«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. С 23 сентября по 2 октября в Самаре и Тольятти пройдет второй фестиваль «Шостакович. Восьмая симфония Шостаковича — это и есть преодоление этого одиночества, благодаря солдатам РККА, 70 лет назад прошедших сталинградский ад.
Шостакович. Симфония No. 2 («Октябрю»)
Вторая симфония была написана 21-летним Дмитрием Шостковичем по заказу Агитационного отдела музсектора Госиздата к 10-летию Октября. Симфония № 2 си мажор («Октябрю»), op.14 — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная к десятой годовщине Октябрьской революции. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю» В свои двадцать лет Дмитрий Дмитриевич Шостакович уже успел добиться признания в качестве композитора. В Гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. В Санкт-Петербурге сегодня прозвучит Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Ведь если бы дед не попал в этот оркестр, не готовился к исполнению симфонии Шостаковича, вряд ли он выжил бы.
Евгения Петросяна атакуют мошенники
- «Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича
- Седьмая "Ленинградская" симфония. Д.Д. Шостакович.
- Последние события
- Секретное оружие Ленинграда | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю» - musicseasons | В День памяти и скорби, 22 июня, в Новосибирске, на ступенях НОВАТа, прозвучала «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. |
Симфония № 2 (Шостакович) | Исполнению Седьмой симфонии Шостаковича 22 июня в Новосибирске не помешает раздор между мэрией областного центра и администрацией НОВАТа. |
Седьмая "Ленинградская" симфония. Д.Д. Шостакович. | «Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. |
Играем с начала | Статьи | ВООБРАЖАЕМЫЕ ДИАЛОГИ И НЕПРИЗНАННЫЕ ШЕДЕВРЫ | Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, а также музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города. |
«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу | Шостакович ему говорил, что написал эту симфонию “как реакцию на сталинский режим, его репрессии”», – привел слова композитора заслуженный деятель искусств РТ, бывший дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Рустэм Заляй. |
Фестиваль «Шостакович. XX век» (23 сентября – 2 октября 2022, Самара / Тольятти)
И как гимн мужеству и стойкости Ленинграда здесь зазвучала грандиозная музыка. Она воспевала подвиг людей — ту твердыню народного духа, которая была мощнейшим оружием Великой Отечественной войны», — заявил Путин. Прямая трансляция концерта потрясла мир, подчеркнул президент.
Дела пошли в гору, когда появились миниатюрные электродвигатели, которые можно было поместить в ручку бритвы. К 1937-му году Джейкоб Шик продал порядка полутора миллионов бритв и заработал для того времени огромную сумму: около 20-ти миллионов долларов. Задание создать масштабное музыкальное полотно, посвященное 10-й годовщине Октябрьской революции, 20-летний композитор получил от агитационного отдела Госиздата. Подобное доверие говорило об официальном признании молодого автора. А он, в свою очередь, и сам горячо поддерживал советское строительство и мечтал увековечить его знаменательные даты. Эту симфонию, названную «Октябрь», критика приняла благосклонно, несмотря на экспериментальный характер и выраженную «плакатность». При этом особо отмечалось удачное воплощение образов «разрухи, анархии и хаоса».
Сумеем ли мы осилить, поднять его? Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке. Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии. Это была титаническая работа — надо было дать понять каждому музыканту: если ты жив, у тебя нет уважительной причины, чтобы не прийти на репетицию", — вспоминает свои беседы с дирижером Олег Сердобольский. Это был, без преувеличения, идеальный кандидат для решения такой неподъемной задачи. Сменить оружие на скрипку Элиасбергу нужно было собрать минимум 80 музыкантов, тогда как в его распоряжении не было и трети от нужного числа. Многие оркестранты были в то время на фронте, и отозвать их с войны, чтобы сыграть одну симфонию, казалось затеей наивной и немыслимой. Тогда на помощь пришел маршал Советского Союза Леонид Говоров, выдав дирижеру соответствующую бумагу. Согласно этому распоряжению, Элиасберг имел право затребовать с фронта любого музыканта. Любой боец Ленфронта или матрос Балтфлота без замедления командировался в его распоряжение прямо с передовой. Такое распоряжение было дано и подписано моим дедом", — рассказал Алексей Говоров, внук маршала Говорова. Благодаря этому решению 30 марта состоялась первая после зимнего перерыва репетиция оркестра Ленинградского радио и, по сути, его возрождение. Впрочем, добор музыкантов не прекращался почти до самой премьеры. Так, например, имя кларнетиста Виктора Козлова, в действительности игравшего на блокадном концерте, ни в одном доступном списке не упомянуто. Просто кто-то не дожил совсем немного, а Козлова заявили в последний момент. Люди уходили очень быстро, а тем, кто оставался, предстояло каждый день работать на пределе своих возможностей. Скрипачам нужно было заново обучить свои закостенелые холодные пальцы быстроте и ловкости, трубачам — запастись силами, чтобы выдерживать темп с хорошим звуком, а Элиасбергу предстояло быть безжалостным. Просто держать ее? А самое главное — держать столько времени на весу правую руку, — удивляется скрипач, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии имени Шостаковича Павел Попов. Это выматывает нас, здоровых и крепких мужчин, а как это смогли сыграть в блокадном Ленинграде, я просто не представляю". По его словам, навыки и скорость моторики восстановить со временем можно, однако это процесс долгий, в котором даже один день пропуска имеет неподдельный вес для профессионального музыканта.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Дмитрия Шостаковича
- Рустэм Заляй: Правду о «Ленинградской» симфонии Шостакович рассказал Фуату Мансурову
- Симфония войны
- В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби -
- Другие статьи раздела
В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича
В Санкт-Петербурге состоялся концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвящённый 80-летию первого исполнения Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года. Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. Напомним, что Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию летом-осенью 1941 года в Ленинграде.
Симфонии: пятая и седьмая
- Симфония грядущей Победы. Музыка Шостаковича прозвучит вновь через 80 лет | АиФ Санкт-Петербург
- Фестиваль «Шостакович. XX век» (23 сентября – 2 октября 2022, Самара / Тольятти)
- Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства
- В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Шостаковича
- В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Шостаковича
В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби
Первый — Largo — это хаос и анархия. Сначала вступают низкие струнные, затем последовательно солирующая скрипка, кларнет, фагот, прочие деревянные духовые и струнные. Пласты оркестровой фактуры движутся совершенно независимо друг от друга — ни интонационно, ни тонально они не связаны. Создается впечатление неорганизованной толпы. Призывные реплики труб вносят организующее начало в этот звуковой массив, ускорение темпа подводит к следующему разделу — Allegro molto с чертами маршевости. Третий раздел — фугато в темпе Presto — являет собою наиболее сложную полифоническую часть произведения. Она вызывает ассоциацию со стремительным движением к некой цели — но когда кажется, что цель достигнута, облик музыки неожиданно меняется, и далее следует лирическое соло кларнета, а затем — скрипки.
Раздел завершается вступлением самого необычного «инструмента» — заводского гудка, который поддерживают ударные.
Начало Финала содержит очередную драматургическую загадку Второй симфонии. Исследователи единодушны в негативной оценке Финала, а также в «немотивированности» его появления.
Между тем, именно в Финале становится очевидным все более увеличивающийся зазор между внешним, сюжетным и внутренним драматургическими планами произведения. Также как в Скерцо, Финал возвращает движение к его исходной точке. Но, в от-личае от Пролога и Скерцо, это движение в Финале предваряется неким событием, роль которого здесь выполняет Фабричный гудок.
Таким образом, два обстоятельства конкретизируют замысел «Посвящения Октябрю» в его Финальном разделе: 1 текст Безыменского; 2 событие-толчок, дающее начало движению. Внешне все выглядит более чем подобающе идее «приуроченного» сочинения: хор с патриотическим текстом, мажор, логичное, объяснимое начало и т. На деле же эта «политзаказная» символика является лишь средством камуфлирования факта окончательного расхождения с ней символикой по смыслу собственно музыкального содержания.
Существенна начальная интонация хора - «Мы шли»! На этот раз - произнесённая, причём - в один из ключевых мотивов Симфонии. Этой же идее служит и звук гудка, открывающий Финальную часть Второй симфонии.
Поначалу он и в самом деле выполняет роль «толчкового импульса». Но затем, когда гудок, возвращаясь вновь, прорывает оркестровую ткань, становится очевидной его континуальная роль. Иными словами, как и в Прологе, начало Финала есть включение в уже пришедший в движение поток.
Аналогию с предыдущими разделами подчеркивает и фактурное развитие в заключительном разделе Симфонии. Снова та же - соединяющая в себе черты квазиимитационной, подголосочной и контрастной - полифония, со все возрастающим количеством голосов. Тот же способ набирания динамической мощности.
И то же стремление к преобразованию фона в Рельеф, причем, в Финале данный процесс, благодаря словесному тексту в хоровой партии, приобретает вполне конкретный характер. Однако едва ли не в двух шагах от его завершения, все вновь срывается в пучину неиндивидуализированной фактуры, возвращающей нас к самому началу. Сильнейший удар по концепции «Пробуждения».
Зато - серьезный довод в поддержку изложенной точки зрения: перед нами продолжающийся процесс самоорганизации мрачной массы, что пришла в движение в начале Второй симфонии. Выше уже шла речь о противопоставлении диатонической и хроматической сфер в «Посвящении». Репрезентантом светлых сил, воплощенных в сфере диатоники, явиляется альтернативная тема ц.
В рассматриваемом эпизоде она, наконец, появиляется у хора и вытесняет начавшееся вновь хроматизированное, сопровожденное ревом гудка, квазиалеаторическое движение в оркестре. Завершение этой темы переходит в ликующую, явно под влиянием революционной песни, октав-ную интонацию, которая, разомкнушись, обрушивается в абсолютно ритуальный С-Dur. Вот он, «свет победы».
Но опять - в который раз - собственно музыкальная драматургия выходит из повиновения внешней схеме. Итог вновь представляет собой демонстрацию интонационного опустоше- ния. В Скерцо кульминацию обозначает удар литавр, в Финале - хоровой выкрик.
Не пение. Не речитатив. Выкрик: «Знамя!
Чему в немалой степени способствует дробь малого барабана, каковая не столько создает атмосферу торжества, сколько вызывает ассоциации с многочисленными кинокадрами казней и расстрелов [2, с. В начале коды в третий раз все возвращается к исходному типу движения. Не удержавшись в C-Dure, оно «сваливается» в H-Dur.
Диатонический лад отнюдь не скрадывает впечатления по-прежнему хаотичного движения. Здесь оно, лишенное сколько-либо индивидуализированных черт, достигает своей высшей точки. Это апофеоз движения огромной массы, смыслом существования которой является само безостановочное, лишенное цели движение.
Решающим аргументом и доказательством тому является «загнанная» буквально в подполье С-bassi, Celli, fg-ti фанфара. Задавленная махиной остинатного оркестра, практически непрослушиваемая, наконец-то оформившаяся в рельеф, венчающая развитие всего сочинения и уже почти завершившаяся в победных фразах у хора интонация светлого апофеоза, никоим образом не прорвется сквозь толщу могучего tutti. Порыв, увы, едва различим.
Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. Вторая симфония представляется художественной летописью своего времени и одновременно гениальным взглядом в будущее. У Шостаковича, как и у Гоголя, в творчестве отсутствует то, что называется «положительным героем».
Также как у Гоголя, этот «герой» находится за пределами художественного текста.
А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны. Эта операция получила название «Шквал». Также по теме Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда. Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением...
В Ленинграде симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио. Её слышал и неприятель. Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены. Торжество гуманизма Воодушевление действительно в тот и последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу. Не зря посетивший мартовскую премьеру скрипач, дирижёр Давид Ойстрах назвал музыку Шостаковича «пророческим утверждением победы над фашизмом», «поэтическим обобщением патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».
Максимов Весной 1942 года впервые услышала Седьмую симфонию поэтесса Ольга Берггольц. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И Седьмая симфония рассказывает об этом, — писала Берггольц.
Произведение в блокадном городе исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, единственный оставшийся тогда в городе крупный музыкальный коллектив. Письмо Шостаковича В 1942 году советские войска все еще несли страшные потери. Обстановка на фронтах была тяжелейшей. В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг. Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек.
Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко. А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия. Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки", — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером. Партитуру симфонии на военном самолете доставили в Ленинград летом 1942 года. Когда четыре тетрадки оказались в руках дирижера, он понял, что подтвердились его и лучшие, и худшие подозрения. К партитуре прилагалось письмо Шостаковича с почти невыполнимой просьбой-требованием. Из воспоминаний Элиасберга: "Я читал партитуру и одновременно с восхищением, которое вызывала у меня симфония, испытывал острое чувство тревоги. Передо мной было грандиозное произведение, написанное для увеличенного состава оркестра.
Сумеем ли мы осилить, поднять его? Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке. Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии. Это была титаническая работа — надо было дать понять каждому музыканту: если ты жив, у тебя нет уважительной причины, чтобы не прийти на репетицию", — вспоминает свои беседы с дирижером Олег Сердобольский. Это был, без преувеличения, идеальный кандидат для решения такой неподъемной задачи. Сменить оружие на скрипку Элиасбергу нужно было собрать минимум 80 музыкантов, тогда как в его распоряжении не было и трети от нужного числа.
Многие оркестранты были в то время на фронте, и отозвать их с войны, чтобы сыграть одну симфонию, казалось затеей наивной и немыслимой. Тогда на помощь пришел маршал Советского Союза Леонид Говоров, выдав дирижеру соответствующую бумагу.
Седьмую симфонию Шостаковича исполнят дважды
22 июня, в день, когда 80 лет назад началась Великая Отечественная война, в Большом зале НОВАТа прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская». Дворцовый мост разведут раньше обычного 9 августа под произведение композитора Дмитрия Шостаковича. Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрий Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады.