Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 гг известно также как освободительная война украинского народа.
Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки
Так вся Юго-Западная Русь за исключением захваченного поляками в 1340 году Галицкого княжества постепенно оказалась под владычеством литовской династии Гедиминовичей. Образовалось сильное и обширное русско-литовское государство. Язычники-литовцы, как князья, так и простые воины, не просто проявляли терпимость к православной вере, но и сами массово крестились. Даже независимые прежде князья-Рюриковичи довольно легко и органично вписались в круг новой литовской знати. До поры до времени и простому люду жилось под властью Гедиминовичей относительно неплохо. Первый тревожный звоночек для православного населения прозвучал в 1385 году, когда между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния. Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ. В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году.
Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства.
Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы.
При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян. Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности. Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов.
Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами». Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего.
Правящим классом в Гетманщине была казацкая старшина. Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. Города в Гетманщине развивались медленно. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей. Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей. Православная церковь в Гетманщине была крупным землевладельцем. Роль и место гетмана Дорошенка в попытках объединить Украину: Дорошенко Петр Дорофеевич 1627—1698 — гетман, один из самых выдающихся деятелей истории. Активный участник освободительных соревнований украинского народа, один из ближайших соратников Б. Хмельницкого и продолжатель его дела. Стал гетманом на Правобережье, он решительно выступил против условий Андруисовского договора и осенью в 1667 г. В июне в 1668 г. Сначала, заручившись нейтралитетом Польши, П. Дорошенко укрепил свои внутренние позиции и победил своих соперников в борьбе за власть. Но положение усложняется тем, что в 1667 г. Россия и Польша заключают за спиной Украины Андрусовское перемирие, какое, закрепило разделение Украины. Чтобы укрепить свои позиции внутри страны и обеспечить народную поддержку, Дорошенко систематически собирает военный совет. Независимость от казацкой старшины должна была обеспечиваться наемным войском, так называемыми сердюцкими полками. Начинается заселение краев Правобережья, которые перед тем были пустотой. Во внешней политике он провозглашает союз с Крымом и Турцией. Опираясь на поддержку татар, Дорошенко пытается вытиснить поляков из Правобережья. Осенью в 1667 г. Закрепившись на Правобережье, Дорошенко готовит поход на Левобережье, где в 1668 г. Но в это время возобновляется военная активность Польши. Следовательно, оставив на Левобережье наказным гетманом черниговского полковника Д. Многогрешного, Дорошенко возвращается на Правобережье. В марте в 1669 г. А на Правобережье, кроме столкновений с польскими войсками, у Дорошенко появились дополнительные проблемы — новые претенденты на гетманскую булаву. В этой ситуации П. Дорошенко вынужден был усилить протурецкую ориентацию. В 1672 году Турция начинает войну против Польши и с помощью казаков добывает победу. Подписанная того же года Бучацкое мирное соглашение означало вхождение Правобережной Украины в состав Турции. Дорошенко провозглашался правителем Украины в пределах Брацлавщини и Киевщины. Однако появление турков в Украине лишило П. Дорошенко народной поддержки. Авторитет гетмана ослабевает, он теряет поддержку масс. В середине 1675 г. Находясь в безвыходном положении, П.
Была принята церковная уния и подчинение церкви Римскому престолу. Поводом для восстания был магнатский беспредел. У реестрового полковника Войска Запорожского Богдана Хмельницкого отняли хутор Суботов, разорили хозяйство, насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли женщину, с которой он жил после смерти его жены. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но не нашёл, польские судьи не нашли для этого оснований. А затем Богдан Хмельницкий, как подстрекатель, был брошен в тюрьму.
В Приднестровье 3. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины. Затем последовал черёд Корсуня, Богуслава, Умани и Немирова. В руки казаков попали 40 пушек, тысячи ядер, бочки с порохом и селитрой, а также множество других вооружений и припасов. В конце ноября правобережные казаки отправили гетману Левобережья Ивану Мазепе грамоту с просьбой принять Белую Церковь под руку царя. Однако успевшие сами стать феодалами Мазепа и левобережная старшина к антифеодальному восстанию правобережной черни относились крайне отрицательно — католическая шляхта была для них ближе, чем свои единоверцы "подлого" происхождения. Мазепа восставшим помочь отказался и написал Петру I письмо, в котором советовал Правобережные полки в состав России не принимать. Одна из легенд, связанная с рождением этого знаменитого поляка, повествует, что в тот день у Олесского замка на территории Русского воеводства в Галиции разразилась сильная гроза. Якобы столешница мраморного стола, с которой только что сняли новорожденного, раскололась надвое, точно от удара молнии Царь его советам внял и написал Палию и Самусю письмо, в котором предлагал вернуть полякам отобранные у них городки и местечки и присоединяться к войне против шведов. На это Палий в ответном письме сообщил, что если он оставит Фастов без защиты, поляки его захватят, а всё православное население перебьют. Казаки понимали, что без поддержки извне они обречены на поражение, но сложить оружие отказывались. Вскоре последовал неизбежный трагичный финал. Развязка В январе 1703 года из Польши выступило 15-тысячное карательное войско при 44 орудиях. К концу зимы оно зачистило от восставших всё Подолье. Все ярые сторонники восстания были казнены, а 70 тысячам крестьян европейские "цивилизаторы" в качестве наказания отрезали левое ухо. Жителей нескольких сёл, и правых, и виноватых, истребили целиком, посадив на кол. В Ладыжине, у которого дали бой две тысячи казаков полковника Абазина, после взятия штурмом, каратели вырезали всех от мала до велика. Самого Абазина посадили на кол. Немногие уцелевшие после боя казаки ушли в Молдавию. Рождение, гибель и реинкарнация Ханской Украины6 октября 1768 года Османская империя объявила войну России. Поводом для её начала стали инциденты на стыке границ Крымского ханства, Польши и России в районе реки Кодыма, где располагалось автономная провинция, известная как Ханская Украина. Что же она представляла собой и почему ее правитель оказывал такое влияние на международные отношения? У Староконстантинова поляки натолкнулись на значительный отряд казаков и восставших крестьян гетмана Самуся. Поляки нанесли им тяжелейшее поражение, после которого Самусь отвёл свои силы в Белую Церковь. В марте карательные войска польного гетмана Адама Николая Сенявского стояли лагерем на границе Киевщины, готовясь к штурму Белой Церкви и Фастова, когда к ним проездом из Вены в Москву заехал дипломат и генерал царской России Иоганн Паткуль. Он предложил полякам и казакам свои услуги в качестве переговорщика. При его посредничестве Палий обратился к Петру I, чтобы тот выступил гарантом безопасности казаков, в случае, если они согласятся сдать полякам Белую Церковь без боя. Паткуль считал, что виной конфликта является исключительно польская шляхта и магнаты, о чём и отписал царю. В марте и мае 1703 года из Москвы казакам поступила финансовая помощь. В начале следующего года его посланники — Самусь и Искра — прибыли на Левобережье, чтобы вести переговоры о переходе казаков под руку царя. В те времена, как правило, так долго не жили - родился при Алексее Михайловиче и Богдане Хмельницком, а умер, причем своей смертью, при Анне Иоанновне. И служил при этом всем, кому надо, и преставился гетманом Однако на переговорах в Батурине Мазепа снова категорически отказался помогать правобережцам и под страхом смертной казни запретил своим казакам и крестьянам переправляться через Днепр на помощь восставшим. На Палия он написал Петру I донос, обвиняя его в измене и сношениях со сторонниками Швеции и предлагая арестовать его самого и его приспешников. Стоит ли напоминать, что всего через несколько лет он сам лично пригласит Карла XII вторгнуться на Украину. В результате Пётр 2 марта 1704 года в адресованном Палию письме в категоричном тоне приказал сдать тому Белую Церковь полякам… Казаки не подчинились. Без всякой надежды на помощь и победу они продолжали отчаянно сопротивляться. Предательство В мае войска Мазепы перешли Днепр, чтобы оказать помощь своим польским союзникам, только тогда Палий и остальные сдались. Самусь передал Мазепе свои клейноды: булаву, бунчук и королевский универсал на гетманство.
Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
Хмельницкий возможно, выполнявший дипломатические поручения лично был известен королю и в 1646 г. В отсутствие Б. Хмельницкого чигиринский подстароста Д. Чаплинский поддерживаемый коронным хорунжим А. Конецпольским, который питал к Б. Хмельницкому личную неприязнь разграбил имение чигиринского сотника, избил до смерти сына и похитил сожительницу. Подобные «наезды» были обычной практикой в Речи Посполитой.
Первый успешный для казаков бой состоялся под Жёлтыми Водами в период с 19 апреля по 6 мая 1648 года. Больше двух недель бои имели позиционный характер. Атака не увенчалась успехом, так запорожцы вынудили поляков вернуться в лагерь.
Была активная перестрелка. Потом начался дождь, поэтому порох отсырел. Войска Хмельницкого держали лагерь шляхты в облоге до 6 утра следующего дня, после чего поляки вынуждены были признать поражение. Следующий бой состоялся под Корсунем через 10 дней. Вечером 14 мая полк Кривоноса, шедший в авангарде армии Хмельницкого, наладил коммуникации для переправы через Рось, чтобы основная армия смогла вступить в бой с группировкой противника. Объединённые силы Хмельницкого с учётом татарских войск превосходили численность польской группы в разы. Также поляки испытывали проблемы со снабжением. Вместе с тем, Потоцкий и Калиновский решили поджечь близлежащие хутора, вследствие чего Корсунь был сожжён практически полностью. О решении поляков отступать в сторону Богуслава, козацкая разведка доложила Хмельницкому.
Преследование окончилось полной победой запорожцев. С 11 по 13 сентября 1648 года состоялась битва под Пилявцами. Первый день оказался успешным для поляков, которые завязали перестрелку с казаками, захватили плотину и форсировали реку. На следующий день запорожцы захватили брод. В дальнейшем 12 сентября казаки имитировали наступление.
Активное участие в восстании также принималикрымские татары, которые то поддерживали Хмельницкого, то выступали на стороне поляков. Войне запорожцев с польской Короной сопутствовал переменный успех, она включала в себя как выдающиеся победы казаков, так и разгромные поражения. После заключенияПереяславского договорав1654 годуи добровольного[2]переходаГетманщиныв подданствоРусского царства, восстание переросло вРусско-польскую войну 1654—1667 годов[3]. В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году, некоторые историки в частности В.
Смолий и В. Степанков придерживаются мнения, что восстание закончилось после падения гетмана П. Постепенно на этих территориях сформировалась украинская народность. Литва все больше интегрировалась в европейскую культурную и политическую жизнь. Ярким примером этого может служить принятие католицизма в качестве государственной религии, создание Речи Посполитой польско-литовского государства в 1569 г. В таких условиях украинскому народу было сложно сохранять национально-культурную самобытность. Однако украинцы ревностно защищали свое православие, придерживались традиционного образа жизни. Власти Речи Посполитой насильственными мерами пытались ополячить малороссиян украинцев. Именно с этой целью в 1596г.
Слова Дуды о том, что упразднение рубежей нужно лишь для того, чтобы украинцы и поляки «жили вместе на этой земле, строя и отстраивая совместно свое общее счастье», вряд ли вызовут у мало-мальски думающего человека слезы умиления. Иезуитское лукавство, коим поляки издревле известны, в наши дни не способно завуалировать истинные цели такого объединения. А цели эти просты и понятны: «гиена Европы» так называл Польшу Уинстон Черчилль приготовилась в очередной раз откусить кусок от агонизирующей жертвы, в роли которой она на этот раз видит Украину. Но, возможно, захлебывающиеся русофобской злобой «свидомые» украинцы воспримут этот факт с радостью. Ведь им на протяжении тридцати лет всеми способами внедряли в сознание мысли о том, что Богдан Хмельницкий в 1654 году совершил огромную историческую ошибку, присягнув со всем малороссийским народом на верность Московскому царю, и что не так уж плохо жилось малороссам в Речи Посполитой. Какова же на самом деле была ситуация в Малороссии к середине XVII века и какие причины подвигли Богдана Хмельницкого и его соратников к восстанию против польской власти?
Под властью Литвы К моменту нашествия Батыя в начале XIII века Русь представляла собой некую конфедерацию княжеств, объединенную лишь тем, что всеми этими княжествами правили отпрыски «Рюрикова дома». Даже страшная опасность, нависшая над Русью, сплотить их не смогла. Показательна в этом смысле междоусобица, разгоревшаяся между князьями в 1239 году. Уже вся Северо-Восточная Русь лежала в руинах и представляла собой едва ли не сплошное пепелище после татарского нашествия, а на юге Михаил Черниговский с сыном Ростиславом затеяли войну против Даниила Волынского, овладевшего в результате этой междоусобицы Галичем. Более того, во время второго похода Батыя, когда пали уже Переяслав и Чернигов и развалины их еще дымились, князь Ростислав внук Давида Смоленского возжелал утвердиться на Киевском престоле! Даже страшная опасность неминуемого нападения на древнюю столицу Руси бесчисленных вражеских полчищ оказалась не в силах унять его гипертрофированного честолюбия.
Стать «калифом на час» Ростиславу помешал Даниил Галицкий, прибывший в Киев с дружиной и пленивший незадачливого честолюбца. При этом Даниил присоединил город и княжество к своим владениям, хотя тоже прекрасно знал, что против огромного войска Батыя устоять ему не удастся. Не менее безответственно и своекорыстно вели себя князья малых уделов. Расплодившиеся потомки Рюрика не были способны подняться над своими мелочными интересами. В преддверии татарского нашествия и даже между двумя его волнами они продолжали склоки за клочки земли и захудалые городишки! Не удивительно поэтому, что, когда появилась сила, способная объединить большую часть русских земель под централизованной властью и благодаря этому дать отпор степным завоевателям, народ этой силе противиться не стал.
Так вся Юго-Западная Русь за исключением захваченного поляками в 1340 году Галицкого княжества постепенно оказалась под владычеством литовской династии Гедиминовичей. Образовалось сильное и обширное русско-литовское государство. Язычники-литовцы, как князья, так и простые воины, не просто проявляли терпимость к православной вере, но и сами массово крестились. Даже независимые прежде князья-Рюриковичи довольно легко и органично вписались в круг новой литовской знати. До поры до времени и простому люду жилось под властью Гедиминовичей относительно неплохо. Первый тревожный звоночек для православного населения прозвучал в 1385 году, когда между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния.
Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ. В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году. Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей.
Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати.
Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»!
Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого.
Корсунская битва стала триумфом Богдана Хмельницкого — казаки разгромили польское войско и взяли в плен обоих гетманов. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657).
XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас
Переяславская рада. Художник Алексей Кившенко. Делегация прибыла в город Переяслав, который был в то время крупным городом и казацким полковым центром. Сюда же приехал Хмельницкий со своим военным советом старшиной. Утром 8 по новому стилю — 18 января 1654 года состоялась старшинская рада, одобрившая решение идти «под государеву руку». Затем на площади перед Успенским собором на общую раду собрались «люди разных чинов». К собравшимся вышел Богдан Хмельницкий, который сказал, что русский государь «не презрел шестилетние моления» казаков и согласился принять их под свою руку. По свидетельству представителей русского посольства, собравшиеся на площади в ответ кричали: «Волим под царя восточного, православного». После этого казаки присягнули на верность государю в Успенском соборе, а Богдану Хмельницкому члены русского посольства вручили царскую грамоту и знаки гетманской власти: хоругвь, булаву и шапку. Через несколько дней посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским.
Там процедура присяги повторялась. Вероятно, царские представители считали, что результаты собрания в Переяславле требуют подкрепления. В общей сложности представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях, где привели к присяге 127 тыс. Объединение Войска Запорожского и Русского царства привело к очередной русско-польской войне, продолжавшейся до 1667 года. По итогам противостояния Польша отказалась от Смоленска и Чернигова и признала русское владение над левобережной Украиной. Особой статьей соглашения был Киев. Стороны договорились, что город на два года останется во владении Москвы, затем вернется Польше. Но позже Россия заплатила за Киев компенсацию — 146 тыс. И оставила за собой.
Современные оценки Современные оценки Переяславской рады в двух странах сильно отличаются. После распада Советского Союза в Киеве много внимания стали уделять тому, что две страны различает и разделяет. Самая яркая иллюстрация в этом смысле — книга бывшего президента Украины Леонида Кучмы под названием «Украина — не Россия». После победы майдана 2014 года риторика ужесточилась еще больше. Киевские политики без устали клеймили общее с Россией прошлое. На этом фоне Переяславская рада, где казаки сами просились в состав общего государства, выглядит неудобно.
Та, не выдержав перенесенного позора и издевательств, скончалась. Хмельницкий, в отчаянии обратился за защитой к польскому королю Владиславу. Но король только пожал плечами и удивился, что казаки, имея сабли, не могут сами отстоять справедливость. Сотник запомнил эти слова и с отрядом казаков напал и разорил имение Чаплинского. За это Богдана попытались заточить под стражу, однако ему удалось бежать в Запорожскую Сечь. Именно тогда он становится заклятым врагом всей Речи Посполитой. В том же году он создает партизанский отряд казаков, призывая к вооруженной борьбе против "шляхетского самовластия". Запорожцы выбирают Хмельницкого своим гетманом, а он чувствует в себе силы встать во главе народного восстания. Так началась борьба украинских казаков и крестьян против Польши. Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством. Что-то, а воевать запорожский гетман умел. Он создает из разрозненных отрядов настоящую армию, обращается за помощью к крымскому хану, который хоть и не может выступать против Польши открыто, дает Хмельницкому четыре тысячи всадников. Уже к апрелю 1648 года гетман собирает десятитысячное войско, с которым можно начинать военные действия. В течение всей Освободительной войны гетман Хмельницкий вёл активные переговоры с Москвой о воссоединении России и Украины. Он понимал, что только это сможет защитить Украину от попыток Польской короны вернуть страну себе. К тому же, православные русские были украинцам ближе католиков-поляков. Из-за неоднократных просьб Хмельницкого, собравшийся 1 октября 1653 года в Москве Земский собор постановил принять Украину в состав России и объявить войну Речи Посполитой. Да и украинцы совсем не были против, и в 1654 году Великая Рада единодушно высказалась за воссоединение с Россией. Украине была пожалована царская грамота, сделавшая страну автономной областью России с правом выбора гетмана. После поражения в Русско-польской войне 1654—1657 годов Речь Посполитая признала присоединение Левобережной Украины с городом Киевом к Русскому царству. Хмельницкий правил Гетманщиной еще три года.
Обращение Хмельницкого к властям и даже лично королю не помогло, наоборот, его посадили в тюрьму по обвинению в восстании. Не добившись возмездия по закону, Хмельницкий решил действовать самостоятельно. Были проведены переговоры с крымским ханом, по итогу которых войны Польше хан не объявлял, но предоставил отряд. Богдана Хмельницкого избрали гетманом Войска Запорожского. Победа обеспечила приток участников, война стала освободительной. Хмельницкий разбил короля у Зборова.
Речь Посполитая была конституционной монархией, во главе с избиравшимся дворянством по определенным правилам королем. Король возглавлял исполнительную власть. Однако вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма — съезда выборного дворянства — шляхты. Польскому королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение. Король имел право созывать Сейм и определять время его созыва; назначать на государственные должности; вести международные переговоры…. За свою деятельность король нес ответственность перед Сеймом. Причины восстания Богдана Хмельницкого Во времена Средневековья Польша была одной из самых веротерпимых государств. В ней одинаковыми правами пользовались католичество, православие и даже иудаизм. Абсолютное большинство польской элиты стало католиками, тогда как простой народ юго-востока остался по большей части православным. Угнетение православного крестьянства католическим дворянством стало основным поводом будущего восстания, но далеко не единственным. Религиозный конфликт начался как бы между условными «богатыми» и «бедными» жившими на территории одной страны, и более того — между представителями разных этносов. Это было самоуправляемое объединение православных людей, разросшееся после объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство 1569 год , когда над жившим на окраинах Литвы и Польши православным свободным крестьянством нависла угроза крепостного закабаления. Жители Запорожской Сечи — казаки — несли в Речи Посполитой обязанности пограничной стражи, защищая государство от набегов крымских татар, и были источником людских резервов польского короля во время войн. Из казаков набирались полки. Им во время войн платилось жалование. Однако, когда наступал мир, казаков распускали по домам, жалование платить переставали, что сопровождалось недовольством. Постоянный тлеющий конфликт между анархически настроенным казачеством и центральной властью стал ещё одним поводом к восстанию. Прибавьте к этому то, что не только казаки, но и народ Речи Посполитой вообще, отнюдь не считали свою страну идеалом в плане справедливости и богатства.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
На третьем этапе (1652-1654) Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой. События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие.
Переяславская рада
Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой. Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией.