Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. В 1910 году пришло время других стилей, и он строит дом в стиле неоклассицизма.
МИД воссоздаст горгулий на фасаде особняка в центре Москвы
В Ермолаевском переулке стоит дом, где ныне находится резиденция посла Республики Уругвай. Отношения между нашими странами завязались в XIX веке. В 1910 году Шехтель с семьей переехал в новый дом на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переулке попал к почетной гражданке Е.Я. Дунаевой. Дом в Ермолаевском переулке, выстроенный Федором Осиповичем Шехтелем в период зарождения стиля модерн, расположен в районе Патриарших прудов.
Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896)
В Ермолаевском переулке завершилась реставрация особняка Фёдора Шехтеля, который архитектор построил для своей семьи. Планы по реставрации особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. Шехтель рисовал дом целиком, как вот этот особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, от ворот до паркета и каминов и на этом доме очень хорошо виден талант Шехтеля-рисовальщика. Свой собственный дом в Ермолаевском переулке Шехтель построил в романском стиле.
В столице завершилась реставрация особняка архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Собянин рассказал, как в Москве сохраняют наследие архитектора Шехтеля | Планы по реставрации особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. |
На Ваганьково молитвенно почтили память архитектора Ф. О. Шехтеля | Ансамбль небольшой усадьбы с трехэтажным каменно-деревянным особняком (1904–1905) и надворными хозяйственными помещениями в Волковом переулке стал одной из первых самостоятельных построек архитектора. |
Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке: architectstyle — LiveJournal | Учетная карточка. Наименование объекта. Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, с флигелем и оградой, 1896 г., арх. Ф.О. Шехтель. |
Ермолаевский переулок 28 | Реставрация особняка Шехтеля 2023 | Видео | В Москве завершилась реставрация фасадов особняка в Ермолаевском переулке – это здание построено по проекту архитектора Федора Шехтеля. |
Шедевр Шехтеля: эксперты подтвердили ценность особняка Саввы Морозова на Спиридоновке
Замки, терема и храм: что еще построил Шехтель в Москве | На первом снимке 1895 года запечатлена торжественная закладка особняка архитектора Шехтеля в Ермолаевском переулке. Сам Федор Осипович, видимо, стоит в шляпе в центре. |
Собянин: Отреставрировали фасады особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке | Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора. |
Три работы архитектора Шехтеля в Москве
По рисункам архитектора отделали интерьеры и все убранство. Федор Шехтель придумал даже занавес сцены с орнаментом в виде завитков и изображением чайки — символом МХТ. Это дань А. Чехову, чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. Так в Камергерском переулке появился изящный храм искусства. В 1918 году за сохранение театра выступил сам В. А в конце 1970-х в здании театра прошла капитальная реконструкция. После этого подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль архитектора все же сохраняется в интерьерах.
А в 1987 году коллектив театра разделился на две труппы: под руководством Ефремова Московский Художественный академический театр имени А. Горького на Тверском бульваре. В народе говорили, что МХАТ разделился на «мужской» и «женский». Это здание выглядит более строго, чем частные особняки. И больше напоминает гимназию. Или доходный дом. В данном случае заслуга архитектора заключается не только в красивом фасаде. Но и в продуманном освещении, коврах, поглощавших звуки, и, конечно, в крутящейся сцене.
Этот театр основали Станиславский и Немирович-Данченко. Он много раз менял названия. И сейчас официально называется «Московский Художественный театр им. В его труппе много актеров, которых мы знаем по ролям в кино: Пореченков, Семчев, Трухин, Хабенский, Верник, Дюжев и другие. Кстати, здание театра в ближайшем будущем отреставрируют проект разрабатывается. По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, помимо архитектурных достоинств, у этого дома интересная московская история. Например, есть легенда, что этот участок земли в 14 веке принадлежал полководцу Дмитрия Донского. Меркурия несчастный лик Огромный бело-розовый дом на Мясницкой улице построили для фарфорового магната Матвея Кузнецова.
Статус: памятник строительства и архитектуры. Проходим через Лубянский проезд и выходим на Мясницкую. Здесь примостилось еще одно детище Федора Шехтеля — фарфоровый дом. С округлой и витиеватой архитектурой. Его построили для представительства Матвея Кузнецова, который был фарфоровым магнатом. Здесь можно было купить или заказать посуду самого разного уровня. Клиентами были как крестьяне, так и потомственные аристократы. Лично мне это здание как раз напоминает театр, а не магазин.
Наверное, из-за пышных украшений и завитушек. Три года назад про фарфоровый дом писали все столичные газеты. И не в честь Шехтеля с Кузнецовым. А из-за обычного рабочего, который замазал лик Меркурия. В процессе реставрации часть лица крылатого бога обвалилась и гастарбайтер решил это исправить. В результате получилась лепнина на уровне детского сада. Прохожие заметили и сбросили фото в соцсети. Позже несчастному Меркурию сделали пластическую операцию и теперь он такой, как все остальные.
Сейчас здание закрыто.
Особняк Дерожинской, где разместилась экспозиция, впервые открыт для всеобщего обозрения. Его на время реставрации покинуло посольство Австралии. Ничто теперь не мешает рассмотреть удивительные интерьеры. В холле - гигантское окно высотой в 2-3 этажа, камин, много света, дубовый потолок, при этом человеку здесь тепло и уютно. Но некоторые, как выяснилось, не имеют статуса охраняемого объекта. К лету мы обязательно исправим эту ситуацию и поставим их на охрану. Особняк в Кропоткинском переулке Федор Осипович настоящее имя - Франц - он из поволжских немцев построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова.
В 16 лет ее выдали замуж за Павла Рябушинского, чей особняк потом в нем жил Максим Горький тоже спроектирован Шехтелем. Жене хотелось не хуже...
Доминантой служит остроконечная башня с высоким треугольным щипцом двускатной кровли и фронтоном. После революции 1917 года бывший особняк Шехтеля был разделен на четыре квартиры, в которых жили высокопоставленные советские чиновники. Предыдущая статья.
Но в отличие от многих у Боякова получилось.
Здесь не боялись весь вечер напролет читать стихи, завязывать импровизационный разговор со зрителем, затрагивать острые темы или вдруг выпустить к театральной публике «амбициозного пермяка-самоучку» музыканта Антона Восьмого… А почему все в прошедшем времени? Может, и зря. Просто, по сообщению пресс-службы, «руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков уступит свой пост режиссеру и драматургу Ивану Вырыпаеву». Но, цитируя журналиста Андрея Архангельского: «Для меня главная новость заключается не в том, что на пост худрука «Практики» приходит Иван Вырыпаев, а в том, что, находясь на пике славы и успеха, Эдуард Бояков добровольно слагает обязанности и передает управление более молодому коллеге». А вот как это объясняет сам Эдуард: «…Настал момент, когда нужно выбирать — продолжать развиваться эволюционным путем или дать этому развитию новый импульс. Я сознательно выбрал второе. Так я понимаю верность своему делу… Мне интересно создавать большие проекты… Но когда наступает момент выхода на проектную мощность, то мне хочется чего-то нового.
Каким бы ни был прекрасным проект, я не должен превращаться в человека, который его обслуживает». Зачем я все это рассказываю читателям, возможно, весьма далеким от театральной жизни? Попробуйте приложить эту историю к любой другой области, и вы поймете — красиво! Время «Ч» …Ой, что такое? Москву захватили инопланетяне? Их становится все больше, металлические бока победоносно блестят на солнце, они толкают ими испуганных прохожих, заставляя прижиматься к стенам… Кто бы подумал, что это всего лишь обычный час пик. Надо переждать.
Мы идем на Патриаршие Пруды, садимся за столик кафе, стоящий на тротуаре, попиваем чай со свежей мятой и ждем, когда закончатся звездные войны и вокруг снова возникнет любимый «тихий центр». О тех, кто не только ждет, но и старается этот момент приблизить, мы чуть позже непременно расскажем. Мария Кронгауз.
«То ли кирха, то ли синагога». Как архитектор Фёдор Шехтель поражал Москву
На Ваганьково молитвенно почтили память архитектора Ф. Шехтеля На Ваганьково молитвенно почтили память архитектора Ф. Шехтеля «Удивительно, в каком количестве из-под руки Ф. Шехтеля появлялись произведения искусства. Его влияние на русскую архитектуру является значительным. Кто-то назовёт Ф. Шехтеля баловнем судьбы. Без терзаний произошёл его выбор профессии, без труда он вошёл в высшие светские круги своего времени через дом Третьяковых, без диплома получал он многочисленные заказы. Все это было правдой, но и свою чашу страданий Фёдор Осипович испил сполна.
Он пережил смерть пятилетнего сына, трагическую любовь дочери Веры. Но, наверное, самым трудным испытанием было то, что в новой стране Советов он стал просто никому не нужен. Талант его оставался всё тем же, опыт был колоссальным, но, несмотря на это, проекты его отклонялись, а жить было не на что.
Жегин относился к нему как к собственному сыну, что, впрочем, не могло полностью снять ощущение морального дискомфорта от положения «бедного родственника». Возможно, это и мешало Шехтелю хорошо учиться, хотя гимназию и подготовительное училище он все же закончил. В 1875 году шестнадцатилетний Франц-Альберт переехал к маме в Москву. Впрочем, возраст его нам известен примерно, поскольку сам Шехтель называл разные даты рождения плюс-минус несколько лет , а документы не сохранились. Третьяков, в доме которого поселился юноша, сразу оценил его художественные способности и попросил своего зятя, видного архитектора Александра Каминского взять его помощником в свою мастерскую. Одновременно Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс не менее знаменитого мастера Дмитрия Чичагова. Так он одновременно оказался учеником двух, пожалуй, самых талантливых московских архитекторов тех лет.
Месье Финь Шампань — «безжалостный крокодил» Училище юноша так и не закончил — его отчислили за не регулярное посещение занятий. Зато в мастерской Каминского он получил возможность изучить практическую сторону работы архитектора, участвовать в настоящих проектах. А еще Шехтель с радостью погрузился в жизнь культурной московской элиты, благо близость к Третьяковым и Каминскому сразу ввела его в круг самых передовых и неординарных представителей общества. Ближайшими друзьями Франца в это время стали художники Левитан и Врубель они вместе учились в гимназии , братья Николай и Антон Чеховы. Последние ввели его в литературные и издательские круги, и вскоре замечательный рисовальщик Шехтель раскрылся как оформитель и иллюстратор книг и журналов. Например, под псевдонимом Финь Шампань он оформлял первый вышедший большим тиражом сборник «Пестрые рассказы», написанный Антошей Чихонте Антоном Павловичем Чеховым. Шехтель, который сейчас сидит у меня, уверяет, что виньетки не будет. Это жаль... А все из-за того, что я не соглашаюсь быть завтра у него на блинах. Впрочем, ура!..
Виньетка восторг. Запьешь на нее глядючи, как говорит один знакомый художник». Из письма Антона Чехова издателю Николаю Лейкину. Молодому Шехтелю были нужны деньги, и он брался за любую работу: от изготовления театральных афиш и обложек для нот, до ресторанных меню и торжественных адресов, причем все давалось ему с необычайной легкостью. Судя по переписке с Чеховым, кутили они славно, не хуже, чем Пушкин в их годы. Рестораны, купеческие клубы, бега, балы, циркачки и артистки — вот то, что занимало молодых повес. А центром притяжения для них был театр. Альбом «Весна-Красна» работы Федора Шехтеля. И большая часть исчезла бесследно. Попова До нас дошла переписка Шехтеля и братьев Чеховых, из которой становится понятно, что они действительно были близки.
Собственно, это и не удивительно: ровесники, провинциалы, оба из разорившихся купеческих семей. А еще детство в чужом доме, тюрьма — гимназия, скепсис в отношении церкви, бедность и огромный талант. Молодые люди им шел третий десяток дорвались до свободы, и наслаждались ею не стесняясь, что и вылилось на страницы переписки, порой, чрезвычайно вольной. Имевший коммерческую жилку Шехтель быстро оказался состоятельнее Антона Павловича, посему в письмах много чеховских шуток вроде: «Если Вы не дадите мне до 1-го числа 25-50 рублей взаймы, то Вы безжалостный крокодил». Зато доктор Чехов при необходимости лечил товарища. Каяться не будете, особливо если Вы не против житья по-свински, т. Бросьте Вы Вашу архитектуру! Вы нам ужасно нужны. Дело в том, что мы Киселев, Бегичев и мы собираемся судить по всем правилам юриспруденции, с прокурорами и защитниками, купца Левитана, обвиняемого в а уклонении от воинской повинности, b в тайном винокурении Николай пьет, очевидно, у него, ибо больше пить негде , с в содержании тайной кассы ссуд, d в безнравственности и проч. Приготовьте речь в качестве гражданского истца».
Ваших внушений он послушается…» Из письма Антону Чехову. Эскиз театра «Антей» в саду «Эрмитаж»a-dedushkin. Возможно, причиной была болезнь матери, работавшей экономкой в семье известного мецената Павла Третьякова: нужно было зарабатывать и помогать семье отец архитектора Осип Осипович Шехтель умер рано, когда Федору было 8 лет, в семье было много детей. Молодой Шехтель работал в мастерской архитектора Александра Каминского. Не имея законченного профильного образования, он не мог воплощать в Москве собственные проекты, поэтому в 1880-е и в начале 1890-х годов Шехтель строил в основном загородные купеческие дачи — например, Савве Морозову на реке Киржач и меценату Сергею фон Дервизу в Кирицах, — а также проектировал интерьеры частных домов или выполнял заказы в соавторстве с другими архитекторами в этом случае можно было обойти отсутствие диплома. Параллельно Шехтель сотрудничал с журналами как оформитель и виньетист: оформлял первую книгу Чехова «Пестрые рассказы», создавал декорации и костюмы для театральных постановок и народных гуляний вместе с Михаилом Лентовским Например, к Всероссийской художественно-промышленной выставке на Ходынском поле в 1870 году и аллегорическому шествию «Весна красна» в рамках торжеств по случаю коронации Александра III в 1883-м.
Ценным также признан художественный металл конца XIX века, включая литые чугунные ограждения балконов, террас, завершения водостоков в виде масок, горгулий и скульптура химеры на ограждении одного из балконов. В 1995 году в здании произошел пожар, который уничтожил больше половины исторических интерьеров дома, но конструкции особняка, декоративное оформление части его внутреннего убранства и фасады почти не пострадали. Уцелевшие предметы интерьера и детали декора были отреставрированы и сохранены силами 20 организаций разных стран мира на основании дошедших до наших дней подлинных эскизов Шехтеля. Специалистами были спасены три панно — «Утро», «Полдень» и «Вечер» Михаила Врубеля, на которых пробуждающаяся природа изображена в виде аллегорических женских фигур, подобных сказочным русалкам.
Кроме того, в особняке можно увидеть своды Монье, лепной и резной декор, карнизы, падуги, фризы рельефные, живописные , розетки, кессонные потолки, колонны и пилястры из искусственного мрамора с лепными капителями, металлические декоративные панно. В доме есть встроенная деревянная мебель, спроектированная самим Федором Шехтелем, в том числе кресла-троны, напольные часы в виде готической башни и конторка. Сохранились парадная лестница со скульптурной группой авторства Михаила Врубеля «Роберт и монахини», готические камины, зеркала, осветительные приборы конца XIX века — светильники-фонари, люстры, каплевидные светильники, бра, и многое другое. Специалисты также подтвердили ценность архитектурно-художественного оформления ограды с воротами конца XIX века, включая четырехгранные столбы с фигурными нишами, пилоны ворот с декоративными фонарями в завершении и металлическую ажурную решетку с завершением в виде звериных морд. Кроме того, в предмет охраны вошли шесть садовых скульптур — это женские фигуры и фигура ангела. По словам Алексея Емельянова, теперь все реставрационные работы в доме будут проводиться с учетом утвержденного предмета охраны.
Специалисты отреставрировали фасад особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28: история и фото | Достопримечательности Москвы | Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» — эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке. |
шехтель: nowhereman_0 — LiveJournal | Особняк Ф. О. Шехтеля в Ермолаевском переулке (арх. Ф. О. Шехтель, 1896 г.). Ф. О. Шехтель у камина в своём кабинете. |
Собянин: отреставрировали фасады особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке
Почти четыре года шло восстановление усадьбы Гликерии Каратаевой — Ивана Морозова в Леонтьевском переулке. Специалисты привели в порядок анфиладу залов первого этажа, восстановили лепной декор и живописные вставки на потолках и стенах парадных залов. Недостающие элементы отделки воссоздали по сохранившимся фрагментам. Отдельным этапом работ стала реставрация парадной лестницы: обновили деревянные поручни, гипсовые балясины, лепные карнизы, каменные ступени и литое ограждение. Еще одним шедевром Федора Шехтеля считается особняк Александры Дерожинской.
Особенностью его реставрации стало воплощение несостоявшегося замысла зодчего — украшение интерьеров рисунками Виктора Борисова-Мусатова, оригиналы эскизов которых нашли в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.
Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.
Особенности интерьера Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта. Знаменитая лестница Шехтеля, Sveta Yastrebkova Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.
Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий. Витраж, Лариса Киселева На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах.
Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня. Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить. Лампа-медуза, Лариса Киселева От скромного начинания до масштабного бизнеса Об Александре Левенсоне известно немного — даже год его рождения точно не установлен. Достоверно лишь то, что он был успешным бизнесменом. Он открыл типографию в 1881 году, приобретя по случаю у Набилковского училища небольшую печатную машину, ручной станок, резак и принадлежности для набора составления макетов. Изначально предприятие разместилось в доме Левенсона-отца, известного московского врача, в Рахмановском переулке возле Петровки.
Начав с изготовления визитных карточек и коммерческих счетов, Левенсон постепенно перешёл к крупным заказам, первым из которых стало издание газеты «Новости дня». Чтобы расширить деятельность типографии, основатель превратил её в долевое предприятие — товарищество. Среди партнёров он привлёк купца, издателя и мецената Л. В 1890 году скоропечатня имела капитал в размере 210 тысяч рублей и имущество общей стоимостью более 100 тысяч рублей. Вскоре стало очевидно, что солидному предприятию нужно представительное помещение. По задумке хозяина, оно должно было стать комбинацией «последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства».
Для фабрики Левенсон приобрёл участок на углу Трёхпрудного и Мамоновского переулков. Первым делом там снесли все деревянные усадебные строения. Проведя конкурс, Левенсон выбрал проект Фёдора Шехтеля, который представил план целостного и оригинального комплекса из административного здания и примыкающих производственных построек. По некоторым данным, заказчик и исполнитель нашли общий язык благодаря происхождению — оба были обрусевшими немцами. На Петровке — уже на самой Петровке, а не в переулке! Вероятно, в память о начале большого дела.
Шехтель приложил руку и к личному дому Левенсона — перестроил для него особняк на Пречистенской набережной дом 35. Благородный вид средневекового замка, уютные интерьеры и гостеприимство хозяина привлекали в скоропечатню Левенсону разных людей. Именно здесь в 1901 году собрались представители московской журналистики, чтобы обсудить предстоящее празднование 200-летия периодической печати в России.
Интерьер[ править править код ] Особое внимание Шехтель уделил внутренней отделке дома, развивая планировочную структуру от центра к периферии. Ядром строения стала дубовая резная лестница, вокруг которой расположились кабинет, столовая и гостиная. Архитектор разместил у подножия лестницы возвышающуюся башню с фонарём, который олицетворял восхождение к свету.
Этот приём он неоднократно повторял в дальнейшем [12]. Помещения дома украшают потолочные перекрещивающиеся балки и витражи на средневековую тематику, которые гармонично сочетаются с коваными решётками и люстрами в стиле модерн [5] [8]. Из-за скромного образа жизни хозяина и отсутствия моды на обильный декор на момент строительства особняк отличается строгим внутренним убранством. Все комнаты через круговую анфиладу ведут в двухсветный вестибюль. Самое большое помещение дома — гостиную, — архитектор разделил на две части аркой, создающей эффект пространственных планов. В кабинете находится гипсовый резной камин с изображениями мифических животных.
К лету мы обязательно исправим эту ситуацию и поставим их на охрану. Особняк в Кропоткинском переулке Федор Осипович настоящее имя - Франц - он из поволжских немцев построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова. В 16 лет ее выдали замуж за Павла Рябушинского, чей особняк потом в нем жил Максим Горький тоже спроектирован Шехтелем. Жене хотелось не хуже... После революции сюда въехал Наркомпрос с Надеждой Крупской, потом была гостиница для деятелей Коминтерна...
Почетными гостями выставки стали потомки Шехтеля - правнуки и праправнуки. Один из них - Федор Ращевский, тоже архитектор. Он привез из дома для выставки старинный дубовый стол, за которым работал Шехтель, его стул, шкаф, домашнюю иконку... Мало что осталось наследникам от прадеда.
Сохранить наследие: в Москве началась реставрация усадьбы Морозова
Первый особняк, что Франц-Альберт Шехтель, которого мы знаем и любим под русским именем Федор Осипович, построил лично для себя, стоял на Петербургском (нынешнем Ленинградском) шоссе. Личный особняк в Ермолаевском переулке, 28. Доходный дом Шамшиной по улице Знаменка, 8/13. Шехтель. Посольство Уругвая (резиденция) Ермолаевский пер, 28 Построен архитектором Ф. Шехтеля для себя в 1896 г. Этот особняк считается чуть ли не лучшим из творений этого знаменитого архитектора, который построил такие знамениты дома. За облик отвечали лучшие архитекторы города: Жолтовский и Шехтель. Последний, вдохновившись европейскими замками, построил дом и себе — в Ермолаевском переулке. А в особняке Шехтеля теперь посольство Уругвая. Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.
Москвичам впервые показали уникальные интерьеры особняка Дерожинской архитектора Шехтеля
РФ» о восьми столичных зданиях, ключевых для эпохи модерна, которые сохранили особенности этого стиля до наших дней. Его называли стилем индивидуальностей. На рубеже столетий, с появлением новых технологий строительства, архитекторы получили куда более полную свободу творческого самовыражения, а также возможность воплощать в реальность самые смелые и эксцентричные пожелания заказчиков. Ими чаще всего становились купцы, предприниматели, меценаты и деятели искусства. Зодчие эпохи модерна руководствовались принципом построения «изнутри наружу»: композицию зданий и внешний вид фасадов диктовало художественное оформление интерьеров. Внутреннее убранство домов в этот период обрело особое значение.
Архитекторы лично проектировали не только пространство интерьеров, но и предметы мебели и декора: стулья, столы, торшеры и многое другое. А также приглашали лучших художников своего времени, которые создавали в комнатах панно, майолики, витражи, мозаики и другие украшения. Фасады в эпоху модерна зачастую были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора.
Впрочем, работы на этом здании будут продолжены - предстоит отреставрировать и его интерьеры. Завершая разговор о масштабах реставрационной деятельности ГлавУпДК, приведем несколько ярких фактов.
Только в 2023 году работы в том или ином объеме - непосредственная реставрация всего здания или только фасадов , поддерживающие ремонтные работы, приспособление под современное использование или разработка проектно-изыскательских работ - велись на 30 объектах. Так, например, помимо дома Шехтеля в Ермолаевском, была завершена реставрация особняков в Еропкинском д. Предприятие также было удостоено премии «Московская реставрация» за реставрацию особняка по адресу: Спасопесковский переулок, д. Щепочкиной - Н. В этом году начнутся работы по ряду других объектов: Хлебный пер. Ордынка, д.
Продолжатся работы по ряду ранее начатых объектов, среди них, например: Поварская ул. Гиляровского, д. Кроме того, продолжается капитальный ремонт с элементами реставрации на Садовой-Самотечной ул. Открыть для себя особняки Подводя итог теме сохранения культурного наследия, хотелось бы упомянуть о доступности объектов для широкой публики. ГлавУпДК, понимая интерес общественности к памятникам архитектуры, стремится знакомить аудиторию с убранством и историей вверенных в хозяйственное ведение особняков. При этом активно используются и современные технологии.
Например, для этих целей было создано мобильное приложение «Внутри особняка», благодаря которому абсолютно каждый может прикоснуться к истории особняка Зинаиды Морозовой и прогуляться по его залам. Дополненная и виртуальная реальность, копии-слепки интерьеров с мельчайшими деталями, появление исторических персонажей - все это создает ощущение присутствия. Этим же целям служит и новая версия сайта «Объекты культурного наследия» - mansions. Ресурс представляет информацию в различных, востребованных аудиторией форматах - фотоподборки, видеоэкскурсии, доступны и мнения экспертов отрасли, и развернутые познавательные статьи.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
В мозаичном панно над главным входом, представляющим ирисы на золотом фоне, запечатлен год постройки 96 и монограмма Шехтеля s. Особняк сохранил первоначальную изысканную отделку фасадов и интерьеров в «готическом стиле» в сочетании со свободно-функциональной системой модерна: дубовые парадную лестницу и панели, камин, витражные двери, кованную решетку столовой, оконные витражи с рыцарскими мотивами, метлахскую плитку вестибюля и т. Несмотря на высокую сохранность интерьеров, комплексная реставрация начинается здесь впервые. Экскурсию провела научный сотрудник Отдела свода памятников истории и культуры Государственного института искусствознания Ольга Михайловна Замжицкая. В завершении мероприятия экскурсанты полюбовались другими прекрасными зданиями Шехтеля, компактно расположенными в районе Патриарших прудов: скоропечатней Левенсона в Трехпрудном переулке и последним особняком архитектора с флигелем-мастерской на Большой Садовой.
МОСКОВСКИЙ МОДЕРН
В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую. Далее по Ермолаевскому, отступая вглубь территории, расположена еще одна круглая в плане, островерхая башня, в которой размещается «черная» лестница. С общей лаконичностью фасадов контрастирует роскошный декор главного входа — мозаичное панно, выполненное в мастерской В. Фролова по эскизу Шехтеля. На нем — три времени жизни ириса, цветка модерна, символизирующие три периода бытия: рождение, расцвет, увядание, и три символа: латинская буква S — начальная буква фамилии архитектора в латинском написании и число 96 — год постройки дома. Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую букву N — начальную букву имени жены Федора Осиповича, его кузины Натальи Жегиной ее отец, увлекавшийся искусством и коллекционированием, был близким приятелем П. Если при строительстве здания Шехтель обращался к историческим стилям прошлого, то ограда — уже типичная для модерна: кованая решетка с растительным орнаментом в виде извивающихся побегов.
Въездные ворота ограничены двумя пилонами с двускатными навершиями. Двухэтажная хозяйственная постройка с подвалом, построенная Шехтелем одновременно с домом, облицована, как и фасады, керамической плиткой коричневатых оттенков. Скошенный угол декорирован композицией из полихромной плитки в виде круга с изображением геральдического символа, изображающего рычащего льва. Что касается интерьеров дома, то в их устройстве архитектор имел возможность воплотить новые замыслы. Он обратился к приему, который впоследствии станет характерным для частных построек Шехтеля на протяжении всего его творчества — проектирование «изнутри наружу», когда внешняя архитектура фасадов задана планировочной целесообразностью интерьеров. Можно сказать, что внутренняя планировка особняка основана на трех главных принципах: комфорт, удобство, красота.
Небольшая прихожая в башне главного входа сохранила и установленную еще при Шехтеле вешалку для одежды, и метлахскую плитку пола, и витраж в окне под потолком с двумя стилизованными под средневековые круглыми медальонами с изображениями мужчины и женщины. Существует красивая романтическая версия о том, что это хозяин и хозяйка дома, встречающие гостей. В декоре вестибюля, отделенного от прихожей стрельчатой аркой, использованы деревянные панели и дубовые балки, а одну из стен занимает рама большого зеркала — обращение к готике, но более сдержанное, чем в неоготических интерьерах особняка Морозовых. Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается анфилада комнат первого этажа — они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином, столовая и опять гостиная. В резном декоре великолепной парадной лестницы темного дерева и фонаря-башенки использованы волнообразные линии — элемент зарождающегося стиля модерн. Гостиная — самое большое помещение в доме — разделена аркой на две части.
Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки, но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин в их числе были «Садко» Врубеля, «Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха.
Сегодня эта постройка является объектом культурного наследия федерального значения и находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК. Объект расположен по адресу: Ермолаевский пер. Особняк переживает первые столь масштабные работы, которые проводятся в здании за его более чем 120-летнюю историю. В управлении особенно подчеркивают сложность реставрации элеиментов деревянной отделки дома.
Федор настоящее имя Франц-Альберт Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова, куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов - брат Антона Чехова. Из училища Шехтеля вскоре отчисляют за прогулы, но это не мешает блестящей реализации молодого человека.
Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж», который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры. В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы, Кузнецовы, Локаловы и другие. Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению.
После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну. Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926… Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры. Особняк в Ермолаевском переулке Ермолаевский пер. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества.
Одна из уникальных деталей здания — водосточные трубы с воронками в виде готических горгулий. Со временем скульптуры были утрачены, но специалисты сумели их воссоздать по сохранившимся архивным фотографиям.
Как сообщается на официальном сайте мэра Москвы, отдельное внимание уделили старинным окнам: расчистили оконные заполнения, заменили остекление и привели в порядок цветные витражи. Восстановили также мозаичные панно над главным входом и над ведущим во внутренний двор с крыльцом. Следующим этапом реставрации особняка станет работа над интерьерами. В 2016 году завершились работы по восстановлению здания скоропечатни Левенсона, основные работы были проведены в административном корпусе.
Специалисты отреставрировали фасад особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом великого русского архитектора, известного прежде всего работами в стиле модерн. Франц - он из поволжских немцев) построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова. Отреставрированы фасады особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве. Об этом проинформировал мэр столицы Российской Федерации Сергей Собянин. Свой дом в Ермолаевском переулке Федор Шехтель построил в 1896 году. От замысла до воплощения ушло чуть более полугода — для того времени рекордно короткие сроки.
Замки, терема и храм: что еще построил Шехтель в Москве
РИА Новости, 1920, 31.05.2021. В Москве завершили реставрацию дома-особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке. Отличительная черта здания – водосточные трубы с воронками в виде готических горгулий, которые со временем были утрачены. Построенный в стиле московского модерна, особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28 украшает этот столичный уголок. Построенный в стиле московского модерна, особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28 украшает этот столичный уголок.