У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
Можно утверждать, что за одно десятилетие человечество узнало про спутник больше, чем за всю предшествующую историю. Во всяком случае до того, когда на Луну вступил астронавт. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг США — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». Более двух часов они ходили по Луне, собирая камни и грунт, чтобы забрать их на Землю для изучения. Тогда Армстронг и произнес знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но огромный скачок для всего человечества». Следующие 50 лет успех миссии «Аполон-11» — проще говоря, нахождение астронавтов на Луне — пытались неоднократно оспаривать. Но ученые, получившие собранные лунные образцы, имеют однозначное мнение: камни явно внеземного происхождения. По химическому составу образцы похожи на земные породы, но при этом гораздо более сухие. Позднее исследователи пришли к выводу, что древняя Луна от 3,6 до 4,4 млрд лет назад , вероятно, была практически полностью расплавленной и покрытой слоем жидкой породы, пока та не кристаллизовалась под воздействием Солнца и «бомбардировки» метеоритами.
Базз Олдрин Впрочем, без происшествий у «Аполлонов» не обошлось, известно про две крупные аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе после пожара корабль получил название «Аполлон-1» , в результате которого погибли три астронавта. Вторая произошла во время полета «Аполлона-13»: из-за взрыва бака с жидким кислородом и поломки двух из трех батарей топливных элементов высадка на Луну сорвалась, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю. Нил Армстронг и Базз Олдрин посадили лунный модуль корабля «Аполлон-11» на Луне «Аполлон-15» стал первой лунной миссией, использовавшей луноход. На сайте NASA его описывают как небольшую электрическую тележку, позволявшую экипажу уезжать на многие километры от места приземления корабля. Крайняя на сегодня миссия на Луну, «Аполлон-17», прошла в декабре 1972 года — с тех пор люди туда не возвращались. Команда «Аполлона-17». Это тема для отдельного материала.
Пленку из этих шаров-шпионов и было решено разрезать и разместить на станции «Луна-3» в бортовой аппаратуре «Енисей». В 1959 году Центр дальней космической связи в Евпатории, принимавший сигналы со всех советских межпланетных станций, только строился, поэтому сигнал с «Луны-3» принимался при помощи трофейной немецкой радиоантенны на горе Кошка в Симеизе. Когда стало ясно, что со станцией плохая связь, Сергей Королев велел своей команде срочное лететь из Москвы в Крым, для чего с международного рейса был снят новый Ту-104, и через 2 часа инженеры были на месте. Для получения изображений без помех были приняты беспрецедентные меры — по просьбе Королева «затих» весь Черноморский флот, а ГАИ перекрыла проезд машин вблизи обсерватории. Другая проблема была связана с магнитной пленкой, на которую принимался сигнал — ее не успели вовремя изготовить и доставить в Крым. Потом ее срочно самолетом доставили в Симферополь, а оттуда вертолетом в Симеиз.
Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько. Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет. Представьте себе ситуацию — спускают пленку с вертолета, а у нас туалет горит — ужас. И все это при Сергее Павловиче Королеве. Он, конечно, очень ругался» В итоге на Земле удалось принять 17 фотографий. Фотографии были не очень четкими, однако с их помощью были открыты два моря на обратной стороне — Море Москвы и Море Мечты.
Сегодня многие удивляются, почему России не удавалось 10 лет запустить станцию «Луна-25». Однако статистика запусков 1959 года показывает, что в тот год СССР запускал ракеты к Луне в среднем раз в месяц. Сам Королев до этого события не дожил — он умер за три недели до посадки аппарата.
Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года. До этого лунный грунт брали только американцы — вручную. Так что советский робот — первый робот на Луне.
Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им. Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ». Flickr Схема полета аппарата. Королева и В. Глушко , а в 1974 г. Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е.
