Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла.
Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?
На Масленицу сжигают чучело Зимы, чтобы поскорее пришла весна и настало тепло. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо? Общество - 26 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В конце масленичной недели его сжигали, тем самым оповещая о победе над зимой и наступлении новой жизни.
Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу?
Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела | Эту Масленицу жгли. |
Сожжем Зиму законно: Статьи общества ➕1, 05.03.2019 | Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. |
Гигантский «замок корона-людоеда» сожгли на Масленицу в России. Смотрите, как впечатляюще это было | Масленица или Комоедица? Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи. |
Главные новости Калужской области | Жечь масленичное чучело разрешено не менее чем в 50 метрах от зданий. |
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния | Великий пост предваряют подготовительные недели, последняя из которых называется масляной, масленицей, или сырной неделей. |
Чучело Масленицы
В масленичных, да и пасхальных традициях, сплелось множество языческих и христианских ритуалов. Сжигать чучело — один из таких языческих отголосков еще дохристианских времен. На Руси такое чучело называли Мара или Маревна, в честь богини плодородия и воскрешения. Все знают, зима закончится, придет весна, но после все повторится и опять придет зима, колесо года неизменно.
Использование без согласия ООО «Траф Медиа» товарных знаков BLITZ и BLITZPLUS, а также сходных до степени смешения с ними иных обозначений в гражданском обороте на территории Российской Федерации, в том числе, но не ограничиваясь, в качестве элемента фирменного наименования, на любых поверхностях, используемых при осуществлении деятельности, в том числе в сети «Интернет», запрещено. Политика конфиденциальности.
Во главе угла стоят вовсе не народные поверья, а желание поесть вкусных блинов: сладких и сытных. А чучело называют Масленой. В случае, если кукла мужского пола, то его называют Маслеником. Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя. Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся. Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса. Крестьяне кидали в масленичный огонь изношенную одежду и вещи, связанные с неприятными воспоминаниями. Таким образом люди гнали неприятности из жизни. Еще в пламя кидали записочки с невзгодами, веря, что все проблемы человека сгорят вместе с бумагой.
А в Ленинградской области один из депутатов выпустил памятку, рекомендующую не сжигать чучела Обамы и не наносить ущерб престижу страны. Предлагаю посмотреть, что в этом году люди жгли в праздничных весенних кострах! Вот что они написали в пресс-релизе после акции: «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома. Произведения Генри Миллера — архетип разлагающегося западного мира с его торжеством блуда и упадком семейных ценностей.
В «Никола-Ленивце» на Масленицу сожгли объект «Четвертая стена»
Масленичную неделю принято делить на два этапа: с понедельника по среду – Узкая Масленица, а с четверга по воскресенье – Широкая. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. тэги: жечь чучело, масленица, чучело. Чучело Масленицы водружали на шест и ходили с ним по деревне всю неделю, устраивая весёлые гуляния с пением и катанием с горок.
Что сжигали на Масленицу
А как же Масленица? Ведь даже в советские времена праздник этот под «политкорректным» названием «Проводы русской зимы» справляли на официальном уровне и в Калуге, и в любом райцентре, и вполне по традициям предков: с блинами, с лазанием на потешный столб и даже чучело зимы сжигали… Не является ли именно этот праздник самым ярким примером доживших до наших дней обрядов дохристианских еще времен? Если отвечать односложно, то да, является! Но вот если углубиться в детали… Лично у меня есть большие сомнения, что организуемые работниками культуры праздничные мероприятия имеют много общего даже не с тысячелетней давности обычаями, а хотя бы с типичной Масленицей начала ХХ века.
Об этом свидетельствуют беседы с сельчанами-старожилами в разных концах области. К примеру, тот же «потешный столб». По крайней мере, с послевоенного времени «Проводы зимы» без него представить невозможно, но так ли эта забава была распространена в прошлом?
Кое-где пишут, что она иногда устраивалась на ярмарках при этом на вершине столба чаще устанавливали клетку с петухом, коего и надо было выпустить. Но, во-первых, упоминаний таких очень мало, а во-вторых, ярмарки устраивались обычно в престольные праздники в крупных селах, то есть совсем необязательно на Масленицу. В общем, вопрос, когда и как появился обычай устраивать на проводы зимы столб с подарками, для меня остается открытым.
Запутан вопрос и с сжиганием чучела русской зимы, коим завершается стандартный современный «клубный» праздник. Старожилы упоминают о нем, но крайне скупо. На самом юге области в многочисленных беседах никто из коренных жителей о нем нам не рассказывал, чуть севернее, в Козельском и Мещовском районах, обычай уже бытовал.
Много рассказавший нам о святочных обычаях о чем мы писали в прошлый раз Александр Сергеевич Фомичев вспоминает: - В апреле обычно чучело сжигали, перед пасхальным постом. Из соломы делали, сноп ржаной брали. Нет, не клубная работа — как-то стихийно, собирались девушки.
Это девичий обычай был. Они там какой-то хоровод водили… Нередко обычай делать соломенную «масленицу» существовал буквально в одном селе из нескольких близрасположенных. Скажем, в прошлом году я расспрашивал старожилов поселка Калуговский Барятинского района: предки жителей этого сравнительно молодого населенного пункта — выходцы из нескольких, частью уже не существующих, соседних деревень.
О том, что в ее деревне «маленькую куклу делали и жгли», вспомнила только одна из собеседниц, остальные твердо заявляли, что раньше такого у них не было! Лично у меня имеется всего лишь пять записей о сжигании чучела, причем весьма неконкретных. Обошедший много старожилов в Малоярославецком и Боровском районах Д.
Гасанов записал девять воспоминаний о том, «как чучело сжигали». То ли собирателю повезло оказаться в нужном месте, то ли он оказался более настойчив, но его респонденты припомнили некоторые интересные детали цитирую по книге «Фольклор Приобнинского края» : - Мы так праздновали: солому нарядили в рваное, одели как женщину, подвязали платок, надели на палку. Шли на пруд, пробили лед, чтобы вставить палку.
Сжигали ее, ходили кругом хороводом, пели песни.
Политика конфиденциальности. Правила применения рекомендательных технологий на сайте.
Стать частью этого места — очень круто! Это редкая возможность свободно высказываться, как художник. Как мне кажется, все предыдущие объекты Масленицы были более понятными символами с самого начала. Мы же сделали главный упор на процесс сжигания — загадка «Стены» сохранится до самого конца. Одно известно точно — вы увидите разрушение границ как внешних, так и внутренних. Все мы в какой-то момент упираемся в «стену», остаётся только надежда на долгожданный просвет». Во время представления агенты вечной весны развернут вокруг «Четвертой стены» восемь точек, замыкающихся в круг.
Каждая из них — пространство созерцания, где перформеры танцуют, поют и приручают огонь, чтобы в конце концов обратить силу пламени против всех ваших преград.
Также подобный обряд был символом проводов зимы. У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли. Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста. Любопытно, что понятие «Чучело Масленицы» — ошибочно, на самом же деле изготавливалось чучело «Зимы», его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу то есть праздник , то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей. Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла.
Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Масленица 2023: сжигание чучела Зачем сжигают чучело на Масленицу: что это означает Масленица каждый год соединяет толпы людей в веселых народных гуляньях. Главными составляющими праздника считаются хороводы, подвижные игры, горячие блины и, конечно же, чучело Масленицы, которое сжигают на огромном костре, призывая весну. Наши предки считали масленичную неделю крайне важным временем: именно Масленица определяла то, как пройдет следующий год, богатым ли будет урожай, а также ждет ли всех домашних счастье грядущей весной. Сегодня многие ошибочно полагают, что Масленица — языческий праздник. На самом деле для православных людей праздничная неделя — время подготовки к Великому посту, а веселье и всеобщая радость — повод провести время со своими близкими и родными. Согласно народным приметам и поверьям, в это особое время можно повернуть свою судьбу в другое русло, навсегда изменив жизнь в лучшую сторону. Блины — главное праздничное лакомство, любимое всеми без исключения. Круглые ароматные блинчики символизируют Солнце, согревающее землю и приносящее тепло.
Считается, что чем больше блинов будет выпечено на Масленицу, тем богаче и счастливее будет ваша семья этой весной. Наши предки считали, что, первый раз выпекая блины на Масленицу, человек «печет» свою дальнейшую судьбу. Поэтому наши бабушки и дедушки советуют крайне внимательно обращаться с праздничным угощением.
Гори ясно: Как зовут масленичное чучело и зачем его сжигать?
Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Во времена СССР и христианские, и народные традиции одинаково порицались, поэтому еще 50 лет назад только бабушки в деревнях знали, чьё чучело и зачем сжигают на Масленицу и что именно провожают перед Пасхальным постом – зиму или Масленицу. Изначально жечь чучело на Масленицу было совсем не обязательно: так поступали только в некоторых сибирских регионах, но с огнем Масленица была связана всегда. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри.
Что сжигают на Масленицу: чьё чучело и зачем?
Теперь уже в гости отправлялась тёща, а зять должен был всячески демонстрировать ей своё расположение. И, конечно, снова угощать блинами. Суббота — Золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали в гости родственников мужа, а золовке или золовкам, семьи-то были большие должны были подарить какой-нибудь подарок. Воскресенье — кульминация Масленичной недели, Проводы, или Прощёное воскресенье. В этот день происходило заговенье перед постом. Все просили друг у друга прощения, поминали усопших, навещали могилы. А ещё ходили в баню, а всю оставшуюся от гуляний еду сжигали. В завершение дня сжигали и чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям для хорошего урожая. Как отмечали Масленицу казаки на Дону?
Прежде всего стоит отметить, что изначально чучело на Масленицу казаки не жгли. Традиция пришла намного позже из центральной России и прижилась, видимо, из-за своей зрелищности. Так что даже если чучело, символизирующее зиму, не сжечь, тепло всё равно наступит — проверено. Как же праздновали казаки? Можно сказать — брутально. Жители соседних станиц съезжались на границах, привозили еду и водку, а затем соревновались в джигитовке, стрельбе из ружей и луков, устраивали показательные бои — шермиции — и дрались на кулаках. Строили снежные городки с высокими башнями, а в их середине ставился оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом, до которого могли добраться только самые ловкие. В последний день Масленицы городок брали штурмом. Какие народные приметы существуют на Масленицу?
Она олицетворяет магическую трансформацию природы — умирание одного процесса зимнего и рождения нового весеннего. Чучело, которое жгут во время праздника Масленицы, — символ сил древней богини смерти и холода Мораны. Ее еще называют Мореной или Марой. По легенде, Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Зачем сжигают чучело В селе чучело традиционно сжигали за околицей, а в городах — на главной площади.
В процессию собиралось все население.
Также будут собирать подарки для участников СВО. В центре Москвы праздничные мероприятия развернутся традиционно на Тверской площади и площади Революции, фестиваль «Масленица на горе» пройдет в Музее Победы — там организуют перетягивание каната, бег в мешках и другие активные развлечения.
Москонцерт на Пушечной 22 февраля приглашает на программу ансамбля Дмитрия Покровского «Масляная счастливая! Какие блины едят депутаты и сенаторы В Петербурге можно сжечь грехи С 20 февраля во дворе Конюшенного корпуса в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове выставят чучело с «черным сердцем» — коробом, куда можно сложить записки и оставить все свои невзгоды, печали и грехи. А 26 февраля все это сожгут на Масляном лугу.
На острове в этот день развернут широкие гуляния, все аллеи заполнят ряженые. На Сытном дворе устроят ярмарки. Можно будет поучаствовать в кулачных боях, ожидается казачья джигитовка.
Жители южной части Петербурга могут отправиться в Павловск, который 50-й год подряд будет отмечать Масленицу. Местное чучело здесь всегда наряжают в новое, специально изготовленное платье. Камыши сотрудники администрации тоже заготавливают лично.
В программе развлечений — метание валенков в цель, распил бревен, файер-шоу и выступление дрессированного петуха. Парки ежегодно в последний день Масленицы встречают до 20 тысяч петербуржцев, для каждого из которых приготовлены развлечения на любой возраст. Этнографический музей тоже будет праздновать, но спокойнее.
Там приготовили экспозиции и рассказы о традициях масленичной недели. В залах музея можно увидеть чучело конца XIX века, привезенное из Архангельской губернии.
Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти.
Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи.
Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в.
Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.
Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности.
Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически.
При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи.
Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце.
Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас.
Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер.
Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.
В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией.
Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей.
С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола.
Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская.
Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту.
Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней.
В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста.
Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы.
Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу
Сам обряд сжигания куклы — это "похороны" зимы и связанных с нею невзгод. Изготавливали чучело из старых лоскутов, рваной одежды, соломы и березы. К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла. А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели. В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал.
Его главная фигура — чучело Зимы — стала весьма привлекательной, зачастую с красивой прической, макияжем, в платье и с приятным выражением лица. Но даже таких красоток сжигают на костре. Этим ярким событием ставится условная точка в смене времен года. Есть поверье: как только догорит последняя соломинка, весна сразу вступит в свои права. На костре наши предки сжигали не только чучело, но и старые вещи, мусор. После пепел развеивали по полям, чтобы получить хороший урожай.
А солому растаскивали по всей деревне. Только со временем Масленицу стали сжигать. Пепел прибирали к рукам и посыпали им поля. Считалось, что это способствует богатому урожаю.
Вместе с этим смотрят.
Игры с молодоженами Главными действующими лицами на Масленицу были молодожены. Чаще же «молодыми» считались все, кто сыграл свадьбу после предыдущей Масленицы. Они непременно участвовали в катаниях на санях, навещая всех родственников — обращались к предкам за покровительством и «раскатывали» солнце — источник жизни и плодородия. Отсюда, кстати, и современный обычай кататься в день свадьбы по памятным местам.
Не обходились без новоженов и катания с гор. Например, в Пермской и Вологодской губернии жениха толкали на луб внутреннюю часть древесной коры. В Архангельской губернии молодой супруг кликал жену с вершины ледяной горки, сидя в санях. Она поднималась на гору и садилась на колени к мужу. Окружающие не давали саням скатиться, пока жена не поцелует мужа названное число раз.
Широко распространен был обряд закапывания молодых в снег, иногда их вываливали из саней в сугроб. Некоторые исследователи приписывают этим обрядам очистительное и испытательное значение. Кулачные бои Драки на Масленицу тоже были ритуальные. Мерились силой для того, чтобы «родился сильный урожай». Самым удобным местом для боев был лед реки.
Остановимся подробнее на взбирании на столб. Даже для развлечений на праздники требуется хорошая физическая подготовка, без неё отдых и веселье могут обернуться неприятными последствиями в виде травм и ушибов. Но если грамотно подойти к тренировкам и держать фокус на цели, успех неизбежен.
Андрей Нагибин лидер спортивного движения «Уличная Атлетика» «В Сети много видео с покорением столба на масленичном гулянии. Удивительно, но эта забава подвластна не только мужчинам и детям, но и женщинам и даже пожилым людям. Появляются резонные вопросы.
Как они это делают? Какими физическими качествами нужно обладать? И возможно ли подготовиться к взбиранию на столб?
Спойлер: можно». Сначала разберём стили покорения столба, самый распространённый — «гусеница». Его особенность в том, что человек обхватывает ствол дерева ногами и руками одновременно.
Скрещивая ноги, он удерживает себя на бревне, а руками подтягивает тело вверх, потом к рукам приближает ноги и так постепенно поднимается к вершине. Со стороны похоже на движение гусеницы. Для освоения этого стиля нужно укрепить несколько мышечных групп.
Для подъёма наверх — руки: трицепс, бицепс, плечи, трапецию и мышцы спины. Важно выполнять упражнения в статодинамической форме, чтобы сформировались необходимые мышечные волокна, способные выполнять необходимую нагрузку и удерживать человека, обхватившего столб. Для фиксации на столбе необходима гибкость в тазобедренном суставе, с возможностью обхватить столб ногами, скрестить их и плотно прижаться к поверхности.
Если у вас лишний вес и выпирающий живот, выполнить эту задачу будет сложно, но возможно, если заранее начать подготовку.
Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?
Чучело на Масленицу или Масленик из соломы не только напоминал человеческие формы, но и обладал особенными признаками, которые присущи одному или другому полу. В центральных областях России же, к примеру «проводы масленицы» сопровождались сжиганием скоромной пищи, которая символизировала Масленицу. Всё просто: Масленица сродни птице Феникс: возрождение через смерть, новое может появиться лишь на обломках старого.