Странно, что фильм снят не в чисто-тургеневском имении Спасское-Лутовиново, архитектура которого типична для дворянского гнезда.
Фильм "Дворянское гнездо" (1969): актеры и роли
Краткое содержание «Дворянского гнезда» и анализ образов героев могут быть использованы в читательском дневнике или при подготовке к уроку литературы. Тургенев «Дворянское гнездо» краткое содержание с описанием каждой главы. Поделиться новостью в Соцсетях: Очень краткое содержание для читательского дневника.
Дворянское гнездо (1969)
Читаем краткое содержание романа «Дворянское гнездо»Автор: Иван Сергеевич ТургеневЧитает Светлана БогдасароваМонтаж видео: Светлана Богдасарова19 минутОбраз. Например, только что перечитала «Дворянское гнездо» и решила по горячим следам посмотреть фильм овского. В этой статье представлено краткое содержание романа "Дворянское гнездо" Тургенева: краткий пересказ, роман в сокращении.
О произведении
- Очень краткий пересказ романа «Дворянское гнездо»
- Очень краткий пересказ романа «Дворянское гнездо»
- "Дворянское гнездо" кратчайшее содержание (4 варианта) ~ Проза (Школьная литература)
- Краткое содержание Тургенев Дворянское гнездо за 2 минуты пересказ сюжета
фрагменты >>
- Дворянское гнездо
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- “Дворянское гнездо” краткое содержание по главам, И. Тургенев
- Дворянское гнездо (фильм) — Википедия
«Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
Он сел на скамейку. Когда в окне Лизы свет погас, Лаврецкий увидел в окно гостиной, что туда вошла Лиза и стала что-то искать на столе. Потом она подошла к раскрытой двери. Когда Лаврецкий её окликнул, она изумилась. Лаврецкий признался девушке в любви.
Она заплакала, и он понял, что любим ею. Когда Лаврецкий вернулся в город, он услышал чудесную музыку, понял, что это играет на фортепьяно Лемм, пришёл к нему, и музыкант исполнил своё сочинение. А Лиза всю эту ночь молилась. Глава 35 В этой главе рассказывается о том, как воспитывалась Лиза.
И отец, и мать мало обращали на неё внимания. На её развитие оказала большое влияние набожная няня Агафья Власьевна, которая рассказывала житие божиих угодников, святых мучениц. Потом няню сменила гувернантка-француженка, но Агафью Власьевну всё же оставили в доме, и она часто виделась с Лизой. Однажды Агафья Власьевна отпросилась на богомолье и не вернулась.
Ходили слухи, что она удалилась в раскольничий скит. След, оставленный няней в душе девушки, не изгладился, и она ходила в церковь, как на праздник. До 19 лет «она любила всех и никого в особенности; она любила одного бога восторженно, робко, нежно». Такова была её тихая внутренняя жизнь до встречи с Лаврецким.
Глава 36 На следующий день Лаврецкий пошёл к Калитину, но его не приняли, так как Лизы и Марфы Тимофеевны не было дома, а Марья Дмитриевна, как сказал лакей, «почивали». Через 2 часа Лаврецкий снова пришёл туда, но лакей ответил то же. Лаврецкий посчитал, что третий раз неприлично наведываться, и поехал в Васильевское. Там его ждал неприятный сюрприз — вернулась жена.
Она умоляла простить её. Говорила, что нашла б в себе силы лишить себя жизни из-за раскаяния, но мысль о маленькой дочери, Адочке, её останавливала. В конце своей речи Варвара Павловна воскликнула, что она несчастна, и заплакала. Лаврецкий сказал, что она может жить где ей угодно, хоть у него в доме, но между ними всё кончено.
Глава 37 Лаврецкий более 2 часов скитался по улицам. Он понимал, что потерял Лизу. Перед утром он зашёл к Лемму, сообщил, что приехала жена, попросил передать Лизе записку и принести ответ. В записке он известил о приезде жены и просил назначить ему свидание.
Утром, придя домой, он предложил жене, чтобы она уехала в Лаврики и жила там. Та согласилась. Когда Лаврацкий уехал в Васильевское, Варвара Павловна отправилась к Калитиным, узнав от прислуги, что муж в последнее время каждый день ездил к ним. Главы 38—40 В день приезда жены Лаврецкого к Калитиным пришёл Паншин и потребовал от Лизы решительного ответа.
Девушка сказала, что не будет его женой. Лизе же она казалась отвратительной с её хитрой улыбкой и холодным взглядом. Главы 41—43 Лаврецкий полтора дня провёл в Васильевском и всё время упрекал себя, что захотел вторично испытать счастья. Он решил, что счастье для него уже недоступно.
Лаврецкий, получив от Лизы записку, чтобы он явился вечером к ним, поехал в город и заехал сначала к себе на квартиру. Узнав, что жена отправилась к Калитиным, он разъярился. Он поехал к Калитиным и зашёл с заднего крыльца к Марфе Тимофеевне. Старушка сказала, что у неё болит голова от пения Варвары Павловны и Паншина.
Она велела своей воспитаннице позвать Лизу. Марфа Тимофеевна оставила их одних. Лиза сказала Лаврецкому, что они наказаны и что он должен помириться с женой. Когда Лаврецкий собрался уезжать, его позвали к Лизиной матери.
Марья Дмитриевна попыталась внушить ему, что его жена — прекрасная женщина и нужно её простить. Она вывела из-за ширмы Варвару Павловну.
Большинство рецензентов кинокритиков и литературоведов пошли по пути сравнения романа и фильма, пытаясь разрешить "проблему экранизации", хотя ее можно и ставить, и обсуждать, но разрешить, выписать рецепт, пригодный для всех, невозможно. Вокруг картины разгорелись дискуссии, абсолютно неожиданные для режиссера. Ему казалось, что он снял "вполне добротную экранизацию", ничем особенным не отмеченную. Тургеневский сюжет был сохранен лишь в общих чертах. Авторы ленты, говоря словами режиссера, проскользнули по сюжету литературного произведения "как скользит, подпрыгивая на воде, брошенный камень".
Кончаловский был убежден, что ставить в кино роман только так и возможно. Обманутый муж, помещик Федор Иванович Лаврецкий, возвратился из-за границы на родину. Посетив соседей и старинных знакомых Калитиных, Лаврецкий встретился с их дочерью Лизой, которую глубоко и небезответно полюбил. Внезапное известие о смерти жены открыло ему возможность новой жизни. Но слух оказался ложным, Варвара Павловна возвратилась в Россию. Судьба безжалостно отняла у Лаврецкого надежду на счастье. С точки зрения литературоведа, лента Кончаловского чрезвычайно уязвима.
Можно развернуть веер серьезнейших претензий к режиссеру, изрешетить его прокурорскими "по какому праву? Почему "небольшой домик" в скромном в сравнении с более богатыми Лавриками именьице Васильевское превратился в фильме в богатую барскую усадьбу? Впрочем, и Лаврики в тургеневском романе не блистали великолепием, Варвара Павловна "нашла дом грязным и темным". А фильм снимался не в забытом Богом провинциальном захолустье, а в архитектурно-парковой роскоши Павловска. Куда делся важнейший для романа персонаж Михалевич? Из фильма он бесследно исчез. Отчего Кончаловский глубоко и даже нарочито вызывающе равнодушен к являющемуся идеологическим центром тургеневского романа спору между славянофилом Лаврецким и препротивным западником Паншиным?
Происходит мировоззренческая схватка, а режиссер увлеченно следит за тем, как "роза упала на лапу Азора": лепестки цветка, плавно кружась, опадают на роскошного пса Калитиных. Столкновение западничества и славянофильства любопытно режиссеру лишь как словесный покров, таящий в данном случае глубоко частную, человеческую драму. Хотя тургеневское Слово присутствует в фильме, режиссер отдает предпочтение изображению и музыке, взяв в соавторы божьей милостью одаренных людей: оператора Георгия Рерберга, композитора Вячеслава Овчинникова, художников Александра Бойма, Николая Двигубского, Михаила Ромадина. Они попытались рассказать в картине о строе неомраченной русской души именно в этом состоит кровное родство "Дворянского гнезда" с "Историей Аси Клячиной... Не от невежества авторов происходит в фильме смешение вещного мира разных эпох: костюмы - не тургеневского, а скорее чеховского времени; женские шляпы скопированы из журналов мод 1905 года, регулярные парки усадеб Лаврецкого и Калитиных! Режиссер намеренно уходит от точности временных отсылов, утверждая мысль о неконкретности прошлого. Это прошлое вообще.
Россия в "Дворянском гнезде" Кончаловского прекрасна: умыта, солнечна, чиста. Экран предлагает и буйство красок, и нежную пастель. Фильм удивительно, изысканно красив. Лопухи в человеческий рост отсвечивают серебром, паутина - как старинное кружево.
Пристроив молодую жену у родственников Пестовых, Дмитрия Тимофеевича и Марфы Тимофеевны, сам отправился в Петербург, а потом за границу. В деревне Пестовых и родился 20 августа 1807 г. Прошёл почти год, прежде чем Маланья Сергеевна смогла появиться с сыном у Лаврецких.
Да и то потому только, что мать Ивана перед смертью просила за сына и невестку сурового Петра Андреевича. Дворянское гнездо Тургенев краткое содержание. Счастливый отец младенца окончательно вернулся в Россию лишь через двенадцать лет. Маланья Сергеевна к этому времени умерла, и мальчика воспитывала тётка Глафира Андреевна, некрасивая, завистливая, недобрая и властная. Федю отняли у матери и передали Глафире ещё при её жизни. Он видел мать не каждый день и любил её страстно, но смутно чувствовал, что между ним и ею существовала нерушимая преграда. Тётку Федя боялся, не смел пикнуть при ней.
Вернувшись, Иван Петрович сам занялся воспитанием сына. Одел его по-шотландски и нанял ему швейцара. Гимнастика, естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло и геральдика составили стержень воспитательной системы. Будили мальчика в четыре утра; окатив холодной водой, заставляли бегать вокруг столба на верёвке; кормили раз в день; учили ездить верхом и стрелять из арбалета. Когда Феде минуло шестнадцать лет, отец стал воспитывать в нем презрение к женщинам. Через несколько лет, схоронив отца, Лаврецкий отправился в Москву и в двадцать три года поступил в университет. Странное воспитание дало свои плоды.
Он не умел сойтись с людьми, ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. Сошёлся он только с Михалевичем, энтузиастом и стихотворцем. Этот-то Михалевич и познакомил друга с семейством красавицы Варвары Павловны Коробьиной. Двадцатишестилетний ребёнок лишь теперь понял, для чего стоит жить. Варенька была очаровательна, умна и порядочно образованна, могла поговорить о театре, играла на фортепиано. Через полгода молодые прибыли в Лаврики. Университет был оставлен не за студента же выходить замуж , и началась счастливая жизнь.
Глафира была удалена, и на место управительницы прибыл генерал Коробьин, папенька Варвары Павловны; а чета укатила в Петербург, где у них родился сын, скоро умерший. По совету врачей они отправились за границу и осели в Париже. Варвара Павловна мгновенно обжилась здесь и стала блистать в обществе. Скоро, однако, в руки Лаврецкого попала любовная записка, адресованная жене, которой он так слепо доверял. Сначала его охватило бешенство, желание убить обоих «прадед мой мужиков за ребра вешал» , но потом, распорядившись письмом о ежегодном денежном содержании жене и о выезде генерала Коробьина из имения, отправился в Италию. Газеты тиражировали дурные слухи о жене. Из них же узнал, что у него родилась дочь.
Появилось равнодушие ко всему. И все же через четыре года захотелось вернуться домой, в город О…, но поселиться в Лавриках, где они с Варей провели первые счастливые дни, он не захотел. Лиза с первой же встречи обратила на себя его внимание. Заметил он около неё и Паншина. Мария Дмитриевна не скрыла, что камер-юнкер без ума от её дочери. Марфа же Тимофеевна, правда, по-прежнему считала, что Лизе за Паншиным не быть. В Васильевском Лаврецкий осмотрел дом, сад с прудом: усадьба успела одичать.
Тишина неспешной уединённой жизни обступила его. И какая сила, какое здоровье было в этой бездейственной тишине. Дни шли однообразно, но он не скучал: занимался хозяйством, ездил верхом, читал. Недели через три поехал в О… к Калитиным.
Одел его по-шотландски и нанял ему швейцара. Гимнастика, естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло и геральдика составили стержень воспитательной системы. Будили мальчика в четыре утра; окатив холодной водой, заставляли бегать вокруг столба на верёвке; кормили раз в день; учили ездить верхом и стрелять из арбалета. Когда Феде минуло шестнадцать лет, отец стал воспитывать в нем презрение к женщинам. Через несколько лет, схоронив отца, Лаврецкий отправился в Москву и в двадцать три года поступил в университет. Странное воспитание дало свои плоды. Он не умел сойтись с людьми, ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. Сошёлся он только с Михалевичем, энтузиастом и стихотворцем. Этот-то Михалевич и познакомил друга с семейством красавицы Варвары Павловны Коробьиной. Двадцатишестилетний ребёнок лишь теперь понял, для чего стоит жить. Варенька была очаровательна, умна и порядочно образованна, могла поговорить о театре, играла на фортепиано. Через полгода молодые прибыли в Лаврики. Университет был оставлен не за студента же выходить замуж , и началась счастливая жизнь. Глафира была удалена, и на место управительницы прибыл генерал Коробьин, папенька Варвары Павловны; а чета укатила в Петербург, где у них родился сын, скоро умерший. По совету врачей они отправились за границу и осели в Париже. Варвара Павловна мгновенно обжилась здесь и стала блистать в обществе. Скоро, однако, в руки Лаврецкого попала любовная записка, адресованная жене, которой он так слепо доверял. Сначала его охватило бешенство, желание убить обоих «прадед мой мужиков за ребра вешал» , но потом, распорядившись письмом о ежегодном денежном содержании жене и о выезде генерала Коробьина из имения, отправился в Италию. Газеты тиражировали дурные слухи о жене. Из них же узнал, что у него родилась дочь. Появилось равнодушие ко всему. И все же через четыре года захотелось вернуться домой, в город О…, но поселиться в Лавриках, где они с Варей провели первые счастливые дни, он не захотел. Лиза с первой же встречи обратила на себя его внимание. Заметил он около неё и Паншина. Мария Дмитриевна не скрыла, что камер-юнкер без ума от её дочери. Марфа же Тимофеевна, правда, по-прежнему считала, что Лизе за Паншиным не быть. В Васильевском Лаврецкий осмотрел дом, сад с прудом: усадьба успела одичать. Тишина неспешной уединённой жизни обступила его. И какая сила, какое здоровье было в этой бездейственной тишине. Дни шли однообразно, но он не скучал: занимался хозяйством, ездил верхом, читал. Недели через три поехал в О… к Калитиным. Застал у них Лемма. Вечером, отправившись проводить его, задержался у него. Старик был тронут и признался, что пишет музыку, кое-что сыграл и спел. В Васильевском разговор о поэзии и музыке незаметно перешёл в разговор о Лизе и Паншине. Лемм был категоричен: она его не любит, просто слушается маменьку. Лиза может любить одно прекрасное, а он не прекрасен, то есть душа его не прекрасна Дворянское гнездо Тургенев краткое содержание. Лиза и Лаврецкий все больше доверяли друг другу. Не без стеснения спросила она однажды о причинах его разрыва с женой: как же можно разрывать то, что Бог соединил? Вы должны простить. Она уверена, что надо прощать и покоряться. Этому ещё в детстве научила её няня Агафья, рассказывавшая житие пречистой девы, жития святых и отшельников, водившая в церковь.
"Дворянское гнездо" - краткое содержание романа И.С. Тургенева
Дворянское гнездо (фильм) | это... Что такое Дворянское гнездо (фильм)? | режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский - описание, рецензии, DVD. |
Дворянское гнездо (1969) | «Дворянское гнездо» — экранизация классического романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо». |
Фильм Андрея Кончаловского Дворянское гнездо | ___ В романе «Дворянское гнездо» Тургенев поднимает вечные актуальные темы – религия, долг и совесть, нравственность и амбиции. |
Фильм Андрея Кончаловского Дворянское гнездо | Поделиться новостью в Соцсетях: Очень краткое содержание для читательского дневника. |
«Дворянское гнездо» — когда смотреть по ТВ в Москве — Яндекс.Телепрограмма | Ценителям произведений о любви рекомендуем читать краткое содержание романа «Дворянское гнездо», над которым И. С. Тургенев работал более двух лет. |
История создания
- Актерский состав
- Дворянское гнездо
- По следам "Дворянского гнезда": mi_ta_pe — LiveJournal
- Место и время действия
- Фильм Кончаловского "Дворянское гнездо": ptiz_siniz — LiveJournal
Кратко «Дворянское гнездо» И. С. Тургенев
Дворянское гнездо | Вместе с «Дворянское гнездо» смотрят. |
Усадьбы Тайцы, Павловск и Осиновая Роща в фильме "Дворянское гнездо", 1969 год | Мелодрама, Фильм. |
Дворянское гнездо (1969)
После долгого путешествия по Европе дворянин Лаврецкий возвращается домой. Все в его имении так знакомо и дорого его сердцу. В свой первый визит к своим соседям Калитиным он знакомится с Лизой.
Тогда Кончаловский подошел к ней и грубо и резко тряхнул ее несколько раз за плечи — от неожиданности актриса заплакала, а режиссер успел снять несколько удачных дублей.
Вообще, в фильме собрался цвет актерской профессии: так, в разных ролях там снялись и молодой Сергей Никоненко , и брат Андрея Кончаловского — Никита Михалков. Кинонаграды Фильм вышел на экраны в 1969 году и в первый же прокатный год его посмотрели больше 16 миллионов советских граждан. А в 1973 году за фильм «Дворянское гнездо» Андрей Кончаловский был удостоен финской национальной кинопремии «Юсси» Jussi Award в категории «Лучший иностранный режиссер».
Марфа Тимофеевна, которая очень хорошо относилась к Лаврецкому, рассердилась и ушла. В комнату вбежала 11-летняя дочь Марьи Дмитриевны, Леночка, и сказала, что к ним едет верхом Владимир Николаич.
Тот подъехал к дому и похвастался своей покупкой — конём. Марья Дмитриевна пригласила молодого человека войти. В то же время в гостиную из другой двери вошла стройная черноволосая девушка — дочь Марьи Дмитриевны Лиза.
Главы 4—6 Владимир Николаич Паншин был чиновником по особым поручениям в министерстве внутренних дел. В город О… он прибыл для исполнения казенного поручения. После приезда он попал в дом Марьи Дмитриевны и скоро освоился в нём, а хозяйка в нём души не чаяла.
Паншин сказал, что вчера сочинил романс и, по просьбе Марьи Дмитриевны, спел его. Все были в восторге, Лиза похвалила мотив. В гостиную вошёл Христофор Фёдорович Лемм, который пришёл давать урок музыки Леночке.
Лемм в 28 лет переселился в Россию и в течение 20 лет пытался найти своё счастье в этой великой стране. Но, умея играть на 3 инструментах, он не смог выбиться из нищеты. Проживая в городе О…, Лемм написал кантату для своей лучшей ученицы, Лизы Калитиной.
Главы 7—11 К Калитиным пришёл Лаврецкий. Он приехал из Берлина и направлялся в своё имение Васильевское. Особенно рада была его приходу Марфа Тимофеевна.
Лаврецкий происходил из старинного дворянского рода. Отец его, Иван Петрович, женился на хорошенькой горничной Маланье. Отец Ивана Петровича был против этого брака, поэтому молодой муж повёз свою жену в деревню, где жили Пестовы — его троюродные брат Дмитрий и сестра Марфа Тимофеевна.
Сам Иван Петрович отправился в Петербург, затем уехал в Англию служить при русской миссии. Из письма Пестова он узнал о рождении сына. Отец Ивана Петровича взял в свой дом Маланью и младенца.
В его доме Маланью Сергеевну стала притеснять золовка сестра мужа Глафира, которая взялась за воспитание её сына, Феди. Когда Феде было 11 лет, Иван Петрович вернулся в Россию. Он стал настоящим англоманом, но называл себя патриотом.
Федя боялся своей жестокой тётки и не любил никого из окружающих. Таким застал его отец и решил воспитывать сына сам. Его система воспитания поселила путаницу в голове мальчика.
Отец воспитывал его по-спартански, привил презрение к женщинам. Когда Фёдору было 18 лет, его отец ослеп, и юноша 3 года проскитался с ним по России от одного доктора к другому, но зрение не возвратилось. Вернувшись в деревню, Иван Петрович прожил ещё 2 года и умер.
Глава 12 Фёдору было 23 года, когда он отправился в Москву и поступил в физико-математическое отделение университета. Там он подружился со студентом Михалевичем. Однажды в театре Фёдора поразила красота одной девушки и, когда к ней в ложу зашёл Михалевич, ему это показалось знаком судьбы.
Лаврецкий узнал от друга, что девушку зовут Варварой Павловной Коробьиной, тот предложил его познакомить с ней. И друзья отправились к Коробьиным. Главы 13—15 Красавице Варваре Павловне было 19 лет.
Спустя полгода Леврецкий сделал ей предложение и стал её мужем. Они приехали в имение Лаврики. Там Варвара Павловна довела Глафиру Петровну до того, что та отказалась заниматься хозяйством и уехала в свою деревеньку.
Имением Лаврецкого стал управлять его тесть генерал Коробьев. Лаврецкие уехали в Петербург, где Варвара Павловна родила сына, но тот скоро умер. Врачи посоветовали ей лечиться за границей, на водах.
Глава 16 Однажды Лаврецкий поднял с пола записку, написанную его жене любовником. Он сразу порвал все отношения с женой и уехал в Италию. Из газетной статейки он узнал, что у неё родилась дочь.
Он признается Лизе в любви, а потом в поместье прибывает его «почившая» супруга. Уважаемые зрители, демонстрация данного сериала осуществляется через плеер правообладателя. Дворянское гнездо.
Усадьбы Тайцы, Павловск и Осиновая Роща в фильме "Дворянское гнездо", 1969 год
Дворянское гнездо (фильм 1969) смотреть онлайн бесплатно (1 час 44 минуты) | художественный фильм Андрея Кончаловского по мотивам одноимённого романа И. С. Тургенева. |
Фильм "Дворянское гнездо" (1969): актеры и роли | Краткое содержание «Дворянского гнезда» и анализ образов героев могут быть использованы в читательском дневнике или при подготовке к уроку литературы. |
«Дворянское гнездо» — когда смотреть по ТВ в Москве — Яндекс.Телепрограмма | «Дворянское гнездо»— фильм по одноимённому роману И. С. Тургенева. |
Усадьбы Тайцы, Павловск и Осиновая Роща в фильме "Дворянское гнездо", 1969 год
Кстати, это была не единственная работа Тышкевич с отечественными режиссерами. Виктор Сергачев Важную роль в сюжете этой картины играет Владимир Николаевич Паншин, знакомый Лаврецкого, актер в фильме "Дворянское гнездо" 1969. Сергачев, в первую очередь, прославился как театральный актер. Есть в его карьере и несколько режиссерских работ. Из них самая известная - постановка романа Федора Достоевского "Преступление и наказание".
Его самые заметные работы в кино - детский приключенческий фильм Николая Калинина "Кортик", фантастическая картина Александра Захарова "Человек-невидимка", сказка Бориса Рыцарева "На златом крыльце сидели", где он сыграл Кащея Бессмертного. Это знаменитый народный артист СССР. Работа в этой картине, в отличие от большинства других актеров, стала для него одной из последних в карьере. Работать на съемочной площадке он начал еще в середине 20-х годов, сыграв в малоизвестной картине "Девятое января".
Пожалуй, наибольшую популярность он получил после роли старшего лейтенанта по фамилии Туча в комедийном военном фильме "Небесный тихоход" Семена Тимошенко. Всего сыграл более 60 ролей в кино. Зрители хорошо его помнят по военной драме Михаила Калатозова "Летят журавли", комедии Александра Столбова "Обыкновенный человек", водевиле Константина Юдина "На подмостках сцены", комедии Виталия Мельникова "Семь невест ефрейтора Збруева", фантастической комедии Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея".
Он здоровается с женщинами и тут же делится слухами о возвращении в город Фёдора Ивановича Лаврецкого, внучатого племянника Марьи. Марфа Тимофеевна спорит с гостем о том, кто повинен в плохой репутации Лаврецких: распутная жена Фёдора или он сам? Марфа считает, что мужчина не виноват в непристойном поведении супруги.
Она не хочет слышать сплетен и уходит с вязанием в соседнюю комнату. Гедеоновский продолжает диалог с Марьей Дмитриевной. Вбегает младшая дочь вдовы Елена и предупреждает, что к ним едет Владимир Николаевич Паншин.
У окна останавливается всадник на гнедом коне. III Владимир на пороге усадьбы. Молодой ухажёр 19-летней красавицы Лизы держит поводья и позволяет Елене погладить морду строптивой лошади.
Новому любимцу Паншин дал кличку Орланд. Всадник входит в дом. Старшая дочь Марьи Лиза присоединяется к гостям.
IV Владимир Николаевич служил в Петербурге чиновником. От отца он получил маленькое наследство и полезные знакомства. Но благодаря природному обаяния и творческому складу ума сам умело пробивался в люди.
В доме Калитиной Владимир гостил впервые. Он радушно приветствовал домочадцев, отвесил добрый комплимент Гедеоновскому и предложил Елизавете оценить его новый романс. Гость сыграл своё произведение на фортепьяно и получил заслуженные хвалебные отзывы.
Поместье навестил очередной гость — учитель музыки, немец Христофор Лемм. Старик был известен своей нелюбовью к «лёгкой музыке». Паншин поспешил задобрить учителя и похвалил его авторскую кантату.
Смущённый до крайности немец занялся обучением Елены, а хозяйка дома увела Гедеоновского в другую комнату посплетничать. В родной Германии он осиротел в 8 лет и долгие годы перебивался, выступая на ярмарках и в трактирах. В России Лемму снова не повезло.
После 7 лет верной службы капельмейстером музыкант не получил ни копейки от разорившегося барина. Трудная жизнь в постоянных скитаниях от поместья к поместью наложила свой отпечаток. Христофор был неказистым, ворчливым, пальцы его с годами одеревенели.
Ни одно произведение немца не получило популярности. И он потерял надежду вернуться в Германию прославленным творцом. Лемм поселился в городе О… недалеко от Калитиных.
Леночку он любил больше всех и посвятил любимой ученице духовную кантату со стихами из псалмов. VI Владимир и Лиза остались вдвоём. Молодые люди репетировали сложную сонату ради одобрения Христофора.
Пара хотела поиграть в четыре руки, но девушка обиделась. Она показала Паншину кантату учителя по секрету, а он всё разболтал. Владимир извинился за свою необдуманность.
Герои принялись за игру на фортепьяно. Паншин хорошо играл только собственные романсы. Герой сбивается, путается и в итоге отказывается от музицирования.
Пара переключается на рисование и работает над пейзажем до конца урока Лены. Христофор Лемм спешит домой, но Владимир преграждает ему путь и упрашивает остаться на чай. Немец выкручивается из дружественных объятий юноши и покидает поместье.
Лиза выбегает следом, сердечно просит прощение за раскрытый секрет. Музыкант не держит зла на добрую девушку. В воротах появляется незнакомец в соломенной шляпе.
Христофор вежливо кланяется ему и уходит. Мужчина здоровается с Елизаветой. VII Гостем оказался Лаврецкий.
Фёдор Иванович узнаёт повзрослевшую Лизу и вспоминает, как раньше возил ей гостинцы. Марья Дмитриевна тепло встречает родственника и представляет ему Паншина с Гедеоновским. Во время разговора входит Марфа Тимофеевна и с радостью бросается обнимать Фёдора.
Завтра он уедет в деревню Васильевское, завещанную ему тётушкой Глафирой. Старушка не хочет расставаться так скоро и уговаривает гостя провести вечер в поместье. Гедеоновский незаметно уединяется с Марьей, чтобы посплетничать о Лаврецком.
Поздним вечером Паншин объясняется в любви Елизавете. Он женился на девушке цыганских кровей. Сын их Пётр был взбалмошным, грубым и безответственным человеком.
Часть земель он продал, жил в беспорядке и играл в карты. Его жена Анна Павловна потакала мужу во всём и в браке родила двоих детей: Ивана и Глафиру. Иван воспитывался у княжны Кубенской и должен был получить наследство, но тётка на старости лет неожиданно вышла замуж.
Юношу роль приживалы не устроила. Он вернулся в деревню, но грязь родного поместья угнетали избалованного юнца. Скромная служанка Маланья стала для Ивана теплым лучиком света.
Молодые люди приглянулись друг другу и сошлись. Петра Андреевича такой союз не устроил, но Иван вопреки запретам сбежал из дома и обвенчался с безродной девицей. От матери Анны Павловны беглец получил благословение, а от княжны Кубенской — 5000 рублей в качестве извинений.
Иван поселился у своей родственницы Марфы Тимофеевной. Он решил пробиваться в люди и уплыл в Англию. В августе герой получил известие из Покровке о рождении сына Фёдора.
IX Весть о прибавлении в семействе немного смягчило сердце Петра Андреевича. Он был готов простить сына, но неожиданно заболела Анна Павловна. Перед смертью она попросила показать ей внука.
Маланья с маленьким Фёдором прибыла в имение, простилась с угасающей помещицей и осталась жить в деревушке. Сердце Петра совсем оттаяло. После смерти жены он принял бывшую служанку и родного внука.
С годами власть в поместье перешла в руки дочери Петра — Глафиры. Она на дух не переносила Маланью и унижала её, напоминая о прежней низкой доле. Иван приезжал из Лондона лишь раз в 1812 году перед грядущей войной, помирился с отцом и снова уехал.
Семья не смогла его удержать. Глафира отобрала Фёдора у молодой матери и взялась за его воспитание. Иван идею поддержал.
Но без сына Маланья зачахла и умерла в одиночестве. О ней долго скорбел постаревший Пётр Андреевич и тоже скончался в 1819 году. X Иван возмужал.
Он напоминал английского франта по одежде, манерам и привычкам. После смерти отца он вернулся в Россию и занялся облагораживанием поместья. Новые слуги, нарядные ливреи и заграничная мебель изменили внешний облик поместья, но управление осталось за Глафирой.
На Ивана легло лишь бремя воспитания подросшего сына. XI Иван растил Фёдора «спартанским методом». Уделял внимание его физической форме, обучал точным наукам, но исключил из интересов юноши музыку и воспитывал холодность к женщинам.
Со временем «англичанин» вернулся к обыденной русской жизни. Иван превратился в брюзжащего и плаксивого старика, который доставлял неудобства всем жителям имения. В один день Иван ослеп и следующие два года ездил по врачам.
Зрение к помещику не вернулось. Он умер, сидя в кресле, в ожидании кружки бульона. В тот год Фёдору исполнилось 23.
XII Знания, переданные Фёдору отцом, казались герою недостаточными. Он поступил в Москве в университет и на физико-математическом факультете обрёл одного друга по прозвищу Михалевич. Остальные студенты сторонились холодного и замкнутого сына помещика.
Привычка держаться с дамами особняком мешала студенту строить личную жизнь. Однажды в театре он приметил в ложе бельэтажа изящную смуглую девушку. Она сидела в компании двух видных мужчин и Михалевича.
Незнакомка покорила сердце Фёдора. Он узнал, что она принадлежит к роду Коробьиных. Герой собрался с духом и через неделю вместе с другом навестил благородное поместье.
Положение имел хорошее, но за страсть к присвоению казённых денег с позором ушёл в отставку. В Москве жил скромно, прославился как осторожный игрок и хороший танцор.
Маланья Сергеевна — мать Фёдора, бывшая служанка, долго была в немилости у семьи, зачахла в одиночестве. Глафира Петровна — родная сестра Ивана, некрасивая и по характеру жесткая помещица, воспитывала Фёдора, завещала ему свою деревню Васильевское. Михалевич — единственный университетский друг Феди, шумный и весёлый юноша, неудачник. Варвара Павловна Коробьина — жена Фёдора, распутная и своенравная, любит комфорт и богатство, изменяла супругу. Павел Петрович Коробьин — жадный до денег отец Варвары, отставной генерал, воровал из казны и ушёл со службы после скандала. Каллиопа Карловна — мать Варвары, эмоциональная женщина, расчётливая, прячется в тени мужа. Месье Жюль — французский журналист, друг и поклонник Варвары, неприятный субъект, но благодаря влиянию вхож в дом Лаврецких.
Антон и Апраксея — пожилые слуги в Васильевском поместье, учтивые и добрые. Шура — 9-летняя мещанка, племянница башмачника, подопечная Марфы Тимофеевны, подружка Лены. Настасья Карповна — близкая подруга Марфы, религиозная женщина, тихая и скромная. Ада — дочь Фёдора, свободно говорит по-французски с ранних лет, живёт с Варварой. Моро — гувернантка Лизы, француженка, недалёкая девушка с «птичьим» умом. Агафья — глубоко верующая няня Лизы, неофициальная опекунша девочки, в прошлом служанка при родителях Марьи Дмитриевны. Краткое содержание I Весна 1842 года. На окраине города О… две женщины коротают денек у окна. Марья Дмитриевна Калитина в девичестве Пестова переехала сюда с мужем из родного села Покровское.
Десять лет назад Марья овдовела, но в родные края не вернулась. Осталась жить в усадьбе с двумя дочками и родной тётей Марфой Тимофеевной. В свои 50 лет героиня сохранила приятную внешность, золотые локоны и детскую восторженность. Вдова ожидает в гости помещика Сергея Петровича Гедеоновского. Тетка Марии 70-летняя Марфа Тимофеевна задириста и остра на язык. Старушка язвительно отзывается в сторону Сергея, подмечая его страсть к сплетням и интригам. II Гедеоновский появляется на пороге в дорогом костюме. Он здоровается с женщинами и тут же делится слухами о возвращении в город Фёдора Ивановича Лаврецкого, внучатого племянника Марьи. Марфа Тимофеевна спорит с гостем о том, кто повинен в плохой репутации Лаврецких: распутная жена Фёдора или он сам?
Марфа считает, что мужчина не виноват в непристойном поведении супруги. Она не хочет слышать сплетен и уходит с вязанием в соседнюю комнату. Гедеоновский продолжает диалог с Марьей Дмитриевной. Вбегает младшая дочь вдовы Елена и предупреждает, что к ним едет Владимир Николаевич Паншин. У окна останавливается всадник на гнедом коне. III Владимир на пороге усадьбы. Молодой ухажёр 19-летней красавицы Лизы держит поводья и позволяет Елене погладить морду строптивой лошади. Новому любимцу Паншин дал кличку Орланд. Всадник входит в дом.
Старшая дочь Марьи Лиза присоединяется к гостям. IV Владимир Николаевич служил в Петербурге чиновником. От отца он получил маленькое наследство и полезные знакомства. Но благодаря природному обаяния и творческому складу ума сам умело пробивался в люди. В доме Калитиной Владимир гостил впервые. Он радушно приветствовал домочадцев, отвесил добрый комплимент Гедеоновскому и предложил Елизавете оценить его новый романс. Гость сыграл своё произведение на фортепьяно и получил заслуженные хвалебные отзывы. Поместье навестил очередной гость — учитель музыки, немец Христофор Лемм. Старик был известен своей нелюбовью к «лёгкой музыке».
Паншин поспешил задобрить учителя и похвалил его авторскую кантату. Смущённый до крайности немец занялся обучением Елены, а хозяйка дома увела Гедеоновского в другую комнату посплетничать. В родной Германии он осиротел в 8 лет и долгие годы перебивался, выступая на ярмарках и в трактирах. В России Лемму снова не повезло. После 7 лет верной службы капельмейстером музыкант не получил ни копейки от разорившегося барина. Трудная жизнь в постоянных скитаниях от поместья к поместью наложила свой отпечаток. Христофор был неказистым, ворчливым, пальцы его с годами одеревенели. Ни одно произведение немца не получило популярности. И он потерял надежду вернуться в Германию прославленным творцом.
Лемм поселился в городе О… недалеко от Калитиных. Леночку он любил больше всех и посвятил любимой ученице духовную кантату со стихами из псалмов. VI Владимир и Лиза остались вдвоём. Молодые люди репетировали сложную сонату ради одобрения Христофора. Пара хотела поиграть в четыре руки, но девушка обиделась. Она показала Паншину кантату учителя по секрету, а он всё разболтал. Владимир извинился за свою необдуманность. Герои принялись за игру на фортепьяно. Паншин хорошо играл только собственные романсы.
Герой сбивается, путается и в итоге отказывается от музицирования. Пара переключается на рисование и работает над пейзажем до конца урока Лены. Христофор Лемм спешит домой, но Владимир преграждает ему путь и упрашивает остаться на чай. Немец выкручивается из дружественных объятий юноши и покидает поместье. Лиза выбегает следом, сердечно просит прощение за раскрытый секрет. Музыкант не держит зла на добрую девушку. В воротах появляется незнакомец в соломенной шляпе. Христофор вежливо кланяется ему и уходит. Мужчина здоровается с Елизаветой.
VII Гостем оказался Лаврецкий. Фёдор Иванович узнаёт повзрослевшую Лизу и вспоминает, как раньше возил ей гостинцы. Марья Дмитриевна тепло встречает родственника и представляет ему Паншина с Гедеоновским. Во время разговора входит Марфа Тимофеевна и с радостью бросается обнимать Фёдора. Завтра он уедет в деревню Васильевское, завещанную ему тётушкой Глафирой. Старушка не хочет расставаться так скоро и уговаривает гостя провести вечер в поместье. Гедеоновский незаметно уединяется с Марьей, чтобы посплетничать о Лаврецком. Поздним вечером Паншин объясняется в любви Елизавете. Он женился на девушке цыганских кровей.
Сын их Пётр был взбалмошным, грубым и безответственным человеком. Часть земель он продал, жил в беспорядке и играл в карты. Его жена Анна Павловна потакала мужу во всём и в браке родила двоих детей: Ивана и Глафиру. Иван воспитывался у княжны Кубенской и должен был получить наследство, но тётка на старости лет неожиданно вышла замуж. Юношу роль приживалы не устроила. Он вернулся в деревню, но грязь родного поместья угнетали избалованного юнца. Скромная служанка Маланья стала для Ивана теплым лучиком света. Молодые люди приглянулись друг другу и сошлись. Петра Андреевича такой союз не устроил, но Иван вопреки запретам сбежал из дома и обвенчался с безродной девицей.
От матери Анны Павловны беглец получил благословение, а от княжны Кубенской — 5000 рублей в качестве извинений. Иван поселился у своей родственницы Марфы Тимофеевной. Он решил пробиваться в люди и уплыл в Англию. В августе герой получил известие из Покровке о рождении сына Фёдора. IX Весть о прибавлении в семействе немного смягчило сердце Петра Андреевича. Он был готов простить сына, но неожиданно заболела Анна Павловна. Перед смертью она попросила показать ей внука. Маланья с маленьким Фёдором прибыла в имение, простилась с угасающей помещицей и осталась жить в деревушке. Сердце Петра совсем оттаяло.
После смерти жены он принял бывшую служанку и родного внука. С годами власть в поместье перешла в руки дочери Петра — Глафиры. Она на дух не переносила Маланью и унижала её, напоминая о прежней низкой доле. Иван приезжал из Лондона лишь раз в 1812 году перед грядущей войной, помирился с отцом и снова уехал. Семья не смогла его удержать. Глафира отобрала Фёдора у молодой матери и взялась за его воспитание. Иван идею поддержал. Но без сына Маланья зачахла и умерла в одиночестве. О ней долго скорбел постаревший Пётр Андреевич и тоже скончался в 1819 году.
X Иван возмужал.
Но когда Федор возвращается домой, оказывается, что жена жива. Федор отправляет жену с дочерью в поместье и обещает приехать туда. Лиза постригается в монахини, и когда встречает Федора, проходит мимо. Действие романа происходит в 1842 г.
Дворянская семья Калитиных живет в губернском городе О... За 19-летней Лизой ухаживает успешный молодой чиновник Паншин. Однажды Калитины узнают о возвращении в Россию своего родственника, господина Лаврецкого. Несколько лет назад Лаврецкий расстался с женой Варварой, узнав о ее изменах. Разочарованный в женщинах Лаврецкий теряет надежду на счастье.
Прожив несколько лет за границей, он наконец приезжает в свое имение в России и часто посещает Калитиных. Вскоре Лаврецкий влюбляется в Лизу. Девушка отвечает ему взаимностью. Внезапно Лаврецкий узнает из журнала о смерти своей жены Варвары. Он понимает, что, став вдовцом, может жениться на Лизе.
У него появляется надежда на счастье. Лиза отказывает Паншину, который сделал ей предложение, так как она любит Лаврецкого. Внезапно к Лаврецкому из-за границы возвращается его жена Варвара Павловна с дочерью. Варвара якобы глубоко раскаивается и надеется на прощение мужа. Лаврецкий и Лиза понимают, что не смогут пожениться и что их счастье разрушено.
Лаврецкий вынужденно живет с женой и дочерью, создавая видимость семьи разводы тогдп были почти невозможны.
Дворянское гнездо
режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский - описание, рецензии, DVD. режиссер Андрей Сергеевич Кончаловский - описание, рецензии, DVD. Смотрите онлайн фильм Дворянское гнездо на Кинопоиске. Краткое содержание романа «Дворянское гнездо» подробно по главам. краткое содержание романа Тургенева по главам, подробный и доходчивый пересказ доступен для прочтения на нашем сайте.
«Дворянское гнездо» — краткое содержание и пересказ по главам романа И. С. Тургенева
Это прошлое вообще. Россия в "Дворянском гнезде" Кончаловского прекрасна: умыта, солнечна, чиста. Экран предлагает и буйство красок, и нежную пастель. Фильм удивительно, изысканно красив. Лопухи в человеческий рост отсвечивают серебром, паутина - как старинное кружево. Натюрморт завтрака Лаврецкого на пленэре под полотнам малых голландцев: в севрских, тончайшего фарфора, чашках золотится густой мед, алеет, истекая соком, купающаяся в сливках ягода...
Хрестоматийными стали кадры со стремительно бегущими кронами деревьев с пробивающимися сквозь них ликующими солнечными бликами. Признание Лаврецкого в любви к России - стихотворение в прозе, истинная высокая поэзия. Дом Лаврецкого. Кадр переполнен вещами - старинной мебелью, безделушками, статуэтками. С губ уже готово сорваться ехидное сравнение с антикварной лавкой или апартаментами нувориша.
Она одухотворяет каждый предмет, обласкивает вещицы любовным взглядом Они оживают и словно сами голосом старого лакея рассказывают историю рано умершей матери Лаврецкого - "драму из старинной жизни", повесть о крестьянской девушке, полюбившейся барину, осмелившейся полюбить самой, зачахнувшей от тоски и одиночества. Она глядит на нас со старинной миниатюры - воплощенная кротость и печаль. И короткое едва успеваем прочитать с экрана монтажное вкрапление - крестьянская девочка на лугу с охапкой полевых цветов. Не единожды возникает в фильме этот лишенный точного словесного определения символ Может быть, это мечта героя, может быть, последняя надежда - бог весть! В финале Лаврецкий берет за руку ребенка и уходит вместе с ним по полевой дороге...
Париж куда переносится в воспоминаниях Лаврецкий линяло-бесцветен. Парижская гостиная наполнена не людьми, а тенями, бессмысленным гомоном, ползущим шепотком, вздорной толкотней. Здесь Лаврецкому Леонид Кулагин уготована пошлая роль обманутого мужа, роль унизительная и смешная, как и весь его парижский облик - этакий русский медведь с завитыми волосами, нафабренными усами, в тесном, явно жмущем в подмышках фраке и дурацком жабо. На роль Варвары Павловны Кончаловский приглашает красивейшую актрису европейского кино - Беату Тышкевич. Точеный профиль, мрамор покатых плеч, лебединая шея.
Врожденная аристократичность и женская обольстительность. По замыслу режиссера Варвара Павловна стала в фильме олицетворением земного низменного начала. Противовесом устремленному к идеальному, божественному образу Лизы Калитиной. Из парижской светской львицы вылезает зверь столь же хищный, но мифологически менее благородный - волчица. Художник по костюмам обряжает Варвару Павловну в меховой капот с огромным капюшоном - шкурку невиданного зверя.
Варвара Павловна мертвой хваткой вгрызается в жизнь, как в половинку лимона, высасывая его до самой кожуры: вцепляется в богатство Лаврецкого, в Лизу - и не разжать сведенных челюстей. Сама выживает при любых обстоятельствах, даже со страшной высоты позора падает на все четыре лапы. Не подозревающий о приезде жены похоронивший ее и мысленно простивший , Лаврецкий входит в дом и тут же по шибающему в нос запаху чужести, забившему, пропитавшему комнаты, понимает: она! Валяющиеся тут и там парижские вещицы, наряды, лопочущая по-французски вертлявая горничная...
Полный надежд на новое счастье, Лаврецкий признается в любви Лизе, но приезд в Россию внезапно "воскресшей жены" рушит все его планы… Режиссер картины Андрей Кончаловский хотел создать что-то красивое, цветастое, с большими бабочками и шляпами. Так ему пришла мысль экранизировать произведение Тургенева "Дворянское гнездо".
Кончаловский сначала перечитал роман и пришел в ужас. Сентиментальный язык, романтические пейзажи, идеализированные герои. Тогда он начал читать больше произведений автора, чтобы привнести в фильм тургеневскую атмосферу. Режиссеру хотелось соединить два стиля в одной картине: с одной стороны создать мир цветов, сантиментов, красивый, роскошный, а с другой — нищие, темные деревни и огромная пропасть между рабочим и барином.
Подробная информация.
Кончаловский стал двукратным обладателем "Серебряного льва" Венецианского фестиваля, был удостоен множества международных и российских наград, среди которых премии "Золотой орел", "ТЭФИ", "Ника".
Начав свое путешествие в Европе вместе с женой, он оказался один после ее измены. Вернувшись на Родину, он решил устроиться в доме своей родственницы Марьи Дмитриевны и ее тетки Марфы Тимофеевны, которые с радостью приняли его. Там он познакомился с дочерьми вдовы, Лизой и Леной.
Однако Лиза произвела на него особенное впечатление. Ее глубокая натура и чистые чувства заставили Федора влюбиться в нее.