Есть несколько версий: от неполадок на борту до гравитационного поля Луны и ее поверхности, которые были плохо еще изучено, и СССР все это время делали срочные расчеты для наилучшего приземления. Аполлон-11, Базз Олдрин у экрана коллектора солнечного ветра NASA Но даже после того, как астронавты приземлились, советские контроллеры продолжали терять время на вычисления. К тому моменту, когда американцы уже шли по Луне и собирали лунный грунт, «Луна-15» облетела спутник 52 раза. За два часа до старта «Аполонна-11» с Луны, советское руководство решило: сейчас или никогда. И отдало приказ приземляться. Реальная драма За всей этой драмой следили британские ученые из обсерватории Джодрелл-Бэнк. Они слушали переговоры сразу двух миссий — американской и советской — при помощи радиотелескопа. В 2009 году эта аудиозапись была обнародована к 40-й годовщине высадки на Луну. Внезапно они поняли, что «Луна-15» была предназначена не для того, чтобы просто делать снимки с поверхности спутника, а что станция собирается приземляться. Ученые воскликнули «Она приземляется!
Как прошла первая посадка на Луну?
Согласно открывшимся сведениям при рассекречивании архивных данных отечественных спецслужб, первым человеком, высадившимся на Луну, был представитель СССР. На долгом пути человека к звездам ровно 57 лет назад произошло событие — мало заметное, но очень значимое — советская автономная межпланетная станция «Луна — 1» первой из земных космических аппаратов достигла «окрестностей» Луны. Следующей причиной можно назвать то, что СССР, в принципе, не ставил перед собой задачи высадить первого человека на Луну.
Человек на Луне: Как Нил Армстронг сделал свой знаменитый «маленький шаг»
Например, советское первенство в космосе. Что же делать идеологам информационный война против России. Факты надо исказить. Развесить по все Москве портреты Гагарина со стертой в Photoshop надписи СССР на шлеме, по центральному ТВ-каналу пустить фильм, где рассказывается исключительно о наших неудачах в космосе, потом шестисерийный сериал о гибели Гагарина. Как будто мы отмечаем дату смерти Гагарина, а не дату полета человека в космос и т. Законы военного времени, ничего не поделаешь.
Но это все по мелочи. Однако существует два центральных проамериканских мифа. Американцы первые на Луне. Я как-то спросил своих студентов. Кто был первыми на Луне?
Абсолютное большинство сказали американцы. Два человека вспомнили, что где-то читали, что американцы не высаживались на луне, что все это театральное шоу. Но похоже сами они в это не верили. Да, забыл сказать, студенты российские. Американские наверно убеждены что мы в космосе в шапках ушанках, с большими гаечными ключами.
Причем это не преувеличение именно так нас изображают в американских фильмах, именно в ушанках с кокардой и с гаечным ключом, в фильме «Красная планета» 2000 , где советские спутники называются рухлядью, и только отважные американские астронавты могут их починить. Но Бог с ними. Вернемся к вопросу, кто был первым на Луне.
Но именно 12 апреля 1961 года он стал первым в мировой истории человеком, который совершил полет в космос.
Космическая экспедиция проходила на корабле «Восток-1», который был запущен с космодрома Байконур. В общей сложности полет Юрия Гагарина продолжался 108 минут. После его завершения космонавт успешно приземлился в Саратовской области, вблизи города Энгельса. Сразу после этого Гагарину было присвоено звание майора.
Юрий Гагарин после завершения полета сразу приобрел статус мировой знаменитости. По приглашениям зарубежных правительств и различных организаций он посетил около 30 стран.
Расскажи, Равиль! Он обвинялся в измене Родине, пособничестве врагу и других смертных грехах. К розыску «опасного преступника» была подключена широко разветвлённая агентурная сеть. Разгуливал по Берлину в гражданском костюме, без всякого конвоя. Встречался с татарскими эмигрантами и руководителями комитета «Идель-Урал».
Одно время даже жил в доме главы татарского комитета Шафи Алмаса, которого немцы прочили в «президенты» будущего «независимого» государства Идель-Урал. Отсюда делался вывод, что он верой и правдой служил немцам. О подпольной же деятельности поэта знали немногие… - Конспиратор... У неё дома оставалась пятилетняя дочь Чулпан. У вдовы поэта все время допытывались: нет ли каких-нибудь вестей от мужа? Кто к ним приходил и зачем? О чём говорили?
Если она забывала о чём-то сказать, её поправляли и строго предупреждали. Топтунов, значит, прикрепили... Тот самый, которому в одном из последних писем с фронта Джалиль завещал сбор и публикацию всего своего литературного наследия. Гази Кашшаф встречался с бывшими военнопленными и записывал их показания. Все свидетели единодушно утверждали, что Муса вёл подпольную работу против немцев, позднее был арестован и казнён в берлинской тюрьме. Муратов ознакомился с материалами и передал папку в МГБ. Тогда Гази Кашшафа вызвали на Чёрное озеро и сделали строгое внушение: «Кто позволил Вам подменять компетентные органы?
Поняли, что Муса Джалиль невиновен. В органы безопасности поступали сведения о героическом подвиге поэта и по их собственным каналам. Резидент советской разведки в Италии Горшков ещё в ходе войны получил сведения о том, что в Берлине действует подпольная организация, во главе которой стоит татарский поэт Муса Джалиль. Горшков был уроженцем Казани, выпускником местного авиационного института, поэтому он знал о поэте ещё до войны, читал его произведения. На свой страх и риск резидент послал своего человека через линию фронта, чтобы связаться с подпольщиками и дать им необходимые инструкции. Но подпольщиков к этому времени уже арестовали. В январе 1946 года в руки Горшкова попала третья Моабитская тетрадь, которую принёс в советское посольство в Риме турецкий подданный, этнический татарин Казим Миршан.
Посольство переслало тетрадку в Москву, где её передали в «компетентные органы». Здесь следы третьей тетради затерялись. Жену Джалиля то принимали подчёркнуто уважительно, как жену погибшего поэта-фронтовика, то буквально выгоняли из Союза писателей, как жену изменника Родины. То собирались издавать книги Джалиля, то выбрасывали имя автора либретто из афиш оперы «Алтынчеч». А когда по радио передавали песни на его стихи, диктор объявлял: «Слова народные…» -Да, народным героем был твой Муса... А он передал их запрос в Комитет государственной безопасности и убедительно попросил разобраться, наконец, в этом деле. И тогда за это дело взялся один из руководителей МГБ республики генерал Токарев.
Лично ознакомившись с делом Джалиля, он признал правоту татарских писателей, и в мае 1949 года послал новый запрос в Москву, в котором, по сути, потребовал полной реабилитации Мусы Джалиля и его боевых товарищей. И добился! Хотя и не сразу. Вначале из Москвы последовал ответ, что якобы бегство Джалиля на Запад документально подтверждено. Но генерал не успокоился и послал в Москву копии свидетельских показаний о гибели Джалиля. Москва долго молчала. Затем сообщила, что в связи с гибелью разыскиваемого в 1944 году оперативное разыскное дело на него прекращено.
Но до самой смерти Сталина имя Джалиля в Татарстане по-прежнему оставалось под запретом. Первой нарушила заговор молчания «Литературная газета», опубликовавшая 25 апреля 1953 года первую подборку моабитских стихов М. И сделал это писатель Константин Симонов. Но полагал, что сами стихи лучше всяких доводов отметают эти подозрения. И Симонов решил опубликовать подборку моабитских стихов М. Джалиля в журнале «Новый мир», главным редактором которого был сам Симонов. А сколько таких осталось безвестными или с клеймом «предатель»?
А через несколько дней Василий Пономаренко рассказал своим друзьям о Голодоморе. А потом свои истории рассказали Андрей и Тимофей. Глава 4. Накануне полета. Таким образом, к полету на «Лунолетах» готовились сразу две группы космонавтов — обычная и зэковская... Согласно историку советской науки Гелию Шамсудинову, в состав обычной группы, тренировавшейся в Звездном городке, носящем сегодня имя Гагарина, входили вначале 12 человек. А группа лунонавтов все увеличивалась.
Ни эти почти тридцать человек, ни зэковская четверка ничего не ведали друг о друге. Итак, официально признанных советскими космонавтами специалистов, готовившихся к лунной гонке с Америкой, было почти 30 человек, а зэки были на вес золота — их оставалось всего четверо... Добавим — их мало кто вообще считал космонавтами, хотя готовились они практически по той же программе, что и настоящие космонавты. Для посвященных в космическую гонку представителей официальных советских властей они оставались лишь подопытными собачками в человеческом обличье, и лишь немногие посвященные в тайну врачи и ученые рассматривали их как обычных советских людей, готовящихся к штурму Луны... А тем временем советские ракетчики продолжали лихорадочную борьбу за космос с американскими коллегами, которые тогда считались просто врагами. При его запуске 28 сентября 1967 года отказал один из шести двигателей первой ступени ракеты-носителя «УР500К», и ракета была подорвана с Земли. Но при этом была испытана система аварийного спасения на участке работы 1 ступени при максимальных скоростных напорах.
САС и система приземления обеспечили посадку спускаемого аппарата корабля на Землю. Однако вследствие нерасчетного скоростного напора в момент отделения СА от ракетно-космического комплекса система управления спуском не смогла застабилизировать СА. Спускаемый аппарат корабля приземлился недалеко от взорвавшейся ракеты. Группа специалистов, прибывшая на место приземления СА, обнаружила весьма экзотическую картину. От горизонта и до горизонта над Землей простиралось зловещее желто-коричневое облако из паров азотного тетроксида и гептила. Невдалеке от этого облака на холме величественно стоял приземлившийся спускаемый аппарат. Аварийная ситуация на первой ступени ракеты-носителя показала огромные трудности в поиске и эвакуации СА и экипажа, а также заострила внимание на проблеме обеспечения безопасной работы обслуживающего персонала.
Следующая попытка запустить «Л-1» 22 ноября 1967 года тоже оказалась неудачной. На этот раз не набрал необходимой тяги один из четырех двигателей второй ступени ракеты-носителя. Успешно сработала САС система аварийного спасения , которая вывела спускаемый аппарат из ракетного комплекса. При спуске на парашюте из-за ложной команды гамма-высотомера на высоте 4,5 километра неожиданно сработали двигатели мягкой посадки. Тем не менее, лунный корабль удалось спасти, хотя он грохнулся об Землю с достаточно большой скоростью. Зэкам обо всех этих подробностях советских космических неудач никто не сообщал. Да и для чего это им было нужно знать?
Ведь советское — значит лучшее! И этого было вполне достаточно! Более того, ничего не знали они и об официальной программе полета советского человека на Луну. Но вот наступила весна 1968 года. К этому времени, по предварительным расчетам, советские люди уже должны были облететь Луну. Однако долгожданного облета все не было и в помине. Следующий полет специальные товарищи решили осуществить в пилотируемом варианте, хотя, если бы ученые-ракетчики заранее узнали бы об этом, то никакого запуска они бы не рискнули совершить.
Впрочем, ученые — тоже люди любопытные. Им, вероятно, до боли зубовной хотелось узнать, что чувствуют космонавты, возвращаясь к Земле со второй космической скоростью после облета Луны... Однако они и в мыслях представить себе не могли, что доблестные советские органы уже решают эту проблему без их участия... Никакого заседания Государственной комиссии не было. Не было и экзаменов для основного и дублирующего экипажей. Собственно говоря, вообще никто не определял, кто будет основным космонавтом, а кто - дублером. И хотя четверка зэков к этому времени уже поняла, что их готовят к облету Луны, никто из них пока не догадывался, кому и когда придется садиться в кабину «Лунолета».
Просто специальные товарищи по результатам наземных тренировок решили, что полетят Скляров и Пономаренко, и произойдет это уже при следующем запуске «Зонда», намеченном на начало марта. Глава 5. Перед стартом. Вы же успеваете все сделать к заданному моменту старта? Уже после того, как ракетчики покинули старт, к ракете приблизились специальные товарищи, поднялись на лифте наверх, открыли люк носового обтекателя и посадочный люк переходного отсека «Зонда». Они выбросили из корабля всё лишнее, согласно имевшейся у них спецификации, чтобы не нарушить объемно-весовые характеристики, и в том числе — манекены космонавтов, и посадили в ложементы Андрея Склярова и Василия Пономаренко. Как и планировалось в первом полете, на космонавтах-зэках не было лунных скафандров «Кречет».
Когда специальные товарищи завершили свою работу, генерал Верзилин обратился к стартовикам: - А теперь вы можете все проверить, особенно — закрытие люков. Мы ведь уложились в те 15 минут, которые вы нам выделили, не так ли? К вершине «Протона» тут же устремились механики стартовой команды и разработчики. Поднявшись на лифте, они обнаружили, что все объемно-весовые макеты, включая манекены космонавтов, выброшены на площадку рядом с кораблем. Конструктор Строгов и механик Петров приступили к проверке герметичности посадочного люка лунного корабля. Первое, что бросилось им в глаза после того, как Строгов и Петров отвинтили гайки люка обтекателя, были не до конца закрученные винты на посадочном люке переходного отсека. Открыв люк, он услышал из-за переборки люка, разделяющего спускаемый аппарат и переходный отсек — тот самый отсек, через который будущие облетчики Луны должны были попасть в «Лунник», - приглушенные человеческие голоса.
Раз голоса слышны, значит, с герметичностью не все в порядке. Удивленный Строгов спросил, есть ли кто внутри. Ему ответили молчанием. И хотя Строгов не стал проверять, кто конкретно находится на борту, он не сомневался, что специальные товарищи посадили в «Зонд» кого-то из своих. Он тут же понял, что за «аппаратуру» устанавливали специальные товарищи на борт и почему манекены оказались вне корабля. Строгов прикинул, что система жизнеобеспечения должна выдержать семисуточный полет и обеспечить существование двух военных пилотов, а запасы продовольствия военные «своим» наверняка подкинули в достаточном количестве... А вслух, на всякий случай, спросил: «Как вы себя чувствуете, товарищи космонавты?
Их строго-настрого проинструктировали - не вступать в какие бы то ни было переговоры с теми людьми, которые придут проверять корабль. Строгов тщательно проверил герметичность люка между спускаемым аппаратом и переходным отсеком. Действительно, военные что-то недокрутили. Но поняв, что на борту «Зонда» находятся люди — секретные космонавты военного ведомства, Строгов, как человек дисциплинированный, тотчас понял, что ему придется забыть обо всем увиденном на борту. Может быть, до конца жизни. Когда Строгов вылез из переходного отсека, он только попросил Петрова, остававшегося снаружи, тщательно завинтить барашки на крышке входного люка. Хотя Строгов молчал, как партизан на допросе, его на всякий случай отвезли в столицу и пропустили через гипноз, как и Петрова...
Глава 6. Полет «Зонда-4». Итак, 2 марта 1968 года корабль «Л1» под названием «Зонд-4» был выведен на промежуточную околоземную орбиту. Затем с помощью блока «Д» космический корабль перешел на сильно вытянутую эллиптическую орбиту с апогеем около 330 тысяч километров, однако облет Луны опять не удался, так как корабль направился не в ту сторону. Были ли виноваты в этом специальные товарищи и космонавты-зэки, которые все-таки несколько превысили установленные весовые нормы, или управленцы, или блок «Д» - неважно.
Летные права молодой человек получил раньше, чем водительское удостоверение, не успев выпуститься из школы. Нил Армстронг станет вторым человеком в семье, окончившим вуз.
Родители не могли оплатить учебу старшего сына и на помощь пришло государство. Власти согласились финансово поддержать юношу в получении образования, но с условием, что тот отслужит в армии три года. Близкие и сослуживцы отмечали хладнокровие Армстронга. От других его якобы отличала выдержка и неэмоциональность. Из-за этого он получил прозвище «Ледяной капитан». Сам Армстронг описывал себя как человека, глубоко преданного науке. По его словам, он был и остается инженером-ботаником, который неразлучен с карандашами и логарифмической линейкой.
Впрочем, это не мешало ему в зрелом возрасте отнести себя к деистам — людям, признающим существование Бога и сотворение им мира, но отрицающим сверхъестественные явления. Поклонники Армстронга со всего мира не раз зададутся вопросом, мол, как видевший космическую пустоту человек может верить в существование Бога? А пока это обычный американский парень, который хочет получить техническое образование и стать летчиком. Нил Армстронг описывал себя как инженера-"ботаника». Нила отправили воевать. После окончания службы Армстронг возвратился в альма-матер и получил степень бакалавра по авиационной технике. Позже Армстронг закончит магистратуру по авиакосмической технике в университете Южной Каролины.
Первым покорителем Луны был гражданин СССР
В 13:46:59 московского времени с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя Молния-М, которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-10». Масса спутника составила 240 килограмм, а сам спутник был оснащен научно-исследовательской аппаратурой.
Так, одна из знаменитых дикторш советского периода некоторое время назад отвечая на вопрос, что больше всего запомнилось ей за карьеру, ответила: «это был момент, когда после работы смотрела в аппаратной телецентра техническую трансляцию высадки на Луну». Кто бы сомневался, что дикторше из времени ее пребывания в телецентре больше всего запомнились не моменты чтения унылых и обычно лживых выпусков новостей советского Гостелерадио, а кое-что погорячее. Интересно, что в отличие от СССР, в некоторых восточноевропейских соцстранах репортаж о высадке на Луне в прямом эфире передали. В СССР же о высадке американцев на Луне передали с опозданием в полдня-день, ограничившись сухими короткими сообщениями.
Читайте также.
Первый в мире полет к Луне. Запомните эту дату студенты и не только - 14 сентября 1959 года человечество впервые достигло Луны. Сделал это советский космический корабль «Луна-2». Американцы Нил Армстронг высадились, даже если и высадились через десять лет после этого. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр.
А что в это время делали США? Станция не достигла Луны. Станция упала на обратную сторону Луны. Станция ушла на гелиоцентрическую орбиту, пролетев в 725 км мимо Луны. Станция упала в районе Моря Спокойствия. Наконец американцы - 28. Но вернемся в СССР.
США смогли лишь повторить советское достижение — 30 мая 1966. Естественно, США опять позади, они повторяют советский опыт 10 августа1966 года 15 сентября 1968 — Зонд-5 первые живые существа степные черепахи облетевшие Луну на расстоянии 1950 км и вернулись на Землю 21 сентября 1968 года. Американцы все время пытались нас обогнать в луной эпопеи, но ничего не получалось неудача следовала за неудачей. СССР во всем на Луне был первым. И вдруг американцы на Луне. Не в чем нас не обогнали. Ничего даже не проверили на животных.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние первого полета на Луну на мировую науку и технику Анализ влияния исторического события - первого полета на Луну - на развитие мировой науки, техники, космической отрасли и технологий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Значение первого полета на Луну для человечества Исследование значения и важности первого полета на Луну для человечества, его влияния на мировую историю, научные открытия и мировоззрение. Контент доступен только автору оплаченного проекта Перспективы дальнейших исследований космоса после высадки на Луну Анализ перспектив и направлений дальнейших исследований космоса после исторической высадки на Луну, возможные научные и технологические задачи. Контент доступен только автору оплаченного проекта Телескопические исследования Луны до первого полета Обзор истории телескопических исследований Луны до момента первого полета на ее поверхность, значимость полученных данных и открытий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Визуальное наблюдение Луны до эпохи телескопов История визуального наблюдения Луны до изобретения телескопа, роль этого метода в изучении Луны и формировании представлений о ней.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
В 1959-м Советский Союз запустил первую межпланетную станцию для изучения Луны. У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны. 360-килограммовая «Луна-1», несущая на себе герб Советского союза, должна была достичь лунной поверхности, тем самым продемонстрировав превосходство СССР над Америкой в научной сфере. Поэтому первыми людьми, облетевшими Луну, стали американцы, а Советский Союз вплоть до середины 80-ых годов вообще публично отрицал факт существования советских программ пилотируемых полетов на Луну, хотя мало-мальски грамотные советские граждане.
Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне
Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну. Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. В пятидесятилетний юбилей высадки первого человека на Луну разбираемся с «лунным заговором»: откуда он взялся, кто и как с ним борется и почему он до сих пор существует. В пятидесятилетний юбилей высадки первого человека на Луну разбираемся с «лунным заговором»: откуда он взялся, кто и как с ним борется и почему он до сих пор существует. Кстати, именно после приземления «Аполлона -11» на Луне Кондратюка реабилитировали в СССР.
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей. Ставка на пилотирование В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну. Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR Passive Moon Relay рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов. Этого допустить было нельзя, поэтому выступивший за заседании Политбюро Никита Хрущев прямо заявил: «Американцам Луну не отдавать! Ракета-носитель «Протон». Источник: Пресс-служба Роскосмоса Большая часть запусков «Зондов» опять закончилась неудачей: они либо сгорали, либо самоуничтожались путем автоматического подрыва. Из 15 аппаратов только 5 удалось выполнить поставленные задачи.
Одометр-пенетрометр ПрОП для слежением за пройденной дистанцией и определения характеристик лунного грунта. Лазерный рефлектор ТЛ уголковый отражатель для точных измерений позиции лунохода и дистанции от Земли до Луны. Солнечная батарея вырабатывала до 1 кВт электричества для всего этого оборудования, а чтобы оно не замерзло во время лунной ночи а это две земных недели в корпус был встроен радиоизотопный источник тепла на основе полония-210. Акт 4: тестирование машин и подготовка экипажа Пока космический луноход обретал последние штрихи на кульманах конструкторов, инженеры-практики уже начали тестировать прототипы шасси, оборудования и устройств управления на Земле, параллельно с подготовкой экипажей водителей для будущего лунохода. Полигон для имитации лунной поверхности был оборудован в Крыму, под Симферополем. Вот как описывает его строительство заслуженный испытатель военной техники и один из водителей лунохода Вячеслав Довгань: «Убрали грунт, сделали ровную горизонтальную площадку, а затем привезли евпаторийский ракушечник и сделали горки. Камни привезли различные. Посыпали песком и даже покрасили в серо-черный цвет. Все это было сделано под руководством академика Виноградова. Конечно, и солнце под Симферополем было очень хорошее, и тени» Кандидатов в группу управления луноходом отбирали с мая 1968 года из числа молодых офицеров систем космической связи, причем медкомиссия у них была такая же как и у космонавтов. Оценивали физическое состояние, выносливость, долговременную и оперативную память, умение ориентироваться в пространстве, способность быстро переключать внимание и адаптироваться в неизвестных условиях. Позже подключили и более специализированные тесты: цветоощущение, адаптивность зрения, способность одновременно осмыслять много данных. Из 40 кандидатов отбор прошли всего 14 человек, из которых сформировали два экипажа, помимо водителя включавших в себя: командира, штурмана, бортинженера и оператора антенны. Экипажи должны были сменять друг друга каждые два часа, иначе у людей начинала падать концентрация внимания, что в такой ситуации считалось недопустимым. Поскольку первые луноходы в СССР и всё связанное с ними было окружено густой пеленой секретности, а в многолюдном Крыму совсем скрыть от любопытных глаз такой масштабный проект не удавалось, — в народе скоро поползли слухи, мол «для лунных аппаратов готовят отряд смертников, обратно на Землю ребята уже не вернутся». Эта байка была яркой, но не долгой — первый луноход 1970 года развеял её в пыль. Интересный факт — при подборе кандидатов в операторы для дистанционного управления луноходом, одним из требований к водителям было полное отсутствие навыков вождения: от танков и тракторов, до машин и мотоциклов. Считалось, что земные рефлексы могут привести к ошибкам при езде в неземных условиях, да еще при использовании непривычных пультов управления с большой задержкой сигнала да, легионов геймеров пилотирующих все на свете с джойстика и при любых лагах в те годы еще не было. Акт 5: утаенный провал, опоздавший успех Создание и разработка лунохода шли чрезвычайно успешно. Но история не знает сослагательного наклонения. На 51 секунде полета перегрузки разорвали новый, толком не испытанный, аэродинамический обтекатель. Его обломки полетели вниз и пробили топливные баки ракеты, после чего, на 54 секунде полета, она взорвалась вместе с надеждами на громкую лунную победу. Полгода спустя американцы станут первыми на Луне, а о запуске «Лунохода-0» и его провале широкая публика узнает только в девяностые. После этого спешить было уже некуда и к следующему запуску лунохода все узлы и системы как самой машины, так и ракеты-носителя были тщательно проверены и протестированы.
Во-вторых, не существует ни одного интервью Руденко, за исключением этого невероятно короткого, состоявшего буквально из двух-трёх предложений. Хотя, несомненно, человек, действительно что-то знавший, выступал бы в СМИ значительно чаще. В-третьих, в разных источниках путается его должность. Одни называют его инженером-экспериментатором, другие — старшим инженером, третьи — главным инженером. По всей видимости, "заявление Руденко" было либо чьей-то шуткой, либо мистификацией какого-то журналиста. Поскольку Владимир Молодцов, один из создателей корабля "Восток", позднее утверждал, что никакого Руденко в ОКБ-46 он никогда не видел, и, кроме того, оспорил и пилотируемые суборбитальные запуски, заявив, что присутствовал почти при всех таких запусках лично и ни разу в них не принимали участия пилоты. Джеймс Оберг историк космоса Точку в истории с космонавтами-призраками поставил знаменитый американский историк космоса Джеймс Оберг, который в своё время подробно изучал легенду о нулевых космонавтах и ещё в 80-е годы пришёл к выводу, что истории о советских суборбитальных космонавтах являются не более чем легендами. Другие потерянные космонавты Тем не менее потерянные космонавты появлялись и позднее. На этот раз, правда, их гибель увязывалась с неудачными запусками советских кораблей и спутников, которые действительно имели место. На роль погибших космонавтов также назначались реально существовавшие люди. Полёт был экспериментальным, в качестве пассажира был отправлен "Иван Иванович" — манекен человека, необходимый для отработки системы жизнеобеспечения. Сохранить это в тайне, разумеется, было невозможно. На этот раз они уверенно сообщили о том, что при запуске корабля погиб советский космонавт Геннадий Завадовский. Осенью 1960 года сенсационные известия сообщила уже американская пресса. СССР совершил сразу два неудачных запуска человека в космос: в сентябре взорвался на старте корабль с космонавтом Иваном Качуром, а в октябре на орбите взорвался космический корабль, на борту которого находился космонавт Пётр Долгов. Чуть позже на арену вышли итальянские братья Юдика-Кордилья. Эти двое радиолюбителей якобы слышали и даже записывали на определённых радиочастотах переговоры советских космонавтов с центром управления. И каждый раз, когда братья их слушали, происходило что-нибудь страшное. То космонавт сообщал, что его корабль уходит в открытый космос, то задыхался, то извещал о пожаре. В феврале 1960 корабль Геннадия Михайлова унесло в открытый космос. В ноябре того же года аналогичная судьба постигла и корабль Алексея Грачёва, потерявшегося в космических дебрях после ухода с орбиты. Также сообщалось о гибели некой женщины-космонавта Людмилы и ещё трёх космонавтов во главе с Алексеем Белоконовым, задохнувшихся из-за разгерметизации корабля. Стоит отметить, что поначалу подробно сообщались имена погибших космонавтов, а в последних случаях их имена уже не сообщались. Всё дело в том, что за советских космонавтов приняли совсем не тех людей. В конце 50-х в "Огоньке" опубликовали фотографии техников-испытателей Института авиационной и космической медицины. Кое-какое отношение к космосу они имели, но вот в космос не летали. В отличие от первого отряда космонавтов, строго засекреченного, их имена не были секретными. Кто-то из заграничных аналитиков увидел их фотографии в журнале и пришёл к выводу, что это и есть первые советские космонавты, готовящиеся к полёту. Эта информация была подхвачена заграничными СМИ, которые в дальнейшем и "запускали" их в космос, а полёты, как правило, были приурочены к реальным запускам. Так, утверждалось, что Иван Качур погиб при взрыве во время запуска в сентябре 1960 года. В действительности в сентябре была запущена ракета Р-2 с собаками по кличке Малёк и Пальма.
В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джемини-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать. Армстронг успел выброситься с парашютом. Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо около 7 тысяч жителей. В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нил Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом. Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джемини-12", выходил из корабля в открытый космос. Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джемини-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов. Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу — завоеванию космоса. Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины. Завтра — не менее напряженный день. Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А. Виноградова корреспонденту газеты. Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов. И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"». Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С. Королёва, советский космический конструктор В. Мишин в своей брошюре «Почему мы не слетали на Луну? Он писал, что «успехи США в осуществлении высадки американских астронавтов на поверхность Луны освещались нашими средствами массовой информации явно односторонне и недостаточно. Замалчивая реальные факты, положение дел мы представляли таким образом, будто в СССР работы по пилотируемому полету на Луну не проводились и наши усилия были сосредоточены только на ее исследованиях при помощи автоматических космических аппаратов. Более того, мы даже стали утверждать, что в исследовании Луны можно обойтись только автоматическими аппаратами, что человеку на Луне делать нечего».