Новосибирск стал третьим городом России по индексу счастья населения. Для ответа на эти вопросы госкорпорация вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую систему городского развития — Индекс качества жизни в городах России. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные мониторинга уровня счастья жителей России.
Социология счастья страдает от неоткровенности граждан
За четыре месяца индекс счастья в России снизился с 71 до 68 пунктов. Новосибирск стал третьим городом России по индексу счастья населения. Один из самых низких индексов счастья зарегистрирован в России. Однако Индекс счастья в мире и в нашей стране остается низким по сравнению с «допандемийными» годами.
Новости партнеров
- Краткая методология
- Какое место занимает России в списке самых счастливых стран мира 2024
- Социология счастья страдает от неоткровенности граждан / Экономика / Независимая газета
- Спецпредложения
- У россиян измерили уровень счастья, результаты многих удивят
Вы точно человек?
Снижение началось одновременно с пандемией коронавируса. В ноябре 2021 года индекс впервые за "ковидное" время поднялся выше 70, но вновь опустился в марте. Ранее 47news сообщал, что Финляндия пятый год подряд возглавила рейтинг самых счастливых стран по данным ООН. Россия заняла 80-е место.
Исследование индекса счастья проведено в рамках ежегодного опроса жителей мира «Конец года». Были опрошены 41 560 человек из 44 стран. В каждой репрезентативная выборка составила не менее 1000 мужчин и женщин, сообщает «Ромир».
Последние новости.
Ответу «Скорее, больше счастливых» присваивается коэффициент 0,9, ответу «примерно одинаково и счастливых, и несчастливых» — коэффициент 0,5, ответу «скорее, больше несчастливых» — коэффициент 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более счастливыми россияне кажутся другим россиянам. Он будет интересен широкому кругу специалистов в области СХД: от инженеров компаний-интеграторов до администраторов конечных систем. Начало вебинара в 11:00 МСК.
Гораздо меньше — до 400 тысяч рублей — могли бы собрать за три дня среди своих друзей жители Ленинградской области, Москвы и Краснодарского края. Но и эта сумма впечатляет! Правда, социологи отмечают при этом, что наличие «сильных связей» чревато потерями: чем больше у человека близких друзей, тем чаще людям приходится давать друзьям в долг деньги, а не занимать их… Во всяком случае, сегодня для россиян оказываются более важными поверхностные, зато более многочисленные и разнообразные знакомства и контакты, заведенные в разных местах и с разными людьми так называемые «слабые связи». Этот выбор полностью подтверждается знаменитым тезисом американского социолога Марка Грановеттера Mark Granovetter , профессора факультета социологии Школы гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета, высказанным им в статье «Сила слабых связей» The Strength of Weak Ties, 1973. Грановеттер впервые объяснил, почему именно «слабые связи» — не друзья и родственники, а приятели и случайные знакомые — имеют решающее значение для человека во многих обстоятельствах его жизни. Эти «слабые связи» прочно обеспечивают людей чувством защищенности security и снижают в их представлении некоторые экономические риски.
Разнообразие контактов и знакомств дает людям уверенность, что они смогут найти себя в новых условиях на рынке труда. Социологи, проводящие в России «Евробарометр», считают, что увеличивая и разнообразя круг своих знакомств, россияне как бы «страхуют» свое трудовое будущее. Именно они связаны со стратегиями успешного поиска работы. Число «сильных связей» у россиян растет значительно медленнее, но также заметно». Социологи выяснили, что частые переезды с места на место увеличивают, в глазах каждого человека, сумму его социального капитала. Они назвали это развитием «парадокса Грановеттера».
Наибольшим количеством знакомств «слабых связей» обладают те, кто живет на одном месте не более 10 лет. Такие люди чувствуют себя более уверенно; они считают, что всегда смогут найти работу не хуже той, что есть у них сейчас. Зато те, кто живет на одном месте более 25 лет, при поиске новой работы чувствуют себя неуютно. Да и экономический оптимизм они демонстрируют куда реже. Возможно, с этим явлением связан феномен, который социологи объяснить пока не могут. Чем неувереннее чувствует себя россиянин, чем меньше у него друзей и знакомых, тем меньше он готов менять что-либо в своей жизни.
Чем выше уровень социального оптимизма — тем больше жители российских регионов готовы бросить все, уехать и начать жизнь с нуля. Люди готовы расстаться с любимыми родственниками и друзьями ради возможности увидеть новые лица, приобрести множество новых знакомых. А с ними — новые перспективы и новую работу. И вот — результат. Кто же в России самый счастливый? Ответ на это оказался неожиданным.
В США это — люди с высоким образовательным цензом, имеющие крепкую семью.
ВЦИОМ: индекс счастья в России достиг 25-летнего максимума
– Осенью 2019 года индекс счастья в России впервые после продолжительного периода роста продемонстрировал снижение – сразу на 10 пунктов. Один из самых низких индексов счастья зарегистрирован в России. Первое место в индексе счастья среди людей до 30 лет заняла Латвия. За тридцать лет индекс счастья в России вырос в одиннадцать раз. В России стал стремительно падать индекс счастья, страна вошла в пятёрку самых "несчастных" стран.
В России составили рейтинг городов, в которых живут самые счастливые жители
Интересный факт: чем больше людей в семье, в том числе детей, тем выше индекс счастья показывали респонденты. Так, наибольшее значение — выше 7 — отметили опрошенные, чьи семьи состоят из пяти и больше человек, а также имеющие трех и более детей. Самыми счастливыми с индексом выше 7,2 оказались покупатели в Северо-Кавказском федеральном округе, за ними — жители Южного федерального округа, где индекс счастья составил 7,1. Хорошие результаты также показали жители Приволжского и Сибирского федеральных округов — 6,8 и 6,7 соответственно. На остальной территории РФ индекс покупательского счастья оказался ниже 6,6. При этом респонденты в разных регионах назвали разные причины своего счастья. Жилье и семья делают счастливее людей на Кавказе. На Юге — отдых, туризм и еда. В Центре — шоппинг и магазины. В Северных регионах — зарплата, онлайн покупки, телевидение и секс.
Наибольшая доля таких ответов пришлась на 1990 и 1992 гг. ВЦИОМ также подсчитал индекс счастья, который демонстрирует, насколько счастливыми себя чувствуют россияне, и индекс социального счастья, показывающий долю счастливых и несчастливых людей в окружении респондента. Так, в октябре индекс счастья составил 66 пунктов по сравнению с 68 пунктами в марте и 63 в октябре 2021 г.
Самые низкие показатели — у Иордании, Ливана и Сирии. Вице-президент Gallup International Андрей Милехин уточнил, что в рейтинге счастливых лидируют вовсе не те, что влияют на мировую политику, а жители Латинской Америки и Юго-Восточной Азии из-за местных особенностей в целом более оптимистичны. Подписывайтесь на наш Telegram-канал , а также на наше сообщество в Viber.
Одна построена на официальных статистических показателях, другая — субъективная, базирующаяся на соцопросах детей и родителей. Пока в проекте приняли участие восемь пилотных регионов: 132 тысячи детей и 115 тысяч родителей. Предполагается, что результаты индекса помогут властям выявлять проблемные зоны и разрабатывать меры для их решения, а также корректировать государственную политику в тех вопросах, которые касаются семей. Рогозин: Мы сначала связывались с региональной властью. Затем ответственные чиновники передавали поручения либо в региональные министерства образования, либо в министерство соцзащиты. А потом рассылались поручения по школам. Единственное, что мы могли контролировать, — это чтобы случайным образом отбирались школы. А потом уже просили в школах опросить всех детей от 10 до 17 лет. Дело не в том, что результаты могут отклоняться. Мы собираем мнения детей, чтобы сформировать государственное задание по их воспитанию, в том числе патриотическому. И это все формирует определенный дискурс. А вы же сами наверняка замечали, что ребенок в своем кругу может много говорить, смеяться. Но как только учитель вызывает его к доске, он сразу пугается, заикается. Поэтому многие педагоги сетуют, что дети сегодня какие-то не такие. Они такие, просто мы их выдергиваем во взрослую жизнь, ставим в рамки, которые им не очень привычны. Исследование как раз об этих рамках. Не нужно говорить о том, что дети угождают нам, взрослым, они лишь пытаются говорить на нашем языке. Счастье — очень расплывчатое понятие. Сегодня мы счастливы, завтра — нет. А если мы счастливы, но начнем задумываться об этом, то сразу станем несчастливы, потому что счастье не любит рефлексии, размышления о себе. Оно находится в моменте. Когда взрослый смотрит на ребенка, он определяет счастье через шесть областей жизнедеятельности ребенка, или через шесть доменов. Сейчас это общепринятая норма, общемировая технология. Во всем мире к детям подходят с точки зрения воспитания, то есть с точки зрения взаимодействия ребенка и взрослого. Разговоры о том, что мы слушаем детей, мы измеряем их голос и так далее, — они немного лукавы, поскольку, если бы мы слушали детей, мы бы им отдали на откуп компьютерные игры, компьютерные технологии, и они бы этим только и занимались. Но у нас есть некоторые представления о том, каким ребенок должен быть, что мы для него хотим сделать. На этом построено воспитание, поэтому наш индекс — это индекс такого воспитуемого счастья. Это вовсе не говорит, что у детей нет чего-то другого или какой-то ребенок счастлив как-то иначе. Это не толстовская схема, что все дети счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Эмоционально счастье может проживаться как-то одинаково, а по причинам оно очень разное. Можете перечислить шесть «государственных» признаков счастья, которые вы замеряли? Образование, здоровье, безопасность, материальное обеспечение, саморазвитие и социальное отношение. Причем каждый домен включает в себя по три индикатора. И эти индикаторы также делятся на разные параметры. То есть это очень масштабное исследование. Какая составляющая из всего этого многообразия самая важная? Наверное, нельзя говорить, что на первом месте, что на последнем. Но очень значимую роль играет образование. Мы считаем, что ребенок благополучен или счастлив, если он увлечен образовательной деятельностью, если он занимается самообразованием. Это общая норма, практически ни один родитель не может сказать, что ребенок счастлив, если он не будет ходить в школу и будет ненавидеть учителей. Я специально делаю акцент, что мы смотрим с точки зрения государственной перспективы. Есть многочисленные зарубежные исследования, которые говорят о неоднозначном влиянии школы. Например, американо-мексиканский философ Иван Иллич в своей работе «Освобождение от школ» на эмпирическом материале доказывает тезис, что самое большое зло, которое сделало человечество в начале XX века, — это всеобщее среднее образование. То есть Иван Иллич показывает, что средние школы — то, чем мы гордимся и что считаем детским счастьем, — являются злом, которое убивает не только инициативу, но и калечит жизни современных детей. Не только. Иллич провел серию экспериментов. Например, он взял детей из семей испаноговорящих эмигрантов и случайным образом разбил на две группы. Одну группу отдал лучшим преподавателям английского языка из Гарварда. А вторую поместил в обычный городской центр, куда рекрутировал американских мальчиков-хулиганов. Условия обучения были одинаковыми, все длилось три месяца. В первой группе с лучшими педагогами, занимавшимися в режиме нон-стоп, ученики более-менее изучили грамматику, но не могли общаться на элементарные темы. А во второй группе дети за три месяца научились бегло разговаривать на английском. Это про эффективность среднего формализованного обучения. Также он доказал, что среднее обучение разрушает локальность, то есть идентичность и патриотизм, который понимается не как колониальный патриотизм, а как любовь к своей земле. Ведь всеобщее образование уравнивает, а это значит, что уничтожает и местное знание. Иллич приводит примеры, как колониальное строительство дорог в Африке убило местные сообщества, погибли целые малые народы. И как российские дети оценивают свое образование? Приносит оно им счастье? В исследовании мы замеряем не оценки, ведь о счастье говорит не успеваемость, а вовлеченность в образовательный процесс и интерес к школе как к таковой. Школа — это еще и социализатор, а не только место для получения каких-то знаний. Кроме того, мы смотрели вовлеченность детей в разные внеклассные мероприятия, сейчас ведь модно непрерывное дополнительное образование. То есть это различные кружки, репетиторы, спортивные секции, все то, что формирует занятость ребенка. Многие родители считают, что с точки зрения социализации оправдана тактика, когда ребенка загружаешь так, чтобы он только учился и занимался бы спортом. А на всякие глупости времени бы не оставалось.
Самые грустные россияне живут на Северо-Западе. В России подсчитали индекс счастья
В России на фоне экономического потрясения и военных действий индекс счастья предсказуемо снижается, однако по-прежнему выше прошлогодних значений. Индекс благополучия россиян составил в марте 2024 года 6,7 пункта из 10 возможных. За четыре месяца индекс счастья в России снизился с 71 до 68 пунктов. Новосибирск стал третьим городом России по индексу счастья населения. В России более или менее счастливыми себя ощущают 80% населения, по сравнению с ноябрем 2020 года измеряемый социологами "индекс счастья" снизился с 66 до 64 пункта, показало исследование ВЦИОМа. Индекс счастья россиян по итогам третьего квартала 2023 года составил 7,2 балла из 10 возможных, что на 0,1 балла больше показателя второго квартала и на 0,6 балла превосходит значение первого квартала.
Опубликован «индекс счастья» российских городов
Иран, несмотря на потрясения, продолжающиеся с прошлого года, тоже стал счастливее: со 110-го места в 2022 году страна поднялась до 101-го в текущем году. Турция несколько откатилась назад по уровню счастья, опустившись со 106-й строчки в прошлом году до 112-й в этом. Наименее счастливыми странами Ближнего Востока в этом году стали Египет - 121-е место в списке, Иордания - 123-е место, и Ливан, оказавшийся на предпоследнем, 136-м месте списка. Счастье постсоветского пространства В этом году во всех странах Центральной Азии, кроме Кыргызстана, отмечается падение индекса счастья.
Самым счастливым среди стран Центральной Азии с оказался переживающий реформы Казахстан: страна расположилась на 44-м месте списка, опустившись на 4 строчки по сравнению с предыдущим годом. Вторая по счастью центральноазиатская республика - Узбекистан, который опустился на одну строчку и оказался на 54-м месте. Замыкает тройку Кыргызстан, поднявшийся с 64-го на 62-е место.
О Туркменистане в этом году нет данных, но в прошлом году страна была на 78-м месте.
Исследование было основано на телефонных интервью, проведенных на основе стратифицированной случайной выборки, включающей номера мобильных телефонов, зарегистрированных в России. ГлавСовет рекомендует.
Причем каждый домен включает в себя по три индикатора. И эти индикаторы также делятся на разные параметры. То есть это очень масштабное исследование. Какая составляющая из всего этого многообразия самая важная?
Наверное, нельзя говорить, что на первом месте, что на последнем. Но очень значимую роль играет образование. Мы считаем, что ребенок благополучен или счастлив, если он увлечен образовательной деятельностью, если он занимается самообразованием. Это общая норма, практически ни один родитель не может сказать, что ребенок счастлив, если он не будет ходить в школу и будет ненавидеть учителей. Я специально делаю акцент, что мы смотрим с точки зрения государственной перспективы.
Есть многочисленные зарубежные исследования, которые говорят о неоднозначном влиянии школы. Например, американо-мексиканский философ Иван Иллич в своей работе «Освобождение от школ» на эмпирическом материале доказывает тезис, что самое большое зло, которое сделало человечество в начале XX века, — это всеобщее среднее образование. То есть Иван Иллич показывает, что средние школы — то, чем мы гордимся и что считаем детским счастьем, — являются злом, которое убивает не только инициативу, но и калечит жизни современных детей. Не только. Иллич провел серию экспериментов.
Например, он взял детей из семей испаноговорящих эмигрантов и случайным образом разбил на две группы. Одну группу отдал лучшим преподавателям английского языка из Гарварда. А вторую поместил в обычный городской центр, куда рекрутировал американских мальчиков-хулиганов. Условия обучения были одинаковыми, все длилось три месяца. В первой группе с лучшими педагогами, занимавшимися в режиме нон-стоп, ученики более-менее изучили грамматику, но не могли общаться на элементарные темы.
А во второй группе дети за три месяца научились бегло разговаривать на английском. Это про эффективность среднего формализованного обучения. Также он доказал, что среднее обучение разрушает локальность, то есть идентичность и патриотизм, который понимается не как колониальный патриотизм, а как любовь к своей земле. Ведь всеобщее образование уравнивает, а это значит, что уничтожает и местное знание. Иллич приводит примеры, как колониальное строительство дорог в Африке убило местные сообщества, погибли целые малые народы.
И как российские дети оценивают свое образование? Приносит оно им счастье? В исследовании мы замеряем не оценки, ведь о счастье говорит не успеваемость, а вовлеченность в образовательный процесс и интерес к школе как к таковой. Школа — это еще и социализатор, а не только место для получения каких-то знаний. Кроме того, мы смотрели вовлеченность детей в разные внеклассные мероприятия, сейчас ведь модно непрерывное дополнительное образование.
То есть это различные кружки, репетиторы, спортивные секции, все то, что формирует занятость ребенка. Многие родители считают, что с точки зрения социализации оправдана тактика, когда ребенка загружаешь так, чтобы он только учился и занимался бы спортом. А на всякие глупости времени бы не оставалось. С этой точки зрения наши дети благополучны, уровень вовлеченности в образование высок Но проблема заключается в том, что образование не поддается выбору самого ребенка. Это тоже оправдано всеми нашими социальными нормами: мы за тебя сами решим.
И все эти разговоры «а что ты хочешь, а что ты любишь» заканчиваются все равно неким элементом насилия. Это не особенность России, а особенность культуры, сформировавшейся в области модерна, когда детство воспринимается как некая подготовительная стадия к чему-то большему. Поэтому в детстве — давай трудись, выбирать будешь, когда будешь сам зарабатывать, а пока деньги дают отец и мать, выполняй их поручения. И другая проблема, диагностированная нами, — дети не воспринимают все эти многочисленные кружки и секции, которые посещают, как что-то значимое. В рамках социальной политики во всех регионах огромное количество бюджетных средств расходуется на спорт, на различную детскую внеурочную деятельность.
На самом деле проектов очень много, даже перечислить сложно. В каждом регионе есть и федеральные, и региональные программы, школы также обязаны проводить разного рода мероприятия и так далее. А вот когда мы спрашиваем детей, какие вы кружки посещаете, то они даже вспомнить не могут. Родитель, отдавая ребенка на лыжи, стрельбу из лука или футбол думает, что отпрыск занимается спортом, а ребенок воспринимает это как некую повинность и проведение времени под присмотром. Поэтому мы получили удивительный результат: официально у нас дети покрыты массой всего.
А с точки зрения самого ребенка вокруг — пустота. Я сужу по себе и детям. Зайдешь на госуслуги — миллион всего, а присмотришься — мало что подходит, многое — лишь имитация. Конечно же, родители — из мира взрослых. И тут такая ступенька получается: чиновник, отвечающий за все эти мероприятия и кружки, говорит, что план перевыполнен на 120 процентов; родитель утверждает, что всего процентов на 80.
В большей степени родители именно качеством недовольны, то есть вроде и есть, но формально. Но все равно — мало кто из родителей говорил, что у них в районе вообще все голо. Предложения имеются, особенно если есть возможность заплатить, особенно в городах, а не в сельской местности. А вот дети придерживались мнения, что спрос удовлетворен только на 50-60 процентов. Но, смею заметить, это тоже высокий процент.
За гранью административного счастья Я не случайно начал свой рассказ о том, что в целом дети в России административно счастливы. Но вот когда начинаем углубляться в детали, всплывают любопытные вещи. То есть индекс детского благополучия, с одной стороны, построен на административном принципе, а с другой — он как любой научный проект всегда опровергает собственные выводы. Но мы расширяем сферу своего наблюдениям через разные противоречия, которые выявляем в ходе этого замера. Поэтому проект при всем том, что построен для чиновников, не очень для них удобен.
Чиновник же любит все конкретное, линейное, чтобы можно было наметить план мероприятий, принять меры и прочее. В отношениях с детьми такая технократическая логика не работает. Можете перечислить регионы, где живут самые счастливые дети, и регионы, где им хуже всего? Мы изначально строили исследование так, чтобы не сталкивать лбами регионы, чтобы не ранжировать их. На мой взгляд, ранжирование — самое неправильное в социальной политике и приводит только к тому, что начинается раздача поручений друг другу и оправдание того, что там произошло.
Ясно, что люди оценивают свою «счастливость» довольно субъективно, и, как показывают исследования, это не особо зависит от уровня экономического развития страны. Так, на этот раз по «индексу счастья» разница между назвавшими себя счастливыми и несчастными лидируют такие страны как Филиппины, Мексика, Малайзия, Афганистан. Европейские страны показали менее позитивный результат.
Новосибирск вошел в тройку городов России по индексу счастья
Также столица Сибири вошла в пятерку городов, где участники опроса счастливы на четыре балла. В этой категории Новосибирск лидирующих позиций не занял. Популярное за сутки.
Турция несколько откатилась назад по уровню счастья, опустившись со 106-й строчки в прошлом году до 112-й в этом. Наименее счастливыми странами Ближнего Востока в этом году стали Египет - 121-е место в списке, Иордания - 123-е место, и Ливан, оказавшийся на предпоследнем, 136-м месте списка. Счастье постсоветского пространства В этом году во всех странах Центральной Азии, кроме Кыргызстана, отмечается падение индекса счастья. Самым счастливым среди стран Центральной Азии с оказался переживающий реформы Казахстан: страна расположилась на 44-м месте списка, опустившись на 4 строчки по сравнению с предыдущим годом.
Вторая по счастью центральноазиатская республика - Узбекистан, который опустился на одну строчку и оказался на 54-м месте. Замыкает тройку Кыргызстан, поднявшийся с 64-го на 62-е место. О Туркменистане в этом году нет данных, но в прошлом году страна была на 78-м месте. Таджикистан в текущем году расположился на 90-м месте рейтинга, опустившись с 83-го места в 2022 году.
Несмотря на выросшую смертность среди пожилых, люди в возрасте старше 60 лет в среднем чувствовали себя более счастливыми, чем молодые. Отчет показал, что люди стали чаще, чем до пандемии, заниматься деятельностью, повышающий уровень счастья: помогать незнакомым, жертвовать на благотворительность и заниматься волонтерством. По данным Gallup, главные факторы, влияющие на оценку жизни, — размер ВВП на душу населения, социальная поддержка, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, свобода жизненного выбора, щедрость и свобода от коррупции. Последний рейтинг демонстрирует заметный контраст между странами Запада и глобального юга. Также в конце рейтинга находятся Бангладеш, Индия и Иордания. Нидерланды — страна, где счастье распределяется наиболее равномерно и разрыв между самыми счастливыми и самыми несчастными минимален. Как правило, чем счастливее страна в целом, тем меньше этот разрыв. Наибольший разрыв в уровне счастья — в африканских странах Либерии, Республике Конго и Мозамбике.
Наиболее счастливы люди от 55 лет и старше индекс счастья 38,4. Наименее счастливые люди - от 25 до 34 лет индекс счастья 18,8. Наиболее счастливы жители городов с населением более миллиона человек 34,9 и москвичи 34,4. Наименее счастливы жители Санкт-Петербурга 23,5. Респонденты с законченным средним профессиональным или высшим образованием значительно счастливее тех, кто не закончил свое обучение или окончил только среднюю школу. Вредные привычки: Пачка сигарет в неделю и 50 г алкоголя в пересчете на спирт в неделю — уровень, выше которого курение и алкоголь начинают негативно влиять на уровень счастья. Здоровье: Проблемы с давлением снижают уровень счастья. Однако более счастливыми себя чувствуют люди с лишним весом. Большое количество времени, уделяемое досугу и развлечениям, негативно влияет на уровень счастья.
Опрос ВЦИОМ показал уровень счастья россиян
За год индекс счастья в России снизился сразу на 10 пунктов. «Известия» рассказали о данных Ренессанс банка, который периодически проводит опрос и рассчитывает индекс счастья. ! «Индекс счастья» в России в 2024 году составил 5,785. В докладе прошлого года этот показатель находился на уровне 5,661 балла. Здесь индекс счастья составил – 6,9 баллов.