Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа дал интервью порталу В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских.
Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока 1923—26 и 1926—29. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика.
Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде. В 1930—34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды Белбалтлаг, Свирьлаг. По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации». На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге.
В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. В 1932 году, вместе с другими членами братства всего 90 человек , Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской. На момент расстрела ей было 62 года.
Мученик Михаил Новоселов , мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры «Письма к друзьям». Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере. Священномученик Александр Туберовский , иерей Память 23 декабря 10 декабря ст.
На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. В 1937 году он был арестован. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.
Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения.
Видя искренность его веры и чистую жизнь, старец облек его в иноческий сан и назвал при пострижении Серапионом. Свет благодатной жизни двух отшельников привлекал к ним многих верующих, когда собралось довольно иноков, Нифонт пошел в Москву просить земли для устроения обители, но там скончался.
Между тем на острове стали чувствовать голод, из сострадания к страждущим Серапион отправился испрашивать подаяния, ему дали хлеба в зерне, и он принес это на себе, и тем спас братию от голодной смерти. Узнав о кончине Нифонта, он пошел в Москву, получил царскую грамоту, предоставлявшую новой обители землю по четыре версты во все стороны, получил и от митрополита грамоту с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на остров, Серапион вместе с иноками расчистил для пашни лес, обнес оградой место для монастыря и построил храм во имя Богоявления. От патриарха Иова получил он антиминс и поставлен в строители монастыря; потом и другой храм соорудил в честь святого Николая.
В просьбе к царю блаженный Серапион писал в 1595 году, что поставил он на Лопском озере два храма, устроил общий монастырь, строение его продолжалось 36 лет; «но ныне начали посылать из Москвы в их Богоявленский монастырь опальных людей, а им, старцам, и самим питаться нечем и беречь тех людей некому; царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдается; вотчинные земли Богоявленской обители всего четыре обжи на реке Онеге куплены, и сами старцы пашут, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода. Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и старцы, помогая и им доставляя подводы, много задолжались». Вследствие столь справедливой просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей. В глубокой старости блаженный Серапион мирно скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители, им устроенной.
Преподобный Антоний Леохновский 17 октября 1611 г. Преподобный Антоний родился в Твери, из рода детей боярских Вениаминовых. С юных лет, исполненный страха Божия, Антоний ощутил сердечное влечение к уединению. В недальнем расстоянии от Новгорода, близ озера Ильменя, пришел Антоний на реку Переходу, в Рублеву пустошь, где прожил несколько времени, готовясь к иноческой жизни.
Тут, в видении, указано ему было идти за три поприща, на место, называемое Леохново. Придя туда, он нашел там пустынножительствующего инока Тарасия, который его постриг. Вместе потрудились они над сооружением церкви Преображения Господня, и новая пустынь, по урочищу, называлась Аеохновской. Архиепископ Новгородский благословил освятить церковь, и стала собираться братия.
Царь Иоанн Васильевич в бытность Антония в Москве пожелал видеть его, даровал ему много милостыни и жалованные грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмене. При нашествии шведов Антоний для безопасности был вызван в Новгород. Шведы разорили обитель и умертвили многих братий. Антоний в это время, то есть в 1611 году, преставился 86-ти лет от рождения, из коих 50 провел в иночестве.
Он был погребен в Новгороде, в церкви евангелиста Луки, а около 1620 года по его велению иноку Григорию, коему троекратно являлся во сне, мощи его перенесены в Леохновскую обитель, ныне упраздненную, где почивают под спудом в церкви Преображения. Перенесение мощей ознаменовано было многими чудесными исцелениями. Местная память ему совершается 12 июля. Преподобный Евфросин Синеезерский 20 марта 1612 г.
Преподобный Евфросин, в мире Ефрем, родился близ Ладожского озера, в Карельском краю, и с юных лет посвятил себя служению Богу в Валаамской обители, оттуда перешел в Новгород и был назначен причетником в село Долосское, в 30-ти верстах от города Устюжны. Достигнув совершеннолетия, он поступил в Тихвинский Успенский монастырь, где и принял монашество. Долго оставался он в этой обители, послушанием приготовляя себя к совершенному безмолвию, и когда пришло это время, то по благословению настоятеля он в 1600 году пошел во Бежецкую пятину и поселился на берегу Синичьего озера, при реке Чагодоще, у ручья Гвазденки, в 60-ти верстах от города Устюжны. Там водрузил он крест и поместился в пещере, а потом выстроил келью и пребывал в ней в крайней скудости, в борьбе со всякой теснотой, со всяким лишением, в борьбе с врагом невидимым, ненавистником спасения человеков.
Так прошли два года, пока место подвига его не было открыто. Светильник был поставлен на свечнице и стал светить многим. Приходили к нему за словом назидания, стали оставаться на жительстве при нем, ради служения Богу, ради обретения спасения вечного; число последних росло, — выстроилась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и освящена Гурием, игуменом Шалотского соседнего монастыря. Мирно протекли десять лет существования новой обители иноков; после которых наступила година испытания православного отечества нашего: самозванцы Лжедимитрии ввели полки и шайки польские; от убийств, грабежей и насилий их народ укрывался в лесах непроходимых, и пустыня Евфросинова послужила убежищем многим.
В 19 день марта 1612 года прозорливый Евфросин объявил о приближении врагов и о вторжении их в обитель его, советуя бежать всем, кто куда может, а что сам он остается на месте по обету иноческому. Инока Иону, по примеру других хотевшего бежать, преподобный удержал, говоря: «Брат Иона, когда настоит брань, тогда и подвиг по слову апостола: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. Кто нас разлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или меч? Господа ради умерщвляемся весь день, и вменяемся, как овцы заколения.
Для чего же допускать боязнь в свою душу или почитать бедствием лютую смерть? На следующий день пришли поляки. Облаченный в схиму Евфросин стоял в молитве у креста, водруженного им при пришествии в пустынь. Грабители потребовали монастырских сокровищ, — преподобный указал на храм Божий, — и тут же один из польской шайки ударил преподобного мечом и просек часть шеи.
Старец упал замертво. Не найдя ничего в церкви, убийцы возвратились к своей жертве. Один из них ударил чеканом по голове Евфросина и разбил череп до самого мозга. Так скончался новый преподобномученик, с ним вместе убит и инок Иона.
В восьмой день собравшиеся православные предали земле страдальческое тело Евфросина у того креста, у которого он был убит, рядом с ним положили и тело послушного ученика его инока Ионы. О кончине страдальца поведал некто Иоанн, житель села Долоссы, бывший очевидцем происходившего и сам израненный и замертво оставленный поляками, но потом исцелившийся, по вере его, молитвами преподобного. В 1653 году мощи преподобного Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, по благословению Новгородского митрополита Макария. Преподобный Иосиф Вологодский 23 июня 1612 г.
Преподобный Иосиф был строителем Заоникиевской Владимирской пустыни в 12-ти верстах от Вологды. В 1588 году святому отшельнику явилась чудотворная икона Владимирской Божией Матери, и по этому видению он построил на том самом месте церковь и положил основание обители. Предание говорит, что в окрестностях обители был дремучий лес, где имела притон сильная шайка разбойников, под предводительством знаменитого Аники; могилу его и поныне показывают. По имени разбойника лес назывался Аникиевым, а пустынь, лежащая за лесом — Заоникиевской.
Мощи преподобного Иосифа, почившего 23 июня 1612 года, покоятся в основанной им обители. Мощи спутников его, преподобных Антония и Иоанникия, почивают в этой же пустыни под спудом. Преподобный Галактион Вологодский 24 сентября 1612 г. Когда несчастный князь Бельский, боярин царя Иоанна Грозного, терпел гонения и происками Шуйских был умерщвлен, единственного сына его, семилетнего Гавриила, родственники увезли в Старицу, чтобы скрыть от гневного царя.
Достигнув зрелого возраста, Гавриил поселился в Вологде и научился сапожному мастерству, потом женился, но жена его вскоре умерла. Наскучив превратностями судьбы, он тайно принял на себя иночество с именем Галактиона, построил себе келью на берегу реки Соденки, окопал ее со всех сторон рвом и стал жить отшельником, не оставляя своего ремесла. В келье его ничего не было кроме рогожки и бедной одежды на плечах его, пищей его был сухой хлеб с водой. Со всех сторон стекались к нему страждущие и скорбящие, богатые и бедные, он всех принимал с одинаковой любовью, и слово его, исполненное силы, утешало печальных, подкрепляло немощных.
Святой подвижник получил откровение свыше о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из кельи своей, явился к народным властям и сказал: «Грехи призвали на нас ляхов и литву; пусть начнут пост и молитву; пусть поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Царица Небесная избавит Вологду от гнева Божия, как прежде избавила Новгород». Проходя мимо храма святого Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили тем, что настроили лавок вокруг его храма и завели торговый шум — и этот храм разорен будет». В 1612 году пришли литовцы и поляки, разорили Вологду и ее предместья, не пощадили и смиренной кельи Галактиона, а самого его мученически избили, так что он через три дня страдальчески скончался.
Вологодский архипастырь Сильвестр писал в Москву об этом событии: «Нынешнего 1612 года, 24 сентября, с понедельника на вторник, в последнем часу ночи разорители нашей чистой православной веры и ругатели Креста Христова поляки и литовцы с черкасами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город и посады. Воевода князь Иван Одоевский ушел, окольничий и воевода князь Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты, меня, грешного, взяли в плен, держали у себя четыре ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною — едва живого отпустили. Когда ляхи и литва пришли к Вологде, по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости. У ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты.
С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов со своим полком прибыл с Белозерска и занял Вологду, но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду». Тело преподобного Галактиона погребено благочестивыми вологжанами в его же келье, и тут стали совершаться чудесные исцеления. Над мощами в 1627 году поставлена церковь Знамения Богородицы и мало-помалу устроилась обитель, и по имени Вологодского угодника она называлась Галактионовой пустынью, но в 1654 году получила название Свято-Духова монастыря от соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа.
Так исполнилось предсказание страдальца Галактиона, и на месте его подвижнической жизни устроилась обитель подвижников, славящих Бога в молитвах и делах веры. Преподобный Трифон, архимандрит Вятский 8 октября 1612 г. Преподобный Трифон, архимандрит, основатель Успенской Вятской обители, сын благочестивых земледельцев близ города Мезени, Архангельской области, с юных лет ощутил стремление жить и служить Единому Богу. Тайно, в одежде нищего, оставляет он дом родительский, приходит в Устюг, где остается некоторое время под руководством благоговейного иерея Иоанна, потом по его благословению трудами рук снискивает себе пропитание, но, принуждаемый к браку, снова бежит и является странником-нищим в город Орлец, принадлежавший Строгановым.
Зной, холод, нищета, насмешки сопутствуют подвижнику, отражаемые им молитвой, постом и терпением. Из Орлеца перешел Трифон в село Никольское, оттуда на реку Каму в Пыскорскую обитель, где и принял пострижение на 22-м году жизни, что могло быть не прежде 1565 года. От многих трудов случилось ему впасть в тяжкую болезнь и после 40 дней явившийся ему Ангел, став у изголовья, сказал: «Я твой хранитель, послан от Бога взять твою душу», — и когда Трифон последовал за Ангелом и увидел небесные селения и неизреченный свет, то был голос к Ангелу: «Ты ускорил взять его, возврати обратно, где был». Воспрянув от видения, он просил служившего ему инока Серапиона окадить келью, тогда явился ему святитель Николай, поднял болящего за руку и, исцелив, сказал, что пришел к нему на помощь, потому что часто его призывает и чтобы еще более утвердить его на пути добродетели.
С этого времени блаженный Трифон получил сам благодатный дар исцеления недугов. Молва об этих исцелениях стала привлекать к нему множество народа и породила зависть. Это побудило святого бежать, чтобы отыскать более глубокое уединение. Найдя на берегу реки Камы малую лодку, он сел в нее и поплыл вниз по течению, моля Господа открыть ему место жительства, угодное воле Его.
На устье реки Мулянки, более чем в ста верстах от Пыскорской обители в прекрасном пустынном месте услышал Трифон троекратно повторенный призыв: «Здесь подобает тебе пребывать». Вышел преподобный на берег, поднялся до соединения рек Верхней и Нижней Мулянки и остановился, возлюбив благолепную природу пустыни, благоухающей цветами, окруженной лесом, куда остяки собирались приносить жертвы своим идолам, где было и их капище, и их кладбище. Остяки услыхали, что в их капище поселился какой-то убогий странник, и под предводительством старшины своего Зевендука пришли посмотреть на безстрашного человека. Они расспрашивали Трифона, который, отвечая им, что он раб Господа Иисуса Христа, объяснил им суету идолов, поведал им о Промыслителе и Творце Боге, о сотворении и падении человека, о таинстве искупления и спасения; возвестил им неизбежный страшный суд и вечные муки адские, ожидающие нераскаянных грешников.
Простые дети природы слушали и изумлялись новому учению. Но их изумление было возбуждено до ужаса, когда преподобный срубил и испепелил заветную вековую ель, предмет боготворения остяков, со всеми бывшими на ней приношениями, состоявшими из шелковых ширинок, мехов, золота и серебра. Он сильнее богов наших! Вскоре потом стало известно, что идут черемисы войной на остяков и грабят по Каме.
Заподозрили остяки преподобного в том, что он может изменить им, и решили убить его, но, придя для совершения злодеяния, не нашли преподобного, которого укрыл от них Господь Своей всемогущей десницей, в то время как он стоял на молитве в келье. Мало-помалу утвердилось благоговение к человеку Божию и возросла вера к животворящему слову проповеди его. Первые крестились дочери князя Амбалы и князя вогулов Безяка. Братья Пыскорской обители желали видеть преподобного и упросили приказчика Строгановых послать за ним.
Против воли приведенный в обитель, старец остался в ней недолго. Строгановы Иаков и Григорий предложили ему поселиться в их отчине на Чусовой, где преподобный основал монастырь Успения Божией Матери. Но здесь местные поселенцы, озлобленные потерей дров, сгоревших от огня, перегнанного ветром от подсеки, зажженной преподобным под посев хлеба, низвергли его с высокой каменистой горы, и когда он, встав, побежал, то они гнались за ним с целью убить его. Спасенный от них силою Божиею, он по их жалобе был посажен в оковах Григорием Строгановым, которому предсказал в скором времени такие же узы, что и исполнилось через четыре дня.
Выкупившийся из оков Строганов, хотя чтил преподобного, но просил его идти в другое место, что он и исполнил, оставив на этом месте ученика своего Иоанна. Осмотрев храмы Божии в Хлынове, он предложил жителям устроить обитель иноков за рекой Засорой, где стояли две малые и ветхие церкви. Жители приняли это предложение с радостью, и преподобный с просьбой вятчан отправился в Москву, где святитель посвятил его в иеромонаха-строителя основываемой им обители, а царь Иоанн Васильевич дал грамоту на земли. Особенно помогал преподобному вятский воевода богобоязненный Василий Овцын.
Число братии возросло до сорока человек, а средства обители были крайне скудны, и преподобный вновь собрался в Москву. Царь Феодор милостиво принял просьбу, велел дать угодья, села и озера с рыбной ловлей, а патриарх возвел его в сан архимандрита и одарил иконами, книгами и утварью. Постоянно строгая жизнь преподобного не нравилась многим, его кроткие убеждения не принимались. Братия требовала от старца послабления.
Разгоревшись самочинием, они отняли у него ключи от церквей и монастырских служб, увлекли в свое сообщество ближайшего ученика старца Иону Мамина, составили самочинно избирательную на него грамоту и послали с ней к патриарху самого Иону, прося поставить его архимандритом вместо Трифона. Совершилось все по их воле, возвратился Иона архимандритом и стал преследовать святого учителя своего не только насмешками и ругательствами, но даже и заключением. Старец опять пошел странствовать и направился в город Слободск, где основал монастырь Богоявленский. Никита Строганов, еще в Москве знавший старца, построил для него в Сольвычегодской Введенской обители келью, снабдил его средствами на поездку в Соловецкий монастырь — дав ему свое собственное судно с запасами и людьми.
Отпустив людей, старец продал судно и запасы и, отдав вырученные деньги на Богоявленскую обитель, сам нищим странником совершил путь свой. Огорчился Строганов на такое действие старца, и когда он опять пришел в Сольвычегодск за сбором на обитель Богоявленскую, то Никита Строганов гневно прогнал его от себя, но потом, через ученика старцева Досифея, пригласил его в свой дом, прося прощения и благословения, принял преподобного с любовью и дал щедрую милостыню на Богоявленскую обитель. Незадолго до кончины святой Трифон еще раз посетил Соловецкую обитель, и возвращаясь оттуда, направился к городу Хлынову, к любимой Успенской обители. Когда Иона отказал ему в просьбе принять его в монастырь, то он упросил диакона Максима Мальцева дать ему приют в его доме.
Здесь он прожил два месяца и, видя близящийся конец свой, просил протоиерея и священников упросить настоятеля принять его. Смягчился Иона и вышел со всей братией к воротам монастырским на встречу учителя и духовного отца своего и, припав к ногам его, просил прощения. Любимой Успенской обители оставил он духовное завещание свое. Сказав о трудах своих, подъятых при основании обители, он обращается к братии: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия!
Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собой. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: да любите друг друга.
О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. По словам апостола Павла, друг друга тяготы носити. Не осуждайте перед Богом один другого… Прежде всего отдавайте Божие Богу… Бога ради выполняйте службу без ропота. Берегите монастырское; за монастырь без благословения настоятеля не выходите и монастырским добром не дружитесь ни с кем и родным не давайте ничего монастырского без благословения настоятеля.
И себе в собственность также не берите, ни из денег, ни из построек и ни из чего другого… Ты брат и господин, старец Иона!.. Бога ради ревнуй святым отцам… Молю тебя, Бога ради имей любовь к братии и понеси тяготу. Писано: вы сильнии немощи немощных носите. Безчиния пусть не будет.
По апостолу: настой, обличи, запрети благовременно и безвременно. Прошу тебя, Бога ради, не вводи хмельного пития в дом Пречистой… Для братии на трапезе пусть будет пищи довольно и квас хороший. Утешай братию, чтобы не было скудости в трапезе. Дом Пречистой не оскудеет от того…» Завещание это кончает преподобный прошением о поминовении его по смерти и преподает благословение свое, мир и милость Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
Святые мощи его почивают под спудом. Преподобный Иринарх Борисоглебский 13 января 1616 г. Преподобный Иринарх, в мире Илия, родился в деревне Кондаковой Ростовского округа, был сын земледельца и хотя с юного возраста имел стремление к монашеству, но только на 30-м году жизни, оставив торговлю, коей занимался в Ростове, принял монашество в Борисоглебском монастыре, что на Устье. Однажды Иринарх увидал странника босого и, помолившись Всемогущему, чтобы дарована была ему теплота ног, отдал свою обувь нуждавшемуся; с тех пор он стал ходить босой и носить рубище, что навлекало ему постоянные укоризны, насмешки, наказания, наконец отставили его от должности пономаря и дали послушание вне обители.
Тогда он перешел в Авраамиев монастырь, где подвизался в затворе старец Пимен, беседа с которым облегчала Иринарха. Новый настоятель Борисоглебской обители возвратил изгнанника, явившегося облеченным в тяжелые вериги на плечах и в оковы на ногах, имея постоянно перед взорами страдания вольные и крестную смерть за человеков Христа-Бога; наконец, получив духовное извещение, затворился в келье, где приковал себя на трехсаженной цепи к стулу. По совету блаженного Иоанна, Большого Колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги, потом присоединил к ним еще тридцать и подвизался под этой тягостью шесть лет. Из Углича ему прислали цепь в три сажени, он прицепил ее к своей и так провел другие шесть лет, затем еще принял трехсаженную цепь от инока Феодорита, которому настоятель не позволил носить ее, и прицепил к первым двум.
Рукоделием его было шитье власяниц и клобуков; вырученные деньги раздавал он нищим. Служил ему инок Александр, который и описал житие его. В откровенном видении извещен был Иринарх о предстоящем взятии Москвы поляками и троекратно повторенный глас повелел ему идти в Москву и объявить откровенное ему царю Василию Иоанновичу. Царь принял его с честью, сам под руку ввел его в царские палаты, просил благословить царицу Марию Петровну, которая предложила ему два полотенца, но и тех старец не принял.
Пророчество его скоро сбылось. В 1609 году ляхи завладели и Ростовом. Старец и ученики его Александр и Корнилий остались в затворе своем на молитве. Свирепый Микульский, придя к старцу с другими панами, спросил его о вере.
На вопрос же Микульского, кого он признает царем, старец отвечал: «Русского царя Василия Иоанновича имею царем, а иного царя никакого не знаю, ни короля, ни хана Крымского, ни прелестников мира сего».
Через три года мощами объявится! В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители XX века в России получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви — мученик. Это, впрочем, касается больше первых послереволюционных лет. В 1937 г. Возвращаясь к теме обвинений, стоит указать и совсем циничные случаи, подобные тому, что сотворили со священномучеником Василием Преображенским , который был арестован и осужден на десять лет лагерей за «клевету на политику советского правительства». В качестве «клеветы» ему инкриминировали сказанные прихожанам слова: «Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что, вот и меня задержат тоже, осудят и посадят» 7, С. Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора Киранова с группой священников обвинили в подготовке теракта — будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы 24, С. Священномученика Сергия Покровского в 1937 г.
Отношения новомучеников к обвинениям, выдвигаемым против них коммунистической властью, хорошо выражают строки, написанные священномучеником Сергием Гортинским на листе допроса: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь» 11, С. А священномученик Сергий Флоринский в конце допросного листа написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь» 21, С. Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий Канделябров. К твердым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как подтверждает их верность Христу, их отказ нарушить заповеди, покривить душой, к чему подталкивали гонители. Относительно периода советской власти могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство. Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме занимал офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. Их также пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку. Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать? Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочитая лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством.
Святые отцы говорят, что «Бог ценит дела по намерениям их» прп. Марк Подвижник. Слова, 1. Максим Исповедник. Главы о любви, 2. Иными словами, нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается. Так, христианская милостыня отличается от гуманистической филантропии именно тем, что творится во имя Христа и ради Христа, хотя внешне может выглядеть одинаково — люди и в том и в другом случае дают свои деньги нуждающимся. Христианское целомудрие отличается от полового воздержания, совершаемого в силу психологических или физиологических причин, именно тем, что творится ради Христа, то есть ради исполнения Его заповедей, — хотя формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. Пост отличается от вегетарианства именно тем, что совершается ради Христа, в память о Нем и в подражание Его посту. Вегетарианец, воздерживаясь от животной пищи, не посвящает это воздержание Христу, не ожидает от Него награды, и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержания ни в этой жизни, ни в будущей, хотя, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу.
Так и мученичество именно посвящением Христу отличается от всякой мужественной и героической смерти: «ибо кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Была определенная логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести, как врагов, с которыми еще недавно было вооруженное противостояние, а отчасти ради того, чтобы обезопаситься от людей, которые в силу своей подготовки могли бы возглавить восстание. Интеллигенцию преследовали ради того, чтобы заставить замолчать умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению нового режима. Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв. Но это не относится к духовенству. Его нельзя было упрекнуть в нелояльности, за исключением того периода Гражданской войны, когда власть переходила из рук в руки и священнослужитель сам мог определяться, какую власть считать законной. Как известно, Церковь, следуя заповеди «повиноваться и покоряться начальству и властям» Тит. Да, имели место случаи открытой критики действий властей со стороны тех или иных священнослужителей, но не это было подлинной причиной арестов, потому что репрессии затрагивали не только тех, кто критиковал. Можно привести пример священномученика Петра Петрикова , свидетельствовавшего на допросе: «Я всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, — не знаю ни одного случая нарушения мною таковых.
Пользуюсь свободой верить во что мне угодно, по основному закону страны — конституции… Церковь — «не от мира сего». Мои интересы — интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому» 4, С. То, что таких людей хватали, сажали и расстреливали, означает, что делали это именно ради того единственного, чем они не могли пожертвовать. В своих антирелигиозных гонениях коммунисты преследовали даже тех, кто совершенно не мог представлять для них угрозы. Например, священномученик митрополит Серафим Чичагов к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел восемьдесят пятый год, он был прикован к постели — при аресте его вынесли на носилках и в машине «скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли. Также и священномученик архиепископ Алексий Бельковский по болезни не мог самостоятельно передвигаться, ему было девяносто пять лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне. Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков?
Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой. Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых — репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера. Впрочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали того, что преследуют именно за веру. Священноисповедник Зиновий Мажуга рассказывал: «В 1936 году меня арестовали и, не предъявив никакого обвинения, несколько месяцев продержали в ростовском распределителе. Однажды я спросил следователя: «В чем же состоит моя вина, какое предъявляют мне обвинение?
А когда благочестивый крестьянин Дмитрий Клевцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его судят. Дмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравился. Тогда судья сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность. Дадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководить». На это Дмитрий ответил: «За веру судите? Я всегда готов к суду» 24, С. Звучали, конечно, и другие обвинения: священномученику Владимиру Лозина-Лозинскому предъявили обвинение за служение панихид с поминовением царя-страстотерпца Николая II. Мученика Иоанна Емельянова обвиняли в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества» 14, С. Священномученику Димитрию Плышевскому инкриминировали участие в «повстанческой шпионский организации» 15, С. Преподобномученицу Ирину Фролову арестовали по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе.
Мученика Иоанна Малышева обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» 15, С. Мученику Никифору Зайцеву , как и многим другим, предъявили трафаретное обвинение в агитации против колхозов, как якобы «антихристова предприятия», даже не обратив внимания на то, что сам мученик являлся колхозником. Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали — это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и в критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга Кошелева на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?
Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа, непоколебимою верою в нетленность и вечность, они всею душою желали принять смерть за Христа. Вся история Церкви строилась на подвигах.
Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси.
Новомученики. Фильм 55 из цикла "История России. XX век"
Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем. Новые мученики Российские], умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в Голодной степи Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение Сузак. Новомученикам и исповедникам Российским. На «СПАСе» есть огромная библиотека фильмов и проектов о мучениках гонений XX века. Смотрите многосерийный проект «Новомученик дня с Юрием Батуриным» в соцсетях и на сайте телеканала. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову.
Смоленские новомученики и исповедники церкви русской (ХХ век)
- учебные материалы | Курс прослеживает жизнь Русской Церкви в период гонений XX века, акцентируя внимание на личном подвиге новомучеников и их верности Церкви, неизменной в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и социальной ситуации в советской России. |
Российские новомученики не были мучениками за Христа | Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. |
Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке | Ты здесь:Главная/Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело. |
НОВОМУ́ЧЕНИКИ | Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем. |
Христианские Новомученики и история России в XX столетии | Террор советской власти против Русской Церкви в 20 веке, возникновение собора новомучеников и исповедников Российских. Список самых известных новомучеников и день памяти. |
В память о 21 новомученике XXI века
Большой террор 1937—8 годов, расстрельные планы правительства. Массовое уничтожение «церковников». Причины выживания Церкви в условиях террора. Роль Церкви в Великую Отечественную войну. Причины изменения религиозной политики государства.
Усиление гонений в 1948 году. Хрущёвские […] 1 hr 9 min Новомученики 7. Жизнь Церкви после издания «Декларации» митр. Сергия Страгородского Новомученики 7.
Сергия Страгородского Арест митр. Петра и его заключение в Свердловской тюрьме. Неудавшаяся «сделка» с митрополитом. Аргументы митр.
Сергия в пользу своей политики. Государственная политика коллективизции и ужесточение гонений со стороны власти в 1927 году. Союз […] 1 hr 6 min Новомученики 6.
Рязанский 1937 11 октября ; 22. Герман Коккель , еп. Алатырский 1937 20 октября ; 23. Вениамин Зыков 1937 19 ноября ; 25.
Макарий Кармазин , еп. Днепропетровский 1937 20 ноября ; 26. Борис Воскобойников , еп. Ивановский 1937 23 ноября ; 27. Николай Постников 1937 , в соборе Бутовских святых 26 ноября ; 28. Мария Дмитриевская 2 декабря ; 30. Феврония Ишина , инокиня 2 декабря ; 31.
Вассиан Пятницкий , архиеп. Тамбовский, исп. Родион Федоров [1] , архим.
Священномученик Петр Орленков, 16 ноября 17.
Священномученик Сергей Кедров, 16 ноября 18. Священномученик Николай Зеленов, 3 декабря 19. Священномученик Илия Зачатейский, 9 декабря Новомученики Егорьевские список составлен по современной карте приходов Егорьевского городского округа Память собора Егорьевских новомучеников — 7 марта 1. Священномученик Димитрий Кедроливанский, 17 февраля 3.
Священномученик Андрей Ясенев, 7 марта 4. Священномученик Александр Виноградов, 10 марта 5. Священномученик Сергий Кротков, 1 июля 6. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 7.
Священномученик Илья Бажанов, 16 сентября 8. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 9. Преподобномученик Мина Шелаев, 4 ноября 10. Преподобномученица Евгения Лысова, 17 ноября 11.
Священномученик Александр Сахаров, 3 декабря 12. Священномученик Назарий Грибков, 9 декабря 13. Преподобномученица Тамара Проворкина, 15 декабря 14. Священномученик Петр Озерецковский, 21 октября 2.
Мученица Ольга Евдокимова, 10 февраля 3. Священномученик Григорий Сербаринов, 8 января; 2. Священномученик Павел Никольский, 22 января; 3. Священномученик Петр Успенский, 23 января; 4.
Священномученик Павел Косминков, 2 марта 5. Священномученик Михаил Букринский, 14 марта 6. Священномученик Василий Колосов, 22 мая 7. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 8.
Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 9. Священномученик Иоанн Смирнов, 9 сентября 10. Священномученик Николай Житов, 25 сентября 11. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 12.
Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 13. Священномученик Алексий Никонов, 29 сентября 14. Священномученик Созонт Решетилов, 5 ноября 15. Преподобномученик Евтихий Качур, 27 ноября 16.
Священномученик Алексий Аманов, 3 декабря 17. Священномученик Иоанн Заболотный, 3 декабря 18. Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 20. Преподобномученик Серафим Щелоков, 21 октября 2.
Священномученик Петр Воскобойников, 13 ноября 3. Священномученик Петр Троицкий, 13 января 2.
Правда, воспоминания историка не совсем точны. Общее количество арестованных в ночь с 17 на 18 февраля составляло около пятисот человек, в том числе более сорока членов последнего остававшегося в северной столице братства — Александро-Невского. Но даже такая массовая акция не смогла охватить всех монашествующих Ленинграда. В течение двух последующих месяцев агенты ОГПУ выявляли уцелевших монахов и представителей белого духовенства и мирян, связанных с братством или монастырями, арестовав еще около двухсот человек [4]. Все арестованные в ночь с 17 на 18 февраля были разбиты на несколько отдельных следственных дел, в среднем по 50 человек в каждом. И лишь в отношении Александро-Невского братства органы ОГПУ сделали исключение, сфабриковав огромное дело почти на 100 человек. Оно подразделялось на две части, каждая из которых имела свое обвинительное заключение.
Первое было составлено на 41 человека, арестованного в Ленинграде, а второе — на 51 человека из «филиалов» братства на периферии, в том числе на семь членов петергофской общины, четырех монахинь и послушниц поселка Вырица и сорок насельников Макариевской пустыни расположенной в Тосненском районе Ленинградской области. Этот монастырь, хотя и имел связи с Александро-Невским братством, никогда его «филиалом» не был, но реальная картина мало интересовала следственные органы. Вся братия обители во главе с настоятелем архимандритом Никифором Тихоновым и проживавшим в монастыре на покое схиепископом Макарием Васильевым была привезена в Ленинградский Дом предварительного заключения ДПЗ. Так оказался уничтожен последний не считая закрытой в сентябре 1933 года Александро-Невской Лавры действующий монастырь епархии. Впрочем, монашествующие Александро-Невской Лавры также пострадали в ходе массовых арестов в ночь с 17 на 18 февраля. При этом, кроме части насельников обители были арестованы и все 11 проживавших на территории Лавры членов женской монашеской общины, состоявшей из сестер закрытого еще в 1923 году Иоанновского монастыря. При завершении уничтожения монашества в Ленинграде 18 апреля 1932 года были арестованы еще 129 человек: насельники и насельницы Очаковского, Воронцовского, Творожковского подворий, Александро-Невской Лавры и т. В ходе следствия 15 арестованных были освобождены, а остальные 114 постановлением Коллегии ОГПУ от 16 июня 1932 года приговорены к трем-пяти годам заключения в лагерь или к трем годам ссылки в Казахстан [6]. В первой половине 1932 года были проведены массовые репрессии и против старообрядцев-поповцев.
В эту ночь началось следствие по делу «Всероссийского союза старообрядческих братств» уже давно не существовавшего и «Ленинградского братства имени протопопа Аввакума», по которому прошло в качестве обвиняемых 67 человек 46 из них были арестованы в ночь с 13 на 14 апреля, 3 человека — 17—18 апреля, 5 человек — 31 мая и с тринадцати взяли подписку о невыезде [7]. После девятимесячного содержания арестованных в тюрьмах Ленинграда Особое совещание Коллегии ОГПУ 22 ноября 1932 года вынесло приговор одиннадцати главным обвиняемым: 10 и 5 лет заключения в концлагерь. Через неделю — 28 ноября Особое совещание Коллегии ОГПУ вынесло приговор остальным пятидесяти шести обвиняемым старообрядцам: 20 человек приговорили к трем годам заключения в концлагерь, 12 — к ссылке на три года в Северный край, 6 — к ссылке на три года в Казахстан, 5 — к ссылке на три года в Среднюю Азию, 7 — к лишению права проживания в двенадцати крупнейших городах СССР на три года и прикреплению к определенному месту жительства что означало высылку из Ленинграда и 6 человек — к ссылке на три года в Северный край условно. Уже в декабре 20 осужденных отправили отбывать срок в Свирлаг ОГПУ Свирские лагеря, расположенные на реке Свирь в Ленинградской области , 11 человек выслали этапом в Архангельск и 5 — этапом в Ташкент [8]. Таким образом, практически вся легальная церковная деятельность старообрядцев-поповцев в северной столице была уничтожена на полвека. Один из тяжелых ударов по духовенству Ленинградской епархии был нанесен весной 1933 года при проведении в Ленинграде как и в других крупных центрах страны паспортизации населения. Не выдавать паспортов служителям культов иосифлянского вероисповедания. В церквах не оставлять больше 2 и в часовнях больше 1 служителя культа... Справки о перерегистрации выдавать служителям культов по согласованию с т.
Обратить особенное внимание на вредные и классово-чуждые кадры, выявляя особенно активных из числа религиозников, несмотря на то, что хотя бы он и не является членом 20-ки, но активно в ней работает, о чем и сообщать в местную тройку». В результате, в ленинградских паспортах было отказано примерно двумстам священнослужителям, в основном не зарегистрированным, и им пришлось покинуть город. Самым крупным церковным следственным делом середины 1930-х годов в Ленинграде было так называемое дело «евлогиевцев», по которому проходил 171 человек из них 157 арестовали и с четырнадцати взяли подписку о невыезде. Сутью дела была полностью выдуманная ОГПУ концепция — якобы в 1932—1933 годах в Русской Православной Церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживавший во Франции глава Западно-Европейского экзархата митрополит Евлогий Георгиевский разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием Страгородским и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, «наиболее контрреволюционная часть» духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты начались 22 декабря 1933 года и продолжались до 26 января 1934-го. В Доме предварительного заключения оказались священники главных храмов города, церковные активисты-миряне и даже два епископа — Сергий Зенкевич и Валериан Рудич [10]. В ходе расследования дела «евлогиевцев» органами ОГПУ была разгромлена тайная монашеская община под руководством известной церковной писательницы монахини Анастасии Платоновой.
Саму монахиню Анастасию арестовали 22 декабря на квартире инокини Анны Усс на Черновской улице вместе с хозяйкой.
В память о 21 новомученике XXI века
Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе. НОВОСТИ. Объявления. БОГОСЛУЖЕНИЯ. Мы при формировании в ПСТГУ базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века» (ниже БД новомучеников, см. ) придерживались именно такого широкого взгляда на репрессии. 9 февраля 2020 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). К этому дню иконописцами Свято-Тихоновского Богословского Института была написана икона «Собора новомучеников и исповедников Российских XX века» (с клеймами), в центре которой была помещена святая Царская Семья.
Новомученики - святые 20-го века
На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников. Новомученики и исповедники Российские. «Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во. Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»: «1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор.
Новомученики российские
Мученики за Христа: ХХ век | Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. |
Деканонизация Святых Новомучеников Российских - Два града | В 30-е годы 20 века молодая советская власть организовала исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. |
Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви
Русская православная церковь канонизировала тогда расстрелянных большевиками в 1922 году священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. СПЖ начинает цикл публикаций о новомучениках XX столетия. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском. Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа дал интервью порталу В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских. Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников. Деканонизация Святых Новомучеников и Исповедников Российских — прекращение официального общецерковного почитания не менее 36-ти Святых, открыто осуществляемое в Русской Православной Церкви с 2013 года.
Новомученики российские. Церковная мифология XX века
Его заточили в одиночную камеру строгого режима арестантского дома. Через какое-то время отца Петра и других арестантов передали комиссару карательного отряда и увезли в Тюмень. Было понятно, что впереди - мученическая смерть. Ожидая столкновений с армией Сибирского правительства, революционеры строили укрепления, заставляли тяжело трудиться заключенных. Отец Петр круглосуточно носил землю, пилил доски, не теряя бодрости духа даже в состоянии крайнего истощения. В один из вечеров Корелина повезли в грязном пароходном трюме к Тобольску. Ночью его заставили выйти на палубу, раздели, избили и, привязав камень, бросили в воду.
Женщина молилась, чтобы монашеский постриг принял кто-то из ее детей. Косьма мирское имя Кукши с детства любил одиночество, при этом очень внимательно относясь к окружающим. Как-то Косьма повез нездорового двоюродного брата к старику, изгонявшему злых бесов. Старец помог юноше, предупредив Косьму о том, что тот до конца жизни будет гоним врагами. В 20 лет Косьма после посещения горы Афон принял решение служить Богу. В 1896 году он стал насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
В 1905-м послушника Косьму постригли в монашество. В 1913 году после требований властей Греции о выезде с Афона российских монахов, будущий священномученик вернулся в Россию, став послушником Киево-Печерской Лавры. Батюшка мечтал о великой схиме, но в силу молодого возраста ему отказывали. На 56 году жизни он тяжело и, как думали, смертельно заболел. Его в срочном порядке постригли в схиму, дав имя в честь иеромонаха Кукши Печерского. Однако после этого события он полностью выздоровел.
В 1938-м, на волне жестких гонений на православие, Кукшу приговаривают к пяти годам заключения в лагере, после чего 63-летнего священника отправили еще на 5 лет изнурительных лесоповальных работ в ссылке. Но даже в тех тяжелейших условиях жизни Кукша спасал молитвой и состраданием другим заключенным. После освобождения спустя 10 лет старец вернулся к служению и был еще более популярен среди паствы.
Кондак Веру Христову как щит приняв в сердце, святые новомученики, не убоялись вы клеветы человеческой и лютых страданий, но посреди мучений Бога призвали. И ныне поспешите на помощь к нам, вечно славные.
Постился три дня, потом запирался с болящим человеком в храме и творил над ним долгие молитвы. Незадолго до его ареста по ночам в поповский дом приходили местные коммунисты, предупреждали о возможных репрессиях, просили батюшку уехать куда-нибудь подальше. То были выросшие мальчики, которые ходили когда-то в церковь к отцу Александру и сохранили в себе чувство любви и уважения к этому человеку за его доброту.
Но батюшка не уехал - не мог бросить храм, прихожан, свое небольшое, но достаточное для того, чтобы не голодать, приусадебное хозяйство. Куда он поедет с семьей?.. Как забирали деда, Елена Григорьевна не знает. Об аресте мужа бабушка всегда говорила только одно: "вина" отца Александра была в том, что он был хорошим священником... А вот о последствиях этого ареста и расстрела Елена Григорьевна знает уже не понаслышке. Она хорошо помнит, как взрослые старались не обсуждать в ее присутствии ситуацию, в которой оказалась семья "врага народа", чтобы в школе она ненароком не сказала ничего лишнего. Помнит, как трудно было маме, "дочери репрессированного", найти работу. Ей отказывали, потому что она не член профсоюза, а в профсоюз не брали, потому что нет работы.
Они почти голодали. Помнит, сколько маме после войны пришлось бегать по инстанциям и просить, чтобы бабушку прописали к ним в Ленинг рад, потому что старушке негде жить. Полгода тянулась эта история с пропиской, и все это время Екатерина Александровна пряталась под кровать всякий раз, когда кто-нибудь неожиданно приходил к ним в дом. Ее нелегальная жизнь в городе, раскройся эта маленькая тайна кому-нибудь чужому, могла стать для семьи причиной больших неприятностей. Деда реабилитировали в пятьдесят третьем. Бабушка не дожила до этого события двух лет... Размышляя о своей жизни, Елена Григорьевна говорит, что именно на ее поколении больше всего сказалась духовная деградация народа. Дед и бабушка были воспитаны в религиозной строгости и любви и сохранили свою веру до конца.
Родительское поколение тоже помнило о Боге и старалось жить по христианским заповедям, но уже гораздо меньше. Поколение Елены Григорьевны, то есть рожденные в тридцатые годы, уже совсем не испытывало потребности в религиозном чувстве. Оно пробудилось лишь спустя полвека. И чем больше Елена Григорьевна ходила в храм, чем полнее обретала веру, тем сильнее росло желание узнать что-либо о судьбе деда-священника, расстрелянного в Новгороде. Ей посоветовали не тормошить пока по этому поводу архивы ФСБ, а обратиться в Новгородское отделение Российской ассоциации жертв политических репрессий. Не без Божиего промысла на работе вдруг предложили поехать в однодневную командировку в Новгород. И она поняла - это ее шанс. Этот день в ассоциации оказался неприемным.
Однако, узнав, что Елена Григорьевна вечером уезжает обратно в Петербург, по телефону ответили: "Приезжайте!
В этот момент в толпе раздались крики: «Попа на вилы! После чего владыка был заколот красноармейскими штыками.
В канун великого праздника Преображения Господня 18 августа 1921 года владыка был убит двумя выстрелами из револьвера во дворе архиерейского дома. Епископ возвращался домой с праздничной всенощной из Воскресенского кафедрального собора. Священномученик Иоанн Гранитов , протоиерей 11 февраля 1921 года батюшка был арестован чекистами.
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»
Собор новомучеников, в Бутове пострадавших Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. Новомученики и исповедники XX века.
Navigation menu
- Новомученики и исповедники веры XX века. Покров. | Храм Светлого Христова Воскресения
- Святой русский купец
- Воин с передовой и его нетленные мощи
- Новомученики российские
- Как помочь центру?