен» Еф 1. Только в мирном обществе могут найти себе место справедливость, законность и правда - социальные добродетели, к-рые Д. Но мир возможен тогда, когда человек предельно точно воспроизводит образец, заданный Богом-мироправителем, а для этого нужно, чтобы он отказался от своекорыстия, опираясь на универсальное начало в самом себе. Монархия, по Д. I 8-9. Мир и справедливость для Д. Это еще и природные и сверхприродные теологические понятия. Мир создан как воплощение благого замысла, предусмотрительность природы не уступает предусмотрительности человека, и потому природные процессы и исторические события как бы соответствуют друг другу в своем внутреннем порядке. Порядок, установленный природой, необходимо сохранять правом» Ibid. Важное следствие из этих дантовских рассуждений заключалось в идее радикального разделения функций папы и императора. Он не соглашается с теми, кто толковали евангельский текст Лк 22. Фома призывал императоров подчиняться папе, как Самому Христу. Папа, с его т.
Восхождение души к Богу: как жил создатель "Божественной комедии" Данте Алигьери
Данте - 755 лет: Что мы знаем о поэте ХIII века - Российская газета | Когда победили нобили – «черные», Данте, находившийся в то время в Риме, был заочно приговорен в марте 1302 года к сожжению; до конца жизни обречен на скитания как политический эмигрант. |
Краткая биография Алигьери Данте | В 1300 году Данте был избран на должность приора, однако, оказавшись втянутым в политический конфликт между партиями Белых и Черных гвельфов, был изгнан из Флоренции. |
Данте Алигьери - биография, новости, личная жизнь - | Писать Данте начал очень рано, в 28 лет написал автобиографичный роман «Новая жизнь». |
Гениальный однолюб. «Божественная» жизнь Данте Алигьери | Аргументы и Факты | Девять лет спустя Данте увидел детскую любовь уже замужней женщиной – и полюбил ее на всю оставшуюся жизнь. |
Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай
Когда именно Данте начал писать стихи достоверно неизвестно, но к 1292 году относится создание поэмы «Новая жизнь», в которую вошла только часть его стихотворений, написанных к тому времени. Последние годы жизни Данте провёл в Равенне, в спокойствии и достатке, у её правителя Гвидо да Полента, «знатока свободных искусств и почитателя людей, одарённых талантами» (Боккаччо). Написано через 130 лет после смерти Данте. Данте Алигьери (Dante Alighieri) появился на свет во Флоренции, приблизительная дата его рождения май 1265 года. Последние годы жизни Данте неустанно продолжал заниматься общественной деятельностью. В 1321 году он в качестве посла отправился в Венецию.
23 мая. Данте Алигьери
Не вернувшийся во Флоренцию. Данте | В 18 лет Данте встретил Гвидо Кавальканти, Лапо Джанни, Чино да Пистойя и вскоре после этого Брунетто Латини ; вместе они стали лидерами dolce stil novo. |
31. Жизненный и творческий путь Данте. | Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием. |
Краткая биография Данте
Спасибо за лайк и подписку!Сегодня вы узнаете, как и где жил автор знаменитой «Божественной Комедии» Данте Алигьери. Написано через 130 лет после смерти Данте. Данте скончался в 1321 году от малярии, он заразился смертоносной болезнью, возвращаясь из поездки в Венецию (Venezia), куда прибыл с миротворческой миссией, как посол правителя Равенны. В 2008 году, через 690 лет после смерти Данте правительство Флоренции аннулировало приказ об его изгнании. Вторая встреча Данте со смыслом своей жизни состоялась спустя много лет, когда муза и вдохновение поэта была уже замужней женщиной, общение с ней ограничилось лишь небольшим приветствием.
Данте Алигьери (Dante Alighieri)
Личная жизнь В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь — Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. В 1302 году Данте из-за интриг своих политических противников переехал в Верону. С 1295 года Данте Алигьери занимался активной политической и общественной деятельностью. Девять лет спустя Данте увидел детскую любовь уже замужней женщиной – и полюбил ее на всю оставшуюся жизнь. Да́нте Алигье́ри — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.
Данте Алигьери. Жизнь и творчество поэта
Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году. С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны.
Дуранте Алигьери, известный просто как Данте, родился во второй половине мая 1265 года. Мы не можем сказать точнее. Но удивительно не то, что мы не знаем точный день его рождения. Наоборот - удивительно, как много мы о нем знаем. Эпоха татаро-монгольского нашествия и крестовых походов, а не расцвета искусств. Данте - не князь, не епископ, он просто зажиточный горожанин, общественный деятель на выборных должностях и, разумеется, литератор. Что мы знаем о его русских современниках - собратьях по перу? Прямо сказать - ничего. Первый русский писатель, которого мы знаем по имени, - Ермолай, в монашестве Еразм, автор "Повести о Петре и Февронии", жил аж на двести лет позже, в первой половине XVI века. О Данте же мы знаем очень много - статья в итальянской Википедии занимает добрый десяток экранов. Знаем мы и его внешний облик, ту самую "тень Данте с профилем орлиным", которая столетиями вдохновляла поэтов и художников на острохарактерные портреты. В первую очередь - из удивительной "Новой жизни". Удивительной и для его современников, и для потомков. Потому что в ней автор не "толкует божественное" и не скрывается под уничижительной маской "аз прегрешный", как тот же Еразм.
Дуранте дельи Алигьери был одним из самых образованных людей Италии. Он занимался изучением истории, философии, риторики, богословия, астрономии, географии. Он уделял особое внимание системе восточной философии, учениям Авиценны и Аверроэса, трудам великих античных поэтов и мыслителей — Платону, Сенеке, Вергилию, Овидию, Ювеналу. В 1300 году Данте был избран на должность приора, однако, оказавшись втянутым в политический конфликт между партиями Белых и Черных гвельфов, был изгнан из Флоренции.
В начале 1300-х годов супруги уже воспитывали троих наследников — сыновей Якопо и Пьетро и дочь Антонию. Литература и общественная деятельность Одной из первых повестей Данте Алигьери была «Новая жизнь». В 1300-1301 годах Алигьери носил титул приора Флоренции, а в следующем году был изгнан. При этом его жена осталась жить на старом месте, Данте не звал Джемму сопровождать себя. За всю дальнейшую жизнь Алигьери больше ни разу не приехал во Флоренцию. Следующим произведением в биографии Алигьери стал «Пир», написанный в изгнании. За ним последовал трактат «О народном красноречии». Вынужденный покинуть Флоренцию, Алигьери ездил по Италии, Франции. Тогда же был активным общественным деятелем — читал лекции, принимал участие в диспутах. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до года своей смерти — 1321. Произведение состоит из трех частей — Ад, Чистилище, Рай. Сюжет поэмы основан на путешествии по загробному миру, куда герой, которого Данте отождествлял с собой, отправился после смерти своей любимой женщины — Беатриче. Ад Данте — это девять кругов, на которых грешники располагаются в зависимости от степени тяжести их проступков. Алигьери поместил в ад политических и личных врагов, а также тех, кто жил не по христианским канонам. Далее — чистилище из семи кругов; каждый круг соответствует одному из семи смертных грехов. Потом — рай из девяти кругов; райские круги получили названия планет. Важно отметить, что авторское название произведения — «Комедия».
Гениальный однолюб. «Божественная» жизнь Данте Алигьери
Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части или кантики и сто песней в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме. Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение «божественная» присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир — это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в «сумрачном лесу» который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем — грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории , приходит на помощь римский поэт Вергилий который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением и ведет его по двум первым загробным царствам — царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников только обитатели первого круга — души некрещеных младенцев и праведных язычников — избавлены от мук. Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем — персонажи античной истории и мифов или герои современности. В «Божественной комедии» они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа среди наиболее прославленных эпизодов такого рода — встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей.
Чистилище — это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия.
О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 года был изгнан и лишен гражданских прав, а затем и вообще приговорен к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию. В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» 1292.
Данте Алигьери умер и похоронен в Равенне.
Позже его останки были спрятаны жителями Равенны из страха, что флорентийцы могут похитить их Флоренция хотела вернуть Данте во что бы то ни стало. В 1810 году прах упокоили в оратории Квадрарко-Ди-Брамофорте, где он был обнаружен только в 1865 году, когда захоронение случайно обнаружил простой каменщик. Похожие записи Витрувианский человек. Леонардо да Винчи 14.
Около 1283 года умер и отец Данте, оставив детям скромное, но очень уютное имение во Флоренции и загородный домик. К этому периоду относится женитьба Данте на Гемме Донати.
Жизнь Данте была поставлена в зависимость от затяжного конфликта императора и Папы. Огромную роль во Флоренции в то время играл бывший изгнанник Брунетто Латини, друг и учитель Данте. Этот человек обладал поистине энциклопедическими знаниями, постоянно цитировал Цицерона, Сенеку, Аристотеля и, конечно, Библию. Именно Латини более всего повлиял на раннее развитие Данте, воспитал в нем чувство прекрасного. Данте был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет он говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим "ремеслом" он овладел самостоятельно. Достаточно тяжелыми были отношения Данте и Кавальканти.
Несмотря на дружбу, Данте был вынужден участвовать в изгнании Гвидо из Флоренции. Последний заразился малярией и умер в 1300 году. В честь друга Данте написал много стихов, прославляя его удивительный талант. В поэме "Vita Nuova" «Новая жизнь» есть множество отрывков, посвященных Кавальканти.