статья из «Большой Медицинской Энциклопедии». Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы.
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
Тем в домашних условиях было гораздо комфортнее, часто болезнь отступала. Кащенко же в свою очередь следил, чтобы необычных постояльцев не обижали, нормально кормили-поили, относились бы к ним уважительно. При том «кормильцам», как их величал Петр Петрович, было строго-настрого запрещено называть их сумасшедшими. Сама же эта форма получила вполне научное название — «посемейный патронаж». Обывателям не уставали объяснять, что пациенты — те же люди, ну а если чем-то отличаются, то незначительно. Сам Кащенко, кстати, свято в это верил. В частности, постоянно говорил, что грань между безумием и гениальностью практически неразличима.
Очень интересные люди. А вот этот, что сидит на диване, прямой как палка — критик Чуковский. Мы с врачами часто приходим послушать. А как получит бумагу, то марает и марает целыми часами. Измарает сто листов бессмысленными гадостями, в чернилах вымажется — и сидит довольный. Одно слово — критик!
Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек.
Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций.
В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища.
На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров.
В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников.
Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей.
В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения.
Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев. Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране.
В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом.
Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью. Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи.
Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку. Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Шла гражданская война, хозяйство было разорено, повсеместно свирепствовали голод и эпидемии, настоящим социальным бедствием стала детская беспризорность. Статистика исключительных детей угрожающе росла.
Чтобы успешно решать вопросы воспитания и обучения детей с различными недостатками в физическом и умственном развитии, требовалось объединить усилия органов народного образования, учителей специальных школ и представителей общественности. Обращаясь к участникам съезда, нарком просвещения А. Луначарский сказал, что «в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства». Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте.
В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. В связи с последним заметим, что еще в 1918 году Всеволод Петрович проявил инициативу, организовав на базе своего бывшего санатория-школы, а ныне Дома изучения ребенка, шестимесячные курсы по обучению работников-дефектологов. С 1919 года эти курсы стали годичными. Однако подобные меры в условиях стремительного развертывания широкой дефектологической деятельности в стране не могли быть достаточными. И вот по поручению Наркомпроса Кащенко создал специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности — и стал первым ректором и профессором этого института.
Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А. Бубнова ныне Московский педагогический государственный университет — здесь Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. Институт, возглавлявшийся Кащенко, имел следующие отделения: интеллектуальной дефективности, по работе с трудновоспитуемыми детьми, сурдопедагогики, тифлопедагогики и социально-правовой охраны ребенка.
Принципиальной особенностью становления советской высшей школы, помимо качественно нового состава контингента ее учащихся, был переход на новые методологические основы преподавания учебных предметов. Об этом Всеволод Петрович говорил своим коллегам, подчеркивая, что переживаемый ими период в области психологии, педагогики, дефектологии, науки о ребенке вообще может быть назван периодом генеральной ревизии всего до сих пор созданного под углом зрения объективной психологии как науки о поведении, строящейся на общефилософском основании. Вопросы изучения и воспитания ребенка, особенно если это касается исключительных, аномальных детей, требуют от врачей и педагогов не просто огромного напряжения человеческих сил, но, главным образом, действий, адекватных природе самого объекта изучения и воспитания. А природа человека социальна, и биологическое в нем проявляется в преобразованном виде, оно как бы «снимается» в гегелевском смысле слова сугубо человеческим, то есть социальным. В той мере, в какой это социальное развито в ребенке, не деформировано физическими дефектами, физиологической или психологической недостаточностью, не искажено неблагоприятными внешними обстоятельствами, мы и судим о нем как о личности.
В какой мере осуществлен в ребенке скачок от биологического к социальному, в такой и предстает перед нами результат целеустремленных педагогических влияний. В реализации такого скачка по всему спектру характеристик личности в ее становлении и состоит, по сути дела, содержание воспитания. Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Дефекты и отклонения вносят свои акценты в отдельные его особенности и стороны, которые нуждаются в доведении их до нормы в органическом единстве со всеми другими сторонами и особенностями. Педагогический персонал должен своевременно выяснять, что в детях нормально, а что уклонилось от нормы или недоразвито, на что нужно обратить внимание в первую очередь, с чем бороться безотлагательно, а с чем позднее, каковы должны быть мероприятия медико-педагогической коррекции ребенка.
В свете сказанного Кащенко ставил вопрос и о психосоциальной гигиене детского возраста. Между прочим, наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных? Напротив, занимавшиеся дефективностью не раз обращались затем к исследованию нормального ребенка.
Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа.
Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения.
То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища.
На психиатрическом съезде в Петербурге выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». В том же 1909 году сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году — доклад на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона», «Высокодаровитые дети и их обучение».
По этому докладу была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью.
Увы, этот глас никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. В 1918 году В. Кащенко передаёт санаторий-школу в ведение Наркомпроса, которая становится государственным учреждением, а на основе его организуется Дом изучения ребенка. Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. В 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. Идеи В.
Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. С 24 июня по 2 июля 1920 года проходил I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью.
Председателем оргкомитета был В.
MARC-запись (MARC21)
- Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
- В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
- В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам
- Кащенко - персонаж фольклорный | Статьи | Известия
- Достойный пример жизни и творчества
Петр Кащенко
Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей. Петр Петрович Кащенко. Современное "народное" название больницы — "Кащенко" (или "Кащенка") было дано ей в 1922 году по фамилии другой выдающейся личности — главного врача лечебницы с 1904 по 1907 г. г. — Петра Петровича Кащенко. Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет. Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии.
Петр Кащенко
В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице Как отметили в пресс-службе, там установили временные инженерные сети В Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали фотографии, которые распространяют в телеграм-каналах, после проведения в петербургской психиатрической больнице имени Кащенко ремонтных работ по переустановке и доработке системы водоснабжения. Кащенко», — говорится в сообщении.
Восстанавливать усадьбу после этого стали лишь из уважения к личности Кащенко. Долгое время сюда направляли лишь пациентов, которым предстояло провести в больнице всю оставшуюся жизнь. Развитие больницы началось лишь с 1970-го. Попасть туда больные могли, лишь отстояв большую очередь. Они вернутся в общество Именно реабилитационная деятельность стала главной для больницы в последние годы. Поправить здоровье в исторической усадьбе с красивым парком могут как жертвы насилия, так и люди с суицидальными наклонностями.
Кроме того, в больнице им. Кащенко действует единственное на Северо-Западе России реабилитационное отделение с общежитием. Рассчитано оно на людей, утративших социальные связи из-за долгого нахождения в лечебных учреждениях. Те, кто десятилетиями жил в изоляции, заново учатся обслуживать себя и совершать поступки, кажущиеся нам обыденными, - ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, пользоваться телефоном и телевизором. В перспективе покинуть больницу могли бы около половины пациентов. Олег Лиманкин и его коллеги уверены в том, что будущее психиатрии - во внебольничной медицине. Большинству пациентов вовсе не требуется находиться в палате круглый год.
При грамотно организованной внебольничной помощи они могли бы жить в обществе. В Италии, к примеру, последняя спецбольница закрылась в 1992-м. Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике. Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц. Итальянское общество оказалось готовым к таким мерам. Их психбольницы тоже напоминали тюрьмы, содержание в которых являлось пыткой.
Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода , где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. В 1904 году Петр Петрович был переведен в Москву, где он явился инициатором создания Центрального бюро для учета психических больных.
Этот день обычно вспоминается в связи с «кровавым воскресеньем», но не вспомнить о Петре Петровиче как-то несправедливо - тем паче, что мы все знаем его фамилию, но о нем самом, увы, не знаем почти ничего. Советская психиатрия изрядно подмочила свою репутацию. Ее так долго воспринимали исключительно как карательную, что и поныне специалисты в этой области медицины ощущают на себе клеймо прошлого: психиатров побаиваются, и перебить это отношение крайне сложно, если вообще возможно. Ну а на фоне сомнительной репутации канули в лето и отцы-родоначальники психиатрии, а вместе с ними и Петр Петрович Кащенко, на самом деле — личность абсолютно уникальная. Ныне знаменитая больница в Москве вновь носит имя городского головы Николая Алексеева, который прославился строительством водопровода, канализации и… «психушки». По легенде, он, к слову, не погнушался прилюдно поклониться в ноги заносчивому купцу Ермакову, чтобы толстосум дал на строительство больницы денег — так велика была в ней нужда. Спину Алексеев не сломал, больницу построили, и именно ее четыре года и возглавлял Петр Кащенко.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
Революция в психиатрии | Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. |
Please wait while your request is being verified... | В Евдокиевской церкви на площади Героев простились с Почетным гражданином Липецка Петром Ивановичем Кащенко. |
Другие статьи в литературном дневнике:
- Navigation menu
- Кащенко - персонаж фольклорный | Статьи | Известия
- Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
- В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко
Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. 9 января 1859 года родился знаменитый русский врач-психиатр Петр Петрович Кащенко. Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского. Руководство СПб ГБУЗ "Больница имени П.П. Кащенко", где проходят лечение пациенты с психическими заболеваниями, дало комментарий после появления в соцсетях снимков, на которых виден весьма странный ремонт труб внутри помещений лечебного учреждения.
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью
Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. Петр Петрович родился в Кубанской области, в городе Ейске, в семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. 9 января 1859 года родился знаменитый русский врач-психиатр Петр Петрович Кащенко. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр. 150-летие Петра Петровича Кащенко. Пётр Петрович Кащенко Петр Петрович Кащенко родился в 1858 г., окончил Московский университет в 1881 г., но врачебного экзамена держать не мог, так как он был выслан из Москвы за «вредную» политическую деятельность.
Краткий курс истории. Великий психиатр
Telegram: Contact @vestiprimorsk | Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. |
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко» | Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. |
Три главные клиники в жизни доктора Кащенко | Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. |
27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе
Все вышли на улицу и увидели, что над городом повис какой-то большущий зонд. Это немцы специально запускали, чтоб посмотреть, какие тут объекты, стоит бомбить или нет». Ему поручали в разных местах открывать больницы. Он открывал их, потом там работал, потом ему предлагали в другом месте организовать больницу, он ехал туда… Дядя был инициатором и сторонником различных нововведений. При нём были отменены смирительные рубашки.
Дядя был человек спокойный и какой-то… лучезарный. Он входил — это уже мне родители рассказывали — к буйным больным без сопровождающих санитаров. И поскольку он входил уверенно и спокойно, они как-то сразу затихали. Он жил в Петербурге, к нам приезжал довольно редко, но я хорошо его помню.
Он был очень весёлый, доброжелательный, спокойный. Когда приезжал к нам, собирал всех ребят: меня с сестрой, моих двоюродных братьев и сестру с маминой стороны, — и устраивал какие-то игры, объединял нас. Очень приятный был человек. Когда он приезжал, мы, помню, очень радовались: «Дядя Петя приехал!
В своё время даже вёл музыкальные кружки. В больницах, в которых работал: в Нижнем Новгороде, в Тиворицах под Ленинградом, — устраивал концерты… А ещё он однажды организовал самиздат! Конечно, тогда ещё не было такого понятия. С его именем прочно связана история знаменитой больницы, которую в народе называют просто «Кащенко».
Но Анна Всеволодовна ратует за справедливость и постоянно подчёркивает, что больница основана не её дядюшкой, а Николаем Александровичем Алексеевым 125 лет назад. На уроках биологии и истории В. Кащенко с учениками в мастерских «Дядя просто там работал. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти на нём выступал и Семашко , и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко.
Примерно с 1921 г. А потом спохватились: а почему имени Кащенко, когда она организована и построена на средства Алексеева? Очень хорошо! Как к ней вернулась отцовская фамилия К поистине всенародной популярности своей фамилии Анна Всеволодовна относится спокойно.
Никто и не знал, что я в девичестве Кащенко. Была у меня одна родственница… третья жена старшего сына Петра Петровича. Она так спекулировала своей фамилией! Я единственная Кащенко!
Он был поражён. Когда произошла эта история, родственников было полным-полно. Сейчас по линии Петра Петровича осталась одна-единственная правнучка, ещё есть родственники по линии Бориса Петровича, живущие в Севастополе, и я. Я была уже в разводе и писала «Галотина-Кащенко».
Мне советовали вернуть фамилию отца, я подумала и подала заявление. Целый месяц собирала справки: где родилась, где крестилась, где развелась, где родители в это время были — ой, Господи! Я измучалась. Но документы собрала и фамилию вернула…».
Секрет её долголетия Каждое утро Анна Всеволодовна делает гимнастику и обтирается холодной водой. Объясняет она это со своей всегдашней скромностью. В этой квартире я живу лет тридцать, но привычка обтираться холодной водой уже появилась… И потом я всегда занималась спортом. Но не таким, чтобы соревноваться, зарабатывать призы — это я терпеть не могла.
А для своего удовольствия. В санатории-школе была площадка перед домом, на которой заливали каток. И отец нас с одной моей приятельницей вывел на лёд. Нам было по пять лет.
Вывел и оставил: как хотите — так и разбирайтесь. И мы, как щенки, ползали там, вставали, падали, но в конце концов научились кататься! Во взрослом уже возрасте ходила в походы. Была на Алтае и Байкале.
Походы эти организовывали через Дом учёных… А в долголетии моём, я думаю, секрета нет. Наверное, относительно благополучная жизнь. И гены, должно быть… Это вообще фокус. Почему я столько живу, я не знаю!
Пошёл уже ведь второй виток! Но всё-таки это очень страшно. Помирать-то не хочется!.. Умерли у меня все.
Общественно-педагогическая деятельность В. Тихомирова, 1912. Выготский Л. Педагогическая психология.
Собрание сочинений: В 6-ти т. Замский Х.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Обе эти больницы носили его имя, которое вскоре стало нарицательным. С мая 1917 года заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 годах руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Сам Кащенко очень осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой. Он разработал методы лечения психических больных амбулаторное лечение, трудотерапия, патронаж и другие , которые для того времени были очень прогрессивными.
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов
Столь экстравагантное инженерное решение многим изначально показалось фейком. В сообщении, опубликованном в официальной группе больницы, расположенной на Старо-Петергофском проспекте, в соцсети «ВКонтакте» отмечается, что сейчас в медучреждении ведется ремонт и для поддержания работы организованы временные инженерные сети, которые демонтируют по окончании монтажа новых инженерных сетей. Работы планируют завершить к 2024 году. Ранее Мойка78 сообщала , что Петербург до конца лета получит 18 передвижных блок-модульных котельных.
Кадры установленных не к месту труб в медучреждении возмутили петербуржцев. Prt scr vk. На размещенных в группе «Грустно? Не сейчас» в соцсети «ВКонтакте» фото видно, что трубы проложены где угодно, только не там, где они были бы уместны. Идет процесс ремонта, он запланирован до конца года. Идут работы.
В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Пётр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках. Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано. Тогда он уехал завершать учёбу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году. Именно тогда Пётр Петрович увлёкся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных. С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных. Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет её, как на палача».
Впрочем, спустя три года Кащенко смог продолжить обучение в Казанском университете. Там он где специализировался у талантливых ученых, в частности у доктора медицины Льва Рагозина 1846-1908 и профессора Владимира Бехтерева 1857-1927 , возглавлявшего психиатрическую клинику при Казанском университете. В 1885 году молодой человек получил диплом и был направлен в первую в России психиатрическую больницу. Там, в селе Бурашёво Тверской губернии, новоиспеченный ординатор познакомился с опытным врачевателем Владимиром Яковенко 1857-1923 и земским психиатром Михаилом Литвиновым 1846-1918. С годами идеи Рагозина, Яковенко и Литвинова Кащенко развил в цельную методику. Если раньше в русской психиатрии преобладало представление о душевнобольных как об опасных животных, то на исходе XIX века психиатры начали практиковать гуманистические методы лечения, прежде всего через социализацию пациентов. Вместо цепей - оркестр и трудотерапия В 1889-1904 годах Кащенко возглавлял психиатрическую больницу Нижегородского земства в деревне Ляхово. За эти 15 лет в лечебнице появились мастерские и огороды, где трудились сами пациенты, и стали традицией чаепития с чтениями и спектакли. При Кащенко нижегородская колония в Ляхове стала одной из лучших в России. В 1904-1906 годах, уже будучи признанным специалистом, Кащенко стал главным врачом Московской психиатрической больницы в Канатчиковой Даче, где продолжил применять свои наработки в организации лечения.
Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме
Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. 9 января 1859 года родился знаменитый русский врач-психиатр Петр Петрович Кащенко. Общество - 9 июня 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей.
Ссылка за отсутствие скорби
- Навигация по записям
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики
- Ссылка за отсутствие скорби
- Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко
- "Кащенко" в книгах
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
Азбукин Д. Общественно-педагогическая деятельность В. Тихомирова, 1912. Выготский Л. Педагогическая психология. Собрание сочинений: В 6-ти т.
Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый. За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции.
Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция. Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе. Кащенко одним из первых стал заниматься изучением статистики психиатрических заболеваний по стране, считая, что она может дать картину того, что происходит в обществе. Во время Первой Мировой войны Кащенко занимался изучением психических заболеваний солдат на фронте и организацией оказания им специализированной помощи.
Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью.
Связывать больных — ни в коем случае. Доктор называл все это «принципом нестеснения». Уважительное и внимательное отношение, хорошее питание и минимум медикаментов. Совместное чтение книг, любительские спектакли, чаепитие с самоваром и бубликами за круглым столом. Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором. Шашки и шахматы. Футбол и гимнастика.
Диетическое питание — этому аспекту Кащенко посвятил книгу под названием «Здоровый стол».
Именно тогда Пётр Петрович увлёкся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных. С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных. Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет её, как на палача».
Вместо этого Кащенко ввёл обязательные прогулки на воздухе, трудотерапию тогда это было революционное новшество , устроил музыкальный ансамбль и хор в больнице. И самое интересное: врач сумел договориться о «семейном» патронаже для пациентов. Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели.