Анатолий Папанов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1981), Отечественной войны I и II степеней (1985, 1975), Октябрьской революции (1986). 41 год Анатолий Папанов отдал любимой актерской работе, сыграв десятки ролей в театре и кино.
Фронтовое ранение, исчезнувшее корыто и оторванный галстук. 10 фактов об Анатолии Папанове
Но тот с друзьями договорился отправиться в Литву, где проработал целых два года. Первые роли в театре и кино Впервые Папанов снялся в 1937 году в эпизодической роли матроса в фильме «Ленин в Октябре». Кинематографическое продолжение последовало участием в различных массовках. И всё по причине того, что поначалу его, актёра высочайшего уровня, камера как будто гипнотизировала, и он долго не мог полноценно раскрыться на съёмочной площадке. В отдельных эпизодах Папанова можно узреть в таких довоенных фильмах, как «Ленин в 1918 году», «Степан Разин», «Минин и Пожарский», «Подкидыш», «Суворов». В 1948 году Папанов и его супруга Надежда Каратаева получили приглашение от режиссёра и руководителя Театра сатиры Андрея Гончарова войти в состав труппы. Ребята долго не раздумывали и вернулись в Москву.
Однако и здесь Папанову понадобилось дожидаться первой существенной роли целых шесть лет, и то, когда основной артист серьёзно заболел, и срочно потребовалась замена. Тридцатидвухлетний на тот момент исполнитель постарался воспользоваться предоставленным шансом как можно лучше. Сразу было видно, какого это потенциала актёр. Тем не менее, истинно «своей» роли Папанову пришлось ждать ещё три года. И изнурительное ожидание обернулось настоящим триумфом. Задолго до фильма Марка Захарова в семидесятых, актёр блистательно изобразил Кису Воробьянинова на театральных подмостках в спектакле «12 стульев».
Зритель, что называется, «пошёл на Папанова». Дело в том, что все предыдущие интерпретаторы образа «отца российской демократии» делали его жалким и не вызывающим ничего, кроме насмешек. В подаче Папанова роль обрела глубину, трагедию, персонажу хотелось искренне сопереживать. А за два года до этого актёр сыграл в ещё одной постановке по произведению Ильфа и Петрова — «Золотой телёнок». Режиссёр Краснянский доверил Папанову роль подпольного миллионера Корейко. В 1962 году Папанов отыграл Мангана в постановке по достаточно непростой по стилистике и тексту пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Мало кому из режиссёров удавалось добиться успеха с этим материалом. Но в тот раз артисты Театра сатиры справились с поставленной задачей. На экраны даже вышла телевизионная версия этого спектакля. Фильмы с участием Папанова Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных. Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира.
Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году. Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй. Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе.
Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её. Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони. В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке.
Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели. В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова. Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором — главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину.
Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева «Дайте жалобную книгу» , а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля». Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину! Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как: контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» цитаты актёра: «Сядем все!
Под Харьковом будущий актер был ранен в ногу, полгода лечился в госпитале и в конце концов был комиссован по инвалидности.
Ему пришлось ампутировать два пальца на ноге. Несмотря на то что вступительные экзамены уже закончились, Анатолия взяли сразу на второй курс. Студентов мужского пола катастрофически не хватало. Поэтому будущий артист легко попал на курс актерского мастерства под руководством Марии Николаевны Орловой и Василия Александровича Орлова. Помимо основных занятий Папанов активно работал над последствиями своего ранения.
Чтобы вернуть себе легкую походку, Анатолий стал заниматься хореографией и через два месяца выбросил надоевшую палочку. Бывший инвалид даже научился хорошо танцевать. Однако была другая проблема, решение которой давалось Папанову гораздо тяжелее. Произношение актера оставляло желать лучшего. Из-за неправильного прикуса Папанов не мог избавиться от ужасных шипящих.
Упорные занятия с преподавателем по технике речи так и не принесли результата. В ноябре 1946 года состоялся государственный экзамен, на котором актер сыграл глубокого старца в комедии «Дон Хиль-Зеленые Штаны» Тирсо де Молины и молоденького юношу в постановке «Дети Ванюшина». В зале был аншлаг, первые ряды занимала команда прославленных мастеров советского театра, принимавших экзамен, на остальных местах сидели студенты. Анатолий имел успех, его встречали громкими аплодисментами и взрывами смеха. Творческая биография замечательного русского актера только начиналась.
Личная жизнь Анатолий Папанов познакомился с будущей женой в театральном институте. Надежда Каратаева тоже побывала на войне, полтора года трудилась санитаркой. Общие воспоминания сблизили молодых людей. После победы Анатолий и Надежда поженились. На свадьбе угощали только винегретом и водкой, других продуктов в послевоенной Москве не нашлось.
Супругам пришлось ютиться в одной комнате с тещей. Семья Папанова откровенно бедствовала. Однако влюбленные всегда были вместе и поддерживали друг друга. Несмотря на то что актеру предложили места сразу в двух столичных театрах, Анатолий уехал с женой в Клайпеду, куда Надежда была распределена после окончания института. Детей у пары долго не было, потому что их не на что было содержать.
В 1954 году в семье Папановых появилась дочь Леночка. Папанов оказался уникальным однолюбом. В его судьбе был один театр и одна любимая женщина, с которой он прожил до самой кончины. Театральная деятельность Анатолий Папанов вместе с женой много играл в Клайпедском драматическом театре. После возвращения в Москву актер поступил на службу в Театр Сатиры.
Однако здесь ему доставались небольшие роли в различных эпизодах. Папанов страдал от своей невостребованности, он чувствовал, что может играть. Лишь в 1954 году Анатолию Дмитриевичу улыбнулась удача. Он получил роль в постановке «Поцелуй феи». Примерно в это же время у актера родился ребенок.
Это совпадение Папанов считал не случайным. Анатолий всегда повторял, что удачу ему принесла дочка Лена.
Персонаж Папанова получился одним из самых ярких и запоминающихся в картине, а сказанные им фразы пошли в народ и стали крылатыми. В 1967 г. В 1968 г. В 1969 г. Мультфильм обрёл невероятную популярность не только у детской, но и у взрослой аудитории, а сам актер навсегда вошёл в историю, как каноничный голос любимого персонажа. В 1970 г. Фронтовой опыт помог актеру достоверно сыграть ветерана Великой Отечественной войны. В 1971 г.
Актеру досталась эпизодическая роль, однако он исполнил ее настолько ярко, что затмил многих других героев картины и запомнился зрителям. В 1973 г. В 1975 г. В 1976 г. Партнёром Папанова по съёмочной площадке стал актер Андрей Миронов, с которым Анатолий Дмитриевич работал в одном театре и не раз снимался в одних и тех же фильмах. В том же году имя актера было присвоено астероиду 2480. В 1977 г. В 1982 г. В 1984 г. В 1985 г.
В 1986 г. В начале 1987 г. Летом 1987 г. В столице стояла жаркая погода, и Анатолий Дмитриевич решил принять душ. Из-за планового отключения горячей воды, из крана текла только холодная вода, однако это не остановило артиста. Больное сердце замечательного человека не выдержало резкого перепада температур, и он скончался от сердечного приступа.
Актер воплощал на экране как драматические, так и комедийные образы. В общей сложности актер исполнил роли в более чем 60 кинокартинах. Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов.
Наиболее известным из персонажей, разговаривающих его голосом, является Волк - герой мультсериала "Ну, погоди! Почетный гражданин Вяземского района Смоленской области 2013, посмертно. Кончина Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 г. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище. Дочь - Елена Папанова род. На стене московского дома ул. Спиридоновка, д. В честь Анатолия Папанова названы улицы в Москве и Михайловске Ставропольский край , а также астероид главного пояса 2480 Papanov.
Папанов, Анатолий Дмитриевич
Анатолий Папанов прочёл стихотворения, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. С войны 21-летний артиллерист Папанов вернулся инвалидом 3-й группы – хромающим и оглушенным. Биография советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова: личная жизнь, юность фронтовика, дочь.
"Бриллиантовая рука"
- 10 интересных фактов про советского актера Анатолия Папанова
- Тюрьма, война и актерская доля Анатолия Папанова
- 101 год назад - 31 октября 1922 родился всенародно любимый Анатолий Дмитриевич Папанов!
- Биография Анатолия Папанова
- Анатолий Папанов: биография и некролог
- Обратите внимание:
Анатолий Папанов: биография и некролог
Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [17]. Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди! Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию» [12]. Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ. За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал [9]. Болезнь и смерть[ править править код ] Памятник А.
Папанову на Новодевичьем кладбище, 2010 Скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в Москве, вернувшись домой со съёмок картины « Холодное лето пятьдесят третьего… » [6]. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности , он тем не менее решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа [9].
Режиссер: Э. Краснянский - Бушмен 1955 - «Клоп» В.
Плучека и С. Юткевича - шафер, двуполое четвероногое 1955 - «Поцелуй феи» З. Гердта, М. Плучека - Гобле 1957 - «Квадратура круга» В. Постановка Г.
Плучека - Иван Иванович 1957 - «Мистерия-буфф» В. Плучека - англичанин, Вельзевул 1957 - «Дамоклов меч» Н. Плучека - боксер 1957 - «Обнаженная со скрипкой» Н. Плучека - Фабрис 1958 - «Золотой теленок» по И. Ильфу и Е.
Краснянский - Корейко 1959 - «Памятник себе» С. Плучека - Почесухин 1960 - «Двенадцать стульев» по И. Режиссеры: Э. Гарин и Х. Локшина - Воробьянинов 1961 - «Яблоко раздора» М.
Плучека - Крячка 1962 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Слободского, В. Масса, М. Постановка Д.
К четвертому курсу он избавился от хромоты. После окончания института служил в театре в Клайпеде, затем в Театре сатиры в Москве. И впоследствии сам Анатолий Дмитриевич считал эту работу одной из лучших в своей карьере.
Фильм посмотрели более 40 млн человек, он занял первое место в прокате. Кадр из фильма «Живые и мертвые» 1963 г.
Так что к месту встречи прибыли с авоськами апельсинов. Как-то неудобно было вваливаться к знаменитому актеру такой большой компанией да ещё с огромными сумками. Мария Ильинична осталась караулить поклажу на улице.
А школьники поднялись к актёру. Ребята, молодцы, не растерялись и сказали, как есть: дескать, приехали из Хомутово, все в посёлке спорят, были вы там или нет. Папанов рассмеялся и сказал, что действительно был. Учеников встретил радушно, расспрашивал о школе, районе. Предлагал чаю, но ребята вежливо отказались.
Взяли лишь его книгу с подписью: «На память хомутовцам». Район наш небольшой, но нам есть, кем гордиться, — говорит Мария Ильинична. Хоть какая-то память останется. Материал из Интернет-сайта. Биография Анатолия Папанова знакома телезрителям не так хорошо, как его творчество.
А поклонников у его творчества хватает, он посвятил кинематографу и театру всю жизнь. Происхождение у Анатолия Дмитриевича было смешанное, русско-польское. Отец его был русским, а мать — полькой, тайно перешедшей из католичества в православие ради того, чтобы выйти замуж за своего возлюбленного. За свою жизнь Папанов принял участие в 53 различных театральных постановках и спектаклях. По мере того, как росла его популярность в качестве киноактёра, он всё меньше и меньше выступал на театральных подмостках, сосредоточившись на кино.
На самом деле актёр озвучил персонажей в огромном количестве мультфильмов — в более чем 110! Отец его участвовал в театральной самодеятельности, и он постоянно брал с собой сына на спектакли. Когда нужны были актёры-дети на небольшие роли, юный Папанов часто выходил на сцену, так что он начал свою актёрскую карьеру ещё в детстве. В Советском Союзе были относительно популярны радиоспектакли.
От комедии до трагедии: пять любимых ролей Анатолия Папанова
2006 — Анатолий Папанов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный). Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го». 68-летняя актриса за рулем автомобиля попала в ДТП. Елена Папанова отказалась от врачебной помощи.
Биография, семья и личная жизнь Анатолия Папанова, его роли в кино и театре
советский актер театра и кино, Народный артист СССР. Папанов, Анатолий Дмитриевич — Анатолий Папанов Имя при рождении: Анатолий Дмитриевич Папанов Дата рождения: 30 октября 1922(1922-10-30) Место рождения: Вязьма, Смоленская губерния, РСФСР Дата смерти: 5 августа 1987(1987-08-05) (64 года). Первая роль с именем Анатолию Папанову досталась только в 1952 году, когда ему было 29 лет. Анатолий Папанов был глубоким разноплановым актером с уникальной харизмой.
Анатолий Папанов — Биография / История
Отец мальчика, Дмитрий Филиппович Папанов, был русским кадровым офицером, а мама, Елена Болеславовна Росковская, полька по происхождению, трудилась в ателье по пошиву платьев и женских шляпок. Интересно, что девушка для того чтобы выйти замуж за любимого, самоотверженно сменила католическую веру на православную. Маленький Толик просто обожал своих родителей. И как большинство мальчиков тянулся к отцу, стараясь во всём ему подражать. Дмитрий Папанов был наделён неплохими актёрскими данными, участвовал в постановках гарнизонного театра. В некоторых любительских спектаклях, где по сценарию было необходимо присутствие детей, старший Папанов привлекал к выступлениям своих детей — сына и дочку. Постепенно у Толи сформировалась потребность в работе на сцене. Что и предопределило его дальнейшую судьбу.
В 1930 году семейство Папановых перебралось в столицу, где оно получило квартиру на улице Малые Кочки. В школе ученик Толя усердием не отличался. Он хулиганил, шкодил, выше тройки учителя ему не ставили. Получив аттестат зрелости, парень устроился литейщиком в ремонтных мастерских второго Московского шарикоподшипникового завода. А вечерами начал посещать театральную студию. Первым наставником Анатолия стал актёр театра имени Вахтангова Василий Куза — этому человеку Папанов был бесконечно благодарен за обучение азам театрального искусства и за дальнейшее глубокое погружение в профессию. Тогда-то молодой человек и решил, что рождён для сцены.
Папанов во время войны Когда по радио объявили о вероломном нападении гитлеровских войск на Советский Союз, Папанов отправился в военкомат. Сначала новобранец в течение трёх месяцев осваивал технику стрельбы из зенитных орудий, а затем оказался на войне. В памяти впечатлительного юноши навсегда сохранились ужасы военного времени, тяжкий труд простого солдата, постоянное хождение рядом со смертью на фронте. Однажды под Харьковом старший сержант Папанов вместе с товарищами своей роты попал в окружение, но отчаянно вступил в бой с противником. Почти всё подразделение полегло, и только чудо помогло Анатолию спастись. Он был тяжело ранен, ему ампутировали два пальца на ноге и комиссовали. Однако Папанов решил не отправляться в тыл.
И хотя несколько первых месяцев был вынужден ходить с тростью, он организовал творческий коллектив и объездил с выступлениями множество госпиталей. Концертами артисты старались поддержать боевой дух своих товарищей. Они читали стихи, исполняли песни, разыгрывали сценки, и удостаивались шквала аплодисментов от зрителей. Впоследствии Папанов сумел избавиться от хромоты после занятий с хореографом. Вернувшись в Москву в 1943 году, демобилизованный солдат отправился в ГИТИС, когда вступительные экзамены уже давно закончились. Но благодаря тому, что в тот год учебное заведение не набрало нужного количества студентов, у Анатолия появился шанс на зачисление. Парня принял у себя в кабинете лично ректор вуза Михаил Тарханов.
Его привлекла настойчивость молодого человека. Преподаватель предложил Папанову немедля продемонстрировать свои способности. Парень не стушевался и очень проникновенно прочёл какое-то стихотворение, чем моментально расположил к себе Тарханова. После собеседования юноша был принят в институт, причём сразу же на второй курс. Вот так выглядел Анатолий Папанов в молодости фото. Поначалу студент Папанов ничем не выделялся из общей массы однокурсников. Но обратил на себя внимание преподавателей усердием и старательностью.
Все они в один голос говорили о несомненном таланте исполнителя. Диплом об окончании вуза Анатолию вручили в 1946 году. Следом он получил приглашения в несколько столичных театров. Но тот с друзьями договорился отправиться в Литву, где проработал целых два года. Первые роли в театре и кино Впервые Папанов снялся в 1937 году в эпизодической роли матроса в фильме «Ленин в Октябре». Кинематографическое продолжение последовало участием в различных массовках. И всё по причине того, что поначалу его, актёра высочайшего уровня, камера как будто гипнотизировала, и он долго не мог полноценно раскрыться на съёмочной площадке.
В отдельных эпизодах Папанова можно узреть в таких довоенных фильмах, как «Ленин в 1918 году», «Степан Разин», «Минин и Пожарский», «Подкидыш», «Суворов». В 1948 году Папанов и его супруга Надежда Каратаева получили приглашение от режиссёра и руководителя Театра сатиры Андрея Гончарова войти в состав труппы. Ребята долго не раздумывали и вернулись в Москву. Однако и здесь Папанову понадобилось дожидаться первой существенной роли целых шесть лет, и то, когда основной артист серьёзно заболел, и срочно потребовалась замена.
Что же касается фронтового опыта, то рассказывать о нем актер не любил. И вот почему. Агапов, Дадимян, Мешков… Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву П, подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто.
Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо». Тем не менее, ему удалось поступить на актерский факультет, причем сразу на второй курс. Причина проста: парней на курсе практически не было все ушли на фронт , поэтому даже этюды девушкам-студенткам играть было не с кем. Папанов старался никогда не расставаться со своей женой Фото: legion-media. Это было правдой: после ГИТИСа он мог бы попасть в труппу Малого или МХАТа, но вместо этого уехал со своим курсом в Клайпеду, потому что не хотел расставаться со своей молодой женой, Надеждой Каратаевой, а у нее возможностей остаться в Москве не было. В 1948-м их обоих пригласил в Московский Театр сатиры Андрей Гончаров, и после этого Папанов место работы никогда не менял. С женой он тоже старался не расставаться: даже на гастроли отказывался без нее ехать. Они учились на одном курсе и сразу же нашли общий язык: как и Папанов, Надежда была на фронте, поэтому приезжала в институт в потрепанной гимнастерке — и подойти к ней было не страшно.
В 1945 году они поженились.
В этом месте наш сегодняшний герой стал настоящей звездой и настоящей легендой. Забегая немного вперед, отметим, что московской сцене Анатолий Папанов отдал сорок лет своей жизни. За этот период он исполнил порядка пятидесяти замечательных ролей.
Некоторые из его спектаклей впоследствии даже транслировались на телевидении. А это в те времена было невероятным успехом. За свою яркую карьеру этот замечательный актер исполнил более шестидесяти пяти прекрасных ролей в различных фильмах. Наиболее известными стали фильмы «Живые и мертвые», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Служили два товарища», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «12 стульев» и некоторые другие.
Уникален творческий дуэт Папанова и Андрея Миронова. Весьма примечательно, что Анатолий Дмитриевич всегда превосходно играл как комических, так и драматических персонажей. Комедийные фильмы соседствуют в его фильмографии с глубокими и проникновенными лентами. Именно в этой многогранности, наверное, и заключался главный талант актера.
В карьере актера были также и некоторые другие премии. Кроме того, популярными стали также… мультфильмы Анатолия Папанова. За свою карьеру талантливый актер много раз участвовал в озвучивании самых разнообразных анимационных фильмов.
Любопытно, что для подготовки к съемкам артист полтора месяца ходил в родильный дом, где знакомился с докторами, перенимая их опыт, и однажды ему удалось пообщаться с врачом, который принял двадцать тысяч младенцев. Актер так часто появлялся в клинике, что его даже начали принимать за действующего гинеколога. Так, он подарил свой голос Водяному, Змею Горынычу, Шерхану и многим другим. Однако самым известным среди них оказался Волк из легендарного "Ну, погоди! Обрушившаяся слава сначала прельщала его, однако довольно скоро он стал уставать от нездоровой популярности, когда буквально каждый прохожий, завидев актера, не преминул прокричать заветное: "Ну, заяц, погоди! Порой это приводило к курьезным случаям. Так, когда праздновали свадьбу дочери, Папанова увидела толпа поклонников и, начав скандировать известную фразу, так вывела его из себя, что он чуть ли не начал на них кричать.
С другой стороны, артист любил своего героя и даже пытался защищать его перед другими, аргументируя, что как раз Зайчик - главный провокатор в этой паре. Интересный факт: Владислав Котеночкин вспоминал, когда он показал сценарий "Ну, погоди! Однако режиссера отказом от роли решил не обижать и потому согласился на озвучку. Мужественный и волевой командир, который хоть и стал жертвой сталинских репрессий, однако не сломался.