Всемирный процесс отказа от углеродной энергетики неизбежно приведет к удорожанию электроэнергии. Николай Шульгинов заключил, что зелёная энергетика должна быть дешевле и не создавать дополнительную нагрузку на потребителей. Войдите в систему или создайте навсегда бесплатную учетную запись, чтобы прочитать эту новость.
Александр Новак: «Развивать нужно и традиционную энергетику, и новую, альтернативную»
Об этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал в интервью газете Financial Times. Абсурдность продвижения солнечной энергетики в Германии, которой не хватает солнечного света. Новости энергетики с Александром Фроловым и Борисом Марцинкевичем. Гендиректор компании «Н2 Чистая энергетика» Алексей Каплун — о выходе России на мировой рынок водорода, бессмысленном без развития собственного. Александр Новак рассказал о перспективах декарбонизации и развитии водородной энергетики в России.
Путин высказался о перспективах углеводородной энергетики
- Путин высказался о перспективах углеводородной энергетики
- Настоящее и будущее нефтегазохимии обсудили в Будённовске на совещании комитета Госдумы РФ
- Россия попалась на удочку «водородного чуда»
- "Чистая" энергия опаснее углеводородов?
Путин: в ближайшие десятилетия от углеводородной энергетики никуда не деться
Телеграм-канал «Кремль. Новости» Президент России Владимир Путин заявил, что человечеству еще много лет никуда не деться от углеводородной энергетики. Соответствующее заявление глава государства сделал на открытии современных кампусов в регионах РФ , в котором он принял участие по видеоконференцсвязи ВКС , сообщает ТАСС. Он указал, что развивать альтернативные виды энергии нужно.
То есть в таком водороде энергии в шесть раз больше, чем было использовано для его производства.
Что касается экономической эффективности, то здесь ключевым показателем является показатель приведенной стоимости водорода — Levelised Cost of Hydrogen LCOH , по аналогии и показателем приведенной стоимости электроэнергии — LCOE. По оценкам Bloomberg, самая низкая стоимость зеленого водорода к 2030 году составит 1,47 доллара за килограмм. То есть зеленый водород станет дешевле, чем серый и голубой. Если же говорить о схеме, когда мы с помощью электролиза получили зеленый водород, а затем в этом же месте из него обратно произвели электричество, то здесь ответ однозначный: эффективности здесь нет.
Электричества из такого водорода мы получим существенно меньше, чем потратили, — порядка 30 процентов. Эта цепочка экономически бессмысленна. Для чего нужен водород? Вы не производите из водорода электричество в месте производства водорода.
Либо он вам нужен как газ, как водород, и вы его подмешиваете к основному топливу на электростанции или производите из него аммиак. Либо вы его используете как средство хранения, когда вы производите водород в одном месте и вместо того, чтобы связывать электросетями многие тысячи километров, везете туда водород и там из него производите электричество. Это та же батарейка, только очень энергоемкая. Вы транспортируете водород, как если бы вы транспортировали электричество.
Вы получаете в конечном месте электричество, там, где нельзя его произвести другим способом. Но тут вопрос: у вас есть возможность в этом месте произвести электроэнергию дешевле, чем та, которую вы произвели из водорода? Или у вас вообще нет там возможности произвести электроэнергию? Или вам нужно не просто произвести электроэнергию, а произвести ее максимально безуглеродным способом?
И тогда водород — лучший вариант. Еще одна история, то, что мы сейчас активно развиваем. Вы сказали, что необходимы меры поддержки, чтобы водородную технологию привести в массы. На самом деле это не всегда так.
И мы сейчас стараемся найти лакуны, которые позволяют использовать водород, что называется, как он есть, без каких-то дополнительных мер поддержки. Когда это может быть интересно? Когда водород как топливо замещает другое топливо, более дорогое. Таким топливом является, например, дизельное.
И мы сейчас активно развиваем в первую очередь технологические, а во-вторых, экономические решения, когда мы замещаем и резервные, и, тем более, основные дизеля, особенно там, где дизельное топливо, например на Дальнем Востоке, с учетом северного завоза просто золотое. И здесь использование топливных элементов на водороде уже сейчас вполне эффективно. Мы сейчас такой проект делаем вместе с «Полюсом», замещаем резервные дизеля для энергоснабжения вышек сотовой связи. У нас огромное количество изолированных потребителей — камеры фото- и видеофиксации, отдельные перегоны железнодорожные, уже упомянутые вышки сотовой связи.
Там стоят маленькие дизельки, которые постоянно работают, к ним надо подвозить топливо, которое постоянно дорожает. Получать электричество из водорода здесь дешевле, чем из дизельного топлива. Если взять десятилетний жизненный цикл, то выходит где-то в три раза эффективнее. Может ли российский производитель сделать электролизер?
Да, может. Будет ли он экономически эффективен без субсидирования? Нет, не будет. Они не только производят водород, они у себя же его потребляют.
Это пример того, когда страна пытается сбалансированно подходить к развитию рынков. При этом им его не хватает, и они ведут переговоры с нами не только о водороде, но и об аммиаке. Они аммиак сейчас очень активно используют как примесь для угольных котлов. До 20 процентов уже довели его долю в топливе.
Здесь речь идет о том, что это просто разные рынки. С АСММ вы получите 50 мегаватт электрической мощности. Чтобы построить станцию, нужно порядка восьми-девяти лет: проектирование, получение разрешений, согласование и так далее. И помимо того, что АСММ имеет, как любой ядерный объект, понятные ограничения, нужно еще найти потребителя как минимум на 50 мегаватт.
Это крайне перспективная история для энергоснабжения крупных изолированных потребителей и развития энергосистем в удаленных регионах. Водород — это другая история. Сейчас в мире нет мощных водородных станций, за исключением Кореи, где есть две станции на топливных элементах почти по 80 мегаватт. Водород идет по пути локального и небольшого энергоснабжения, использования в транспорте, как добавка к топливу тепловых станций.
Это другой рынок. Никто не ставит задачу энергоснабжения больших территорий за счет водорода. А атомные станции малой мощности — это возможность отдельного локального энергоснабжения целого региона или крупного потребителя. Поэтому уверен, что здесь перспективы у ядерной энергетики большие и понятные.
Водород же занимает свою нишу, и они пока не пересекаются, с исключением того, что АСММ — это низкоуглеродный источник энергии, а водород может быть низкоуглеродным. Как мне представляется, изначально водород шел в связке с ВИЭ и должен был играть роль накопителя энергии. То есть в момент, когда электроэнергия от ветряной или солнечной электростанции не востребована в полной мере, ее излишки используются для производства зеленого водорода. А когда нет ветра или зашло солнце, чтобы сбалансировать систему, здесь же водород используется для генерации электроэнергии.
ВИЭ — это попытка производства относительно дешевой электроэнергии, но водород не рассматривался как накопитель энергии, которая здесь же потом и используется. Нет, водород отправляется туда, где он нужен. Поэтому основные вопросы, связанные с водородом, не о том, как его производить, а как его транспортировать. Одно из решений здесь — аммиак.
Он сам по себе является рыночным и востребованным продуктом, но при этом с точки зрения водорода он средство транспортировки. Перевозки аммиака налажены. Плюс аммиак может использоваться для тех же целей, что и водород: для производства тепла или электроэнергии. Пока нет доступных технологий крупнотоннажных транспортировок водорода, аммиак является одной из доступных возможностей.
Может ли он при этом полностью закрыть все те же лакуны, которые закрывает водород? Нет, не может. Есть определенные ограничения. Либо контейнерные перевозки.
Может быть и сжиженный. И еще создать большой парк контейнеров. Поэтому контейнерные крупнотоннажные перевозки существенно менее эффективны, чем перевозки отсутствующими пока танкерами. Но ровно потому, что отсутствуют танкеры, на безрыбье остаются либо контейнерные перевозки, которые уже существуют, либо водородопроводы, которые тоже уже существуют, но пока только в качестве объектов транспорта на производствах, где водород должен перемещаться в крупных объемах из одной точки производства в другую.
Очевидно, что водородопроводы, связывающие разные регионы, появятся. На мой взгляд, именно они в конце концов будут наиболее эффективным способом доставки водорода из одной точки в другую. И понятно, что требования к трубе и к стали должны быть другие.
Еще одно интересное предложение — постепенный переход на водородное топливо. В августе этого года правительство утвердило концепцию развития водородной энергетики. Согласно документу, Россия сможет экспортировать к 2050 году от 15 до 50 млн. Такие суммы, конечно, покроют все издержки, связанные с декарбонизацией, и дадут толчок для развития новых производств.
Есть даже более радужные перспективы. Недавно министр Евразийской экономической комиссии по интеграции и макроэкономике, академик РАН Сергей Глазьев предложил правительству добывать водород прямо из недр Земли, а не только из газа, угля и воды, как это происходит сегодня. В основе концепции такой добычи лежит теория, что ядро планеты имеет гидридное строение состоит из соединений водорода с металлами. В зонах тектонических разломов водород из ядра проникает на поверхность Земли в огромных количествах, по некоторым оценкам — до 500 млрд. На территории России таких точек истечения, как считают некоторые специалисты, существует до двух тысяч. Это предложение Глазьева премьер-министр Михаил Мишустин поручил проработать вице-премьеру Александру Новаку и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. В общем, сейчас мы видим обычное для истории противоборство старого и нового.
Старые технологии уходят, на их место приходят новые, более совершенные. Проблема как всегда в том, что новые технологии существуют пока лишь гипотетически, а кажущиеся перспективными научные направления могут оказаться тупиком. Да и прямо скажем, для столь масштабных изысканий нужно много ресурсов и четкая системная работа. А не просто рассуждения о том, как к 2050 году все будет прекрасно. Тем более что к этому сроку члены нынешнего правительства вряд ли за что-то будут отвечать.
По мнению участников, результаты встречи лягут в основу дальнейшего обмена знаниями и опытом. Разработанные рекомендации будут представлены и детально рассмотрены в рамках второго заседания Комитета старших должностных лиц БРИКС по энергетике в июле 2024 года.
Настоящее и будущее нефтегазохимии обсудили в Будённовске на совещании комитета Госдумы РФ
В МЭА объясняют это изменением политики правительств многих стран мира, пересмотром экономических прогнозов в сторону понижения и продолжающимися последствиями глобального энергетического кризиса 2022 г. МЭА даже допускает, что пик потребления угля может быть достигнут в текущем году и составит 5,8 млрд т рассмотрен сценарий Stated Policies Scenario. К 2030 г. Пик спроса на газ, по прогнозам МЭА, может быть достигнут в 2028—2030 гг. Уже сейчас, по оценкам МЭА, наблюдается достижение пика спроса на газ для электростанций и отопления помещений.
К 2050 г. Золотой век газа термин, впервые использованный МЭА в 2011 г. С 2011 г. Но начиная с 2023 г.
Президент России Владимир Путин в августе заявлял, что альтернативы углеводородному топливу в мире в обозримой перспективе нет, поэтому энергопереход должен быть постепенным, сбалансированным и «тщательно выверенным». В октябре на форуме «Российская энергетическая неделя» он обратил внимание, что спрос на газ до 2050 г.
Фото: gazprom. Процесс подразумевает выделение водорода в результате реакции воды с углеводородными соединениями. Как правило, в качестве сырья используется «прародитель» природный газ. На данный момент риформинг метана является самой распространённой технологией производства H2. Он гораздо дешевле «зелёного» водорода, получаемого посредством электролиза, но из-за высокого углеродного следа не отвечает требования полностью декарбонизированного будущего. Пиролиз Пиролиз — это процесс разложения метана на водород и чистый углерод, но только не в виде газа, а в твёрдом состоянии. Соответственно, углекислый газ не выбрасывается в атмосферу, а складируется в твёрдом состоянии.
Данный метод не требует улавливания и подземного хранения, поэтому может применяться в качестве промышленного материала для производства углеродных материалов. Пиролиз может побороться с электролизом воды благодаря относительно недорогой технологии. Итак, на повестке дня у промышленных гигантов стоит задача наладить производство максимально экологически чистого, так называемого «зелёного» водорода. В идеале топливо будущего будут получать только с использованием таких же безуглеродных возобновляемых источников энергии. Ставки на новое направление в энергетике делают высокие. Другими словами, общее потребление на планете вырастет до 370 млн т в год. Некоторые страны уже значительно продвинулись в развитии водородной энергетики. По проекту, водород будут получать путём электролиза от морских ветряных электростанций. Полученную энергию будут направлять на обеспечение теплом трёхсот шотландских домов.
В уходящем 2020 году крупные концерны огорошили отрасль своими проектами, которые в идеале должны открыть двери перед «водородным будущим». Однако конкретных результатов грандиозные планы не приносили.
Развитие водородных технологий способно решить две ключевые проблемы, возникшие в связи с ростом производства энергии из возобновляемых источников. Во-первых, это проблема транспортировки. Наиболее высокая производительность ветрогенерации, как правило, наблюдается недалеко от моря или в море, то есть на определенном расстоянии от потребителя. Есть несколько методов, как в принципе доставлять электроэнергию, полученную с помощью ВИЭ.
Традиционный метод — это высоковольтные линии электропередачи переменного тока, но на таких линиях теряется огромное количество энергии. Другой способ — строительство высоковольтных линий электропередачи постоянного тока, что дорого и сложно. Оба метода, в частности, требуют большого количества меди для кабелей. А медь дорожает вместе с ростом спроса, связанного в том числе с развитием альтернативной энергетики. Трансформация энергии в водород как носитель может составить конкуренцию двум этим способам. Вторая проблема связана с хранением энергии, она вызвана несоответствием между предложением и спросом.
Очевидно, что энергия генерируется, когда дует сильный ветер и светит солнце, а не именно тогда, когда она вам нужна. Газ вы можете хранить, так как есть газохранилища, у вас в этом нет никаких ограничений — это один из факторов, объясняющих популярность газовой генерации. Но когда у вас есть дневные или сезонные колебания предложения со стороны генерации на основе ВИЭ, вам эти колебания нужно нивелировать. Соответственно, вам нужно создать буфер в виде технологии хранения энергии. В настоящее время в крупнотоннажном объеме единственный такой буфер, который можно представить на ближайшие годы, — это водород или его производные. Аммиак получают путем синтеза из водорода и азота.
Чтобы транспортировать водород, можно использовать несколько способов: трубопроводным транспортом, с помощью контейнерных перевозок, а также в криогенных цистернах или в носителях, таких как аммиак или гидриды металлов. Например, для перевозки в криогенных цистернах водород необходимо превращать в жидкость и охлаждать до очень низких температур — это дорогостоящий и энергоемкий процесс, для которого в настоящее время нет подходящей инфраструктуры, в отличие от технологий, связанных с аммиаком. После доставки аммиака в страны назначения его можно снова разделить на водород и азот или использовать напрямую. Подробности — Какие технологии, связанные с водородом как носителем энергии, вы могли бы выделить? Прорыв двух последних лет, который позволил резко нарастить объемы проектов по созданию новых водородных мощностей, — это переход от транспортировки водорода к транспортировке аммиака, фактически конвертация водорода в аммиак. При этом энергетическая способность аммиака выше, чем у водорода.
Кроме того, по всему миру уже есть устоявшиеся схемы транспортировки аммиака через газопроводы и танкеры — это давно известные и опробованные технологии. Таким образом, именно это звено, которое еще три-четыре года назад являлось одним из основных препятствий для внедрения водородной энергетики, разрешается в обозримом будущем с помощью этой технологии.
Первыми производителями водорода станут «Росатом» и «Газпром», который должен разработать и испытать газовую турбину на метано-водородном топливе в течение 2021 года. Пилотные установки компании запустят в 2024 году на базе атомных электростанций, объектах добычи газа и перерабатывающих предприятиях.
Кроме того, к этому году «Росатом» должен построить опытный полигон для испытаний железнодорожного транспорта на водородных двигателях. В качестве одного из пилотных проектов «Газпрома» обсуждается подмешивание водорода в газ, поставляемый в Европу. Инициатива пойдёт на пользу и самой стране: среди целей национального проекта «Экология» есть задача по сокращению количества вредных выбросов в атмосферу. В частности, Минэкономразвития рекомендовало дополнить её пунктом об обращении с углекислым газом CO2 , который образуется при производстве водородного топлива из метана.
«Роснефть»: «Энергопереход не должен быть самоцелью»
При этом им его не хватает, и они ведут переговоры с нами не только о водороде, но и об аммиаке. Они аммиак сейчас очень активно используют как примесь для угольных котлов. До 20 процентов уже довели его долю в топливе. Здесь речь идет о том, что это просто разные рынки. С АСММ вы получите 50 мегаватт электрической мощности. Чтобы построить станцию, нужно порядка восьми-девяти лет: проектирование, получение разрешений, согласование и так далее.
И помимо того, что АСММ имеет, как любой ядерный объект, понятные ограничения, нужно еще найти потребителя как минимум на 50 мегаватт. Это крайне перспективная история для энергоснабжения крупных изолированных потребителей и развития энергосистем в удаленных регионах. Водород — это другая история. Сейчас в мире нет мощных водородных станций, за исключением Кореи, где есть две станции на топливных элементах почти по 80 мегаватт. Водород идет по пути локального и небольшого энергоснабжения, использования в транспорте, как добавка к топливу тепловых станций.
Это другой рынок. Никто не ставит задачу энергоснабжения больших территорий за счет водорода. А атомные станции малой мощности — это возможность отдельного локального энергоснабжения целого региона или крупного потребителя. Поэтому уверен, что здесь перспективы у ядерной энергетики большие и понятные. Водород же занимает свою нишу, и они пока не пересекаются, с исключением того, что АСММ — это низкоуглеродный источник энергии, а водород может быть низкоуглеродным.
Как мне представляется, изначально водород шел в связке с ВИЭ и должен был играть роль накопителя энергии. То есть в момент, когда электроэнергия от ветряной или солнечной электростанции не востребована в полной мере, ее излишки используются для производства зеленого водорода. А когда нет ветра или зашло солнце, чтобы сбалансировать систему, здесь же водород используется для генерации электроэнергии. ВИЭ — это попытка производства относительно дешевой электроэнергии, но водород не рассматривался как накопитель энергии, которая здесь же потом и используется. Нет, водород отправляется туда, где он нужен.
Поэтому основные вопросы, связанные с водородом, не о том, как его производить, а как его транспортировать. Одно из решений здесь — аммиак. Он сам по себе является рыночным и востребованным продуктом, но при этом с точки зрения водорода он средство транспортировки. Перевозки аммиака налажены. Плюс аммиак может использоваться для тех же целей, что и водород: для производства тепла или электроэнергии.
Пока нет доступных технологий крупнотоннажных транспортировок водорода, аммиак является одной из доступных возможностей. Может ли он при этом полностью закрыть все те же лакуны, которые закрывает водород? Нет, не может. Есть определенные ограничения. Либо контейнерные перевозки.
Может быть и сжиженный. И еще создать большой парк контейнеров. Поэтому контейнерные крупнотоннажные перевозки существенно менее эффективны, чем перевозки отсутствующими пока танкерами. Но ровно потому, что отсутствуют танкеры, на безрыбье остаются либо контейнерные перевозки, которые уже существуют, либо водородопроводы, которые тоже уже существуют, но пока только в качестве объектов транспорта на производствах, где водород должен перемещаться в крупных объемах из одной точки производства в другую. Очевидно, что водородопроводы, связывающие разные регионы, появятся.
На мой взгляд, именно они в конце концов будут наиболее эффективным способом доставки водорода из одной точки в другую. И понятно, что требования к трубе и к стали должны быть другие. Скорее даже не столько к стали, сколько к запорной арматуре и другим механизмам. Тот же Европейский союз, который имеет определенные географические ограничения по возможности производства зеленого водорода для своих нужд, в своей энергостратегии десять миллионов тонн водорода собирается произвести сам, а десять миллионов тонн импортировать. Сейчас совершенно четко намечается тенденция к такому, скажем, экспорту проектов.
Особенно это касается стран Африки. Например, Евросоюз несколько месяцев назад заключил соглашение с Кенией о производстве там зеленого водорода для своих нужд. И таких проектов будет все больше и больше. У Евросоюза есть необходимость в водороде, но нет возможности его доставить просто в силу отсутствия таких технологий. И тут либо нужно создавать огромное количество контейнеров, либо потратиться на трубу, решить проблему с технологией, а нерешаемых проблем там нет.
Их придется решать, потому что производство водорода будет в странах, где для этого есть природно-климатический потенциал. Это Азия и Африка. А потребление не только там, но и в Европе, и в США. Есть инициированный Китаем проект Глобального энергетического объединения ГЭО , объединяющего все мировые электросети, а в части генерации опирающегося на экологически чистую возобновляемую энергию. Энергия вырабатывается там, где на нее нет спроса, но есть ветер, солнце или сила приливов, и передается туда, где спрос есть.
Чем плох этот вариант? Никто не говорит, что он плох. Но почему-то он до сих пор не реализован. Этому проекту глобальной сети уже много лет. Почему он пока не реализован?
Во-первых, это во многом политическая история. А политически сейчас больше того, что разъединяет, а не объединяет. Экономически эффективно это будет тогда, когда сети будут сверхпроводящие и каким-то образом существенно уменьшится стоимость их постройки. У этой системы есть потенциал, более того, ее именно так и предлагалось реализовывать — не сразу все, а step by step, начиная с отдельных частей. Надеюсь, что когда-нибудь это произойдет, но до этого пока, я думаю, мы экономически и политически еще не дошли.
Базовый технологии получения водорода и его классификация по углеродному следу Источник: «Эксперт» по открытым данным Водород объединяющий — Что сейчас происходит с вашим проектом строительства Пенжинской приливной электростанции на Камчатке? Проект строительства Пенжинской ПЭС был известен еще с советских времен и не реализован был по разным причинам. Одна из них, конечно, существенная его стоимость — до 200 миллиардов долларов. А вторая — то, что мощность станции по тому проекту могла достигать 110 гигаватт. Это почти половина установленной мощности всей российской энергосистемы.
Конечно, она не была нужна энергоизбыточной Камчатке. Соединение же ее с другими регионами было нецелесообразно, в том числе потому, что приливная станция выдает энергию не постоянно, в данном случае четыре раза в сутки, и любая энергосистема, в которую то поставляется, то не поставляется такой огромный объем, мгновенно становится разбалансированной. Чтобы нивелировать пики, нужно было бы строить дополнительно генерацию соответствующей мощности. Поэтому, несмотря на весь потенциал, и с технической, и с экономической точки зрения этот проект был нереализуемый. До тех пор, пока не появился водород.
Наличие отдельного потребителя под кодовым названием «водород», дает вторую жизнь подобным проектам, когда энергия не выдается и не связывается с общей сетью региона, а имеет своего монопотребителя. В данном случае это производство водорода или аммиака либо химических соединений на основе водорода. Важно, что этот монопотребитель синхронизирует свое производство с производством электроэнергии. Есть электроэнергия — есть производство водорода. Нет — и не надо.
Мы не можем отключать объекты, только потому, что нам этого захотелось. Вторая причина — длительные сро 0 комментария 1 like Укомплектованность станет ключевым показателем по кадрам в новой Энергостратегии Об этом рассказала Анастасия Бондаренко на семинаре-совещании работников подразделений по управлению персоналом Группы «Газпром». Нужно и дальше приглашать к диалогу более широкий круг представителей власти и бизнеса, чтобы обмениваться знаниями и двигаться вперёд», — сказал он.
Как отмечают специалисты, основным энергоносителем в ближайшей перспективе останется углеводородное топливо.
Но машины уже запустили, и вернуться назад к поставкам бесплатной гуманитарной помощи, видимо, уже невозможно, потому что есть много людей, которые с радостью зарабатывают на этой почти бесплатной продовольственной продукции, производя моторные топлива. Поэтому в Европе в настоящий момент нет чистого нефтяного бензина, там используются исключительно газохолы — это смесь нефтяного бензина и 15 процентов этилового спирта. В России же в 1920 годы был изобретен метод гидролиза древесины. В нашей литературе это замечательное изобретение получило отражение в виде "табуретовки", которую Остап Бендер продавал американским бизнесменам. Так вот, объемы экспорта нашей "табуретовки" в Европу растут намного быстрее, чем объемы экспорта нефти и нефтепродуктов.
Хотя по экспорту нефти и нефтепродуктов мы сейчас занимаем первое место в мире, обгоняя Саудовскую Аравию. Еще есть интереснейший процесс, который в природе реализован в каждом зеленом листочке, но в технологии пока реализован очень плохо — это каталитическое разделение воды на водород и кислород. Если вы получаете отдельно водород и кислород при малом потреблении энергии, то вы получаете совершенно замечательный источник энергии. Для того, чтобы обеспечить энергией на сутки семью из пяти человек, с домом площадью 200 квадратных метров и с двумя автомобилями, достаточно расщепить один литр воды. В принципе, если вы найдете подходящий катализатор и источник энергии, который позволит расщеплять воду, то вы решите проблему энергетики раз и навсегда. Как превратить нефть в газировку — Но сегодня каталитическое расщепление воды — это мировая проблема в промышленных масштабах? Но если говорить о научной проблеме, то она не так давно была решена. Год назад примерно был найден катализатор из титана, который позволяет при помощи солнечного света разделять воду на водород и кислород. К сожалению, процесс идет очень медленно, требует огромных объемов воды и титана, и все это нужно освещать хорошим солнечным светом. Если это все поднять в стратосферу, где солнечного света много, то доставка энергии, полученной сверху вниз, окажется безумно дорогой.
Поэтому пока эта технология неприменима. Однако в будущем, возможно, она сможет заменить нефтяную и газовую энергетику. Но надо сказать следующее: когда мы разбуривали при помощи миллионов скважин нефтяные и газовые месторождения на нашей планете, мы выпустили джинна из бутылки, или болезнь из шкатулки Пандоры. Нефтяные и газовые скважины ликвидировать невозможно. Можно поставить цементную пробку, но она продержится 20 лет максимум, а потом опять начнет пропускать газ и нефть. А нефть, как известно, если попадает на поверхность земли и на биологические объекты, смертельно опасна, поэтому нефть нельзя допускать ни в какие биоценозы на поверхности Земли. Что касается газа, там ситуация не намного лучше. Казалось бы, газ безвреден, это метан.
Непредсказуемый энергопереход: как отечественная нефтегазовая отрасль прожила год под санкциями
Новости, интервью, экспертные мнения, аналитика от крупнейшей отраслевой газеты «Энергетика и промышленность России. Всемирный процесс отказа от углеродной энергетики неизбежно приведет к удорожанию электроэнергии. Несмотря на то, что водород активно рекламируется как топливо будущего, развитие водородной энергетики сейчас сталкивается с существенными проблемами. Поскольку для энергетиков приоритетом остаются бесперебойные поставки энергии населению, подходить к углеродной нейтральности надо обдуманно и взвешенно».
Нефти и газу нашли альтернативу. Россия станет поставщиком водорода для «зелёной» энергетики
В России нашли новый способ совместить газовую и солнечную энергию / Хабр | новости энергетики, ТЭК, аэс, генерация энергии, магистральные электросети, распределительные электросети, уголь, виэ, жкх, экология, новости электротехники. |
Энергетика Урала - 2024 | На днях первые лица от энергетики озвучили новую национальную энергетическую стратегию, которая предусматривает диверсификацию традиционного углеводородного портфеля. |
О качестве топлива и будущем нефти: в понедельник на НТВ интервью Александра Новака
При этом нужно скорректировать целевые показатели программы в пользу увеличения доли отечественных технологий и сокращения экспортных планов", - сказал вице-премьер в ходе заседания межведомственной рабочей группы по развитию в России водородной энергетики. Самая большая доля рынка принадлежит "голубому" водороду, получаемому из природного газа На этом заседании отечественные компании представили проекты в области производства и использования водорода. Среди них поезд на водородных топливных элементах на Сахалине и развитие водородной заправочной инфраструктуры в Красноярском крае. Главным рычагом для активного развития водородного направления является заинтересованность и активная поддержка государства, полагают эксперты.
Плеханова Федор Загуменнов. Одного пятикилограммового баллона с водородом, а это средний объем для легкового автомобиля, хватает на 500 километров пробега Стимулом для наращивания производства может стать использование водорода в качестве топлива для автомобилей. Конечно, нельзя в одночасье убрать весь бензиновый транспорт, но эксперты говорят, что водород может стать в перспективе заменой традиционного топлива.
Более того, такой транспорт может потеснить даже набирающий популярность электрический, поскольку водородные двигатели более энергоэффективны. Так, емкость водородного аккумулятора в десять раз больше литий-ионного. И одного пятикилограммового баллона с водородом средний объем для легкового авто хватает на 500 километров пробега.
Водород в качестве топлива всерьез рассматривается многими странами. В Японии, например, на него уже перешла часть общественного наземного транспорта. В 2018 году, специально к Олимпиаде в Токио, компания Toyota стала выпускать пассажирские автобусы, работающие на водородном топливе.
Об этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал в интервью газете Financial Times. По данным издания, Россия остается крупнейшим поставщиком газа в Турцию. Также в газете напомнили, что в настоящее Россия помогает в строительстве первой в Турции атомной электростанции АЭС "Аккую" и в будущем намерена участвовать в возведении второй АЭС. В настоящее, отметил Байрактар, время власти Турции занимаются расширением инфраструктуры для приема и хранения сжиженного природного газа СПГ. В то же время Анкара ведет поиски новых поставщиков газа, при этом главным критерием является его цена.
В феврале министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез заявил , что строительство центра распределения и торговли природным газом в Турции практически завершено. Позже он сообщал о том, что операции по продаже-покупке газа через предложенный РФ проект газового хаба в Турции планируется начать в 2024 году. В апреле Турция приняла первые поправки в законодательство о работе газового хаба с РФ.
Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Они стали из своего сахарного тростника производить моторный спирт и широко его применять.
Надо сказать, что многие двигатели на современных автомобилях были изначально спроектированы под спирт. Например, на очень любимом российскими потребителями автомобиле Ford Focus стоит двигатель, который вообще изначально спроектирован под спирт, а потом переделан под бензин. Тогда же очень широко развернулось производство биологических топлив.
Это был и этиловый спирт в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания, и рапсовое масло, и другие виды масел, которые использовались так же, как дизельное топливо для дизельных двигателей. Это продлилось очень недолго. Буквально в течение двух-трех лет выяснилось, что те продукты питания, которые стали использоваться для производства моторных топлив, шли в качестве гуманитарной помощи в беднейшие страны мира.
Возникло мощное демографическое давление как на США, так и на Евросоюз. Надо сказать, что та гигантская волна миграции, которая сейчас давит на Европу и которая поднялась несколько лет назад, возникла вовсе не из-за ближневосточных войн. Главной причиной стало отсутствие поставок гуманитарной помощи в африканские страны.
И когда правительствам и США, и Евросоюза пришлось решать демографические проблемы, они первым делом немедленно отменили все льготы для производства моторных топлив. Но машины уже запустили, и вернуться назад к поставкам бесплатной гуманитарной помощи, видимо, уже невозможно, потому что есть много людей, которые с радостью зарабатывают на этой почти бесплатной продовольственной продукции, производя моторные топлива. Поэтому в Европе в настоящий момент нет чистого нефтяного бензина, там используются исключительно газохолы — это смесь нефтяного бензина и 15 процентов этилового спирта.
В России же в 1920 годы был изобретен метод гидролиза древесины. В нашей литературе это замечательное изобретение получило отражение в виде "табуретовки", которую Остап Бендер продавал американским бизнесменам. Так вот, объемы экспорта нашей "табуретовки" в Европу растут намного быстрее, чем объемы экспорта нефти и нефтепродуктов.
Хотя по экспорту нефти и нефтепродуктов мы сейчас занимаем первое место в мире, обгоняя Саудовскую Аравию. Еще есть интереснейший процесс, который в природе реализован в каждом зеленом листочке, но в технологии пока реализован очень плохо — это каталитическое разделение воды на водород и кислород. Если вы получаете отдельно водород и кислород при малом потреблении энергии, то вы получаете совершенно замечательный источник энергии.
Для того, чтобы обеспечить энергией на сутки семью из пяти человек, с домом площадью 200 квадратных метров и с двумя автомобилями, достаточно расщепить один литр воды. В принципе, если вы найдете подходящий катализатор и источник энергии, который позволит расщеплять воду, то вы решите проблему энергетики раз и навсегда. Как превратить нефть в газировку — Но сегодня каталитическое расщепление воды — это мировая проблема в промышленных масштабах?
Но если говорить о научной проблеме, то она не так давно была решена.
Нефти и газу нашли альтернативу. Россия станет поставщиком водорода для «зелёной» энергетики
Абсурдность продвижения солнечной энергетики в Германии, которой не хватает солнечного света. новости энергетики, ТЭК, аэс, генерация энергии, магистральные электросети, распределительные электросети, уголь, виэ, жкх, экология, новости электротехники. Войдите в систему или создайте навсегда бесплатную учетную запись, чтобы прочитать эту новость.