Кроме того, от дня Сорок до праздника Весенние деды (когда наступает устойчивое тепло) может выпасть 40 похолоданий.
Праздник Сороки - возрождение традиций
Сегодня Жаворонки забыты, а в старину народ радовался празднику и почитал его. Считалось, что в этот день домой возвращаются перелётные птицы, неся на своих крыльях весну. Когда отмечают праздник? Сороки, или Жаворонки, празднуют 22 марта. Описание и значение Для церкви и православного народа Сороки, или Жаворонки, — день поминовения 40 мучеников, дата, когда каждый верующий должен задуматься о верности долгу, о неприятии предательства, о готовности к самопожертвованию ради веры. Жаворонки же в этот день были символом радости, они несли богу души замученных людей, чтобы те были спокойными и отдохнули после тягот земной жизни. В целом этот праздник — дань памяти, наполненный большим смыслом, как и все церковные праздники. Традиции и обычаи День сорока мучеников богат на традиции и обычаи, дозволения и запреты. В этот день святое писание запрещало прогонять со двора птиц, тем более разрушать их гнёзда. По поверью, птицы защищают человеческое жильё от злых сил.
В этот же день нельзя заниматься генеральной уборкой. Рачительные хозяева должны дом прибрать заранее. Мокрые полы в этот день считались символом слёз, также нельзя было заниматься рукоделием и физическим трудом.
Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах. На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.
На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек. Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия. Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья в середине песни , что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом.
Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок? У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба».
В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил! В этот день молодые, прожившие совместно менее года — «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи оладьи из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых.
Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней. У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны.
Затем начинались массовые гулянья. Приметы На Сороки день с ночью мерится, равняется. Во что Сороки, во то и Петровки. Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло. Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
Меняются и равняются день с ночью. Этот праздник отмечают все православные люди — прихожане церквей. История праздника У императора Лициния из Каппадокии была непобедимая армия, которая смело вступала в различные сражения. В ней было 40 воинов, которые проповедовали христианскую веру. Когда пришло время приносить жертву богам, относящимся к язычеству, они отказались от действа. Император Лициний, который решил избавиться от всех христиан в своей армии, предал этих людей жестоким пыткам. Они длились несколько дней подряд, что приносило воинам невероятные мучения. Воинов избивали огромными камнями, заточали их в темницы, заковывали в цепи. После этого их разделили, отправив на Севастийское озеро, вода которого была ледяной. Даже такие мучения не заставили воинов отречься от своей веры. Один из воинов не выдержал, бросившись в баню, однако моментально упал мертвым. Римский воин Аглай, вдохновленный стойкостью христиан, решил тоже принять веру, войдя в холодную воду. Когда воины совершенно выбились из сил, им перебили ноги и сожгли их на костре. Останки жестокие слуги императора предали воде озера. Через три дня сорок мучеников явились к епископу Петру в его сновидении.
Что еще почитать
- Праздник Жаворонки: почему этот день важен для славянских народов
- Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
- Сорок сороков, или день весеннего равноденствия, 22 марта 2023 года: Что делать в день Жаворонка
- Под Липецком на праздник Сороки пекли жаворонков и кликали весну
- Праздник Жаворонки: почему этот день важен для славянских народов - МК Крым
- Славянские чаровницы. 2. Праздник весеннего равноденствия у славян «Сороки (Сараки)»
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
СОРОКИ, народный праздник "СОРОК СОРОКОВ". Кроме того, от дня Сорок до праздника Весенние деды (когда наступает устойчивое тепло) может выпасть 40 похолоданий. народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников. Праздник Жаворонки стал называться еще и "Сороками". Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. 22 марта в народной традиции назывался праздником «Сороки» или «Сорок Сороков».
40 Святых (Сороки)
В церковном календаре совпадает с Днем памяти сорока Севастийских мучеников, принявших смерть за веру Христову. О народных традициях, связанных с праздником, в нашем сюжете. Традиции зазывания весны сложились в добровских селах почти в одно время с Волченскими узорами. Например, игра «Ручеёк» появилась как символ таяния снега. А чтобы призвать теплую погоду, крестьяне раньше жарко топили печи, а дети пели обрядовые песни-заклички.
Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает. Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах. С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля. Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям. Но, будучи привнесённой на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение. По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами. Множество обычаев и примет было связано с пасхальной службой в церкви — когда в первый раз запоют «Христос воскресе», загадывали желание. Обычай красить яйца на Пасху по своему происхождению дохристианский. Яйца считались священными потому, что это аналог зерна в животном мире — зерно завораживало наших предков своей способностью давать жизнь и приносить плод. Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю. Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни. Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками. Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской. Христосоваться с покойниками ходили и на Пасху. О Радунице говорили: Утром пашут, днем плачут, вечером скачут. Хотя в это время уже начинаются полевые работы, обязательно было навестить кладбище, попричитать там, а затем разделить трапезу с живыми и умершими родственниками и повеселиться. Красная горка После Радуницы следовала Красная горка — первое воскресенье после Пасхи. Этот праздник был связан с браком — в него было принято свататься и устраивать свадьбы. Было также принято обходить молодожёнов и окликать их вьюнишными песнями. А неженатая молодёжь обязана была принимать участие в совместных играх, посвящённых любви и браку. Летние праздники Михаил Боскин «Хоровод», 1910. Фото с сайта art-catalog. В этот день пекли печенья-лесенки, олицетворяющие одновременно и вознесение Христа на небо, и рост злаков. Лесенки из теста приносили на поле и подбрасывали, чтобы колоски были повыше, а потом съедали. С этой же целью на Вознесение в поле катали яйца, жарили яичницу, а после съедения ложки бросали вверх. Или приносили на поле блин и яйцо, откусывали от них, а остальное закапывали в землю. Часть обычаев Вознесения похожа на то, что делали на троицкой неделе. Христианские праздники начала лета унаследовали древние традиции, связанные с летним солнцеворотом — как и в случае с зимними святками, ни один из них не совпадает с ним в точности, но все по-своему его дублируют. На Вознесение устраивали «крещение» и «похороны» Кукушки — куколки в девичьем наряде, которую часто делали из травы «кукушкины слёзки», но это могла быть просто ветка дерева, букет цветов или венок. В этом ритуале участвовали только девушки. Они сажали Кукушку под берёзку, накрывали платком и крестили, после чего кумились — пели песни, целовались через кольцо из веток и обменивались нательными крестиками в знак вечной дружбы. Здесь же девушки устраивали совместную трапезу, а Кукушку закапывали в землю в тайном месте или оставляли на дереве. Семик и Троица Седьмая неделя после Пасхи обычно это июнь была праздничной — её называли семиковая, русальная, зелёная. Самыми важными днями на этой неделе были четверг — Семик; родительская суббота, в которую ходили на кладбище, и воскресение — Троица она приходилась на 50-й день после Пасхи. Люди думали, что в это время русалки покидают водоёмы — поэтому неделя и называлась русальной. Вопреки образу в современной массовой культуре, у славянских русалок хвоста не было — они гуляли по полям, водили хороводы и качались на ветках деревьев. Ученые связывают русалок со словом rosalia — то есть цветы: русальная неделя приходилась на цветение хлебов. Ритуалы на троицкой неделе посвящены молодой зелени и цветению — люди украшали деревцами, зелёными ветками, букетами цветов и свежей травой всё, что только можно. Встречаться с русалками было опасно — они могли утопить или защекотать до смерти, но считалось, что там, где они прошли, особенно хорошо растут злаки. Главной героиней этого праздника была молодая украшенная берёзка — вокруг неё плясала, играла, пела и пировала молодёжь — в первую очередь, девушки. В Семик нарядно одетые девушки в зелёных венках заламывали берёзку. Они шли в лес, выбирали там подходящее деревце и украшали его ленточками, завивали длинные ветки кольцами или пригибали их к земле, сплетая с травой. Главная героиня праздника Семик на Руси была береза. Фото с сайта kelohouse.
Времена года по полушариям меняются, если в южном полушарии осень, то в северном - весна, и наоборот. В северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, а в южном наступает астрономическая осень. В России - наиболее удобный период для проведения вечерних наблюдений. Этот день знаменателен тем, что Солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не только новый астрономический год, но и приход весны. С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня - дня летнего солнцестояния. Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Именно День равноденствия астрологи и эзотерики даже выбрали своим неофициальным профессиональным праздником. День весеннего равноденствия — поистине великий праздник Землян. В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». Весеннее равноденствие — точки пересечения плоскости экватора с плоскостью эклиптики. Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.
Несмотря на то, что богиня Карна считалась, к ней относились очень почтительно, так как она олицетворяла не только печаль, но и считалась покровительницей всех новорожденных, богиней рождения и перерождения всей Вселенной. Существует даже версия, что за основой таких понятий индуистов как «карма» и «реинкарнация» была богиня Карна, конечно это только предположения. Славянами считалось, что любой поступок или же даже помыслы дурные могут повлиять на жизнь человека и на его Судьбу, изменив ее не в лучшую сторону. Любые поступки человека, также несут некий отпечаток на весь Род, если же человек совершал какое-либо тяжкое преступление, то весь Род ожидала кармическая расплата. Это могло отображаться на здоровье, благосостоянии и даже на семейных отношениях будущих поколений. Но человеку дана безграничная власть над своей Судьбой — право выбора, и от этого выбора порой зависит не только собственная благополучная долгая жизнь, но и существование всего Рода. У наших предков существовал целый свод Золотых правил, а точнее девять законов Карны которым необходимо было придерживаться всем без исключения.
Сорок сороков, или день весеннего равноденствия, 22 марта 2023 года: Что делать в день Жаворонка
«Сороки» – день Сорока мучеников севастийских | Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2024 года (по старому стилю – 9 марта). |
Сороки: что за праздник, традиции и приметы, рецепт печенья, что нельзя делать 22 марта | Смотрите видео онлайн «В Смоленске отметили народный праздник Сороки.» на канале «Телеканал Регион 67» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 22 марта 2023 года в 17:25, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. |
Виртуальный хостинг
- Сороки (праздник)
- 40 святых мучеников (Сороки) в 2025 году: что за праздник, когда будет, традиции и приметы дня
- Праздник Сороки - возрождение традиций
- 40 Святых (Сороки) в 2025 году: какого числа, дата и история праздника
- Какой сегодня 22 марта 2024 церковный праздник
Народный праздник сороки
народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников. В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки. Есть и народный праздник Сороки, жаворонки 22 марта — его считают вторым началом весны.
Праздник Сороки
День жаворонка или Сорок сороков отмечается 22 марта. Это один из древних славянских праздников, который приходится на день весеннего равноденствия. Тема: Праздники Жаворонки печеные Встреча весны Жаворонки Праздник птички Жаворонки весенний 22 Марта сороки Жаворонки Обрядовое печенье Жаворонки Сороки Жаворонки праздники славян Булочки для детей Башкирский народный праздник Каргатуй Жаворонки. День жаворонка или Сорок сороков отмечается 22 марта. Это один из древних славянских праздников, который приходится на день весеннего равноденствия. День жаворонка или Сорок сороков отмечается 22 марта. Это один из древних славянских праздников, который приходится на день весеннего равноденствия. В народном календаре праздник носит название Сороки (с ударением на последний слог). 22 марта празднуется древний славянский праздник Жаворонки.
В Смоленске отметили народный праздник Со́роки.
«Сороки» – день Сорока мучеников севастийских | 22 марта 2024 года Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских. |
Народный праздник сороки | Со́роки, Жаворо́нки — день народного календаря у славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). В народной этимологии название дня произошло от Сорока мучеников севастийских. |
Жаворонки. История и рецепт - Православный журнал «Фома» | Народный праздник "Федор Тирон" отмечают 2 марта в невисокосный год или 1 марта в високосный. |
«Народный праздник Сороки» — Межпоселенческий культурно-досуговый центр | Из-за того что 22 марта совместило в себе церковный праздник, второй день после весеннего равноденствия и язычество, существует несколько народных примет. |
Праздник 40 святых Севастийских мучеников
Из-за того что 22 марта совместило в себе церковный праздник, второй день после весеннего равноденствия и язычество, существует несколько народных примет. Праздник тогда имел несколько названий: «Сороки», «Сорок сороков», «День Сорока святых» и другие. Какие традиции и приметы связаны с Днем жаворонка, почему его еще называют Сорок сороков и когда праздник отмечается в 2024 году рассказывают «Известия». Кроме того, от дня Сорок до праздника Весенние деды (когда наступает устойчивое тепло) может выпасть 40 похолоданий. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа.
Праздник 40 святых Севастийских мучеников
Также люди рассеивали мак по огороду, рассчитывая на большой урожай. На праздник варили похлебку из гороха и готовили пирожки с гороховой начинкой. Неотъемлемым блюдом на столе были вареники с маком. Необходимо сходить в церковь на праздник, чтобы поставить 40 свечей. Христиане молятся и благодарят Господа, просят его защитить от болезней и прочих проблем.
Обязательно нужно ударить 40 поклонов. Хозяюшкам необходимо испечь ровно 40 булочек, которые выполнены в форме птиц. Это сороки или жаворонки, которые символизируют возвращение перелетных птиц из дальних стран в родные края. Нередко птичек нанизывали на камыш, чтобы запечь их в русской печи.
Булочки размещали по саду или угощали знакомых, чтобы домашний скот никогда не болел. Каждая девушка должна разорвать 40 нитей. Также нужно ломать деревянные плашки в количестве 40 штук. Благодаря этому зима быстрее уйдет, а весна вступит в свои полноценные права.
Считается, что в это время сорока начинает строить гнездо. Если не тревожить птицу, то она станет оберегом для людей, проживающих в доме.
Выпекают такое печенье минут двадцать при температуре примерно 180 градусов. Готовое печенье нужно сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем. Печенье давали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головушку сели». Дети печенье не только ели, но и крошили птицам, произнося речитативы-заклички, приманивающие весну.
Для защиты от утренних заморозков хозяйки на Сороки также пекли по сорок маленьких ржаных колобков, которые в течение сорока дней бросали из окон птицам. Что нельзя делать 22 марта Поскольку Сороки — это большой церковный праздник, на Руси в этот день под запретом была любая работа, в том числе по дому и огороду. Тем более, что в поле еще выходить рано, а всю готовку хозяйки старались закончить накануне. Как и в другие дни Великого поста, на Сорок сороков под строжайшим запретом ссоры, споры, ругань, злые мысли. Считалось, что все дурное приманивает беду. Также в этот день старались не ругать детей и не запрещать им шумные игры и забавы.
Кроме того, в этот праздник нельзя было сидеть дома, иначе весна могла пройти стороной. Приметы на Сороки Если на Сороки тепло — хорошая погода простоит сорок дней.
Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму.
Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется». Сорок мучеников Севастийских. Фото Игоря Самoлыго Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями.
Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз.
Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга.
Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане.
Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер. Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий.
Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы?
Жаворонки, жаворонки прилетайте к нам, Приносите нам Весну — красну, красну солнышку, тёплу гнёздышку. Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка — богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка и т. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо — и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. В народе жаворонок почитался как символ нового дня, надежды, радости и будущего счастья. Пение жаворонка необычайно звонкое.
Поэтому и в литературе образ жаворонка жизнерадостный, добрый и встречается как в произведениях писателей, так и в народном творчестве — загадках, пословицах, закличках. Информационным сопровождением знакомства с народным праздником стала выставка «Зазываем весну жаворонками! Иван Тургенев в своем произведении «Деревня» с теплом пишет: «…На тысячу верст кругом Россия — родной край… Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки…». С ностальгией в «Песне жаворонка» вспоминает Иван Бунин: «Я помню себя еще маленьким мальчиком, когда я услыхал песенку жаворонка… Трель жаворонка звонкая, и что хранится в тайниках наших душ, что хранится там самого лучшего, откликается на нее…». На выставке представлены научно-популярные издания «Иллюстрированная энциклопедия птиц», альбом «Наши питомцы», «Птицы крымского полуострова» М.
Статьи по этнологии
Сценарий народного праздника СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ еще 15 фото. На весеннее равноденствие – 22 марта – приходится древний славянский праздник «Сороки» приуроченный к народному празднику Сорок сороков, который в народе называют Днем жаворонка. В народном часослове 22 марта обозначено, как праздник «Сороки» и имеет свои приметы и поверья: что можно и нельзя делать в этот день. Народный праздник Сорок сороков отмечается 22 марта (по старому стилю — 9 марта). День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта. День жаворонка или Сорок сороков отмечается 22 марта. Это один из древних славянских праздников, который приходится на день весеннего равноденствия.
Актуальные новости
- Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
- «Сороки» | Крестецкая культурно-досуговая система
- Славянский праздник — ожидание чуда
- Сорок сороков в народной традиции
- Праздники марта у славян
- Славянские чаровницы. 2. Праздник весеннего равноденствия у славян «Сороки (Сараки)»
Славянские праздники: как отмечали на Руси
Западные христиане чтут этих героических воинов 9 марта. История праздника такова. Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед. Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры.
Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво. Однако его место занял другой римский воин, который был так потрясен стойкостью однополчан, что сам уверовал в Христа. Героические воины были казнены, их тела сожжены, а кости брошены в воду, однако епископ севастийский сумел собрать останки и предать их земле.
День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц отмечается в мае , который считается праздником православных женщин. Сорок сороков в народной традиции Праздник Сороки, или Сорок сороков считался на Руси второй встречей весны — между Сретением и Благовещением. Сороки был чрезвычайно почитаемый в народе праздник, один из самых больших и важных в году.
Он символизировал окончание зимы, был связан с весенним равноденствием и скорым началом полевых работ. На Руси говорили: «На Сороки день с ночью меряется : зима кончается — весна начинается».
Наши предки праздновали день весеннего равноденствия, который приходился на 22 марта. Они считали, что именно в это время после зимовки птицы возвращаются в родные края.
Прилетел жаворонок — значит можно начинать работы в полях. На Руси со временем стали печь птиц из постного теста 22 марта к празднику Сорока святых Севастийских мучеников. Жаворонки из теста означают летящие к Богу души или их молитву. А в наши дни жаворонки — вкусное весеннее угощение, которое символизирует приход весны, тепла, возвращение перелетных птиц.
А также способ прекрасно провести время с детьми: замесить тесто, сделать птичек, запечь и позвать жаворонков принести на крылышках весну: «Жавороночки, прилетите к нам, принесите нам весну-красну. Нам зима надоела — весь хлеб поела». Молоко и сметану смешиваем в глубокой миске.
Глазки — вику чечевицу или горох заткнёшь, чтоб глаза были, гребешок сделаешь. Тесто — ржаная мука и вода — скоромный день, а то, если есть, с молоком — с молочком. Птичек на окно, на вышь посадим рядышком... Ну и что — дитём давала.
И они хадили по сараю, у сарай, и кидали их. Прям жавороночки испекёшь — с носиком, с глазачками, соломочки им туды, и усё. Играли: кто жаворонка поймаить. Летить — они лавють. И едять потом, а как жа? На сороки жаворонки прилетали. И вот мы пекли.
И мама пекла. И закликали тогда этой песней-то. Закликаем и кидаем. А может я таво паймаю, а табе не отдаю. Сама сьим. Калужская обл. Рассказывает: Насонова Анна Александровна, 1926 г.
Из теста валяешь, руками птичку валяешь из теста. Глазки - вику чечевицу или горох заткнёшь, чтоб глаза были, гребешок сделаешь. Тесто — ржаная мука и вода — скоромнай день, а то, если есть с молоком — с молочком. Птичек на окно, на вышь посажим рядышком… Детишкам давали, они их усе поедять. Кому ж их? Дитям и делали. Теперича вот скока скотины есть, столько валёчков сделаешь, чтобы скотины было больше.
Делаешь кажной души: и на курёнка, и на собаку, на все души.
Форма «птушек» могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки, но считалось важным подчеркнуть расправленные крылья — птички всегда изображались летящими. Выпечные фигурки птичек давали на забаву детям. Целый день ребятишки играли со своими «куликами» и «жаворонками»: забирались с ними на крыши сараев, заборы, пригорки и деревья, подбрасывали вверх, бегали по деревне, привязав печенье веревкой к длинному шесту, изображая прилет настоящих птиц. Игра сопровождалась пением веснянок, имевших некогда явно заклинательный характер: Летел кулик из-за моря.