Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.

4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА

Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение.

Соотношение норм права и статей закона

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
Норма права: к вопросу о её структуре Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.
А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия? 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.

А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия?

Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом. В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений.

По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права. Правовой прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер. Виды правовых прецедентов: а судебный прецедент создается судебными органами ; б административный прецедент создается другими органами.

Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», то есть суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение. Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость.

Правовой прецедент — древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи.

Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права. Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.

Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры. Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества.

Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, то есть возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве. Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций.

Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством. Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика.

Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права.

Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.

Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня.

Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов. Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия.

Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др.

Поэтому крайне важной является разработка руководства, но подготовке нормативных актов закона о подготовке нормативных актов. Отличие от предписаний Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: Неоднократность применения то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением ; неперсонифицированность то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком род занятий, пол, жительство на определенной территории и т. Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается: круга государственных органов, организаций, учреждений; круга должностных лиц; всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т. Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Что такое нормативный и ненормативный правовой акт Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и или отменяющий правовые нормы правила поведения , обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.

Ненормативный индивидуальный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и или отменяющий права и обязанности конкретных лиц и или рассчитанный на однократное применение. Примеры ненормативных правовых актов Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта.

Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания лишение свободы, штраф, неустойка и т. Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционируемое государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений. Статья нормативного акта - часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Структурно нормативный акт состоит из разделов, глав, статей.

4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА

Нарушение регулятивной нормы права влечет за собой применение охранительной нормы Структура логической нормы права может быть выражена формулой «если... При этом под диспозицией понимается указание не на правило поведения, а на правонарушение. Структура фактической нормы может быть выражена формулой «если... Способы изложения норм права[ ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, так как норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила.

В статье НПА может содержаться одна норма права или несколько норм права. Также норма права может быть закреплена в нескольких статьях.

В ней сказано: "В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным". Отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта. Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законодательством интересы нарушены в результате ее совершения.

Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные частями второй и третьей пункта 1 статьи 172 настоящего Кодекса". В этой статье санкция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 172, где говорится, что каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

Она может быть записана в нескольких статьях и даже в нескольких разных законах например, Земельный кодекс предусматривает правила охраны земель, уголовная и административная ответственность за их нарушение предусмотрена в УК и КоАП. Несколько норм может быть записано в одной статье, например, ст. Возможны комбинации упомянутых вариантов. Норма может быть отсылочной, т.

Норма — это содержание права, а закон — лишь его форма. Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции. А вот термин сохраняется и продолжает порождать дискуссии вновь и вновь о его содержании. Современная теория права традиционно использует такое сочетание терминов: «источник форма права». Однако это своеобразная условность - нетождественное равенство. То есть, с одной стороны, неравенство понятий очевидно, с другой - формулировка существует, используется. Образно этот двуединый термин B. Нерсесянц назвал «джентльменским соглашением». Смысл и назначение этого соглашения можно понимать следующим образом.

Термин «источник права» имеет длительную историю, он традиционен. Однако слово «источник» столь многозначно, что специально-юридический его смысл уточняют дополнительным словом «форма». Рассмотрим эти понятия изолированно. Начнем с понятия источник права, который имеет три смысла. В материальном: смысле источником права являются те общественные, политические, экономические условия, которые обусловливают правовые нормы.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Способы изложения юридических норм - приемы закрепления норм права в статьях нормативных правовых актов. Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта.

А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия?

В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем.

Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений например, налогоплательщики и финансовые органы , объекты получаемый доход , права и обязанности обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др. Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. Кодексы же имеют более сложное строение. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др.

Принято различать несколько вариантов изложения правовых норм: все элементы логической структуры — гипотеза, санкция и диспозиция — включаются в одну статью; элементы нормы права излагают в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы правовых норм могут быть изложены в нескольких статьях различных нормативных актов; в одну статью может быть включено несколько правовых норм. По характеру изложения нормы могут быть: прямыми — полностью фиксированы в статье нормативного акта ; отсылочные — содержат ссылки на другие статьи; бланкетные — неполное изложение. На основании характера нормативного обобщения, нормы могут быть абстрактными — изложены в общем виде, казуистическими — указывают особые случаи. Способы изложения правовых норм имеют информационную природу.

Классификация норм права Данная классификация базируется на модульной и социологической структурах нормы права, а также обладает практическим значением.

Частное и публичное право Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право — это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых публичных интересов, т. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц физических или юридических , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 институционального наставнического ; 2 пандектного свободного, совокупного. Соотношение частного и публичного права: 1 частное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок; 2 частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3 частное право в своей реализации опирается на публичное.

В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным. Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов альтруистических, эгоистических и пр. Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов. Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами. Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть. Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право — это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права. Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку: 1 составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; 2 одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования. Таким образом, метод правового регулирования — это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования: 1 диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.

Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав или носящие межведомственный характер , подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации.

Внутренняя определенность нормы состоит в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в закреплении нормы в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Оно проявляется в структурном построении нормы, в специализации норм различных отраслей и институтов права. Правовыми можно считать нормы, которые: - исторически сложились и дожили до наших дней обычаи, традиции признанные государством ; - исходят непосредственно от общества или страны, территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства нормы, принятые путем всенародного голосования, предусмотренного Конституцией ; - изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с Конституцией, которые не противоречат международно - правовым актам, закрепляющим естественные права человека; - закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права. Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования сельский сход и т. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные нормы - принципы ,.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму. Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.

Что такое нормативный правовой акт

Норма права это \ 2024 год \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов.
А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия? Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права.
Как Соотносятся Норма Права И Статья Нормативного Акта? Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций.
Норма права это \ 2024 год \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения.
Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.

uristinfo.net

Норма и статья — это разноплоскостные явления. Статья закона — это лишь подразделение текста юридического акта. Статья и норма различаются так же, как право и закон. Норма права — это структурное подразделение права, а статья -это подразделение текста закона. Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве.

Защитная функция Норма права гарантирует защиту прав и интересов субъектов права. Нормативная функция Норма права устанавливает общие правила поведения и деятельности для всех участников общества. Таким образом, норма права играет важную роль в правовой системе, обеспечивая стабильность, справедливость и порядок в обществе.

Она является основной единицей права и выполняет множество функций, направленных на регулирование общественных отношений и защиту прав субъектов права. Структура нормативного правового акта 1. Введение В начале акта обычно указывается его название, а также дата и номер принятия. Во введении часто предоставляются общие цели и задачи, которые акт должен решить. Основные положения В этой части акта содержатся основные нормы, правила и условия, которые должны быть соблюдены или выполнены. Это могут быть права и обязанности граждан и организаций, порядок осуществления деятельности, стандарты качества, санкции и ответственность за нарушение. Основные положения могут быть подразделены на главы и разделы для более удобного чтения и понимания текста.

Важно, чтобы структура акта была логичной и последовательной. Заключительные положения В конце акта обычно содержатся разделы, в которых указываются сроки, вступление акта в силу, переходные положения и иные дополнительные указания.

Это предполагает применение норм права в конкретных случаях. Казуальное изложение норм права довольно громоздко и, как правило, свидетельствует о низком уровне правотворческой техники.

Оно оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно предвидеть все конкретные случаи и указать на них в нормах права. Однако этот способ удобен для правоприменителей, так как облегчает понимание и реализацию норм права. Кроме того, иногда этот способ является наиболее целесообразным, так как не всегда возможно достаточно полно изложить содержание нормы права, не прибегая к казуистическому перечислению всех существенных признаков, обстоятельств, правил поведения. Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны.

Форма источник права — внешняя форма выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует фиксирует нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества. Виды форм источников права: 1. Правовой обычай — это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения. Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами: а путем нормативной отсылки к обычаю а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте ; б путем восприятия обычая правоприменительной практикой в первую очередь, судебной , когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях.

Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную общественную практику, выражали единообразную практику, выражали правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике. Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность.

Правовой обычай — один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах. По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений. Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом. В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права.

Правовой прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер. Виды правовых прецедентов: а судебный прецедент создается судебными органами ; б административный прецедент создается другими органами. Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», то есть суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение.

Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость. Правовой прецедент — древнейший источник права.

Поскольку правильное изложение и впоследствии применение норм права является основой правового государства к построению, которого мы стремимся. Упомянутые обстоятельства указывают на актуальность проблемы соотношения норм права и их изложения в нормативно-правовых актах, что собственно и побудило меня выбрать для исследования данную тему.

Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие темы «Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта» Для достижения поставленной мною цели, необходимо решить следующие задачи: Изучить литературу по данной теме; Изучить понятие норма права и статья нормативно — правового акта; Выявить соотношения нормы права и статьи нормативно — правового акта; Объектом исследования в курсовой работе является многосложные компоненты теории права. Предметом исследования является соотношение нормы права и статьи нормативно — правового акта. Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды заведующего кафедрой социологии, психологии и права Томского политехнического университета, доктора философских наук, профессора Э. Камышевым, Моя работа содержит три главы, имеет введение и заключение, а в конце работы приводится список использованной литературы, нормативных актов и интернет — ресурсов Норма права: понятие, признаки, виды Современная юридическая литература дает нам определение нормы права как - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством.

Это правило опубликовано и закреплено в официальных актах, а также направленно на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей участников. Выделяют следующие существенные признаки правовых норм. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Форма определения и закрепления прав и обязанностей.

Норма права - это правила поведения общеобязательного характера, которые: а указывают, в каком направлении, каким образом, за какой промежуток времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б предписывают правильный образ действий конкретный для определенного индивида ; в носят общий характер, выступают в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2

В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает “разорвана” — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. Однако существуют нормативные акты, которые действуют в отношении определенных субъектов права и категорий граждан. Отношение нормы права к статье закона.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий