Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить.
186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева
Тип: реферат Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Детство и семейное положение Д. Менделеева Информация о детстве и семейном положении Дмитрия Менделеева, его месте в семье, условиях, в которых он вырос. Контент доступен только автору оплаченного проекта Научные открытия Д. Менделеева Обзор основных научных открытий Дмитрия Менделеева, включая закон периодического закона и создание таблицы химических элементов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Педагогическая деятельность Д. Менделеева Анализ педагогической деятельности Дмитрия Менделеева, его вклад в образование и научное просвещение. Контент доступен только автору оплаченного проекта Гражданская позиция Д.
В том же году он опубликовал статью о вискозе. В своей работе учёный отметил важность этого синтетического волокна для российского производства. В 1903 г. Дмитрий Иванович был председателем экзаменационной комиссии Киевского политехнического института. В начале 1907 года Менделеев встретился с министром промышленности в Палате мер и весов. После обхода учреждения учёный простудился и заболел воспалением лёгких. В то время он работал над книгой «К познанию России», которую не успел закончить. Дмитрий Менделеев умер 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. Великий учёный был похоронен на Волковском кладбище. Интересные факты За свои заслуги в разных областях науки Менделеев был удостоен множества научных званий и наград. Его знали и уважали не только на родине, но и за границей. В некоторых биографиях Менделеева можно найти занимательные факты, которые помогут подготовить реферат или доклад-сообщение: Существует несколько версий, как отец Дмитрия получил фамилию Менделеев. Одни историки считают, что она принадлежала крёстному будущего учёного. Другие утверждают, что она была сначала прозвищем, образованным от слов «мену делать». Один из учителей присвоил Ивану такое прозвище за какой-то удачный обмен. Многие всё еще думают, что Менделеев изобрёл водку. Миф возник на основе его научного труда о соединении воды и спирта, однако эта работа не имела отношения к алкогольному напитку. Но главное, что водку к тому времени уже долго производили. Другой миф о Менделееве связан с его периодической таблицей, которую он якобы увидел во сне. Легенда зародилась уже после смерти учёного, когда его друг опубликовал свои воспоминания о нём. Он упоминал, что Менделеев говорил о приснившейся таблице, но никаких подробностей больше не было. Химик трудился над этим творением много лет. Учёный любил слушать классическую музыку. Его любимым композитором был Бетховен. Менделеев любил делать чемоданы. Он продолжал заниматься этим делом, даже когда ослеп в старости. В 1955 году был открыт химический элемент менделеевий, который создали искусственным методом. Лекции Менделеева частично способствовали тому, что женщины смогли получать высшее образование. Дмитрий Иванович не доверял медицине и предпочитал лечиться народными методами. Менделеев стал автором более полутора тысяч трудов.
В Государственном архиве Тобольска хранится метрическая книга тобольской Богоявленской Богородицкой церкви, в которой есть запись: «Генваря двадцать седьмого дня [1834 года]: Тобольской гимназии директора надворного советника Ивана Павлова Менделеева от законной его жены Марьи Дмитревой родился сын Димитрий. В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий скажет: …Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной…, родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами…, больше всего труд со всеми его горестями и радостями…, Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас… так много, хоть малым, быть может, последним, Вашу память почитаю [2]. Дед Д. Менделеева по отцовской линии Соколов Павел Максимович, был священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, расположенного в 2 километрах от северной оконечности озера Удомля. Только один из четверых его сыновей, Тимофей, сохранил фамилию отца. Как было принято в то время в среде духовенства, по окончании семинарии троим сыновьям Павла Соколова были даны разные фамилии: Александру — Тихомандрицкий по названию села , Василию — Покровский по приходу, в котором служил Павел Соколов , а Иван, отец Дмитрия, в виде прозвания получил фамилию соседних помещиков Менделеевых сам Дмитрий так толковал её происхождение: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей» [3]. Иван Павлович Менделеев — отец Д. Неизвестный художник первой половины XIX в. Окончив в 1804 год у духовное училище, Иван Менделеев поступил на филологическое отделение Главного педагогического института. В 1807 году после окончания института в числе лучших студентов, Иван был определён «учителем философии , изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 год у женился на Марии Корнильевой происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников , внучке Корнилина Якова Григорьевича. В декабре 1818 года Иван Менделеев был назначен директором училищ Тамбовской губернии [4]. С лета 1823 по ноябрь 1827 года семья Менделеевых жила в Саратове , а затем возвратилась в Тобольск , где Иван Менделеев получил место директора Тобольской классической гимназии. Его свойства ума, культура и творческое начало определяли педагогические принципы, которыми он руководствовался в преподавании своих предметов. В год рождения Дмитрия, Иван Менделеев ослеп, что вынудило его выйти на пенсию. Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву , где в результате удачной операции доктора Петра Броссе ему было возвращено зрение. Однако вернуться к прежней работе он уже не мог, и семья жила на его небольшую пенсию [4]. Мария Дмитриевна Менделеева урождённая Корнильева , мать. Мария Дмитриевна, мать Дмитрия Менделеева, сыграла особую роль в жизни семьи. Не имея никакого образования , она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями. Вследствие стеснённого материального положения, сложившегося из-за болезни главы семьи, Менделеевы переехали в село Аремзянское. Здесь находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии — Василия Корнильева, жившего в Москве. Мать Дмитрия Менделеева получила право на управление фабрикой, и после кончины Ивана Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё.
Не менее восьми раз публиковал свои работы в журнале «Народное образование», чем редакторы очень гордились. При этом большая часть написанного Менделеевым содержала резкую и справедливую критику руководства Народного просвещения, в связи с чем много работ Менделеева не были опубликованы. Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юношества. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого. Вернадский, ученик Д. Менделеева Д. Менделеев обладал гениальной научной интуицией, колоссальным запасом знаний , что помогло ему создать совершенную систему элементов, которая станет ключом к разгадкам внутренней механики атомов. Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7]. Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д. Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны. Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены. В 1968 году в связи со столетием открытия Д. Менделеевым периодического закона прошло три чтения: одно — в марте и два — в октябре. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии.
Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
Дмитрий Иванович был семнадцатым (последним) ребенком в семье. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, известный всему миру, как создатель таблицы химических элементов, родился 27 января (8 февраля) 1834 года в городе Тобольске. Дмитрий Иванович родился в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ.
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
менделеев Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой). Имя выдающегося русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева известно во всем мире. Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок.
Дмитрий Менделеев
Для того чтобы оплатить учебу, ей даже пришлось ликвидировать свое предприятие. Увидеть, каких результатов добьется ее сын, Марии Дмитриевне не удалось. Буквально через несколько недель после зачисления Дмитрия Ивановича в вуз она скончалась. Образование Дмитрия Ивановича Менделеева Оканчивает учебу Дмитрий Иванович в 21 год с отличием, то есть с золотой медалью. Институт, в котором учился великий ученый Главный педагогический институт , находился в Санкт-Петербурге. На протяжении своей учебы Дмитрий Иванович написал диссертацию, также он получил степень магистра. В 23 года великий ученый стал приват-доцентом в столичном университете.
Деятельность Дмитрия Ивановича Из биографии Менделеева известно, что в своей жизни он выделил три основных направления деятельности: Преподавательское поприще. Оказание содействия промышленному росту страны. И, как показала жизнь, результаты были достигнуты им абсолютно во всех трех направлениях. Каковы научные достижения Менделеева После того как Дмитрий Иванович несколько лет проработал преподавателем, он поехал в командировку в Германию. И для своей деятельности он выбрал университет, который полностью соответствовал его научным требованиям, — это был Гейдельбергский университет. Особый интерес у ученого вызывала физическая химия, а именно тема изучения взаимодействия молекул.
В ходе своей деятельности Дмитрий Иванович Менделеев достиг следующих результатов: Была создана исследовательская лаборатория. Приборы ученый делал сам либо заказывал известным немецким мастерам. Именно он открыл самую критическую температуру, благодаря которой жидкость преобразовывается в пар. В 1865 году Дмитрий Иванович вернулся обратно в Россию. На родине он защитил докторскую диссертацию. Именно она и стала основой его учения о растворах.
По истечении еще некоторого времени Дмитрия Ивановича назначили экстраординарным профессором университета в городе Санкт-Петербурге. А чуть позже Менделеев был назначен руководителем кафедры общей химии. На этой должности ученый проработал 20 лет. А еще раньше, с 1861 по 1862 год, Менделеев написал учебник, который назывался «Органическая химия».
К сожалению, история это подтверждает. Ещё сравнительно недавно считалось, что «фундаментальный закон мироздания», открытый великим русским учёным Дмитрием Менделеевым, есть не что иное, как одноимённый периодический закон химических элементов. То есть изобретение русской водки.
Водочный поджигатель Пора положить конец этому вредному заблуждению. Дмитрий Иванович водкой брезговал. Его отношение к алкоголю ограничивалось тем, что утреннюю трапезу из бутербродов с паюсной икрой или с сёмгой на московском калаче он запивал свежезаваренным, очень крепким, почти смоляным чаем. А заканчивал парой-тройкой добрых глотков малаги креплёное вино. И всё. К чему же тогда знаменитая диссертация Менделеева «О соединении спирта с водою»? К тому, чтобы найти ответ на вечный вопрос химиков: «Если смешать литр спирта и литр воды, то окажется, что объём полученной жидкости уменьшился.
Но почему? Гидрат спирта.
Получил несколько золотых медалей, сделал массу научных открытий. Прожил весьма интересную жизнь!
Что ещё вы не знали об этой многогранной личности? Мы подобрали для вас 20 увлекательных фактов о великом ученом. Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье.
Куинджи, Н. Крамской, М. Врубель, И. Репин пишут его портреты. Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М.
Нестерова: «Знал я Д. Лицо его характерно, незабываемо, оно было благодарным материалом для художника». По-прежнему Д. Менделеев с семьей проводил летние месяцы в дорогом его сердцу сельце Боблове. Особенно памятным был 1887 год: 7 августа Дмитрий Иванович совершил свой знаменитый полет на воздушном шаре «Русский», наблюдая солнечное затмение в Клину. Менделеев так рассказывал об этом полете: «Техническое общество в лице изобретателей С. Джевецкого и В. Видимо, Дмитрий Иванович имел в виду разработанный им проект управляемого аэростата с двигателями, а также проект стратостата с герметической гондолой, который подразумевал подъем в верхние слои атмосферы по такому принципу спустя восемь с половиной десятилетий был устроен спускаемый аппарат, доставивший на землю Ю. Полет воздушного шара прошел успешно.
За проявленное мужество Французская академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом. В начале 1890 года в Санкт-Петербургском университете произошли студенческие волнения. Студенты обратились к профессору Менделееву с просьбой передать составленную ими петицию министру народного просвещения И. Менделееву вернули ее с оскорбительной резолюцией: «По приказанию министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его Превосходительству Д. После всего случившегося Дмитрий Иванович не счел возможным оставаться в университете. Так закончилась его тридцатипятилетняя беспорочная преподавательская служба. С 1891 года Менделеев приглашается редактором химико-технического и фабрично-заводского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Он правит присылаемые в редакцию материалы, сам пишет для энциклопедии.
Его перу принадлежат статьи на самые разные темы: «Периодическая законность химических элементов» и «Винокурение», «Нефть» и «Технология»… Примерно тогда же военное ведомство пригласило Менделеева к работе над проблемой перевооружения армии и флота, в частности — к выработке бездымного пороха. Дмитрий Иванович совершает поездку в Англию и Францию обе страны уже имели свой порох и по возвращении назначается консультантом при управляющем Морским министерством по пороховым вопросам. Работая вместе со своими учениками в частности, с И. Чельцовым в научно-технической лаборатории морского ведомства, Менделеев уже в начале 1892 года указывает необходимый тип бездымного пороха — пироколлодийный, легко приспособляемый практически к любым огнестрельным орудиям. Однако запатентовать изобретение Менделеева российское военное ведомство не успело: секрет уплыл за океан, в Соединенные Штаты. В 1892 году Менделеев назначается хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое с 1893 года по его инициативе становится Главной палатой мер и весов ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. Менделеев налаживает регулярный выпуск «Временника», в котором публикуются все исследования, проводимые сотрудниками Главной палаты. В 1899 году в России был введен новый закон о мерах и весах, что несомненно способствовало успешному развитию промышленного производства. В 1899 году правительство предприняло ряд мер по обследованию состояния железорудной промышленности.
Менделеев получил приглашение участвовать в этом важном деле. Добирались сначала до Тюмени, а оттуда на пароходе до Тобольска. Так шестидесятипятилетний ученый снова оказался в своем родном городе. Прославленного земляка встречали ликующе, с почетом. Недолго пробыл Дмитрий Иванович в городе детства и отрочества, с грустью покидал его, сознавая, что больше никогда уже не приедет сюда. Позже он напишет о Тобольске: «Когда железная дорога из центра дойдет до Тобольска, родной мне город будет иметь прекрасную возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей». Менделеев подготовил отзыв о проведенных испытаниях, после чего было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытного бассейна. Со временем он сыграл значительную роль в формировании первоклассного флота в России. И еще одна встреча с флотом.
Менделееву было поручено провести экспертизу проекта адмирала С. Макарова о строительстве ледокола, что позволило бы изучать высокие широты, а в будущем достигнуть Северного полюса. Менделеев положительно оценил начинание Макарова, и вскоре в Англии был построен первый в мире линейный ледокол, названный «Ермаком». С энтузиазмом откликнулся Дмитрий Иванович и на предложение адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана. Вместе они разработали проект будущей экспедиции. Летом 1900 года «Ермак» совершил опытное плавание в арктических льдах. В 1902 году Менделеев завершил работу над проектом экспедиционного ледокола, наметив высокоширотный промышленный морской путь у самого Северного полюса. К сожалению, осуществить этот замысел тогда не удалось. В 1959 году в нашей стране вступил в эксплуатацию атомный ледокол «Ленин», предназначенный для проводки транспортных судов по Северному морскому пути и экспедиционного плавания в Арктике.
Многогранность деятельности Менделеева поразительна. И сделано, я думаю, недурно». О многих его увлечениях, мнимых и подлинных, слагали легенды. Например, об изобретении водки. Действительно, в 1865 году Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водой», но с водкой она никак не связана. Как пишет А. Это была его первая серьезная работа по растворам, и именно она явилась основой для создания гидратной теории растворов». Водка же в России существовала давно. Так, еще по указу Петра I с 1721 года солдатам в русской армии выдавали в качестве довольствия по две кружки водки в день.
Или знаменитое предание о чемоданах Менделеева. Имея огромный архив — документы, репродукции, фотографии, письма, — Дмитрий Иванович время от времени клеил для него картонные коробы их-то и называли чемоданами. Фурнитуру Менделеев неизменно покупал у одного и того же лавочника в Гостином Дворе. Однажды, зайдя по обыкновению за нужным материалом, Дмитрий Иванович разговорился с приказчиком. Едва он отошел, человек, стоявший за ним, поинтересовался: «Скажите, кто этот почтенный господин? Это же чемоданных дел мастер Менделеев! Но напрочь отвергал высокохвалебные пассажи о своей природной гениальности: мол, все ему дается легко, без натуги. Это вовсе не значит, что он не сознавал значимости того, что сделал для страны, для общества. Витте, — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность.
Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности».
Великий ученый Дмитрий Менделеев
Незадолго до смерти он говорил: «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Менделеев посвятил этому занятию 35 лет своей жизни. Он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, читал курс химии на Высших женских Бестужевских курсах. Своё педагогическое кредо 30-летний Дмитрий Менделеев сформулировал в 1864 году, приступив к исполнению обязанностей профессора химии Технологического института: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда читает много лекций, а когда внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник - словом и делом, с должною убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном движении не как судья, а как деятель». Позднее он выразит свои требования к преподавателю вуза еще более жестко: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, - не только бесполезен, но вреден. В основе концепции народного образования, предложенной Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 году. Менделеев был убежден, что начальное и среднее образование призвано способствовать личному развитию, а целью высшего образования должно стать государственное и общественное развитие.
Он активно выступал за коренное изменение содержания образования - распространение «более жизненных знаний», то есть точных и естественных наук. Активная гражданская позиция учёного проявилась и в решительных возражениях еще на стадии подготовки законопроекта об отмене либеральных начинаний в системе высшего образования. В 1884 году Александром III был подписан законопроект, ликвидировавший автономию университетов, изменялся и социальный состав студенчества. Студенты и преподаватели многих вузов в течение нескольких лет протестовали против этих ограничений, выходя на митинги и демонстрации. В марте 1890 года после лекции Менделеева в университете студенты передали ему петицию со своими требованиями, которую учёный направил министру народного просвещения. Через три дня министр вернул петицию с резолюцией о невозможности принять её к рассмотрению.
После этого чиновники от министерства начали чинить препятствия в работе Менделеева в стенах университета. При сложившихся обстоятельствах 22 марта 1890 года Менделеев прочел свою последнюю лекцию и навсегда оставил Университет. Сын учёного Иван Менделеев в своих воспоминаниях об отце писал: «Отход отца от преподавания, как он мне говорил впоследствии, был им, в сущности, уже предрешен после реакционной университетской реформы -реформы, которую отец считал гибельной, как и одновременно реформу средней школы, в основу которой был положен формально понятый классицизм с мертвящим зубрением латыни в качестве главного воспитательного средства». Но и после ухода с преподавательской деятельности Менделеев продолжал размышлять о сути труда педагога. Он определял педагогическую специальность как одну из «общенародных надобностей». По мысли Менделеева, в отличие от других специалистов, «имеющих своим предметом отдельные приложения научных начал к жизненным потребностям», педагог, оставаясь «непременно специалистом какого-либо предмета» должен обладать общим философским мировоззрением, иначе он «не может производить того благотворного действия, которое от него ожидается.
Свои мысли о проблемах подготовки учителей Дмитрий Иванович Менделеев изложил в одном из последних своих трудов «Проект Училища наставников» 1906 год , который в качестве записки представил тогдашнему министру народного просвещения И. В программу обучения в 40 К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». Училище наставников учёный предлагал включить обширный перечень дисциплин, охватывающий практически все области знаний. Развитие народного образования и просвещения Д. Менделеев рассматривал как необходимое условие преодоления экономической отсталости России. В своих многочисленных трудах и конкретных предложениях по созданию высокоразвитой промышленности страны учёный всегда выступал с позиций гражданина, радеющего за благо Отечества.
Все его силы были направлены на осуществление главной цели жизни - продвижение научных достижений в практику. Круг волновавших Д. Менделеева проблем чрезвычайно широк. Он рассматривал такие важные для государства вопросы, как таможенные тарифы; денежное обращение; развитие транспортной системы; переработка нефти; производство бездымного пороха; судостроение; воздухоплавание; освоение Арктики и многое другое. Многочисленные экономические работы Менделеева приобрели известность и за рубежом. Его часто привлекали в качестве эксперта для решения многих международных промышленно-экономических вопросов.
Менделеев был горячим сторонником политики протекционизма, хозяйственной самостоятельности России и защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран. Он твердо высказывался за национализацию ряда важных областей экономики, куда он в первую очередь относил внешнюю торговлю России. Развитие промышленности он связывал с общей таможенной политикой и увеличением ввозной пошлины. Менделеев отмечал экономическую несправедливость, позволяющую странам, перерабатывающим сырье, пожинать плоды стран-поставщиков этого сырья. Учёный принял активное участие в разработке таможенного тарифа 1891 года книга «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» , введение которого содействовало росту добывающей и обрабатывающей промышленности. Многие экономические идеи Менделеева были воплощены министром финансов Сергеем Юльевичем Витте в его экономических реформах.
Например, в 1896 году Менделеев обратился к С. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, которая позволила России упрочить финансовое iНе можете найти то, что вам нужно? В своих поездках по стране Менделеев воспринимал увиденное как возможность находить новые пути для экономического развития и решения конкретных задач. Посетив в 1863 году нефтеперегонные предприятия под Баку, на которых в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, учёный первым выдвигает идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов. Позже под руководством Менделеева на Константиновском заводе близ Ярославля был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого учёный проводил испытания по непрерывной перегонке нефти.
Менделеев занимался также вопросами экономики каменноугольной промышленности. По заданию правительства он изучал причины ее кризиса на юге страны, трижды побывал в Донбассе. Результаты поездок он изложил в ряде официальных документов и статьях, где не только описал состояние этой отрасли, но и сформулировал идею газификации угля и перегонки газа по трубам в крупные города. Обширные познания в химии пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 году Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. Он ездил во Францию знакомиться с производством пороха.
Однако французы сохранили технологию в секрете. В результате за полтора года под руководством Менделеева была разработана технология производства пироколлодия и на его основе - бездымного пороха, превосходящего по характеристикам иностранные образцы.
В 1861 году опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской Академией Наук Демидовской премии.
В браке у него родилось трое детей. В 1865 году ученый приобрел имение Боблово в Московской губернии, где занимался агрохимией и сельским хозяйством. В 1864 — 1866 гг.
Менделеев был профессором Петербургского технологического института. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав.
В 35 лет 1 марта 1869 г. Менделеев совершил научное открытие мирового масштаба — открыл периодический закон. Позже составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве».
Открытие явилось результатом многолетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на ее основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства еще неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесенные исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно.
Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7]. Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им.
Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д. Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны. Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены. В 1968 году в связи со столетием открытия Д.
Менделеевым периодического закона прошло три чтения: одно — в марте и два — в октябре. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии. Нобелевская эпопея Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905 , 1906 и 1907 годах. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия — не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д.
Менделеева оказалась в «малом списке» с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д.
В 1890 году он оставил должность педагога. Там он проработал преподавателем в лицее.
В 1856 году он вернулся в Санкт-Петербург, где преподавал химию. В 1859 Менделеев отправился в командировку в Германию. Он устроился работать в университет Гейдельберга. В лаборатории учёный провёл ряд экспериментов: исследовал капиллярные жидкости, о которых затем написал несколько статей; открыл явление критической температуры; создал пикнометр прибор, позволявший определить плотность жидкости. В 1861 г.
Дмитрий Иванович вернулся в Петербург. Он выпустил учебник «Органическая химия», за который получил Демидовскую премию. Через 3 года Менделеев стал профессором, а ещё через пару лет возглавил кафедру. В 1865—1887 годах учёный предложил гидратную теорию растворов. Кроме того, он развивал идеи о существовании соединений с переменным составом.
В 1869 году Менделеев открыл периодический закон. Он доказал связь свойств веществ с их атомным объёмом. Затем химик представил периодическую систему элементов, которую совершенствовал до конца жизни. В 1872 г. С этой же датой связано создание схемы подробной перегонки нефтепродуктов.
Благодаря деятельности учёного работники нефтяных компаний узнали, что для перевозки нефти удобнее использовать цистерны, а не бурдюки. В 1879 г. Дмитрий Иванович участвовал в разработке технологий первого российского завода по изготовлению машинных масел. Позже он подключился к созданию Энциклопедического словаря. Менделеев проводил немало исследований и в области географии.
Главные достижения учёного: Дифференциальный барометр-высотомер. Был представлен на Международном географическом конгрессе в Париже в 1875 году. Управляемый аэростат. В 1887 году учёный путешествовал на этом аппарате, чтобы наблюдать солнечное затмение. В 1890 г.
Менделеев ушёл из университета после ссоры с высокопоставленным чиновником. Через два года учёный разработал метод получения бездымного пороха. Вскоре Дмитрия Ивановича назначают хранителем Депо образцовых гирь и весов.
Менделеев Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 02.02.1907 года) Россия (Russia) Русский химик. В редакционной почте появилась статья доктора исторических наук Юлии Викторовны Кудриной, посвященная Дмитрию Ивановичу Менделееву. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель.
Открытый урок Родины проводит выдающийся ученый-химик Дмитрий Менделеев
- Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь
- ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
- Детские годы и воспитание
- Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь
Биография Дмитрия Менделеева
В зрелые годы Менделеев Дмитрий Иванович обозначил свои главные направления в служении России. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Менделеева, директора гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в городе Тобольск, а умер 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге.