В список попали книги Достоевского, Платона и Стивена Кинга, под запрет угодили как классика, так и новинки.
Книжный сервис «Литрес» попросит авторов переписать книги из-за запрета «пропаганды» ЛГБТ
Профильная комиссия петербургского парламента посчитала его «целесообразным», хотя сейчас запрещена «государственная или иная цензура», ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам. Или для получения этих книг читатель должен будет иметь определённый доступ. Предполагается, что новый закон вступит в силу с 1 сентября. Ещё в середине декабря прошлого года в отношении Бориса Акунина возбудили уголовное дело о фейках и экстремизме. Писателя внесли в перечень террористов и экстремистов. Уже в январе Минюст признал Акунина иноагентом, после чего писателя объявили в розыск и заочно арестовали за фейки о ВС РФ.
Мнения разнятся относительно того, кого можно считать современным классиком. Например, Виктора Пелевина могут вообще всего запретить, потому что он пишет и про секс. Мы теперь запрещаем фантастическую литературу? У Змея Горыныча из сказки три головы на одно тело, что тоже, наверное, "отклонение от стандарта"… Боюсь, что после принятия законопроекта на нас начнут подавать в суд по любому поводу.
На нас уже подавали в суд за сказку "Кощей бессмертный". Женщина зая вила, что иллюст рации, посвященные битве Ивана-царевича с Кощеем, нанесли травму ее ребенку, и требовала 100 тыс. В итоге суд постановил, что данная книга не нарушает закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отклонил иск. После принятия нового закона мы не будем застрахованы, например, от того, что нам придет иск после прочтения ребенком биографии Чайковского. Например, сейчас очень популярна классическая литература, и если мы все оставляем, то, вероятно, не решаем задачу. Остается много вопросов, но, опять-таки, мало ответов. В целом, я считаю, закон не должен иметь обратную силу: если книги уже изданы, то можно запретить издание новых, но не уже имеющихся. Как я уже сказал, возможно, энциклопедия о насекомых тоже может попасть под запрет. Возможно ли в книгах вырезать сцены или заменять концовки, как это уже делают в фильмах?
Издательства - всего лишь проводники автора к читателю, и если он согласен, то возможно все. Знаю, что в какой-то книге мы вырезали несколько сцен по согласованию с автором, посчитав, что они могут нарушить текущее законодательство. В противном случае текст просто выложат на пиратских ресурсах. Отмечу, что благодаря этому закону в любом случае увеличится объем потребления на пиратских ресурсах - и читатель все равно прочитает то, что он захочет. И сделает это бесплатно. Сейчас мы запрещаем платный контент, а бесплатный запретить невозможно. Так работает массовая психология.
Написал, не напечатали, возможно, это еще больше его прославит.
Александр Снегирев, писатель: Во времена Шекспира в театре на сцене играли только мужчины. И это было традицией. В какой-то момент традиция изменилась. И сейчас, если мужчина оказывается в подобной ситуации, это уже ставится под сомнение. И выдается за некую пропаганду. Важно понимать, что традиция не статичная вещь. В искусстве в принципе никакой традиции быть не может, как и в любом виде человеческой деятельности. Только полемика с традицией обеспечивает прогресс.
Дмитрий Бак упомянул Платона. Платон - это традиция или нет? Это один из столпов, на котором держится вся наша цивилизация. А вещи, говоря современным языком законодателей, пропагандировал весьма крамольные. Я не скажу ничего нового, если напомню, что нет ничего более желанного, чем запретный плод. Поэтому разговоры о каких-либо запретах решают чьи-то политические локальные задачи. На мой взгляд, мы путаем традиции с сиюминутной конъюнктурой. Предупрежден - значит вооружен Как сегодня издавать подростковую литературу, как разговаривать на сложные темы с этой аудиторией?
С ним была аналогичная ситуация: закон приняли, но издатели не понимали, как с ним работать, возникло множество вопросов, ответов на которые не было. Поддерживаю вопросы и опасения коллег-издателей. Прозвучало предложение создать экспертный совет для оценки произведений. На мой взгляд, идея совершенно дикая, потому что это усложнит все процессы, увеличит сроки издания книг, мы годами будем ждать, как в Китае, разрешение на публикацию. Можно было бы ставить дисклеймер "В данном произведении упоминаются отношения, противоречащие традиционным ценностям РФ". Это отсечет аудиторию, которая это не приемлет. Не совсем понятно, как быть с упоминанием смены пола. Подразумевается реальная смена пола, операция и гормональная терапия, как пропаганда?
Или, как мы часто встречаем в детских книгах, например, переодевание, когда герой выдает себя за лицо противоположного пола? Это пропаганда, призыв или это часть игры, часть жизни, которая постоянно встречается в детстве? Ответов на это нет. Евгений Капьев: Марина привела хороший пример, затронув закон о защите детей от информации. Он привел к стагнации детской литературы, ее доля в нашей стране меньше, чем во всем мире из-за путаницы с маркировкой. К чему это привело? Наша страна номер один по абортам, так как с этой темой девочки знакомятся на операционном столе. Где аудитория будет знакомиться с темой ЛГБТ и смены пола?
Тоже не там, где хочет государство. А где узнавать про это, если в литературе об этом не говорят. Как быть с научной литературой, энциклопедической? В энциклопедии про секс тему ЛГБТ и смену пола тоже убрать? Аудитория опять же будет искать ответы на эти вопросы на пиратских ресурсах. Какие затраты понесет издатель? Евгений Капьев: Мы не планируем вводить редактора-цензора, направлять все спорные книги на экспертизу тоже проблематично. Это увеличит себестоимость книг, так как экспертиза одной книги обходится в 50-100 тысяч.
Даже если внутренний эксперт разрешает издать книгу, но он не аккредитован Минцифры, то непонятно, что с ней будет дальше. Евгений Селиванов, директор департамента по развитию контента "ЛитРес": В упрощенном представлении, книги попадают в ЛитРес двумя путями: от издательств и напрямую от авторов. И если издатели знают свои книги, фактически определяют, издать книгу или нет и в какой форме ее издать, то мы являемся фактически магазином-распространителем. С самиздатом картина иная: авторы публикуют свои книги с нашей помощью, и на нас, безусловно, лежит больше ответственности за их содержание. Лет десять назад такое явление, как самиздат, было для авторов первым шагом на пути к успеху в литературе, "бульоном", из которого авторы появлялись, их замечали издатели. На текущий момент рынок самиздата настолько большой, что, по разным оценкам, он составляет около четверти рынка цифровых книг. Емкость рынка самиздата по итогам прошлого года - около 3 млрд рублей. Это сотни тысяч опубликованных книг в открытом доступе.
Для многих авторов это уже не начало пути, а основное занятие и источник заработка. Издатель готовит книгу к выпуску несколько месяцев - автор самиздата через полчаса после написания публикует главу книги и обсуждает ее с читателями. Скорости другие. И риски тоже.
При этом "взрослые" повести и романы должны быть специально упакованы. Чтобы их не листали те, кому не положено. Для иркутских книготорговцев такие новшества неожиданностью не стали. Потому что до того, как появилась маркировка, бывали такие случаи, что приходят родители и спрашивают, что вы продали моему ребёнку, — говорит консультант книжного магазина Софья Черкасова. Все посетители здесь, чтобы взять книгу на дом или посидеть с ней в читальном зале, оформляют специальные карты. Также по паспорту. Впрочем, иногда случаются и накладки.
Книги в эпоху запретов: на конференции «Эксмо» рассказали, что мы теперь будем читать
Запрет пропаганды ЛГБТ в России, закон о котором президент Владимир Путин подписал в понедельник, 5 декабря, не коснется классических произведений искусства. Вчера президент России Владимир Путин одобрил закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола на территории РФ. Поэтому я не исключаю, что после сегодняшней новости количество ритейлеров, которые продают книги Бориса Акунина, может сократиться, — говорит Смирнов. Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская подготовила законопроект о запрете распространения книг и произведений искусства с описанием нетрадиционных отношений подростков. Запрет «пропаганды нетрадиционных отношений» и ужесточение требований к иноагентам создали заметные трудности для продацов и читателей. В издательстве "Эксмо" рассказали, какие произведения может затронуть запрет на пропаганду ЛГБТ.
Про запрет книг в РФ
По его словам, таких книг на «ЛитРес» не больше 1% от всего каталога. Культура - 21 февраля 2024 - Новости Москвы - «Мы поступили так, чтобы избежать ситуаций, когда купленные сегодня книги, попадающие под запрет, будут получены покупателями после вступ-ления закона в силу. Про запрет книг чуть позже — но разве Акунин был неискренен с «Зеленским»? Федеральным законом устанавливается, что в прокатном удостоверении на фильм должны содержаться сведения о запрете распространения фильма среди детей в случаях, если фильм содержит информацию, запрещённую для распространения среди детей. Газета "Коммерсантъ" ранее сообщила, что работа в СНГ позволит издателям оставаться на российском рынке, несмотря на запрет тематики.
Никакой «Горбатой горы» и «Лолиты»? В РКН объяснили, что будут считать пропагандой ЛГБТ
Азазель" у меня сложился в голове однозначный ответ на вопрос о втором сезоне данного фильма. Уверен, что 2 сезону сериала "Фандорин. Азазель" быть, этому есть несколько причин: первая - это незаконченность истории. Уверен, что Эраст, оставшись в одиночестве, после страшного взрыва на его свадьбе захочет довести дело "Азазель" до конца и наказать виновного в смерти своей любимой Лизы, премьер-министра Империи Орлова; вторая - это приличные рейтинги и высокий интерес зрительской аудитории к данному фильму. И это не взирая на то, что пока что его просмотр доступен лишь на "Кинопоиске". Предполагаю, что в новом сезоне действие должно происходить не в Российской Империи, а на Ближнем Востоке. Об этом сообщает Telegram-канал Shot во вторник, 19 декабря. Отмечается, что сотрудники компании отказались добровольно открыть силовикам склад, а потому хранилище придется вскрывать, чтобы изъять тиражи произведений автора. Ранее отмечалось, что в ходе обыска в издательстве сотрудников и руководство компании проверяют на наличие связей с Акуниным включён в список террористов и экстремистов , а также предостерегают от сотрудничества с писателем в дальнейшем.
Акунин включён в список террористов и экстремистов в своём Telegram-канале отреагировал на обыски в «Захарове». Наверняка придут и в другие издательства, выпускавшие мои книги. В многочисленные театры, ставившие спектакли. В книжные магазины, продававшие мои книги. В библиотеки. И, конечно, в студии, снимавшие кино, потому что из всех искусств оно является важнейшим". Он добавил, что ему «очень тревожно» за актёров Владимира Машкова и Дмитрия Певцова, которые участвовали в экранизациях его произведений «Статский советник» и «Турецкий гамбит». Акунина включили в перечень террористов 18 декабря.
Также в Следственном комитете планируют объявить писателя в международный розыск. Его подозревают в оправдании терроризма и распространении фейков о действиях Вооруженных сил Российской Федерации. Яндекс, только что выпустивший сериал «Азазель»". СК покинул склад издательства «Захаров», где публиковали книги за авторством Бориса Акунина включён в список террористов и экстремистов. Решение Росфинмониторинга включить писателя Бориса Акунина в список террористов и экстремистов повлечёт блокировку его банковских счетов в России. Юрист Юлия Вербицкая добавила, что также запрещено осуществлять операции с денежными средствами и другим имуществом, кроме получения и расходования зарплаты в размере не более 10 000 руб. Есть ограничения на финансовые операции с целью уплаты штрафов и иных обязательных платежей.
При этом "взрослые" повести и романы должны быть специально упакованы. Чтобы их не листали те, кому не положено. Для иркутских книготорговцев такие новшества неожиданностью не стали. Потому что до того, как появилась маркировка, бывали такие случаи, что приходят родители и спрашивают, что вы продали моему ребёнку, — говорит консультант книжного магазина Софья Черкасова. Все посетители здесь, чтобы взять книгу на дом или посидеть с ней в читальном зале, оформляют специальные карты. Также по паспорту. Впрочем, иногда случаются и накладки.
Определение пропаганды пока неизменно — это искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений. Это любые не негативные слова про ЛГБТ. Что попадало под это определение ранее: правозащитные истории, мониторинг дискриминации, которые публиковали у себя ЛГБТ-организации, плакаты с надписями вроде «Все люди разные, все люди равные». Разве что не ЛГБТ-флаг, который сам по себе пропагандой не является. Очевидно, что сегодня нужно сплотить граждан вокруг ненависти к чему-то или кому-то. Еще один враг — ЛГБТ-люди. Последствия в случае принятия закона предугадать несложно: повышение уровня гомофобии и увеличение количества преступлений на этой почве. Больших штрафов, как описано в законопроекте, и их массового применения я бы не ожидал, потому что определение пропаганды остается достаточно размытым, и суды не очень активно его применяет по отношению к гражданам. Но вот блокировать информацию гораздо проще. Исключать книги из продажи будет тяжело в финансовом плане — это ощутимые потери дохода. Пока закон не принят, важно его принятию противостоять: писать письма депутатам, в комитеты Госдумы, подчеркивать, что закон повлечет за собой убытки для бизнеса.
Поэтому самое время занимать новые ниши и подстраиваться под реалии. А взамен получать удовольствие от попадания в струю. По словам Евгения Капьева, для современной детской и взрослой литературы настало «просто феноменальное время», которого, по его мнению, не было и за столетие: «Кто сейчас успеет, тот сможет занять такую нишу на рынке, которую он раньше не мог представить… Сейчас такое большое количество возможностей, которого, возможно, никогда больше не будет. Да, мы в стрессе. Понятно, что сложная ситуация внешняя, политическая, военная — все сложно, но, поверьте, кризисы дают большое количество возможностей, и сейчас то время, когда эти возможности есть». Общим местом стало принятие ухода из РФ известных популярных авторов, чье место занимают новые, в том числе те, о которых раньше мало кто слышал. В качестве примера один из выступающих привел победителя премии «Эксмо. Дебют» 2024 года в категории «Художественная литература» — Виктора Дашкевича с романом «Граф Аверин». Эта книга переносит читателей в альтернативный магический Петербург 1980-х. А стартовый тираж новой книги автора «Демон из пустоши» составил внушительные 45 тыс. Он попал в ожидания аудитории, в триггеры, которые волнуют аудиторию», — прокомментировал эту ситуацию Евгений Капьев. Из тематических жанров в тренде романтическое фэнтези по словам Капьева, этот жанр «растет потому, что люди не верят в будущее планеты, и все хотят эвакуироваться в мир драконов с романтикой» , а также темы, связанные с Азией.
Издатели предупредили о риске изъятия до 50% книг из-за нового закона о запрете пропаганды ЛГБТ
В свете принятия нового закона о запрете в России пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола у издателей больше вопросов, чем ответов. «Коммерсантъ» со ссылкой на «Мегамаркет» сообщил, что маркетплейс «скрыл со своей витрины» книги из списка ограничений в связи с законом о запрете «пропаганды ЛГБТ». Подборка книг, которые были запрещены в разных странах в то или иное протяжении человеческой истории. В общественное пространство вброшен «список нежелательных к продаже книг из-за запрета пропаганды ЛГБТ».
Запретить Достоевского в России? Кто тут с дуба рухнул — мы, чиновники или книгопродавцы?
На базе Российского книжного союза (РКС) заработал экспертный центр, который оценивает книги за соответствие законам, в том числе закону о запрете ЛГБТ*-пропаганды. Пакет законов «О запрете гей-пропаганды» принят, он вступил в силу в декабре 2022-го. Итог подростки все запрещённые книги скачали бесплатно, прочитали и сгеились! Ранее некоторые СМИ сообщали о том, что якобы московским библиотекам запретили распространять книги писателей-иноагентов. На минувшей неделе нижегородцев, как и жителей других регионов страны, потрясла новость о существовании особого списка книг, которые необходимо снять с продажи. Закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола в книгах, кино, рекламе и СМИ вступил в силу 5 декабря 2022 года.