Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность. Одним из тех, кто успешно вёл торговлю мехами, был петербургский купец Василий Муравьёв: 90 тысяч годового дохода – это немалые деньги. Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству. Из потомков ВСЕХ купцов Мариинска она – единственная, кто так и живет на родине предков.
Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся!
Попутно скупали кожу, щетину, дары леса — кедровые орехи и мёд. Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея: «Кузнецкий острог располагался на правом берегу Томи, а на левом, по некоторым историческим свидетельствам, с 1630-х годов находился «калмыцкий торг». Активная торговля и обмен велись и с местным населением — предками современных шорцев — кузнецкими татарами, и с кочевниками — белыми и чёрными калмыками. Белые калмыки — это предки современных бачатских телеутов, а чёрные калмыки — западно-монгольские племена. Причем, любая торговая операция должна была проходить фиксацию через таможню. Тогда она выполняла роль налоговой полиции. Работа «калмыцкого торга» не обходилась и без трагических событий. Так, в 1639 году один из телеутских князьков совершил нападение на русских служилых людей, делающих покупки и реализовывавших свои товары.
Погибло 10 военных, в числе которых были и военачальники, около десятка людей было ранено. По тем временам это был дерзкий налёт и серьёзная провокация со стороны телеутских князей, которые одновременно могли присягать на верность российскому государю и сотрудничать с кочевниками. После этих событий были сделаны соответствующие выводы и приняты дополнительные меры безопасности. К началу XVIII века население увеличилось — количество служилых людей существенно выросло, у них появились семьи, приехали родственники, как их всех тогда называли, «захребетники». Стали появляться и крестьяне, посадское население, проживающее в городе. Среди них начали появляться ремесленники, занимающиеся ткачеством, обувным производством, скорняжным делом. Соответственно, начала развиваться и торговля.
Также ценным товаром в Кузнецких землях были лошади. Ведь служба военных и быт людей были тесно связаны с их использованием.
Иван Андреевич Слонов со своей женой Людмилой Яковлевной, 1902—1903 гг. О начале своего пути он вспоминал так: «Лавка Захарова была трехэтажная; кверху вела узкая винтовая чугунная лестница.
Внизу помешалось дамское, во втором этаже детское, и в третьем этаже мужское отделение, где продавались сапоги и картузы. На третий этаж покупатели приходили редко, поэтому большую часть дня мне приходилось быть там одному… Мальчикам ежедневно отпускали на обед по 10 копеек. На эти деньги я брал целый пеклеванный хлеб и маленький кусочек жареной колбасы. Затем всем служащим в лавке полагалось пить чай два раза, утром и среди дня.
Чай находился у хозяина, а сахар выдавали каждому на руки, на целый месяц…Мальчики, находясь в лавке, в присутствии хозяина и приказчиков не могли садиться; и должны были находиться целый день на ногах. Работы в лавке им всегда было много. Главная обязанность их заключалась В побегушках: заставляли бегать в трактир за водой, за чаем, за водкой, в кухмистерскую за хозяйским обедом, а также таскать ящики с резиновыми калошами. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок.
Это была одна из самых тяжелых работ. Каждому из нас приходилось внести кверху от 10 до 20 ящиков. Вечером мы разносили на дом покупателям купленные ими чемоданы, саквояжи и обувь. Одним словом, в лавке мальчики не имели ни минуты отдыха… Тогда еще не было мировых судей.
Поэтому в купеческой среде царствовал полнейший произвол и деспотизм; при этом главными козлами отпущения были мальчики. Их наказывали и били все, кому было не лень… Так продолжалось до введения института мировых судей. Для купцов нововведение было не по нраву… У Заборова было 10 приказчиков и 13 мальчиков, последние делились на старших и младших… Я всегда отличался большой смекалкой… Я энергично взялся за дело и вскоре научился детишкам примеривать башмаки, а затем назначать за них цену. Причем, боясь продешевить, я немилосердно запрашивал… Покупательницы говорили мне, что я ничего не понимаю и поэтому назначаю сумасшедшую цену, а некоторые обижались и уходили.
Я с башмаками следовал за посетительницами вниз, спускаясь по лестнице, дипломатично расхваливал выбранные ими башмаки и понемногу снижала цену. Став приказчиками, бывшие затюканные хозяевами мальчики могли вымещать злость на младших, а еще в отсутствии покупателей устраивать от скуки розыгрыши, часто злые. Подпоить человека и заставить делать глупости, привесить бумажку на спину с оскорбительным текстом и т. В этом плане картина художника Прянишникова написана со знанием дела.
Бальмонт, выросшая в купеческой семье, описывает купеческий быт с большей симпатией. Крестьянских детей отдавали сызмальства в обувную мастерскую. Но так как земля не кормила крестьянина, ничего другого там нельзя было делать. Поэтому все, что было в таких деревнях живого, предприимчивого, добивавшегося благосостояния, уходило в город, в столицу, где каждый находил себе дело по вкусу и по способностям.
Большинство занималось в городах торговлей. Разбогатев, купцы выписывали своих жен и детей, остававшихся в деревне до поры до времени. Моих двух дедушек привезли совсем маленькими в начале девятнадцатого столетия, в 1808 году, в Москву, где их отцы уже успешно вели торговлю. Это дело продолжалось больше ста лет, до 1918 года, до революции.
Когда Королевы переселились в Москву, они долго жили одним патриархальным многочисленным семейством, во главе которого стоял сначала отец, а потом старший брат Михаил Леонтьевич — наш дедушка. С течением времени Королевы купили обширную усадьбу на Зацепе в Лужницкой улице…, жили они одним общим хозяйством, и строй жизни был строгий: отец являлся вершителем судьбы не только своих детей, но и внучат. Крестьяне, они и в городском купеческом звании сохранили сельский родовой быт. Но этот быт отходил в прошлое… Это тот момент его, который увековечил в своем творчестве Островский.
В его пьесах из замоскворецкого быта мы видим уже полное вырождение этого быта, одни его формы, лишенные живого содержания. Тут патриархальная власть старшего заменяется деспотизмом, грубым произволом сильного над слабым.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XVI в. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Аргумент для России: в период правления Алексея Михайловича происходило укрепление царской власти и становление абсолютизма, поэтому вл...
Начало ХХ века. Она была замужем за казанским купцом Порфирием Андреевичем Сапугольцевым. После ранней смерти Порфирия в 1888 году у Елизаветы на руках осталось 5 детей. Ее брат не остался безучастным к горю сестры: Щетинкин принял деятельное участие в воспитании младших Сапугольцевых — Сергея и Михаила старших отправили в Москву к тетке и дал прекрасное образование. Василий Иванович Щетинкин, обе его супруги и другие представители рода Щетинкиных были похоронены на Часовенном кладбище часть Арского погоста.
Они были старообрядцами-поповцами. Но сам Павел Васильевич принадлежал к Русской православной церкви. Уже с 1866 года он начал делать пожертвования в православные храмы, что для старообрядца было немыслимо. Позже он неоднократно выделял средства и на «противораскольническую» миссионерскую деятельность. Выезд Павла Щетинкина. Дом, возле которого стоит его экипаж, не определен. Фото из архива автора Каждый купец считал своим долгом заниматься «богоугодными делами». Щетинкин занимался благотворительностью так же на широкую ногу, как и вел свои дела. Его благотворительная деятельность была сконцентрирована прежде всего в области духовного образования и строительства храмов. Важное направление благотворительной деятельности Павла Васильевича составляла поддержка Казанской духовной академии, где он был почетным казначеем, Казанского духовного училища и Казанского женского училища Духовного ведомства.
В духовных училищах Щетинкин с 1875 года состоял почетным блюстителем. На его средства было проведена реконструкция духовного училища и при нем построена домовая церковь, названная в честь мецената — во имя Павла Исповедника. Он был основным попечителем Центральной крещено-татарской школы, выделяя на ее содержание крупные суммы. К 1870 году на его средства была построена и оборудована домовая церковь святителя Гурия. Помогал он и другим миссионерским учебным заведениям — Казанской учительской семинарии, директором которой был Н. Ильминский, Симбирской чувашской учительской школе. По воспоминаниям соратников Ильминского известно, например, что купец ежегодно снабжал одеждой и обувью многих выпускников этих учебных заведений, направляемых учителями в земские и братские школы. На его средства были построены три церкви в кряшенских деревнях Янцеварово, Никифорово, Ковали , а также — в Сокурах Лаишевского уезда. В 1902 году Павел Васильевич тяжело заболел, что и подвигло его построить по проекту известного казанского архитектора Малиновского величественный храм в селе Смолдеярове, соседнем с его усадьбой в Среднем Девятове. Строительство храма завершили в 1907 году.
По своей архитектуре, стилю, нарядности, отделке новая церковь заметно выделялась среди сельских храмов Поволжья и Прикамья. На ее строительство было израсходовано свыше 125 тысяч рублей — огромные деньги по тому времени. Этот храм сохранился и поныне и хорошо виден с дороги, ведущей из Казани на Сорочьи Горы. Также на средства Щетинкина была отстроена часовня при Спасской башне Кремля разобрали в 1930-е. Он же был ктитором от греч. Духосошественской церкви, расположенной в том же Казанском кремле более известная как Дворцовая церковь, примыкающая к бывшему губернаторскому дворцу, в котором ныне резиденция Президента Татарстана — Ред.
Кто такие купцы.
Второв, родоначальника купеческой династии Второвых, который как и многие другие начал свое дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.
Какова роль купечества в региональном сообществе?
Послужные списки известных сибирских купцов состояли из целого перечня занимаемых ими выборных должностей. Оказавшись на общественном посту, многие купцы добросовестно исполняли служебные обязанности, стремились вникнуть в многочисленные проблемы сограждан, оставляя после себя добрую память. Конечно, встречались и те, кто использовал служебное положение в корыстных интересах: добивался выгодных подрядов с казной, утаивал налоги, незаконно захватывал городские земли. Некоторые купцы стремились уклониться от занятия должностей по выбору, считая общественную службу обременительной для себя. Властям приходилось принимать меры для обеспечения достаточной явки на выборы, иногда даже принуждать к исполнению должности. Одна из особенностей Сибири заключалась в немногочисленности чиновничества и дворянства. Это обусловливало тесное общение купцов с чиновниками, отсутствие у них комплекса неполноценности по отношению к дворянам. В результате купцы в Сибири входили не только в финансовую, но и в культурную элиту местного общества. Это создавало почву как для плодотворного взаимодействия, так и для расхождения точек зрения на важность того или иного хозяйственного проекта и последующих конфликтов».
Усилия власти и частного капитала, далеко не всегда понимавших друг друга, в идеале были призваны работать на одно — на развитие региона, его прочное включение в экономическое и социокультурное пространство империи, на утверждение влияния России в Азии. В мемуарах сибирских чиновников можно встретить самые разнообразные отзывы о сибирских купцах: от резкого негатива до признания положительных качеств и исключительной роли отдельных купцов и коммерции в целом, как для конкретного города, так и для всего региона. Особый интерес авторы проявляли к неординарным личностям, круг интересов которых выходил далеко за рамки предпринимательства. Отдавая должное таким купцам, мемуаристы указывали и на присущие купеческой среде лицемерие, ябедничество, стремление повлиять на местные власти и заставить их действовать в своих корыстных интересах. Размах взяточничества и сращивание интересов купеческой верхушки с интересами части чиновничества даже вызывали у некоторых администраторов серьезные опасения в чрезмерном усилении влияния купечества. Как купечество влияло на облик сибирских городов? Гуляя по улицам современных сибирских городов, можно заметить красивые старинные задания, большинство из которых были возведены на средства купцов, то есть мы до сих пор видим результаты их деятельности, следы их жизни. В последнее время много говорят о купеческой благотворительности, меценатстве. Насколько широко в действительности были распространены купеческие пожертвования и для чего они в первую очередь предназначались?
Неравнодушных, стремящихся сделать что-нибудь полезное для малой родины, патриотически настроенных и по-настоящему ярких личностей было немало среди сибирских купцов разной этнической принадлежности и вероисповедания. Чукмалдин, М. Сидоров, Я. Фризер, Нерпины, Сибиряковы, Баснины, Трапезниковы, Айтыкины, Поклевские-Козелл, Ереневы, Хаминовы и многие другие купцы заботились не только о собственном процветании, но и о нуждах своих сограждан». Здание торгового дома Голованова в Томске. Их пожертвования зачастую поражают своими размерами, составляя сотни тысяч и даже миллионов рублей. Например, иркутские купцы Сибиряковы, входившие в десятку самых крупных жертвователей России, затратили на благотворительные деяния в совокупности 4 миллиона 884 тысяч рублей. Среди благотворительных вкладов сибирского купечества наибольшее распространение получили взносы на развитие образования и Русской православной церкви. Однако если пожертвования на образовательные и просветительные учреждения характерны преимущественно для второй половины XIX — начала XX века, то православная церковь оставалась в центре внимания попечителей на протяжении всего времени: несмотря на усилившуюся секуляризацию сознания русского общества во второй половине XIX века, для многих купцов по-прежнему не теряла значение религиозная самоидентификация.
Православие воспринималось не только как личное мировоззрение, но и как средство распространить и утвердить влияние России на новых территориях, как способ сохранения исторической памяти русского народа, обеспечения духовного единства страны. Именно поэтому многие купцы активно поддерживали возведение православных храмов и миссионерскую деятельность церкви среди аборигенного населения региона. Характерно, что на этой ниве проявили себя не только купцы — приверженцы официальной Русской православной церкви, но и члены других этноконфессиональных групп, для которых, конечно, важно было поддерживать и своих единоверцев, иначе было просто невозможно сохранить этническую и культурную идентичность. А что с грамотой? Вопрос о культурно-образовательном уровне сибирских купцов, особенно если говорить про конец XVIII — первую половину XIX века, в современной историографии остается дискуссионным.
Скопил денег да и записался в Московской купеческой управе ,как купец третьей гильдии Михайло Ребушинский - по названию волости. В управе фамилию переврали, записали "Рябушинский". Ну а уж к концу века вся Россия знала миллионеров-промышленников - многочисленных внуков Михайлы. История о купце Хлудове. В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью - пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал в три пятиалтынных монеты. Еле уговорил какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Только супруга его, Меланья Захаровна, быстрее сориентировалась. Купила несколько пестрых купеческих кушаков, расшила бисером и послала мужа торговать вразнос. Дело пошло. Уже через год Иван Хлудов стоял за прилавком собственной лавочки. От купцов-клиентов отбоя не было. Особливо от купчих. Иные из них каженный божий день в лавку захаживали - якобы за новым товаром, а сами глаз не могли отвести от молодого продавца-красавца. Да и тот не стерпел, стал погуливать. Как-то домой дня три не являлся. Жена в лавочку прибежала, хотела мужу в волосья вцепиться. А у того нос, щеки, лоб медом намазаны. Меланья остолбенела: что за чушь?! Оказалось, одна из купчих, разлюбезниц Ивана, поведала тому, как ее покойный муж капитал нажил. Надо для успешного торга липовый мед заговорить: "Как пчелы роятся, так ко мне, купцу Ивану, покупатели сходятся, товар нахваливают да из рук выхватывают! А потом тем медом открытые места на лице и намазать. Меланья выслушала и захохотала: до чего бабы-то доводят - мужик умом двинулся! Да только Иван жене на прилавок показывает - товар-то и правда весь расхватали. С тех пор в роду Хлудовых присказка сложилась: "Станешь заводить кралей, ищи купчиху на меду! Однако особо искать не понадобилось. Уже Иван, опочив, оставил детям прибытнейшие лавки в гостином дворе и городских рядах. А сыновья такими миллионами ворочали, что за свой счет в родной Егорьевск железную дорогу провели. Да и в Москве много школ, больниц и домов для престарелых построили. История о Павле Третьякове. Павел Михайлович Третьяков нервно потер нос, как всегда в минуты искреннего волнения. Хочется и ту картину купить, и эту. Да и безвозмездно помогать художникам приходится. Перов вон почти в нищете живет, у Крамского жена больна, у Васильева чахотка. Где на всех денег взять?! Третьяков ведь не миллионер. На всем экономит - сам за бухгалтерскими отчетами до ночи корпит, выручку из лавок дотемна пересчитывает.
Это тема купечества. Если по-простому, купец на современный лад, как считает Никита, и мы его поддерживаем, — это социальный предприниматель. То есть человек, который приносит на территорию, где сам же и проживает, новые возможности и новые смыслы.
Купеческие гильдии: как это было в России
Купец — Википедия | Тот, кто присылает 500, кэс, 5тр., у тех больше шансов стать богатым, это значит, что они тверды и не преобладает магическое мышление. |
Под знаком Купца (Андрей Матвеев 77) / Проза.ру | Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. |
Купечество как предприниматели и элита местного общества
Купчиха - жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Примеры употребления слова купец в литературе. Судану аденскому большой доход и много богатства от пошлины с судов и купцов , бывающих здесь. Это была особая работа, которой он дотошно овладевал под руководством дель Аква, который давал ему лучших учителей из среды иезуитов и португальских купцов , торговавших в Азии. В первых веках христианства в одном из торговых поселков на берегу Средиземного моря жили два купца , которых звали Алкей и Гифас. Раскрою своих агентов: универсальный магазин Кунста и Альберса во Владивостоке, первогильдейский Чурин в Иркутске - ему тоже стриги в хвост и в гриву, а в Благовещенске - китайский купец Тифонтай, что на русской дуре женился. Подошел домашний раб в короткой одежде, согнулся в поклоне: - Почтенный Амбон, там тебя купцы ожидают. Третьего дня, - доложил он, - карфагеняне нагло напали в море на корабли купца Амбона, идущие с Оловянных островов.
В тысяча четыреста восемьдесят пятом, после того как португальский король отверг его проект, Колумб перебрался в Кастилию, где при поддержке главным образом андалусских купцов и банкиров добился организации под своим руководством правительственной океанской экспедиции. Давно, давно, в незапамятные времена жил в Андижане богатый и славный купец Макам-бей-мирза-Сарафеджин. Она выследила девку, та жила в Махакаме с семью гномами зараз, которых убедила, что гораздо выгоднее обирать купцов на дорогах, чем зарабатывать антракоз в шахтах. В горах и горных долинах селятся разве что пастухи со своими многочисленными стадами, еще там прячутся воры, разбойники, а купцы протаптывают тайные тропы из враждебных стран Артании и Славии. Вне себя от негодования Асархаддон подошел к столику, за которым пили финикийские купцы , и отозвал в сторону одного из них. Вдруг появляется как-будто купец с неслыханным асортиментом в коробушке. Играл оркестр, парад продолжался, и все мы - молодые и старые, португальцы, африканцы и ни то ни се, купцы , бездельники и нищие дети - стояли и смотрели, зачарованные военными мундирами, саблями и торжественностью всего действа, музыкой и маршем, громкими командами и сложным парадным церемониалом.
Синяка повел одиннадцать человек в сторону серого пятиугольника Элизабетинских пакгаузов, где в былые времена купцы , входившие в Ахен через южные ворота, хранили свой товар. Купец - человек торговец , занятый в сфере торговли, купли-продажи. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах , где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком.
Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры. Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили : шинель могла сочетаться с цилиндром.
Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки[править править вики-текст] Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Семья[править править вики-текст] Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием.
Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Второва с сыновьями». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность.
С 15 - 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели «воспитанников» - приёмных детей. Герои поэмы А. Некрасова, решая вопрос, «кому на Руси жить хорошо», в числе прочих «кандидатов» поминают «купчину толстопузого». Действительно, этот персонаж известен давно — ещё у древних цивилизаций, причём традиционно представляемый «толстопузым», жадным и хитрым… что греха таить, такой стереотип во все времена «приклеивался» к тем, кто имел отношение к торговле — даже в советские времена , когда торговля была целиком и полностью государственной… Каким же на самом деле было купечество и как оно возникло? Купец — это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени. Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому — то есть выступал посредником между производителем и покупателем.
Требования рабочих на всех предприятиях были достаточно дерзкими. И выполнить их, значит, фактически, встать на сторону смутьянов. А это уже политика.
Но серпуховские фабриканты даже здесь остались верны своим принципам человеколюбия. Перечень послаблений состоял из 17 пунктов. Там были и оплата сверхурочных работ в двойном размере, и еженедельная выдача заработной платы, и допущение на фабрику опоздавших рабочих, и выдача бесплатных лекарств не только в аптеках Товарищества, но и в частных аптеках.
В результате забастовка очень быстро прекратилась, отчего все только выиграли. Тем более, что покидать фабрики Коншиных никто особо не стремился. Помимо всего прочего, там и зарплата была очень даже неплохая.
В частности, в одном из элитных отделений — граверном — даже подросток ученик сразу же получал фиксированную ежемесячную ставку. В процессе обучения она росла, и продолжала ежегодно повышаться на протяжении всего времени работы. Созидание и разрушение: кто кого сборет Предприятие Товарищества мануфактур Н.
Коншина в Серпухове. Фото: wikimedia. Видели, как под воздействием агитаторов меняется отношение рабочих к своему труду.
Осознавали, что любое замечание по поводу низкого качества работы, хулиганского поступка или нерадивости теперь воспринимается как нарушение прав угнетенного пролетариата. И, разумеется, с этим боролись. Но боролись не очередными строгостями, а, наоборот, старались сделать так, «чтобы рабочий люд видел заботу о нем, что многое делается помимо забастовок и предъявляемых ими требований».
Одних только упоминавшихся выше домов для семейных было построено две сотни штук. Бесплатные больница, роддом, ясли, двухклассное училище и ремесленная школа. Чайная и так называемые «харчевые лавки», где можно было за копейки, в том числе и в долг, купить качественные продукты.
Впоследствии советская пропаганда будет приводить такие лавки как пример крайнего угнетения трудящихся, дескать, проклятые капиталисты заставляют покупать еду в собственных магазинах и через это еще больше богатеют. Старались меньше штрафовать за брак, наоборот, выдавать премии за работу без брака. На Рождество и к Пасхе — обязательно подарки.
Сформировали специальный капитал «для улучшения быта рабочих и служащих», на эти цели было ассигновано более 400000 рублей. Еще один капитал — для отправки работников фабрик в российские и заграничные санатории. Своя, фабричная футбольная команда и, разумеется, футбольное поле , теннисный корт, парк, театр, оркестр, шахматный кружок, и не один, библиотеки.
Когда же началась мировая война, и рабочие один за другим уходили на фронт, их семьи оставались в тех квартирах и домах, которые когда-то были предоставлены рабочим. И они, конечно, продолжали пользоваться всей инфраструктурой, что и раньше, получали помощь от хозяев фабрики. Печальная судьба «солдаток», оказавшихся без средств к существованию, не затронула ни этих женщин, ни их детей, ни пожилых членов семьи.
Жизнь в рабочем городке шла тем же чередом. То есть Коншины всячески пытались противопоставить разрушительным методам созидательные. Коншины тратили на содержание рабочих 46 процентов прибыли.
Остальное — на модернизацию и расширение производства.
Купечество — это не про не про косоворотку и картуз, хотя внешняя сторона тоже интересна, а про то, чтобы ассоциировать себя с городом и вкладываться в его развитие. Вот и Никита оказался таким человеком, который через краеведение узнал про местный старинный рецепт мыла на козьем молоке, решил сам сделать такое мыло, наладил производство, стал интересоваться историей купечества, сделал карту города для туристов с неочевидными секретами и сейчас участвует в формировании активного городского сообщества неравнодушных людей.
Первое упоминание о купцах относится к Х в. Ко 2-й половине ХVI в. Спустя два века сформировалось самостоятельное сословие — купечество. В соответствии с «Жалованной грамотой городам», принятой в 1785 г.
К первой гильдии причислялись те, кто объявлял капитал более чем в 10000 руб. Купцы первой и второй гильдии получили право на внутреннюю оптовую и розничную торговлю не только в Российской империи, но и за её пределами и пользовались уважением в обществе. Сфера деятельности купцов третьей гильдии ограничивалась мелкой торговлей. В результате этих реформ купечество стало не только наиболее сильным в экономическом отношении слоем населения, но и самым привилегированным после дворянства и духовенства сословием, так называемым третьим сословием.
Купцам принадлежала большая часть торгово-промышленных заведений, значительная доля недвижимого имущества. Характерной особенностью старых купеческих родов был традиционный уклад жизни и глубокая религиозность, многие из них были старообрядцами см. В культуре В национальном сознании русских существует негативный стереотип: купец, или даже пренебрежительное купчина, — обязательно обманщик, эксплуататор, невежа, деспот в семье, неумеренный в еде и выпивке и т. Гуляньями с купеческим размахом, действительно, были известны вечера в Московском купеческом клубе, знаменитом ресторане «Яр», во время больших ярмарок.
Однако с шестидесятых годов ХIХ в.
Ухарь купец чего торговец? Загадка
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Одоевский, «Импровизатор», 1833 г. Татищев, «Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову», 1723 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: вагонник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вдова князя Игоря княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе. Укажите три любых последствия данного события. Последствия: 1 после крещения Ольги среди населения Руси росло число тех, кто принял христианство по примеру Ольги этому способствова...
Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов, воспользовавшись статьей о казанской благотворительнице, опубликованной в одиннадцатом номере журнала «Казань» за 2001 год. Она была единственной», — так написала об Александре Сергеевне ее автор — Галина Могильникова. Отец Ольги Сергеевны занимался торговлей чаем, а в 1850-х годах трижды был городским головой и председателем Общества содействия русской промышленности. Здание Гостиного двора в конце XIX века. Имея богатые капиталы, она постоянно делала пожертвования — на помощь малоимущим, православным и мусульманским общинам, детским приютам, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учреждений. В журнальной статье приводятся данные о пожертвованиях, сделанных в 1889 году: Ольга Александровна выделила 50 тысяч рублей на постройку здания Ксенинской женской гимназии, 10 тысяч — попечительскому совету этой гимназии, 100 тысяч — городскому голове на устройство городской больницы и детской лечебницы, 3 тысячи — архиепископу на устройство церкви во вновь учрежденном училище для девиц духовного звания, 1 тысячу — обществу земледельческих колоний, 2 тысячи — Братству святого Гурия на содержание одной из инородческих школ.
За активную благотворительность ее портрет решено было поместить в «думской зале». Ольга Александровна предложила открыть музей в здании Александровского пассажа ныне улица Кремлевская , которое выкупила у своего брата. За такой щедрый дар она была удостоена городской Думой позолоченной доски с надписью о пожертвовании. Однако Пассаж оказался неприспособленным для размещения коллекций, и музей, с согласия благотворительницы, был открыт на той же Воскресенской улице, но чуть ближе к кремлю. Здание музея до революции. После открытия музея в 1895 году она по предложению совета музея была пожизненно избрана его Почетным членом и оставалась им вплоть до 1918 года.
За благотворительную деятельность Ольга Сергеевна была удостоена звания Почетного гражданина Казани. В 1891 году казанцы узнали, что их земляк, вице-адмирал российского флота и известный деятель культуры Иван Лихачев пожелал передать в дар городу большое коллекционное собрание своего покойного брата — Андрея Лихачева, который умер в 1890 году. Андрей Федорович был известен как крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики. Коллекции Лихачева и послужили основой первого казанского музея. В советское время музей много раз менял свое название: с 7 декабря 1918 года —губернский музей, с 19 апреля 1921 гола — Центральный музей ТАССР, с 25 октября 1944 года — Государственный музей ТАССР, с декабря 1981 года — Государственный объединенный музей Татарии, с 23 марта 2001 года — Национальный музей Республики Татарстан. С годами росли фонды музея и открывались новые экспозиции.
Уже в 30-х годах простое собирательство документов и предметов быта превратилось в организованную деятельность. Изменения во внешнем облике здания были не так заметны, разве что с годами оно стало стареть, чему в немалой степени способствовали многочисленные «квартиранты», подселенные к музею после 1917 года, когда Гостиный двор перестал использоваться как место городской торговли. Руководство музея не раз пыталось вытеснить из здания сторонние организации и учреждения, но это было трудным делом. Приходилось сосуществовать в одном здании. В 30-е годы по проекту архитекторов Григорьева и Сперанского над корпусами Гостиного двора были надстроены два этажа, исказившие градостроительный силуэт и масштабность комплекса. А в 1959 году на месте пришедшей в аварийное состояние и рухнувшей старожилы утверждают, что в том ЧП пострадала уйма народу юго-восточной части Гостиного двора и на освободившемся месте вырос новый дом — классическая «сталинка» образец «советской архитектуры периода украшательства», как характеризуется он в каталоге-справочнике памятников истории и культуры Татарстана..
Построен по проекту архитектора А. Бикчентаева На первом этаже здания располагалась служба записи актов гражданского состояния сейчас - там магазины , верхние этажи — жилые. Разговоры о том, что Гостиному двору надо вернуть его первоначальный облик, шли много лет. И вот в 1980 году был, наконец, Здание музея советского времени сделан важный шаг от слов к делу. Кожемякин автор проекта , В. Дерябина художник и А.
Тугарин архитектор приступила к составлению комплексного проекта генерального решения территории республиканского музейного комплекса, составной честью которого стал план реконструкции Гостиного двора. Непросто было руководству Государственного объединенного музея ТАССР дать заказ именно этому комбинату — спрос на его работы был большой. Над планом реконструкции музея в Казани поручили работать лучшим на то время профессионалам. Это были не просто отличные специалисты в своем деле. Все трое имели богатый опыт именно музейного строительства, а потому рассматривали проблемы ремонта водопровода и укрепления фундамента в неразрывной связи с вопросами узко специфичными. Так, творческая группа предложила перенести все внутренние коммуникации, в том числе вентиляционные шахты, в отдельный корпус, подземный, расположив его во дворе.
С поставленными задачами проектанты справились хорошо. А задачи были сложнейшими: ведь под реконструкцию подпадали 53 дома, причем 31 из них являлись архитектурными и историческими памятниками. Нельзя было перестраивать лишь одни эти здания — требовалось новое градостроительное решение всей центральной части Казани, то есть территории в 20 гектаров. Понадобилось серьезное изучение краеведческой литературы, старых проектов и планов. Исследовалась современная обстановка в городе, оценивались возможности и условия реконструкции. Так, наиболее решительные поклонники старины настаивали на том, чтобы придать Гостиному двору тот вид, который он имел в XIX веке, то есть убрать два верхних этажа, надстроенных в 30-е годы нашего столетия.
В 1985 году, когда мы рассказывали в «Вечерней Казани» о ходе работы над планом реконструкции, нам казалось это предложение фантастическим. Тем более что и в этом случае площадей современному музею было явно мало. На страницах «Вечерки» началась дискуссия: два или четыре этажа? Мнениями обменивались не только дилетанты — любители старины, но и специалисты: архитекторы, музейщики, строители.
Благодаря предприимчивым купцам в сибирских городах можно было увидеть в том числе и различные заморские деликатесы. Так, оказавшийся в 1842 году в Красноярске путешественник П. Чихачев с удивлением отмечал: «Сколько раз, сидя за столом, уставленным привезенными со всех концов света яствами, я не мог не поражаться невероятным контрастам. Вот алтаец в войлочной шапке подает на тарелке японского фарфора апельсины, привезенные на берег Енисея из Мессины или Марселя через Санкт-Петербург и Москву. Вот после обильной трапезы вам предлагают лакомства со всех уголков мира, при этом не забыты даже вина Малаги, Рейна и Бордо. Вы наслаждаетесь ароматным нектаром Аравии и прекрасными гаванскими сигарами».
Купцы проникали в самые труднодоступные районы, вовлекая их в экономическое и социокультурное пространство империи, участвовали в торговых экспедициях на территории сопредельных государств, развивая тем самым международные экономические связи России. Попова, который в 1830—1840-х гг. И таких примеров можно привести немало». Хозяйственный документ счет на товары из коллекции красноярских купцов Ларионовых. Какова роль купечества в региональном сообществе? Послужные списки известных сибирских купцов состояли из целого перечня занимаемых ими выборных должностей. Оказавшись на общественном посту, многие купцы добросовестно исполняли служебные обязанности, стремились вникнуть в многочисленные проблемы сограждан, оставляя после себя добрую память. Конечно, встречались и те, кто использовал служебное положение в корыстных интересах: добивался выгодных подрядов с казной, утаивал налоги, незаконно захватывал городские земли. Некоторые купцы стремились уклониться от занятия должностей по выбору, считая общественную службу обременительной для себя. Властям приходилось принимать меры для обеспечения достаточной явки на выборы, иногда даже принуждать к исполнению должности.
Одна из особенностей Сибири заключалась в немногочисленности чиновничества и дворянства. Это обусловливало тесное общение купцов с чиновниками, отсутствие у них комплекса неполноценности по отношению к дворянам. В результате купцы в Сибири входили не только в финансовую, но и в культурную элиту местного общества. Это создавало почву как для плодотворного взаимодействия, так и для расхождения точек зрения на важность того или иного хозяйственного проекта и последующих конфликтов». Усилия власти и частного капитала, далеко не всегда понимавших друг друга, в идеале были призваны работать на одно — на развитие региона, его прочное включение в экономическое и социокультурное пространство империи, на утверждение влияния России в Азии. В мемуарах сибирских чиновников можно встретить самые разнообразные отзывы о сибирских купцах: от резкого негатива до признания положительных качеств и исключительной роли отдельных купцов и коммерции в целом, как для конкретного города, так и для всего региона. Особый интерес авторы проявляли к неординарным личностям, круг интересов которых выходил далеко за рамки предпринимательства. Отдавая должное таким купцам, мемуаристы указывали и на присущие купеческой среде лицемерие, ябедничество, стремление повлиять на местные власти и заставить их действовать в своих корыстных интересах. Размах взяточничества и сращивание интересов купеческой верхушки с интересами части чиновничества даже вызывали у некоторых администраторов серьезные опасения в чрезмерном усилении влияния купечества. Как купечество влияло на облик сибирских городов?
Гуляя по улицам современных сибирских городов, можно заметить красивые старинные задания, большинство из которых были возведены на средства купцов, то есть мы до сих пор видим результаты их деятельности, следы их жизни. В последнее время много говорят о купеческой благотворительности, меценатстве. Насколько широко в действительности были распространены купеческие пожертвования и для чего они в первую очередь предназначались? Неравнодушных, стремящихся сделать что-нибудь полезное для малой родины, патриотически настроенных и по-настоящему ярких личностей было немало среди сибирских купцов разной этнической принадлежности и вероисповедания. Чукмалдин, М. Сидоров, Я. Фризер, Нерпины, Сибиряковы, Баснины, Трапезниковы, Айтыкины, Поклевские-Козелл, Ереневы, Хаминовы и многие другие купцы заботились не только о собственном процветании, но и о нуждах своих сограждан».
Купеческие гильдии: как это было в России
Иноземных купцов называли «гостями», впрочем, таким термином обозначали и русских купцов, которые торговали с другими государствами. Кто любит платить налоги. КУПЕЧЕСТВО В РОССИИЧеловеческая память — подлая штука. Она угодливо выполняет любое требование обстоятельств: политических условий, экономи.
Статьи по предмету Коммерческое право
История русского купечества | Если по-простому, купец на современный лад, как считает Никита, и мы его поддерживаем, — это социальный предприниматель. |
Статьи по предмету Коммерческое право | Не всегда купец торговал и жил в городе, как и не всегда торговец являлся купцом. |
Купец и Купечество | Кодекс, составленный Зегимелем, также содержал записи о том, какими качествами должен обладать успешный купец, и рекомендации, как правильно вести дела. |
«Кодекс чести купца»: из прошлого – в будущее
Местные купцы в Кузнецке начали появляться тоже с XVIII века. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Кто такие купцы определение. Те, кто начал заниматься бизнесом в конце первой половины XIX века, были людьми старого закала, которые получали только домашнее образование.
Значение слова «Купец»
Устаревшее Покупатель. Никитин, Кулак. Устаревшее У моряков: торговое, купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан». Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин.
Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов. Торговое судно, в отличие от военного мор.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Одоевский, «Импровизатор», 1833 г. Татищев, «Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову», 1723 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию. Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец — это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия — Мамонтовы и Морозовы легендарный Савва Морозов , Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы.
Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов. Образы положительные и отрицательные Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец — это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Кустодиевские купцы и купчихи олицетворяют то, что с насмешкой называют «купеческим вкусом». К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев. В этой связи хочется отметить, что русских, о которых иностранцы отзываются хорошо, вообще крайне мало.
Олег Хан вместе с Олегом Сотниковым был владельцем торговой сети «Купец». В 2011 году они продали бизнес челябинскому бизнесмену Олегу Колесникову, оставив за собой супермаркет в торговом центре «Гринвич». На тот момент сеть владела 40 магазинами, половина из которых работала на собственных площадях.
Семейство Коншиных: другая реальность купеческой жизни
Кто такой Купец? Тот, кто присылает 500, кэс, 5тр., у тех больше шансов стать богатым, это значит, что они тверды и не преобладает магическое мышление. Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров, обладающий специальными правами и привилегиями в торговле. Купец сколачивал свой капитал на разнице между закупочной и розничной ценой того или иного товара.
Значение слова «Купец»
Скончался основатель торговой сети «Купец» Олег Хан | Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца. |
История русского купечества | Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. |