Интерфакс: Семь месторождений, содержащих литиевые руды, а также иные стратегические дефицитные виды минерального сырья, такие как ниобий, бериллий и тантал, планируется предоставить в пользование в 2023-2024 годах, сообщили в Минприроды.
Россия может стать лидером по запасам лития
О том, почему это очень важно, — в материале РИА ски прошлогоРоссия занимает третье место в мире по запасам лития. С 1941-го его добывали рудным способом на Завитинском месторождении в Забайкалье. В мире начался литиевый кризис. Например, «Забайкальский литий» рассчитывает производить литиевый концентрат, используя отвалы Завитинского месторождения Забайкальского края. Госкорпорация «Росатом» 29 ноября заявила о создании совместного предприятия по разработке литиевого месторождения в Аргентине. При этом в последние годы спрос на литий резко возрос в мире, это связано с бумом производства электромобилей.
Состояние мирового рынка лития
Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития | О том, почему это очень важно, — в материале РИА ски прошлогоРоссия занимает третье место в мире по запасам лития. С 1941-го его добывали рудным способом на Завитинском месторождении в Забайкалье. |
Аккумуляция лития: зачем «Росатому» Колмозерское месторождение | Представители КНР не скрывали своих целей и прямо говорили, что интересуются афганскими литиевыми месторождениями, которые оцениваются как самые большие в мире. |
Крупнейшее в мире месторождение лития обнаружено на границе Невады и Орегона | «Росатом» и «Норникель» получили лицензию на разработку крупнейшего в стране Колмозерского месторождения лития в Мурманской области за 1,56 млрд руб. |
Автор Die Welt заподозрил РФ в попытке создать новую ловушку для Запада
По мнению учёных Института земной коры Сибирского отделения РАН, перспективы добывать литий в той же Иркутской области очень хорошие. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 тонн, Чили — 26 000 тонн, Китае — 14 000 тонн и Аргентине — 6 200 тонн. Однако скептики считают, что разработка новых месторождений лития в России и налаживание переработки литиевых руд может занять годы и годы. Тем временем, саратовские учёные предложили новый способ добычи лития. Гагарина, кандидат химических наук Мария Викулова вместе с коллегами разработали альтернативный способ добычи лития. Стоит напомнить, что сегодня существует лишь два способа добычи лития: из минеральных рассолов как в Чили и из минерала сподумена как в Австралии, а до этого — в СССР. Альтернативным источником, доступным для России, выступает морская вода, содержащая до 230 миллиардов тонн лития.
Конкретно в настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, текущая возможность получать сырье есть только в настоящий момент из Боливии», — говорил в прошлом апреле в ходе круглого стола в Совете Федерации замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов. У Китая есть возможность поставлять сырье, но ему самому остро не хватает, пояснял представитель Минпромторга. Если не будет сырья, то очень большая может быть проблема в обеспечении собственных литиевых потребностей в литий-ионных аккумуляторных батареях», — замечал Владислав Демидов.
Об этом сообщил CNN. Реклама На территории страны огромные залежи меди, железа и золота. Но также в Афганистане одни из самых богатых месторождений лития. Этот металл используется в производстве многоразовых батарей для телефонов, компьютеров и автомобилей.
В 2018 году было создано совместное немецко-боливийское предприятие, которое специализировалось на добыче лития. Однако компания не смогла долго проработать. Из-за недоверия к Германии со стороны боливийских властей и управленческих ошибок немецких менеджеров предприятие обанкротилось. А после того, как в Боливии обосновалась Россия, путь в эту страну для немцев оказался закрыт. Ранее АБН24 рассказывало о резком росте стоимости лития.
Война за литий: Россия выигрывает очередной раунд
В середине марта Еврокомиссия представила проект закона «О важнейших сырьевых материалах», направленный на повышение самообеспеченности блока соответствующей продукцией. Пока Европа импортирует от 75 до 100 процентов необходимых ей металлов, но Брюссель , наученный свежим опытом экстренного замещения поставок газа из России , осознает, что и эту зависимость необходимо снижать. Сетуют они и на бюрократические проволочки с получением разрешений на добычу. Вторую проблему в ЕС планируют разрешить установлением конкретных предельных сроков оформления документов, но аналитики опасаются, что это не станет принципиальным решением проблемы. Разрешения на разработку рудника лишилась австралийская Rio Tinto: президент страны Ана Брнабич после протестов экологических активистов объявила , что на проекте «поставлена точка». Австралийская компания признает, что интерес к разработке никуда не делся. Как бы то ни было, в ближайшее время Европа будет серьезно зависеть от внешних поставок лития, полагают специалисты. Китай же, как считает глава готовящейся вести добычу в Германии Vulcan Фрэнсис Ведин, в первую очередь будет занят обеспечением поставок для собственной промышленности.
КНР — уже сейчас лидер мирового перехода к электромобилям, в стране представлены сотни моделей таких авто. Продажи новых электромобилей и гибридов в прошлом году составили около шести миллионов единиц. Каждая четвертая машина, приобретаемая в республике, оснащена электродвигателем, подавляющее большинство из них — местного производства. Изображение: JAC Китайский автопром становится и ключевым партнером российского рынка, в целом переживающего сейчас непростые времена. Электрокар «Москвич», который начали продавать в прошлом месяце, согласно данным Росстандарта , представляет собой вариант китайской машины от компании JAC. У России есть свои планы по развитию электромобильного сектора, хотя и сравнительно скромные: согласно концепции, принятой еще в докризисном 2021-м, собственное производство машин с электродвигателем к 2030 году запланировано на уровне 220 тысяч единиц. Что касается лития, то здесь ситуация в России пока отчасти сопоставима с европейской: страна полностью зависела от импорта сырья с 1997 года, когда закрылся проработавший более полувека рудник в Красноярском крае.
Июль 2023 года принёс неожиданное известие: в Афганистане имеются колоссальные залежи лития — металла, столь необходимого для производства, в том числе, разнообразных аккумуляторов и батарей питания. Именно Афганистан, как полагают некоторые эксперты, может едва ли не больше других стран выиграть от развития отрасли электромобилей. Лития и в самом деле начинает не хватать. Согласно докладу Международного энергетического агентства март 2022 года , к 2040 году спрос на литий может вырасти в 40 раз по сравнению с уровнем 2020 года. По данным издания, ещё в 2012 году Геологическая служба США опубликовала карту, показывающую расположение основных месторождений, и подчеркнула размеры подземных богатств, заявив, что Афганистан «может рассматриваться как признанный в мире будущий основной источник лития». Примечательно, что первыми о значительных месторождениях лития вдоль горного хребта Гиндукуш в Афганистане сообщили в 1960-х годах советские геологи. После вторжения США в 2001г. Они также оценили с помощью аэрофотосъемки, что провинции Конар и Нурестан на северо-востоке страны также богаты породами, содержащими литий.
Эта технология позволит значительно снизить издержки при получении лития — металл играет важную роль для целого ряда промышленных отраслей. Литиевая руда Gettyimages. Вернадского ГЕОХИ РАН разработали новую технологию извлечения редкого металла лития из сырья — литиевой руды сподумена или жидких растворов, пласты которых обнаруживаются в процессе нефтедобычи. Технология способна заменить традиционный способ получения этого ценного сырья, снизить экологические и финансовые издержки, считают авторы работы. Об этом RT сообщила пресс-служба института. Результаты исследования опубликованы в журналах Applied Sciences и «Журнал прикладной химии». Щелочной редкий металл литий в последние десятилетия стал одним из наиболее востребованных видов промышленного сырья. Самое известное широкое применение литий нашёл в аккумуляторах, ёмкость которых литиевые добавки увеличивают в несколько раз.
Спрос на них будет расти в геометрической прогрессии. Это точно. Не очень хорошая новость заключается в том, что одна страна доминирует на всем мировом рынке. И это Китай». Литий уже называют одновременно новым белым золотом и белой нефтью XXI века. Это ключевой элемент в производстве батарей как для гаджетов, так и для электромобилей. Мировой бум на электрокары спровоцировал не только революционный спрос на литий, но и «цветную» революцию в Боливии в 2019 году, где были обнаружены рекордные запасы лития. В отличие от США, Китай задолго до начала рекордного спроса на литий, начал скупать и осваивать месторождения этого металла по всему миру.
7 стран, лидирующих по производству лития
Компания Lithium Americas планирует начать добычу лития на руднике Tucker Pass в 2026 году.
В середине марта Еврокомиссия представила проект закона «О важнейших сырьевых материалах», направленный на повышение самообеспеченности блока соответствующей продукцией. Пока Европа импортирует от 75 до 100 процентов необходимых ей металлов, но Брюссель , наученный свежим опытом экстренного замещения поставок газа из России , осознает, что и эту зависимость необходимо снижать. Сетуют они и на бюрократические проволочки с получением разрешений на добычу. Вторую проблему в ЕС планируют разрешить установлением конкретных предельных сроков оформления документов, но аналитики опасаются, что это не станет принципиальным решением проблемы. Разрешения на разработку рудника лишилась австралийская Rio Tinto: президент страны Ана Брнабич после протестов экологических активистов объявила , что на проекте «поставлена точка».
Австралийская компания признает, что интерес к разработке никуда не делся. Как бы то ни было, в ближайшее время Европа будет серьезно зависеть от внешних поставок лития, полагают специалисты. Китай же, как считает глава готовящейся вести добычу в Германии Vulcan Фрэнсис Ведин, в первую очередь будет занят обеспечением поставок для собственной промышленности. КНР — уже сейчас лидер мирового перехода к электромобилям, в стране представлены сотни моделей таких авто. Продажи новых электромобилей и гибридов в прошлом году составили около шести миллионов единиц. Каждая четвертая машина, приобретаемая в республике, оснащена электродвигателем, подавляющее большинство из них — местного производства.
Изображение: JAC Китайский автопром становится и ключевым партнером российского рынка, в целом переживающего сейчас непростые времена. Электрокар «Москвич», который начали продавать в прошлом месяце, согласно данным Росстандарта , представляет собой вариант китайской машины от компании JAC. У России есть свои планы по развитию электромобильного сектора, хотя и сравнительно скромные: согласно концепции, принятой еще в докризисном 2021-м, собственное производство машин с электродвигателем к 2030 году запланировано на уровне 220 тысяч единиц. Что касается лития, то здесь ситуация в России пока отчасти сопоставима с европейской: страна полностью зависела от импорта сырья с 1997 года, когда закрылся проработавший более полувека рудник в Красноярском крае.
За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития. Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз.
И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза. Между тем рынок лития меняется не только количественно, но и качественно, структурно. Так, для производства аккумуляторов электромобилей наиболее широко используется карбонат лития, однако со временем расширяется применение в этом секторе гидроксида лития, необходимого для аккумуляторов с высоким содержанием никеля в катоде. Кроме того, распространение батарей с твердым электролитом расширит применение металлического лития. Увеличение спроса на определенные формы лития требует адаптации производственной базы. В ряде случаев она происходит сама собой: так, упомянутое расширение рудной добычи лития в Австралии благоприятствует наращиванию поставок на рынок гидроксида лития, поскольку при этом типе добычи данное соединение получается по более короткой технологической схеме, чем при разработке рассолов минуя производство карбоната. По разным оценкам, при увеличении спроса на литий подобными темпами нынешних возможностей его добычи будет достаточно еще несколько лет; без масштабных инвестиций во второй половине текущего десятилетия может возникнуть дефицит лития. Еще раньше проявится нехватка литиевых соединений, таких как гидроксид. Решить проблему может расширение добывающей и перерабатывающей базы. С середины 2010-х годов наблюдается существенный рост объема инвестиций в проекты по добыче лития, в том числе в сравнении с капиталовложениями в поставку ряда других ключевых металлов, используемых в энергетике.
Ведущие поставщики реализуют проекты существенного расширения мощностей. Этих и еще нескольких крупных проектов, предполагающих ввод в эксплуатацию новых мощностей в течение ближайших трех лет, хватит для удовлетворения спроса на литий до конца нынешнего десятилетия при его росте примерно текущими темпами. Однако выполнение обязательств Парижского соглашения по климату, которые приняли почти все страны мира, требует ускорения темпов внедрения низкоуглеродных технологий, включая электромобили и накопители энергии. В случае ужесточения во многих странах мер климатической политики с целью наверстать отставание в реализации Парижского соглашения спрос на литий может дополнительно увеличиться, и тогда реализуемых сегодня проектов расширения производства может оказаться недостаточно. Выходом может стать реализация ряда других проектов, многие из которых пока находятся в стадии рассмотрения; некоторые из них предполагают освоение альтернативных нынешним видов природного сырья и внедрение новых технологий, способных повысить производительность. К последней категории относятся среди прочего прямая экстракция лития из рассолов без их выпаривания крайне длительного процесса, занимающего больше года при нынешних технологиях ; освоение рапы геотермальных источников; извлечение лития из сырья с низким содержанием металла, например из глинистых отложений или отвалов добычи других полезных ископаемых. Имеется в виду, например, извлечение лития из отслуживших аккумуляторов, которое сегодня практикуется единичными компаниями в незначительных масштабах, прежде всего в США и Европе. Шансы на расширение «вторички» связаны, в частности, с ожидаемым накоплением огромной массы отработавших батарей по мере быстрого развития электротранспорта и практики аккумулирования энергии в электроэнергетических системах: в ближайшие 10, тем более 20 лет, объем бывших в употреблении батарей увеличится на много порядков, что неизбежно потребует создания полноценной индустрии их утилизации. К решению этой проблемы уже готовятся в ряде государств и регионов.
На самом деле, даже если в кальдере Макдермитта находится крупнейшее в мире месторождение лития, неясно, будет ли экономически целесообразно добывать литий, являющийся ключевым компонентом аккумуляторов для различных устройств - от смартфонов до электромобилей. Компания Lithium Americas планирует начать добычу лития на руднике Tucker Pass в 2026 году.
Американские нефтяники в США займутся попутной добычей лития — она будет чистой и эффективной
Госкорпорация «Росатом» 29 ноября заявила о создании совместного предприятия по разработке литиевого месторождения в Аргентине. Последние свежие новости на тему Литий. Главные новости в нефтегазовом секторе России и мире. В 2022 году мировое производство лития выросло на 21,5% — примерно до 130 тысяч тонн. Бизнес - 4 февраля 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Ожидается, что уже в ближайшее время мировая потребность в литии достигнет 2,4 млн тонн карбонатного эквивалента, что на 1,8 млн тонн больше, чем будет произведено в 2022-м во всём мире. "Прошли геологоразведочные работы на литиевых месторождениях, и по итогам их разработки наша страна может войти в тройку лидеров по запасам лития.
Война за литий: Россия выигрывает очередной раунд
Козлов отметил, что для развития геологоразведки и добычи дефицитных металлов, в числе которых литий, были снижены налоговые ставки. По его словам, это уже дало результат. У нас есть проекты на выходе, которые планируется сделать в Тыве, Иркутской области", — добавил он.
По словам вице-канцлера Роберта Хабека, Украина не должна потерпеть неудачу. Это прежде всего в интересах Германии. В свое время Киев отказался от Минских соглашений. В них предполагалось налаживание сотрудничества между Киевом и Донбассом, в том числе и в разработке месторождений полезных ископаемых в регионе. По его словам, США и Европа могут мечтать о чем угодно.
Американские геологи обнаружили внутри древнего супервулкана на границе штатов Невады и Орегона крупнейшее, по их оценкам, месторождение лития в мире, сообщает Daily Mail. Оно было обнаружено в кальдере Макдермитта шириной более 600 километров, и представляет собой глину, содержащую примерно 40 миллионов тонн лития. Это почти вдвое больше, чем содержится этого наиважнейшего для современных технологий металла в солончаках Боливии, которые удерживали до сих пор рекорд по объему лития среди всех его месторождений.
Правда пока что это оценочное суждение, поскольку бурения на этом участке еще не проводилось. О значимости этого открытия говорит тот факт, что средняя цена на карбонат лития, который используется в аккумуляторах, составляет примерно 37 тысяч долларов за метрическую тонну.
Министерство энергетики направило 3,16 миллиарда долларов на поддержку производства, обработки и переработки аккумуляторов, финансируемых двухпартийным законом об инфраструктуре.
Байден ранее поставил цель, чтобы к 2030 году электромобили составляли более половины всех продаж автомобилей. Закон об инфраструктуре также включает 7,5 миллиардов долларов на зарядные устройства для электромобилей, 5 миллиардов долларов на электрические транзитные автобусы, 5 миллиардов долларов на экологически чистые и электрические школьные автобусы. По словам директора Национального экономического совета Брайана Диз, финансирование поможет защитить цепочку поставок аккумуляторов и нарастить мощности, а также улучшит конкуренцию в США.
Но это также имеет последствия для национальной безопасности на фоне более широких проблем энергетической безопасности и независимости, которые были выявлены во время военных действий на Украине. Это поможет гарантировать частные инвестиции и «запустит десятки компаний по всей территории Соединённых Штатов для наращивания мощностей, чего мы не делали десятилетиями», — сказал Диз. По словам официальных лиц, финансирование будет распределяться через федеральные гранты, и официальные лица рассчитывают выделить до 30 грантов после технических и коммерческих обзоров и оценок.
В декабре 2021 г. Министерство энергетики США опубликовало список из 13 новых отечественных заводов по производству аккумуляторов для электромобилей, которые планируется запустить в ближайшие пять лет, восемь из которых являются совместными предприятиями производителей аккумуляторов и автопроизводителей. В США из-за возросшего спроса на электромобили в технологию извлечения лития были вложены значительные средства.
Сейчас основное внимание уделяется прямой экстракции лития DLE. Эта технология направлена на извлечение лития из рассола с использованием фильтров и мембран. Хотя такие методы успешны, неясно, можно ли их масштабировать для коммерческого производства.
Технология DLE требует огромного количества питьевой воды и электричества. Прежде чем США смогут увеличить производство лития, потребуется четкий план. Поскольку ресурсы ограничены, это дает больше поводов для критики инвестиций в литий.
Важным остается вопрос, способны ли США избавиться от зависимости от импорта лития? Литий имеет решающее значение для успешного будущего чистой энергетики. Но в США добыча лития — крайне спорная тема.
По иронии судьбы, традиционная добыча лития наносит значительный ущерб окружающей среде, загрязняя местные грунтовые воды и потенциально убивая исчезающие виды. Существуют более экологически чистые источники лития. Во-первых, литий можно перерабатывать.
Существующие геотермальные электростанции, расположенные под озерами в Калифорнии, могут быть еще одним источником лития, поскольку они выпускают пар, насыщенный литием, который можно извлекать с помощью устройств, называемых скрубберами, одновременно производя зеленую энергию и литий. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом недавно заявил, что добыча лития в Солтон-Си может сделать этот регион «литиевой Саудовской Аравией». Геотермальные технологии помогут извлечь большое количество лития, скрытого в природных горячих рассолах.
Растворы улавливают многие элементы, содержащиеся в породе, в том числе литий. С помощью этого метода решается ранее упомянутая проблема водоснабжения. Геотермальные электростанции используют тепло земли для производства пара.
Это позволяет им запускать турбины, необходимые для производства электроэнергии. Если текущие испытания пройдут успешно, 11 существующих ГеоЭС вдоль Солтон-Си могут производить достаточно металлического лития, чтобы удовлетворить весь спрос США 10 раз. Cypress Development Corp недавно объявила о результатах своего экспериментального завода по извлечению лития в долине Амаргоса, штат Невада.
Литий, извлеченный с помощью ионного обмена, может похвастаться превосходной эффективностью разделения. В 700 км от CentrePort Canada компания Snow Lake Lithium создает первую в мире полностью электрическую, полностью возобновляемую литиевую шахту. Тем временем компания Snow Lake Resources Ltd.
Компания назвала исследование «стратегически важным шагом» на пути к созданию первого в Северной Америке полностью возобновляемого, полностью электрического и полностью интегрированного предприятия по переработке лития. Исследования ускорят переход компании к коммерческому производству лития. Они определяют технологии, инновации, навыки и потенциальных партнеров, необходимых для создания завода по производству гидроксида лития мирового класса в Манитобе.
Ожидается, что создание завода по производству гидроксида лития сильно повлияет на промышленность Северной Америки. В частности, это позволит интегрировать внутренние поставки важнейшего ресурса компаниям, производящим электромобили. Упомянутое выше предварительное исследование началось в апреле 2022 года и должно быть завершено к весне 2023 года.
Тем временем Snow Lake Lithium продолжит свою инженерную оценку и программу бурения на своем участке литиевого проекта Thompson Brothers. Руководство компании ожидает, что рудник перейдет на коммерческую добычу в конце 2024 года. Литий на Украине Есть перспективный металл и в Украине.
Предварительно разведанные месторождения литиевых руд: Шевченковское Донецкая область , Станкуватское и Полоховское Кировоградская область. Украинские исследователи предположили, что в восточном регионе страны содержится около 500 000 тонн оксида лития, источника лития. Эта предварительная оценка, если она подтвердится, сделает украинские запасы лития одними из крупнейших в мире.
Эти данные подтверждены в журнале Scientific Collection Interconf, где отмечено, что украинские месторождения могут содержать до 500 000 тонн оксида лития в форме петалита, сподумена или карбоната лития. Засекречен так же, как и информация о запасах золота и алмазов. Без конкурсов или аукционов.
В 2017 году разрешение на добычу лития в Полоховском месторождении Госгеонедра предоставили компании ООО "Укрлитийвыдобування", а в начале 2018 года - Шевченковское месторождение получила фирма "Петро-Консалтинг".
Автор Die Welt заподозрил РФ в попытке создать новую ловушку для Запада
Возможно, с помощью России, что было бы весьма ценно в условиях санкционного произвола коллективного Запада. Электрокары, электрические самолёты и аэротакси... Теперь зайдём с другой стороны. Что ждёт Европу? Европарламент вот-вот проголосует за введение так называемого климатического пакета. Евродепутаты хотят запретить с 2035 года продажу новых машин с бензиновыми и дизельными двигателями то есть весьма скоро - всего-то через 13 лет , открыв широкую дорогу электромобилям. А тут без лития никак нельзя. Да что там авто!
В 2024 году, как ожидается, начнётся принципиально новая эпоха регулярных коммерческих полётов на электрических самолётах и аэротакси. Во всяком случае, на эту революцию нацелены сразу три международных проекта с участием немецких фирм. Один реализует всемирно известная компания экспресс-доставки грузов DHL, входящая в состав немецкого почтового и логистического концерна Deutsche Post DHL. В августе прошлого года она заказала американскому авиастроителю Eviation 12 самолётов Alice для безэмиссионных воздушных перевозок посылок и корреспонденции. Управляемая одним пилотом, одна такая «штуковина» способна перевозить 1200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров. Потребуется около 30 минут, чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полёта. Каждый электролёт стоит порядка 3,5 млн евро.
Одновременно немецкий стартап Lilium объявил о контракте с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается приобрести у него 220 электрических бизнес-джетов.
Колмозерское литиевое месторождение расположено в Ловозерском районе Мурманской области. Оно считается крупнейшим в России и наиболее перспективным. Лицензию на его освоение получила компания "Полярный литий".
Запуск производства запланирован к 2025 году на экспериментальной скважине. Аналитики «Выгон Консалтинг» отмечают, что ресурсная литиевая база сосредоточена в Лено-Тунгусской нефтегазовой провинции, в Урало-Поволжье и на Северном Кавказе. Себестоимость добычи лития из подземных вод может оказаться сопоставимой с рудными проектами. А на готовой нефтегазовой инфраструктуре показатель может быть даже ниже из-за сокращения CAPEX капитальных расходов. Мировые цены на литий в разы выше. Пока самые проработанные проекты в РФ предполагают добычу лития из руды. Крупнейший проект в Мурманской области на Колмозерском месторождении запустили «Росатом» и «Норникель». Они планируют к 2030 году выпускать по 45 тыс.
Гонка за третьим элементом: сумеет ли Россия стать конкурентом Илону Маску Перспективы производства лития интересуют все большее число крупных компаний Литий стал своего рода новым золотом. Считается, что в него гораздо выгоднее инвестировать, нежели в желтый металл: цены идут вверх и останавливаться не собираются. И не случайно литий привлек внимание крупнейших российских компаний. Есть ли перспективы у их проектов по добыче и переработке литиевого сырья и будет ли востребована их продукция на внутреннем рынке, разбирался «ФедералПресс». Во благо великой Америки Президент США Джо Байден намерен в нынешнем году выделить три млрд долларов на поддержку производителей аккумуляторов для электромобилей. Данные средства планируется распределять в виде грантов между компаниями, участвующими в различных частях цепочек изготовления материалов и выпуска готовых батарей. Столь значительная сумма, по его замыслу, позволит снизить зависимость американского автомобилестроения от импорта аккумуляторов и приблизиться к достижению заветной цели: к 2030 году половину продаваемых на рынке США машин должны составлять автомобили на электрической тяге. Еще по теме Россия столкнулась с литиевой проблемой Амбиции Джо Байдена, казалось бы, далеки от России, против которой США ввели несколько пакетов санкций в ответ на проведение ею специальной военной операции на Украине. В действительности же они не могут не влиять на нашу страну, так как будут взвинчивать мировые цены на литий, используемый для изготовления батарей для аккумуляторов, применяемых в электромобилях и гаджетах. Еще литий нужен для производства смазок, специальных стекол и сплавов, медицинских препаратов. Собственно, подорожание лития уже идет полным ходом. Стоимость гидроксида лития ключевого компонента для производства аккумуляторов на Лондонской бирже металлов в настоящее время достигла 81,5 тыс. И не случайно Илон Маск, владелец знаменитой Tesla, призвал власти США стимулировать частные инвестиции в добычу литиевого сырья — Tesla явно не хватает литий-ионных батарей для выпуска автомобилей.
В России начнут добывать новую нефть - литий
В силу невысоких содержаний лития в рудах собственно литиевые месторождения нерентабельны. При этом в последние годы спрос на литий резко возрос в мире, это связано с бумом производства электромобилей. В кальдере древнего вулкана, относящегося к Йеллоустонской цепи древних вулканов, обнаружены самые крупные в мире запасы лития. Планируется освоение литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и дальнейшая глубокая переработка литиевого сырья.