Новости ленин и крупская

Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. В ссылке Ленин и Крупская пробыли до 1900 года, а после отправились в эмиграцию – жили в Швейцарии, Великобритании и Германии. Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников.

Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин

До 11 лет она училась в обычной женской гимназии, но тамошние наставники довели девочку до нервного срыва. И тогда родители перевели её в частную гимназию княгини Оболенской, где была совсем другая атмосфера: «Никто на нас не кричал, дети держали себя свободно, были дружны между собой, и я со многими подружилась. Учиться было очень интересно». В выпускном классе Крупская написала письмо Льву Толстому с просьбой принять её в виртуальную команду добровольцев: «Многоуважаемый Лев Николаевич! Вы, в Вашем ответе на обращение к Вам тифлисских барышень с просьбою о деле, говорите, что у Вас есть для них дело — исправление насколько возможно книг, издаваемых для народа Сытиным. Может, Вы дадите возможность и мне принять участие в их труде? Я знаю, что дело исправления книг, которые будут читаться народом, дело серьёзное…». В только что созданном Советском государстве Надежда Константиновна с 1917 года состояла в Комиссии по просвещению, а в 1929 году стала заместителем наркома просвещения. Вот тогда-то очень пригодились те самые слагаемые, с которыми она встретилась в детстве и юношестве, — возможность альтернативной системы образования, важность книг и волонтёрская работа. Грамотный подход Именно Крупская в 1929 году сумела вскрыть основную причину того, почему такое важное дело, как ликвидации безграмотности, работает вполсилы. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности сумела вроде бы добиться неплохих результатов — большая часть населения обучилась читать и писать.

Ответ дала Надежда Константиновна: «Ликвидация безграмотности предполагает, что выучившиеся грамоте люди будут что-то читать. Ждать, что бывшие ещё недавно неграмотными бедняцкие слои деревни будут покупать книги, — утопия. Материал для чтения должны поставлять библиотеки». И тут Крупская показала, на что она способна.

Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ.

Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога.

Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.

Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка.

В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами.

Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений.

Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи.

Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа.

Но вернусь к теме дня рождения Ленина. Когда Владимир Ильич стал главой государства, ему пришлось столкнуться со старой российской традицией чествования начальства.

Особенно это касалась юбилейных дат. В 1920 году Ленину исполнилось ровно 50 лет. С этим связана одна интересная история, про которую часто пишут биографы Ильича.

Конечно, Владимир Ильич никому не сообщал, что близится его 50-летие. Но 5 апреля 1920 года на съезде РКП б один из делегатов каким-то образом об этом узнал и поспешил сообщить с трибуны, что вождю партии и главе государства Ленин был председателем правительства РСФСР — Совнаркома скоро 50. Делегаты выстроились в очередь к трибуне, чтобы высказать свои восторженные чувства, поздравить.

Увидев это, Ленин встал из-за стола, спешно покинул президиум и вышел из зала. В день рождения, 22 апреля, близкие товарищи Ленина пригласили его на скромный ужин. Он пришел.

Ужин был действительно скромный — из спиртного на столе стояла лишь бутылка грузинского вина, которую принес Сталин. Подарок был всего один — от Надежды Константиновны, она подарила мужу меховую шапку для зимней охоты Владимир Ильич любил походить по лесу с ружьем. Однако руководство партии все же решило устроить официальное чествование юбиляра.

Оно состоялось на следующий день, 23 апреля, в здании московского горкома партии. Несмотря на настойчивые уговоры, Ленин отказался идти на первую, официальную, часть, где лидеры партии и государства произносили речи в честь юбиляра, подчеркивая его заслуги и достоинства. Ленин посетил лишь заключительную часть.

Встреченный аплодисментами, он взошел на трибуну и зачитал небольшой доклад. Он был посвящен… положению партии большевиков, победе над буржуазией, месту России в мировой революции. Мельком упомянув о поводе, по которому собрались, Ленин поблагодарил за поздравления и заявил, что марксисты не должны придавать такую важную роль личности, ибо историю, по Марксу, творят массы, и уверил, что лучшим подарком для него а после известия о юбилее со всей страны Ленину стали приходить подарки стала… карикатура на него, которую ему передал один товарищ.

Наши современники обычно объясняют это личной скромностью вождя. Это, конечно, верно. Но был и подтекст, о котором мы уже не знаем, но который был прекрасно понятен современникам.

Дело в том, что в Российской империи чиновникам вменялось в обязанность поздравлять своих начальников с различными праздниками — от Рождества и Пасхи до дня ангела. На именины начальника все его подчиненные являлись в обязательном порядке, одетые в официальные мундиры, с подарками и «адресами». Обычным делом были фальшивые улыбочки, лицемерные восхваления… Ленин ненавидел всей душой самодержавное бюрократическое государство и его порядки и оно ему отвечало тем же, бросая его в тюрьмы и в ссылки.

Больше всего Ленин боялся, что Советское государство переродится в нашу обычную российскую бюрократию с ее чинопочитанием и прислужничеством перед начальством, конформизмом и вороватостью. Ленин мечтал о том, чтобы революция дала России государство нового, доселе невиданного типа, где управленцы были бы представителями народа, не бюрократами-самодурами, а простыми рабочими и крестьянами, контролируемыми народными массами. В «Государстве и революции» Ленин писал: «Рабочие, завоевав политическую власть, разобьют старый бюрократический аппарат, сломают его до основания, не оставят от него камня на камне, заменят его новым, состоящим из тех же самых рабочих и служащих, против превращения коих в бюрократов будут приняты тотчас меры… 1 не только выборность, но и сменяемость в любое время; 2 плата не выше платы рабочего; 3 переход немедленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора…» Ленин требовал, чтобы служащие в Советском государстве жили скромно, и начал с себя: когда его кремлевскую квартиру попытались украсить предметами роскоши, он с возмущением потребовал, чтоб их убрали.

Ярослав Мудрый и расцвет Древней Руси 1. Тяжела ли «шапка Мономаха»? О чем говорят древнерусские имена: Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский 1. Государственные деятели 1. Свенельд — варяг на русской службе 1.

Мстислав Великий 1. Лидеры политических, социальных движении 1. Вадим Новгородский. Первый борец за свободу? Деятели церкви 1.

Легенда об Андрее Первозванном 1. Антоний и Феодосии у истоков русской культуры 1. Закон и благодать митрополита Иллариона 1. Творцы русской культуры 1. Нестор — первый русский летописец 1.

О чем молился Даниил Заточник? Выдающиеся, знаменитые женщины 1. Драма жизни княгини Рогнеды 1. Анна Ярославна — королева Франции 1. Герои и антигерои 1.

Как Святополк стал Окаянным 1. Анбал и другие. История одного убийства Литература 2. Первые лица государства, высшие руководители страны 2. Батый — первый русский хан 2.

Выбор Александра Невского 2. Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы 2. Государственные деятели 2. Последний тысяцкий Василий Вельяминов 2. Необыкновенные приключения итальянца в России 2.

Полководцы, военачальники 2. Лидеры политических, социальных движений 2. Жидовствующие 2. Духовный наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий 2. Даст Бог, Орда переменится!

Русские святители в годы тяжелых испытаний митрополит Петр, Сергий Радонежский 2. Монах Филофей у истоков русской идеократии 2. Творцы русской культуры 2. Философия и искусство Андрея Рублева 2. Выдающиеся, знаменитые женщины 2.

Софья Палеолог в мнениях современников и потомков 2. Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей 2. Герои и антигерои 2. Евпатий Коловрат: и один в поле воин 2. Пересвет и Ослябя: навеки вместе 2.

Дмитрий Шемяка и «Шемякин суд» Литература 3. Первые лица государства, высшие руководители страны 3. Главная проблема Василия III 3. Последний Рюрикович царь Федор Иоаннович 3. Первый выборный царь Борис Годунов 3.

Избрание Михаила Романова на царство: всенародный выбор или «на безрыбье и рак — рыба»? Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» 3. Государственные деятели 3. Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии 3.

Фото Ленина и Крупской в цвете показали их реальные лица

Один из участников этой встречи вспоминал: «Вечером пришел молодой человек лет 30, с большой лысиной. Одет как большинство из нас: плохонькое пальтишко, на шее шерстяной шарф. Вместе с ним молодая женщина. В тот вечер спор шел на тему об экономизме и о необходимости вести политическую борьбу». Краткосрочное пребывание Ленина в Уфе произвело на ссыльных особое впечатление: «как будто в душной комнате широко распахнули окно, через которое ворвался свежий, бодрящий, освещенный солнечными лучами воздух», говорили они. Во второй раз Ленин приехал в Уфу в июне 1900 года, с сестрой и матерью. Крупской на улице Достоевского, 78», - информирует издание. Здесь Ленин проводил совещания, окончательно оформил местную «искровскую» группу и «потребовал от социал-демократов решительной борьбы с народниками». Связь с Лениным группа социал-демократов держала через Крупскую, которая оставалась в Уфе до марта 1901 года.

В пересылке писем помогал рабочий-печатник Крылов.

Но если разобраться, то выйдет, что американец не так уж и ошибся. До 11 лет она училась в обычной женской гимназии, но тамошние наставники довели девочку до нервного срыва. И тогда родители перевели её в частную гимназию княгини Оболенской, где была совсем другая атмосфера: «Никто на нас не кричал, дети держали себя свободно, были дружны между собой, и я со многими подружилась. Учиться было очень интересно».

В выпускном классе Крупская написала письмо Льву Толстому с просьбой принять её в виртуальную команду добровольцев: «Многоуважаемый Лев Николаевич! Вы, в Вашем ответе на обращение к Вам тифлисских барышень с просьбою о деле, говорите, что у Вас есть для них дело — исправление насколько возможно книг, издаваемых для народа Сытиным. Может, Вы дадите возможность и мне принять участие в их труде? Я знаю, что дело исправления книг, которые будут читаться народом, дело серьёзное…». В только что созданном Советском государстве Надежда Константиновна с 1917 года состояла в Комиссии по просвещению, а в 1929 году стала заместителем наркома просвещения.

Вот тогда-то очень пригодились те самые слагаемые, с которыми она встретилась в детстве и юношестве, — возможность альтернативной системы образования, важность книг и волонтёрская работа. Грамотный подход Именно Крупская в 1929 году сумела вскрыть основную причину того, почему такое важное дело, как ликвидации безграмотности, работает вполсилы. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности сумела вроде бы добиться неплохих результатов — большая часть населения обучилась читать и писать. Ответ дала Надежда Константиновна: «Ликвидация безграмотности предполагает, что выучившиеся грамоте люди будут что-то читать. Ждать, что бывшие ещё недавно неграмотными бедняцкие слои деревни будут покупать книги, — утопия.

Материал для чтения должны поставлять библиотеки».

В 1887 г. Надежда Крупская окончила в Санкт-Петербурге гимназию княгини А. Оболенской и педагогический класс при ней, получила право преподавать русский язык и математику.

В 1889 г. В юности увлекалась толстовством, затем — социалистическими идеями. С 1890 г. В 1891-1896 гг.

В 1894 г. В 1896 г. В декабре 1897 г. Однако по просьбе Крупской ее отправили отбывать приговор в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где уже отбывал наказание Владимир Ульянов.

В июле 1898 г. Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией. С 1898 г.

Ленин скрылся в Финляндии, а спустя год снова оказался в эмиграции. Сначала он жил во Франции, затем в Австро-Венгрии и Швейцарии. Все эти годы Ленин продолжал активно участвовать в делах РСДРП, поддерживать левые группы в европейских социал-демократических партиях и отдельных социалистов, которые выступали за активизацию революционной борьбы. Он даже организовал неподалеку от Парижа, в городке Лонжюмо, большевистскую партийную школу, куда приезжали делегаты со всей Российской империи. Ленин был не только ее идейным руководителем, но и ведущим лектором — он прочел 56 лекций, в том числе по политической экономии, аграрному вопросу, теории и практике социализма в России.

Одновременно с этим в 1912 году он умудрился наладить в России выпуск ежедневной легальной большевистской газеты "Правда". Февральская революция 1917 года и возвращение в Россию В начале Первой мировой войны Ленин находился на территории Австро-Венгрии и был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России, однако вскоре освобожден. За него заступились австрийские социал-демократы, объяснив что он — враг российской монархии. После этого Ленин уехал в Швейцарию, где выдвинул лозунг о превращении грабительской империалистической войны в войну гражданскую. Он добрался до родины в апреле — ехал через Германию в специальном пломбированном вагоне для политических эмигрантов.

На следующий день после приезда в Петроград Ленин выступил со своими знаменитыми "Апрельскими тезисами", в которых изложил программу перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической, а также призвал к свержению Временного правительства. Единственное, что я мог сделать для облегчения работы себе и добросовестным оппонентам — изготовить письменные тезисы. Я прочел их и передал их текст товарищу Церетели. Читал я их очень медленно и дважды: сначала на собрании большевиков, потом на собрании и большевиков, и меньшевиков. Печатаю эти мои личные тезисы, снабженные лишь самыми краткими пояснительными примечаниями, которые гораздо подробнее были развиты в докладе", — писал Владимир Ленин 7 20 апреля 1917 года в 26-м номере газеты "Правда".

Противники обвинили Ленина в организации мятежа — тот снова скрылся в Финляндии. Однако уже в конце сентября он вернулся в Петроград и подготовил вооруженный переворот — Октябрьскую революцию, которая произошла 25 октября по старому стилю 7 ноября по новому. Временное правительство пало. Власть перешла к Совету народных комиссаров во главе с Лениным. Они вскоре переехали в Москву и заняли Кремль.

Первые годы советской власти В 1918 году началась Гражданская война. Почти сразу после образования Совета народных комиссаров большевиков пытались отстранить от власти с одной стороны — сторонники Временного правительства, а с другой — представители Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников Викжеля. Последние требовали под угрозой всеобщей забастовки на железных дорогах создания "однородного социалистического правительства" из представителей всех социалистических партий. В конечном счете Ленин и его соратники установили в России однопартийную диктатуру. Созванное Учредительное собрание разогнали уже в январе 1918 года.

По его предложению в декабре 1917-го была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия ВЧК , в январе 1918-го он возглавил разработку декрета об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. Одобрил произведенный в Екатеринбурге расстрел бывшего императора Николая II и его семьи. Новая государственная структура, вопреки заявлениям Ленина о полном разрыве с прошлым, постепенно приобретала черты традиционного государства, однако при этом уничтожались сложившиеся к 1917 году элементы гражданского общества и правовые основы государственности. Ленин характеризовал советское государство того периода как "ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". В марте 1918 года Ленин добился подписания сепаратного Брестского мира с Германией, Австро-Венгрией и Турцией, который сам же называл "похабным".

Когда в ноябре 1918 года Германия проиграла войну, советские власти в одностороннем порядке разорвали договор. Введение военного коммунизма В мае 1918 года Ленин вел в стране продовольственную диктатуру — положил начало военному коммунизму. Под запрет попала частная торговля, также было завершена национализация всей промышленности, которую начали еще при Временном правительстве. Красный террор 5 сентября 1918 года советское правительство утвердило декрет "О красном терроре" — он был объявлен большевиками против своих политических противников. Однако его жертвами стали не только политические оппоненты, но и нелояльные большевикам группы — от интеллигенции до казаков и духовенства.

Одним из поводом для введения красного террора стало покушение на Ленина. Через несколько дней ее расстреляли без суда. В 1902 году, еще до формального разделения членов Российской социал-демократической рабочей партии РСДРП на большевиков и меньшевиков, Владимир Ульянов писал : "Нисколько не отрицая в принципе насилия и террора, мы требовали работы над подготовкой таких форм насилия, которые бы рассчитывали на непосредственное участие массы и обеспечивали бы это участие". Специалисты отмечают , что репрессиями занималось не только большевистское правительство, но и все стороны, участвовавшие в Гражданской войне — как националисты из отделившихся окраин империи, так и анархисты, сторонники белого движения, интервенты и другие. Однако ни у одной из этих сторон уничтожение людей по сословному, классовому, этническому признакам или даже по принципу образованности на страшнейший конвейер поставлено не было.

Газета «Суть времени»

  • Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов
  • Пять малоизвестных фактов из жизни Ленина
  • Лента новостей
  • Женщины, которых любил Ленин

Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти

Но интерес к Ульянову проявляла не одна Аполлинария Якубова. Когда Владимир оказался в Доме предварительного заключения декабрь 1895 года , вместе с Якубовой ходила стоять под окнами тюрьмы и Надежда Крупская. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом? Анна Ульянова говорит, что это Надя предложила Володе сочетаться браком, когда тот поехал в ссылку, и поначалу он ответил отказом. Потом, где-то в конце 1897 года, Ленин передумал и призвал к себе Надежду Крупскую как свою невесту. Похоже, он все же предпочел бы видеть рядом Якубову - красавицу и убежденную революционерку, женщину, о которой он, по воспоминаниям Анны, всегда говорил с большой нежностью. Но, видимо, она уже охладела к нему. Так ли уж хотел он, чтобы Крупская была с ним? Ленин и Крупская сознательно отказывались от нормальных буржуазных отношений в семье, они воспринимали свой союз в первую очередь и главным образом как сотрудничество ради дела революции. И все же пусть эти двое никогда не высказывали при других чувств, что связывали их, очевидно, что Ленин и Крупская в 1897 году были вполне приятны друг другу и считали, что в обозримом будущем им будет удобно и хорошо жить и работать вместе.

Итак, Надежда, сосланная в Уфу, испросила разрешения посетить Ульянова на правах невесты, и, когда она приехала к Володе в Шушенское, они быстро поженились, чтобы больше не разлучаться.

Итак, что же стало со всеми этими ближайшими соратниками вождя мировой революции? Репрессированы расстреляны, погибли или сидели в лагерях - 11 человек. В 1938 и 1950 годах был осужден за контреволюционную деятельность, в общей сложности 17 лет провел по лагерям и ссылкам. Жена Георгия Сафарова. В 1937 году был отстранён от работы в Коминтерне и арестован. Приговорён к 8 годам лагерей. В 1939 года приговорен еще к 4 годам лишения свободы за «незаконное хранение оружия» - револьвера, хранимого в память о революционной деятельности. Убит 22 апреля 1942 года.

По свидетельствам очевидцев, Платтен болел и не мог работать, тогда конвоир вывел его в кусты и застрелил. Первая жена Г. В 1934 году арестована и выслана в ссылку в Якутию на 5 лет. Затем арестовывалась также в 1937, 1946 и 1951 годах и была освобождена только в 1954 году, будучи тяжело больной. Умерла в доме престарелых. В 1934 году арестован, исключён из партии и вскоре осуждён на десять лет тюрьмы по делу «Московского центра». В 1936 году приговорён к высшей мере наказания по делу Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра. Сын Г.

Одет как большинство из нас: плохонькое пальтишко, на шее шерстяной шарф. Вместе с ним молодая женщина. В тот вечер спор шел на тему об экономизме и о необходимости вести политическую борьбу». Краткосрочное пребывание Ленина в Уфе произвело на ссыльных особое впечатление: «как будто в душной комнате широко распахнули окно, через которое ворвался свежий, бодрящий, освещенный солнечными лучами воздух», говорили они. Во второй раз Ленин приехал в Уфу в июне 1900 года, с сестрой и матерью. Крупской на улице Достоевского, 78», - информирует издание. Здесь Ленин проводил совещания, окончательно оформил местную «искровскую» группу и «потребовал от социал-демократов решительной борьбы с народниками». Связь с Лениным группа социал-демократов держала через Крупскую, которая оставалась в Уфе до марта 1901 года. В пересылке писем помогал рабочий-печатник Крылов. Он делал в книге двойные переплеты, заделывал в них письмо, и книга посылалась Ленину.

Сибирская ссылка и брак с Надеждой Крупской До ссылки с село Шушенское, которая началась в мае 1897 года, Ленин провел в тюрьме 14 месяцев — следствие по его участию в организации "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" шло долго. На три года в Сибирь вместе с ним поехала Надежда Крупская, тоже ссыльная. Чтобы это стало возможным, им пришлось обвенчаться. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. В 1887 году с золотой медалью закончила частную женскую гимназию имени княгини Оболенской в Петербурге, затем год училась на Бестужевских курсах. В 1890 году Крупская вступила в студенческий марксистский кружок — его участники обсуждали, как им бороться против царского режима. Надежда в то время преподавала в школе для рабочих и, пользуясь этим, продвигала среди них социалистические идеи. Через год она уже носила ему передачи в тюрьму, а вскоре и сама оказалась под следствием. Крупскую сослали в Уфу, куда она едет со своей матерью Елизаветой Васильевной, но Ленин зовет ее к себе в Шушенское, и Крупская получает разрешение переехать. Некоторые историки полагают, что это стало возможным, потому что она назвалась его невестой. И русское очень. Коса ниже пояса: бывало, ахали в Шушенском. Так или иначе, по приезде в Шушенское, надзорные органы не позволили молодым людям просто жить вместе, и те, будучи атеистами, в июле 1898 года обвенчались в местной церкви. Поручителями и шаферами Ленин пригласил знакомых шушенских крестьян, а один из ссыльных изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. На сносную жизнь этого вполне хватало. Крупская писала о времени, проведенном в сибирской ссылке: "Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое "жалованье" — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья, и то считалось, что дорого платит". В ссылке Ленин увлекся охотой, но вместе с тем много читал и еще больше писал — из-под его пера вышло более 30 работ, в том числе книга "Развитие капитализма в России". В ней он утверждал, что капиталистический прогресс только способствует классовой борьбе пролетариата и буржуазии. Первая эмиграция и издание газеты "Искра" В ссылке Ленин и Крупская пробыли до 1900 года, а после отправились в эмиграцию — жили в Швейцарии, Великобритании и Германии. Кстати, псевдоним Ленин Владимир Ильич начал использовать только в 1901 году — так он подписал одну из своих статей для своей же подпольной газеты "Искра". Эту политическую рабочую общероссийскую газету было решено выпускать, чтобы наладить связь между социал-демократическими кружками России. Поскольку в самой России сделать это было невозможно, то в 1901 году "Искра" начала печататься в Германии. Спустя год все перебрались в Лондон, где Ленин и Крупская жили под фамилией Рихтер, а в 1903-м — в Женеву. Наболевшие вопросы нашего движения" Ленин выступил с концепцией партии, которую он видел централизованной боевой организацией партия нового типа : "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию! Именно на этом съезде партия раскололась на большевиков и меньшевиков. Первые поддержали Ленина, вторые под руководством Мартова выступили против его программы и в целом призывали к мягким способам борьбы с самодержавием. Деятельность после революции 1905 года и вторая эмиграция Революция 1905 года застала Ленина в Швейцарии. Он подчеркивал, что главная ее цель — покончить с самодержавием и остатками крепостничества в России. В начале ноября 1905 года он нелегально, под чужой фамилией, вернулся в Россию и обосновался в Санкт-Петербурге, где возглавил редакцию газеты "Новая жизнь". В это время он был главой Петербургского комитета большевиков и призывал к вооруженному противостоянию с правительством. Также он написал книгу "Две тактики социал-демократии в демократической революции", в которой указывал на необходимость гегемонии пролетариата и вооруженного восстания. В этом же месяце провалилось декабрьское вооруженное восстание. Ленин скрылся в Финляндии, а спустя год снова оказался в эмиграции. Сначала он жил во Франции, затем в Австро-Венгрии и Швейцарии. Все эти годы Ленин продолжал активно участвовать в делах РСДРП, поддерживать левые группы в европейских социал-демократических партиях и отдельных социалистов, которые выступали за активизацию революционной борьбы. Он даже организовал неподалеку от Парижа, в городке Лонжюмо, большевистскую партийную школу, куда приезжали делегаты со всей Российской империи. Ленин был не только ее идейным руководителем, но и ведущим лектором — он прочел 56 лекций, в том числе по политической экономии, аграрному вопросу, теории и практике социализма в России. Одновременно с этим в 1912 году он умудрился наладить в России выпуск ежедневной легальной большевистской газеты "Правда". Февральская революция 1917 года и возвращение в Россию В начале Первой мировой войны Ленин находился на территории Австро-Венгрии и был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России, однако вскоре освобожден.

Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?

Известный черно-белый снимок, который был сделан в Горках, получил цветное наполнение благодаря усилиям педагога и переводчицы Ольги Ширниной, известной под ником Klimbim. Она через компьютерные программы, изучив источники, придает цветной оригинальный облик героям на монохромных изображениях. На снимке, где пара Ленин — Крупская сидит на скамейке в окружении детей. У Ленина огненно-рыжие волосы и карие глаза, о которых говорили современники вождя.

Смахну их рукавом, а они снова скрывают от меня лицо дорого вождя, учителя, товарища и друга. Вот лицо бледное-бледное, вот сильные руки, которые так много сделали для угнетенных, на груди орден красного знамени.

И, кажется, что горит это большое сердце Ильича. Боясь разрыдаться и нарушить этот необычайный покой, я крепко сжимаю руку товарища, и, выйдя на улицу, почти теряю сознание». Другие впадали в истерику. Крестьянка М. Сапрыгина, слова которой мы цитировали ранее, сообщала, что особенно эмоциональных граждан выводили на улицу «санитары в белых халатах».

Набожная старушка Никитишна пришла посмотреть на Ленина, потому что «тянула ее к нему какая-то неведомая сила». Видимо, эта же «сила» затем побудила женщину сходить на траурный митинг, который изменил ее жизнь: «Она глотала слова оратора, как голодный глотает хлеб и машинально повторяла за ним: — Всю жизнь, всю силу и кровь до последней капли он отдал за рабочий народ. После митинга Никитишна избавилась от икон, а через неделю подала заявление в ячейку о вступлении в партию Ленина. Говорят, святой человек был Не все были согласны с тем, что Владимира Ильича следует похоронить в Москве. Петроградские рабочие и студенты на траурных собраниях высказывали пожелание, чтобы останки Ленина были погребены в городе на Неве.

Некоторые коллективы даже настаивали на этом. Из сообщения о собрании в ДК имени Молотова в Ленинграде: «Здесь рабочие и работницы 25 типографии, Промбюро, 3 литографии. Вечер еще не начался.

В знак любви и согласия супруги обменялись медными кольцами, переплавленными из пятака. Венчаться Ленин и Крупская не хотели — они были за свободную революционную любовь. Но на церковном браке настояла полиция: иначе бы Крупскую в Шушенском не оставили.

Апполинария не пришла. День за днём вместо неё Ленин видел лицо Крупской. Как всегда, маловыразительное, бледное, сосредоточенное. Но со свадьбой пришлось подождать: арестовали и Крупскую. Наконец уже в ссылке они смогли пожениться. С невестой приехала к Ленину тёща: Наденька сама не умела по дому ни-че-го. Готовила и многими бытовыми вопросами занималась её мать. Кадр из фильма «В дни Октября» Позже, когда мамы и тёщи не стало, молодые всегда предпочитали обедать и ужинать вне дома. Крупская делала только завтрак, всегда один и тот же — яичницу-глазунью. Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно. Ленина такие мелочи не смущали. Неприхотлив он был — и в еде, и в быту. Появилась икра — будет есть икру. Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть. На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да». Ботинки начищал до блеска, брюки зашивал спокойно. Трудности семейной жизни с Лениным вообще не касались быта. То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости. Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был. Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда. У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие.

Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона?

Надежда Крупская была не просто женой и помощницей Ленина, но человеком, от которого многое зависело в большевистской партии. В.И. Ленин: "100 лет тому назад подписал декрет об образовании республики. В юбилейный для Татарстана год я голосую за поправки к Конституции РФ, которая нацелит всех нас на работу на одной волне с Президентом страны. Историк, краевед, публицист Жорес Трофимов исследовал историю взаимоотношений Владимира Ленина и Инессы Арманд.

Когда был Ленин маленький

  • Секретарь, связная, идеолог
  • Улправда - Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
  • Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину
  • Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона?
  • «Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской
  • ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

Пять малоизвестных фактов из жизни Ленина

В 1896 году Крупская попала в тюрьму, а Ленин в то время уже отбывал наказание. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости. Их называли друзьями и соратниками. Но в их сердцах, охваченных пламенем революции, оставалось место и для любвиПодпишись на канал «Комсомольской Правды»: ht. Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч - цвета хаки.

«Слушайся доктора: ешь и спи больше»

Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм. Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату? В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза. Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать. Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе.

Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями. На них работает воспитательная система Китая, который сегодня является уже чуть ли не первой экономикой в мире. Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность. Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее. Сколько людей осталось без родителей после Первой мировой и Гражданской войн? Но все же все они себя нашли в жизни.

Говорить о повышенной смертности и самоубийствах среди выпускников детдомов не приходилось. Но была и другая проблема, с которой боролась Крупская. Царская школа была рассчитана на примат денег. Как она сама вспоминала из своей личной жизни, на девочек, которые приезжали на личных лошадях, обращали гораздо больше внимания, чем на тех, кто был плохо одет. Было четкое деление людей по социальному признаку, по материальному благополучию… — Стандартная сословно-феодальная система. Откуда появляются эти «колумбайны», школьные самоубийства? В Советском Союзе школьные самоубийства были сведены практически к нулю. Максимум, что было — самоубийства, связанные с неразделенной любовью.

Но и то, внутри коллектива, если ребенок не замыкался, несчастную любовь он переживал в более комфортных условиях, нежели современный ребенок, который замыкается внутри себя — не имеет поддержки со стороны родителей, которые зарабатывают деньги, педагогов, которые заполняют журналы и кучи других бумаг, еще и терпит травлю со стороны сверстников. У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее. Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи. Чтобы всего этого не было — необходимо восстановить нормальную педагогическую воспитательную функцию в школах. Что учитель может видеть, когда у него в классе 50 человек, когда он заполняет сотни бумажек? Еще 80 лет назад Крупская указывала на ошибочность и порочность такой системы. Якобы его произведения, по ее словам, — болтовня и неуважение к детям… — В 90-е годы этот скандал был слишком раздут. Как же она могла недолюбливать Чуковского?!

Большинство людей, которые за это ее осуждают, даже не читали этой сказки или читали в уже адаптированном, с учетом критики Крупской, формате. Все равно что сравнивать реальные сказки братьев Гримм и адаптированные, которые, по предложению Крупской, были переведены для Советского Союза как сказки, где были убраны насилие, ужасы, изменены концовки. В качестве еще одного примера. Есть знаменитая европейская сказка «Пиноккио». В России мы ее знаем как сказку про Буратино.

Вскоре после замужества она перенесла тяжелое женское заболевание: сказались месяцы тюремного заключения. После новогодних праздников 1899 года мать Ленина спросила ее в письме, долго ли ждать "прилета пташечки". Крупская ответила свекрови: "Что касается моего здоровья, то я совершенно здорова, но никакой пташечки прилетать что-то не собирается". В мае 1900 года она обратилась к врачу. Окончательный диагноз звучал как "генитальный инфантилизм".

Никакое лечение в те времена помочь не могло. Этот вопрос был болезненным как для Крупской, так и для Владимира Ильича. Жена Зиновьева вспоминала, что ее маленький сын Степа был любимцем Ленина: "Он никогда не уставал лазить под кровать и диван за мячом для Степы, носил его на плечах, бегал с ним взапуски и исполнял все его повеления". Знавший Ленина и Крупскую социал-демократ Соломон вспоминал, что они "очень, но тщетно хотели иметь ребенка" и искренне завидовали тем, у кого были дети. Почему Владимир Ульянов стал Лениным? У Ленина было 148 различных псевдонимов. Семья с такой фамилией проживала в Петербурге. Владимир Ульянов был знаком с ее членами. В 1900 году один из братьев, С. Ленин, когда возникло подозрение, что власти откажут в выдаче Ульянову заграничного паспорта, передал ему паспорт своего смертельно больного отца Н.

Ленина, исправив в нем дату рождения. В тот момент этот паспорт Владимиру Ильичу не понадобился. Однако есть данные, что он передал документ владельцу типографии, печатавшей журнал "Заря", в ответ на просьбу доказать, что он действительно является Лениным.

Примером тому является соперничество Крупской с Инессой Арманд, которую принято считать любовницей Ленина, покусившейся не только на постель вождя революции, но и на его сердце. Однако, битву за Ленина красавица Арманд проиграла.

Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников. Поговаривают, что другими глазами Ленина взглянул на Крупскую после того, как она фактически выходила его, когда будущий вождь пролетариата подхватил острое воспаление легких. В итоге они стали мужем и женой, и в этом браке роли супругов были четко распределены. Ленин вел революционную борьбу, так сказать, на передовой. А Крупская надежно охраняла его тылы, делая всю черновую работу.

Вела не только хозяйства, но и была незаменимой помощницей в его делах. Только Надежда Константиновна знала, насколько Владимир Ильич был малоприспособленным в бытовом плане. Поэтому когда Ильича отправили в ссылку в Шушенское в студёной Енисейской губернии, а Крупскую — в Башкирию с вполне мягким климатом, она немедленно подала прошение о переводе ее к мужу. Правда, там чуть было все не испортил местный полицмейстер. Тамошний «анискин» узнал, что пара ссыльных живет вместе не венчано, и поставил условие — или идете в церковь, или жить вместе не будете.

Вот так глубоко убежденные атеисты Ленина и Крупская были вынуждены пройти обряд венчания.

Когда Надежда Крупская в очередной раз попыталась «наехать» на вождя всех народов, тот ей сказал в лицо: «Если что, мы подыщем товарищу Ленину другую вдову…» Ну, кого, кроме Инессы Арманд, он мог иметь в виду?.. Только ли ради сомнительных идей философии марксизма или же в нем играло честолюбие мужчины, готового показать своим женщинам: я лучше и выше всех?.. Неудачливый адвокат Ульянов, решивший стать революционером, как известно, сначала по юношеской любви женился на Надежде Крупской. С миловидной Наденькой он встретился в 1893 году на нелегальной сходке подпольных революционеров. Потом они оба по очереди немного посидели в уютной царской тюрьме, а в ссылке — в селе Шушенское, в 1898-м — обвенчались. Жили в мире и любви. Она прекрасно танцевала и пела, знала несколько языков, сводила с ума поклонников. Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году. Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков.

И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело — социал-демократия… Инессу влекла революция — как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой — одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции: «После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой». Ильин — это один из псевдонимов Ульянова-Ленина. Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой. В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака! Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели — революции!

53 необычных факта о Ленине: Все не знает даже историк

И Ленин и Крупская испытывали огромное желание иметь детей, однако этого, как известно, не произошло. Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. Надежда Крупская была не просто женой и помощницей Ленина, но человеком, от которого многое зависело в большевистской партии.

«Если придут жандармы, революционеры могли вылезти через окно»

  • Уникальные цветные фото Ленина и Крупской показали их реальные лица -
  • Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина?
  • Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
  • 6.7.2. Почему Крупская не Ульянова и не Ленина?. Российская история в лицах

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий