Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Именно поэтому в пасхальный пост христиане придерживаются особых правил и соблюдают запреты, которые предписаны церковным уставом, ограничивая себя в еде и развлечениях. Узнайте, что можно и нельзя делать в пост, как можно разнообразно питаться, а также можно ли поститься детям. Именно поэтому в пасхальный пост христиане придерживаются особых правил и соблюдают запреты, которые предписаны церковным уставом, ограничивая себя в еде и развлечениях. Великий пост — самый строгий и длительный для христиан.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Если разрешается рыба, то можно и масло. Иоанн Кронштадтский и до конца поста - без рыбы. В Рождественский 6 января Сочельник вкушаем пищу без масла. Для желающих причащаться в Рождественскую ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем. Великий пост 7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи подготовка к Посту - Сырная седмица Масленица - не вкушаем мясо ср, пт - без масла пн, вт, чт, сб, вс - с растительным маслом кроме 1-й, 4-й Крестопоклонная , и последней Страстная седмиц - без масла по будням. Благовещение и Вербное воскресенье - рыба.
Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья.
Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.
Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино.
Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф.
Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит.
В эти дни запрещены мясные и молочные продукты, яйца, рыба, сдоба, сладкое и алкоголь. В понедельник и вторник первой недели поста верующим предписывается полностью отказаться от еды. В последнюю неделю рекомендуется воздерживаться от пищи в пятницу и субботу.
В остальные дни можно есть растительную пищу, с одним приемом пищи в день. В субботу и воскресенье разрешено есть горячую пищу с добавлением растительного масла, при этом питаться разрешается дважды в сутки. В Великий пост также существуют ограничения, касающиеся поведения. Запрещено устраивать застолья и шумные веселья, ссориться, сквернословить, злиться, обижать близких, сплетничать, вступать в интимные отношения и развлекаться.
Поэтому время поста нужно быть готовыми провести в духовной борьбе, это период, когда не нужно расслабляться. Это время духовной бодрости, сосредоточения и отражения всех вражеских нападок. В существовании этих злых сил мы не сомневаемся, они, конечно, тоже не дремлют и подталкивают к нехорошим мыслям, словам и поступкам», — рассказал отец Пимен. В то же время, если вдруг человек поддался на какой-либо соблазн, впадать в уныние ни в коем случае не нужно, так же как и прерывать пост, советует он. Конечно, не надо воспринимать Великий пост как время унылого созерцания. Один из проповедников, митрополит Антоний Сурожский, говорил, что где-то отдаленно должна звучать песня Воскресения Христова, чтобы в ночь святую войти в храм и наполнить своим светом все вокруг», — объясняет игумен. Конечно, благие дела всегда хороши, не только в это время, но так как в пост человек просит прощения за свои прегрешения, ошибки и плохие поступки, то загладить вину может не только покаянием, но и творением добрых дел в отношении ближних, говорит отец Пимен. Главное, особо об этом не распространяться: добрые дела, они любят тишину. Потому что ты делаешь это не столько для того, кто просит помощи, сколько для своей души приобретаешь большую пользу», — поделился игумен. Священнослужитель приводит слова покойного владыки Феофана, митрополита Казанского и Татарстанского: «Пост — это время открыть книгу заповедей божьих, и открыть книгу своей жизни, и мысленно сопоставить — что там и что здесь. И вперед — трудиться». Тем, кто на поле боя, разрешаются послабления Тем, кто болеет, беременным и детям пост разрешается не держать. Что касается юных верующих, все индивидуально, объяснит игумен. Строгие предписания им давать неправильно, потому что у детей тоже бывают разные состояния и разное здоровье. Если насильно заставлять их держать пост, можно только отбить желание жить церковной жизнью. К сожалению, такие случаи тоже были, когда дети ополчались уже в подростковом возрасте, когда их принуждали поститься, а они считали это насилием. Тут важно сохранить христианскую и родительскую мудрость, чтобы не перегибать палку и не отступать от того, чему учит церковь», — отметил отец Пимен. И момент, который особо актуален сейчас, — пост не для воинов, обратил внимание настоятель монастыря. Послабление поста для них не воспринималось так, как будто они согрешили. Они себе не принадлежат — что дали, то и вкушай», — объясняет отец Пимен. Не стоит думать о пище, которую они едят, лучше больше времени уделить разговору с Богом.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения. Нельзя сводить пост лишь к изменению в системе питания. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы
- Духовная весна
- Что можно и нельзя делать в Великий пост 2023
- Что можно и нельзя в Великий пост? | Калининградская епархия Русской Православной Церкви
- Что можно и чего нельзя в посту? - православная энциклопедия «Азбука веры»
У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь
Обычно миряне едят на первой неделе также каши, супы, жареные, вареные или печеные овощи и грибы и т. Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь Можно ли есть растительное масло в Великий пост? Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам то есть не монашествующим растительное масло допустимо для ежедневного употребления. Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом. Можно ли пить в Великий пост?
В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах. Пост — это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же может помешать человеку в его духовном движении. Можно ли мед в Великий пост? Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться. Можно ли пить воду в Великий пост?
Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья. Можно ли в Великий пост рыбу? В Великий пост рыбу можно дважды: в праздники Благовещения 7 апреля и Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье, в 2017 году — 9 апреля. Если же Благовещение попадает на Страстную неделю, то даже в праздник рыбу есть нельзя. Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу в 2017 году — 8 апреля , разрешена рыбная икра.
Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом. Можно ли в Великий пост есть креветки? Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. Так, например, в Греции, где морепродукты — традиционная и легкодоступная пища, в Великий пост они разрешены даже в монастырях в те дни, когда устав разрешает масло. В России морепродукты не столь привычная еда, и каждый постящийся, советуясь со священником, сам решает, будут ли в его рационе креветки, кальмары и прочие «морские гады». Если для вас креветки вполне доступны и вы чувствуете, что несколько раз пост вам необходимо такое подкрепление — тогда употребление креветок и других морепродуктов — мидий, кальмаров возможно. Если же креветки для вас скорее любимый деликатес, то возможно стоит поискать другой продукт для подкрепления сил.
Можно ли в Великий пост есть морепродукты? Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста — в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие — что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям. Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником. В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста.
И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами. Почему нельзя есть мясо в Великий пост? Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу. Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни. Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении — в больнице, тюрьме и т. В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост — это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост — духовный.
Часто священники вспоминают слова старцев: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов — первая и самая простая степень поста. Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью. Почему нельзя беременеть в Великий пост? Главное, что нужно понимать в этом вопросе — это то, что в Церкви не существует никаких примет и правил о времени, подходящем для того, чтобы забеременеть. Церковь говорит лишь о том, что Великий пост супругам рекомендуется воздерживаться от супружеской близости, чтобы научиться совладать со своими страстями и желаниями и чтобы настроить свой ум на молитву. Но плотское воздержание может быть только по обоюдному согласию мужа и жены, а не всегда постятся оба.
Таким образом, если ребенок все-таки был зачат в Великий пост, ни в коем случае нельзя считать его в чем-то ущербным или переживать о влиянии дня его зачатия на его судьбу. Кому нельзя поститься в Великий пост? В той или иной мере поститься в Великий пост можно всем! Смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды. Пост — это время борьбы со страстями, и значит, первоочередной задачей может быть отказ от того, что вызывает в человеке определенного рода зависимость. И постный шоколад перестанет быть постным, если съедать по плитке в день. Те или иные, пусть даже совсем небольшие, ограничения может понести любой человек, если подходить к вопросу с рассуждением.
Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан.
В этом году первый день поста выпадает на понедельник, 18 марта, а предшествует этому дню Прощеное Воскресенье — день, когда православные христиане просят друг у друга прощения и готовят душу и тело к вступлению в 48-дневный пост. Продлится Великий пост вплоть до праздника Пасхи, который в 2024 году выпадает на 5 мая. Суть Великого поста Это одно из главных событий года для православных христиан, главная суть которого — подготовка тела и души к светлому празднику Пасхи и воскресению Христову. Хотя у многих Великий пост ассоциируется со строгими ограничениями в еде, его основной смысл заключается не в воздержании от определенной пищи, а в очищении души и мыслей человека. Гораздо важнее в течение поста совершать добрые дела, не поддаваться искушениям, не пускать в голову злые мысли, а в сердце — злые чувства и эмоции, не говорить плохих слов, не материться, не осуждать и не обсуждать других людей. Советуют чаще обращать мысли к Богу, вдумчиво изучать Библию, молиться, помогать нуждающимся и внимательно следить за своими поступками. Ограничения в еде лишь помогают верующим на этом пути. В Евангелии от Матфея сказано: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека», поэтому в первую очередь главная суть поста перед Пасхой — отказ от плотских страстей и искушений, чтобы очистить тело, которое напрямую связано с душой. История появления Великого поста Одни из первых упоминаний 40-дневного поста датируются III веком, но сама традиция Великого поста сформировалась столетием позже, уже в IV веке.
В названии поста всегда фигурировала цифра 40, но изначально первые христиане постились 40 дневных часов и 40 ночных. В общей сложности первый пост длился 80 часов или 3,5 дня подряд. Затем традиция изменилась на 40-дневный пост. Верующие начали держать пост в знак солидарности с новообращенными христианами — последние должны были провести 40 дней в воздержании и молитве, прежде чем принять христианство и полноправно примкнуть к Церкви. Поскольку крещение чаще всего проводили накануне Пасхи или день в день, традиция готовиться к Христову Воскресению путем воздержания от еды появилась именно за 1,5 месяца до праздника. Сначала христиане постились не в Четыредесятницу 40 дней до Пасхи , а в Страстную Седмицу, последнюю неделю перед Пасхой, когда случился арест и казнь Христа. Но позднее к этой неделе прибавился еще и 40-дневный пост. Подготовка к Великому посту Великий пост сопряжен с довольно радикальным изменением питания, а поскольку длится он 48 дней, организм нужно подготовить.
Или когда приходится отправиться в длительное путешествие. Случается также, что человек съедает что-то скоромное во время поста по невнимательности или по забывчивости. Как быть в таких ситуациях, в интервью 5-tv. По его словам, ничего страшного в этом нет, просто после нечаянного или вынужденного нарушения нужно как можно скорее снова вернуться к посту. То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы.
Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно. А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в посту? Поскольку пост мыслится как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Петров пост – 2023: когда начинается, что нельзя делать. 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Во время поста нельзя грешить, нужно больше молиться, потому что пост и молитва всегда идут рядом. Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. Гонители христиан в первую неделю поста тайно окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы заставить христиан хотя бы по незнанию употребить ее.
Великий пост 2024
Что делать христианину в ночь на первое января? «Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью». Великий пост считается у христиан самым важным и строгим, призванным подготовить верующих к Пасхе, празднованию воскрешения Христа. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. 2024: как православным нужно питаться и что можно и нельзя делать в этот период, читайте на ФедералПресс. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям.
Великий пост – 2024: что можно и нельзя делать православным 48 дней
В последнюю неделю рекомендуется воздерживаться от пищи в пятницу и субботу. В остальные дни можно есть растительную пищу, с одним приемом пищи в день. В субботу и воскресенье разрешено есть горячую пищу с добавлением растительного масла, при этом питаться разрешается дважды в сутки. В Великий пост также существуют ограничения, касающиеся поведения. Запрещено устраивать застолья и шумные веселья, ссориться, сквернословить, злиться, обижать близких, сплетничать, вступать в интимные отношения и развлекаться. В Страстную неделю рекомендуется оградиться от мирской суеты и отказаться от любых развлечений. В Великий пост также рекомендуется молиться, посещать богослужения, исповедоваться и делать добро людям.
Православная церковь не поощряет публичные проявления чувств в Страстную пятницу в знак уважения и благоговения перед этим событием. Христианам следует принять участие в богослужении или прочитать молитву. Пропускать эти традиции ни в коем случае нельзя. Если к вам обратились за помощью, не отказывайте нуждающемуся.
По возможности помогите и совершите доброе дело. Народные приметы на 14 апреля 2023 года Если в этот день пошли дожди — будет много травы. Начался гром — погода будет теплой. Началось половодье — пора идти на рыбалку. Гроза 14 апреля — к сухому лету. Ясные ночи — погода будет радовать.
Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста.
Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит.
Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно.
А порой даже нужно, поскольку это источник белка, которого не хватает во время многодневного поста из-за отсутствия животной пищи. Если же креветки, кальмары, осьминоги и прочие морские гады не являются традиционной пищей и стоят дорого, то, несмотря на дозволение устава, стоит отказаться от их употребления или порадовать себя любимым деликатесом лишь на большой праздник. Нужно помнить, что постная пища — это пища простая, без излишеств. Одним из смыслов поста христиане с древности видели то, чтобы на сэкономленные деньги накормить нуждающихся. К сожалению, сейчас этот важный смысл практически утрачен, большинство людей, достаточно успешно погружаясь в гастрономию поста, не думают при этом о чужих нуждах. Поэтому добрым делом для христианина будет вспомнить эту древнюю постную традицию и исполнить заповедь любви к ближнему. Можно ли устраивать праздники и отмечать дни рождения в посту?
Поскольку пост мыслится как время особого воздержания, покаяния и молитвы, то устраивать обильные трапезы со скоромной пищей, и безудержно веселиться в эти дни, как минимум, неприлично. Особенно если речь идет о Великом посте, в который заключать браки и праздновать дни рождения запрещает 52-ое правило Лаодикийского собора «не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения». Но Церковь не запрещает общаться с близкими и друзьями во время поста и радоваться вместе по каким-то поводам. Устав не требует разойтись по кельям в затвор на период поста, поэтому общение с близкими ничуть не нарушает его. Главное чтобы общение осуществлялось в рамках благочестия, без излишеств и чревоугодия и т. Можно ли играть свадьбы во время поста? Как правило, Таинство брака не совершается: по вторникам, четвергам накануне постных дней — среды и пятницы и в субботу накануне малой Пасхи — дня воскресного ; в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников.
Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников в каждом храме они свои ; в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной Светлой седмицы. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным. Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало.
Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно.
А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации.
Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день. Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста?
Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет?
Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников , чтобы лучше подготовиться к встрече праздника. Подвиги поста аскезы править Моисей во время получения Скрижалей и Заповедей Синайского Завета 40 дней «хлеба не ел и воды не пил» судя по всему, этот пост сразу повторился после того, как Моисей, сойдя с Горы и увидев грех идолопоклонства Израиля, разбил Скрижали и снова вернулся на 40 дней на Гору, чтобы ходатайствовать за народ и получить новые Скрижали Завета. Иоанн Креститель всю жизнь провел как аскет-постник, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами.
Иисус Христос постился ничего не ел 40 дней во время его искушения в пустыне. Святой Иоанн Постник , патриарх Константинопольский «шесть дней не вкушал никакой пищи, в седьмой же — вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства». Святой Северин «Сорокадневные посты соблюдал, подкрепляясь пищей только раз в неделю, и, тем не менее, лицо его всегда сияло тихой радостью» [2]. У ранних христиан править Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день — вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества.
Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что ещё не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 часов утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе , то есть Великий Пост Тертуллиан , «О посте». Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Мф.
Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пятницу каждой недели, подобно Великому Посту, находил свое основание в страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пятницу Он умер. Эти посты отличались между собой длительностью, подразделяясь на три категории. Посты в среду и пятницу продолжались до девятого часа до трех часов дня , потому назывались полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался Вечерней , то есть в шесть часов, на закате солнца. Третьим видом поста был сугубый пост, или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи.