двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. Опросник ЭмИн Д.В. Люсина Тест эмоционального интеллекта ЭмИн – отечественная психодиагностическая. Тест на эмоциональный интеллект, разработанный американским исследователем Дэниэлом Гоулманом, состоит всего из 10 вопросов.
Проблема измерения
- Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика
- Направления исследования эмоционального интеллекта
- Что такое эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект
Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин)
Результаты получаете, когда кликнете на кнопку в конце вопросов. Тест эмоционального интеллекта Мэйера — Сэловея — Карузо Это очень крутая методика! Мне, как специалисту, она больше всех понравилась. Но проводить и диагностировать ЭИ по ней должен именно специалист! Потому что она трудоемкая: состоит из 8 секций, где нужно определить эмоции на фото, ответить на большое количество вопросов, касающихся возникающих чувств, подобрать к предложению нужные слова, оценить картинки по шкале. Трудность его прохождения в том, что нет электронного варианта.
Да и на просторах интернета его найти довольно сложно. Но я нашла для вас текст методики и бланк ответа. Но это того стоит, если у вас есть желание заморочиться. Здесь тестовый материал , ниже бланк ответов. Социальный интеллект Дж.
Гилфорда Эта правдивая психодиагностическая методика разработана известным психологом и считается стандартизованной измерительной методикой. Ее используют профессионалы. Она тоже трудоемкая в интерпретации результатов, но ее можно пройти онлайн. Выводы по вашей личности представлены во всплывающем окне. Методика состоит из 4 субтестов, которые содержат картинки и обычные вопросы.
В результате их прохождения вы получите данные о своем поведении в обществе, понимании других людей, подстройке или самостоятельности во взаимоотношениях. На главной страничке теста вы увидите ссылки на все 4 субтеста. Как хорошо вы распознаете чувства ребенка Этот тест — отличный индикатор взаимопонимания между родителями и детьми. Он состоит из 5 ситуаций, на которые вы даете свой ответ. В конце они все разбираются и вы видите, где и как нужно поступать.
Почему эмоциональное воспитание важно?
Недостаток эмоциональной регуляции у абьюзера: хотя абьюзеры могут хорошо понимать эмоции других, они часто испытывают трудности с регулированием своих собственных эмоций, особенно в контексте гнева, разочарования или чувства угрозы. Это может привести к вспышкам агрессии и жестокости. Эмоциональные реакции жертвы: жертвы абьюза часто испытывают сложные эмоциональные реакции, включая страх, вину, стыд и любовь. Их эмоциональный интеллект может быть подорван постоянным эмоциональным давлением и манипуляциями, что затрудняет им осознание своего положения и поиск способов выхода из него.
Перейти к тесту Тест EQ на платформе Викиум Этот тест, в отличие от предыдущей методики, не заставит вас копаться в себе. Все, что нужно делать, — это смотреть на фотографии людей и выбирать из списка подходящие к ним эмоции. Всего их представлено 7: удивление, гнев, радость, отвращение, страх, презрение, печаль. Методика оценивает способность считывать чужие эмоции.
Люди, у которых она хорошо развита, умеют общаться деликатно и гибко, в отличие от нечутких людей. Онлайн-тест покажет, насколько верно вы определили эмоции, выделит самые проблемные из них. Перейти к тесту Тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина Методика разработана нашим отечественным психологом на основе его собственных исследований. Рассчитана на детей с 13 лет и взрослых. Она позволяет оценить 2 показателя: межличностный и внутриличностный интеллект. Первый отвечает за умение ориентироваться в чужих эмоциях: предугадывать их, направлять в нужное русло, сопереживать и даже манипулировать ими в своих целях. Второй показатель отражает способность человека контролировать собственные эмоции, т. Эти два типа интеллекта тесно связаны между собой, поэтому высокие результаты по одной шкале чаще всего сопровождаются высокими результатами и по другой.
Всего в тесте 46 утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. И опять же вам придется самим оценивать свои способности, что накладывает отпечаток на результаты. В ее основе лежат исследования профессора Университетского колледжа Лондона К. Она помогает оценить 15 компонентов эмоционального интеллекта, среди которых адаптивность, социальная ответственность, саморегуляция, эмпатия, стрессоустойчивость, самомотивация и другие. Испытуемому предлагается 60 утверждений, с которыми нужно согласиться или опровергнуть их. После ответа на все задания вы получаете результат. К сожалению, он не настолько подробный, как хотелось бы. Вы увидите, как у вас развит каждый компонент в процентах. И чем ближе показатель к сотне, тем лучше обстоят дела.
А также вы получите оценку состояния эмоциональной сферы в целом. Перейти к тесту Тест Пола Экмана на определение эмоций по микровыражениям Еще одна бесплатная методика, в которой диагностика проводится с помощью фотографий. Разработал ее американский ученый Пол Экман — специалист в области эмоций, эксперт по распознаванию лжи. Кстати, моделью является дочь Пола.
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП - 39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ - 40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ - 41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП - 42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП - 43. Я не умею преодолевать страх ВУ - 44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ - 45.
Тест эмоционального интеллекта Люсина Д.В
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП 4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ 5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ 6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ 7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП 8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП 9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ 10.
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ 11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП 12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ 13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП 14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП 15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ 16.
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ 17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ 18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП 19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ 20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП 21.
Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов.
Межличностный эмоциональный интеллект. Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию; 1. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций; 2. Внутриличностный эмоциональный интеллект.
Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде. Я без слов улавливаю истинные желания людей. Окружающие считают меня способным к сопереживанию. Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни. Я могу развеселить и вдохновить людей. Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни. Мне легко поставить себя на место другого человека. Я помогаю другим разобраться в себе. Я не зацикливаюсь на переживаниях. Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне EQ: высокий — свыше 70; средний — 40-69; низкий- 0-39. Что же делать, если полученный результат нас не устраивает? Можно, по желанию воспользоваться предложенными методами развития эмоционального интеллекта. Шаг первый Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени при необходимости , что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь? На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Шаг второй Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь? Практика «Немой телевизор» Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Практика «Общественный транспорт» Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная? Шаг третий Управление своими эмоциями. Не путайте управление эмоциями и их контроль, с их подавлением. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации что называется «накопилось» , либо проявятся на психосоматическом фоне например, начнет болеть голова. Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной. Практика «Телесные методы» Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час. Практика «Проблемы» Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем. Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать».
Уже несколько десятков лет эмоциональным интеллектом занимается нейрофизиология, в том числе в таких видных университетах как Стэнфорд, однако в этом направлении предельно много неизученного материала. Одним из самых популярных и доступных курсов на данную тему является курс лекций от Роберта Сапольски. Сапольски наиболее подробно рассматривает биологию эмоций и поведения в книге «Биология добра и зла», запись его курса доступна для масс на ресурсах Стэндфорда, но также имеется на Coursera и в открытом доступе на YouTube. Важно, что в литературе чем дальше, тем меньше делается упор на то, что эмоциональный интеллект важен именно для руководящего звена. Когда речь об эмоциональном интеллекте заходит у нейрофизиологов, сразу же вспоминается термин «лимбическая система» — это структура мозга, которая реагирует на эмоции. Термин был разработан американским ученым Полом Д. Маклином в 1952 году. Маклин вывел концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трех частей, насаженных одна на другую, а именно: Лимбическая система состоит из миндалевидного тела, гиппокампа, гипоталамуса и поясной извилины. Именно в лимбической системе зарождается страх, который формируются в результате стимуляции гипоталамуса и миндалины; гнев и спокойствие также зависят от данной системы, за спокойствие отчасти отвечает неокортекс. На состояние гнева у животных также влияет часть областей гипоталамуса и вентрамедиального ядра, а также перегородочных ядер. Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию. Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа.
Проблема измерения
- Другие статьи из раздела «Психология»
- Эмоциональный интеллект: что это, как и зачем развивать
- Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает справиться с тяжелыми новостями
- Методы оценки эмоционального интеллекта
Тест эмоционального интеллекта Люсина (ЭмИн)
Цель статьи – подтвердить непротиворечивость результатов измерения парциальных показателей эмоционального интеллекта с помощью методик Д. Люсина и Н. Холла. Что такое эмоциональный интеллект, в чем суть подхода к вопросу Д.В. Люсина, особенности теста, отличие модели от других ученых. Тест эмоционального интеллекта Люсина онлайн бесплатно. Для преподавтелей (тестирование обучаемых). Например, тест MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test), опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Люсина, тест эмоционального интеллекта Бачард, еще есть тест эмоционального интеллекта Шутте. Тест Холла, Тест самоотчета, Методика SREIT, Эмоциональный IQ, Тест Люсина, Тест Мейера-Сэловея-Карузо, Опросник Бар-Она - большинство из них в открытом.
Примеры тестов на эмоциональный интеллект
- Популярное
- Как провести оценку эмоционального интеллекта кандидатов и сотрудников
- Тесты на эмоциональный интеллект: обзор методик
- Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
- Современные представления об эмоциональном интеллекте Д. В. Люсин
Тест Люсина на эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. < Опросник Люсина – это методика, которая определяет уровень развития эмоционального интеллекта через способности к пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими. Опросник «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) разработан Люсиным Дмитрием Владимировичем. Тесты на определение эмоционального интеллекта: тест Холла и тест Люсина. В исследовании выявляются ведущие компоненты эмоционального интеллекта, а также ведущие типы межличностного общения в зависимости от пола.
Тесты на эмоциональный интеллект: 10+ самых точных методик
Тест опросник на определение уровня эмоционального интеллекта. 1) Опросник эмоционального интеллекта Тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн) – психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора. ЭИ как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов. В концепции Д.В. Люсина "эмоциональный интеллект" – это свойство психики, которое формируется в течение жизни под влиянием различных факторов, обуславливающих его специфические индивидуальные особенности и уровень. Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам.
Тест Люсина эмоциональный инте
Таким образом, определить уровень интеллекта легко, пройдите один из тестов и получите правдивый результат, от которого будет зависеть необходимость в дальнейшем развитии этого показателя. Для развития разработаны специальные приемы, методики и упражнения, которые, к тому же пополняют словарный запас и учат быть уверенным в себе. Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен. Как определить уровень эмоционального интеллекта по тестам Холла, Люсина, Гоулмана. Что отличает эмоционального интеллектуала от человека, не контролирующего себя. Эмоциональный интеллект — одна из важнейших коммуникационных способностей современного человека , возможность избежать стресса и негатива, мотивировать себя и других. Чтобы оценить уровень эмоционального интеллекта себя или своих сотрудников, выберете одну из существующих методик, о которых мы расскажем в этой статье. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект — способность человека оценивать себя и других людей, мотивацию , намерения, желания, способность контролировать собственные эмоции и эмоции других людей. Данное понятие — это следствие того, что большинство стандартных тестов интеллекта не могут предсказать успешность тестируемого в карьере и жизни. Ученые нашли объяснение — успешные люди более эффектно управляют собственными эмоциями и умеют пользоваться эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных частей: Самосознание.
Тщательный анализ собственных эмоций, понимание того, каким образом они влияют на принятие решений. Анализ и оценка собственных способностей. Контроль и управление собственными эмоциями. Отношение к окружающим. Оценка ситуации. Поиск решений в сложных ситуациях. Эмоциональная чуткость, эмпатия. Умение понимать чувства и потребности других людей. Контроль и управление чужими эмоциями. Умение предотвращать потенциальные конфликты и регулировать существующие, умение продать, уговорить, разговорить человека.
Один из ключевых признаков, по которым можно определить человека с высоким эмоциональным интеллектом — доброжелательность. Он успешно держит под контролем все негативные эмоции , избегает конфликтных ситуаций , с легкостью заводит полезные контакты и производит отличное впечатление на окружающих. Еще один признак высокого эмоционального интеллекта — высочайшая самомотивация. У него есть собственная система ценностей, которым он следует. Он отдает себе отчет, почему в определенных ситуациях ведет себя именно так, понимает, чем руководствуются другие люди. Чтобы определить свой уровень, можно пройти тест на эмоциональный интеллект онлайн. И уже на основании результата этого теста делать собственные выводы, учиться контролировать чувства и эмоции. Как использовать эти эмоции, чтобы повышать производительность труда? Узнайте об этом из статьи электронного журнала «Генеральный Директор». Тест на эмоциональный интеллект Холла Один из самых известных тестов на эмоциональный интеллект разработал американский психолог Николас Холл.
Для Холла эмоциональный интеллект — это личностная характеристика , позволяющая идентифицировать и анализировать собственные эмоции, управлять, распознавать чувства в зависимости от ситуации. Согласно Холлу, эмоциональный интеллект можно совершенствовать, в чем и заключается его отличие от умственного. Тест Холла на эмоциональный интеллект — это высказывания, которые могут относиться к жизни тестируемого. Всего 30 фраз и 5 шкал: Управление эмоциями — вопросы 3, 7 8, 10, 18, 30 Самомотивация — вопросы 5, 6, 13, 14, 16, 22 Эмоциональная чуткость — вопросы 9, 11, 20, 21, 23, 28 Распознавание чужих эмоций — вопросы 12, 15, 24, 26, 27, 29 Эмоциональная осведомленность — вопросы 1, 2, 4, 17, 19, 25 Как видно, пересечение шкал отсутствует. На выходе можно получить взвешенную оценку эмоционального интеллекта по нескольким параметрам. Тест на эмоциональный интеллект Люсина Способность к пониманию эмоций — это: Распознавание эмоций, то есть установление факта переживания у себя или постороннего лица. Идентификация эмоций — определение того, какую именно эмоцию испытывает сам человек или постороннее лицо, способность выразить эту эмоцию в словесной форме. Понимание причин , которые вызывают конкретную эмоцию, а также следствий, к которым она может привести. Способность к управлению эмоциями — это: Контроль за эмоциями, приглушение слишком сильных. Контроль внешнего выражения.
Произвольный вызов определенной эмоции при необходимости. На основе подобных определений разработан тест из 46 утверждений.
Для дальнейшего психометрического обоснования требуются исследования валидности опросника ЭмИн [5]. Модель эмоционального интеллекта Д. Люсина Эмоциональный интеллект трактуется Д. Люсиным как когнитивная способность. Автор настаивает на том, что в структуру данного феномена не следует включать личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами эмоционального интеллекта [5].
В структуре эмоционального интеллекта выделяется два «измерения»: 1. Способность — к пониманию или управлению. Способность к пониманию эмоций предполагает, что человек может распознавать наличие эмоции, идентифицировать и называть ее, а также понимать ее причины и предвидеть возможные следствия.
И, в-третьих, могут возникать трудности в принятии верных решений. Кроме того, через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. В итоге это приведет к неврозам, апатии и другим неприятным состояниям. Если мы не разбираемся в своих эмоциях, то нам труднее справиться с зависимым поведением, например. Именно это может быть причиной употребления психоактивных веществ.
Человек не может разобраться в своих переживаниях, и он начинает использовать психоактивные вещества как нездоровый способ совладания с эмоциями, то есть такая дисгармоничная форма адаптации — «выпил и ничего не чувствую, тревога снята». Мы провели исследование, в ходе которого установили, что люди с наркотической зависимостью имеют низкий внутриличностный, но у них относительно неплохо сохранен межличностный ЭИ. Чтобы достать вещество, им необходимо преодолеть большое количество преград, уметь договариваться, понимать эмоции других в своих целях, этим может гипотетически объясняется такая закономерность. Те люди, которые употребляют наркотики и еще не имеют органических повреждений мозга, — жизнестойкие, ловкие. У алкоголиков несколько иная картина, они более пассивные, часто для них более характерно такое качество, как жалость к самому себе, в период ремиссии обострены чувства вины и стыда, самообвинения, самокопания. В их случае ситуация несколько обратная: межличностный ЭИ ниже, чем внутриличностный. Но, обратите внимание, это сравнение групп с разными видами зависимостей, в норме у людей, не употребляющих алкоголь и наркотики, будет совершенно иная картина. Конечно, при длительном употреблении алкоголь и наркотики разрушают структуры головного мозга, влияют на личностные изменения, оказывают отрицательное влияние на ЭИ в любых его проявлениях. Это серьезная работа, которая носит комплексный характер, поскольку это заболевание считается биопсихосоциальным, то есть затрагивает все уровни жизни человека.
Подробное описание Карта эмпатии и персона-модель Инструменты для упаковки и анализа глубинных интервью с пользователями. Помогают осмыслить то, что человек любит, боится, не успевает или мечтает. Визуализация особенностей человека помогает команде ориентироваться на пользователей в разработке решений для продукта. Карта эмпатии отражает одного пользователя, персона-модель — это инструмент упаковки исследований с собирательным контентом группы пользователей.
Пройти тест Люсина на эмоциональный интеллект
Анализ и понимание эмоций содержит в себе следующие характеристики: способность «маркировать» эмоции и вербализовать их, понимать разницу между различными по названию и близким по смыслу эмоциям симпатия и любовь ; способность интерпретировать и различать у себя и у других смену эмоций, то есть понимание причинно-следственных связей печаль после потери ; способность понимать комплекс эмоций: единовременной любви и ненависти, или страх и удивление; способность распознать неожиданные изменения эмоций например, от гнева к смущению. Сознательное управление эмоциями включает в себя аспекты: способность быть открытым для эмоций одинаково для приятных, так и для неприятных; способность сознательно как привлекать, так и отвлекаться от эмоций исходя от оценки их полезности и информативности; способность сознательно контролировать свои и чужие эмоции распознавать, насколько разумными и ясными они являются ; способность к управлению своими и чужими эмоциями посредством снижения отрицательных эмоций и увеличения принятых без подавления или усиления информации, которую они передают. С практической точки зрения, в современной психологии существует еще один относительно новый теоретический конструкт 2004—2007 год , посвященный эмоциональному интеллекту. Это разработанная Е. Орел и доработанная В.
Одинцовой под руководством А. Шмелёва методика ЭмIQ-2. Согласно авторам, структуру эмоционального интеллекта составляют пять параметров: самоанализ и самооценка способность оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать эмоции, видеть такую важную способность, как умение принимать себя вместе со своими недостатками и не позволять негативным эмоциям управлять своим эмоциональным состоянием , самоконтроль способность справляться с испытываемыми эмоциями, сдерживать их под контролем и осознавать последствия, которые могут возникнуть при проявления тех или иных эмоций , выражение эмоций способность выражать свои эмоции, выбирать оптимальный уровень экспрессии своих эмоций и гибко реагировать на проявления эмоций у других людей , социальная чуткость способность правильно понимать и оценивать мотивы, которые стоят за поведением окружающих людей и реагировать на них на основе данного понимания , мотивация отражает наличие самодисциплины, внутренней мотивации, настойчивости в процессе достижения поставленных целей. Данная модель основана как на теоретических исследованиях описанных выше моделей, так и на современных исследованиях и методических разработках зарубежных компаний.
Она относительно мала, но в то же время не противоречит рассмотренным основам и содержит в себе все необходимые компоненты для изучения эмоционального интеллекта в зависимости от цели исследования.
Что измеряет тест на эмоциональный интеллект? Поскольку EQ тесты применяются для оценки широкого спектра аспектов эмоционального интеллекта, вопросы тестов различаются в зависимости от того, какой компонент эмоционального интеллекта они измеряют. Большинство тестов эмоционального интеллекта измеряют все или только некоторые из следующих компонентов: Способность распознавать эмоции по выражению лица; Умение понимать и использовать эмоции, чтобы предугадать поведение других; Способность определять эмоции людей по их поведению; Умение понять, как определенные действия способствуют эмоциям в нас и других; Умение определять типы эмоций; Способность понимать, как использовать эмоции для облегчения взаимодействия между людьми; Умение понимать характер разных эмоций. Примеры тестов на эмоциональный интеллект Давайте рассмотрим следующий простой тестовый вопрос на эмоциональный интеллект: Лилия чувствовала стресс и тревогу, когда думала обо всей той работе, которую ей нужно было сделать. Выберите лучший вариант.
Хотя эмпирические данные далеко не всегда подтверждают эту догадку, она продолжает привлекать исследователей. Какие изменения произошли в русскоязычной психологии социального и эмоционального интеллекта за пять лет с момента выхода в свет предыдущей книги? Сопоставительный анализ двух книг свидетельствует, с одной стороны, о достаточно серьезном прогрессе, а с другой — об изменении акцентов. Книга 2004 г. В той книге фактически сделаны три основные вещи: представлены созданные и использовавшиеся в России к тому моменту методики измерения социального и эмоционального интеллекта, привлечены исследования процессов переработки социальной и эмоциональной информации, а также предложены концептуальные рамки для осмысления проблематики. Можно констатировать, что нынешняя книга фиксирует существенное изменение. В ней сообщается о разработке ряда новых и усовершенствовании уже имевшихся методов измерения. Проведена адаптация широко известных зарубежных методик теста на эмоциональный интеллект MSCEIT, теста эмоциональной креативности Эверилла. Методический репертуар российского исследователя, таким образом, расширяется. Во многих случаях при этом используются те методы, о разработке которых сообщалось в предыдущей книге, как, например, опросник ЭмИн. Интересно, что в отечественных работах, отраженных в книге, эмоциональный и социальный интеллект часто оказываются значимо связаны с показателями реальной жизни. У западных коллег эти связи выглядят существенно скромнее. Расширился спектр работ, посвященных механизмам социального и эмоционального познания. В нынешней книге представлены исследования переработки эмоциональной и социальной информации, онтогенеза и даже психофизиологических механизмов. Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего. Следует отметить, что тенденция роста интереса к эмоциональному интеллекту в отечественной науке соответствует общемировой тенденции, хотя и с некоторой задержкой. На рисунке 1 показан рост числа публикаций по социальному и эмоциональному интеллекту, а также социальным и эмоциональным когнициям с 1960—2006 гг. Первое, что бросается в глаза — объем публикаций по всем четырем направлениям сильно возрос. Более пристальный анализ показывает, однако, что рост в четырех областях не был равномерным. Первоначально исследования социального интеллекта и социальных когниций преобладали: работы по эмоциональным когнициям появляются 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 1200 1300 1960-1964 1965-1969 1970-1974 1975-1979 1980-1984 1985-1989 1990-1994 1995-1999 2000-2006 Рис. Динамика публикаций в период 1960—2006 гг. Однако к рубежу веков ситуация существенно поменялась: если число исследований эмоциональных когниций, хотя и быстро растет, но далеко еще не достигло уровня исследований социальных когниций, то эмоциональный интеллект стал во много раз более популярной темой, чем интеллект социальный. Можно вспомнить, что Дж. Мейер и П. Сэловей вводили эмоциональный интеллект как часть интеллекта социального. Ныне исследования этой части ведутся интенсивнее, чем исследования всех остальных частей, вместе взятых. Аналогичная тенденция наблюдается и в российской психологии. В настоящей книге представлены эмпирические исследования, которые выполнены в основном с применением методов диагностики эмоционального интеллекта. Еще недавно достаточно популярные методики, направленные на изучение социального интеллекта, отходят на второй план. Итак, можно констатировать, что отечественная психология социального и эмоционального интеллекта эволюционирует и движется примерно в том же направлении, что и западная. Чего же ожидать дальше? Что можно надеяться увидеть в аналогичной книге, если она выйдет в свет еще через пять лет, в 2014 г.? Оптимальный сценарий, как представляется, включал бы прогресс в трех областях: разработке новых методик, понимании роли эмоционального и социального интеллекта в жизни и исследовании его механизмов. Причем во всех этих областях желателен прогресс не столько вширь, сколько вглубь.
Кому нужно пройти тестирование? Тест Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн нужно пройти тем, кто хочет добиться успеха в жизни, получить репутацию приятного, располагающего к себе собеседника, научиться решать конфликты в коллективе без передергиваний, оскорблений и манипуляций. К данному тестированию прибегают кадровые службы при приеме на работу соискателей на руководящие должности. Интерпретация результатов Глубокую интерпретацию результатов тестирования или их части лучше доверить опытному психологу.