Законы об иноагентах в Грузии, которые вызвали протесты в 2023 году: о чем грузинские законы об иностранных агентах, схожесть с российским и американским законами об иноагентах, кто такие иноагенты и как их ограничивают. В Минюсте также добавили, что Закон об иноагентах «не является репрессивным» по своей сути.
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом
Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены. Еще одна поправка в закон об иноагентах касается «снижения силового пресса» на людей, которые работают в организации, признанной иноагентом. Интересный вопрос, будет ли наличие сайта, на котором публикуются новости НКО, или открытых страниц в соцсетях при наличии иностранного влияния — основанием для признания организации иноагентом? Максиму Галкину, находившемуся за пределами РФ с начала СВО, звание иноагента было дано в 2022 году (16 сентября). Новый Закон № 255-ФЗ заменил сразу несколько нормативных актов, регулирующих деятельность иноагентов. Закон не запрещает работу НКО-иноагентов, но требует от них регистрации в специальном реестре, который ведет Министерство юстиции РФ.
Кого теперь смогут признать иноагентом?
- Знаменитости иноагенты: список 2023
- С 1 декабря в России действует новый закон об иноагентах
- В СФ считают, что новый законопроект об иноагентах нуждается в обсуждении
- Последние новости
- Чем грозит новый закон о пособниках иноагентам - Лайфхакер
- Новости об иноагентах - РТ на русском
Закон об иноагентах | Госдолг США | Объединяющая страну музыка | ИЗОЛЕНТА live #1149 | 16.05.23
Само же понятие «третьи лица» появилось с подачи замминистра юстиции Олега Свириденко, который 11 мая анонсировал появление законопроекта, выступая на Петербургском международном юридическом форуме. По словам Свириденко, комитет Госдумы уже поддержал законопроект, который будет касаться «любых третьих лиц, не являющихся иноагентами»: — Они даже не аффилированы с иноагентами, но они как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать 255-й закон закон о контроле за деятельностью иноагентов. Как не стать «третьим лицом» Юрист Андрей Конышев отметил, что действие законопроекта будет распространяться на каждого россиянина в случае, если он каким-либо образом взаимодействует с иноагентами с нарушением закона: например, размещает у себя на странице материалы иноагентов без соответствующей маркировки, отправляет им деньги или помогает получать информацию любым другим образом. Кроме того, даже если человек не принимает участие в распространении информации, но каким-либо образом спонсирует, поддерживает деятельность иноагента, это тоже попадает под действие законопроекта. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Ющенко, также считает, что содействие в деятельности иноагента — это действия, помогающие в достижении его целей: например, материальная помощь, помощь в получении информации и так далее. Еще один из соавторов законопроекта о «третьих лицах», депутат Госдумы Михаил Делягин, пояснял РБК, что общая концепция документа отрабатывается только при первом чтении. Именно поэтому пока рано говорить, кто может стать «третьим лицом» — Делягин предположил, что по предполагаемым нормам, если кто-то делает репост материала иноагента, в котором нет соответствующей маркировки, он должен самостоятельно ее проставить. Если концепция принимается, то все детали отрабатываются во втором чтении.
Законы об иноагентах действуют в нескольких странах мира, другие задумываются об их введении, а в третьих полным ходом идет процесс их принятия. Такие законопроекты часто вызывают мощный общественный резонанс. Кто такие иноагенты? Иноагент - юридическое или физическое лицо, занимающееся прямо или косвенно политической и финансовой деятельностью в интересах другого государства. После признания иностранным агентом, как правило, следуют ограничения на работу СМИ, некоммерческой организации или человека. Акт подвергался правкам в 1966 году - тогда его редакторы сосредоточились на агентах, фактически работающих с "вражескими странами". Так обеспечивается прозрачность их действий в политике и экономике США. FARA не распространяется на организации, связанные с наукой или религией, если они "служат не иностранным интересам". Что касается СМИ, то под действие закона попадают СМИ только те, которые "контролируются, субсидируются и финансируются" извне.
В Госдуму его внесли 15 февраля 2024 года. Документ также запрещает рекламировать в СМИ и интернете ресурсы иноагентов, при этом медиа смогут их цитировать — если это делается не в рекламных целях. Распространять рекламу запрещено как физлицам, так и компаниям. Других подробностей нет.
Ру» , представители компаний оставили свои подписи под соответствующим заявлением. В документе говорится, что НПО считают подобную регистрацию «попирающей достоинство». Фирмы заявили о прекращении любого сотрудничества с грузинскими властями до отзыва «русского закона» так документ называют критики. Кроме того, компании призвали сторонников собраться на общенациональный митинг на следующей неделе, когда законопроект об иноагентах будет обсуждаться во втором чтении.
Единые статус и пометка, реестры и запреты: все о законодательстве об иноагентах
Все это потребует, чтобы политика США в отношении Грузии изменилась и учитывала изменения в политике Грузии". Принятие такого закона может повлечь за собой "санкции в отношении тех, кто ответствен за подрыв демократического развития Грузии и сдерживание ее евроатлантической ориентации. Может быть пересмотра прямая финансовая помощь США для Грузии и введены визовые запреты", - говорится в письме.
Вашингтонский корреспондент Сенаторы США грозят санкциями в случае принятия в Грузии закона «об иноагентах» Группа американских сенаторов во главе с Жанной Шахин и Джимом Ришем вместе с 12 своими коллегами направили в пятницу премьер-министру Грузии письмо. В случае утверждения такого законпроекта, он "серьезно ограничит свободу слова и подорвет давние отношения Соединенных Штатов с Грузией», - отметили сенаторы.
Такой закон "может послать мощный сигнал грузинскому народу о том, что его правительство больше не отражает его желания и , подрывает стремления к членству в ЕС и не поддерживает свою Конституцию".
О подготовке поправок, ужесточающих закон об иноагентах Пискарев сообщил 18 апреля. Уточняется, что в случае принятия предлагаемых поправок граждане и организации, признанные иноагентами, лишатся права на имущественную поддержку государства, к которой относится получение в пользование недвижимости и необходимого для бизнеса оборудования на безвозмездной или льготной основе.
Статья 8.
Порядок исключения из реестра 1. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган его территориальный орган либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти. Лицо в случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и или прекращения получения от иностранных источников денежных средств и или иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах имеет право подать в уполномоченный орган заявление об исключении его из реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом.
В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и или прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд. Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи.
Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней. Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом.
Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Статья 9. Обязанности иностранных агентов 1. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации.
Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Материалы, производимые и или распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы информация произведены, распространены и или направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента. Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Российское юридическое лицо, включенное в реестр, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Годовая бухгалтерская финансовая отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и или иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов расходов , полученных произведенных в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов расходов , полученных произведенных в рамках иных поступлений. Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом.
Иностранные агенты представляют сведения, указанные в части 8 настоящей статьи в следующие сроки: 1 ежегодно - сведения, указанные в пункте 4 части 8 настоящей статьи, а также сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий; 2 один раз в полгода - сведения, указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи; 3 ежеквартально - сведения, указанные в пунктах 3 и 6 части 8 настоящей статьи. Сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся заявленных для осуществления программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, представляются до начала осуществления программы ее части и или проведения мероприятий. Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом. Порядок и сроки размещения указанного отчета определяются уполномоченным органом.
В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона за исключением российского юридического лица , организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. В случае, если таким лицом ранее были учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента оно должно уведомить уполномоченный орган обо всех учрежденных им российских юридических лицах.
Новый закон об «иноагентах» вступил в силу
Злостное уклонение иноагентов от исполнения предусмотренных законом обязанностей может повлечь уголовную ответственность с наказанием вплоть до двух лет лишения свободы. Как пояснил соавтор поправок, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции, санкции остаются неизменными, однако законопроектами расширяется диспозиция: учитывается большее количество случаев, когда появляется основание для привлечения иноагентов к ответственности. По словам парламентария, если иностранный агент работает в интересах чужого государства, есть необходимость поставить под контроль прозрачность его финансирования.
Документ также запрещает рекламировать в СМИ и интернете ресурсы иноагентов, при этом медиа смогут их цитировать — если это делается не в рекламных целях. Распространять рекламу запрещено как физлицам, так и компаниям. Других подробностей нет. Какое наказание будет грозить за нарушение — не указано.
Введение закона об иноагентах в России объяснялось существованием американского аналога, который по словам Путина гораздо строже российского. Почему они оградили себя соответствующим образом от влияния из-за рубежа и используют этот закон на протяжении десятилетий, а почему мы в России не можем этого сделать?
Тогда он касался только деятельности НКО. Даже в случае, если вы эту деятельность прекратили и организацию закрыли, — это не освобождает вас от уголовной ответственности. Ну и в чем он не прав? Стоит признать: сходства между двумя законами есть. Так, и в американской, и в российской версиях иностранный агент обязан зарегистрировать свой статус, с определенной периодичностью посылать отчеты о своей деятельности Минюсту и маркировать свою услугу, продукт или контент соответствующим сообщением. Теперь пройдемся по различиям.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы Какие изменения произойдут после вступления закона в силу, и на что нужно обратить внимание НКО.
Он обобщает и дополняет положения из других законов, ранее регулировавших деятельность разных видов иностранных агентов. Как будет работать закон и на какие его положения особенно стоит обратить внимание сотрудникам некоммерческих организаций? Кто теперь иноагент? Несмотря на то, что на сегодняшний день в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, находятся 70 организаций, в реестре физлиц-иноагентов — 19 человек, а СМИ-иноагентами признано уже 172 физлица и средства массовой информации, термин «иностранный агент» в российском законодательстве еще не использовался. Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона». К такой деятельности относится политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и или участие в создании таких сообщений и материалов. Что имеется в виду под иностранным влиянием, понять довольно сложно.
Одно дело попытаться как-то изменить поведение субъектов, то есть повлиять на людей, а другое дело — добиться результата. И вот это никаким образом не отражено в норме. То есть сама попытка изменить поведение, повлиять уже квалифицируется как достаточное действие», — подчеркивает Дарья Милославская. Дарья Милославская. Может быть лицо удержалось от того, чтобы изменить свое поведение? Но даже если и так, по закону считается, что оно уже находилось под иностранным влиянием». Сроки получения иностранного финансирования также пока не ограничены законом.
Может быть, они еще остались.
Парламент Грузии принял в первом чтении резонансный законопроект об иноагентах
Кроме того, Минюсту передадут полномочия по госконтролю за соблюдением закона об иностранном вмешательстве, а не только за деятельностью иноагентов. Депутаты Госдумы приняли новый закон об иностранных агентах в окончательном третьем чтении. Для того чтобы быть объявленым иноагентом, нужно, согласно букве закона, делать следующее. Европейский парламент 425 голосами против 25 принял резолюцию «О попытках восстановить закон об иностранных агентах в Грузии и ограничениях для гражданского общества». В Минюсте также добавили, что Закон об иноагентах «не является репрессивным» по своей сути.
Читайте также:
- Госдума приняла новый закон об иноагентах. Как он будет работать? | Правмир
- Какие новые ограничения ждут иностранных агентов?
- Песков: Кремль выступает за контакты Баку и Еревана для скорейшего подписания мирного договора
- Защита документов
- НПО отказались от сотрудничества с властями Грузии из-за закона об "иноагентах"
Парламент Грузии принял в первом чтении резонансный законопроект об иноагентах
Об этом сообщил глава комиссии нижней палаты парламента по расследованию иностранного вмешательства Василий Пискарев в Telegram. В случае принятия предлагаемых поправок граждане и организации, признанные иноагентами, лишатся права на имущественную поддержку государства, к которой относится получение в пользование недвижимости и необходимого для бизнеса оборудования на безвозмездной или льготной основе. Кроме того, Минюсту передадут полномочия по госконтролю за соблюдением закона об иностранном вмешательстве, а не только за деятельностью иноагентов. Это позволит ведомству выносить предупреждение тем, кто «своими действиями или бездействием способствует нарушению» закона.
И после принятия ряда поправок, последние их которых были внесены в 2007 году, используется для борьбы с лоббированием иностранных политических интересов, пишет ТАСС. Согласно FARA, иностранными агентами считаются любые физические и юридические лица, которые прямо или косвенно занимаются политической и финансовой деятельностью в интересах внешнего актора или государства. Закон обязывает их предоставлять финансовую отчетность и данные о своей деятельности, а также быть зарегистрированными в Министерстве юстиции США. FARA регламентирует работу организаций любого типа, в том числе финансовых. При этом даже образовательные, спортивные, культурные и узкоспециализированные зарубежные СМИ могут попасть под его действие. В свою очередь российский закон лишь дает право признавать те или иные СМИ иноагентами, отмечается в статье на сайте Минюста России.
В США предложили ужесточить закон об иностранных агентах На фоне резкого ухудшения отношений с Россией и Китаем в США задумались об ужесточении закона об иностранных агентах. Так, конгрессмен-республиканец Джек Бергман выступил с инициативой ввести полный запрет на доступ в американские правительственные учреждения для иностранных журналистов, которые не зарегистрированы в США соответствии с законом об иноагентах.
С 1 декабря иноагентом может признано любое физическое или юридическое лицо. Теперь их все объединили в один реестр и расширили список лиц, которые туда могут попасть: иноагентами смогут признать и коммерческие организации. Уже признанные иноагентами люди не видят сильной разницы в том, как им жить. RU, что считает, что ее жизнь не изменится. Там, по-моему, все изменения касаются организаций и сотрудников организаций, — объясняет Галямина. Сотрудники организаций, которые были признаны иноагентами, теперь могут быть внесены в реестр «аффилированных лиц». На таких людей не будут распространяться новые ограничения от Минюста: им не нужно будет отчитывать в министерство о своих расходов, а так же ставить плашку. У меня вообще тревожности нет, мне не свойственно ни по каким вопросам.
Это не принципиально. Плашка, кстати, как мы уже упоминали, тоже стала выглядеть по-новому, хотя с точки зрения содержания принципиально ничего не изменилось. Клеймо становится индивидуальным. Депутат и один из соавторов нового закона об иноагентах Андрей Альшевских рассказывал , что новый закон в первую очередь необходим для удобства.
А по факту, как в случае с Бутиной, прокуратура требует 15 лет тюрьмы, добавляя сюда еще и обвинения в сговоре. У нас в новых поправках — сначала административное наказание, и лишь в случае многократных нарушений — до пяти лет лишения свободы.
До сегодняшнего дня зарубежные НКО благополучно обходили российские законы. Алексей Мухин, политолог: «Они провозглашали себя общественными организациями, движениями, которые не требовали государственной регистрации, переводили финансовые потоки на физических лиц, что давало возможность уходить, в том числе от налогов». Одним из самых ярких примеров такой работы продемонстрировала ассоциация «Голос», которая на западные деньги следила за различными выборами в России и через соцсети пыталась формировать общественное мнение. Решением суда «Голос» был признан иноагентом и ликвидирован. Но затем возобновил свою работу уже в качестве общественного движения. Источники финансирования, как говорят юристы, до сих пор непрозрачны.
То же самое можно сказать и о десятках других объединений: Фонд защиты прав избирателей, Фонд организации и координации защиты прав граждан, Европейский фонд в поддержку демократии и других — дело ведь не в названии. Так что теперь, если новые поправки будут приняты, эти лазейки в российских законах будут закрыты и зарубежным НКО придется играть по российским правилам.
Госдума усовершенствовала закон об иноагентах: иностранное влияние и последствия
За злостные нарушения требований закона о деятельности иноагентов предусмотрена уголовная ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы. Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Что нужно знать о новом законе про иноагентов.