КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67). Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.
Сокровище Ангелов, 1905
Treasure_of_ (705 × 600 пикселей, размер файла: 164 КБ, MIME-тип: image/jpeg). 0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы. Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха.
Сокровище из созвездия Орион
Борис Булочник: «Мастер-Банк» и Знамя Мира | Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения. |
"Сокровище ангелов" Николая Рериха | С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. |
Сокровище Ангелов | Великие художники | Сокровище ангелов. |
Богатый славой. Вопреки
Этот знак - три красных кружка внутри красного кольца - призван был стать своего рода оберегом произведений искусства, указывая на их культурную ценность для мира и включение в список объектов, охраняемых Пактом Рериха. Эта вера в уважение к культуре, в защиту ее с помощью мирных договоров, после ужасов войн ХХ и ХХI веков кажется наивной. Но, если вдуматься, других способов защиты культуры у нас нет. А Пакт Рериха был подписан в 1930-х-1940-х годах почти тридцатью странами, включая США, страны Латинской Америки, Индию… И, кстати, как минимум, один город и его жителей этот Пакт спас: говорят, из-за него старую японскую столицу Киото не включили в 1945-м году в список городов атомных бомбардировок, поскольку это город-музей с многовековым культурным наследием. Выставка "Рерих", куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на "мирискусническом" периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода.
Над этими тремя разделами, на антресольном этаже - раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи. Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры.
Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные". Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха.
Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии.
Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства".
Фрагмент Архангел Михаил между камнем «добра и зла» и «древом жизни» с райскими птицами-сиринами Эпохальное Высшие достижения искусства модерна, ставшего стилистической кульминацией рубежа XIX—XX столетий, неизменно несут на себе печать стремления художников оказаться в апогее красоты — на гребне творческой волны, соединяющей в своем подъеме главные измерения человеческой жизни — земное и небесное, временное и вечное, чувственно зримое и духовное. Эта тема «тоски по Богу» — чаяния самостоятельного переосмысления образа Града Небесного Небесного Иерусалима — нашла широкое воплощение не только в трудах русских философов Серебряного века, но и в произведениях поэтов, музыкантов, художников, чье артистическое мироощущение было связано с углубленно идеалистическим, символистским взглядом на природу вещей. Николай Рерих. Здесь Радость Всему Миру Поцелуй. Дом Сецессиона, Австрийская галерея, Вена. Фрагмент композиции правой стены Хор Ангелов «Работают ангелы над зачатками тела, струя свою мысль», — писал Андрей Белый в поэме о звуке «Глоссолалия» 1917; см.
Таково умонастроение эпохи, проницающее строй душевной жизни своих выдающихся представителей в разных видах искусства, причем не только в России, но и в Европе. Вспомним, например, «Хор Ангелов», воспаряющих под райские звуки «Оды к радости» в «Бетховенском фризе» Густава Климта, который был создан австрийским художником к XIV-ой выставке Венского сецессиона 1902 года и тогда же фрагментарно воспроизведен в журнале «Мир искусства» 1902. Венский сецессион 1902 года. Деталь «Бетховенского фриза» Г. Климта из обзора выставки «Венский сецессион 1902 года». Мир искусства. Опубликован: Золотое руно. Закономерно, что не только упомянутые нами венские «сецессионисты», но и русские художники рубежа XIX—XX столетий прошли искус «византийства», повлиявший как на содержательные аспекты искусства, так и на сам «мозаичный» стиль их пластического языка что наиболее ярко и своеобразно выразилось в поэтике М.
Врубеля, отчасти — и Н.
Его оформление выполнено в желтых тонах, характерных для одеяний монашествующих буддистов. Здесь представлены горные пейзажи, созданные Рерихом во время его экспедиций по Средней Азии. Центральное место занимает бронзовая скульптура будущего Будды — Майтрейи, — окруженная картинами в насыщенных тонах, сдвинутых к фиолетовой части спектра. Особую часть экспозиции составляют театральные работы Рериха, включающие эскизы костюмов и декораций к известным спектаклям, таким как "Снегурочка" и "Пер Гюнт". Самым крупным экспонатом выставки является задник к балетной постановке "Половецкие пляски", созданный в 1909 году для "Русских сезонов" Сергея Дягилева.
Этот огромный занавес, выдержавший более 2 тысяч постановок, подчеркивает театральные интересы художника.
Возникла она неожиданно и настойчиво зазвучала с начала этого года. Мы знаем, что в настоящее время приближается роковой момент для нашей планеты и всего человечества — переход от тёмного века Кали Юги к светлому веку — Сатия Юге. Но она не может совершиться без предварительной подготовки к ней сознания людей. И в этой труднейшей подготовке к веку Добра и Света нам готовы прийти на помощь Силы Небесные, если мы эту Помощь призовём и примем.
Тёмные силы пытаются создать у людей иллюзию безысходности перед кажущейся победой зла, которая выражается в чудовищной преступности, падении нравов и неслыханном разгуле тьмы. Но не запугать тех, кто верит в победу Света. Победа Света — как восход — Неотвратима, непреложна; Пусть ночь глухая безнадёжна, Наступит час — она пройдёт. В книге «Иерархия» сказано: «Об Ангелах-Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами.
Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей? Автор этих записей называет их Ангелами»3. Так, Енох повествует: «И когда спал я, явились мне два мужа огромных, каких никогда не видел я на земле. Лица их были словно свечи горящие, из уст их словно огонь исходил, а руки их были словно крылья золотые.
Я уже проснулся, а мужи наяву стояли около меня. И вознесли меня на небо, и поставили меня там. И показали мне двести Ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах. И показали мне сокровища снега и холода, и Ангелов грозных, охраняющих сокровища те. И видел я Ангелов, пресветлых и преславных, и лица их словно лучи солнечные блистали...
И есть Ангелы над временем и над годами, и есть Ангелы над реками и над морями, и Ангелы над плодами, и травами, и над всеми живущими, и над людьми... И увидел я свет великий и все воинства огненные бесплотные... Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные... Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям.
Лермонтов пишет: По небу полуночи Ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли7. Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох.
Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами... В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не "грозные" Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»8. Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями.
Конечно, ангельское пение люди не могут воспринять на слух, это "музыка" небесных сфер...
Сокровище Ангелов
Николай Рерих. Здесь Радость Всему Миру Поцелуй. Дом Сецессиона, Австрийская галерея, Вена. Фрагмент композиции правой стены Хор Ангелов «Работают ангелы над зачатками тела, струя свою мысль», — писал Андрей Белый в поэме о звуке «Глоссолалия» 1917; см. Таково умонастроение эпохи, проницающее строй душевной жизни своих выдающихся представителей в разных видах искусства, причем не только в России, но и в Европе. Вспомним, например, «Хор Ангелов», воспаряющих под райские звуки «Оды к радости» в «Бетховенском фризе» Густава Климта, который был создан австрийским художником к XIV-ой выставке Венского сецессиона 1902 года и тогда же фрагментарно воспроизведен в журнале «Мир искусства» 1902. Венский сецессион 1902 года. Деталь «Бетховенского фриза» Г. Климта из обзора выставки «Венский сецессион 1902 года».
Мир искусства. Опубликован: Золотое руно. Закономерно, что не только упомянутые нами венские «сецессионисты», но и русские художники рубежа XIX—XX столетий прошли искус «византийства», повлиявший как на содержательные аспекты искусства, так и на сам «мозаичный» стиль их пластического языка что наиболее ярко и своеобразно выразилось в поэтике М. Врубеля, отчасти — и Н. Холст, масло, темпера. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург Индивидуальное В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов».
На Камне изображено Распятие в окружении таинственных орнаментальных форм. Распятие напоминает о жертве Иисуса Христа, открывшей праведникам вход в рай.
Картина «Сокровище Ангелов» выполнена жидкой темперой на холсте в красивой мягкой гамме сине-лиловых и светло-желтых тонов, богатых оттенками. Местами охра имеет более яркий золотистый оттенок, акцентируя нимбы ангелов. Цвет в картине глубоко символичен: лиловый выражает вечность, синий и золотой — божественные цвета. Вся композиция устремлена ввысь, подчеркивая духовное начало. Впервые со времени создания картины воспроизводим ее в цвете. После выставки в петербургском Салоне 1909 года картина еще раз экспонировалась на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году. В каталоге название «Сокровище Ангелов» сопровождалось рериховскими строчками: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» [24]. Картина принадлежала жене художника и была вывезена Рерихами за рубеж вместе со многими другими произведениями.
До 1935 года она находилась в Музее Н. Рериха в Нью-Йорке. Затем следы ее затерялись. Картина нуждалась в реставрации. На фотографии, сделанной до ее реставрации, видны места сгибов холста и частично поврежденного красочного слоя. Снимок, сделанный после реставрации, дает представление о цветовой гамме произведения. Реставрация была осуществлена в Нью-Йорке в 1998 году. В картине «Сокровище Ангелов» нашла воплощение рериховская идея синтеза религий, которая стала с этих пор главной темой его художественного творчества и религиозно-философских сочинений.
Именно поэтому здесь соединены элементы и символы различных вероисповеданий. Монументальная по своему характеру картина была создана как эскиз стенописи усыпальницы; для какой именно, художник не уточнил. Нам предстоит разобраться в этом вопросе. В 1903 году в имении Тенишевых Талашкине строилась церковь Преображения Господня, заложенная в сентябре 1900 года [25]. В этом еще недостроенном храме княгиня М. Тенишева похоронила мужа, князя В. Тенишева, умершего в Париже в 1903 году. Вскоре под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила свое намерение назвать церковь Преображенской и решила посвятить строящийся храм Святому Духу.
Она вспоминает: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся» [26]. Рерих впервые приехал в Талашкино в 1903 году [27], после чего приезжал почти ежегодно. В 1904-м он разработал интерьер жилого дома в Талашкине. По-видимому, художник заинтересовался постройкой храма, в убранстве которого и решено было соединить культовые признаки различных религий. Рерих вспоминал: «Последнее время ее княгини М. Тенишевой жизни в Талашкине увлекла ее мысль о синтезе всех иконографических представлений.
Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа» [28]. В связи с общим для Рериха и княгини М. Тенишевой замыслом — провести в убранстве храма мысль о синтезе религий, предполагалось поместить на стене храма роспись на тему картины «Сокровище Ангелов», своим содержанием отвечающей задаче синтеза. Поэтому здесь и объединены символические образы различных религий, отраженных в преданиях ветхозаветных времен, в христианстве и буддизме. Но, как показали события последующих лет, в Покровской церкви села Пархомовка, построенной архитектором В. Покровским в 1903—1907 годах, не были осуществлены предполагавшиеся фрески по эскизам Рериха, поэтому художник использовал в росписи Храма Духа некоторые из эскизов, предназначенных для Покровской церкви. Таким образом, эскиз стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» так и остался самостоятельным произведением. Эта картина особенно характерна для художественного стиля Рериха.
В ней ярко отражена его личность, его духовный склад. Отсюда сильное эмоциональное воздействие его картин. Зритель как бы входит в тот мир, который раскрывает перед ним художник. Рерих сумел тонко соединить в этом произведении величавую красоту с глубоким лиризмом и одухотворенностью. Художник передал здесь высокую мысль о Боге, используя образы искусства Средневековья: ангелов, райских птиц, Небесный град и т. С высокодуховным средневековым искусством ассоциируется и цветовая гамма произведения. Цвета — синий, лиловый, золотисто-желтый свойственны пронизанному глубоким религиозным чувством искусству Средневековья; они отражают стремление запечатлеть духовность, вечность, воплотить молитву. В обращении к традициям средневековой культуры в стилистике произведений и их символическом звучании проявился романтический характер творчества Рериха.
Современники Рериха — С. Маковский, А. Ростиславов и С. Эрнст — говорили о таинственном смысле картины, заключающей в себе пророческие видения «Камня мудрости». Маковский, видевший «Сокровище Ангелов» вскоре после создания картины, писал: «Громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блесками; одна грань смутно светится изображением Распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными, темными крыльями Сзади, все выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского Кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Неподвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище» [30]. Ростиславов считал «Сокровище Ангелов» «прототипом целого ряда картин апокалипсического характера»: «Далеко, в горних селениях, с райскими птицами, деревьями и городами, сонмы ангелов в белых одеждах с лазоревыми крыльями сторожат таинственное сокровище-камень, с которым загадочно связаны судьбы мира» [31].
Эрнст писал о картине: «У стен многобашенного райского Кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины» [32]. Мы видим, что, описывая картину, современники обращали главное внимание на «Камень мудрости» и не исследовали символику произведений в целом. Тема космического Камня, «Камня мироздания», начатая Рерихом в 1904 году, отражена и в его работах зарубежного периода.
В разделах "Язычество" и "Начало Руси" раскрывается интерес Рериха к древн ему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе "Памятники русской старины". В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг - аллегория колеса сансары. Одно из центральных мест занимает серия "Майтрейя" 1925, Нижегородский государственный художественный музей , написанная Рерихом в о время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" представлены картинами странствий "Великая стена" 1935 , "Твердыни Тибета" 1931-1932, обе - Государственный музей искусства народов Востока , "Меч Гэссэр-хана" начало 1930-х , "Тень Учителя. Тибет" 1932, обе - Государственная Третьяковская галерея , "Кришна" 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в т еатре.
В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету "Половецкие пляски", созданный по эскизам Рериха "По ловецк ий стан".
Выставку открывает «Гонец. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. Государственная Третьяковская галерея В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» 1935 , «Твердыни Тибета» 1931—1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , «Меч Гэссэр-хана» начало 1930-х , «Тень Учителя.
Тибет» 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Город строят.
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским. Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля. Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Николая Константиновича своим членом»13. Николай Гумилёв писал в то время из Парижа: «"Сокровище ангелов" — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. А уже через год, в июле 1908 г.
Специально к открытию этой выставки Николай Константинович написал пояснительную легенду к своей картине, которую опубликовали в столичной газете «Слово»: За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло.
Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего.
Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт15. И только 4 января 1909 года на вернисаже петербургского «Салона», устраиваемого Сергеем Маковским в залах Меншиковского дворца, картину «Сокровище ангелов» увидели жители Петербурга. Многие современники Н.
Рериха откликнулись на это событие. Маковский, русский поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок: «В его религиозных композициях отсутствует всё умилённое, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески "Сокровище ангелов"... Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными тёмными крыльями. Правой рукой он держит копьё, левой — длинный щит. Рядом — дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины. Сзади, всё выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил.
Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы»16. Лазаревский, историк искусства, художник: «Вот большое полотно — эскиз церковной фрески "Сокровище ангелов".
Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Вошедшие в состав проекта произведения из музейных собраний России и ближнего зарубежья представляют наследие художника как целостное явление не только отечественной, но и мировой культуры. Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры. Куратор выставки: Владимир Никишин.
Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева. Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения. Выставка Рериха — одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Ее поддержка — вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют новые поколения на творчество и самовыражение. Специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna мы подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное изменение». В него входят музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра в экспозициях, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки», — сказала Наталья Кочнева. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.
Например, любой желающий может «оживить» кукол, выполненных по эскизам Николая Рериха, всего лишь покрутив ручку на модели театра «Весна священная», существовавшего в России в конце XIX века - начала XX века. Аналогичная система задействована и в арт-объекте «Витражи счастья», представляющего собой деревянный каркас с буддийскими молитвенными барабанами. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Гордостью организаторов выставки стала инсталляция «Йеллингские камни», сделанная на основе одной из работ художника - «Сокровище ангелов», в центре композиции которой изображен краеугольный камень мироздания, покрытый рунами. Всегда пытавшийся построить мост между Западом и Востоком, привнести свет в мир через общественные действия и творчество, Рерих умер в Индии, где на большом прямоугольном камне позже была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир».
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. По ее словам, одним из важнейших предметов собрания является картина Николая Рериха «Сокровище ангелов». 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. Н.К. Рерих. Сохранено в Живопись Фотография и искусство.
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова
"Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха | 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. |
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото | Все апокалиптические произведения Рериха – это образы бушующего, разгоревшегося Армагеддона и явлений Ангела последнего. |
Сокровище ангелов рерих картина | Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). |
Рерих сокровища ангелов картина | Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов». |
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова
Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости. Государственная Третьяковская галерея Гуга Чохан. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им.
Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им.
Выставка «Николай Рерих» будет работать до 10 марта. Фото: t.
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии.
Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости.
Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.
Создавая произведение он развивает тему древней истории и дает легенде новую жизнь.
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8. Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов».