В 2023 году начало Великого православного поста выпадает на 27 февраля. Правила питания в Великий пост для мирян и монахов.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Священнослужители всех рангов в период Великого поста напомнили верующим об основных запретах и пояснили для начинающих, как отличить послабление от греха. Если с питанием более-менее понятно, то как быть с интимной жизнью. Этот вопрос, чаще всего, волнует молодых россиян, желающих выдержать семинедельный пост до конца. Оговорка для мирян Сразу оговоримся, что самой сложной считается последняя неделя поста. Её называют Страстной седмицей.
Доскональное следование церковному уставу требуется только от священнослужителей и монахов, пояснил протоирей Владимир Головин из города Болгар, что в Республике Татарстан. По его словам, послабления в правилах рекомендованы детям до 14 лет, беременным женщинам, болеющим, представителям тяжелых физических профессий, а также тем, кто планирует поститься впервые.
Допускается в пищу красное виноградное вино Начиная со второй и по шестую неделю «напряжение» немного снижается, и, если в этот период подойти к формированию своих блюд с точки зрения рациональности и разнообразия — можно получить вполне приятный, как для поста, рацион. Это могут быть фрукты, овощи моченые, сушеные, квашенные, маринованные , холодные каши Вторник Масло, как и прежде, не допускается. Но еда сегодня должна быть горячей варенная, либо же пареная, реже — жареная Среда И снова меню должно состоять из продуктов, отнесенных к категории сухоядение. Обычно это пища растительного происхождения домашние овощи как сырые, так и сушенные, зелень, орехи, можно немного изюма, маслин Четверг Подается к столу горячая пища. Масло, как и прежде, не допускается в любых количествах, даже самых минимальных Пятница Опять к столу должна подаваться растительная пища в виде различных овощей, приготовленные ранее каши, салаты, супы в холодном виде Суббота Наступает небольшое послабление. Пища должна подаваться горячей, готовится на растительном масле, дополнительно приветствуется красное виноградное вино в небольших количествах. Готовятся салаты, каши, супы Воскресенье Продолжение прошедшего дня. Также разрешается разбавление пищи растительным маслом.
Приветствуются горячие блюда в виде супов, разнообразных каш, печенных овощей. Можно также добавлять к рациону небольшое количество вина из красного винограда 4 неделя Великого поста Понедельник И снова начинается с сухоядения. В еду идет различные овощи в сыром, сушеном, либо же маринованном, квашеном состоянии. Можно кушать черный хлеб, маслины, немного орехов или изюма, либо же маринованных грибов Вторник Еда в этот день подается горячей. При этом растительное масло все также остается под запретом. Среда Для истинно верующих — строгий пост, который заключается на приеме исключительно воды с хлебом. Но здесь все же допускается в пищу сырые и холодные кушанья Четверг Пища подается в горячем виде. Масло растительного происхождения снова нельзя. Для разнообразия готовятся каши из гречки, риса, пшеничной круп, пшена, овсянки Пятница Рацион состоит из продуктов натурального происхождения. Обычно это грибы в маринованном виде, овощи свежие, сушенные или моченые, можно также зелень и фрукты Суббота Снова наступает небольшое послабление.
К столу полается горячая, приготовленная на растительном масле пища. Трапеза может сопровождаться употреблением красного натурального вина без спирта Воскресенье Как и на прошлых выходных в этот день постующие также употребляют приготовленную на масле растительного происхождения горячую пищу. Здесь целесообразно чередовать крупы, в процессе приготовления каш, супов, а для салатов использовать несколько разновидностей овощей и грибов 5 неделя Великого поста Понедельник Начинается неделя, как обычно, с сухоядения. Приветствуются свежие овощи, либо же имеющиеся сушеные, моченные, маринованные. Не запрещен черный хлеб, изюм, орехи.
Послабления все же существуют. Если посмотреть в календарь питания, можно увидеть немало периодов, в которые разрешено пить вино, есть икру и не только.
Поясним, когда едят рыбу в Великий пост в 2024 году. Самые строгие недели — первая и Страстная седмица, когда многие не вкушают ничего, кроме хлеба и воды. Но через такие испытания способны пройти не все. Важно слушать собственный организм, не доводить его до истощения, советоваться со священником. Ведь пост — это лишь условная диета.
Поэтому только медицинские препараты и специальные добавки смогут восполнить их нехватку. Органы желудочно-кишечного тракта за время поста привыкли к другому пищевому поведению, и одномоментное введение высококалорийных и других «тяжелых» блюд будет невероятным ударом. Обычно после поста в больницах наблюдается всплеск пациентов с панкреатитами, холециститами, гастритами, диареей и так далее», — предостерег Ромасов. По его словам, выход из поста должен быть мягким: мясные и прочие животные продукты следует возвращать в рацион постепенно, плавно увеличивая их ассортимент и количества. К примеру, в первые два дня можно добавить яйца, затем ввести сыр и молоко, через несколько дней — нежирную птицу. Людям, которым важно ограничить калорийность рациона, рекомендуется готовить блины на воде и без добавления яичного желтка, а сахар заменить на низкокалорийные подсластители.
Календарь питания Великого Поста
Какие продукты запрещены в Великий пост, к какие следует включить в ежедневный рацион? Отмечается, что все строгие правила питания в Великий пост установлены монастырским уставом для монахов, мирянам не обязательно их придерживаться. Правила питания в Великий Пост. Зачастую начинающие постящиеся, не имея достаточного опыта в соблюдении пищевых ограничений, допускают во время Великого поста ряд ошибок в питании.
Сухоядение и Великий пост: как не навредить здоровью?
Утро после Великого поста не следует начинать с яичницы или кофе с молоком. Что можно есть в Великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. В 2023 году миряне будут поститься в марте, сразу после Масленицы, а о том как правильно составить меню в Великий Пост и самый подробный календарь питания по дням вы найдете в статье. В 2023 году начало Великого православного поста выпадает на 27 февраля. Если вы решитесь строго придерживаться Великого поста, можно изучить православный календарь питания, в котором подробно расписаны продукты и способы их приготовления на 40 дней.
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
Сыроядение: разрешена холодная не вареная растительная пища без масла, неподогретое питьё. Вторник и Четверг Разрешена один раз в день горячая растительная пища, приготовленная без масла. Разрешена горячая растительная пища с растительным маслом дважды в день. Лазарева суббота Разрешена горячая растительная пища с растительным маслом дважды в день. Разрешена рыбная икра. Вербное воскресенье Разрешена горячая растительная пища с растительным маслом дважды в день. Дозволено вино. Разрешены блюда из рыбы. Недели поста 7 неделя Великого поста 10 апреля — 15 апреля Понедельник Сыроядение: разрешена холодная не вареная растительная пища без масла, неподогретое питьё.
Вторник Разрешена горячая растительная пища с растительным маслом. Пятница Суббота Разрешена один раз в день горячая растительная пища, приготовленная без масла. При таком ограничении будут соблюдены все правила соблюдения Великого поста, и даже не сильно вникая в подробности, у вас получится пройти тропой воздержания и смирения своей плоти в особенные религиозные дни. Подготовка организма к Великому посту В основу постных дней входит такое понятие как воздержание от чревоугодия. Речь идет именно о воздержании от пищи, а не от изнурения организма отказом от еды. Именно поэтому служители церкви каждый раз напоминают своим прихожанам, что пост должен быть по силам, и, конечно же, к такому рациону питания необходимо предварительно подготовиться. К Великому посту стоит готовиться заранее, например, продумав меню семьи, и сделав 1-2 постных дня в неделю. А если это войдет в привычку на протяжении всего года, то это пойдет на пользу вашему организму.
К тому же за этот период можно подойти к планированию постного меню, ознакомиться и опробовать новые и вкусные рецепты. Когда наступит время в Великий пост в 2023 году у вас не возникнет проблем и вопросов что приготовить на обед или ужин для семьи. Не стоит необдуманно подходить к этому вопросу —иначе можно нанести организму серьёзный ущерб, да и от чувства голода может возникнуть депрессия и раздражительность, чувство неудовлетворенности. Тогда соблюдение поста становится невыносимым и может наступить отказ от постования. Для тех, кто желает избежать таких неприятностей, необходима консультация опытного духовника, обязательно стоит поведать ему о своем духовном и физическом самочувствии, и, конечно же, попросить благословение на совершение Великого поста. Первая неделя Великого поста: что можно кушать Первая неделя в Великий пост в 2023 году приходится на 27 февраля — 5 марта, в простонародье ее еще называют «Фёдоровой неделей». В этот период принято вспоминать всех усопших православной веры и близких людей. Примерное меню первой недели Великого поста Понедельник: В течение дня желательно воздержаться от употребления пищи и пить только чистую воду по необходимости.
Вторник: В течение дня теплая вода и ржаной хлеб. Среда: На завтрак фруктовый салат, на обед свежие овощи крупно порезанные, на ужин овощи или фрукты, сбрызнутые лимонным соком. Четверг: На завтрак безмолочная каша с небольшим количеством соли, на обед овощной суп пюре с зеленью, на ужин тушеные овощи с рисом. В течение дня компот или кисель, травяной чай. Пятница: Нужно по возможности повторить меню вторника. Суббота: На завтрак гречневая каша, с обжаренным на масле репчатым луком, на обед постный овощной суп пюре и картофель с грибами, на ужин овощная запеканка с салатом. В течение дня немного вина разбавленного водой, кисель или морс, компот. Воскресенье:На завтрак любая безмолочная каша с солью и сахаром и каплей подсолнечного масла, на обед тушеные овощи с ужина и капустный салат с зеленью, на ужин овощи гриль и фруктово-овощной смузи.
Компот, морс, немного разбавленного вина, зеленый или травяной чай. Вторая неделя Великого поста: что можно кушать На второй неделе в Великий пост в 2023 году принято вспоминать притчу про мытаря и фарисей, так же поминать святых великомученников и усопших родственников. Что касается питания, то оно становится цикличным по шестую неделю. Примерное меню второй недели Великого поста Понедельник: На завтрак порция нарезанной сырой моркови и горсть изюма с орешками. На обед салат из сырых шампиньонов с заправкой из уксуса и лимонного сока с чесноком и зеленью, ломтик хлеба из муки грубого помола. На ужин тосты из зернового хлеба с намазкой из раздавленных ягод, фруктовый или овощной салат. В течение дня пить просто чистую воду. Вторник: На завтрак любая каша с добавлением замороженных ягод или меда, на обед картофельное пюре с салатом из капусты и огурца, на вечер запечённые грибы и 2 яблока.
Пить можно компот из сухофруктов, зеленый или травяной чай. Среда: К завтраку можно приготовить густой фруктовый смузи с бананами и съесть горсть орешков.
Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста.
Другая — в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху. Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?
Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.
Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством.
Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам.
И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону?
К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка.
Оно всегда помогает настроиться на нужный лад, избавить от смущения и искушений.
При этом надо помнить, что послабление не равно полному отказу от поста, все равно необходимо установить для себя на Великий пост разумные ограничение в рационе. Важно, чтобы осознанное телесное воздержание воспитывало в нас готовность к добровольной аскезе, освобождало нас от чрезмерной привязанности к «вкусным» привычкам и потакания желанию получать от всего удовольствие. Это не значит, что постная еда должна быть невкусной и однообразной, вовсе нет. Но она должна быть простой и не вводить человека в грех чревоугодия. Пост помогает нам держаться в духовном тонусе, больше концентрироваться не на в пище, а на молитве и делах милосердия. Надо всегда помнить и о смысловой нагрузке Великого поста: мы сострадательно проходим Крестный путь Спасителя и вместе с Ним всей душой воскресаем в Светлую Пасху. Скорбь и сопереживание страданиям Христа плохо соотносятся с угождением плоти».
Ссылка по теме: Начался Великий пост.
Со второй по шестую неделю поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение. На вторник и четверг разрешены горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы снова придерживаются строгого поста.
Всю неделю верующие соблюдают сухоядение, а в пятницу не прикасаются к пище до выноса плащаницы. С непривычки организм может дать сбой - обостряются хронические заболевания, появляются слабость, головные боли. К Великому посту готовятся заранее - за неделю начинают постепенно ограничивать себя в мясе и остальных "скоромных" продуктах. Нередко постящиеся могут переходить на вредную пищу - чипсы, лапшу быстрого приготовления, сушки, конфеты и шоколад.
Какие продукты можно есть в пост
Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение.
Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально.
Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени.
Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.
Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт.
Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св.
Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел».
Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.
Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде?
Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти.
То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным.
Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор.
Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше.
Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи.
И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы».
Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три.
Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк.
Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости.
А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг.
Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю!
Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело.
Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют.
Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция.
Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу.
В последние десятилетия все больше православных россиян выбирают активный и осознанный образ жизни, включающий многодневные посты. Одной из важнейших составляющих поста являются правила питания, которым необходимо следовать. Основным правилом является исключение из рациона всех продуктов животного происхождения, таких как мясо, рыба, молоко и молочные продукты. В некоторые дни также предписывается воздерживаться от потребления пищи, прошедшей тепловую обработку, растительного масла и вина. В постное время существуют различные режимы питания, которые определяют, какие продукты можно употреблять. В рамках данного режима разрешено употреблять хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, а также орехи. В этом случае разрешается использовать различные методы тепловой обработки, такие как варение, тушение, запекание и приготовление на пару. Также рекомендуется умеренное употребление виноградного вина. Обычно это Благовещение и Вербное воскресенье, за исключением дней последней недели Великого поста - Страстной седмицы. Рыбная икра также допускается к употреблению, но не рыба в Лазареву субботу. Согласно каноническим правилам поста, в будние дни предусмотрено прием пищи один раз в день - вечером. В субботу и воскресенье прием пищи осуществляется дважды - в обеденное время и вечером. Однако перед соблюдением этих правил следует проконсультироваться со священником и врачом. Важно понимать, что в современном мире невозможно установить единый обязательный канон поста, который бы подходил одинаково для монашествующих, духовенства и мирян, а также для здоровых, больных, детей и пожилых людей. Правила поста в православной церкви указывают на самые строгие ограничения, которые следует принимать во внимание, но не принимать их как жесткие и непререкаемые заповеди, не допускающие никаких исключений.
Делается это для того, чтобы очистить тело и душу: по церковным канонам строгая диета, молитвы, запрет на зависть и сквернословие, прощение обид - все это приближает человека к Богу. А Великий пост, как следует из названия, особенный: это дни подготовки к одному из главных христианских праздников - Пасхе. В 2023 году поститься следует с 27 февраля по 15 апреля. Первый и последний день поста - самые строгие: не рекомендуется принимать пищу вообще. В Церкви призывают вступить в Великий пост без каких-либо взаимных обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Особых правил подготовки к посту универсальных для всех нет. В любом конкретном случае в церкви рекомендуют посоветоваться со священнослужителем. Главное - не принимать на себя то, что не по силам. Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают. Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается.
Он продлится до 4 мая, но это не значит, что все 48 дней придется голодать — ведь в эти дни можно есть и фрукты, и рыбу с икрой, и даже вино пить. Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким.
Что можно и нельзя есть по дням недели мирянам в Великий пост 2024
Правила питания в Великий пост для мирян и монахов. Великий пост сопряжен с довольно радикальным изменением питания, а поскольку длится он 48 дней, организм нужно подготовить. Разбираемся в традициях и принципах питания во время Великого поста. Основа питания в Великий пост – отказ и исключение из рациона всех животных продуктов, но в этом правиле очень важна сбалансированность. О питании в великий пост.
Суть названия
- Постное меню на неделю в великий пост – Рецепты для постного стола. Постные рецепты
- Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
- Облегченный вариант «сухого» поста
- Основные ошибки постящихся
- Великий пост 2024: когда начинается, суть, что можно и нельзя есть, календарь питания по дням
- Ответы на главные вопросы о Великом посте: что есть, о чем думать и как себя вести
Пост для мирян: что можно есть, а что нельзя?
Правила питания в Великий пост несколько сложнее, чем простой отказ от ряда продуктов. Чтобы не нарушать правила питания, принятые в дни Великого поста, традиционный рецепт приготовления блинов нужно немного. В молитвенном отношении Великий пост ассоциируется прежде всего с Великим покаянным каноном Андрея Критского и молитвой святого Ефрема Сирина.