Количество верующих в России. Разнообразие вероисповеданий В России существует огромное количество конфессий, представляющих различные религиозные традиции и убеждения. Количество христиан других конфессий, помимо православных, в России неуклонно растет и представляет значительную часть населения страны. В России существует около 70 религиозных организаций и течений. Главная» Новости» Религиозный состав населения россии 2023 таблица.
Количество конфессий в России: статистика на 2023 год
В России с начала года появились 483 новые религиозные организации | фото Князя Владимира Религии и Конфессии в Российской Федерации (7 909). |
Основные религии и конфессии в российской федерации | Количество католиков в России Количество католиков в России является значительно меньшим по сравнению с другими христианскими конфессиями. |
Request Rejected | Президент РФ Владимир Путин проведёт совещание с членами правительства и встретится с руководителями основных религиозных конфессий России. |
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор - Самые свежие новости мира | фото Князя Владимира Религии и Конфессии в Российской Федерации (7 909). |
Религии в России
В настоящее время на территории России проживают представители всех мировых религий, представленных множеством конфессий. Свежий опрос ВЦИОМа зафиксировал тенденцию к снижению количества россиян, которые считают себя православными христианами. Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Перепись населения в России 2023 года выявила данные о национальном составе населения каждого региона. Сейчас в России зарегистрированы 31 392 религиозные организации более 60 различных конфессий.
Какие религиозные течения есть в России. Инфографика
Но, как и тысячелетие назад, россияне видят в православии фундамент своей цивилизации, а Русская Православная Церковь остается главным защитником и хранителем этой веры. Спустя более чем тысячу лет православие остается самой распространенной конфессией в России Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты опроса, приуроченного ко Дню Крещения Руси.
Город Суздаль Религия народов России Подавляющее большинство населения России исповедует православие. Это основное вероисповедание не только народов славянской группы русских, украинцев, белорусов , но и народов финно-угорской группы и некоторых народов тюркской группы. Большинство представителей тюркской группы, а также народы северо-кавказской языковой семьи кроме осетинов исповедуют ислам. Для народов монгольской группы характерен буддизм.
По мнению руководителя «Русского Общественного Движения» политолога Павла Святенкова январь 2009 года , РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни [17] : Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. Религиовед и историк Н. Митрохин в 2006 году писал: [18] Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокомментировал эти данные [19] : Это число мало что показывает.
Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей — в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские. После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви — геннадиевская или поздеевская , исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. По этнической принадлежности большинство из них русские. Истинно православные христиане члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: «правильный путь ко спасению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, «ревнители церкви», «козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Большинство истинно православных христиан по национальности русские. Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан Старина , запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т. Русской православной церкви Киевского патриархата. В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце 19 в. В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты — Церкви Божией Матери преображающейся т. Богородичного центра. Старообрядчество и сектантство Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев имеющих священников и беспоповцев у которых институт священства отсутствует. В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкая иерархия и сторонников Русской древлеправославной церкви. Единоверческая церковь малочисленна. Ее последователи есть в Москве и Московской обл. Русская православная старообрядческая церковь Белокриницкая иерархия — самая крупная организация старообрядцев-поповцев. В Читинской области и Бурятии они образуют этнографическую группу русских, называемую семейскими. Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки. Хотя духовным центром федосеевского согласия стала община при Преображенском кладбище в Москве, наиболее крупные группы федосеевцев находятся в других регионах: в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане. Компактные группы спасовцев имеются в Саратовской области, их можно также встретить в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, в Мордовии и Алтайском крае. Численность филипповцев очень незначительна. Единственная же община филипповцев сохранилась в городе Кимры Тверской области. Бегуны живут в основном в Томской области, есть они также в Кемеровской, Пермской, Ярославской и Саратовской и областях. Возникшие в 17 — 18 вв. Основные их группы — хлысты, скопцы, духоборцы и молокане. Численность хлыстов весьма невелика. Они расселены главным образом в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в стране насчитывается 15 — 20 тыс. Молокан в России приблизительно 40 тыс.
Конфессия. Традиционные конфессии в россии
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Количество христиан других конфессий, помимо православных, в России неуклонно растет и представляет значительную часть населения страны. В целом, количество конфессий в России продолжает расти, отражая естественное развитие и изменение религиозного ландшафта в стране.
Справочник «Религии и секты в современной России»
Путин встретится с главами всех основных религиозных конфессий России | Протестантизм: в России большое количество различных протестантских конфессий, включая пятидесятнические церкви, баптистов, евангелистов и другие. |
Последние новости религии в России и в мире | В России представлены все три основные направления (конфессии) христианства — православие (41%), католицизм (0,5%) и протестантизм (0,5%). |
Сколько конфессий в России
РЕЛИГИИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Религия в России — совокупность религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации. |
ВЦИОМ. Новости: Религия и общество: мониторинг | Национальный состав России в 2023 году. |
Конфессия. Традиционные конфессии в россии | Действующая (от 1993 года) Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство [1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания. |
1.2. Религии и конфессии современной России | Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Перепись населения в России 2023 года выявила данные о национальном составе населения каждого региона. |
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор | Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. |
Основные религии и конфессии в российской федерации
В России в 2023 году существует множество религиозных традиций и конфессий, каждая из которых имеет свою уникальную историю и верования. В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Различные конфессии протестантизма, как исторического, так и евангельского, а также пятидесятничество были религией 0,2% (300 000) населения России в 2012 году.
Религиозные течения в РФ
Количество официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций разных конфессий на конец 2019, начало 2020 года выглядит следующим образом. это ислам, которую исповедуют татары, башкиры, чеченцы, авары, кумыки, даргинцы, казахи, азербайджанцы и некоторые другие национальности. Через сколько лет китайцев в России станет больше, чем русских! Православие остается самой распространенной конфессией в России — последователями этой религии назвали себя 57% участников опроса, проведенного ВЦИОМом.
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор
Среди наших клиентов различные органы государственной и исполнительной власти, а также крупнейшие российские и иностранные компании. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, в котором мы эксклюзивно публикуем результаты проведенных нами маркетинговых и социологических исследований для представителей СМИ. Бесплатная консультация!
На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога.
Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов. К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку. В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны.
В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским. Духобрцы Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении.
Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде. Ислам По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога Аллаха — суннами.
Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»: Аллах — единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна; Многобожие — грех, страшнее которого нет; Ангелы — ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога; Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру; Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями; Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет; Ад и рай существуют; Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха. К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся: шахад — ритуалы для исповедания веры; намаз — общение с Богом через молитву; закят — вид налога с паствы для нужд бедных мусульман; саум — соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря Рамадан ; джихад — борьба за чистоту веры. Иудаизм В иудаизме отсутствует какой-либо определённый символ веры в виде коротко сформулированного учения.
Еврейские богословы ориентируются в основном на заповеди Моисея, завещанные им народу по пути следования из египетского рабства. Всего их 613, более известны только 10. Но, по мнению богословов и философов, это просто субъективная точка зрения некоторых теологов. В фундамент иудаизма заложены следующие принципы: вера в Яхве, единого и неоспоримого Бога; вера в то, что еврейский народ — богоизбранный; вера в явление на землю Мессии; вера в бессмертную душу; вера в загробное царство и вечную жизнь. Иудаизм — монотеическая религия.
Её Бог является вечным, нематериальным, вездесущим и бестелесным. Поклонение кому-либо, кроме Яхве — великий грех: ни звёздам, ни ангелам, ни святым. Мир создан Богом просто взглядом всего за семь дней.
Особое положение в протестантизме занимают разные группы т. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий — свидетели Иеговы.
В настоящее время их численность в стране составляет вместе с детьми более 50 тыс. С начала 1990-х гг. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты мунисты. Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты «преподобного Муна». Небольшое число последователей имеют в России и такие группы маргинальных протестантов, как Христианская наука, полностью отвергающая существование материального мира, миссионерская группа «Семья», допускающая большую свободу сексуальных отношений между ее взрослыми членами, церковь «Семья детей Бога», признающая реинкарнацию.
Монофизитство в Российской Федерации исповедуют последователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих в нашей стране армян. Самые многочисленные группы сторонников Армянской апостольской церкви армяно-григориан сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской обл. Их общая численность составляет 450 тыс. Есть в России и небольшое число приверженцев несторианства. Это большинство ассирийцев, которые сконцентрированы главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
Буддизм В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма около 900 тыс. Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков живущие в Бурятии. В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность.
Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё т. Иудаизм В России есть и последователи иудаизма — подавляющее большинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. Кроме того, в 1990-е гг.
Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Иудаисты России делятся на две основные группы: ортодоксальных и прогрессивных реформированных. Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине 18 в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов. В последнее время в некоторых российских городах Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и др.
Численность их определяется очень по-разному: от 100 тыс. Есть в России и последователи другой неоиндуистской секты — Тантра сангха. Новым явлением в религиозной жизни страны является и появление в некоторых ее городах Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге небольшого числа приверженцев одной из китайских религий — даосизма. К новым синкретическим религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. Синкретический характер имеют и действующие в некоторых населенных пунктах России наряду с Украиной секта Белое братство и т.
Часть южных алтайцев исповедуют бурханизм — появившуюся в 1904 синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану. В России живут и приверженцы традиционных верований шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др. Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов.
Приверженцы традиционных верований имеются и среди некоторых народов Поволжья в первую очередь марийцев, а также чувашей и удмуртов. Придерживающихся языческих верований марийцев обычно называют чи-мари, то есть чистые марийцы.
Толковый словарь иностранных слов. Безнюк Д. Грицанов , Г. Том VII. ISBN 5-85270-201-3 кн. Макдауэлл Джош , Стюарт Дон.
Тишков В. Отрывок, характеризующий Конфессия Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!! Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты. Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург. Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных.
Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно — жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был». Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
Княжна Марья! Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало. Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, — крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, — убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею. За что? Поди, поди, скажи Лизе. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя.
Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства? Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду. Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь — в себя — во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой. Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки. Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, — сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то.
Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.
Ты бледна. Ах, ты очень бледна, — испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке. Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю. Я пойду. Courage, mon ange! Для России традиционна многоконфессиональность при ведущей конфессии — православие. В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников , Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь.
Органы местного самоуправления учитывают это обстоятельство: в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как первую конфессию, однако редко соглашаются на исключительно «проправославную» политику рис. Там, где мусульман, буддистов и язычников традиционно больше, чем православных, местная власть оказывает первостепенную поддержку именно этим религиям. Отношение местной власти в субъектах РФ к неправославным христианским конфессиям колеблется от хорошего до терпимого. Лучшие отношения имеют с властями лютеране, самые конфликтные — пятидесятники рис. Разные конфессии выступают с публичным протестом открытым письмом, обращением, митингом и т. Жалобы православных обычно касаются споров о принадлежности памятников архитектуры и искусства государству или РПЦ, мусульман- запретов богословской литературы и преследований согласно законодательству об экстремизме, католиков и протестантов — запретов на проведение мероприятий, лишения аренды и регистрации. Очень развиты и эффективны его подразделения, которые существуют в 21 регионе — в частности: в г. Иудаисты в РФ по-прежнему ориентированы на сохранение замкнутости единственно праведной еврейской общины.
В наши дни они не выступают против получения русскоязычного образования в его светском формате. Однако в их элите сильно недоверие к лозунгу «общероссийской национальной идеи». В неформальной беседе один из видных деятелей казанской еврейской диаспоры заявил: «Вначале говорят о Святой Руси, а все кончается новым Кишиневским погромом». Для российских последователей учения Будды бурят, калмыков и тувинцев прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке.
В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал. Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности — татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний прежде всего из Саудовской Аравии стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. В то же время Гаспринский был твердым сторонником утверждения в среде мусульманской прежде всего татарской молодежи системы исламских ценностей и освоения ими тюркских языков. Гаспринский крайне настороженно относился к тогдашним властным замыслам интеграции населения России в «единое государственное целое».
Сколько конфессий в России
Различные конфессии протестантизма, как исторического, так и евангельского, а также пятидесятничество были религией 0,2% (300 000) населения России в 2012 году. Российское студенчество ждет подобие того эксперимента, который был проделан над школьниками, изучающими основы религиозных культур и духовно-нравственные традиции народов России. В РФ действует св. 70 религ. конфессий. Больше половины опрошенных сообщили, что они считают себя православными, восемь процентов исповедуют ислам, по одному проценту исповедуют другие религии или другие христианские конфессии.
Религиозные конфессии в России
- Назван процент верующих россиян: Общество: Россия:
- Религиозные течения в РФ
- Основные религии в России
- Религиозный состав населения России — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- 1.2. Религии и конфессии современной России
- Смотри также
Религия в России
Митрохин в 2006 году писал: [22] Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокомментировал эти данные [23] : Это число мало что показывает. Но не реальной религиозной принадлежности. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными. Корреспондент The Wall Street Journal Эндрю Хиггинс отмечал, что в настоящее время около двух третей респондентов из России относят себя к православию, что, по его данным, в два раза больше, чем во время распада СССР в 1991 году.
Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокомментировал эти данные [19] : Это число мало что показывает. Но не реальной религиозной принадлежности. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными. Корреспондент The Wall Street Journal Эндрю Хиггинс отмечал, что в настоящее время около двух третей респондентов из России относят себя к православию, что, по его данным, в два раза больше, чем ко времени распада СССР в 1991 году. Хиггин указывает на то, что по имеющимся у него данным социологических опросов большая часть людей связывает себя с Русской православной церковь исходя из националистических взглядов.
В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. Традиционными районами России, где исповедуется буддийская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Буддийские общины имеются также в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов России. Буряты — наиболее многочисленный российский этнос, исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным ответвлением буддизма махаяны. В Бурятии, как и повсюду, буддийский культ вступал во взаимодействие с традиционными культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических верований: почитание духов земли, гор, рек и деревьев, культа святых мест. Хотя значительная часть бурятского населения приняла Православие, тесное соседство в Забайкалье буддизма и Православия никогда не приводило к межконфессиональным конфликтам. К 1917 г. В первые десятилетия советской власти буддисты, как и представители других религий, подверглись массовым репрессиям. К началу 40-х годов на территории Восточной Сибири не осталось ни одного действующего буддийского храма. После 1945 г. На состоявшемся в 1946 г. Со второй половины 80-х годов началось возрождение буддизма в Бурятии. Бурятия становится очагом распространения буддизма среди других сибирских народов. В 1993 г. Нерюнгри Республика Якутия-Саха состоялось открытие дацана, вокруг которого сложилась буддийская община, начато возведение храмового комплекса. Состоявшийся в 1996 г. Тувинцы — единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм. Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийских религиозных верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа — духов-хозяев местности; культ ээренов — семейных охранителей. В буддийских церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурээ так в Туве называют дацаны существовала особая категория духовных лиц — бурхан боо «ламы-шаманы». В 1914 г. Тува под наименованием Урянхайского края стала протекторатом Российской империи, администрация которой не мешала созданию новых монастырских центров. Пережив гонения от советской власти в первые её десятилетия, буддисты Тувы лишь в 1990 г. Затем началось восстановление двух наиболее почитаемых тувинскими буддистами хурээ. В 1993 году было уже девять общин. В настоящее время в Республике Тува функционируют 10 буддийских религиозных обществ, которые расположены в шести районах республики и в г. Эти буддийские общества охватывают практически всё коренное население республики. Буддистская община имеется и в Республике Алтай, где действует Горно-Алтайское буддийское религиозное объединение «Ак-Бурха» Калмыки — единственный этнос в Европе, исповедующий буддизм. Они являются ветвью ойратов западных монголов , населявших Джунгарию ныне территория Северо-западного Китая. К 1914 г. Но после гражданской войны к моменту образования в 1920 г. Калмыцкой АО в составе Советской России осталось лишь 35 хурулов и 1 тыс. К началу 40-х годов буддийская конфессиональная организация калмыков была полностью разгромлена. Впоследствии калмыцкий народ подвергся депортации в восточные районы СССР. Несмотря на репрессии, буддизм в Калмыкии продолжал сохраняться на бытовом уровне. По некоторым данным, в 1985 г. В 1988 г. На конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 г. В последние годы, после того как в России, в том числе в Калмыкии и Туве, появились десятки новых самостоятельных буддийских общин, начались переговоры о создании общероссийского буддийского объединения, куда вошли бы и ЦДУБ, и ОБК, и остальные общины страны. В начале XX века последователи буддизма стали появляться и среди русских, причём нередко из самых высших слоёв общества. Буддийская община в Санкт-Петербурге была крайне невелика: её составляли одна-две сотни последователей. В 1915 г. Помимо выполнения культовых функций, он служил своеобразным «политическим и культурным окном» в Тибет. В 30-е годы храм был реквизирован. В начале 70-х годов буддийские общины были созданы в Москве, Ленинграде, Прибалтике, действовали они без регистрации. Они были легализованы лишь в конце 80-х годов. Ныне вне пределов исторического расселения традиционных буддийских этносов действуют уже свыше 30 общин в 14 регионах Российской Федерации. Школа буддизма Карма Кагью. Школа Карма Кагью, одна из четырёх основных традиций тибетского буддизма, была перенесена в Тибет переводчиком буддийских текстов Марлей около 1050 г. Известными учителями в этой линии передачи буддийской традиции являются великий йог Миларепа и реинкарнирующие перевоплощающиеся Карманы наставники. В дополнение к текстам широкий круг прямых поучений на протяжении столетий передавался непосредственно от учителя к ученику. Количество общин, входящих в религиозное объединение — более 40. Общее количество верующих — более 1500 человек, преобладают русские, много украинцев, калмыков, бурят. В числе практик — медитации перед изображением некоторых из божков восточного пантеона, в том числе богини зла — Кали, ритуалы поклонения им. По некоторым данным, имеют место также сексуальные практики. Российские представители этого движения, часто называющие себя просто буддистами или дзэн-буддистами, поддерживают тесные контакты с иностранными единомышленниками, при помощи и на средства которых, в частности, на Алтае строится центр-монастырь, который в будущем должен приобрести международное значение. В структурные подразделения религиозного объединения входят Буддийские центры и медитационные группы школы Карма Кагью. Оценка буддистского учения Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал — полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение. Усилия буддийского мудреца всё время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, «прекращение духа». Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грёз об «угашении», о «прекращении»... Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели. Действительно, дела, совершённые в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают «небесные радости», но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений. Фон Шредер исследователь индусской культуры говорит: «Снова и снова, со стороны буддизма — отрицание; со стороны христианства — утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить — вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить — вот идеал буддиста. Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства». Отвергнут идею Творца и твари, и, понимая мир как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само Абсолютное, в котором зарождается непонятная «суета», «волнение», порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения. В III веке н. Затем была составлена ещё одна книга — Гмара, назначение которой — углублённое комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха — это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти». Тогда прекратятся войны, религиозные конфликты уступят место единой религии, основанной на так называемых общечеловеческих ценностях, которые в иудаизме мыслятся как низшие в сравнении с самим иудаизмом, вера в «Семь заповедей сынов Ноя» или «Ноев Кодекс». Иудеи у стены плача. Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев — в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету. В средневековом трактате «Диспут Нахманида» 1263 г. У Ешу Иисуса же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он был гоним врагами, и скрывался от них... А в агаде говорится: «Скажут Мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит её». В талмудическом трактате «Берахот» рабби Шемуель говорит: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» Цит. Акцент в иудаизме делается на достижении целей не идеальных, но вполне земных, политических и экономических. Благая весть о Царствии Божием, принесенная Иисусом Христом, не могла, разумеется, удовлетворить тех, кто ждал от мессии зримого и политически очевидного царства земного, в котором все народы покорены евреям. После рассеяния евреев, во II—VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всё проникающую систему предписаний, иногда скрупулёзно подробных, вплоть до требований подчёркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках пейсы , носить маленькую круглую шапочку кипу , пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала, главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Знаменитый каббалист Элифаз Леви утверждает, что Талмуд есть основа чернокнижия. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении. Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то есть представление о Боге и сотворённом им человеке как о личностях, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворён гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева это чисто языческое воззрение, полностью исключающее понимание человека как личности. Возрождаются в Талмуде пантеистические воззрения, так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой божественной сущности. Те евреи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах — в растениях, в животных, в телах не евреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство. Если современные оккультисты например, рёриховцы учат, что Иисус Христос был очередным аватарой, т. Впрочем, это место в Талмуде в средние века изымалось из текста и оставлялось для устного разъяснения. В VI—XIII веках возрастает роль раввинов от древнееврейского «рабби» — мой учитель — толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света Европа, Азия, Африка , а потом и Нового Света Америка привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей — раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги «собрания». В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия с 13-летнего возраста. Они составляют первичную иудаистскую общину — миньян буквально «число», то есть кворум, необходимый для богослужения. Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами — учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведёт общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш — синагогальный служка, обязанности которого — наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботится о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги. Особое место в иудейской общине занимает коганим единственное число — коген. По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген Коган, Кохен, Коэн, Кон , являются потомками по отцовской линии первосвященника Аарона, т. Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения своей главной функции — ведения службы в храме — были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге. Целью всего культа уже становится не покаяние и общение с Богом, как это было в Ветхом Завете. Невозможность приносить жертвы в Храме после его разрушения, приводит к переосмыслению значения жертвы — жертва в иудаизме начинает пониматься не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов. В условиях рассеяния диаспоры иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть.
По-видимому, посещение церкви в этих группах — это не столько религиозные, сколько светские, культурные практики. Рай или ад? Неотъемлемой частью религии являются представления о мироустройстве, жизни после смерти. Исследование показало, что в российском обществе достаточно распространена вера в религиозные постулаты о Боге, ангелах, рае, аде и дьяволе. Значительное влияние на такие воззрения оказывает конфессия. В современном российском обществе религиозность имеет множество вариаций.