Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады.
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии.
Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника.
Замысел операции «Искра» был очевиден и для противника.
Два фронта должны были соединиться у побережья Ладожского озера. Только немцы думали, что атака начнется с Невского пятачка, где ими все было укреплено и пристреляно за несколько лет. А советские войска основной удар со стороны Невы нанесли севернее.
Им удалось прорвать немецкую оборону и выйти к Синявинским рабочим поселкам. Шлиссельбург все-таки удалось отрезать и зачистить. Затем выдвинулись вдоль ладожских каналов и наткнулись на группу вооруженных людей в советской форме.
Оказалось, свои — Волховский фронт. Надо пережить три страшных блокадных года, чтобы понять ту радость бойцов. Фашистов удалось отжать к Синявинским высотам, и появилась возможность для снабжения города всем необходимым.
В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ. В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина. Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО. Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов. Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно. Кольцо блокады площадью в 5 тыс.
В этом кольце оказалось четыре армии Ленинградского фронта и Балтийский флот, 500 тыс.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Расстояние между советскими фронтами здесь было кратчайшим, 12-16 км. На втором этапе — двинуться на юг и разгромить врага в районе Мги. Подготовка к операции и ее задачи Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции. В результате было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная. Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков. Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей. Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами сил Ленинградского — с запада, и Волховского — с востока фронтов разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось. Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады. Для наступления сформировали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов.
Вместе они насчитывали 303 тысячи солдат и офицеров, 4900 орудий и миномётов, 600 танков, 809 самолетов — самые крупные силы за всю историю операций под Ленинградом. Затем прорвать сильнейшую вражескую оборону, которая совершенствовалась 16 месяцев. Кроме того, нам предстояло наносить лобовой удар — по условиям обстановки манёвр исключался". Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года.
Этот день в истории: Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского командующий генерал-лейтенант Л. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны Вермахта оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н.
Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов. Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми.
В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны Вермахта оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия.
18 января День прорыва блокады Ленинграда
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. |
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было? | Название операции предложил Сталин, объяснив это тем, что поскольку предыдущие попытки прорвать блокаду города на Неве закончились неудачей, то на этот раз из «искры» наконец должно возгореться «пламя» победы. |
18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Полное освобождение Ленинграда от блокады | Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. |
1.4. Прорыв блокады.
Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января. Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва. Через 2 часа 20 минут 67-я армия со стороны Невы, а несколько ранее подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта перешли в наступление. Пехота продвигалась медленно и неравномерно. За два дня боев расстояние между группировками, движущимися навстречу друг другу, сократилось до двух километров. В тот же день был освобожден Шлиссельбург и очищена от неприятеля территория южного побережья Ладоги. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров. Связь с "Большой землей" была восстановлена. Объединенная группировка 2-ой и 67-ой армий пыталась развить наступление и расширить плацдарм на юг, однако сходу этого не удалось. Противник закрепился на заранее подготовленной позиции. Тем не менее ожесточённые бои продолжались до конца января.
Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока.
Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото.
Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника.
Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания. Партия и правительство делали всё возможное, чтобы облегчить положение города. Во второй половине 1942 г. Осенью по дну Ладожского озера проложили кабель, по которому в город подавалась электроэнергия. Горючее для войск Ленинградского фронта продолжало поступать по проложенному еще летом через озеро подводному трубопроводу.
В середине декабря, как только Ладожское озеро сковал лед, возобновилась работа автомобильной дороги, которая функционировала круглосуточно, с огромным напряжением, под непрерывными бомбежками вражеской авиации. Половина партизанских формирований имела надежную радиосвязь с Ленинградским штабом партизанского движения. Основные усилия партизан сосредоточивались на ведении разведки и борьбе на вражеских коммуникациях. Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек».
Наиболее плотную группировку войск противник имел в шлиссельбургско-синявинском выступе глубина его не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом до 10—12 тыс. Лесисто-болотистая местность в районе шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами.
По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. В этом документе, в частности, говорилось: «... Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении на участке 1-й Городок — Шлиссельбург с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Синявино». Эти предложения 2 декабря 1942 г.
Ставка Верховного Главнокомандования утвердила. Конкретные задачи войскам Ленинградского и Волховского фронтов были определены директивой Ставки от 8 декабря. Командующие фронтами получили указание к 1 января 1943 г. Основная идея операции сводилась к тому, чтобы встречными ударами фронтов прорвать оборону противника южнее Ладожского озера, разгромить его группировку севернее Синявино и восстановить сухопутные коммуникации с Ленинградом. К концу операции соединения ударных группировок фронтов должны были выдвинуться на рубеж река Мойка, Тортолово, надежно обеспечив коммуникации Ленинградского фронта с юга. По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала В. В ее состав входило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады 2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ.
Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. Журавлева около 450 самолетов. На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота.
Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота всего около 450 боевых самолетов. В течение декабря в войсках фронтов проводилась тщательная подготовка операции. К 1 января 1943 г. Однако, учитывая недостаточную прочность ледового покрова на Неве и плохую проходимость болот в связи с оттепелью, командование фронтов 27 декабря обратилось в Ставку с просьбой отложить начало операции до 10—12 января 1943 г. Эта просьба была удовлетворена, и войска получили дополнительное время для подготовки к наступлению. Особое внимание уделялось организации взаимодействия между ударными группировками фронтов.
Командование и штабы фронтов разработали специальный план взаимодействия, в котором были определены линия встречи войск, ответственность за обеспечение флангов группировок и другие вопросы. Перед началом операции непосредственно в работу по ее подготовке включился заместитель Верховного Главнокомандующего генерал Г. Готовя операцию, советское командование учитывало, что войска обоих фронтов в предшествующий период главным образом оборонялись и не имели необходимого опыта ведения наступательных боев. Поэтому значительное место в подготовке заняло обучение соединений и частей наступательным действиям в лесу и штурму укрепленных позиций противника. Тренировки проводились в тылу на учебных полях и специальных городках, оборудованных по типу опорных пунктов врага. На совместных учениях соединений и частей различных родов войск тщательно и всесторонне отрабатывались вопросы взаимодействия и управления войсками в ходе наступления. Войска 67-й армии провели практическую подготовку к форсированию Невы, настойчиво тренировались быстро преодолевать ледяное поле и крутые обледенелые берега реки.
Я несколько раз проверял их готовность к осуществлению задания». Операция «Искра» началась 12 января 1943-го с массированных авиационных ударов. Одновременно заговорила артиллерия в зоне ответственности 67-й и 2-й ударной армий. Триста тысяч советских военнослужащих пришли в движение.
На западе войска форсировали Неву и двинулись вглубь вражеских позиций. Быстро навели переправу для средних и тяжелых танков. В первый же день Красная армия захватила на шлиссельбургско-синявинском выступе серьезный плацдарм. Но бои приняли затяжной характер.
Советским войскам приходилось наступать по пояс в снегу. Нацистам на оборудованной линии обороны было куда комфортнее. Именно в эти дни красноарме йцы впервые встретились в бою с новым немецким тяжелым танком «Тигр». Машину подбили и позже вывезли в тыл.
Благодаря подавляющему превосходству в артиллерии и вводу в бой частей второго эшелона, сопротивление гитлеровцев в конце концов сломили. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Командование вермахта разрешило оказавшимся в окружении частям в районе Шлиссельбурга и Липок пробиваться на юг к Синявину. Противник оставил побережье Ладоги.
Фашисты попытались нанести контрудар и отбить позиции, однако атака захлебнулась. Чуть позже Красная армия полностью освободила Шлиссельбург и Липки.
80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
Но выполнить даже часть грандиозного замысла «Полярной звезды» не удалось. Для войск Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов это было время многих горьких неудач. Немцы вывели свои войска с Демянского плацдарма, отбили все попытки наступления советских войск. Общие потери 16-й и 18-й армии за февраль — март 1943 г. Более того, новый путь снабжения Ленинграда постоянно находился под угрозой. Его обстреливала немецкая артиллерия. Читайте также:Павел Аптекарь: Вопросы о блокаде Ленинграда Но чтобы полностью освободить Ленинград, потребовались значительные усилия и сражение на Курской дуге — точнее, второй его этап, когда войска Красной армии перешли в общее наступление.
Достаточно быстро из группы армий «Север» стали снимать дивизию за дивизией. А советские войска под Ленинградом, наоборот, усиливались. Был разработан план наступления с рядом интересных решений: в частности, войска Ленинградского фронта наносили свои удары с двух изолированных, отрезанных участков. А войска Волховского фронта должны были наступать там, где их совершенно не ждали, — у Новгорода. Немцы еще могли удержаться на каком-то одном участке, но при таком развитии событий их ждало неминуемое поражение. Отразить его шансов у немцев не было — просто было нечем из-за отсутствия резервов.
Все поглотила развернувшаяся зимой 1943—1944 гг. Согласно советским данным, к этому времени вся 18-я немецкая армия насчитывала 168 000 солдат и офицеров, около 4500 орудий и минометов, а только войска Ленинградского фронта насчитывали до 400 000 человек. В составе Волховского фронта было около 300 000 человек. Подавляющим было советское превосходство в танках, авиации. В результате войска 18-й армии понесли свое самое тяжелое поражение с начала войны и с трудом смогли отступить в Прибалтику. Блокада была снята, Ленинград был свободен.
Но и спустя 75 лет количество белых пятен в истории военного противоборства на северо-западе остается немалым — это и отдельные вопросы проведения армейских операций, и вопросы взаимоотношений различных органов власти.
До 17 января длились затяжные ожесточенные бои. Немного позже в этот же день от противника очистили Шлиссельбург. Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана.
За время блокады 632 253 человека погибли от голода, почти 17 тысяч гражданских умерли при артобстрелах и бомбардировках. Несмотря на то что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте. Наступательная операция «Искра» повернула вспять ход битвы за Ленинград.
Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий.
Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания. За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек. Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек.
Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч. Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше. Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались. Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива 5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин — Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года.
Этому предшествовала многомесячная опасная и напряженная работа советских кораблей-тральщиков. К осени 1944 года Финский залив был нашпигован более 65 тысячами морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ. При этом германские кригсмарине официальное название германских военно-морских сил Третьего рейха — прим. В итоге, даже после прорыва морской блокады, в конце 40-х годов в Финском заливе разрешалось плавать только размагниченным например, с деревянным килем судам, только со скоростью, не превышающей установленную, чтобы не допустить срабатывания гидродинамических взрывателей мин и, как правило, в светлое время суток.
В 50-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников, а окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.
Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф.
Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.
В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни».
Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста через Неву, Назию и Чёрную и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.
Ленинград был полностью освобожден.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
"Операция по прорыву блокады Ленинграда получила название "Искра". На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Так началась операция «Искра», приведшая к прорыву блокады Ленинграда. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Подробнее о прорыве блокады Ленинграда и операции "Искра" в материале РЕН ТВ.
Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра»
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | 18 января 1943 г. был осуществлён прорыв блокады Ленинграда, что стало переломным моментом в битве за город. |
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском | Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. |
80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
"Операция по прорыву блокады Ленинграда получила название "Искра". И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Наступательная операция называлась "Январский гром".
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
На подготовку операции отвели почти месяц, за который в войсках развернули всестороннюю подготовку к предстоящему наступлению. Особое внимание уделили организации взаимодействия между ударными группировками. Для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Решили, что если войска одного из фронтов не сумеют дойти до намеченной для них линии, то войска другого не приостанавливают продвижения, а продолжают двигаться навстречу. Поскольку советские войска не имели опыта преодоления эшелонированной обороны противника, особое место в подготовке заняло обучение соединений наступательным действиям в лесисто-болотистой местности и штурму укреплённых позиций противника. Для чего в тылу создали учебные поля и специальные городки. Командующий Ленинградским фронтом Л.
Благодаря этому прорыву страшные 872 блокадных дня наконец закончились.
Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника — у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий. А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti. Операция "Искра" Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск.
Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad.
Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем.
Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров. Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему.
Клали рельсы, шпалы, болтами прикручивали рельсы и шпалы ко льду — и они должны были вмерзнуть. То есть это была единая ледово-деревянная конструкция, по которой танки проходили через реку. Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция". Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск.
И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена. Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно.
Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года. ТАСС вспоминала, что когда приехала к деду как раз в момент подготовки операции, то спросила его: Леня, а что будет, если операция… ну, не удастся?
Но именно для него последствия оказались катастрофическими. Пути подвоза к Ленинграду были отрезаны. Наступил страшный голод. Шанс на спасение, который давала только что организованная автомобильная дорога по льду Ладоги, был весьма призрачным.
Пока железная дорога от города Тихвина к Волхову была в руках противника, говорить о быстрой доставке грузов в Ленинград не приходилось. Зимой 1941—1942 гг. Советское высшее командование после декабрьской победы под Москвой пыталось реализовать более масштабный план, направленный на разгром групп армий «Север» и «Центр». Первоначально советским войскам удалось добиться больших успехов. Они вбили клин в стык между двумя группами армий и окружили группировку 16-й армии под Демянском. Оборона немцев на Волхове прогнулась под ударами сил Волховского фронта.
Но полностью советский план реализован не был. Немцы смогли снабжать свои войска под Демянском по воздуху, а потом пробили коридор к ним. Наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов было остановлено в кровопролитных боях. Официальные советские потери с 7 января по 30 апреля 1942 г. Немецкие никто не посчитал, но соотношение там было примерно 5—6 к 1. Отказалось ли немецкое командование от активных действий против Ленинграда после зимы 1941—1942 гг.?
Документы говорят, что нет: значение города для противника оставалось большим. В планах боевых действий на Восточном фронте летом 1942 г. Этот план был сорван благодаря очередной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция августа — сентября 1942 г. Эта операция имела ограниченную цель: прорвать блокаду и восстановить железнодорожное сообщение с Большой землей.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Блокадное кольцо вокруг Ленинграда было разорвано ровно 79 лет назад, 18 января 1943 года. Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра». И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Начало блокады
- Операция "Искра": основные события
- Прорвана блокада Ленинграда | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
- Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра» | АиФ Санкт-Петербург
- Пока держится Ленинград - держится весь фронт
- Блокада Ленинграда