Правительство России утвердило новые правила отнесения информации, составляющих гостайну, к различным степеням секретности.
Государственная тайна
Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений. Согласно статье 8 закона «О государственной тайне» [1], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.
Совершенно секретно. Как изменились правила гостайны в России
О секретных документах. Россия | Такая деятельность предприятием может осуществляться только при условии получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. |
Гостайна и выезд за границу: изменения с 1 февраля 2024 | В правительстве России утвердили новую редакцию правил, связанных со сведениями, которые составляют государственную тайну. |
Защита документов
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом. Статья 22 изменена с 30 декабря 2020 г. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора контракта , если такие условия предусмотрены в трудовом договоре контракте. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора контракта может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных функциональных обязанностей. Статья 26.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом. Часть первая статьи 27 настоящего Закона вводится в действие не позднее 1 января 1995 г. Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. Порядок сертификации средств защиты информации Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны. Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны Федеральным законом от 22 августа 2004 г. Статья 29.
Финансирование мероприятий по защите государственной тайны Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой. Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности. Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Федеральным законом от 18 июля 2011 г.
Статья 301. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти далее - органы государственного контроля согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Часть вторая утратила силу с 1 июля 2021 г. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны; поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне; наличие предписания приказа, распоряжения или иного распорядительного документа руководителя уполномоченного им должностного лица органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля уполномоченным им должностным лицом , но не более чем на двадцать рабочих дней. Выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания приказа, распоряжения или иного распорядительного документа , подписанного руководителем уполномоченным им должностным лицом органа государственного контроля. Внеплановая выездная проверка, основание проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи, проводится без предварительного уведомления.
Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может нанесен безопасности Российской Федерации статья 8 Закона о гостайне. Определены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно», и «секретно». Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
К совершенно секретным сведениям кабмин отнес информацию из перечисленных областей, распространение которой может нанести ущерб не всей стране, а интересам государственного органа или отрасли экономики. К секретным сведениям отнесены все иные сведения из числа сведений, составляющих гостайну, распространение которых может нанести ущерб предприятиям, учреждениям или организациям, работающим в перечисленных в первом пункте областях. В сентябре Федеральная служба безопасности ФСБ утвердила перечень информации в области российской военной и военно-технической деятельности, которая не относится к государственной тайне, но в случае передачи другим государствам или иностранным гражданам может быть использована против безопасности России.
С совершенно секретными - вторую форму. А особой важности - первая форма допуска. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства ведомства или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу в 2024 году
Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя. Рассекречивание информации Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну то есть снятия ограничений на их распространение , являются: соблюдение международных обязательств Российской Федерации в рамках открытого обмена информацией, составляющей государственную тайну Российской Федерации; изменение объективных обстоятельств, в результате которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, становится нецелесообразной. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлён по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Ограничения Лица, допущенные к информации со степенью «Совершенно секретно» или «особая важность», могут быть ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут устанавливаться органами безопасности только в индивидуальном порядке на основании выводов об осведомлённости отдельных лиц в информации, составляющей государственную тайну.
Твердой уверенности в том, что это и другие новые правила помогут предотвратить отъезд из страны и вербовку иностранными спецслужбами секретоносителей высокого уровня, у депутатов, голосовавших за, похоже, нет.
Под инициативой подписалась группа депутатов из разных фракций. В пояснительной записке, кстати, говорится еще и об «участившихся выездах за границу» секретоносителей «с одновременным оформлением документов для постоянного проживания на территории иностранных государств» — эти граждане, мол, сразу попадают в поле зрения иностранных разведок. Г-н Выборный обратил внимание на то, что законопроект предлагает дополнить перечень оснований для отказа в допуске или прекращения допуска к гостайне новым: наличие у близких родственников недвижимости за рубежом, счетов в иностранных банках или иностранных активов. Близкие родственники в данном случае — это супруги, родители, дети — родные или усыновленные, усыновители, братья и сестры, в том числе неполнородные.
Правительство в свою очередь получит право определять порядок оформления допуска должностных лиц к гостайне и принимать решения по вопросам, «связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне». Вопрос о допуске к гостайне заместителей руководителей министерств и ведомств федерального уровня, заместителей глав госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» должен решаться Межведомственной комиссией по защите государственной тайны премьер-министр и министры являются секретоносителями по должности. Один из авторов законопроекта, глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев «ЕР» , привел такую статистику: в группе риска более 16 тысяч имеющих допуск к гостайне и одновременно близких родственников, недвижимость или счета в банках за рубежом россиян, ежегодно фиксируется не менее 2000 нарушений порядка выезда за рубеж секретоносителей и около 200 фактов умышленной «несдачи» ими загранпаспортов при наличии решения о временном ограничении права выезда за границу. Возможность оспаривания и обжалования в суде решений об отказе в допуске к гостайне и снятии с должности на этом основании предусмотрена. Г-н Выборный заверил, что «полностью разделяет» беспокойство по этому поводу, и выразил надежду, что впредь «наверное, мы больше такого не увидим»… Законопроект также уточняет в действующем законе «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» условия передачи россиянами на хранение загранпаспортов при ограничении права на выезд в связи с доступом к гостайне, а заодно и по другим основаниям.
Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, паспорт может быть выдан в течение 3 месяцев.
В большинстве должностных инструкций предусмотрено, что паспорт хранится в специальном отделе. Он выдается только с разрешения ФСБ. Предоставляя доступ к государственной тайне, человек соглашается с тем, что его права могут быть ограничены. По этой причине нет возможности обжаловать запрет в суде. Приступая к работе с допуском класса 3, будьте готовы к тому, что суды встанут на сторону государства в вопросе защиты государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, налагаемых ограничением. В этом случае необходимо доказать, что срок ограничения является неоправданно длительным. О третьей форме Кроме подписания соглашения о неразглашении информации, лица с такой формой практически не сталкиваются с какими-либо запретами. Нередко номенклатурные работники получают секретность по форме 3. Фактически, работник этой категории не контактирует с секретной информацией.
По этой причине разрешены поездки за границу с допуском формы 3. Федеральная служба безопасности считает людей с таким допуском вполне безобидными. В 2018 году можно выезжать за границу с допуском класса 3, не указывая в анкете ФМС, что он имеется. Распространение информации Лицам, допущенным к секретным данным, запрещено разглашать соответствующую информацию. Кроме того, существуют ограничения на правила хранения и передачи секретной правительственной информации в случае пунктов 1 и 2. Использование открытий, являющихся государственной тайной, также часто запрещено. Однако важно отметить, что секретность формы 3 не может быть запретом на использование любого устройства, засекреченного за пределами компании. Тем, кто имеет разрешение по форме 1 и форме 2, может быть запрещено экспортировать чертежи, прототипы изобретений, которые также являются государственной тайной. Засекреченные данные не могут быть использованы в качестве аргумента или примера в публикациях или научных работах. Неприкосновенность Важно отметить, что даже при соблюдении секретности формы 3 право человека на частную жизнь может быть нарушено.
Например, ФСБ проверяет все сделки, операции по банковским счетам и делает запросы во всевозможные инстанции для получения информации о человеке. Те, кто проверяет жизнь клиента по форме 3 секретности, проводят ту же процедуру и в отношении членов его семьи. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни могут стать очевидными только в ходе первичных проверок. Нарушение этого права может произойти только впоследствии, на основании конкретных оснований, указанных в законе. О государственной тайне Государственная тайна может быть классифицирована как военная, экономическая или разведывательная тайна. Раскрытие информации такого рода должно быть в ущерб государственным интересам.
Совершенно секретно. Как изменились правила гостайны в России
Степени секретности сведений разнятся от случая к случаю, требуют тщательного подхода при изучении и классификации документов, чтобы сохранить информацию тайной и неприкосновенной. К секретной документации относятся документы, содержащие тайную информацию. Такие сведения не подлежат разглашению определенный период времени, пока их ценность остается актуальной для государства. После истечения срока хранения сведения тайного характера могут быть опубликованы обнародованы либо уничтожены.
Для присвоения информации той или иной степени секретности учитывают, в первую очередь, степень ущерба, который возникнет при разглашении сведений. В РФ принято использовать три степени секретности сведений для оценки важности и ценности конфиденциальной информации: Особой важности. Объединяет такие категории информации как военные, внешнеполитические, разведывательные, научные сведения, раскрытие которых чревато ущербом интересам России в одной или нескольких областях деятельности.
Например, это могут быть данные о запасе стратегических ресурсов в стране. Совершенно секретные. Объединяет такие категории информации как военные, внешнеполитические, разведывательные, научные сведения, раскрытие которых приведет к ущербу интересам государственных министерств, отдельным отраслям экономики РФ.
Например, это могут быть планы госзакупок для министерств.
Такие компании теперь проводят свои закупки либо неконкурентными способами, либо закрытыми конкурентными способами в электронной форме на той же АСТ-ГОЗ. Однако из-за сложности получения лицензий в первую очередь, для поставщиков госкомпаний на работу со сведениями уровня "совершенно секретно" большинство таких госкомпаний предпочитает проводить свои закупки неконкурентными способами в электронной форме на тех или иных ЭТП не специализированных - ИФ. С апреля 2023 года в рамках ЕИС должен начать работать закрытый контур для размещения информации о закупках подсанкционных госкомпаний.
Решение об ограничении права на выезд граждан с первой или второй формой допуска будут принимать должностные лица в соответствии с порядком, определяемым правительством. По словам адвоката Дмитрия Катчева, поправки расширяют полномочия ФСБ в отношении лиц-секретоносителей, но пока понятного механизма их реализации в документе нет. Уровень секретности зависил от занимаемой должности. И разрешение на выезд за границу определял этот отдел. Определялся период после увольнения, когда можно было выезжать и оглашать с чем работал. О всех связях с иностранцами обязан сообщить. Фёдор Петров Ну и как депутаты будут теперь выезжать?
Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Данные о научно-технической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной, экономической, внешнеполитической деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам страны, относятся к сведениям особой важности. Информацию из перечисленных выше областей, но распространение которой может нанести ущерб не всей России, а интересам различных государственных органов или какой-либо отрасли экономики страны, относятся к совершенно секретным сведениям.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
В закон вводится понятие «режим секретности» — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну. Совершенно секретно: Уровень секретности применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет исключительно серьезный ущерб национальной безопасности. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новую редакцию правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. В России существуют три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Грифы секретности сведений составляющих государственную тайну
Правительство РФ при этом сможет устанавливать порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к гостайне, вводить порядок обеспечения режима секретности в России, а также издавать акты по вопросам, связанным с выездом из страны россиян, допущенных к гостайне. Документ также уточняет, что допуск к гостайне оформляется в особом порядке для сенаторов РФ, депутатов Госдумы, а также депутатов региональных парламентов и судей. Такой доступ может быть предоставлен на период исполнения ими своих полномочий и только в случае необходимости доступа к сведениям, составляющим гостайну. Сейчас все депутаты Госдумы, сенаторы и судьи на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим гостайну. Федеральная служба безопасности РФ наделяется правом выносить заключение о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим гостайну. Право на выезд Документ сохраняет действующие три формы допуска к гостайне должностных лиц и граждан: допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. Право гражданина РФ на выезд за рубеж может быть временно ограничено в случаях, если он имел доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Срок ограничения права на выезд не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями. Также устанавливается, что выезд из России ряда граждан потребует предварительного уведомления Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.
О нас Реклама Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20.
Фактически, работник этой категории не контактирует с секретной информацией. По этой причине разрешены поездки за границу с допуском формы 3. Федеральная служба безопасности считает людей с таким допуском вполне безобидными. В 2018 году можно выезжать за границу с допуском класса 3, не указывая в анкете ФМС, что он имеется. Распространение информации Лицам, допущенным к секретным данным, запрещено разглашать соответствующую информацию. Кроме того, существуют ограничения на правила хранения и передачи секретной правительственной информации в случае пунктов 1 и 2. Использование открытий, являющихся государственной тайной, также часто запрещено. Однако важно отметить, что секретность формы 3 не может быть запретом на использование любого устройства, засекреченного за пределами компании. Тем, кто имеет разрешение по форме 1 и форме 2, может быть запрещено экспортировать чертежи, прототипы изобретений, которые также являются государственной тайной. Засекреченные данные не могут быть использованы в качестве аргумента или примера в публикациях или научных работах. Неприкосновенность Важно отметить, что даже при соблюдении секретности формы 3 право человека на частную жизнь может быть нарушено. Например, ФСБ проверяет все сделки, операции по банковским счетам и делает запросы во всевозможные инстанции для получения информации о человеке. Те, кто проверяет жизнь клиента по форме 3 секретности, проводят ту же процедуру и в отношении членов его семьи. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни могут стать очевидными только в ходе первичных проверок. Нарушение этого права может произойти только впоследствии, на основании конкретных оснований, указанных в законе. О государственной тайне Государственная тайна может быть классифицирована как военная, экономическая или разведывательная тайна. Раскрытие информации такого рода должно быть в ущерб государственным интересам. Следует учитывать, что признак классификации в форме 3 — Информация в поле заполняется конкретными цифрами. Ограничения на распространение секретной информации возникают с момента ее производства. Для регулирования этого процесса официальные органы создают нормативные акты. Существуют официальные списки информации, которая подлежит засекречиванию. На основании этих списков принимается решение о классификации данных и принимаются ограничительные меры. Кроме того, существует официальный список информации, которая никогда не может быть отнесена к государственной тайне. Она включает информацию о чрезвычайных ситуациях, состоянии экологии, привилегиях отдельных категорий граждан, нарушениях прав и свобод, размере золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации, нарушениях закона официальными органами. О рассекречивании Основанием для рассекречивания сведений, ранее составлявших государственную тайну, является, в частности, принятие Российской Федерацией обязательств по обмену информацией. Это может произойти и в результате изменения текущей ситуации, поэтому нет смысла сохранять секретную информацию. Период классификации данных не может превышать 30 лет.
Порядок отнесения сведений к государственной тайне Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены разработаны. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием. Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан далее - собственник информации , если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством. Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена разработана ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных разработанных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. При невозможности идентификации полученных разработанных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных разработанных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению изменению. Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению изменению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и или в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Раздел IV. Порядок рассекречивания сведений Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены. В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Утверждены поправки к правилам оценки секретности и гостайны в России
Классификация секретной информации в России. Грифы секретности информации. Гостайна и свт 1 класса. Секретные документы. Совершенно секретно документы. Гриф секретно на документах.
Степени секретности документов грифы секретности. Степень секретности сведений содержащихся в документе определяется. Носители сведений составляющие государственную тайну. Носители сведений составляющих гостайну. Хранилища носителей сведений, составляющих государственную тайну..
Средства защиты сведений составляющих государственную тайну. Сведения составляющие государственную. Средства защиты информации государственной тайны. Уровни секретности государственной тайны. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности:.
Виды документов отнесенных к государственной тайне схема. Порядок оформления допуска к государственной тайне схема. Сведения, подлежащих засекречиванию. Пункты перечня сведений подлежащих засекречиванию. Постановление о засекречивании свидетеля образец.
Перечень сведений не подлежащих засекречиванию. Понятие государственной тайны. Принципы определения секретности документа. Степени секретности и формы допуска. Допуск к секретным сведениям по 3 форме.
Совершенно секретно особой важности. Формы допуска секретности. Формы допуска к государственной тайне.
Предоставление такой анкеты будет необязательным для граждан, призванных на военную службу или военные сборы.
Кроме того, для таких граждан также исключается добровольный порядок оформления допуска к гостайне. Полномочия президента и правительства Президент РФ сможет определять полномочия должностных лиц по обеспечению защиты гостайны и порядок обеспечения режима секретности в администрации президента. Речь идет в том числе о вопросах оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц к гостайне, а также доступа к сведениям, составляющим гостайну, в администрации президента. Кроме того, за президентом также закрепляются полномочия по решению вопросов выезда из РФ работников администрации президента РФ, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне.
Правительство РФ при этом сможет устанавливать порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к гостайне, вводить порядок обеспечения режима секретности в России, а также издавать акты по вопросам, связанным с выездом из страны россиян, допущенных к гостайне. Документ также уточняет, что допуск к гостайне оформляется в особом порядке для сенаторов РФ, депутатов Госдумы, а также депутатов региональных парламентов и судей. Такой доступ может быть предоставлен на период исполнения ими своих полномочий и только в случае необходимости доступа к сведениям, составляющим гостайну. Сейчас все депутаты Госдумы, сенаторы и судьи на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим гостайну.
Сведения особой важности — это информация о военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб интересам РФ. Правительство России. Правительство России, vk. Секретными будут считать все остальные данные, составляющие государственную тайну.
Документ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.
Также правительство постановило признать утратившим силу постановление от 20 февраля 1995 года N170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов правительства СССР. Также было отменено более позднее постановление от 2011 года, которое вносило изменения в данное положение.
Утверждены поправки к правилам оценки секретности и гостайны в России
Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации «О государственной тайне», вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления. С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска. 1 уровень допуска секретности позволяет работать с секретными сведениями особой важности. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новые правила, по которым в России будут определять, какая информация составляет гостайну. С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска. Степени секретности и градация информации по ним определены законом «О государственной тайне РФ» в ст. 8: уровень зависит от размера ущерба, возможного при разглашении информации.