По Эпиктету, чтобы стать добродетельным? У Эпикета нашла завершение римско-стоическая тенденция сведения философии к этике. Три вещи необходимы по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).
«Это не в моей власти». Как правильно быть стоиком
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. Эпиктет о добродетельном человеке: «Добродетельный человек ни сам не спорит ни с кем, ни, но возможности, другому не даёт спорить. По учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать и укреплять свою волю и разум.
Горелов Алексеевич: Основы философии
Секст Эмпирик | Эпиктет полагал, что обращение к добродетелям ведет нас долгим путем совершенствования собственного нрава и подготовит к служению тому, что они называли человеческим космополисом. |
Вы точно человек? | Цель учебы у Эпиктета — стать неподвластным препятствиям и печалям; невозму%. |
Стоицизм: главные принципы | Три вещи необходимы по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). |
17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски
Каждый, кто терял любимых и родных, понимает, о чем говорит Эпиктет. Когда римские военачальники праздновали свои военные триумфы в Вечном городе, кто-нибудь время от времени шептал им на ухо: «Memento quod est homo» «Помни, что ты только человек». И мы тоже должны помнить об этом в нашей жизни и в наших отношениях с близкими людьми. Всегда делайте оговорку. Если ты отправляешься помыться, представь себе происходящее в бане — там люди брызгают на соседей водой, толкаются, бранятся, крадут друг у друга.
Вот так с большей для себя безопасностью ты возьмешься за это дело, если тотчас скажешь самому себе: "Я хочу помыться и при этом сохранить свое естественное намерение [следовать своей природе, применяя разум к социальной жизни]". И точно так же в каждом деле. Ведь таким образом, если что-то помешает тебе помыться, у тебя будет наготове сказать: "Я хотел не только помыться, но и сохранить мое естественное намерение. Но я не смогу сохранить его, если стану негодовать на происходящее"».
Действительно, многие люди негодуют на происходящее, если оно даже незначительным образом отличается от их мысленных представлений. Они считают, что плохое может происходить только с другими людьми возможно, потому, что они это заслужили , а у них все должно быть так, как они задумали. Но стоики советуют нам во всех начинаниях помнить делать оговорку : мы полагаем, а жизнь располагает. Или, скажем, вы хотите пойти в кино, насладиться фильмом и чтобы при этом зрители на соседних креслах не светили вам в глаза своими смартфонами, потому им нужно срочно прочитать чье-то сообщение.
Эти светящиеся экраны раньше жутко раздражали меня, и я ввязывался с такими людьми в острые перепалки, которые, конечно же, ни к чему не приводили. Сегодня в подобных ситуациях я применяю два стоических принципа, о которых уже говорил: во-первых, я вспоминаю о дихотомии контроля. Решение пойти в кино всецело зависит от меня в конце концов, я могу посмотреть фильм дома или заняться чем-то совсем другим , так же как и моя реакция на поведение посторонних людей. И хотя не в моей власти управлять чужим поведением, я могу повлиять на него: например, вежливо объяснить беспокойным зрителям неприемлемость их поведения или пойти к директору кинотеатра и опять же спокойно и вежливо пожаловаться на ситуацию, поскольку обязанность администрации — обеспечить условия, при которых люди, купившие билеты, получат приятный опыт во время просмотра фильма.
Во-вторых, еще раз повторю что Эпиктет не советовал нам пассивно принимать чужое хамство, а скорее напоминать себе: мы можем поставить перед собой определенную цель, «но быть готовыми к тому, что все пойдет не так, как мы хотели. В этом случае у нас есть выбор: либо начать негодовать и тем самым ухудшить ситуацию, либо вспомнить о нашей главной задаче: быть порядочным человеком, который всегда сохраняет свою целостность и воздерживается от недобродетельных поступков например, не отвечает оскорбительным поведением на неприемлемые поступки другого человека. Как я могу применить добродетель здесь и сейчас? Если ты увидишь красивого юношу или девушку, ты обретешь способность воздержания.
Если будет предложен труд [или боль], ты обретешь выдержку, а если подвергнешься поношению, обретешь терпение. И тебя, обретающего такую привычку, не увлекут за собой твои фантазии [со временем ты обретешь уверенность, что нет такого случая, достойно вынести который у тебя нет нравственных сил]». Я считаю этот отрывок одним из самых мощных и вдохновляющих в стоической литературе. Бывший раб Эпиктет, страдающий хромотой, советует нам использовать любую трудную ситуацию для упражнения в добродетели, чтобы самосовершенствоваться и стать лучшим человеком.
Согласно учению стоиков, каждый жизненный вызов — прекрасная возможность поработать над собой, и Эпиктет указывает, как искушения или трудности способствуют укреплению определенной добродетели. Например, когда вы видите привлекательного человека, то учитесь сдерживать свою плотскую страсть конечно, это не касается случаев, когда ваша страсть взаимна и не причиняет страданий другим людям. Так вы учитесь лучше контролировать себя и постепенно меняете свое мышление настолько, что попросту перестаете испытывать искушение. Остановитесь и сделайте глубокий вдох.
Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся прежде всего не дать увлечь себя собственным представлениям. Ты легко справишься с собой, лишь только получишь время на передышку». Как мы уже знаем, стоики призывали воспринимать оскорбления так, как если бы вы были камнем.
Вы когда-нибудь пробовали оскорбить камень? Некоторые советовали реагировать на них с чувством юмора. И это возможно, надо лишь научиться сдерживать импульсивные и инстинктивные реакции в потенциально проблематичных ситуациях. А еще овладеть искусством рационально исследовать наши первоначальные впечатления — негативные, например оскорбления, или позитивные такие как плотская страсть.
Однако для этого нужно перейти из возбужденного в другое, особое состояние. Как его достичь? Прежде всего следует остановиться, сделать глубокий вдох, может быть, прогуляться вокруг квартала и только потом бесстрастно спокойно и невозмутимо, а неравнодушно обдумать произошедшее. Это очень простой совет, следовать которому подчас невероятно сложно, но очень-очень важно.
Эпиктет — это даже не имя, а прозвище раба, означающее «приобретённый». Он родился рабом в Гиераполе Иераполис в 50 году нашей эры и прислуживал в богатом доме. Идеями стоицизма проникся на лекциях философа Музония Руфа , бывать на которых ему позволил его хозяин Эпафродит. Каковы обстоятельства, при которых Эпиктет получил свободу, неизвестно, но после рабства он более двух десятилетий преподавал философию в Риме, пока все философы-стоики не покинули Вечный город из-за преследований, начавшихся по приказу Домициана. Как и Сократ , Эпиктет никогда ничего не записывал, поэтому его учения дошли до нас во многом благодаря его ученику Флавию Арриану , издавшему «Беседы Эпиктета» в 8 книгах. Эпиктет оставил неизгладимое впечатление на многих императоров, военачальников и философов, включая Марка Аврелия.
Даже сегодня его труды занимают видное место в книгах, например, Тома Вулфа «Мужчина в полный рост». Шарон Лебелл так же представила современную интерпретацию учений Эпиктета в книге «Искусство жизни: классическое руководство по добродетели, счастью и эффективности». Делимся несколькими почерпнутыми из неё мудростями. Обвинения Кто посвящает жизнь мудрости, тот понимает, что побуждение обвинять кого-либо или что-либо — глупо. Потому что нет ничего, что можно было бы получить, обвиняя кого-то другого или себя.
Поскольку наша задача — почерпнуть что-то полезное, а не устанавливать авторство, то данный факт не особо значим. Обратитесь к тексту римского философа Эпиктета и его мнению о том, что «Зависть — враг счастливых». Вероятно, почти каждый человек периодически чувствует зависть.
Всем нам известно, что данное чувство разрушительно влияет на нашу жизнь. От зависти понижается самооценка, портится настроение и ухудшается самочувствие. Учитесь не испытывать зависть, а радоваться успехам других людей, учитесь находить в их достижениях вдохновение для себя. Это окажется немного полезнее и приятнее для самого себя. Не стоит преуменьшать счастье другого человека, а займитесь приумножением своего. Если откажешься есть то, что дали, то значит, тебе остается голодать. В данный перечень даже стоит добавить добродетели, для достижения которых не прикладывают никаких усилий. К примеру, если по своей природе человек никогда не испытывает зависть, то, как мы предполагаем, это нельзя отнести к его достижению.
Три темы Эпиктет сосредоточился на обучении своих учеников тому, как вести идеальную стоическую жизнь. