Новости история масленицы в россии

Расскажем историю происхождения Масленицы и узнаем традиции празднования ее в России. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо». Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. О том, что на неделю можно забыть про диету и объедаться блинами, помнят все.

Масленница. История праздника и традиции.

Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь.
Масленица: истоки и символика праздника — Жизнь на DTF рассказывает, какого числа Масленица в 2024 году, что значит каждый день блинной недели, какие есть приметы и традиции.
Масленица 2023: когда праздновать самые вкусные и проверенные рецепты блинов В России Масленица в 2024 году отмечается с 11 по 17 марта.
Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования Один из древнейших славянских праздников – Масленица – в 2023 году будет отмечаться в России с 20 по 26 февраля.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие».

Масленица на Руси: история и традиции

Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю. Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л.

Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.

Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.

Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы.

Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой.

Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры.

Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин.

Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его.

Сюжетом для них служила сама Масленица, часто в представление включались какие-то реальные местные события. Основным угощением и символом Масленицы являются блины. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Ели блины со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица". Каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать.

Понедельник - "встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями. Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Среда - "лакомка".

Масленая неделя 2023Вся неделя делится на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица.

Узкая Масленица - это первые три дня: понедельник, вторник и среда, когда еще можно было заниматься хозяйственными работами. Широкая Масленица - это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье, когда важно всецело предаться веселью и забавам. В народе каждый день Масленицы имел свое название, смысл и традиции. Понедельник - встреча МасленицыНачало узкой Масленицы. К этому дню сооружали снежные крепости, вешали качели, достраивали балаганы. Из соломы и старой одежды мастерили чучело Масленицы. Хозяюшки начинали печь блины. Первый блин обязательно отдавали малоимущим или нищим на помин усопших родственников. Второй частью испеченных блинов угощали родственников, когда те приходили обсудить детали празднования Масленицы.

Вторник - ЗаигрышВ этот день происходили смотрины невест. Отсюда и название - заигрывание невесты и жениха. Если сватовство проходило удачно, то свадьбу молодых намечали на Красную горку после Пасхи. Среда - Лакомка, или Тещины блиныВ последний день узкой Масленицы зять приходил к теще на блины. Пожалуй, это самая известная масленичная традиция. Чем щедрее, богаче стол и разнообразнее начинки блинов, тем большее расположение теща высказывала зятю. Четверг - РазгулВ свои права вступает широкая Масленица, вовлекая всех в шумные народные гулянья и потехи. Тут и катания на санях, и кулачные бои, и перетягивание каната, и залезания на ледяной столб за призами. Вокруг пляшут скоморохи и ряженые.

Главное действие четверга - штурм и захват снежного городка или крепости. Люди выплескивали всю энергию, накопленную за зиму. На центральной площадке, где проходили гулянья, на высоком шесте устанавливалось чучело Масленицы-зимы, которая уже никак не могла помешать людям веселиться. Гулянья на Разгул продолжались до глубокой ночи и заканчивались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. В некоторых областях было принято колядовать в четверг.

Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом.

Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи. Когда Православие прочно укрепилось на нашей земле, старинная, еще языческая традиция есть блины и так праздновать пришествие весны, наложилась на сугубо церковную традицию всю Сырную неделю — неделю перед Великим постом — не есть мяса, но есть молочные продукты. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. Огонь с древних времен привлекал людей, а сожжение чучела было обрядом, связанным с проводами зимы и встречей весны, солнца.

Масленица: история, традиции и обычаи

Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами. Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов.

Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища.

Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы". Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве.

Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади. Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда.

Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек.

Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики очевидно, ученики навигацкой школы. Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море.

Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль". Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей.

Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями.

Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком. А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась.

Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф.

Волков, стихи и тексты для хоров писали М. Херасков и А. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.

Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу.

Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант.

За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым".

История Масленицы Масленица — языческий праздник у восточных славян, который символизировал переход зимы в весну. У западных и южных славян Масленице соответствовал польский Запуст и болгарский Кукер.

Во время гуляний люди совершали ритуалы, которые, как они верили, способствовали «смерти» зимы и помогали богатому урожаю. Со временем традиции видоизменились и превратились в массовые гуляния. На Масленицу строили горки катки , катались на лошадях, сооружали снежные городки. Молодым парням и девушкам разрешалось вести себя чуть свободнее — исполнять любовные песни, гулять.

Масленицей также называли чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В первые дни праздника его «встречали», катались с ним на санях, задабривали, а в последний день — сжигали на костре и хоронили. Иногда пепел закапывали на полях — это сулило богатый урожай. Традиционное блюдо Масленицы — блины.

Изначально их готовили как ритуальное блюдо на поминки, а позже стали печь на Масленицу как символ солнца. Блинов должно быть много, чтобы и соседей накормить, и в костер пару штук бросить. И обязательно угощение делали с маслом. Есть версия, что от этого и пошло название праздника.

Самый разгульный и веселый день Масленицы — воскресенье. Именно тогда проходили главные торжества, а по дворам в деревнях ходили ряженые» — они исполняли песни или частушки и требовали угощений. Когда на Руси укоренилось христианство, языческие традиции были ещё сильны, поэтому церковь переосмыслила Масленицу.

Какими физическими качествами нужно обладать? И возможно ли подготовиться к взбиранию на столб? Спойлер: можно». Сначала разберём стили покорения столба, самый распространённый — «гусеница». Его особенность в том, что человек обхватывает ствол дерева ногами и руками одновременно. Скрещивая ноги, он удерживает себя на бревне, а руками подтягивает тело вверх, потом к рукам приближает ноги и так постепенно поднимается к вершине. Со стороны похоже на движение гусеницы.

Для освоения этого стиля нужно укрепить несколько мышечных групп. Для подъёма наверх — руки: трицепс, бицепс, плечи, трапецию и мышцы спины. Важно выполнять упражнения в статодинамической форме, чтобы сформировались необходимые мышечные волокна, способные выполнять необходимую нагрузку и удерживать человека, обхватившего столб. Для фиксации на столбе необходима гибкость в тазобедренном суставе, с возможностью обхватить столб ногами, скрестить их и плотно прижаться к поверхности. Если у вас лишний вес и выпирающий живот, выполнить эту задачу будет сложно, но возможно, если заранее начать подготовку. Тренировки Лучше проводить не менее четырёх тренировок в неделю, разделяя упражнения по группам мышц. Например, понедельник и четверг сделать днями рук и спины: негативные подтягивания на перекладине — лучше на гравитоне или с помощью резинок, сохраняя как можно более длительное опускание в нижнюю точку; подъём гантелей через стороны, с удержанием 3-5 секунд в высшей точке; подъём гантелей или штанги стоя на бицепс; обратные отжимания от скамьи или отжимания с узкой постановкой рук. Ключевая задача — удерживать максимальную амплитуду с сохранением техники выполнения упражнения, задерживаясь на 3-5 секунд в крайних точках. Глубокие приседания со штангой или гантелями; выпады вперёд, назад и в стороны чередование ; отжимания на брусьях или от пола и разводка гантелей лёжа; планка на прямых руках или на локтях. Если вы можете подтянуться 8-10 раз на перекладине и у вас нет лишнего веса, при грамотном подходе через 3-4 недели регулярных тренировок вы сможете подготовиться к подъёму на столб.

Также есть несколько практических рекомендаций, которые помогут взобраться наверх: Минимум одежды в ключевых местах соприкосновения со столбом. Ноги и руки должны быть свободны от ткани, потому что она скользит.

Масленичная неделя 2 Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших. Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством.

Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба. Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей.

Масленица началась: откуда появилась традиция есть блины всю неделю?

Масленица: история, традиции, обряды, даты праздника Масленица пришла в Россию из глубины веков, еще с дохристианских времен.
История и традиции празднования Масленицы в России Масленица — начало масленичной недели в России.

Масленица в 2022 году: история и традиции праздника

История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Письменные источники не упоминают о Масленице в России до XVI в., когда описание традиции впервые появляется в записках побывавших в Москве дипломатов и путешественников. В России довольно крепки традиции Масленицы, и сейчас мы едим блины, в целом похожие на те, что ели еще в XIX веке. История Масленицы объясняет такое причудливое сочетание. Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы.

Масленица на Руси: история и традиции

Как появился праздник Масленица Масленичная неделя передует Великому посту, поэтому в этот период для верующих христиан существуют ограничения в еде.
Поговорим о масленице Когда проходит Масленица Как отмечать праздник в наши дни Почему Масленица так называется История торжества Масленичная неделя Традиции праздника.

Масленица в России: история и традиции праздничной недели

ряженым или чучелом («Масленица», «Карнавал» и т. п.), уничтожаемым (чаще всего сжигаемом на костре) в конце М. Часто процессия имела характер масленичного поезда, причём у русских экипажам могла придаваться форма кораблей (традиция, возможно, восходящая к. Масленица — один из самых любимых праздников в России. В этой статье вы узнаете, когда празднуют масленицу, какие существуют традиции и обычаи, а также мы поделимся классным рецептом блинного торта. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья.

Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы

Само название Масленица — это народное название Сырной седмицы, последней недели перед Великим постом. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь. В 2024 году масленичная неделя продлится с 11 по 17 марта. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста.

Масленица — почему так называется?

Название «Масленица» к Православию, конечно, не имеет отношения. Это народное название Сырной или Мясопустной недели, которая предшествует ежегодному Великому посту, который в свою очередь готовит верующих к Пасхе. Слово «Масленица» говорит нам о том, что в эту неделю принято употреблять в пищу масло, молоко, молочные продукты, яйца. Мясо в этот период уже исключается из рациона православного человека. Масленица — почему именно блины?

Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом.

Блины: откуда пришла традиция печь блины Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение.

Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии. Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях. Празднование и народные гулянья Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы.

Остальными испеченными блинчиками следовало угостить пришедших в гости родственников, а за едой обсудить готовящееся празднование Масленицы и предстоящее сватовство. Вторник — Заигрыш Второй день Масленой недели всецело отводился сватовству и смотринам невест. Отсюда и пошло название — девушки заигрывали с парнями.

Молодые люди на Руси ходили по домам и выбирали невест. Девушки же проводили ритуалы на привлечение суженого. Если все складывалось удачно, свадьбу назначали на Красную горку, сразу после Пасхи. Среда — Лакомка или Тещины блины Третий день Масленой недели — самый разгар праздника. Хозяйки пекут блины. По традиции в среду зятья навещали тещ. Те встречали молодых стопкой свежевыпеченных блинчиков, щедро политых сливочным маслом.

По количеству угощения на столе можно было судить о том, какое отношение к себе снискал зять за прошедший год. Четверг — Разгуляй Начало Широкой Масленицы. Блины текли рекой. Отовсюду слышались музыка и смех: народ выходил участвовать в потехах и гуляньях. В центре устанавливали на шесте чучело Масленицы. Девушки водили хороводы и качались на качелях, а юноши состязались в силе и ловкости — перетягивании каната, кулачных боях, залезании на ледяной столб и, конечно, же захват и оборона снежной крепости. На улицах пели скоморохи, гуляли ряженые.

Празднование продолжалось до вечера и завершалось прыжками через костер. Пятница — Тещины вечерки В отличие от среды, когда тещи ждали на блины зятьев, в этот день с ответным визитом к молодым приходили родители. Блины на угощение пекла дочь, а ее супруг всячески выказывал гостям свое уважение. Суббота — Золовкины посиделки Молодые замужние женщины приглашали в гости сестер мужа и незамужних подруг. Хозяйка дарила девушкам подарки и угощала блинами. Собравшиеся устраивали гадания на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Последний день Масленой недели и завершение развлечений.

В этот день на самом высоком холме сжигают чучело Масленицы и ходят на кладбище, чтобы помянуть умерших родственников. Воскресенье отведено всепрощению. Люди просят друг у друга прощения и сами забывают обиды прошлого. По традиции, встретившись, люди говорили друг другу: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит». Делается это, чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей. История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры.

Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном. После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искреннее радовались потеплению и ждали, когда скотина сможет наесться зеленой травы, а на столе снова в достатке появится еда. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники.

Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут.

Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования

Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо». Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю. Из документов Главархива можно узнать о малоизвестных страницах истории проведения этого зимнего праздника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий