Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. Старший преподаватель кафедры живописи и композиции Роман Оленич и руководитель персональной учебной мастерской книжной и станковой графики Александр Заставский поссорились прямо в кабинете декана академии художеств им. Ильи Репина. Многогранность таланта Ильи Репина раскрывает для ярославцев выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в художественном музее. Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин.
Выставка «Учитель - ученик: И.Е. Репин и И.И. Бродский» в Санкт-Петербурге
- 1. О казачестве и родном городе Чугуеве
- Репин и ученики - Национальный художественный музей Республики Беларусь
- Газета «Суть времени»
- Мастер и его ученики
На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
Он не скрывал, что ему помогают ученики, поделился с ними гонораром. Думаю, он высоко ценил их, раз привлек к такому большому госзаказу. Кроме того, по мастерству они были ближе всех к учителю. Куликов продолжил репинскую «народную» линию: на его картинах — ярмарки, бабы в красных платках. У Кустодиева все это выглядело по-другому, у него было собственное стилистическое исполнение. А Куликов в чем-то повторял Репина.
Он был родом из Мурома, свой творческий путь начал еще до революции. Писал русскую провинцию: такую, какой она была и тысячу, и сто лет назад, а затем исчезла после революции и Великой Отечественной. Его бабы в платках не гротескны, как у Малявина или Архипова; они настоящие, повседневные. В общем, очень хороший художник, один из моих любимых. Не так часто цитируемый, но на слуху.
Можно сравнить его, наверное, с Алексеем Кориным, но Куликов намного ярче, напряженнее, интереснее. Такого вы больше не увидите ни на одной выставке. Формат моей галереи позволяет показать тонкие кабинетные работы. Здесь есть и мои вещи, но в основном — из частных коллекций.
В итоге он получил вдвое больше. Судьба художника Жизнь Репина была долгой и насыщенной. После « Бурлаков на Волге » о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярных портретистов.
Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чьё предложение. Репин и Шаляпин. Wikimedia Commons Вокруг личности Репина сложилось немало мистических историй: о влиянии его картин на людей, о сумасшествии натурщиков и общении художника с колдунами. Есть ли в этом хоть доля правды, сказать, конечно, нельзя. Но в чём нет сомнений, так это в том, с каким азартом Репин каждый раз принимался за новую работу. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. После завершения «Торжественного заседания Госсовета» Репин , ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в свою усадьбу Пенаты на Карельском перешейке.
С своей стороны готов выходить хоть отовсюду кажется, это единственное право российского обывателя » Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? Рисунок Валентина Серова. Репин не стал подписываться под этим письмом и ответил Поленову: «Дорогой Василий Дмитриевич, я бы с удовольствием подписался под Вашим заявлением, если бы не знал, как оно далеко от правды. Войска в экстренных случаях выдаются в полное распоряжение полиции. Серия «Жизнь в искусстве». В конце концов Серов и Поленов вышли из состава Академии художеств.
Несмотря на этот серьезный конфликт, ученик и учитель навсегда сохранили взаимное уважение. Через два года после этих событий Репин принял решение уйти из Академии: его не устраивали периодические разногласия с учениками и в целом положение служилого человека. Об идее написать Льва Толстого из-за кустов «— Теперь я пойду один, — вдруг сказал Лев Николаевич на прогулке. Видя, что я удивлен, он добавил: — Иногда я ведь люблю постоять и помолиться где-нибудь — А разве это возможно долго? Я рисовал с него тогда, пользуясь всяким моментом. Но тут я сразу почувствовал всю бессовестность своего вопроса: — Простите, нет, я не посмею… — Ох, да ведь тут дурного нет. И я теперь, когда меня рисуют, как девица, потерявшая честь и совесть, никому уже не отказываю.
Что же! Пишите, если это вам надо, — одобрил меня улыбкой Лев Николаевич. И я написал с него этюд на молитве, босого». Лев Толстой рядом со своим скульптурным изображением работы Ильи Репина. Толстого и Репина связывала тридцатилетняя дружба. Это случилось с подачи критика Стасова: тот много раз советовал Толстому познакомиться с талантливым живописцем. Репин был восхищен и после ухода гостя написал Стасову: «Я почувствовал себя такой мелочью, ничтожеством, мальчишкой!
Мне хотелось его слушать и слушать без конца, расспросить его обо всем. Толстой и художники. В письме к нему Репин даже согласился с беспощадной критикой своих картин: «Милостивый государь Лев Николаевич, я все еще под влиянием Вашего посещения. Много работы задали Вы голове моей. Вы были очень добры, снисходительны, хвалили и ободрили мои затеи, но никогда с такою ясностью я не чувствовал всей их пустоты и ничтожности» И. Про первую Репин даже написал, что «кажется, бросит совсем». Работу над второй ее Толстой назвал «избитым, истрепанным сюжетом» он все-таки решил продолжить: «…уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать» Там же..
Правда, в результате художник дописал обе картины, и они были отмечены большим успехом. Лев Толстой и Илья Репин. После встречи в мастерской Репин с Толстым регулярно друг друга навещали и подолгу вместе прогуливались. Впрочем, в письмах к друзьям Репин одновременно восхищался писателем и осуждал его религиозно-этические идеи. За время их знакомства Репин успел сделать около 70 натурных работ Толстого — рисунки, масляные картины, скульптуры и акварели. Интересно, что до 1887 года Репин не брался писать портрет Толстого. Существует предположение, что он попросту уступал эту привилегию своему учителю и художественному наставнику Ивану Крамскому.
Последний в 1873 году уже писал Толстого, и добился он этого не без трудностей. Крамскому пришлось долго уговаривать писателя ему позировать. Когда он наконец приступил к работе, писать пришлось сразу два портрета: один — для Павла Третьякова, а второй — для детей писателя. Сначала Толстой предложил отдать Третьякову копию, но Крамской на это пойти не мог. В конце концов писатель оставил себе более неудавшуюся картину. Между одним из сеансов Крамской признался Репину: «Граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже.
На гения смахивает» Л. Портрет Льва Толстого. Причем, писал он тоже сразу два: один — за письменным столом, другой — в кресле с книгой в руках. Первая картина не получилась: она не понравилась ни Репину, ни Толстому. Второй портрет художник закончил всего за три дня: именно он позже стал одним из самых узнаваемых изображений писателя. Сохранились записи Репина, которые он, по-видимому , делал для себя: в них он анатомически описывал внешность Толстого: «Превосходный образец для френологии.
Русский музей. От иконы до современности. Обстановка юбилейного заседания, проходившего в Круглом зале Мариинского дворца, была необыкновенно торжественна. Все члены учрежденного Александром I Государственного совета и чины Государственной канцелярии присутствовали в парадной форме.
На центральном месте находился Николай II и представители императорского дома. Поблизости от царской семьи сидели самые крупные сановники. Тем временем в глубине зала, за креслами справа около колонн стоял у мольберта и увлеченно работал Репин. На заранее подготовленном холсте с расчерченной перспективой зала он, с предварительно выбранной точки, в кратчайший срок, словно на одном дыхании, исполнил эскиз, воплощенный позднее в большую картину, писать которую помогали Репину его ученики Б.
Кустодиев и И. Великолепная композиция, поразительно беглые, но очень живые характеристики, данные Репиным отдельным персонажам, уловленное им внешнее сходство, естественность и разнообразие поз, сила и выдержанность колорита отличают это выдающееся полотно. СПб, 2003. Это грандиозное полотно написано по правительственному заказу в связи со 100-летним юбилеем, предназначалось для огромного белоколонного зала заседаний Государственного совета в Мариинском дворце.
Картина огромного формата 400 х 877 с изображением 81 фигуры предусматривала решение колоссальных композиционных и живописно-пластических задач. Получив в апреле 1901 года официальный заказ на исполнение произведения, художник только к осени, через несколько месяцев напряженных творческих поисков, определился с пространственным видением будущего полотна.
В Екатеринбурге покажут картины учеников Репина
День учителя: Репин и его знаменитые ученики в галерее «Веллум» | В Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» открывается выставка «Учитель — ученик. |
Выставка Пушкин в творчестве Репина и его учеников проходит в Санкт-Петербурге | Репин был педагогом, будучи профессором Академии художеств, он подготовил целую плеяду выдающихся русских художников, в целом у него было более 150 учеников. |
Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ | пал жертвой, попав в беспощадную мясорубку сталинских репрессий 30-х годов. |
Учитель — ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский
- 1. О казачестве и родном городе Чугуеве
- Учитель — ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский
- 2. О гробике для «умирающего» Ильи и красочках
- Коллекция онлайн
«Торжественное заседание Госсовета» Репина
Поэтому Репину разрешили позвать своих учеников, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Выставка "Илья Ефимович Репин и ученики" в Ярославском художественном музее знакомит зрителей с мало известными работами художника, а также с работами его уч. Параллельную историю рассказывают «Эпизоды» — сцены из жизни Мастера и мастерской, составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Эпизоды из жизни учителя и учеников", собравшая более 100 работ из собраний музеев России и частных коллекций, пройдет в историко-художественном музее "Новый Иерусалим" в Истре с 29 февраля по 28 июля. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР
Цикл «Учитель-ученик» представит выставку «Репин и Бродский» | Ученики смотрели на него восхищенно. Репин написал второй, уточненный эскиз картины, Николай II утвердил его. |
С творчеством Ильи Репина можно познакомиться в Государственном художественном музее | Выставка Ярославского художественного музея представляет Илью Ефимовича Репина как художника универсальных возможностей, многогранного таланта. |
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР | Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. |
Мастер и его ученики
Старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина — является наследницей традиций Императорской Академии художеств, основанной во второй половине XVIII века. Многогранность таланта Ильи Репина раскрывает для ярославцев выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в художественном музее. Работы студентов академии живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина. продажа с быстрой доставкой по всей России. Нет сомнений, что выставка «Великие репинские ученики» станет ярчайшим событием в российской художественной жизни и даст импульс дальнейшему изучению педагогического наследия Ильи Ефимовича Репина! Мастер и его ученики, которые пошли собственным путем. В подмосковном музее «Новый Иерусалим» открылась экспозиция, посвященная Илье Репину.
Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.
Репин в отличие от своих учеников Фешина и Сомова в эмиграцию не уезжал, он в ней оказался вместе с «Пенатами», которые в 1918 году стали территорией независимой Финляндии. 180 лет Репина - в музее "Новый Иерусалим" отмечают оригинально. Один из них — Ярославский художественный, где в эти дни проходит выставка «Илья Ефимович Репин и ученики». Эпизоды из жизни учителя и учеников", собравшая более 100 работ из собраний музеев России и частных коллекций, пройдет в историко-художественном музее "Новый Иерусалим" в Истре с 29 февраля по 28 июля.
На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
В Санкт-Петербурге проходит выставка «Учитель — ученик. Репин и Бродский» | В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева 11 октября откроется выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. |
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР | Наука и жизнь | Графика конца XIX — начала XX века», посвященную творчеству учеников выдающегося живописца, художника-педагога Ильи Репина. |
ГТ - В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики" | В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта. |
Выставка «Репин. Наследие. Ученики»
Понимают ли правительственные бюрократы, что подобного группового портрета - по количеству персонажей - более 80 - не найти, пожалуй, во всей мировой живописи? Как раз это и подзадоривало. Вступить в состязание с титанами прошлых веков, доказать, что и мы не лыком шиты, - как тут не загореться?! Однако мастер поставил условия. Главное - привлечь помощников. Труд предстоит огромный, требующий помимо прочего отменного здоровья.
А у него болит от переутомления правая рука. Приходится подвязывать ее лентой через плечо и под локоть, но перевязь сковывает движения, и все равно больно. Когда совсем невмоготу, он пробует писать левой, но у левой нет необходимой уверенности и навыка... Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали.
Рембрандт, например, или Рубенс. Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один.
На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов 1875-1941 участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927 обещал стать гордостью русской культуры. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха".
Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость - дело наживное. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга.
В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер - в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах.
Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом. Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику?
Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла.
Заседание продолжалось недолго.
Долгое время считалось, что их портреты, не императоры специально для картины выдумал художник. Никак нет-с, они действительно существовали.
Так вот. Как быстро изобразить всю компашку? Рецепт Репина был прост: левую часть картины он отдал Куликову, центр оставил себе, а правый — Кустодиеву.
Часто бывало, что одного и того же человека писали все трое, тогда Репин выбирал самый удачный вариант а Кустодиев жаловался, что художник почти всегда предпочитает свои эскизы. Графы и бароны на месте, статс-секретарь Бобринский несет медаль, его помощник Дистерло склонился над почтенным академиком Семеновым. Своими фигурами они помогают добавить движения и жизни: Краски израсходовали немерено.
Изначально Репину полагалось 20 тысяч рублей золотом. Однако художник подсчитал потраченные материалы и намекнул заказчикам, мол надо бы накинуть за расходы.
Ефим Честняков, родившийся в деревне Шаболово, приехал в столицу на средства, собранные земством, и получил поддержку Репина. Мэтр не только помогал ему материально, но и просил за него.
Николай Шестопалов — художник, которого я открыла, горжусь этим как искусствовед — тоже приехал из провинции: он был из простой семьи и очень нуждался в средствах. Репин устроил Шестопалова на железную дорогу, чтобы тот смог зарабатывать себе на жизнь и продолжать обучение. Илья Ефимович принимал деятельное участие в каждом из своих талантливых и самобытных воспитанников. Но это мое личное мнение.
Именно этих учеников Репин привлек для работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Он не скрывал, что ему помогают ученики, поделился с ними гонораром. Думаю, он высоко ценил их, раз привлек к такому большому госзаказу. Кроме того, по мастерству они были ближе всех к учителю.
Куликов продолжил репинскую «народную» линию: на его картинах — ярмарки, бабы в красных платках. У Кустодиева все это выглядело по-другому, у него было собственное стилистическое исполнение. А Куликов в чем-то повторял Репина. Он был родом из Мурома, свой творческий путь начал еще до революции.
Писал русскую провинцию: такую, какой она была и тысячу, и сто лет назад, а затем исчезла после революции и Великой Отечественной.
Кардовского, Ст. Колесникова, И. Горюшкина-Сорокопудова, И.
Бродского, К. Вещилова, Н. Фешина и многих других. Экспозицию выставки составляют произведения из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, Витебского областного краеведческого музея.
Дополняют экспозицию иллюстрированные издания из фонда Национальной библиотеки Беларуси. Выставка демонстрирует поразительное многообразие манер, сюжетов, техник и знакомит зрителя с неповторимыми художественными индивидуальностями замечательных мастеров, чье творчество составляет гордость русского искусства. Выставка будет работать до 16 июня 2024 года.