Экономист Колташов: Единая валюта БРИКС может быть привязана к золоту.
Материалы с тегом «БРИКС»
На экономическом треке взаимодействие стран объединения основано на Стратегии экономического партнерства БРИКС (далее – Стратегия). Следующая встреча финансового трека БРИКС на уровне министров финансов и управляющих центральными банками пройдет 27 февраля т.г. Программу «Open БРИКС» организует Агентство инноваций Москвы, подведомственное столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития. Сейчас БРИКС — это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, вместе больше 40 процентов населения планеты.
Открыт прием заявок на участие в международной программе «Open БРИКС»
Председатель КНР Си Цзиньпин призвал создать общую структуру управления искусственным интеллектом на саммите БРИКС, который проходил в Йоханнесбурге (ЮАР) с 22 по 24 августа. Сенатор Пушков: БРИКС воплощает принципы равноправного мира, в отличие от G7. Организация БРИКС не позволяла себе резких и грубых политических заявлений, а просто кропотливо наращивала все эти годы экономическое взаимодействие. Мы считаем, что надо создавать стандарт БРИКС, систему сертификации карбоновых проектов в рамках БРИКС», – заявил глава РФПИ. Встреча БРИКС вряд ли окажет прямое влияние на финансовые рынки», — считает Ульрих Штефан, инвестиционный стратег Deutsche Bank. БРИКС (BRICS) сегодня — В Казани отремонтируют бывшую церковь перед саммитом БРИКС.
Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира | Президент Нового банка развития БРИКС Дилма Русеф заявила, что это учреждение не рассматривает новые проекты в России, поскольку соблюдает введённые против нашей страны. |
Что мешает созданию единой валюты БРИКС: мнение экспертов - Финансы | Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. |
БРИКС расширился за закрытыми дверями | Центральные банки БРИКС продолжат своё существование, как и сейчас, выполняя все функции денежно-кредитных органов. |
БРИКС. Большая российская энциклопедия | Статья БРИКС (BRICS), История термина, Страны-участницы, Активы, Новый банк развития, Население более 3 млрд человек, Страны БРИКС лидируют по доле в мировой экономике. |
Бунт против паразитарной надстройки. Эксперты о расширении БРИКС | Уже сегодня БРИКС превосходит страны G7 по показателю ВВП, а в будущем разрыв будет только увеличиваться. |
Единая валюта БРИКС в 2023 году: как будет выглядеть, для чего создается
- БРИКС – последние новости
- Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики
- Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики
- Сейчас на главной
- Суть БРИКС
- ВЗГЛЯД / Единая валюта БРИКС поможет пережить кризис :: Экономика
Что такое БРИКС — расшифровка, страны участницы, что это за организация и чем она занимается
Оно подчеркивает, что благодаря развитию этих стран во многом будет строиться дальнейший рост всей мировой экономики.
Сбер готов выступить соорганизатором сессий по этим направлениям. Это возможность продемонстрировать мировому сообществу позицию России и достижения страны по климатическому треку. Сбер готов подключиться к разработке деловой программы и тематическому наполнению российского павильона. Татьяна Завьялова, старший вице-президент по ESG Сбербанка: «Кроме непосредственного участия в СОР29 мы предлагаем реализовать совместную российско-азербайджанскую инициативу на реке Самур.
В последние годы страны Глобального Юга активно создают собственные институты, региональные интеграционные объединения и системы финансовых расчётов, что делает их одной из важнейших движущих сил трансформации мирового хозяйства. Данную тенденцию ещё в марте 2022 года отметил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, заявивший, что страны БРИКС, составляющие почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося миропорядка. Но насколько этот прогноз реализуем?
В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Важно отметить, что в БРИКС нет единого центра, который бы навязывал свою волю или наказывал тех, кто пытается нарушить установленные правила. Потенциально, БРИКС может стать основой для новой архитектуры мирового порядка, более справедливой и гибкой как в политическом, так и в экономическом отношении. Это особенно актуально в свете того, что форматы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. И вот тут возникают как минимум два резонных вопроса. Первый: о каком равенстве во взаимоотношениях может идти речь, если, например, Эфиопии по степени политического влияния и состоянию экономики до России, Китая и Индии как до Луны, причём пешком. Разница почти в 5,5 раза. И богаты при этом «до неприличия».
Однако обе страны сталкиваются с рядом внутренних проблем. Иран - важный игрок в регионе, но всё ещё страна-изгой, и его соседи больше боятся его, чем уважают. Всё вышеперечисленное - это только часть проблемы. В конце концов, Европейский союз объединяет страны с различным политическим и экономическим потенциалом. Однако, несмотря на многочисленные внутренние противоречия, он функционирует уже три десятка лет и не разваливается. И вот тут придётся перейти ко второму вопросу: в общих чертах страны-участницы БРИКС объединяет их нелюбовь к коллективному Западу что, впрочем, вовсе не исключает сотрудничества с ним. Во всех остальных сферах они не только преследуют собственные интересы, но и конкурируют друг с другом, решая те или иные вопросы по-своему. Они честно стараются, но воз не двигается, потому что каждый тянет в свою сторону.
Пора учить китайский? Россия является одним из основателей БРИКС - организации, которая была создана в июне 2006 года на Петербургском экономическом форуме. Однако стоит отметить, что Россия никогда не была причислена ни к Глобальному Югу, ни к Северу. Современная концепция разделения мира основана на противостоянии коллективного Запада и России, а не какого-либо блока или союза с российским участием. Возьмём нашего ближайшего соседа и союзника - КНР. Примерно с начала 2000-х годов эксперты стали отмечать, что именно Китай, а не Россия является главным противником США и по возрастанию экономической мощи, и по притязаниям на политическое влияние в мире. И руководство КНР не даёт повода сомневаться в том, что во главу угла оно ставит собственные политические и экономические интересы. В настоящее время отношения между Москвой и Пекином ровные и дружеские.
На этих мероприятиях участники БРИКС обсуждают актуальные экономические и политические вопросы, разбирают региональные проблемы, вырабатывают новые торговые связи и налаживают контакты, в том числе с представителями стран, не входящих в блок. Например, на саммит в ЮАР в 2023 году пригласили 30 глав африканских государств. В 2014 году страны клуба договорились запустить свой банк и создали общий пул условных валютных резервов емкостью 100 млрд долларов для поддержания ликвидности на экстренный случай. Кроме саммитов с участием глав государств представители БРИКС проводят много встреч на уровне министерств и ниже.
В рамках блока действуют десятки групп и объединений по разным направлениям, таким как зеленая экономика, инновации или информационная безопасность, которые решают поставленные на саммите задачи. Работают деловой и научный советы, муниципальный и парламентский форумы.
Открыт прием заявок на участие в международной программе «Open БРИКС»
Кремль поддержал создание единой платежной системы БРИКС: будем уходить от доллара | Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций. |
Что такое БРИКС и чем занимается эта организация? | Аргументы и Факты | Мероприятия БРИКС стали независимыми площадками для развития международного экономического сотрудничества. |
БРИКС (BRICS)
Последние новости и события БРИКС | По итогам саммита БРИКС в ЮАР, в котором Путин участвовал по видеосвязи, было отмечено, что последуют и другие фазы расширения организации. |
РФПИ: с БРИКС+ создадут отдельный рынок торговли углеродными единицами - Ведомости | Так он прокомментировал заявление главы Нового банка развития, созданного в рамках БРИКС, Дилмы Руссефф. |
РФПИ: с БРИКС+ создадут отдельный рынок торговли углеродными единицами - Ведомости | При расширении в БРИКС учет менталитетов имеет большее значение, чем при развитии на Запад. |
Бунт против паразитарной надстройки. Эксперты о расширении БРИКС | За эти годы в БРИКС сформировалась эффективная многоуровневая институциональная структура, позволяющая успешно и оперативно решать задачи любого масштаба и в любых. |
БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы
В 2014 году в рамках формата БРИКС появился Новый банк развития, который задуман как механизм финансовой стабильности для стран, пострадавших от кризиса платёжного баланса. По данным Международного валютного фонда, именно торговля и инвестиции стран БРИКС со странами с низким уровнем дохода послужили основной системой поддержки мировой экономики после глобального финансового кризиса. Политические и социальные интересы Одним из важнейших вопросов, поднимаемых на саммитах БРИКС, стала климатическая тематика. Страны пытаются сбалансировать свои экономические и энергетические интересы с противодействием глобальному потеплению. Также руководство стран БРИКС признало необходимость укрепления международных связей и, в частности, обмена талантами и развития сотрудничества в сферах культуры, спорта и образования. В рамках этих соглашений действуют инициативы по обмену студентами и специалистами для развития открытости, инклюзивности и взаимного обучения. В области политики страны-участницы постоянно обмениваются рекомендациями и передовым опытом решения внешних и внутренних проблем. В частности, сейчас эта организация — одна из ключевых движущих сил для реализации африканской повестки дня. При этом форматы этих объединений структурно и идейно прямо противоположны. G-7 представляет собой страну-гегемона США и шесть стран, по сути, признающих главенство Штатов и обслуживающих их экономические и политические интересы. БРИКС построен на принципе взаимного равенства стран с собственными национальными интересами.
Несмотря на то что прямого объявленного противостояния блоков нет, страны G-7 пытаются затормозить развитие стран БРИКС санкциями и торговыми ограничениями. Это приводит к разделению мировой экономики на отдельные зоны и обострению борьбы за «неприсоединившихся». Организация позиционирует себя как реформаторов международных отношений и проект глобального масштаба.
Расширение БРИКС На встрече глав внешнеполитических ведомств 19 мая 2022 года в режиме видеоконференции Китай предложил запустить процесс расширения БРИКС, чтобы "повысить представленность объединения и его влиятельность в мире". К настоящему времени заявки о вступлении в организацию подали 23 страны, в том числе Аргентина, Иран об этом стало известно в июне 2022 года , Алжир в ноябре 2022 года , Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет в мае 2023 года , Бангладеш, Эфиопия в июне 2023 года , Венесуэла в августе 2023 года.
Еще несколько государств официально заявили о своей заинтересованности в присоединении к этому формату. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, тема расширения БРИКС стоит "высоко в повестке дня", при этом между членами объединения "существуют нюансы по поводу его расширения". Идут консультации об определении параметров членства. Он призван финансировать проекты в области инфраструктуры и устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Кроме НБР, объединение к настоящему времени учредило еще несколько структур в деловой и финансовой сфере, среди них Альянс бирж 2011 , Деловой совет, Совет экспертных центров 2013.
С 2015 года на саммитах принимается ключевой документ в области экономического взаимодействия - Стратегия экономического партнерства, рассчитанная на пять лет. Последняя была одобрена в ноябре 2020 года. В том же году по инициативе России был создан Женский деловой альянс и начал работу Молодежный бизнес-инкубатор стран БРИКС, в рамках которого молодые предприниматели делятся опытом и устанавливают прямые деловые контакты. Они охватывают такие направления, как промышленность, сфера услуг, программное обеспечение, услуги в технологической сфере, логистика, торговля и экономика. В настоящее время ведется работа по переходу стран БРИКС на взаиморасчеты в национальных валютах и созданию Фонда облигаций в национальных валютах.
Президент РФ Владимир Путин, выступая 22 июня 2022 года на форуме деловых кругов БРИКС, сообщил, что прорабатывается вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран объединения.
Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер. Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты.
Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению.
При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами.
В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии?
Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность?
Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий.
Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций. Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов.
Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов. Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально. Очевидно, что в этих условиях трансформации ландшафта начнет происходить переоформление альянсов и коалиций.
Их успешность будет зависеть в том числе и от того, насколько корпоративные игроки, которые являются непосредственными акторами экономической жизни, будут интегрированы в системы принятия решений и формулирования повестки. Перед мировым сообществом встают вопросы, какая платформа станет адекватной глобальным вызовам и сможет ли БРИКС занять это место. Экономический, технологический, человеческий и культурный потенциал объединения позволяет говорить о том, что пятерка способна совместно и эффективно реализовывать проекты совсем другого масштаба.
Ключевым условием состоятельности БРИКС станет интенсивность и адекватность его реакции на эти и другие вызовы за счет трансформации как политических, так и экономических форматов взаимодействия.
В настоящее время ведется работа по переходу стран БРИКС на взаиморасчеты в национальных валютах и созданию Фонда облигаций в национальных валютах. Президент РФ Владимир Путин, выступая 22 июня 2022 года на форуме деловых кругов БРИКС, сообщил, что прорабатывается вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран объединения. По мнению экспертов, это может защитить страны БРИКС от санкционных рисков, связанных с расчетами в долларах и евро. В области образования и науки С 2013 года функционирует Научный совет. В сентябре 2017 года начал действовать Сетевой университет БРИКС учрежден в 2015 году , в который входят порядка 60 вузов стран объединения от РФ - 12, в т. Основные направления образовательных и научно- исследовательских программ - экономика и энергетика; информатика и информационная безопасность; экология и изменения климата; водные ресурсы. Штаб-квартира учебного заведения находится в Екатеринбурге при Уральском федеральном университете.
COM организатор - российская образовательная онлайн-платформа Учи. В 2019 году в ней приняли участие 1,6 млн школьников во всех странах БРИКС, а в 2020 году - свыше 3 млн, в том числе ученики из Индонезии и Вьетнама более поздние данные не публиковались. Осенью 2018 года при Иркутском научном исследовательском техническом университете начал работать Байкальский институт БРИКС, который готовит кадры по таким направлениям, как экологический инжиниринг и чистая энергетика; устойчивая инновационная экономика; международный бизнес; цифровые технологии. В числе целей проекта - выработка скоординированной политики и стратегии в этой сфере. В области культуры, спорта и здравоохранения С сентября 2016 года проводятся кинофестивали стран БРИКС, а с 2017 года - фестивали театральных школ. В августе 2020 года по инициативе РФ прошла первая встреча министров спорта, по итогам которой был одобрен меморандум о сотрудничестве между ведомствами.
БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении
Смотрите видео онлайн «Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в хорошем качестве и. Многие сравнивают БРИКС с НАТО или ООН, что неверно: у этой организации нет штаб-квартиры, она не имеет отношения к военным договоренностям, а курирует, в основном. BRICS ZONE это проект межгосударственного значения, освещающий зону влияния международного объединения БРИКС. 4.2Механизм условных резервов стран БРИКС.
БРИКС расширяется в поисках смысла
А резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток в течение последнего года связана с санкциями, а не с экономическими интересами. Более того, страны организации зачастую становятся конкурентами в борьбе за западные инвестиции и рынки. Например, идет процесс переноса западных производств из Китая из-за роста издержек на оплату труда в Индию, Индонезию и Вьетнам. Экономические претензии большей части стран БРИКС к Западу строятся на почве критики неравенства в торгово-экономическом партнерстве и призывах отказаться от протекционизма и возводимых западными странами искусственных барьеров в торговле. Эти государства не оставляют надежды обыграть западные страны, играя на их поле, по их правилам и под их же судейством. Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он. Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится. Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран.
По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита. Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок». Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах». Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения. Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером. В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной.
Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение. В этом случае эмиссия юаня не будет вызывать инфляцию в Китае, принося при этом сеньораж в китайскую казну. За прошедшие восемь лет НБР профинансировал 96 проектов в странах-учредителях на общую сумму 33 млрд долларов. При этом лишь один из западных финансовых институтов — Всемирный банк — только в 2022 году выделил на разные проекты более 100 млрд долларов. В июле этого года глава НБР Дилма Руссефф заявила о прекращении финансирования новых проектов в России, поскольку банк полностью соблюдает международные санкции. С точки зрения России, непонятна разница между западной финансовой системой, заморозивший российские средства, и таким «дружеским партнерством». Можно, конечно, в защиту НБР сказать, что он, дескать, кредитует в долларах США и поэтому не мог проигнорировать американские санкции. При этом премьер-министр Индии Нарендра Моди на последнем саммите отметил успехи НБР и сообщил о создании в стране представительства банка для финансирования проектов развития в Индии и Бангладеш. По всей видимости, Индия считает, что застрахована от санкций США.
Оставаясь в рамках экономической системы Запада, странам БРИКС можно по примеру Индии довольствоваться малым, но практически невозможно найти драйверы для своего опережающего развития. Западная экономическая логика проста: если вам что-то не нравится, ищите недостатки в себе, а не в сложившейся системе. И если за ваш товар или труд на мировом рынке дают один доллар, значит, он и стоит ровно один доллар, а если вас это не устраивает, значит, вы неадекватно оцениваете реальность. Но если какой-то стране неожиданно удастся добиться успеха в передовых технологиях, то попытка обогнать Запад будет пресечена внеэкономическими методами — санкциями или военной силой. Ситуация, при которой разрыв экономических связей с Западом невозможен, а продолжение взаимодействия с ним по старым правилам не имеет перспективы, требует нетривиальных решений. Причем история знает пример того, как ряд стран, имеющих массу взаимных политических, экономических и религиозных противоречий, но объединенных идеей о несправедливости, смог изменить навязанные Западом правила игры. Речь идет об нефтяном эмбарго ОАПЕК 1973 года, триггером которого стала Война Судного дня, а итогом которого стал четырехкратный рост мировых нефтяных цен. Этот рискованный антизападный шаг в конечном счете лишь укрепил экономические связи арабских стран с Западом и во многом обеспечил сегодняшний уровень благосостояния нефтедобывающих стран Ближнего Востока за исключением разгромленных западными армиями Ирака и Сирии. Сегодняшнее расширение БРИКС потенциально дает организации куда более серьезные экономические рычаги давления на Запад, нежели арабская нефть в 1973 году.
Но для выдвижения подобного рода ультиматумов страны организации явно не готовы.
Изначально ЮАР в объединение не входила. Кроме экономических саммитов, проходят встречи на уровне глав министерств стран-участниц. При этом в организации нет руководящих органов и секретариата, поэтому на саммитах страны представляют их президенты.
Дедолларизация расчетов станет для стран-членов БРИКС мощным импульсом экономического развития и преодоления внешних ограничений. Кроме того, внутренние финансовые проблемы США делают доллар все менее привлекательным. Изначально обсуждался проект создания аналога SDR специальных прав заимствования , который действует в МВФ: страны могут получить помощь фонда пропорционально своему вкладу в фонд.
Стоимость SDR привязана к стоимости корзины основных валют, в которую включен доллар США, японская йена, евро, фунт стерлингов и китайский юань. В настоящее время более актуальным стал бы проект единой цифровой валюты, учитывая опыт Бразилии, Китая, а теперь и России, в создании цифровой национальной валюты. Введение антироссийских санкций вновь актуализировало данный вопрос, в частности 11 пакет санкций, блокирующий транзакции российских компаний в некоторых зарубежных странах-экспортерах товаров на отечественный рынок. Мери Валишвили магистр права, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Что мешает созданию единой валюты 1. Политическая разнонаправленность.
По его мнению, «с учетом стратегических интересов, которые объединяют членов группы, страны БРИКС намерены выйти из своего положения стран, находящихся на «вторых ролях» в западноцентричной системе управления» [7, с. В целом группа БРИКС никогда не заявляла о намерении разрушать существующую структуру мирового управления, но способствовала ее реформированию. Поэтому можно предположить, что заявки на вступление в БРИКС будут подаваться с учетом данного основополагающего принципа.
Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции. Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями.
С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений.
Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки».
Что такое БРИКС — расшифровка, страны участницы, что это за организация и чем она занимается
Мы приветствуем основанный на консенсусе прогресс по этому вопросу», — сказал он. По словам выступавшего по видеосвязи Владимира Путина, Россия в 2024 году, когда страна будет председательствовать в БРИКС, поспособствует выполнению всех решений нынешнего саммита, в том числе и тех, которые касаются пополнения рядов. В своей речи российский лидер подчеркнул готовность работать сообща с членами объединения на ключевых международных площадках, прежде всего в ООН. Все имеющиеся проекты реформирования этого органа предполагают расширение его рядов. Пополнить состав постоянных членов Совбеза, которые, напомним, имеют право вето на принятие его решений, вполне могут и страны, входящие в БРИКС. Например, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отстаивает идею представительства исламского мира. Выразителем интересов мусульман планеты в Совбезе ООН турецкий лидер, естественно, видит свою страну.
Определенные контакты с этими региональными объединениями были налажены через формат «аутрич-саммитов».
В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях. Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав. Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В.
Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом. Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В. Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с.
Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений.
Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства. Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества.
Их консолидация обеспечена признанием ключевой роли традиционных мировых институтов, таких как ООН и G20, хотя и высказано пожелание увеличить представительство развивающихся стран в Совбезе, «международных организациях и на многосторонних форумах». О новой валюте и альтернативной финансовой системе, похоже, говорили мало, однако лидеры БРИКС выступили за использование национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами объединения, борьбу с торговыми барьерами и односторонними санкциями. Мы недооцениваем, как далеко продвинулись Соединенные Штаты в осмыслении децентрализованного мира.
Там эти идеи давно обсуждаются, и они к нему готовы больше, чем остальные. У США вопросы управления хаосом в режиме полицентричного мира хорошо проработаны. К этому надо быть готовыми». Да, Запад всех допек, и нужна альтернатива. Но, думаю, даже если где-то организация будет медлить — структуру взаимоотношений это не изменит. У стран будет альтернатива, какой союз выбрать. Понятно, что в блоке есть внутренние противоречия. Есть страны, которые не так критично настроены по отношению к западному миропорядку, та же Бразилия, да и Индия, пожалуй.
По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке», — сказал Путин Сюрпризы расширения Официальная тема 15-го саммита в Йоханнесбурге была заявлена как «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности». Но основным вопросом, конечно, стало расширение организации. Главным сторонником расширения клуба выступал Китай, который видит в БРИКС площадку для продвижения своих быстрорастущих политических и экономических интересов. К скептикам можно отнести Индию и Бразилию, опасающихся постепенного размывания своего влияния в организации. Россия в отношении принятия новых членов занимала нейтральную позицию. Однако с очередью государств, подавших заявки на присоединение, нужно было что-то делать. При этом организация пока сохранила прежнее название, созвучное по произношению в английском языке со словом «кирпичи» BRICS — bricks. Более того, на следующем саммите БРИКС, который состоится в 2024 году под председательством России в Казани, могут быть удовлетворены очередные заявки на присоединение ряда стран, среди которых присутствуют значимые с точки зрения мировой экономики Алжир, Турция, Мексика и Индонезия.
Еще немного голых цифр. Однако как эти ресурсы будут конвертированы в политический вес или конкретные решения — пока вопрос. И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка. Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран.
Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка». По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7. Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования. Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения.
Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных». В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая.
Аналитики говорят, что эта идея является логичным процессом перед лицом того, что происходит в мире. В настоящее время Соединенные Штаты являются крупным собирателем капитала на международном уровне, но у них такой большой долг, что они не в состоянии самостоятельно финансировать свои собственные инвестиции. Выживание собственной экономики США все больше зависит от поступления финансовых средств и инвестиций из других стран.
Деньги, которые принадлежат другим странам и которые могут быть инвестированы внутри страны и способствовать развитию внутренних нужд государств, вместо того, чтобы направляться в США, где они инвестируются на основе «веры». Эта вера в настоящее время медленно разрушается благодаря катастрофической внутренней и ястребиной внешней политике Вашингтона. По сути, то, что делает Вашингтон, — это призывает другие страны инвестировать свои средства в Соединенные Штаты и развивать американскую экономику. Но сегодня это, похоже, уже не очень отвечает интересам международного сообщества. Президент России В. Путин заявил на пленарном заседании Международной олимпиады по финансовой безопасности, что сейчас в финансовой сфере идет бурное развитие передовых технологий.
К ним относятся цифровая валюта, финансовые активы, новые платежные сервисы. В этой сфере, особенно когда речь идет о международном сотрудничестве, крайне важно сохранять взаимное уважение и доверие к партнерам. В качестве успешного примера таких взаимоотношений президент привел сотрудничество центральных банков стран Азии и Ближнего Востока. Он пояснил, что их проекты защищены от вмешательства третьей стороны, то есть никакое государство не может заблокировать сделки или арестовать счета, как ныне это случается в современном мире со стороны клонящимся к закату США.
Бунт против паразитарной надстройки. Эксперты о расширении БРИКС
Сейчас БРИКС — это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, вместе больше 40 процентов населения планеты. Международный альянс стратегических проектов группы БРИКС (МАСП БРИКС) — цели, задачи, возможности, проекты. К организации БРИКС хотят присоединиться почти два десятка стран, и это лишний раз подтверждает растущий авторитет объединения.
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций. При расширении в БРИКС учет менталитетов имеет большее значение, чем при развитии на Запад. БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и.