Новости что такое эмоциональный интеллект простыми словами

В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих

Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии. Впервые термин "эмоциональный интеллект" был использован только в 1985 году в докторской диссертации Уэйна Пейна. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

Вся суть эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач. Эмоциональный интеллект (EQ) — что это такое, зачем он нужен и как помогает ораторам, менеджерам и владельцам бизнеса. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. это коэффициент эмоционального интеллекта. Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом.

Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе

Человек с высоким уровнем эмпатии более качественно общается, может предугадать какие-то фразы или поведение собеседника, умеет строить свое общение так, чтобы не задеть и не оскорбить другого. Благодаря эмпатии такие люди гораздо легче и с меньшими энергетическими затратами налаживают контакт с окружающими. Толерантность к изменениям Обладатели высокого эмоционального интеллекта постоянно меняются. Если все спокойно, они ищут то, чем можно наполнить свою жизнь: проходят полезные, интересные курсы, составляют нестандартные маршруты для путешествий, пробуют новое, не боятся менять работу, специальность.

Изменение ситуации во внешнем мире на них особо не влияет, потому что перемены — их естественная потребность, естественное состояние. Они легко адаптируются к случившимся событиям, находят новые источники дохода и способы получения знаний, принимают нестандартные решения. Вместо того чтобы бояться будущего, они продумывают свои действия наперед.

Умение отказывать Умение отказывать формируется из двух базовых понятий. Первое: «Я имею право отказать. Если другой обидится, расстроится, разозлится или отнесется спокойно — это его право.

Я не несу ответственности за его выбор эмоции». Второе: «Я понимаю свои эмоции. И если я действительно не хочу или не могу, у меня нет настроения, я откажу.

Потому что нельзя заниматься насилием над собой. Потому что другие люди должны видеть, чувствовать мои границы».

Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый. Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив.

Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные.

Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции. И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта. Есть конкретные приёмы, как это делать.

Для этого сначала надо отловить, что тебя бесит или что тебя раздражает. Потом докопаться до причин из-за чего это происходит, и что ты можешь с этим сделать. Или как изменить к этому отношение. И навыки эмоциональной саморегуляции дают очень большое преимущество, особенно в ситуации, которая быстро меняется.

Модель, созданная Дэниелом Гоулманом, имеет пять общих характеристик эмоционального интеллекта: Осознание себя. Это умение человека понимать какие чувства он испытывает прямо сейчас. Отличить злость от зависти, чувство вины от стыда. Умение не просто отслеживать свои чувства, а ещё брать ответственность за них, управлять своим поведением.

Навык, который позволяет понимать, что чувствуют другие, предполагать, что думают люди вокруг. Это не угадывание, а считывание переживаний и поведения людей. Социальные навыки. Способность взаимодействовать с людьми, понимать их лучше, оценивать поведение, не брать на себя лишнюю ответственность. Способность стремиться к достижению цели. При этом возможно мотивировать своих друзей, коллег и бизнес-партнёров. Эти пять составляющих вывел Гоулман и описал в своих книгах. Для построения отношений их в целом достаточно.

Психологи Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо выделяют свою модель, которая имеет более основательную базу исследований и используется в современной психологии. Модель способностей Мэйера-Сэловея-Карузо включает в себя: Восприятие эмоций. Способность понимать свои эмоции, разделять их и называть. Также способность понимать чувства других людей, считывать их по мимике, жестам, поведению. Использование эмоций.

Навык человека использовать свои переживания, чтобы улучшать мыслительный процесс, применять в работе и бизнесе. Понимание эмоций. Умение человека определять откуда возникают эмоции, по каким причинам, как они воспринимаются изнутри, какие процессы повлияли на возникновение переживаний, какие внешние факторы или внутренние мысли. Контроль эмоций. Управление эмоциями — сложный и комплексный навык в EI. Человек может ради достижения целей создавать эмоции, направлять их, проживать и завершать, не разгоняя мыслительный процесс. Рувен Бар-Он, один из израильских психологов, изучал эмоциональный интеллект, описал свои выводы в докторской диссертации в 1988 году. Однозначно, благодаря ему у человека есть понимание эмоционального интеллекта и коэффициента.

Он вывел 15 составляющих EQ: Эмоциональная осознанность. Когда человек различает и понимает свои переживания в момент их возникновения. Эмоциональное выражение. Умение человека выражать свои чувства, не нарушая границы других людей. Эмоциональная ответственность. Когда человек берёт ответственность на свои чувства, отделяет свои границы чувств от общества. При этом человек взаимодействует в социуме. Эмоциональная устойчивость.

Способность управлять переживаниями, не поддаваться их влиянию и находить выход. Эмоциональный контроль. Умение не поддаваться эмоциональным импульсам, не терять самообладание ни от положительных эмоций, ни от отрицательных. Понимание человека собственных границ, возможностей, эмоционального состояния. Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения.

Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден. Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость. Как это проявляется? Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей.

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить

Эмоциональный интеллект – это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Другими словами, эмоциональный интеллект — это связь между лимбическими (эмоциональными) областями и исполнительными (рациональными) областями для облегчения более взвешенной поведенческой реакции. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Из статьи вы узнаете, что такое эмоциональный интеллект, какие компоненты в него входят, как можно провести диагностику эмоционального интеллекта и улучшить его.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и принимать свои эмоции и как следствие – управлять ими. Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия.

Вся суть эмоционального интеллекта

Самоконтроль Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами. Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми.

Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения. Эмпатия Эмпатия — это понимание чувств окружающих. Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей.

Как определить уровень эмоционального интеллекта у взрослого? Определить уровень эмоционального интеллекта — задача не из легких. Его сложно измерить точно и объективно, как, например, IQ.

Однако существуют различные методы и инструменты, которые могут помочь приблизительно оценить уровень ЭИ. К примеру, тест Мейера — Саловея — Карузо, который состоит из 144 вопросов и почти полностью исключает субъективную оценку. В этом тесте человеку нужно ответить на вопросы, характеризующие его уровень восприятия, понимания, управления и использования эмоций — основных компонентов ЭИ.

Правда, проходить его стоит вместе с психологом. В бытовой ситуации, чтобы определить уровень ЭИ, Сефербеков рекомендует обратить внимание на «уместное обстоятельствам поведение». Например, если одному человеку «очевидно грустно», а ему «рассказывают анекдот категории Б», то это говорит о низком уровне эмоционального интеллекта собеседника.

Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе.

К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым.

Постоянная практика и тренировка навыков принесут желаемый результат, повысят ваш уровень эмоционального интеллекта, сделают вас ближе к людям и успешнее в профессиональном и личностном росте: Прислушайтесь к тому, что вы чувствуете. Начните замечать свои эмоции и называть их. Это может быть сложно, но поможет вам лучше понимать свои реакции и начать управлять ими. Делайте паузу перед реакцией. Когда вы чувствуете сильные эмоции, например, гнев, отчаяние или разочарование, дайте себе немного времени, чтобы успокоиться и проанализировать ситуацию. Сделанная вовремя пауза позволит вам избежать многих ошибок в общении с людьми.

Воспитывайте в себе эмпатию. Попытайтесь поставить себя на место других людей и понять их чувства. Без обвинений, оценочных суждений и заранее сделанных выводов. Если у вас получится, это поможет наладить более глубокие и продуктивные отношения в семье, на работе, в обществе случайных незнакомых людей. Не бойтесь выражать эмоции, которые не несут заведомо негативного заряда. Будьте открыты и честны со своими чувствами, особенно в тех случаях, когда это важно для выстраивания коммуникации и социальной адаптации. Развивайте навыки управления конфликтами.

Учитесь решать конфликты, образно говоря, словами, а не кулаками, находить компромиссы и приходить к взаимовыгодным решениям. Также для повышения уровня эмоционального интеллекта полезно придерживаться следующих рекомендаций: Практиковать техники медитации. Медитация помогает улучшить управление эмоциями, повысить сознательность и снизить уровень стресса. Выполнять упражнения на визуализацию.

В этом помогает эмоциональный интеллект. Отдельно стоит поговорить о смелости Мы уже знаем, что страх живёт с нами с доисторических времён. А что с героями?

Как бесстрашные люди избавились от страха? Они всё еще испытывают его, но они научились направлять эмоции на преодоление страха. Эта суперспособность — тоже часть эмоционального интеллекта. Вы можете проявить смелость — в один короткий, но значимый миг повести себя в соответствии со своими убеждениями, верованиями, намерениями и сделать то, что считаете правильным. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Эмоциональный интеллект и общение Важная часть эмоционального интеллекта — способность понимать точку зрения других людей, ставить себя на их место, в общем, эмпатия. Это мастерство можно развивать бесконечно, его значимость трудно переоценить. Практикуйте активное слушание: задавайте вопросы человеку, когда он рассуждает о важных для него вещах, уточняйте, примеряйте на себя.

Анализируйте не только аргументы, но и ощущения собеседника, его движения, тембр и так далее. В доверительной коммуникации высок риск начать давать непрошенные советы из собственного опыта Особенно это актуально, если у вас схожий жизненный путь ходили в одну школу, выросли в одном городе. Но даже если вы уже 20 лет лучшие друзья, чего-то вы можете друг о друге не знать. Например, какие-то темы для вас незначительны, а для друга могут быть важны — старайтесь это не обесценивать. Каждый человек имеет право на то, чтобы чувствовать и думать по-другому. При этом не следует забывать о поддержании собственных эмоциональных границ Слушайте, сопереживайте, поддерживайте, но помните, что вы не обязаны быть ничьим спасателем. Важно уметь вовремя отступить — например, если человек ослеп от ярости и больше вас не слышит.

Возьмите за правило ежедневно записывать ваши «эмоциональные результаты» за день. На протяжении дня понаблюдайте за собой: какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. А вечером зафиксируйте результат: какие эмоции вам запомнились сегодня больше всего, в какие моменты они возникли. Запишите, о чем вы думали и что чувствовали в теле в тот момент. Селигман Мартин, «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь» Динамично развивающийся современный мир не делает нам поблажек, и порой даже сильные духом люди сдаются под напором ежедневных задач и проблем. Мы все чаще причисляем себя к армии пессимистов и смиряемся с тем, что дальше будет только хуже. Мартин Селигман — живой классик психологии — утверждает, что пессимиста можно научить быть оптимистом, причем не легкомысленными приемами, а путем сознательного обретения новых навыков.

Его методика помогла тысячам людей преодолеть свой пессимизм и депрессию, которая является спутником отрицательных мыслей, обрести свободу строить свою жизнь так, чтобы она приносила удовлетворение и вела к свершениям. Эта книга научит вас осознать ваш внутренний мир и то, как он влияет на вашу жизнь. Изменить свое настроение, избавиться от поражений. Помочь своим детям освоить образ мышления, который стимулирует оптимизм. Эмоциональный интеллект и лидерство Лидер — человек, за которым идут люди. Почему они это делают? У лидера за плечами достижения, опыт, он знает, куда нужно двигаться, чтобы достичь успеха.

И, что немаловажно, он может донести всё это до людей с помощью эмоционального интеллекта. Чувствовать атмосферу в коллективе, находить правильные слова — всё это части лидерства. Лидеру предстоит сообщать команде неприятные новости: провал проекта, сокращения, неудавшиеся продажи. Передавать такие вещи даже сложнее, чем получать: во-первых, нужно выбрать подходящий момент, во-вторых — управлять реакцией собеседника разочарование, слёзы, злость. Хотя лидер и не должен говорить лишь то, что требуется другому человеку, но если посмотреть на ситуацию его глазами, можно сказать то, что нужно, наилучшим способом, учитывая все переживания. И сохранить отношения. Для лидера также важна сила воли, ещё один компонент эмоционального интеллекта.

Головой вы можете понимать, что лучше будет провести вечер за работой над проектом, чтобы сдать его вовремя, а не идти на вечеринку. Если в такой момент возобладают эмоции, вы просто сдадитесь. Важно соблюдать баланс между рациональным и эмоциональным началом. Настоящий лидер прочно связывает мысли и чувства и направляет их в нужное русло, чтобы достигать нужных результатов. Ещё лидеру важно уметь делегировать задачи. Высок соблазн сделать всё самому, особенно когда речь идёт о предпринимателях. Но в таком случае есть риск быстро сгореть и не добиться и десятой части запланированного.

Эмоциональный интеллект помогает осознать важность делегирования, а ещё — грамотно передать задачу нужным людям. При правильном подходе вы не только разгрузите собственное расписание, но и дадите понять, что доверяете команде, потому что готовы делиться с ней частью ответственности. Наконец, в работе лидера не обойтись без обратной связи. Как показать человеку, что он сделал не то, что задумал лидер, при этом сохранив хорошие отношения и не задев собеседника? Развитие эмоционального интеллекта позволяет уходить от простого языка критики «ты сделал это не так, как я хотел! Мало кто умеет правильно принимать критику, не уходя в негативную реакцию, поэтому задача лидера — создать максимально комфортные условия и придерживаться позитива в общении. Прокачивайте эмоциональный интеллект, он поможет вам во всём Сегодня эмоциональный интеллект зачастую важнее опыта работы и конкретных навыков.

Если вы умеете управлять собственными эмоциями и хорошо считываете собеседников, вы можете и продавать, и презентовать, и создавать продукты, даже управлять городом. Тренируйтесь: приглядывайтесь к своим мыслям и чувствам, замечайте эмоциональные триггеры, слушайте людей и наблюдайте за ними. Чем чаще и насыщеннее тренировки — тем больше возможность преуспеть в любой сфере, где работают люди. Например, встаньте, пройдитесь и снова сядьте, покачайтесь на цыпочках, сделайте небольшую зарядку для рук или просто крепко сожмите кулаки, а затем отпустите. Возьмите блокнот и выпишите список актуальных для вас сейчас проблем. Теперь посмотрите на них под другим углом и представьте, что это не проблемы, а цели для достижения. Перепишите список, формулируя цели позитивно: не используя частицу «не», слова «бросить», «прекратить», «перестать».

Затем определите срок для их выполнения и обязательно будьте конкретны — цели не должны быть расплывчатыми. Займите удобное положение и попытайтесь вспомнить время, когда вы находились в ресурсном состоянии. Это может быть момент из детства, первый поцелую, поход в кино с друзьями, объятия мамы. Вспомните все до мелочей и ресурсное состояние снова появится. Теперь прислушайтесь к вашему телу: — Где вы испытываете сейчас самые приятные ощущения?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий