Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». Главная» Новости» 13 февраля 1934 года в чукотском море затонул раздавленный льдами пароход. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. Пароход "Челюскин" с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.
Наши на «Челюскине»
В 1934 году в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух спасены все 104 человека, которые провели два ме. Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух часов, полностью уйдя под воду около 16.00. "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 г. между мысами Северный и Уэлен: 104 человека, в том числе десять женщин и два ребенка, сумели высадиться на льдину, где был разбит лагерь Шмидта.
Место гибели челюскина
Его задачей было отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Естественно, что эти организации предъявляли кораблю не совсем одинаковые требования, — вспоминал радист экспедиции Эрнст Кренкель. Конечно, лучше было бы взять вместо него другой, но другого просто не было». Первые льдины попались на его пути еще в конце лета. Уже 13 августа по правому борту появилась серьезная течь и деформация корпуса. Возвращение назад обсуждалось, но не было одобрено капитаном.
А 23 сентября корабль оказался полностью блокирован в районе аварии ледокольного парохода «Александр Сибиряков» в 1932 году. Благодаря удачному течению попавшее в ловушку судно двигалось на юго-восток и в начале ноября почти достигло Берингова пролива. У команды появилась надежда на выход на чистую воду. Однако течение неожиданно изменилось, и «Челюскин» стало относить назад. Он намертво вмерз в лед и провел в таком беспомощном состоянии два месяца. Тяжелые льды методично подтачивали борт корабля.
Обшивка трещала по швам, а заклепки вылетали из корпуса.
Благодаря удачному течению попавшее в ловушку судно двигалось на юго-восток и в начале ноября почти достигло Берингова пролива. У команды появилась надежда на выход на чистую воду. Однако течение неожиданно изменилось, и «Челюскин» стало относить назад. Он намертво вмерз в лед и провел в таком беспомощном состоянии два месяца. Тяжелые льды методично подтачивали борт корабля. Обшивка трещала по швам, а заклепки вылетали из корпуса. Ситуация значительно ухудшилась в феврале, но экипаж успел подготовиться к наиболее печальному варианту развития событий. В случае гибели парохода людей организованно пересадили бы на лед.
То, что эвакуация однозначно понадобится, стало понятно в ночь на 13 февраля, которая выдалась особенно тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. В 13:30 внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении — от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства. Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. За это время команда организовано выгрузила на лед аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, самолет и радио. Эвакуация продолжалась до того момента, когда нос корабля уже погрузился в воду.
Первым наладить связь с выжившими удалось полярному радисту Эрнесту Кренкелю. Поиск лагеря занял почти один месяц.
Для эвакуации были отобраны лучшие летчики страны, которым предстояло без карт и в тяжелых условиях вывозить людей. Выходец из белорусской глуши стал великим ученым и легендарным полярником Правнучка летчика Михаила Водопьянова Светлана Болдырева рассказала, что перед тем, как забрать последних десятерых человек, начал ломаться лед, с которого взлетал самолет. Вот мне кажется, вот это последние сутки, часы были, наверное, самые тяжелые, самые напряженные психологические, что вот в любой момент ломается льдина, они не могут восстановить аэродром, им это просто непосильно физически, портится погода», — вспоминает она. За два месяца удалось спасти всех, кто покинул «Челюкин» перед его гибелью.
Эвакуация экипажа «Челюскина» Спустя всего два дня в Москве была образована комиссия, которая занялась формированием экспедиции в Чукотское море для эвакуации доблестного экипажа «Челюскина». Возглавил экспедицию Валериан Куйбышев — советский партийный деятель, участник Гражданской войны и кавалер ордена Красного знамени. Его имя еще ранее носил город Самара. Эвакуировать «челюскинцев» пришлось с помощью авиации. Следующего рейса пришлось ждать еще месяц. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.
Последних «челюскинцев» высадили в чукотском становище Ванкарем. Все 104 члена экипажа «Челюскина» были спасены. Им пришлось два месяца жить в условиях полярной зимы. Поиски «Челюскина» После гибели парохода были организованы неоднократные попытки его поиска. Только в 2006 году удалось найти место затопления парохода. В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили — это и есть «Челюскин». Но произошло это спустя год.
Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря
Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана». Но летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции. Было ясно, но холодно - ниже 40 градусов. Люди ждали самолеты возле палатки, которую окрестили аэровокзалом. Летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Последними улетали с льдины Отто Шмидт и капитан ледокола Владимир Воронин. Ледовый лагерь перестал существовать 13 апреля 1934 года. Связанные статьи.
В сентябре 1933 года пароход уже дошел до Берингова пролива, но из-за ветра его унесло на север, где корабль зажало льдами. Он не является кораблем, который выдержит натиск льдов и отказывался от капитанства», — рассказал Владимир Воронин, внук капитана Владимира Воронина.
В тот момент на борту оставалось 104 человека, в том числе родившаяся во время похода Карина Васильева. В ее паспорте указано в качестве места рождения Карское море. Спасаться пришлось прямо на дрейфующей льдине, где разбили лагерь. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи.
Инициатором беспрецедентного исследования стал Русский подводный музей. Цель ученых — поиск бортового журнала и других исторических документов, которые могли бы помочь достоверно установить ход событий 1934 года. Ученый-историк Алексей Михайлов уверен, что документы могли хорошо сохраниться. Из Москвы на Чукотку специалисты прибыли неделю назад. Лаврентьев" вышло в море. На его борту находятся 40 человек. Из них 22 - члены экипажа, включая судового врача. Остальные - ученые, представители научной общественности и государственных структур, а также журналисты. Первыми в мире россияне проводят подводные археологические исследования останков затонувшего "Челюскина" на глубине 50 м в экстремальных условиях Арктики. Кроме того, ведется видеосъемка уникального путешествия, для создания документального фильма. В экспедиции участвуют восемь профессиональных спортсменов и операторов, имеющих большой опыт погружений в водах с отрицательной температурой.
Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… Корма обволакивается дымом. Два столба буровато-белого цвета… Белая ледяная шапка выплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Могилевич, только что стоявший спокойно с трубкой в зубах, видимо, поскользнувшись, прыгнул не на лед, а на палубу. Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели. Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев. В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями. И идеология действительно сыграла здесь важнейшую роль. Об этом рассказывают в своих воспоминаниях Шмидт, Воронин, летчики Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин и другие непосредственные участники экспедиции и их спасатели. Так проходила переправа через полынью, образовавшуюся между лагерем на льдине и самодельным аэродромом в пяти километрах от него Рисунок челюскинца художника Ф. Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие. Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть. Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой.
Челюскин где - фото сборник
Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев (с 23 сентября до 13 февраля). 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. «Челюскин» вмёрз в огромную льдину, равную по своим размерам площади, занимаемой Москвой.
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Проект «Не сдадимся! Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. Судно под руководством капитана В. Воронина и профессора О. Шмидта застряло во льдах и после нескольких месяцев дрейфа было раздавлено льдами и затонуло в Чукотском море 13 февраля 1934 года.
Кроме того, ведется видеосъемка уникального путешествия, для создания документального фильма.
В экспедиции участвуют восемь профессиональных спортсменов и операторов, имеющих большой опыт погружений в водах с отрицательной температурой. Оценивая накануне экспедиции степень риска для участников, Михайлов сравнил его с риском космонавтов в открытом космосе. Аквалангисты и водолазы при работе в водах северного Чукотского моря пользуются новейшими достижениями техники, в частности телеуправляемым роботом TSL, разработанным Дальневосточным отделением РАН. Раньше он применялся только в армии. Механизм может погружаться на глубину до 6 км и совершать ряд операций без участия человека.
На сегодняшний день он является лучшим в мире образцом подводной робототехники. Внешне аппарат похож на торпеду длиной несколько метров. Изображения со сканеров TSL и с подводных видеокамер аквалангистов в режиме реального времени транслируются на экраны, установленные в штабе экспедиции на корабле, - так, чтобы все члены похода смогли увидеть, что происходит на глубине и что сегодня представляет собой раздавленный льдинами "Челюскин". По плану исследование должно завершиться 25 августа. Как сообщалось ранее, погодные условия в Чукотском море не препятствуют проведению подводных работ.
Более безопасный наземный вариант — на снегоходах: для них до мыса проложено несколько трасс. Но многие туристы, решившиеся на это, не достигали цели из-за отсутствия дорог и поломки техники, и им приходилось возвращаться. Достопримечательности мыса Челюскин Памятник первооткрывателям На мысе Челюскин приковывает внимание памятник первопроходцам Арктики. Высокая четырёхгранная колонна символизирует бревно, которое водворил здесь сам Семён Челюскин, обозначив своё открытие.
На колонну водружена бронзовая дюбель-шлюпка «Якуцк», которой не суждено было дойти до мыса из-за льдов. На памятнике значится: «Оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая» пунктуация сохранена. Гурий Амундсена Ещё одна достопримечательность мыса Челюскин — гурий Амундсена. Гурии — это искусственные каменные сооружения, которые исследователи устанавливают в качестве ориентира.
Гурий Амундсена сложен из сланцевых плит и находится на самом северном выступе берега. Экспедиция норвежца Руаля Амундсена, которого прозвали «Наполеоном полярных вод», воздвигла его в честь шведского изыскателя Норденшельда. Полярная станция Главная задача гидрометеорологической станции имени Е. Федорова — это наблюдение за изменениями погодных условий на мысе Челюскин.
Пролив Вилькицкого, омывающий мыс, является самой узкой частью Северного морского пути, а значит, для эксплуатации данной водной магистрали важно понимать, какая здесь ледовая обстановка. В советское время станция содержала 100—120 сотрудников, для которых здесь были возведены музей, клуб, медпункт и пр. Сейчас на полярной станции мыса Челюскин служит 10 человек. Они работают здесь по две зимы стандартный период зимовки : забирают пробы воды, замеряют солнечную радиацию, проводят другие исследования.
Туристы, совершающие путешествия на мыс Челюскин, делятся, что полярники гостеприимно встречают посетителей, проводят экскурсии по обсерватории, приглашают на чай и охотно делятся историями из жизни на краю континента. Аэродром Аэродром мыса Челюскин — самая северная взлётно-посадочная площадка Евразии, сыгравшая свою роль в проведении ледовых разведок и развитии Севморпути. Благодаря ему началось развитие лётного сообщения в Арктике, когда в 1932 году первый гидросамолёт совершил здесь посадку. На мысе базировался заправочный пункт для самолётов, отходивших на Северный Полюс.
Сейчас аэродром обслуживается Хатангским авиапредприятием. Поклонный крест Самая поздняя достопримечательность мыса Челюскин — православный Поклонный крест. Он был поставлен в 2009 году «в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца» и стал ещё одним символом, отмечающим государственность России на северных рубежах. Памятная табличка на Поклонном кресте была сделана на средства, собранные школьниками посёлка Диксон.
Здания гидрометеостанции на Челюскине Первым человеком, который достиг этого мыса в мае 1742 года, был штурман Семен Иванович Челюскин из отряда Харитона Лаптева в Великой Северной экспедиции под руководством командора Витуса Беринга. Штурман Челюскин достигнув северной оконечности материка просто записал в своем путевом журнале: Гидрометстанция полярная на Челюскине «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу.
Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вёз с собою».
Позднее именно эта запись в журнале и станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина. Дорога в заброшенном посёлке Челюскин Удивительно, но тогда три столетия назад одно из самых значительных географических открытий XVIII века, которое позволило уточнить карту Северной Евразии современники так и не смогли оценить по достоинству. И только столетие спустя Александр Миддендорф к юбилею памятного события предложил РГО переименовать северную оконечность Евразии в мыс Челюскина.
Выброшенный буксир И только в 1919 году сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии. С тех пор мыс Челюскин стал магнитом для многих полярных исследователей, таких как Норденшельд, Нансен, Толль, Вилькицкий, Амундсен и многие другие. Мыс Челюскин В 1932 году здесь была сооружена первая полярная станция под руководством Рудольфа Самойловича, которая действует до наших дней.
Позднее здесь началась легендарная зимовка Ивана Папанина и его товарищей в 1934-1935 годах. Со временем полярная станция разрослась до посёлка, в котором проживало несколько сотен человек.
Ученые изучили место гибели парохода «Челюскин»
Экипаж ледокола «Илья Муромец» при помощи многолучевого эхолота провели трехмерную акустическую съемку затонувшего «Челюскина». Льды, дрейфовавшие в северо-западном направлении, уносили «Челюскин» все дальше в Чукотское море, где судно, его команду и пассажиров ожидала зимовка. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев (с 23 сентября до 13 февраля). 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». 1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. Ответ: пароход "Челюскин" затонул в Чукотском море. 3.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
То, что видит камера, видит зритель. А 3D-модель, на которую наложено это изображение, даёт представление в целом об объекте. Как он лежит, какие у него повреждения, на левый или на правый борт крен, в каком он состоянии. А видео и фотографии уже дополняют. И этот формат — тот язык, на котором нужно разговаривать сегодняшним исследователям с будущими исследователями, — поясняет Константин Богданов. Изображение предоставлено Константином Богдановым "Марлин" обследует "Челюскин" В сентябре 2020 года к месту гибели "Челюскина" пришёл ледокол "Илья Муромец", на борту которого находилась комплексная экспедиция Русского географического общества и Северного флота. По иронии судьбы, судно исследовали в 87-ю годовщину, когда его зажало льдами. Фото: Леонид Круглов — В отличие от "Челюскина" мы шли по чистой воде без единой льдины, причём на всём Северном морском пути, — рассказывает участник экспедиции кандидат исторических наук Павел Филин. При сильной качке и ветре капитан скорректировал план. Вскоре увидели "Челюскин": система трёхмерной анимации отчётливо изобразила судно, сразу показав его длину — около 100 метров. Судя по изображению, оно без серьёзных повреждений.
Непонятно только, в каком состоянии мачты, система наблюдения не смогла их распознать в деталях. Фото: Леонид Круглов С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трёхмерную акустическую съёмку парохода "Челюскин". Затем удалось произвести видеосъёмку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Удалось увидеть немало интересных деталей. Название "Челюскин" не сохранилось. Рассмотрели другие интересные детали. Например, прямоугольные вырезы, возможно, иллюминаторы. Разглядели упавшую мачту или другую часть корабля, лежащую поперёк него и выходящую за пределы борта. Сомнений, что это "Челюскин", нет. Трёхмерная картинка показала все особенные детали.
И изображения с "Марлина" также показывают характерные формы корпуса, — перечисляет Филин. В качестве "трофея" с "Челюскина" экспедиция привезла более-менее качественные съёмки парохода. Конец эпопеи 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. После этого самолёт вышел из строя. В следующий раз самолёт прибыл только 7 апреля. За неделю в дровяных ящиках, закреплённых под крыльями самолётов, лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Во время последнего рейса, 13 апреля 1934 года, лётчик Молоков вывез со льдины собак. Челюскинцы приветствуют спасательный самолёт. Отто Шмидт, с его развевающейся на полярном ветру бородой, стал чем-то вроде живого памятника, героем фольклора и даже этаким советским Санта-Клаусом, приходившим на ёлки в школы. Новорождённые младенцы в тот год в некоторых семьях получили имена: Карина — в честь Карского моря и Оюшминальд — "Отто Юльевич Шмидт на льдине".
Трагедия стала триумфом. Казалось бы, зачем современникам потребовалось исследовать "Челюскин" и напоминать о делах давно минувших дней? В любом случае, объект интересный, это действительно легенда. Мне кажется, либо он ждёт какой-то большой комплексной экспедиции, в которой мы будем рады принять участие, либо все эти знания, все исследования, фрагменты информации нужно собрать в одну копилку. Поскольку это Северный морской путь, поскольку это географические исследования, где-то в библиотеке РГО можно было бы всё это собирать и показывать. Многие захотят увидеть место столь бурных событий и сам пароход. Ну а кроме того, в постоянной битве за Арктику надо напомнить, кто сделал этот регион нашим и какой ценой он нам достался.
Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна. На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей.
Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт.
В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим.
Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел.
Работы осуществлялись с борта морского спасательного судна «Лазурит». Были проведены водолазные спуски с использованием современного поискового оборудования для идентификации и обследования судна, фото- и видеосъёмка, затем члены экспедиции воздали почести погибшему пароходу.
Как отметили исследователи, последние десятилетия никто всерьёз историей гибели «Челюскина» не занимался. Несколько погружений были организованы ещё в советское время, но тогда не было той аппаратуры, которая есть сейчас. Исследование проводится в рамках проекта морской инженерной компании «Фертоинг» по сохранению морского исторического наследия России.
По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход «Челюскин». В настоящее время ледокол Северного флота «Илья Муромец» направляется к острову Врангеля. Также будет выполнен ряд наблюдений и исследований в интересах научной группы Русского географического общества. Экспедиционный отряд Северного флота и Русского географического общества, действуя на ледоколе «Илья Муромец» в районе полуострова Таймыр уже обнаружил следы экспедиции Владимира Русанова, уточнил координаты артиллерийских батарей на побережье Карского моря, в ходе подводных исследований — определил местоположение останков нескольких судов, погибших в Карском море в ХХ веке.
Завершилась экспедиция к месту гибели парохода «Челюскин»
Мир не верил в спасение челюскинцев. Западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Датская «Политикен» заочно оплакивала Шмидта: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана». Но летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции. Было ясно, но холодно - ниже 40 градусов.
Люди ждали самолеты возле палатки, которую окрестили аэровокзалом. Летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Экипаж выносил всё, что могло пригодиться для завершения зимовки. Решения принимались быстро, команды выполнялись, состояние корабля чётко отслеживалось. В 15:50 "Челюскин" повалился на нос и пошел под лёд.
Погиб один человек — завхоз Борис Могилевич, неудачно зашибленный сорвавшейся бочкой и отброшенный на палубу, когда команда покидала "Челюскин". Ещё 104 человека вышли на лёд. Лагерь просуществовал 2 месяца — с 13 февраля по 13 апреля 1934 г. Однако теперь предстояло разбить лагерь на пустом месте в лютый мороз. На льду торопливо ставили палатки.
Не было бы счастья — несчастье помогло: на остров Врангеля так и не попали ни строители, ни стройматериалы. Зато теперь инженеры и рабочие начали возводить камбуз и барак. В палатках обивали стены, стелили полы из подручных материалов, мастерили кустарные лампы, словом, устраивались всерьёз. Два месяца они провели в условиях полярной зимы. Все пассажиры и участники экспедиции были спасены.
Запасы передавались завхозу, ему же сдавали лишнюю тёплую одежду все, не исключая Шмидта. В это время радисты под командой Кренкеля великими трудами восстанавливали радиосвязь с землей. Антенна сгибалась на ветру, ремонтировать приемник приходилось голыми руками. Первым, что удалось поймать по восстановленной рации был... Вскоре Кренкель повыгонял в другие палатки тех, кто ночевал возле рации и устроил полноценный радиоузел.
Вскоре удалось связаться с полярной станцией Уэлен. Шмидт обрисовал ситуацию — без паники, но и без приукрашивания своего положения. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. Между тем спасательная операция представляла такие трудности, которых раньше не знали. У СССР был опыт эвакуации терпящих бедствие полярников.
Огромную помощь будущим спасителям оказали сами спасаемые. Шмидт и Воронин изначально исходили из того, что нужно облегчить жизнь лётчикам, и послали людей расчищать взлетную полосу. Нагромождения льдин и стоящие ребром куски льда счищали вручную на подходящей площадке в нескольких километрах от лагеря. В результате получилась взлётная полоса в 600 метров длиной, а когда льды смяли её, началось строительство новых — всего челюскинцы построили четыре! Идею пробиваться к спасению собственными силами прорабатывали и Шмидт с Ворониным на льду, и члены комиссии в Москве.
Её пришлось отбросить: слишком много людей требовали для жизнеобеспечения слишком много груза: на себе всё необходимое имущество просто не унесли бы по торосам. Вскоре с воздуха разглядели дым — это люди Шмидта подавали сигналы. Под радостные вопли внизу машина Ляпидевского приземлилась на "аэродроме". Порядок соблюдался жёстко: первыми увезли женщин и двух маленьких девочек.
Команда парохода «Челюскина» и ледокола «Красин» в Мурманске. Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму. Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров.
На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек, по разным причинам вынужденные вернуться, покинули пароход ещё у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Остальные ответы.
Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин"
Гибель моряков на пароходе «Челюскин» произошла в 1934 году во время поисковой экспедиции. Пароход, под командованием Г. Я. Лысенко, затонул в Северном Ледовитом океане, в районе Чукотского моря. Дрейф Челюскина карта. Место гибели Челюскина на карте России. В 1934 году в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух спасены все 104 человека, которые провели два ме.