Трансформация внешних отрицательных эффектов во внутренние издержки фирмы – интернализация. Ущерб – издержки кого-то другого, т.е. для предпринимателя они являются внешними издержками. Предельные общественные издержки равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек (MSC=MPC+MEC). Когда внешние издержки — разрыв между частными издержками и социальными издержками некоторых типов поведения — велики, у людей возникает побуждение добиваться преимуществ для себя за счет других.
Обществознание. 11 класс
Существует четыре способа сокращения вредных выбросов в природу: 1 Установление законом норм или стандартов по вредным выбросам, иными словами, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание. Однако данный способ несёт в себе явные недостатки. Он позволяет бесплатно выбрасывать в окружающую среду определённое количество вредных веществ. Кроме того, установленный центром стандарт не учитывает экологическую обстановку регионов, не рассматриваются существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Но наиболее существенный минус: это то, что нормы и стандарты не стимулируют производителей к снижению вредных выбросов, к снижению негативного внешнего эффекта. Данный способ более гибок, чем первый. Однако полной уверенности, что экологические стандарты и нормы не будут нарушены, нет.
Он позволяет перераспределять издержки между предприятиями. Для ООО «Чупа чупс Рус» это является выгодным предложением, поскольку за сброс сточных вод сверх установленного лимита предприятие платит намного больше. Он состоит в том, что государство определяет норму выбросов для каждого региона и продаёт в форме лицензий с аукциона право на загрязнение. Предприятия вправе обмениваться правом на выброс в рамках допустимого объёма загрязнения. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опубликованному в 2001 г. Рассмотрим действие природоохранных мер по устранению, уменьшению вредных выбросов в окружающую среду на примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В соответствии с Государственным докладом «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2010 году»13, Государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году»14, постоянными источниками воздействия действующего предприятия являются: сбросы недостаточно очищенных сточных вод.
В 2010 году в озеро Байкал было сброшено 12 499,79 тысяч м3 недостаточно очищенных сточных вод, в 2011 году — 26526,59 тысяч м3. Выбросы загрязняющих веществ в 2012 г. ОАО «Байкальский ЦБК» должен ежегодно проводить оплату за загрязняющие выбросы, однако он не выделял средств на данные расходы, задолженность ОАО «Байкальский ЦБК» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на конец 2013 года составляла 101,4 млн. В связи с неуплатой налогов за вредные выбросы, в связи с превышением по сравнению с нормой выбросов загрязняющих веществ, ОАО «Байкальский ЦБК» был закрыт в 2013 году. После закрытия Байкальского ЦБК необходимо было решить проблемы ликвидации отходов, ликвидации загрязненного купола подземных вод. В соответствии с решениями Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал ОАО «Байкальский ЦБК» совместно с ООО «ВЭБ Инжиниринг» необходимо обеспечить учет требований законодательства при подготовке опасного производственного объекта к консервации и ликвидации, при разработке проектной и технической документации по остановке основного производства, демонтажа оборудования и сооружений. ОАО «Байкальский ЦБК» за время своей деятельности сбросил в Байкал множество неочищенных вредных отходов, что привело к ухудшению экологического состояния самого большого пресного озера в мире.
На данном примере мы рассмотрели применение налога Пигу по устранению негативного внешнего эффекта установление платы за вредные выбросы , а также влияние государства на решение проблемы экстерналий. Законодательными мерами государство ликвидировало предприятие, которое не уменьшало отрицательный внешний эффект, а также способствовало заключению соглашения между двумя предприятиями по ликвидации негативных последствий здесь можно наблюдать применение теоремы Коуза о том, что государство должно способствовать заключению соглашений между экономическими агентами. Применяемые в России в настоящее время способы уменьшения загрязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с соблюдением установленных норм, проверкой качества окружающей среды, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнения. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно. Введение «бабл-принципа» в современных условиях рискованно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут договориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту владельцев компаний. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на право загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенностей. К ним относится неполнота информации, неуверенность в надежности участников рынка, трудности поиска подходящего партнера.
Список использованных материалов Конституция РФ. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», от 26 декабря 2001 года, ст. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гальперин В. В 2-х т.
Главное отличие от внутренних издержек, что они тратятся на то, что не принадлежит фирме. Это понять гораздо проще, потому что любые траты, которые мы делаем для производство какого-либо товара, это внешние издержки.
Поэтому они "внешние", потому что не принадлежат нам. Внешние издержки, в отличие от внутренних, учитываются в бухгалтерских издержках.
Эти затраты издержки являются очевидными и легко понятны. Сочинения по теме:.
Как отображаются внутренние и внешние издержки производства в бухгалтерских документах Издержки производства, как внутренние, так и внешние, имеют важное значение при составлении бухгалтерских документов. В бухгалтерии используются различные методы и подходы для отображения издержек, чтобы обеспечить точную информацию о затратах компании.
Вот несколько способов, как отображаются внутренние и внешние издержки производства в бухгалтерских документах: 1. Счета учета издержек Для отображения внутренних издержек компания может использовать различные счета учета издержек. Например: Счет учета заработной платы для отображения издержек на оплату труда; Счет учета материалов для отображения стоимости используемых материалов; Счет учета амортизации для отображения износа и старения оборудования. Прямые и косвенные издержки Компания может классифицировать свои издержки на прямые и косвенные для более точного отображения. Прямые издержки напрямую связаны с конкретными продуктами или услугами, например, себестоимость материалов. Косвенные издержки не могут быть связаны непосредственно с конкретными продуктами или услугами, их обычно распределяют на основе определенных ключевых показателей, например, зарплаты административного персонала. Бухгалтерские проводки Чтобы отобразить издержки производства, компания должна составить соответствующие бухгалтерские проводки.
Например, для отражения издержек на оплату труда, создается дебетовая проводка на счет учета заработной платы, а кредитовая проводка на счет денежных средств или счет фонда оплаты труда. Финансовый отчет Издержки производства отражаются в финансовых отчетах компании, таких как баланс и отчет о прибылях и убытках. Эти отчеты дают полное представление о затратах компании и их влиянии на финансовое состояние и результаты деятельности. Дополнительные аналитические отчеты Компания может использовать дополнительные аналитические отчеты для более подробного отображения внутренних и внешних издержек производства. Такие отчеты могут включать данные о затратной структуре, анализе изменений издержек и другие показатели, которые помогают компании лучше понять и контролировать свои издержки. Внутренние и внешние издержки должны быть точно отражены в бухгалтерских документах, чтобы обеспечить надежную и полную информацию о финансовом состоянии компании. Бухгалтерия играет важную роль в этом процессе, обеспечивая правильное учет и отображение издержек производства.
Внешнее воздействие
Внешние и внутренние издержки в совокупности образуют сумму экономических издержек. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными (costs — издержки), так и положительными (benefits — выгоды). Внешние издержки— это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке. Внешние издержки включают затраты на сырье, энергию, налоги и таможенные пошлины. Внешние издержки Перевел сам, Комиксы, Черный юмор, Мост, Балтимор, Stonetoss.
Внешние эффекты
Примером позитивных внешних издержек может служить инвестиция в образование. учитывает внешние издержки, но не учитывает внутренние. Если внешние издержки чаще всего легко вычислить и учесть, то внутренние не всегда видны с первого взгляда. это такие издержки, которые зависят от внешних факторов. Примерами внешних издержек могут быть налоги, пошлины, инфляция, изменение цен на рынке и другие экономические факторы.
Вопрос 50 Внешние эффекты и внешние издержки.
Внешние издержки — это издержки на приобретение ресурсов со стороны; это плата за ресурсы физическим и юридическим лицам, которые не входят в число работников или владельцев данной фирмы. Примеры внешних издержек: материальные затраты— оплата сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и полуфабрикатов; затраты на оплату труда— заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами; отчисления на социальные нужды— отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ, фонд содействия занятости и т. Постоянные издержки —это затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства нельзя изменить в краткосрочном периоде ; они есть даже при отсутствии производства товаров или услуг.
Действие субсидий Корректирующие налог и субсидии Пигу отличаются от большинства налоговых инструментов. Последние приводят к неэффективной аллокации ресурсов с позиции Парето-эффективности. Напротив, в условиях существования внешних эффектов общество интересует благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налоги Пигу изменяют стимулы в условиях воздействия экстерналий, сдвигая распределение ресурсов ближе к общественному оптимуму. В 1930-х годах Лайонел Роббинс подверг критике теорию благосостояния Пигу. Роббинс указал на то, что некорректно сравнивать уровни полезности различных людей, поскольку полезность не подлежит измерению. Для экономической теории благосостояния Роббинс предложил взять критерий улучшения по Парето. Экономическая политика будет считаться однозначно оптимальной в том случае, если улучшит положение хотя бы одного человека, не ухудшив при этом положения других.
Роббинс считал, если даже предположить, что все люди обладают равной способностью к удовлетворению, экономика всё же может рекомендовать частичное вмешательство государства. В 1956 году в статье «К реконструкции экономической теории полезности и благосостояния» Мюррей Ротбард, представитель австрийской экономической школы, поставил под сомнение идею оправданности экономического вмешательства на основе теории благосостояния. Он сказал, что лишь на основе предпочтения, продемонстрированного в действии, можно определить, что в действительности имеет ценность для хозяйствующего субъекта, а вычисления на основе формул бесперспективны. Таким образом, поскольку метод Пигу подразумевает то, что налоги и субсидии вводятся в законодательном порядке, что отрицает существование добровольного обмена, то полученные таким образом цифры не более чем догадка. Во-первых, в реальной практике довольно сложно определить размеры издержек и выгод. Во-вторых, размеры ущерба в ходе политических и экономических дискуссий определяются, весьма, приблизительно. В-третьих, корректирующие налоги, которые платят производители, создающие отрицательные внешние эффекты, не всегда достигают поставленной цели. Всё это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытку нахождения принципиально новых путей решения проблемы внешних эффектов. Неоинституциональная теория внешних эффектов. Следующим ударом по теории благосостояния стала статья Р.
Коуза, опубликованная в 1960 году, «Проблема общественных издержек». Критикуя традиционную неоклассическую теорию, в связи с недостатком внимания к институциональной сфере, в которой действуют экономические агенты, Рональд Коуз сформировал новую экономическую школу, получившую название «новая институциональная теория», или неоинституционализм моментом зарождения данного направления считается год опубликования Р. Коузом другой статьи: «Природа фирмы» в 1937г. Анализируя проблемы социальных издержек, Р. Коуз пришёл к выводу о том, что, при чётком определении прав собственности и отсутствии трансакционных издержек издержек, связанных с ведением переговоров между экономическими агентами , конечный результат максимизирующий ценность производства не зависит от изменения распределения прав собственности если отвлечься от эффекта дохода. Данный вывод Дж. Стиглер назвал «теоремой Коуза». Он был сформулирован так: «В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны нулю». Рональд Коуз, сравнивая систему ценообразования, включающую в себя ответственность за ущерб от отрицательных экстерналий, с системой ценообразования, не включающую в себя такую ответственность, пришёл к парадоксальному выводу о том, что если участники могут договориться сами между собой и трансакционные издержки равны нулю, то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается общественно-оптимальный уровень производства, максимизирующий ценность производства. Сам Р.
Коуз приводил такой пример: допустим, что рядом со скотоводческим ранчо, где скотовод разводит скот, находится земледельческая ферма, на которой земледелец выращивает пшеницу. Коровы могут заходить на поля фермера, тем самым нанося вред урожаю, мы наблюдаем отрицательный внешний эффект. Есть основания вмешательства государства для решения данной проблемы, однако Коуз утверждает, что это необязательно. Предположим, что оптимальное условие производства, когда участники рынка могут достичь максимума благосостояния это: для владельца ранчо 10 коров, для фермера 10 центнеров зерна. Но скотовод решает приобрести ещё одну корову. Чистый доход от одиннадцатой коровы равен 50 долларам. И так как это приведёт к нарушению оптимальной нагрузки на пастбище, возникнет угроза для земледельца.
Что главное для производителя? Минимизировать свои внутренние издержки. Внешние же издержки экстерналии они игнорируют, так как, очевидно, что забота об экологии требует дополнительных расходов, что крайне невыгодно производителю. Конкретный пример: болезнь Минамата, которую японские ученые обнаружили у жителей прибрежной зоны залива Минамата, в который ежедневно и бесконтрольно сбрасывал промышленные стоки с техногенной ртутью промышленный завод. А жители близлежащих деревень занимались рыбной ловлей и ежедневно употребляли зараженную рыбу в пищу. Следовательно, хорошо производителю, хорошо потребителям их продукции, но очень плохо третье стороне - населению японских рыболовецких деревушек, которые несут некомпенсируемые издержки. Пример межсекторальной отрицательной экстерналии. Например, в России огромные потери несет аграрный сектор в результате добычи железной руды на Курской магнитной аномалии металлургический комплекс , что приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота лучших земель в мире — черноземов.
Коуз, - что вот А наносит ущерб В, и следует решить, как мы ограничим действия А? Но это неверно. Перед нами проблема взаимообязывающего характера. При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А? Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба». Отрицательные внешние эффекты возникают при конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в том случае, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены. Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов. В таком случае вмешательство государства в экономику будет эффективным только в том случае, если издержки такого вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка». В свою очередь перераспределение прав собственности будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения. Вывод Коуза, получивший впоследствии название теоремы Коуза, заключается в следующем: когда затраты на проведение переговоров ничтожно малы, внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права. Если эти права вполне определены и могут покупаться и продаваться на рынке, рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению. Если фирма имеет легальное право загрязнять окружающую среду, те, кто несет ущерб от загрязнения, могут купить у фирмы на минимум загрязнений. Если жители окрестных районов имеют право на чистую окружающую среду, фирма может купить у них разрешение на ее загрязнение. Например, в городах местные органы власти запрещают или ограничивают въезд в центр города транспортных средств, когда загрязнение воздуха угрожает здоровью жителей города. Государственные органы налагают также количественные ограничения на загрязнение окружающей среды теми или иными веществами, использование загрязняющей технологии. Все это — примеры прямого государственного контроля в решении проблемы внешних эффектов. Общественные блага Государственное вмешательство в рыночный механизм, необходимое для обеспечения его экономической эффективности, объясняется не только наличием внешних эффектов частных коммерческих сделок, но и проблемой производства общественных благ, концепция которых в развернутом виде была впервые выдвинута в 1954 году Полом Самуэльсоном. Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления. Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими людьми.
Внешнее воздействие
В совершенном мире мы все ходили бы со шприцами для уборки собачьих экскрементов, потому что были бы заинтересованы в таком ответственном поведении. Но мы живем в несовершенном мире. С точки зрения некоторых любителей погулять с собаками, проще или, как говорят экономисты, «дешевле» не обращать внимания на кучки, оставленные их питомцами, и беспечно гулять прямо по ним. Для тех, кто думает, что это тривиальный пример, сообщаю, что, по данным «New York Times», в Париже ежегодно в среднем 650 человек ломают кости или попадают в больницу из-за того, что поскользнулись на собачьем дерьме [34]. Решение владельцев собак брать с собой на прогулки специальные шприцы для уборки за животными, можно смоделировать так, как моделируются и все прочие экономические решения; владельцы собак взвешивают издержки и выгоды ответственного поведения, а потом либо убирают за собаками, либо нет. Но кто выступит в защиту женщины, которая утром бежит, чтобы успеть на автобус, делает один неверный шаг и внезапно получает очень скверный день?
Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация». Интернализация — обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка. Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект. Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом. Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза. В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений. Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом. Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды: Принудительное сокращение объемов производства Организация рынка загрязнений Рассмотрим каждый из способов подробнее Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф. В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование.
Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства. Расходы, связанные с гарантийным обслуживанием. Амортизационные расходы по машинам, оборудованию, основным фондам производства. Суммы потерь от выпуска бракованной продукции. Суммы потерь от простоев по вынужденным внутрипроизводственным причинам. Прочие виды расходов производства. Издержки производства и прибыль прямо пропорционально взаимосвязаны — чем меньше расходная величина, тем выше показатели финансовых результатов предприятия. В свою очередь стоимостные показатели издержек производства варьируются как от цены на необходимые ресурсы, так и от качества технологических процессов. Первый фактор мало зависит от желания предприятия и определяется рыночными предложениями. Второй позволяет фирме влиять на прибыль путем эффективного управления издержками производства и реализации. Структура издержек производства - классификация Понятие и состав издержек производства рассмотрены выше, а группировка может вестись по отраслям деятельности предприятий, по объему товарооборота, в зависимости от производственного цикла, с позиции одной организации или общества в целом. Так, общественные издержки производства — это те затраты, которые несет общество при создании того или иного товара. Частные издержки фирмы на производство — это расходы, которые несет непосредственно предприятие.
Явные и неявные издержки Явные издержки — те, что видно в бухгалтерских отчётах. Это все постоянные и переменные затраты: зарплата, расходы на коммунальные услуги, сырьё, аренда помещений и т. Неявные издержки — это упущенные возможности фирмы, которые она могла бы получить за использование своих ресурсов. Например, в помещении разместили цех по производству пельменей вместо того, чтобы сдать его в аренду и иметь с этого доход. Как рассчитывать издержки Чаще всего компании рассчитывают постоянные и переменные издержки. Они помогают вычислить общие, предельные и средние расходы. Её стоит рассчитывать, чтобы понять, какова эффективность вложений в него. Как снизить издержки Главная цель любой компании — извлечение максимальной прибыли. Чтобы этого достичь, сначала вычисляется цена издержек, а затем бизнес начинает ломать голову над тем, как сократить расходы. Сокращение издержек не должно вести к ухудшению качества — нельзя взять и закупить сырьё подешевле и рассчитывать, что товар останется таким же. Иногда эффективнее повысить отдельные статьи расходов, чтобы возросла отпускная цена и рентабельность бизнеса. Например, можно вложиться в более эффективное оборудование, которое может выпускать больше продукции при меньших затратах на электроэнергию и ремонт. Нюанс Есть один тип затрат, не связанных с выпуском товаров или оказанием услуг, — судебные издержки. Это все расходы, понесённые участниками судебного процесса во время рассмотрения дела. Сюда входят госпошлины, оплаты услуг юристов и адвокатов, экспертов и переводчиков, почтовые расходы, расходы на проезд и проживание если процесс проходит далеко от места жительства участников и т. В корпорации идёт реорганизация части подразделений, персоналу предлагают срочно найти другую работу в компании, но многим в итоге приходится увольняться». Из новости от 22 сентября 2022 года.
Внутренние и внешние издержки производства
Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза. Поиск. Поэтому в экономические издержки включаются не только явные (внешние) затраты, включаемые в бухгалтерские издержки, но также и неявные (внутренние) затраты. Дан расчет трансакционных издержек на примере типово-го контракта фармацевтической организации с дилерской сетью.
Что такое издержки?
Расходы капитального вида, направленные на модернизацию оборудования, технологических процессов. Изобретательские и рационализаторские расходы. Ремонтные расходы, связанные с обслуживанием производства и проведением текущих, средних или капитальных ремонтных работ. Расходы, направленные на охрану труда и обеспечение нормальных рабочих условий. Расходы по поиску персонала. Расходы на поддержание необходимого уровня квалификации, включая переподготовку, работников производства. Транспортные расходы. Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства.
Расходы, связанные с гарантийным обслуживанием. Амортизационные расходы по машинам, оборудованию, основным фондам производства. Суммы потерь от выпуска бракованной продукции. Суммы потерь от простоев по вынужденным внутрипроизводственным причинам. Прочие виды расходов производства.
При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции. Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов. Предельная индивидуальная полезность МРВ товара — предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами. Предельная внешняя полезность МЕВ товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Коуз сделал научный прорыв в понимании институциональной структуры экономики. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1982 г. Экономическое образование получил в Вашингтонском и Чикагском университетах. Исследовал микроэкономические проблемы. Многие его положения относительно регулирования экономики использовались президентами Дж. Картером и Р. Вопрос 53Оптимальность по Парето. ОТВЕТ Оптимальность по Парето гласит: «Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит людям пользу по их собственной оценке , является улучшением». Оптимальность по Парето является одним из самых распространенных критериев оптимальности. Он предназначен для того, чтобы определить, улучшает ли предложенное изменение в экономике общий уровень благосостояния. В зарубежной экономической теории проблема достижения общественной эффективности распределения ресурсов разработана итальянским экономистом Вильфредо Парето. Согласно его концепции, общество находится в состоянии общего экономического равновесия и социальной эффективности распределения ресурсов, которое предполагает оптимальное распределение в сфере производства при минимальном использовании ресурсов и эффективное распределение в сфере потребления, которое обеспечивает максимум удовлетворения потребностей. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции автоматически достигает оптимума по Парето. Оптимальность по Парето неприменима к ситуации, когда предложенное изменение приносит пользу одним в то же время наносит потери другим. Имеется много различных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых мера удовлетворения, достигаемая разными группами общества, может существенно отличаться. Экономическая теория не может определить, какое из оптимальных по Парето распределений ресурсов общества является наилучшим с социальной точки зрения. Выбор среди оптимальных вариантов применения ресурсов является проблемой социальной справедливости, требующей использования функции общественного благосостояния. Перемещение из одной точки эффективного по Парето распределения к другой такой же точке нередко предполагает государственное вмешательство в процесс перераспределения доходов или ресурсов общества. Выделяют три условия обеспечения оптимальности по Парето. Первое условие. Оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производятся два блага Х и У и имеются два потребителя А и В, то. Второе условие. Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ Х и У имеются два ресурса — i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага У, а именно: Третье условие. Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ Х и У, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальным объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: Это значит, что отношение предельных издержек к предельной полезности должно быть одинаковым для обоих благ. ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете. Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето. Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании. В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок. С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ. ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка. Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар. По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П. Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда. Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков. ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет. Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка. В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора. Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г.
В том случае, если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придётся страдающей стороне, и наоборот. Но самое удивительное состоит в том, что в любом случае будет достигаться Парето-эффективное распределение ресурсов. От распределения прав зависит лишь то, кто получит плату. Для практического применения теоремы Коуза необходимо помнить о нескольких выводах, которые следуют из неё: Во-первых, источником экстерналий служат неустановленные права собственности. Во-вторых, экстерналии носят обоюдный характер. Например, завод, сбрасывая в реку отходы производства, наносит вред жителям близлежащих деревень. Однако запрет на загрязнение принесёт убытки производителю, а значит и потребителю. С точки зрения Коуза, необходимо определять не того, кто виноват, а как минимизировать величину совокупных убытков, а это можно решить спецификацией прав собственности. В-третьих, трансакционные издержки имеют большое значение для успешной работы рынка. Рынок сам способен решить проблему экстерналий, если трансакционные издержки малы, а права собственности чётко определены, стороны могут сами прийти к рациональному соглашению. Провалов рынка не будет, если не будет запрещено законом заключать договоры по поводу внешних эффектов. Экономические субъекты сами могут решить проблему внешних эффектов, этому могут способствовать следующие действия: 1 Слияние или объединение получателей внешних эффектов. Таким образом, бывшие внешние эффекты станут внутренними, и произойдет необходимая корректировка объемов и технологий производства, соответствующих благ. В таких случаях государство должно поощрять составление соглашений между заинтересованными субъектами. Оно даёт экономическим субъектам возможность с помощью переговоров найти приемлемое решение проблемы. Право собственности устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для обеих сторон, поэтому им и необходимо найти пути решения возникшей проблемы. Регулирование внешних эффектов на примере экономики России. На сегодняшний день в России остро стоит решение проблемы внешних эффектов. Внимание акцентируется на решении проблемы, в большей степени, отрицательных экстерналий в сфере природопользования, в связи с масштабными выбросами вредных веществ в природу и влиянии этого на экономику. Как выше говорилось, экстерналии — это результат «провалов» рынка, соответственно, государство должно выработать стратегию по преодолению данных «провалов», в данном случае, по борьбе с загрязнением окружающей среды, а также проводить активную эффективную политику в этой области. Существует четыре способа сокращения вредных выбросов в природу: 1 Установление законом норм или стандартов по вредным выбросам, иными словами, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание. Однако данный способ несёт в себе явные недостатки. Он позволяет бесплатно выбрасывать в окружающую среду определённое количество вредных веществ. Кроме того, установленный центром стандарт не учитывает экологическую обстановку регионов, не рассматриваются существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Но наиболее существенный минус: это то, что нормы и стандарты не стимулируют производителей к снижению вредных выбросов, к снижению негативного внешнего эффекта. Данный способ более гибок, чем первый. Однако полной уверенности, что экологические стандарты и нормы не будут нарушены, нет. Он позволяет перераспределять издержки между предприятиями. Для ООО «Чупа чупс Рус» это является выгодным предложением, поскольку за сброс сточных вод сверх установленного лимита предприятие платит намного больше. Он состоит в том, что государство определяет норму выбросов для каждого региона и продаёт в форме лицензий с аукциона право на загрязнение. Предприятия вправе обмениваться правом на выброс в рамках допустимого объёма загрязнения. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опубликованному в 2001 г. Рассмотрим действие природоохранных мер по устранению, уменьшению вредных выбросов в окружающую среду на примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В соответствии с Государственным докладом «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2010 году»13, Государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году»14, постоянными источниками воздействия действующего предприятия являются: сбросы недостаточно очищенных сточных вод.
Издержки предприятия – 23 вида затрат в бизнесе
Создалась достаточно мощная конкурентная среда, которая отнюдь не способствовала улучшению положения кооператоров и индивидуальных предпринимателей. Производители не стремились улучшить качество, расширить ассортимент или разнообразить его другими видами продукции. Производство велось практически кустарным способом, что и привело к упадку этой сферы рыночных отношений. Приобретение основного и вспомогательного сырья велось хаотичным образом, сделки были едино разовыми, стабильного потока не было, что вызывало частую нехватку сырьевых запасов остановку производства и другие факторы дисбаланса производственного процесса. Следствием являлись сбои реализации, ее уровни постоянно колебались. Подавляющее большинство руководителей не были знакомы с формулой спроса и предложения, что такое баланс, системный бухгалтерский учет, формирование себестоимости, внутренние и внешние расходы, их формирование и допустимый процент от общей стоимости продукта. Так внешне незаметная статья расходной части баланса не только значительно повлияла на упадок и разорение большей части первичного отечественного предпринимательства. Это стало отправной точкой в развитии цивилизованной экономики.
Наглядно и точно при помощи субъективных явлений была представлена необходимость современного ведения бухучета, финансового менеджмента и маркетинговых исследований и, как это странно не выглядело в те годы, прогнозирования и планирования своей деятельности в условиях нормального, а не спонтанного рынка. Внешние расходы и их сущность На протяжении сотен тысяч лет в каждом хозяйстве так или иначе велся учет затрат, которые необходимо оправдывать, перекрывать, чтобы не получить убытки и в конечном итоге не попасть в долговую яму. Как и тогда, на сегодняшний день на любом предприятии, занимающемся хозяйственной деятельностью формируются затратная и доходная часть баланса. Основными статьями затрат являются: 1. Внутренние, то есть определенные ресурсы, принадлежащие самой компании. Это использование собственных кормов, зерна, сена, овощей при откармливании скота в фермерских хозяйствах.
В первую очередь, эти издержки относятся к загрязнению окружающей среды, затраты на очищение которой вынуждено брать на себя общество. Издержки измеряются в натуральном или стоимостном, как правило, денежном, исчислении.
Отсюда, в случае если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, нежели финансовый доход, учитывающая альтернативные издержки, то использование ресурса, необходимо считать с точки зрения рентабельности малоэффективным. Различное представление доходы компании экономистами и бухгалтерами приводит к разным заключениям о состоянии дел в компании. Какой же способ подсчета издержек — бухгалтерский либо экономический — правильнее применять предпринимателю? С целью подсчета реального объема издержек и прибыли необходимо применять бухгалтерский способ, а для принятия решения о подборе одного из альтернативных вариантов использования ресурсов приемлем только экономический способ подсчета издержек. Любой владелец компании старается повысить объем прибыли. Ради этого он должен усовершенствовать технологию и организацию производства, поднять уровень производительности труда работников, ввести режим экономии ресурсов. Это уменьшает величину абсолютно всех издержек и не препятствует увеличению прибыли. При исчислении издержек производства следует принимать во внимание их разновидности. Главными для учета производителем считаются постоянные и переменные издержки. Издержки создаются по-разному в зависимости от вида применяемых ресурсов.
Чем больше производится единиц продукции, тем больше тратится материал, таким образом, издержки, связанные с использованием материалов, станут увеличиваться. В то же время размеры здания и цехов, объёмы оборудования никак не меняются, следовательно, издержки, связанные с использованием здания и установленного в цехах оборудования, при этом имеют все шансы быть прежними. Подобные отличия в применении производственных ресурсов заставили экономистов анализировать подобные разновидности издержек, как постоянные и переменные. Постоянные издержки — это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент от объема выпускаемой продукции. Примерами постоянных издержек могут быть арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация. Для возмещения износа зданий, оборудования, транспортных средств накапливаются денежные средства амортизационные отчисления , которые направляются на ремонт новых или изготовление новых средств труда вместо изношенных. Эти суммы отчислений входят в постоянные расходы. Постоянные издержки предприятие несет даже в том случае, если оно не работает. Например, хлебозавод временно остановил выпуск продукции, то все равно коммунальные услуги, зарплата управленческих кадров потребует расходов. Переменные издержки — это та часть общих издержек, величина которых на данный момент находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции.
Когда предприятие выбрасывает вредные вещества в воздух или сливает в реку, то происходит уменьшение полезности для тех, кто дышит этим воздухом или ловит рыбу в этой реке. Отрицательный внешний эффект может проявиться сразу или в будущем и затрагивает, как правило, большое количество людей. Опасное поведение, чреватое риском несчастного случая. Определенные виды поведения при определенных обстоятельствах могут причинить вред другим людям, например, неосторожное вождение автомобиля чревато негативными последствиями для пешеходов. Использование общедоступного ресурса. Когда большое число людей пользуются ограниченным ресурсом пастбищем, озером, где водится рыба, нефтяным месторождением , то возникают внешние эффекты, приводящие к истощению ресурса. Решение проблемы «внешних эффектов» в неоклассической теории «налог Артура Пигу» : Внешние эффекты отрицательные являются причиной так называемых «провалов рынка», устранить которые призвано государство путем активной политики. Государство вводит налог на лиц, создающих внешние эффекты, величина которого была бы такова, чтобы после его уплаты частные издержки создающей внешний эффект стороны были равны социальным издержкам ее деятельности. Коуз высказал предположение, что возможно и другое решение проблемы - частное урегулирование споров по поводу внешних эффектов.
Теорема Коуза была направлена против позиции Пигу о необходимости государственного вмешательства: «Если права собственности четко определены, и вытекающие из них правомочия можно свободно обменивать, а также если трансакционные издержки включающие издержки сбора информации, издержки ведения переговоров и издержки реализации прав равны нулю, то размещение ресурсов будет эффективным и неизменным, каким бы ни было первоначальное распределение прав собственности». Теорема Коуза содержит два основных условия, которые должны выполняться, чтобы правовая система не оказывала влияния на размещение ресурсов и эффективность производства. Первое из них - это четкая спецификация прав собственности. Второе условие теоремы Коуза - это нулевые трансакционные издержки, которые не воспрепятствуют заключению взаимовыгодной сделки между сторонами конфликта.