это уникальный вид театрального представления, при котором на сцене выступает только один актер. Смотрите Что такое моноспектакль?. Длительность видео: 4 мин и 6 сек. специальный опрос по следам 'ЧАТа' в Омске, Актёр театра и кино Даниил Спиваковский покажет 4 моноспектакля в Югре, МОНОСПЕКТАКЛЬ | Почему актёры избегают этот жанр?, Что такое моноспектакль?, Что такое моноспектакль. МОНО; корень - СПЕКТАКЛЬ; нулевое окончание; Основа слова: МОНОСПЕКТАКЛЬ Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой. ∩ - МОНО; ∩ - СПЕКТАКЛЬ;. Слово Моноспектакль содержит следующие морфемы или части. Моноспектакль, посвященный событиям на Донбассе, появился в репертуаре Пензенского драматического театра.
Елена Попова: "Любой моноспектакль - это попытка разобраться с собой"
Радостно, когда зритель выходит из зала с немного иными мыслями в голове. Если же спектакль ничего не изменил в мыслях, чувствах человека - это ненормально, такое приемлемо лишь для бульварного театра. Воздействие на зрителя, которое передаётся энергетикой, эмоционально-чувственной составляющей должно быть вкупе со смыслом и содержательным наполнением, что редко бывает, но если уж получается, то действительно имеет хороший результат. Я нашёл свою нишу, определился с судьбой, от которой не уйдёшь.
У театра есть какое-то наркотическое свойство, связавшись с ним, уже не бросишь. Это болезнь, нормальные люди сюда работать не идут, а сидят в офисах, магазинах. В театре здоровых людей не бывает.
Каждый выбирает и решает свою судьбу, если я уже выбрал такую - это данность. Как говорит Нина Заречная:«Неси свой крест и веруй». Моментов, когда хотелось уйти из профессии, не было.
Во-первых, я ничего делать не умею - пойти работать в шиномонтаж или на завод я не могу. А во-вторых, зачем мне уходить, если здесь я могу получить свою дозу «наркотика»? Я подсел «на иглу» театра - бессмысленно куда-то рыпаться...
В наше непростое время выжить помогает только работа. Только на сцене я чувствую себя в полной безопасности и гармонии с самим собой. Автоматически переключается что-то в мозгу, когда выходишь на сцену: забываешь, что пять минут назад что-то тревожило и возмущало.
Но, уходя со сцены, снова погружаешься в суету и проблемы. Куда исчез Шут? С Лира постепенно спадает мишура власти, с каждой минутой он всё меньше — король и всё больше — человек.
И также постепенно Шут становится всё незаметнее и незаметнее. И Шут этот не просто балагур или паяц. Я не играю шута в таком классическом понимании — весельчак в колпаке с бубенчиками.
Это бродячий артист, которому некуда податься… Неприкаянная душа. Он постоянно был рядом с королем, а потом исчез. Может быть, он ушел искать новое государство и нового короля.
А может быть пошел и повесился, потому что вся атмосфера вокруг отравлена сумасшествием, и он «заразился» этим безумием.
Или актер?! Не каждый артист согласится, а вернее сказать, решится на этот шаг. За таким решением всегда большая ответственность и во время игры рассчитывать ни на кого, кроме себя, не приходится.
Но сама жизнь - это и есть моноспектакль. И нужно, также, как и в жизни, прожить и пережить определенную ситуацию, только уже рядом с героем, вместо героя. Интересно, а сложно играть одному, имея в виду все ту же ответственность? Ведь человек в моноспектакле говорит о наболевшем, сокровенном, включая свои эмоции и личные переживания.
Безусловно сложно, но интересно и, как правило, это осознанный шаг. В моноспектакле поднимаются темы любви, жизни, смерти, веры в Бога, потери веры, предательства... То есть, те вопросы, которые всегда волновали, в той или иной степени, каждого человека. И актер, оставаясь один на один со зрительным залом, каждый раз пытается понять сам, и найти ответ вместе со зрителями.
Но и зритель должен быть мыслящим! Человек может задумываться о каких-то серьезных вещах уже в раннем возрасте. А это значит, что спектакль и о зрителях тоже.
Рикёра, в драматическом тексте высказывания должны быть зримыми. То есть, если художественное рассказывание и чтение можно только услышать, то драматический театр одного актера нужно смотреть. Ведь только благодаря физическому присутствию персонажа и диалогу актера со зрителями можно достичь корректности и полноты художественного впечатления. Как уверял Э. А этого добиться поможет только совокупность психотехнических и психофизических средств. Тут можно выделить гибкость актера, умение свободно пользоваться языком жестов и мимики. Другой подход и требования к актеру, исполняющему художественное чтение или рассказывание. Моноспектакль: разве это не скучно? Многим не понять, как можно получать удовольствие, сидя в театре два часа и смотря на одного и того же актера. Некоторые думают, что моноспектакли скучны. Однако позвольте возразить. Представьте себе: одна сцена. Одна постановка. И только один человек. Во все времена, начиная с создания этого вида театрального искусства, представления всегда были более напряженными, чем обычные спектакли. И этому есть простое обьяснение: ведь в этом случе перед актером стоит невообразимо сложная задача - открыть весь арсенал своего таланта и на сцене совершить превращение то в одного героя, то в другого. А то, что это очень сложно, думается, понятно всем. Этим и объясняется, что не каждый актер хочет и может играть в моноспектакле. К примеру, каждый человек мечтает играть Гамлета, но вот найдутся лишь немногие, кто согласится играть спектакль со всеми сложными персонажами в одиночку. Вот почему на сегодняшний день в Москве мало спектаклей одного актера. Как актеру добиться убедительного выступления? Прежде всего, это талант, некий дар. Как говорится, актерами не становятся, актерами рождаются. Но, естественно, труд и работа над собой тоже имеют важное место. Некоторые считают, что театр одного актера - это то же самое, что публичное выступление. В некотором роде так оно и есть. И успех тут в большинстве случае зависит от артистичности, оригинальности и эмоциональности актера. И важнее всего начать с правильного направления. А для этого ему нужно развить в себе: Эмоциональность и чувственность. Фантазию и воображение.
В театре здоровых людей не бывает. Каждый выбирает и решает свою судьбу, если я уже выбрал такую - это данность. Как говорит Нина Заречная:«Неси свой крест и веруй». Моментов, когда хотелось уйти из профессии, не было. Во-первых, я ничего делать не умею - пойти работать в шиномонтаж или на завод я не могу. А во-вторых, зачем мне уходить, если здесь я могу получить свою дозу «наркотика»? Я подсел «на иглу» театра - бессмысленно куда-то рыпаться... В наше непростое время выжить помогает только работа. Только на сцене я чувствую себя в полной безопасности и гармонии с самим собой. Автоматически переключается что-то в мозгу, когда выходишь на сцену: забываешь, что пять минут назад что-то тревожило и возмущало. Но, уходя со сцены, снова погружаешься в суету и проблемы. Куда исчез Шут? С Лира постепенно спадает мишура власти, с каждой минутой он всё меньше — король и всё больше — человек. И также постепенно Шут становится всё незаметнее и незаметнее. И Шут этот не просто балагур или паяц. Я не играю шута в таком классическом понимании — весельчак в колпаке с бубенчиками. Это бродячий артист, которому некуда податься… Неприкаянная душа. Он постоянно был рядом с королем, а потом исчез. Может быть, он ушел искать новое государство и нового короля. А может быть пошел и повесился, потому что вся атмосфера вокруг отравлена сумасшествием, и он «заразился» этим безумием. Ведь Шут всё время рядом с Лиром, он постоянно пребывает в этом окружающем Короля бреду. И Шут бежит… А вот куда он бежит, почему исчезает — это уж каждый решает сам. О жизни. Сложно однозначно сказать, что больше или меньше я ценю в человеке. Это совокупность качеств: интеллигентность, начитанность, образованность. Готов простить всё грамотному человеку, который правильно ставит ударение и владеет правильной русской речью.
Лекция как моноспектакль
Моноспектакль – это формат, который позволяет артисту проявить свой талант и творческое мастерство, а также позволяет зрителям окунуться в уникальное и многогранное произведение искусства. С 1 по 10 октября на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» пройдет XII Московский международный театральный фестиваль SOLO, который представит 10 лучших моноспектаклей из России, Франции, Италии, Болгарии, Бельгии, Великобритании. театральная лаборатория для режиссеров, актеров и драматургов, работающих в жанре моноспектакля.
Please wait while your request is being verified...
Как отличить моноспектакль от стендапа, в эфире «ПЛН FM» (102.6 FM) объяснил режиссер моноспектакля «Говорит Москва» по пьесе современного драматурга Юлии Поспеловой Александр Суховский, премьера которого состоится в Псковском академическом театре драмы. это уникальный вид театрального представления, при котором на сцене выступает только один актер. это уникальный вид театрального представления, при котором на сцене выступает только один актер. Каждый моноспектакль уникален и самобытен, подтверждение тому — афиша фестиваля Solo, который стартует в Москве 1 октября. Актриса рассказала журналу ОКОЛО о работе над спектаклем, вспомнила любимых поэтов и поделилась планами на будущее. что такое моноспектакль в театре.
Алексей Девотченко: «Каждый моноспектакль - творческая декларация».
Это позволяет создать особую атмосферу, в которой очень сильно присутствует драматическая напряженность. Другой особенностью моноспектакля является его высокая степень авторской самостоятельности. В моноспектакле актёр становится не только исполнителем роли, но и его создателем. Он самостоятельно выбирает тему спектакля, разрабатывает сценарий, определяет характеристики своего персонажа. Это даёт актёру большую свободу самовыражения и возможность воплотить на сцене свои творческие идеи. Также моноспектакль открывает возможность для актёра продемонстрировать свои актёрские возможности в полной мере. Он может насыщенно использовать разнообразные актёрские техники, играть несколько ролей, переключаться между персонажами на сцене.
Это требует от актёра особой концентрации и профессионализма, но при этом позволяет подчеркнуть его мастерство и актёрский талант. Важной особенностью моноспектакля является его простота и экономичность в производстве. Одному актёру не требуется большая сцена, сложные декорации и множество костюмов. Он может обойтись минимальным набором реквизита и ограничить декорации до самого необходимого. Это позволяет сделать моноспектакль более доступным и легким в организации и проведении. Использование одного актера Использование одного актера в моноспектакле предоставляет возможность создать глубокий и яркий образ, не отвлекая зрителей на других актеров и их действия.
Актер выступает в роли всех персонажей, находящихся на сцене, и самостоятельно передает их эмоции, характеры и отношения между ними. Такой формат представления позволяет актеру проявить свою гибкость, творческий потенциал и способность к глубокой эмоциональной передаче. Одному актеру приходится не только изменять внешность и голос для каждого персонажа, но и переживать их чувства и эмоции, создавать атмосферу и взаимодействовать с воображаемыми партнерами на сцене. Такие моноспектакли требуют от актера высокой концентрации, навыка работы с пространством и восприятия публики. Однако, если актер успешно справляется с такой задачей, моноспектакль может стать настоящим шедевром и вызвать у зрителей глубокие эмоции и восхищение. Примеры известных моноспектаклей: — «Соло для женщины» с Валентиной Талызиной.
Моноспектакли поражают своей энергетикой и возможностью исследовать разнообразные характеры и ситуации, не выходя за рамки одного актера на сцене. Они доказывают, что один человек может создать целый мир и увлечь зрителей своим искусством. Смешение разных искусств Моноспектакль как форма современного искусства часто использует смешение различных художественных направлений, позволяя объединить в одном произведении элементы театра, кино, музыки, танца и даже живописи. Такой подход позволяет создать уникальную эстетическую и эмоциональную атмосферу, расширить возможности выражения искусственно-творческих идей и открыть новые перспективы для зрителей. Смешение разных искусств в моноспектакле может проявляться, например, в использовании музыкального сопровождения или звуковых эффектов, которые создают определенное настроение и подчеркивают драматическую составляющую произведения. Также моноспектакли могут включать в себя элементы видео или проекций, которые помогают создать особую визуальную картину или передать дополнительную информацию зрителю.
Совместная работа режиссера и актера — залог успеха моноспектакля. Показ моноспектакля После того, как моноспектакль готов к выступлению, наступает время его показа. Это важный этап, ведь от его организации и продвижения зависит, насколько много зрителей увидят и почувствуют вашу работу. Первым делом необходимо определить место и время показа. Лучше всего выбирать небольшие театры, клубы или арт-пространства, в которых есть сцена и оборудование для звука и света. Также можно рассмотреть возможность организации выступления на улице или в необычном для театральных представлений месте, чтобы привлечь внимание прохожих. Важно продвигать свое выступление заранее. Объявления о показе моноспектакля можно разместить на сайтах театров, в социальных сетях, на специализированных сайтах для актеров и режиссеров, а также в печатных изданиях города. Стоит обратить внимание на возможность проведения онлайн-трансляции мероприятия. При подготовке к показу необходимо обратить внимание на создание атмосферы, которая соответствует теме спектакля.
Для этого можно использовать музыку, декорации, костюмы. Важно также подготовиться к общению с зрителями после выступления, чтобы ответить на вопросы и получить обратную связь. После показа моноспектакля рекомендуется провести его анализ и оценку. Важно понять, что удалось, а что нужно улучшить в следующих выступлениях. Также можно получить обратную связь от зрителей и критиков, чтобы узнать, что понравилось и что можно изменить в будущем. Важный этап — показ моноспектакля. Выбирайте место и время внимательно. Продвигайте свое выступление заранее; обратите внимание на Интернет-ресурсы и социальные сети. Создавайте атмосферу, которая сообщает тему спектакля. Оцените показ моноспектакля после выступления для получения полезной обратной связи.
Реклама и привлечение зрителей Онлайн-реклама. Создание страниц в соцсетях, постинг превью и анонсов в соответствующих группах можно использовать для привлечения зрителей. Также можно разместить объявление на сайтах, схожих с вашим по тематике и направлению.
Поначалу они вроде как счастливы: ростовщик учит стрелять ее из револьвера, который хранит в лавке на всякий случай, они проводят вместе дни и вечера. Но вскоре выстраивает свою «идеальную» политику отношений — молчание. Он полностью контролирует ее жизнь, выводит ее иногда в театр или на прогулки, смотрит, как она читает вечерами, но не разговаривает с юной женой. Эти игры в безмолвие, строгость и подавляющий контроль в итоге доведут девушку до страшного решения расстаться с жизнью. Но перематывая события назад, переживая их вновь, герой так и не осознает своей вины.
Хотя вскользь обмолвится, что мучил ее… Сценография пьесы точно отражает конфликт героев и дает «ключи» к повести Достоевского она пусть и короткая, но оставляет в читателе глубокий след — не случайно Юрий Башмет после премьеры сказал, что две недели не мог прийти в себя после прочтения. На сцене три серых стеллажа со множеством ящиков, которые упираются чуть ли не в небо. Эти подвижные декорации красноречиво дополняют образ героя, замкнутого на себе его можно было бы называть «человеком в футляре», однако чеховский персонаж родился на 20 лет позже этого героя Достоевского. В одном из самых напряженных моментов пьесы стеллажи с ящиками раздвигаются, превращаясь в полуоткрытые двери, и мы оказываемся в гостинице, где происходит судьбоносный разговор кроткой с бывшим сослуживцем ростовщика. Там она узнает о его падении: как он, дворянин и офицер, был уволен со службы за отказ участвовать в дуэли, как опустился на самое дно, обнищал, спал в ночлежках. Она принимает все с честью, защищая своего мужа, лишь позже спросит у него: почему тот не рассказал ей об этом до свадьбы? Когда ростовщик подслушивает ее разговор с ненавистным ему офицером, зритель чувствует его внутренний накал физически — прожекторы ярко светят нам в глаза, словно высвечивая в нас все потаенные боли. Кроткая девушка в пьесе является призраком — черной тенью, летающей вокруг ростовщика с белыми платочками, которые она часто шила вечерами.
И хирургия тут бессильна». А еще это рассказ про настоящую любовь, которой не важны титулы и поклонение окружающих. Финал спектакля дарит надежду на то, что не переведутся таланты в народе итальянском, и мы ещё не раз услышим чарующие южные голоса, звучащие на всю планету.
Необычный спектакль и нетипичная роль для Эдуарда Аблавацкого — он впервые играет один на сцене, виртуозно перевоплощаясь в колоритного итальянца со всеми его словечками, восклицаниями, жестами. После спектакля мы задали несколько вопросов артисту. Эдуард, почему выбор пал именно на эту пьесу?
В последнее время у меня появилось желание сделать что-то, что хотелось бы мне. У каждого актера бывает такой период творческой жизни. Я стал искать материал для моноспектакля.
Просто забил в поисковике «моноспектакль» и просматривал все, что мне предложила всемирная паутина.
Татьяна Морозова: «Моноспектакли – самый сложный и страшный жанр для актера»
Терминологическую сторону мы понимаем, но что значит этот жанр для зрителя, театра и самого актёра? Ответ на вопрос мы искали у участников фестиваля «ЧАТ». Заодно у вас есть прекрасная возможность познакомиться с артистами. Шукшина Дата показа: 1 апреля в 19:00 Что такое монолог? Для меня монолог — это максимальная возможность высказаться. Роль в театре актеры получают по распределению, в зависимости от того, в чём видит тебя режиссер, и порой приходится влюблять себя в полученную роль. Монолог актер выбирает сам, исходя из своего желания что-то очень важное сказать зрителю. Монолог — это очень личностное актерское высказывание.
Почему жанр моноспектакля важен для актёра, театра и зрителя? Для актера моноспектакль — это проверка на прочность. Сможешь ли ты удерживать своей энергией, своими смыслами зал? В моноспектакле никуда не спрячешься, ты и зритель, который является твоим партнёром. В моноспектакле, на мой взгляд, максимально проявляется актерская природа, я считаю, что каждый профессиональный актер должен испытать свои силы в этом жанре. Для театра моноспектакль важен поисками особой театральности, особого способа разговора со зрителем. Ведь при аскетичности оформления необходимо добиться выразительности.
Для зрителя — это всегда разговор с артистом тет-а-тет, разговор негромкий, почти интимный, исповедальный. Мне кажется, что современный зритель заскучал от поиска театральных форм, за которыми порой не видно актера. Зрителю, на мой взгляд, не хватает простого и искреннего человека на сцене. Как Вы выбрали свой монолог? Во-первых, я очень люблю этого автора, Василия Макаровича Шукшина. Каждый его рассказ — это огромное море юмора, пронзительности, душевности, человечности и искренней любви к жизни с её парадоксами и странностями, с её болью и радостью. Очень долго я не мог остановиться и выбрать конкретные рассказы, разбегались глаза, каждый рассказ прекрасен.
В основе постановок лежат либо специально написанные литературные произведения — монодрамы, либо адаптированные традиционные пьесы. Моноспектакль — весьма непростой жанр. Когда актер на сцене остается один, он волей-неволей оказывается в центре внимания. Казалось бы, на сцене один актер наедине со зрительным залом используя свой талант и мастерство играет спектакль. Благодарный зритель зачастую воспринимает успех такого спектакля, как успех именно этого актера.
И это здорово, потому что именно на такое восприятие и нацелен моноспектакль. Что не видит зритель? В театре, как и в жизни, многое скрыто от непосвященного человека. Мы видим актера на сцене в свете софитов?
Такие выступления были популярны и в Средневековье. Их часто устраивали поэты-трубадуры, барды и менестрели. А в XVIII веке появились чтецкие и творческие вечера, а также мелодекламации, которые, в отличие от других представлений, использовали музыку. Исполнители читали стихотворные и прозаические отрывки, стараясь попасть в ритм мелодии. Однако эти выступления не называли моноспектаклями. Слово появилось позднее — в XX веке.
Елена Алдашева 01. Девять дней подряд на смотре будут играть по два моноспектакля один — «На Страстном», другой — в Боярских палатах , а заключительным событием 10 октября станет спектакль Данила Чащина «Говорит Москва» с Натальей Теняковой. Первой работой, которая будет показана на фестивале, станет постановка Александра Ряписова «Дневник писателя. А в Боярских палатах режиссёр и актриса Дарья Михайлова попробует понять, что такое «Тюремный психолог», опираясь на текст Елены Исаевой.
Актер Антон Мозгалев: Монодрама — это игра на выживание
это острая психологическая трагикомедия, воплощенная как моноспектакль. Моноспектакль – это форма театрального спектакля, в котором выступает один актер. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Моноспектакль — спектакль с участием единственного актера. это уникальный вид театрального представления, при котором на сцене выступает только один актер. Моноспектакль. Моноспектакль (Театр одного актёра) — это спектакль-монолог с единственным исполнителем. Моноспектакль — сложная театральная форма, требующая от артиста свободного владения целостным литературным текстом, виртуозного искусства импровизации и перевоплощения.
Кто такие моноактёры
Артист обязан дарить эмоции, а не вовлекаться в них! Галина Павловна Вишневская в своей автобиографической книге «Галина» , рассказывая о прослушивании в Большой театр, упоминает совет Н. Ханаева : «Но запомни на всю жизнь: у тебя во время пения перед глазами всегда должен быть стоп-сигнал. Знаешь, как у машин сзади? Красненький такой огонек…Иначе с твоим темпераментом на сцене костей не соберешь». И все разговоры о том, что «я словно потеряла сознание, меня куда-то унесло во время выступления, я не смогла сдержать слез» и прочие проявления эмоций во время выступления — это непрофессионально! Самоконтроль и еще раз — самоконтроль! Ну и совет от режиссера - Мария Кнебель в своей книге «Поэзия педагогики» говорит вот о чем цитирую : «Некая грань между я-актер и я-роль всегда присутствует, бы полно не осуществлялся акт перевоплощения. Немирович-Данчкенко говорил, что слезы в жизни отличаются от слез на сцене тем, что плача в жизни, человек испытывает только горе, а плача на сцене еще и радость от верно испытываемого горя. Поэтому Немирович-Данченко и утверждал, что «играть хорошо можно только в хорошем настроении, даже самые трагические роли».
Кнебель Поэтому выходить на сцену только с улыбкой и светлым лицом. Даже если потом зазвучит самая трагическая и эмоционально тяжелая песня! Станиславский говорил о «четвертой стене» - то есть о работе, как бы не замечая публики, будто наедине с собой. Этот прием иногда можно использовать, но, мне кажется, в работе эстрадного артиста очень редко. Без этого все теряет смысл, потому что только отдавая, не скупясь, мы имеем право выходить на сцену. Только искренняя отдача дает тот самый обмен энергиями, который превращает выход артиста даже на одну песню — в событие, в праздник! Тогда не страшен мандраж, а останется только кураж. Вообще разговор о любви к зрителю, это очень важно! Потому что зритель не обязан нас любить.
Но мы обязаны, выходя на сцену, быть преисполненными любви и благодарности этому зрителю. За то, что он сегодня в зале. И тогда песня будет идти от сердца, а нашими устами будет петь сама Любовь. Как научить этому наших детей, как привить им заботливое внимание о каждом слове, о каждой паузе? Хорошо бы личным примером, собственной качественной, профессиональной концертной работой. Очень сложно, особенно, что касается любви и благодарности к публике, потому что такое количество «звезд» «старожилы не упомнят»!!! А звездам нет дела до простых смертных. Плохие примеры для наших учеников. Никакое — ни личностное, ни творческое, ни профессиональное.
И помоги нам Бог в этой нелегкой работе. Глава 4. Построение номера — взгляд и жест. Выбрана песня. Проработан текст. Все живет и дышит, можно выносить на сцену, ура. И тут возникают два основных вопроса — куда смотреть и что делать с руками? Куда смотреть? Тут, как ни искала, не смогла найти никаких рекомендаций от великих, поэтому буду отталкиваться от собственного опыта.
Опыта, полученного в работе с режиссерами, постановщиками и всякими замечательными людьми! Что делать с руками? Что б не мешали. А они мешают? Еще как! Одну руку мы, конечно, займем микрофоном. Но проблема серьезная. Опять же, из собственного опыта, приобретенного в сценической работе. Первое — долой «зримую песню»!
Этот путь такой соблазнительно легкий, что мы то и дело наблюдаем руки, прикладываемые к сердцу, на соответствующих словах в тексте; руки, изображающие «танец маленьких лебедей», если речь идет о птицах; руки, вздымаемые ввысь, при словах о небе и прочие «буквальности». Иногда это выглядит логично и естественно, но уходить в это направление полностью — я бы не рекомендовала. Возникает вопрос — а нужен ли жест, в принципе? Я сама над собой ставила эксперимент — убирала жест по максимуму. Смотрю видеозапись — не то! Не хватает! Жест — это выражение экспрессии, эмоций, способ сконцентрировать внимание зрителя, привлечь его. Есть еще один момент — не случайно в начальных классах музыкальных школ, да и у нас на занятиях с малышами, детки поют «с рукой», показывая, дотягиваясь до высоких нот, помогая себе «спускаться по ноткам, как по лесенке» и, тем самым, соединяя в единую координационную систему звукоизвлечение и жест. Мне, всю жизнь с удовольствием поющей под собственный аккомпанемент, эта связанность звука и жеста особенно понятна и необходима.
Второе — жест должен быть, но в той мере, в которой он необходим. Это средство музыкальной выразительности, такое же, как музыкальные оттенки, темповые изменения и т. Следовательно, жест не должен быть чрезмерен. Не сбрасываем руки! Доводим и останавливаем, но осмысленно и логично. Четвертое - не суетиться никогда! Плавное, сильное движение руки с открытой ладонью — всегда знак отдачи энергии зрителю, в зал! Жестом артист «переливается» в зал, соединяя энергию творчества и любви с энергией зрителя — так возникает общий творческий эгрегор, общее «силовое поле» - после такого выступления и артист, и зритель — счастливы и полны сил! Ворожите руками, гипнотизируйте, захватывайте внимание зрителя — это наша особая артистическая магия, только не «пересолите».
Казалось бы, эти вопросы решаются в репетиционном периоде, в классе? Именно — казалось бы! Страх сцены, мандраж, волнение — никто не отменял. Как я люблю говорить — выполним задачу на двести процентов — дай Бог, на сцене процентов восемьдесят останется. Несомненно, вся эта работа должна быть проведена в классе. Момент экспромта, как высшего проявления творческого порыва, вдохновения — это выход артиста на новый уровень! Когда возникает ясное желание осуществить ту или иную внезапно возникшую задачу, а, главное, полная уверенность в том, что ты СМОЖЕШЬ решить эту задачу прямо сейчас, в процессе выступления! Но это чудо возможно только в состоянии психологического покоя, ясного разума и полной подготовленности, «вбитости» в мышцы и в связки музыкального материала в частности и общей мизансцены. Иначе говоря — профессиональной оснащенности артиста.
Поэтому самый лучший экспромт — подготовлен часами репетиций. Более того — даже мысленное пропевание, проговаривание текста обязательно принесет великолепный результат — так я однажды, не имея возможности петь, проговаривала тексты песен и стихов мысленно и выучила материал так, как никогда ни до, ни после. Ну, и практика, конечно. Ничто и никогда не заменит практики, репетиций, выступлений на любой сцене и в любых условиях. Глава 5. Образ говорящего Ну вот, я обещала, что вернусь к этому важнейшему понятию. Что это — это сочетание всего, по А. Чехову — «и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — в нашем случае — и исполнение, и внешний вид, и поведение на сцене. О чем я — проще, как всегда , на примере — странно выглядит исполнительница в миниюбке и с неимоверно броским макияжем, поющая о чистой и возвышенной любви или исполняющая патриотическую песню в перьях и блестках.
Следовательно — все должно соответствовать и сочетаться в номере, все должно работать на образ, на смысл песни, создавать моноспектакль, единство внутреннего и внешнего. Что же, кроме самого исполнителя может помогать или мешать в этом творческом процессе? Естественно, шоу, скажите мне вы. Конечно, ведь, именно этим странным явлением заменили сейчас хорошую и профессиональную концертную работу.
Без сомнения, моноспектакль — это наивысшее проявление мастерства актёра, который на сцене либо исполняет сразу несколько ролей, либо же совершает экскурс по жизни одного героя. В последние годы жанр обрёл популярность, и в течение вот уже 14 лет в Москве проходит отдельный фестиваль моноспектаклей. Он проходит на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» и собирает вокруг себя, как театральных деятелей, так и зрителей, поклонников драматического искусства.
В этом году на суд зрителей будут представлены 19 постановок, которые покажут в течение 10 дней. В программе фестиваля есть постановки как по классическим произведениям, в том числе по Шекспиру, Достоевскому и Гоголю, так и по пьесам, написанным самими актёрами. Наверное, самым неожиданным среди всех моноспектаклей, принимающих участие в фестивале, будет «Капитал» по Карлу Марксу.
В 2004 году зритель увидел моноспектакль режиссера В. Пази « Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу » 2004 г. В 2000 г. Чехова состоялась премьера новой версии «Контрабаса» Г.
Черепанова в исполнении К. В 2008 году выходит моноспектакль «1900» режиссер и исполнитель — О. Особенность жанра[ править править код ] Моноспектакль имеет, как правило, драматический сюжет. Так, например, в основе спектакля «Контрабас» лежит тема маленького человека. Однако Райкин и Хабенский рассказывают о разных «маленьких людях».
Самое смешное, что они не осознают, что это именно песни о трагической любви! Они просто хотят петь «что-нибудь из Гагариной или Дубцовой». Результат — малышка в маминых туфлях на каблуке, которые ей велики на пять размеров!
Тут еще, на мой взгляд , проблема в том, что у нас практически нет песен, которые охватывали бы проблемы подросткового возраста, ощущение одиночества и непонимания, через которые проходит, наверное, каждый ребенок. А дети категорически не хотят петь песни, которые им эмоционально малы. И мы вместе впадаем в другую крайность и начинаем влезать во взрослый репертуар. К счастью, девочки взрослеют быстро и справляются, как правило, очень прилично. Но, тем не менее, репертуарная бедность песен для подростков имеет, на мой взгляд, ужасные последствия — дети начинают окунаться в современную молодежную эстраду и — самое плохое — копировать манеру исполнителей. В мои задачи не входит разбор недостатков современного шоу-бизнеса, но, думаю, многие мои коллеги со мной согласятся — в результате мы имеем детей, которые плохо поют по-русски, кричат, и совершенно не имеют собственного исполнительского лица. И не хотят его находить! С этим очень трудно бороться, поскольку «напетые» штампы уже просто «вбиты» в связки.
Какой выход? Как всегда в нашем трудном деле — «бороться и искать, найти и не сдаваться! Постепенно, в идеале — в сотрудничестве с родителями, прививать хороший вкус, терпеливо приучая детей к хорошей музыке, к качественному исполнению, к продуманной и грамотной подаче музыкального материала. Бывает, конечно, и так, что ребенок категорически не хочет петь ничего, кроме песен из репертуара современных исполнителей. Значит, моя педагогическая задача — попытаться снять заштампованность вокальных приемов, заставить хорошо произносить текст, попытаться создать именно то, чему посвящена моя работа — моноспектакль! И, как знать — может быть, следующая песня уже зазвучит по-другому, более осмысленно и приятно для уха и для души. Поем по-русски! Ох, вот же, наболело!
Да, слава Богу, у нас сейчас вполне официально взят курс на патриотические произведения и песни на русском языке. Но детям это крайне сложно объяснить! Они смотрят шоу «Голос. Дети», где почти все поют по-английски. Я отчасти понимаю и даже восхищаюсь этими ребятами - их английский совершенен, наши дети прекрасно управляются с непослушными звуками и смыслами чужого языка. Это пригодится, без сомнения, так уж складывается наша современная действительность, диктуя свои, новые для нас, законы. Мы живем в России! И должны уметь петь по-русски!
Ведь хорошо, если действительно, человек понимает, о чем поет. И хорошо, если у исполнителя «хороший» английский. А то ведь исполнению на иностранном языке может сопутствовать две проблемы — «смесь французского с нижегородским» А. Грибоедов, «Горе от ума» — самое печальное, что зритель, сам, возможно, не владея иностранным языком, прекрасно слышит плохое произношение несчастного певца! Ну и вторая проблема, которую осветил Михаил Козаков в своей книге «Фрагменты ». Перефразируя разговор идет о том, можно ли снимать фильмы о загранице , скажем так — почему нельзя петь песни на иностранном языке? Суть, мне кажется в том, что бы не впасть в иностранный тон» М. То есть — оставаться самим собой.
А этого проще добиться, если остаться в стихии родного языка. Проще создать образ, продумать и прочувствовать текст, сочетать его с музыкой и, в конце концов, прийти именно к красивому и психологически логичному исполнению. Подводя итог первой главы, вот, что хочу сказать. Про возрастное соответствие исполнителя и песни - понятно. Это момент, обеспечивающий единство восприятия музыкально-эмоциональной информации. И задача педагога со стороны грамотно оценить и порекомендовать музыкальный материал, соответствующий возрасту и уровню душевной зрелости. Но вопрос пения по-русски сейчас, во время тотального пренебрежения родным языком, беспрецедентной, всеобщей неграмотности — этот вопрос стоит так остро, что для меня, несомненно, выходит на первый план. Не потому, что не могли петь на иностранном языке.
А потому, что для них было совершенно естественно петь на том же языке, на котором они думают. На своем родном языке. Мне кажется, это прекрасный пример для нас и для наших учеников. Глава 2. Работа над текстом. Я сознательно опускаю работу над музыкальным материалом, поскольку эта часть разучивания и подготовки концертного номера сама собой разумеется. Единственно, о чем можно сказать, так это о том, что в наших программах катастрофически мало часов предполагается посвятить сольфеджио. И сознание детей совершенно не расположено к изучению этого интереснейшего и жизненно необходимого исполнителю предмета.
А ведь насколько проще было бы взять ноты понравившейся песни и спокойно все выучить! Но, с другой стороны, несомненно, развивается способность восприятия музыки на слух. То, что в эстрадной работе ценится «на вес золота». Я сама, не обладая «абсолютным» слухом, но, обладая слухом очень хорошим, могу сыграть практически любую знакомую песню, «подобрать», как говорят музыканты. И это навык , пожалуй пригодился мне в жизни гораздо сильнее, чем навык «чтения с листа». Так что процесс разучивания музыкальной части — естественно происходит и самостоятельно, и под контролем педагога. В конце концов, любая мелодия запоминается, выучивается и свободно сольфеджируется. А вот этап работы над текстом, это особая история.
Ибо текст — то, что делает песню — песней, вернее дает возможность создания продукта, концертного номера. Интерпретация текста — это абсолютно творческий процесс. Что, на мой взгляд , необходимо: Читаем текст, как стихи. Не просто читаем — а выписываем его распечатываем и, с карандашом в руках, ищем смысловые акценты, главные слова, выстраиваем фразу - не только музыкальную, но и смысловую. Вообще чтение стихов — это такая школа, значение которой в работе артиста трудно переоценить! Это и работа над дикцией и артикуляцией, и умение донести смысл, и развитие способности к концентрации, «взятии» публики и многое другое! Работа над снятием психологических «зажимов», которых у современных деток печально много… Но тут уже начинается область психологии, а это не входит в мои полномочия. Однако почитать текст, как стихи, придется.
Если речь идет о построении концертного номера, хочется верить, что мы работаем с сознательным человеком, желающим овладеть тайнами мастерства, и он пойдет даже на такие испытания, как чтение стихов! Как ни странно — простой вопрос, но часто ставит в тупик. Казалось бы — какая разница, ощущаешь ты подтекст песни или нет? Зрителю же ты не докладываешь об этом? Вот тут позволю себе привести в пример собственный опыт построения отделения концертной программы. Мой отец был создателем жанра «композиции», то есть логичного по смыслу перехода, перетекания стихов в песни и наоборот. Это был взрыв и откровение. Я, начав сольную деятельность взяла отцовский опыт на вооружение и стала создавать свои композиции, соединяя свои песни со своими же стихами.
Каждый раз я выстраивала программу таким образом, что бы эмоциональное развитие шло непременно вверх, к свету, к радости. Казалось бы — ничего никогда я публике не объясняла. Следовательно — если у артиста есть понимание текста, подтекста, сверхзадачи конкретно этого музыкального номера, который мы стремимся превратить в моноспектакль — зритель это непременно почувствует! Так что — работаем над текстом, продумываем его, как монолог Гамлета, и все будет прекрасно. Глава 3. Музыкально-драматическая режиссура в построении песни, как моноспектакля. Почему именно музыкально-драматическая? О построении именно НОМЕРА, с учетом всего — костюма, грима, возможных декораций и аксессуаров, я буду говорить позже.
А сейчас хочется поговорить именно о музыкально-драматургической части работы. Вспомним азы музыкального образования. Необычайно емкое понятие сонатного аллегро является, по сути, формулой жизни.
Значение слова "моноспектакль"
Актриса рассказала журналу ОКОЛО о работе над спектаклем, вспомнила любимых поэтов и поделилась планами на будущее. что такое моноспектакль в театре. это действо, когда на сцене на протяжении всей пьесы находится только один единственный исполнитель. это высказывание на тему, своего рода творческая декларация.