Новости что такое купец

Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz. Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства. Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения.

Денежные секреты русских купцов

Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. Разница между купеческими и дворянскими хозяйствами состояла в том, что в дворянских деревнях постройки, сады, лес сохранялись, а у купцов вырубались наголо. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек.

Купечество на службе у государства: по деньгам и чин

Последняя производилась из каменного корпуса из двух кладовых с двумя вышками, а перед корпусом имелся открытый навес, под которым стоял сахар в бочках. Этот сахар и стал причиной разбирательства. Если рассматривать навес как место хранения, то на него нужен был отдельный билет, причем 1-й гильдии. На указанные помещения Гадалов предъявил свидетельство 1-й гильдии и два билета на кладовые, а на навес предъявил билет 2-й гильдии14.

С Гадалова взыскали 26 рублей за годовой билет в местности 5го класса: 20 рублей составила торговая пошлина, 2 рубля - губернский земский сбор, 2 рубля - пособие государственному казначейству и еще 2 рубля пошли в доход Канска. А так как у него по свидетельству 1-й гильдии уже было взято максимальное количество билетов, то ему следовало взять и новое свидетельство 1-й гильдии и уплатить 787 рублей за свидетельство и билет15. Огромная сумма получалась всего лишь из-за навеса.

Гадалов заплатил всю сумму, но пожаловался в Министерство финансов на то, что по торговому уставу сараи и навесы оплате билетами не подлежат. Да и в его случае сахар под навесом стоял лишь потому, что его еще не успели убрать на склад. В ходе расследования удалось выяснить, что у Гадалова имелось еще одно свидетельство 1-й гильдии, по которому имелись неиспользованные билеты, поэтому было принято решение деньги за свидетельство первой гильдии - 761 рубль - вернуть.

А вот штраф за нарушение Торгового устава и взыскание на билет 1-й гильдии в размере 26 руб. Таким образом, могли существовать различные взгляды на процесс подсчета помещений. В теории и на практике Выборке свидетельств не того разряда способствовала сложившаяся практика, при которой нарушитель оставался безнаказанным.

Согласно положению о пошлинах за право торговли и других промыслов лица, выбравшие свидетельство, не соответствующее уровню торговли, должны были заменить его на требуемое законом, но без зачета уже уплаченных денег. На практике же после обнаружения нарушения свидетельства менялись на более дорогие, а прежняя сумма шла в зачет. В 1888 г.

Казенные палаты по инициативе Министерства финансов сделали распоряжение о том, чтобы об обнаружении нарушений делалась запись на торговом документе, а деньги, которые были уплачены за документ с надписью, не учитывались при обмене17. Но, вероятно, такая практика имела место и в более позднее время18. Торговля без документов была опасной, а взятие не тех документов несло умеренный риск, тем более что существовала вероятность скрыть этот проступок и избежать наказания.

Примечания 1.

Купец — это не только профессия, но и своеобразный образ жизни. Купцы были известны своей предприимчивостью, смелостью и находчивостью. Они путешествовали по всей стране и за границу и вели торговлю самыми разными товарами, от хлеба до шелка.

Купцы были профессионалами своего дела и часто передавали свои знания и опыт младшим поколениям. Купеческие династии существовали многие поколения и играли важную роль в развитии торговли и экономики страны.

Члены этих корпораций совместно торговали, материально поддерживали друг друга, устраивали вскладчину пиры — братчины. Ермолин и артель. Фрагмент рельефа с изображением святого Георгия Победоносца, 1464 год. Третьяковская галерея Москва.

Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе, субсидировали крупных феодалов. Многие удельные князья становились должниками крупных купцов и ростовщиков. Занимаясь кредитованием родовитых особ, московские купцы рассчитывали на помощь со стороны феодальной аристократии и на сближение с нею. Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины. Первый известный московский зодчий — купец Василий Дмитриевич Ермолин активно участвовал в каменном строительстве, обновил белокаменные стены от Свибловой башни Кремля до Боровицких ворот в 1462 году. С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности — отбывать казенную службу и платить подати.

С ростом численности и значения населения городов в XVII веке у правительства назрела необходимость более четко определить обязанности лиц торгового сословия и защитить права его верхушки. Торговый устав 1653 года заменил множество существовавших ранее торговых сборов на единую пошлину. Это действие преследовало вполне определенную цель — пополнить казну, не разоряя при этом до конца плательщиков налога. Реформы Петра I, его долгие изнурительные войны потребовали колоссального количества денег, которых у казны не было. Тогда Петр в 1705, 1713 и 1717 годах установил невиданные по величине налоги и тем самым нанес удар по многим торговым династиям.

Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно.

За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь.

Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь.

Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь.

Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб , своего не стает.

На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело

Много маленьких магазинов Фото: Анна Коваленко, 66. RU В 2005 году Олег Хабибуллин заявил, что уходит с должности гендиректора торговой сети из-за конфликта с городской администрацией и партнерами из «Малышева-73», но управлял компанией еще три года. Все это время он искал инвестора, который мог бы купить долю в бизнесе. Летом 2007 года компания разослала федеральным ретейлерам и инвестиционным фондам меморандум с подробным описанием торговых объектов «Купца», вызвавший — по свидетельству участников рынка — большой интерес. Но дальше ничего не произошло. У сети был неплохой оборот, но долю рынка мы оценивали с большим понижающим коэффициентом, поскольку такие форматы не востребованы». Хабибуллин подтверждает — все переговоры с интересантами заканчивались на стадии аудита. Единственный раз, когда претендент назвал цену, сделка не состоялась. В 2008 году оперативным управлением занялся Олег Хан. По его словам, бизнес торговой сети стагнировал — это было особенно заметно на фоне супермаркета «Кировский» и «Монетки», финансовые показатели которых росли. Хан считал, что его партнеры — Сотников и Хабибуллин — слишком доверяли менеджерам, которых он поймал на воровстве.

Чтобы рассчитаться с банками за кредиты, ему пришлось продать мясокомбинат в Нижнем Тагиле и недостроенный торговый центр. К тому времени Хан заинтересовался птицеводством — сеть из 17 магазинов «Хозтовары», приобретенных в 2003 году, он обменял с челябинским бизнесменом Олегом Колесниковым на долю в агрофирме «Северная». Новый бизнес втянул его в судебные разбирательства с областной прокуратурой и Сбербанком, который пытался обанкротить предприятие. Торговую сеть, ставшую чемоданом без ручки, Хан и Сотников продали за два миллиарда. Официально бенефициаром сделки стал Колесников, заявивший, что намерен торговать под вывеской «Купец», однако Хабибуллин уверяет, что покупателем был он сам. Я выкупил бизнес и управлял им единолично до 2013 года, понимая, что избежать мощнейшего давления со стороны федерального ретейла не получится». Из-за убытков и долгов банкам в сумме — полтора миллиарда рублей Хабибуллин начал продавать магазины. По словам Хабибуллина, продав недвижимость, он рассчитался со всеми кредиторами, угрожавшими компании банкротством. Большой «Купец» в «Гринвиче» проработал до марта 2014 года, когда владельцы торгового центра запустили собственный магазин «Гипербола». На пике торговых операций у них было 30 контейнеров.

Сначала — по примеру немецких компаний Aldi и Penny Markt 900 позиций, паллетная выкладка, минимальное число сотрудников , затем ассортимент расширили и добавили прилавочную торговлю мясом. Переход к ретейлу был вопросом времени». Но уходить из опта Заболотнов и его партнеры не спешили. От рыночных контейнеров они перешли к небольшим — по 500 квадратных метров — оптовым складам в Екатеринбурге и области, откуда клиенты могли забирать товар, а транспортная служба — развозить его по магазинам. Первым шагом к рознице стал супермаркет, открытый неподалеку от Шарташского рынка. Проработал он недолго — из-за убытков эксперимент признали неудачным. К проекту с ретейлом вернулись в 2001 году, когда в бизнесе остались двое из пяти участников — Роман Заболотнов и Александр Жеребцов.

Традиции отца продолжил сын Алексей, который вёл большую торговлю, участвовал в общественной жизни московского купечества. В 1867 году в качестве эксперта он сотрудничал с московской таможней, а с апреля 1871 года по июль 1874 года являлся гильдейским старостой. Кроме того, с 1869 года и до конца жизни Алексей Дмитриевич работал в качестве директора Московского попечительского о тюрьмах комитета.

Расторгуевых в московском обществе знали не только как преуспевающих купцов и общественных деятелей, но и как меценатов, которые вкладывали значительные личные средств в укрепление православия и для помощи «сирым и убогим». В 1894 году после смерти отца дела фирмы перешли к сыну Дмитрию Алексеевичу, которому в то время было тридцать девять лет. Продолжая дело, начатое отцом, он был избран гильдейским старостой. Кроме того, Дмитрий Алексеевич состоял почетным членом Александровской общины сестер милосердия в Москве. Расторгуев продолжал традиции рода и в качестве мецената. За свои труды в области благотворительности он был награждён орденами Святого Станислава второй и третьей степени. В 1898 году за большие услуги по попечительству общества о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, Д. Расторгуеву высочайше был пожалован орден Анны третьей степени. За другие благотворительные дела Дмитрий Алексеевич был награждён несколькими золотыми медалями для ношения на шее: на Андреевской, Анненской, Станиславской и Владимирской лентах. Все награды — яркие свидетельства того, что благотворительность для Д.

Расторгуева являлась важной стороной образа его жизни. В начале прошлого века Д. Расторгуев после приобретения земли с вековым лесом основал дачный посёлок, а затем и железнодорожную станцию, назвав её своим именем. Поблизости поселились известные люди того времени: главный инженер железной дороги Громов, его помощник Тимофеев, купец Феоктистов. Купцы Простодушевы имели в Расторгуеве два дома, а купец Сысоев — целых шесть, в которых впоследствии разместился детский туберкулёзный санаторий. Дмитрий Алексеевич только в наших местах имел значительную недвижимую и движимую собственность около села Тарычево. У него было 124 десятины земли, из которых сорок десятин находилось под лесом.

Да и в Москве много школ, больниц и домов для престарелых построили. История о Павле Третьякове. Павел Михайлович Третьяков нервно потер нос, как всегда в минуты искреннего волнения. Хочется и ту картину купить, и эту. Да и безвозмездно помогать художникам приходится. Перов вон почти в нищете живет, у Крамского жена больна, у Васильева чахотка. Где на всех денег взять?! Третьяков ведь не миллионер. На всем экономит - сам за бухгалтерскими отчетами до ночи корпит, выручку из лавок дотемна пересчитывает. Вот и сейчас уж стемнело. Главный бухгалтер, старичок Семипятов, ворчит что-то в своем закутке. Наконец не выдерживает и подходит к хозяину: "Я вам, Павел Михайлович, прямо скажу -- кончайте вы эти ночные подсчеты! Я сорок лет при бухгалтерии и дело денежное знаю. Не любят деньги ночного пересчета. Поутру их считать надо, особливо наличные. Старые бухгалтера говорят, что купюрам, как людям, утренний променад нужен. Деньги ведь существа любопытные. Им хочется на мир посмотреть, себя показать. А что ночью-то видно? У Третьякова и самого уже болят глаза от колонок цифр. Да и купюры в сейфе до утра полежать могут. Правда, утром Павел Михайлович по антикварным лавкам ездить привык. Но можно встать пораньше. Говорят же: кто рано встает, тому Бог дает! На другой день кассир из лавки на Неглинке справился: привозить ли деньги вечером, как всегда? А Третьяков и ответил: "Нет уж, привози с утречка! А назавтра утром принял деньги - выручка больше, чем обычно! Вот вам и "утренний променад"! Поинтересовался у старичка бухгалтера, может, еще чему научит? Семипятов расцвел: "Я и батюшке вашему пытался сказать, да тот не слушал! Вам скажу: нельзя деньги держать в пачках с нечетным количеством купюр: поругаются они между собой и быстро разойдутся. И по пятьдесят купюр держать нельзя - недаром говорят: "Пять десяток -- недостаток". Лучше всего складывать по двадцать, восемьдесят или сто. И долго одни и те же купюры у себя не хранить: новые положили - старые потратили. Денежный поток свободно перетекать должен, а то усохнет! Улыбался Павел Третьяков, слушая старого бухгалтера. Конечно, отец в эти советы не верил, но ведь и большого капитала не сколотил.

Иркутские купцы жаловались, что крестьяне и буряты из соседских селений имеют в городе свободный мелочной торг, и перекупая товары, разносят их по улицам и домам и продают. Многие из крестьян вели торговлю не на собственные капиталы, а в кредит. Часто иногородние мелочные торговцы представляли интересы других купцов, а то и своих помещиков. Сибирская торговля началась с пушнины. Правда, к концу XVII века из-за хищнического истребления наиболее ценного пушного зверя — соболя сибирская пушная торговля заметно снижает обороты. Её место занимает торговля товарами внутреннего рынка — хлебом, солью, маслом, а позже капиталы концентрируются в приграничной торговле с Китаем. Транспортное сообщение с другими регионами было несовершенным, в условиях бездорожья главными артериями сообщений были реки. Московского тракта, когда стало возможным доставлять товары регулярно и безопасно. Значение Иркутска как перевалочного пункта растёт. Теперь главным событием в торговой жизни становятся ярмарки, на которых купечество закупает оптовые партии товаров, а потом, разделив их на небольшие партии, с разносчиками направляют их в деревни и села. Часто товары не продавали, а меняли — на ту же пушнину, рыбу, кожи и хлеб. Иркутске во весь год от приезжающих разных городов и в разныя числа бывают с начала октября месяца, а зачинаются от приезду как водяным, так и сухим путём летом и зимою обыкновенно; а товары приходят на дощаниках разного продукту: воск, медь, холст, сукна сырмяжные, шубы овчинныя, юфть и прочия разных родов пушныя товары, а именно белки разных родов, лисицы, соболи, бобры, выдры, росомахи, рыси, горностаи, ушканы, песцы, недопески и прочие; потом же и разные шёлковые и полотняные, також и прочие всякие мелочные товары», — сообщала Иркутская земская изба в Петербург. Крупное же купечество сколачивало капиталы на внешней торговле. В 1765 году в Иркутске было 850 купцов, из которых полсотни самых зажиточных занимались внешней торговлей, и в первую очередь — с Китаем.

Значение слова "купец"

Купечество, сословие людей, профессионально занимающихся торговлей. В Российской империи являлись более привилегированным сословием, чем основное, крестьянское. #мещанекупцыекатерина #торговля #гостин Смотрите видео онлайн «ИСТОРИЯ РУССКОГО. Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. Люди, которые занимаются продажей Купчи и покупкой Товаров, называются – Купцы.

Купец – это кто? Русский купец

Времена года и торговый календарь Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. Там они скупали излишки продукции промыслов и ремесел. Весной купцы собирались в большие торговые караваны и отправлялись по рекам и морям на юг или север. По данным историков ежегодно к Царьграду Константинополю отправлялось 100-120 русских торговых судов, способных перевести 200 тонн груза.

В них гарантировалась защита русских купцов от произвола местных властей, освобождение от уплаты торговых пошлин. Купцы того времени умели обращаться с оружием, чтобы защитить себя и свой товар. Символами русского купечества того времени можно считать весы и меч.

Ежегодный сплав ладей по рекам требовал много согласованных усилий. Необходимо было снарядить в путь 300-400 ладей, для этого нанимали плотников и других ремесленников. На каждую ладью для охраны нанимали 20-40 воинов.

В письменных источниках есть свидетельства о связи русских купцов с германскими городами, торговым союзом Ганза. Поэтому основной формой торговли на Руси была караванная торговля. Караван — это не только способ перемещения товаров, но и активная торговля им по пути следования.

Караванная торговля осуществлялась в двух видах — водном на ладьях, ушкуях, стругах, барках и сухопутном на лошадях, волах, верблюдах. Купцы и ремесленники стали перемещаться в новые торговые районы. Вслед за экономическим спадом, Киевская Русь начинает утрачивать и политическое значение.

Монголо-татарское завоевание затормозило процесс развития ремесла и торговли. Однако с объединением русских земель вокруг Москвы торговля вновь расцвела. Она велась по трем основным направлениям — южному — с Крымом, а через него с городами Средиземноморья, восточному — волжскому, с Нижним Новгородом и Астраханью и западному — через Смоленск и Новгород с Великим княжеством Литовским, Польшей, Чехией, немецкими землями.

Гости также собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами вино, соль и т. В случае недобора в казну денег гости несли материальную ответственность. И была у гостей еще одна обязанность перед государством: правительство использовало гостей для сбора информации за границей. Следующими по правовому положению после гостей следовали «торговые люди гостиной сотни». Они тоже имели существенные привилегии и широкие права. Но в отличие от гостей они не имели право свободного выезда за границу и не могли приобретать в собственность вотчины. В остальном их права были почти такими же, что и у гостей. Члены «гостиной сотни» не несли тягловой повинности и освобождались от суда воевод и дьяков, их могли судить только в определенном приказе; при Алексее Михайловиче это был Приказ Большой казны. Они также могли исполнять различные государственные обязанности и повышаться по службе.

За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» — то есть получали жалованную грамоту и переходили в гости. В Новгороде члены «гостиной сотни» назывались «именитыми людьми» и также как в республиканский период имели высокий правовой статус. В частности, именно их обычно и избирали в различные советы и назначали на высокие должности. Интересны, скажем, такие особые права членов «гостиной сотни»: они могли беспошлинно приобретать «съестных товаров» на 60 рублей на человека и имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме «питье». В свою очередь «гостиная сотня» делилась по имущественному признаку на людей «лучших», «средних» и «молодших». При царе Федоре Иоанновиче членов «гостиной сотни» насчитывалось 350 человек. Еще ниже стояли купцы — члены «суконной сотни». Собственно, отличие их правового положения от положения членов «гостиной сотни» было не принципиальным.

И потом не воровал, не грабил. Откуда ж деньги брал?! Может, секрет был особый? Был - и у каждого свой. Собрал я несколько интересных историй, может, кому и пригодится. История о Савве Морозове. Савва Морозов потуже затянул котомку. Главное, приладить груз так, чтобы спину не тер. Путь далек - из села Зуева в саму Москву. Но Савва одолевает его в одну ходку: захлопывает дверь своего крестьянского домишки на заре - и к закату он уже в Первопрестольной. Дорога знакома: каждый месяц в любую погоду приносит Савва Васильевич в столицу товар - ажурные ткани ручной выделки и окраски. Мать с тетками ткут, семеро детей подсобляют, жена Ульяна красит в разные цвета. Да вот только, вернувшись домой и отдав ежемесячный откуп своему помещику Рюмину, хватается Савва за голову: кажется, и работали не покладая рук, и цена была хороша, а денег, как не было, так и нет! Где уж тут из крепостной неволи выкупиться. Постоялый двор у Никитской заставы гомонился всю ночь: суетились приезжие, заходили опрокинуть стопочку москвичи. Но Савва выспался всласть. Хорошего настроения прибавляли и вчерашние сделки - цена выше обычной. Видать, москвичи расщедрились на обновки. Савва пощупал на груди мешочек с денежками, завернутыми в чистую тряпицу, - весомый мешочек! Правда, предстояло еще потратиться на покупки: жена Ульяна два дня повторяла ему, что купить следует - писать-то они не обучены. И главное не забыть - особый наказ жены выполнить: "Пойдешь на базар и купишь самую маленькую иголку! Оберни бумажкой да не потеряй! Я за этот секрет старухе Талдычихе целый гривенник отвалила". Талдычиха слыла местной ворожеей и, стоит признать, дело свое знала. Так что Савва иголку купил и домой в Зуево принес. Да вот воротился не столь быстро, как обещал. Но ведь тоже из-за дела! Праздновал со скупщиками, встречался с ткацкими мастерами. Словом, домой вернулся только под вечер в среду. Жена уж на крылечке сидит - глаз гневный. Не мужа встречает - иголку заветную дожидается. Оказывается, в ночь на четверг надо ту иглу обязательно под подушку вколоть да и спать на ней. А утром чуть свет вдеть короткую красную нитку и вшить в отворот рубахи, в которой другой раз муж товар на продажу понесет. Иголку же потом в тайное место спрятать надо. Это все Ульяне Талдычиха насоветовала. Савва, конечно, только усмехался. Но спорить с женой не стал.

В то же время в первые десятилетия XVIII века в обиходе употреблялись термины "торговые люди" и "торговый человек", хотя и реже. Изменилось и их содержание. Их смысловое значение сузилось, и торговыми людьми стали называть посадских людей, которые занимались торговлей. Тогда же их начали именовать также "купецкими людьми", что положило начало возникновению термина "купец", обозначавшего продавцов. Именно такой смысл имел термин "купецкие люди" в постановлении Сената о свободной торговле от 1711 г. Впрочем, несколькими годами позже, в 1714 г. Однако уже вскоре это значение окончательно вышло из терминологического обихода.

О купечестве

Калужский купец («Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей.». Это были все школьные новости, до встречи в эфире! Это были все школьные новости, до встречи в эфире! Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью.

Купечество – торговое сословие Средневековья

Появление первых торговых людей обусловливалось и потребностью в обмене запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства на предметы роскоши, монетное серебро и другие материальные ценности, в которых была заинтересована стремившаяся к обособлению племенная и военно-дружинная знать. На заре российской цивилизации купцы вели уже обширные торговые операции, участвовали в формировании местных рынков, заседали в княжеских советах, входили в состав посольств. В историографии особое внимание обращается на преобладание в ранний период сферы международной торговли, с которой и связано было зарождение купечества в русских землях. Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу.

В ранний период, в судебниках 1497, 1550 и 1589 гг.

Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. В начале XX в.

Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство.

Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой.

Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество.

Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга.

Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. III, 39.

Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик.

Из православного миропонимания и образовался особый тип предпринимателя — русский купец. В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей. В случае, когда этот уровень достигнут, богатство необходимо пускать на благотворительность. Если бы не успех состоятельных купцов, живущих по принципу «Богатство обязывает», в России не было бы таких богатых коллекций, галерей, переданных в дар народу, не оказывалась бы помощь артистам, художникам, не организовывались бы научные экспедиции. Известные купеческие династии Промышленники и предприниматели справедливо считались на Руси самыми изобретательными, обеспеченными людьми. Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов. Среди многочисленных династий выделяются громкие фамилии, до сих пор знакомые потомкам.

О щедрых пожертвованиях основателя рода Мамонтовых можно только догадываться. На его могиле в городе Звенигороде, по инициативе жителей, поставлен памятник.

В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей. В случае, когда этот уровень достигнут, богатство необходимо пускать на благотворительность.

Если бы не успех состоятельных купцов, живущих по принципу «Богатство обязывает», в России не было бы таких богатых коллекций, галерей, переданных в дар народу, не оказывалась бы помощь артистам, художникам, не организовывались бы научные экспедиции. Известные купеческие династии Промышленники и предприниматели справедливо считались на Руси самыми изобретательными, обеспеченными людьми. Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов. Среди многочисленных династий выделяются громкие фамилии, до сих пор знакомые потомкам.

О щедрых пожертвованиях основателя рода Мамонтовых можно только догадываться. На его могиле в городе Звенигороде, по инициативе жителей, поставлен памятник. Его потомки, унаследовавшие состояние отца, продолжили традиции.

Весовое хозяйство купцов

Например, с 1755 года некупеческим сословиям разрешалось торговать только изделиями собственного производства; исключение делалось для очень ограниченного перечня товаров. А в 1760 году указом Правительствующего Сената было запрещено «разночинцам, кроме купечества, торговать никакими российскими и иностранными товарами» разночинцы — люди разного чина и звания, формально не приписанные ни к одному из существовавших сословий. Екатерина II в годы своего правления 1762—1796 предприняла несколько реформ купеческих гильдий. Первая реформа 1775 года разделила купечество на три гильдии, исходя из размеров капитала: купец приписывался к третьей гильдии, если объявлял, что обладает капиталом свыше 500 рублей, ко второй — если более 1000, к первой — если более 10 000. Титульный лист Жалованной грамоты городам 1785 год В зависимости от принадлежности к той или иной гильдии купцы приобретали разные права. Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, второй гильдии — торговать по всей империи и владеть речными судами, третьей — заниматься мелкой торговлей в пределах города или уезда, держать трактиры и постоялые дворы. Реформа отменила подушную подать в 40 алтын. Для купеческого сословия это означало значительный рост налогов. Многие торговые люди, чтобы платить меньше налогов, стали занижать размер своего капитала или вовсе не записывались в гильдии.

При этом реальных инструментов проверить размер капитала, «объявленного по совести» самим купцом, у государства не было даже доносы не помогали. После реформы 1775 года численность купечества в Российской империи сильно сократилась: в гильдии записалось 27 тысяч человек — в 8 раз меньше, чем было прежде.

Что купил сегодня? Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле.

Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут!

На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст.

Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево.

Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь.

Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг.

Наше дело торговое, служить некогда. Торговый день, базарный, привозный. Совершил путешествие в Персию, Индию 1468-74. На обратном пути посетил африканский берег Сомали , … Большой современный толковый словарь русского языка.

Помимо монополии на торговую деятельность, этот документ повышал социальный статус купеческого сословия. В нём, например, говорилось: «Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парою то есть с двумя лошадьми в упряжи. Первая гильдия освобождается от телесного наказания… Второй гильдии дозволяется ездить по городу в коляске парою. Вторая гильдия освобождается от телесного наказания… Третьей гильдии запрещается по городу ездить в карете и впрягать зимой и летом более одной лошади». Кроме того, купцы первой гильдии обладали так называемой паспортной льготой, то есть правом беспрепятственного передвижения по стране. Все купцы освобождались от личной рекрутской повинности , но должны были оплатить рекрута вместо себя. При этом жалованная грамота предписывала «объявление капитала оставить на показание по совести каждого; и того для нигде и ни под каким видом об утайке капитала доноса не принимать и следствия не чинить». Жалованная грамота городам «Пряник» привилегий оказался гораздо более действенным, чем «кнут» в виде следствия и полицейских мер.

В сословной стране, какой была Российская империя XVIII века, люди имели мало возможностей повысить своё положение в обществе. Жалованная грамота открывала успешным купцам путь наверх — к более высокому социальному статусу. Так, появилась отдельная категория людей — «именитые граждане».

Купечество – торговое сословие Средневековья

В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей. Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен. Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий