О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости.
Последние новости
- Особенности бизнес-планирования
- ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА - Студенческий научный форум
- Вы точно человек?
- Forbes Экспертиза
- Особенности бизнес-планирования | Статья в журнале «Молодой ученый»
Весь процесс упорядочивается и систематизируется. Непосредственно технология бизнес-планирования включает в себя механизм поиска самого рационального управленческого решения с учетом внешней среды и внутренней ситуации в компании. По большей части в бизнес-планировании нуждаются малые и средние предприятия, условия работы которых почти всегда не определены, и ошибаться эти компании не вправе. Бизнес-план — это форма краткосрочного планирования. Это обязательный документ, который нужно предъявлять кредитным учреждениям, и во многом именно от того, как он составлен, зависит решение кредитора о финансировании инновационных проектов. С учетом всего вышесказанного отметим, что бизнесменам следует концентрироваться на таких особенностях малого бизнеса, как ограниченность денежных средств и кадров. Необходимо заблаговременно предусмотреть надежный источник финансирования.
Очень важно выработать стратегию поиска сотрудников. Помимо этого, собственнику малого бизнеса нужно уделить особое внимание поиску надежных контрагентов, добросовестно выполняющих свои обязанности. Конечно, изменения в рыночной среде и экономике также важны, однако они не создают предпринимателю особых проблем, поскольку малые предприятия высокомобильны с организационной точки зрения. Над каждым проектом, как над новой разработкой или реорганизацией бизнеса , нужно систематически работать, чтобы достичь максимальных результатов с соблюдением установленных сроков, расходов и определенных требований к качеству. Прийти к поставленным целям удается далеко не всем и не всегда. Компании работают с недочетами и совершают ошибки, из-за которых могут обанкротиться.
Если не проводить полноценный анализ существующей ситуации и не обосновывать требования к проекту, то не удается раскрывать все проблемы, точно выявлять потребности в изменении состояния системы и подготавливать все нужные данные для вынесения решения. Ниже мы рассмотрим некоторые типичные ситуации. Нечеткое определение целей проекта. Сформулировать цели можно в кратчайшие сроки. Но при этом важно их четко определить и задокументировать. Необходимо проверить: На основе каких данных определяются цели.
К какому горизонту планирования они относятся. Какую пользу компании принесет достижение целей. Какие сроки и расходы нужно задать. Цели должны быть содержательны и осмыслены. Компания должна знать, как достигать заданных показателей и как измерять конечные результаты. Выбор в пользу излюбленного варианта вместо объективного поиска.
Для каждой цели, как правило, есть многочисленные альтернативные решения по ее достижению. Но обычно предпочтение отдается лишь одному варианту. Именно поэтому важно понять: Можно ли достичь цели иными путями. Какие критерии используют для оценки и выбора альтернатив. Как определяют и оценивают риски альтернатив. Что происходит при нулевой альтернативе.
Компания, рассматривая выбранные и документально не отраженные альтернативы, может выбрать рациональный и даже лучший вариант достижения результата. Недостаточно четкое и согласованное распределение ответственности в проекте. Проекты реализуют не случайным образом. Важно устанавливать индивидуальную ответственность как за бизнес-план в целом, так и за его отдельные составляющие. Необходимо точно определять: Какие профессиональные кадры подчиняются руководителю проекта и как именно. Кто ставит частичные задачи с частичными результатами, и кто передает их для дальнейшего решения.
Кто отвечает за затраты, сроки, расходы. Кто и в какой форме отчитывается перед руководством.
Достигается это такими способами: объединение планов подразделений одной целью; взаимодействие обособленных структурных единиц в ходе разработки горизонтальных и вертикальных планов; сведение частичных планов производства, маркетинга, рекламы, персонала в единый общий бизнес-план инвестиционного проекта; учет всего спектра значимых для планирования факторов. Процессуальная экономия находит проявление в следующих правилах: расходы на составление планов и анализ их выполнения должны соизмеряться с выгодой, получаемой в результате этой деятельности; целесообразность издержек на планирование определяется степенью влияния планов на эффективность и качество организационных решений. Оптимальность планирования оценивается, исходя из таких факторов: выбор наиболее эффективных вариантов управленческих решений инвестиционного проекта; увеличение прибыли от коммерческой деятельности; минимизация затрат за счет введения ограничений. Ранжирование объектов планирования инвестиционного проекта заключается в том, что при составлении бизнес-плана важно сконцентрироваться на прерогативах. Если их несколько, инвестируют в товар, пользующийся наибольшим спросом. Максимальная стабильность планов капитальных затрат необходима, поскольку частое изменение таких планов может привести к значительным необоснованным издержкам инвестиционного проекта. Вариантность подразумевает, что в идеале следует проработать несколько сценариев бизнес-плана инвестиционного проекта: оптимистичный, нейтральный, пессимистичный. Для того чтобы бизнес-план инвестиционного проекта мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения; иметь завершенный характер, то есть содержать стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.
Выполнение всех требований возможно лишь при создании условий для реализации бизнес-плана инвестиционного проекта [2, с.
Маркетинг является важным фактором успешности любого бизнеса, поэтому необходимо иметь план маркетинга, который описывает способы продвижения продуктов или услуг на рынок. Отсутствие четкой цели. Неопределенная цель — еще одна распространенная ошибка при составлении бизнес-плана. Важно иметь ясную и четкую цель, чтобы понимать, куда ведет ваш бизнес и какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь успеха.
Результаты вышеуказанного исследования также позволили определить ключевые приоритеты в процессе бизнес-планирования в условиях неопределенности: поддержание операционной эффективности; пересмотр стратегии и перестройка бизнес-модели и логистических цепочек; перестройка системы финансов и платежей; цифровая и организационная трансформация; выход в новые ниши и расширение клиентской базы; обучение и развитие сотрудников, корпоративной культуры; устойчивое развитие ESG ; международное развитие; слияния, поглощения и стратегические партнерства. В ситуации неопределенности компании корректируют привычные показатели в системе KPI. Это может быть пересмотр показателей производительности например, от цели увеличить объем продаж «в деньгах» переходят к цели по натуральным объемам продаж - «в штуках, тоннах и пр. В ряде случаев от KPI переходят к OKR Objectives and Key Results , когда вместо постоянно отслеживаемого объема показателей ставится цель на конкретный временной период с четкими результатами. Наибольшую гибкость проявляет FMCG сектор и розничная торговля: представители бизнеса сообщают о сокращении горизонта планирования в некоторых случаях до недели , более узких и краткосрочных целях, пересмотре целевых показателей сравнение с конкурентами, уход от конкретных цифр в пропорции и доли.
Компании ищут новые устойчивые комбинации вендоров, технологий, оборудования, формируют новые команды и подразделения, перераспределяя людей внутри. В компаниях уже произошли или планируются слияния, поглощения или смена руководства, идет поиск новых источников прибыли, возможностей для роста и расширения клиентской базы. По данным исследований специалистов журнала «Финансовый директор» ФД большинство российских компаний в 2023 году вернулись к привычной схеме планирования: стратегическая сессия, SWOT - анализ и постановка долгосрочных целей. Особый упор в бюджете делается на гибкость бизнеса. Для этого, например, фиксируются цены с поставщиками, планируется пополнение команды фрилансерами, перевод бухучета на аутсорсинг и пр.
Прибыль распределяется более консервативно: часть остается в бизнесе в качестве резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств. По данным исследований ФД, компании планируют перестраивать текущие бизнес-процессы, чтобы следовать новым стратегиям. Стратегии развития бизнеса, которых планируется придерживаться в 2023-2024 гг.
Поэтому если пилить диаграмму Гантта в корпоративном софте, то именно для раздела управления производством. И если кому-то они действительно понадобятся не для красивого экрана на собрании, а для работы и планирования производства, мы рассмотрим возможность такой доработки под конкретного клиента. Планирование в компании — стратегия на данных Самая сложная часть планирования — это внутрифирменное планирование, которое происходит на уровне компании. Эта тема включает десятки подходов и методик, но нас интересует вопрос возможности автоматизации планирования.
Вообще, почему-то считается, что стратегическое и финансовое планирование — удел крупных компаний с филиальными структурами, холдингов и корпораций. На самом деле планируют все: и крошечное дизайн-агентство «на троих», и топливная компания, и государство, и транснациональные корпорации. Более того, суть планирования одна и та же: предусмотреть расходы, спрогнозировать доходы, описать методы и источники расходов и доходов в рамках стратегии. Только значения цифр и уровни формализации разные. Каким должен быть план? Чтобы планирование в компании работало в плюс, а не в минус и не выглядело стихийным, нужно соблюдать несколько правил, причём не только на внутрифирменном, а на каждом уровне. План должен быть реалистичным.
Не стоит вносить в него свои амбиции или старательно занижать для мотивации сотрудников. Это должны быть выполнимые задачи и показатели. Чтобы обеспечить реалистичность, стоит обратиться к историческим данным по компании или другим проектам и на их основе создать план. В дальнейшем на основе план-фактного анализа нужно делать корректировку и таким образом добиваться максимальной выполнимости. Как раз при прогнозировании и планировании показателей вновь начинает играть роль автоматизация — если все данные собраны и хранятся в CRM, легко получить информацию как в ретроспективе, так и для план-фактного анализа. Схема кликабельна План должен быть непрерывным — планировать лучше в равных периодах: месяц, квартал, год и т. Таким образом вы получите не только достижение показателей, но и грамотную аналитическую базу для дальнейших стратегий.
План должен быть гибким. Сколь точным бы ни был прогноз, корректировки плана неизбежны. Если корректировки приводят к дополнительным сложностям или затратам, значит, планирование исходит из неправильных данных или выбрана не та стратегия. К тому же, компания находится во внешней среде, и нужно быть готовым к изменениям извне — например, изменению законодательства, уходу клиентов или поставщиков и т. План должен быть совместным и прозрачным. Вообще, существует три основных метода планирования. Ретроградный реактивный метод — план спускается сверху и не подлежит корректировкам и обсуждению.
Его можно выполнить или не выполнить, но не изменить даже по объективным причинам. Такие планы работают, в основном, на оборонных предприятиях и предприятиях с госзаказом, однако ничего не мешает так поступать руководителям малого и среднего бизнеса. Но, в отличие от завода, такой руководитель может столкнуться с потерей кадров или постоянным невыполнением плана ввиду его косности и оторванности от реальных возможностей. Прогрессивный метод — план составляется сперва по каждому менеджеру, затем согласуется и корректируется в подразделении и затем предлагается на утверждение руководству. Это хороший метод, работающий в ритейле, у провайдеров, в филиальных компаниях, но он чреват занижениями плана и KPI — поэтому руководитель должен владеть всей совокупностью реальной информации. Опять же, на помощь приходит CRM-система , в которой он может просматривать не только планы и факты, но и воронку продаж по каждому менеджеру, проводить АВС-анализ, а также видеть просроченные и выполненные досрочно задачи. Встречное планирование — общий стратегический план спускается сверху, детальный план по реализации стратегии поднимается снизу.
Например, руководитель хочет продать за год 1000 моторных лодок, а маркетологи и продажники анализируют результаты прошлых периодов и с учётом сезонности разбивают его: в январе — 10, в феврале — 10, в апреле — 300, в мае — 300 и т. Пожалуй, это оптимальный метод, учитывающий интересы всех сторон. Вернёмся к совместности. Если вы не оборонный завод, то сотрудники обязательно должны быть допущены к обсуждению и составлению плана, потому что именно за ними стоит тактика, которая воплощает в жизнь стратегию и порой им видны факторы, уходящие из поля зрения руководителя. Но при этом голословное «мы сдохнем, но не сделаем» и «ну вот тут обычно плохо идёт» не должны приниматься — только аналитическое обоснование всех цифр и сроков. В планировании тактика и стратегия должны соответствовать друг другу. Это стратегии.
Тактика — это конкретные действия, которые должны быть нацелены на достижение каждой из этих целей. Приоритизация — важный момент в планировании всех уровней. Всегда есть задачи разной степени важности: и руководитель, и подчинённые должны уметь расставлять приоритеты и рассчитывать ресурсы исходя из сложности и важности этапа или показателя. Кстати, в RegionSoft CRM можно не только расставлять приоритеты по клиентам и задачам, но и проставлять веса коэффициентов KPI — таким образом, сотрудник получит сигнал о том, что сейчас стоит на первом месте, а не будет делать то, что у него быстрее и лучше получается. Автоматизация — помощник при планировании. Мы уже показали примеры автоматизации персонального планирования, рассказали, какие показатели можно для плана вытащить из CRM. На самом деле, планирование обслуживают практически все программы корпоративного сектора: системы мониторинга и ИТ-аудита помогают спланировать затраты на программное и аппаратное обеспечение ITAM— IT asset management , CRM-система — планировать продажи, закупки, работу с проектами, багтрекер — план работы разработчиков и тестировщиков, ERP-система — производство и т.
Принципы и подходы бизнес-планирования
Глубокое погружение в мир бизнес-планирования: узнайте основные принципы создания бизнес-плана, избегайте типичных ошибок и овладейте эффективными инструментами для составления вашего плана. Получите комплексный гид по превращению бизнес-плана из. Создание бизнес-плана – серьезная и масштабная работа, которую способна осуществить команда разнопрофильных специалистов. это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа. Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Этот образец можно использовать как шаблон бизнес-плана Типичные ошибки при составлении бизнес-плана Вот основные ошибки, которые допускают предприниматели и даже некоторые эксперты, когда составляют бизнес-план.
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора.
При составлении этого документа нужно следовать следующим принципам: Соблюдение единой структуры. Все задачи, инструкции, цифры, расчёты, присутствующие в бизнес-плане, должны быть связаны друг с другом. Непрерывный ход действий. Каждый новый этап должен быть прямым продолжением предыдущего пункта.
Это поможет отслеживать статистику. Упростит планирование дальнейших действий. Возможность корректировок. При понимании, что разработанный сценарий не работает как надо, важно вовремя сменить направление движения.
При серьёзных ошибках или просчётах возможно полное изменение данных с их последующим пересчётом. Точное описание всех процессов. Все качественные составляющие должны иметь количественное отображение. Все разделы документа должны сопровождаться соответствующими расчетами.
После завершения работы их необходимо тщательно перепроверить на каждом этапе. В рамках внутреннего и внешнего бизнес-планирования разрабатываются определённые виды бизнес-планов по смыслу, имеющие свои отличительные особенности. Его цель: убедить инвесторов в выгодности вложения средств. В нём прорабатываются варианты развития событий в рамках бизнес-проекта и необходимый объём финансовых вложений.
Направлен на получение кредита или займа в банковском или финансовом учреждении. Демонстрирует, насколько проект рентабелен. На основании данного проекта банк определяет срок возврата денежных средств и процентную ставку по кредиту. Связанный с продажей организации.
В нём указываются условия продажи и перспективы для будущих владельцев, которые должны их убедить в целесообразности приобретения проекта. Внутренняя среда Управленческий. Отражает ключевые этапы достижения целей. В бизнес-плане указываются роли, задачи сотрудников, взаимоотношения и связи между ними.
Создание данного документа помогает определить результативность каждого сотрудника. Минимизирует возникновение ошибок при расчётах.
Иначе читатель устанет, пока доберется до сути. Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование.
Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее. Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Это удовольствие не для слабонервных. Особенно, когда речь идет о так называемом скользящем финансовом планировании, предусматривающем ежемесячную, а то и еженедельную корректировку ранее составленных бюджетов на полгода-год, а в перспективе и на три года вперед с ежемесячной, а то и подекадной разбивкой бюджетного периода. От такого бюджетирования тошно станет не только составителям. А специфика каждого бизнеса диктует свою собственную финансовую структуру, свои собственные, неповторимые бюджетные форматы, свои режимы консолидации бюджетов структурных подразделений в сводные бюджеты компании, свои бюджетные регламенты и т. Приходится заниматься долгой и кропотливой доработкой стандартизированных программных продуктов. И получается, что автоматизация финансового планирования — головная боль руководителя, да и только. Так ли это [c. Решения, касающиеся последующих этапов, могут быть своевременно скорректированы в процессе скользящего планирования. Общим является то, что хорошо поставленная система внутрифирменного планирования предполагает интеграцию различных планов предприятия, причем по мере сужения горизонта планирования увеличивается степень интеграции планов по различным направлениям деятельности предприятия. Кроме того, в рыночно-ориентированных компаниях процесс планирования имеет скользящий характер по мере реализации части плановых заданий остальные подлежат уточнению. Скажем, квартальное планирование предполагает после окончания января уточнение плана на период февраль—апрель, после февраля план уточняется на период март—май и т. Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, то есть на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев подвергаются корректировке. В сравнении с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в области движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т. Фактически в них происходит увязка задач различных служб предприятия. Оно опиралось на общеэкономические проектировки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей. Тем самым преимущества долгосрочного планирования дополняются достоинствами детальных краткосрочных планов. Схематически концепция скользящего планирования инноваций представлена на рис. Концепция скользящего планирования инноваций В рамках скользящего периодичного планирования деятельности коммерческого предприятия в каждом частном плановом комплексе может осуществляться стратегическое или оперативное планирование. Оно проводится как в рамках существующих планов, так и в дополнение к ним. Некоторые функциональные планы, например в сфере научных исследований или реинжиниринга бизнес-процессов, практически полностью базируются на планировании программы. Дополнительное планирование чаще всего имеет место при бизнес-планировании например, при продаже или покупке предприятий. При этом возникает необходимость тесной координации с соответствующими частными планами. Ритм продолжения планирования при скользящем пятилетнем планировании Продолжение плана, требующее адаптации детализированных планов по истечении частного плана и адаптации предварительных планов из года в год, называется планированием со скользящим плановым горизонтом. При скользящем планировании вновь полученная информация адекватно включается в многопериодное -планирование. Как правило, скользящее планирование гарантирует предметную координацию и реализуемость частных планов. Практически скользящее планирование является техническим приемом продолжения гибких планов. Вместе с тем по своей структуре эти приемы подходят для решения разных проблем планирования и обеспечивают координацию и реализуемость частных планов или систем планирования. Возможна связь между гибким планированием и техникой скользящего планирования. Период планирования инноваций влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода текущее до года и перспективное более года. Наличие различных периодов планирования позволяет обеспечить преемственность и непрерывность в управлении инновационными процессами, а при соответствующей увязке планов появляется возможность реализации скользящего принципа планирования инноваций. В частности, если план рассчитан на один год, то каждые три месяца в него вносятся изменения, вызванные непредвиденными изменениями развития рыночной ситуации, и он в целом пересматривается если план рассчитан на пять лет, то подобный его пересмотр осуществляется ежегодно. Поправке подлежат не только прямые показатели, непосредственно связанные с произошедшими изменениями на рынке, но и все сопряженные показатели, поскольку план — это цельное, взаимоувязанное, взаимообусловленное и взаимозависимое регулирующее руководство деятельностью фирмы, где даже небольшие изменения внешних и внутренних условий и факторов развития могут нарушить предусмотренные структуры и баланс и поэтому потребовать полного пересмотра по всем составляющим плана. Текущий и оперативный бюджеты. Скользящий непрерывный бюджет как способ обеспечения непрерывности процесса планирования. Это достигается, в частности, на основе скользящего планирования, когда детальной проработке подвергается план первого года готовятся детальные оперативные планы, программы и системы бюджетов с последующей поквартальной корректировкой , обязательный к выполнению, а планы на пос- [c. Использование новых возможностей новые технологии, новые товары, шанс приобрести компанию конкурента, новые торговые соглашения. Шаги по вхождению в новые отрасли или сферы деятельности. Долгосрочное планирование. Экстраполяция ключевых тенденций и факторов.
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить
Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Содержит краткое изложение курса дисциплины «Бизнес-планирование», приведен обзор теоретических основ планирования и прогнозирования, выделены и описаны основ-ные разделы бизнес-плана.
Основы составления бизнес-плана
Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания). Бизнес-планирование на предприятии представляет собой процесс разработки комплексного плана деятельности на стратегическом или тактическом уровне с системным описанием бизнеса как целенаправленной деятельности по зарабатыванию прибыли. Хотя каждый бизнес-план индивидуален, ключевые принципы бизнес-планирования остаются неизменными. Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер. это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования.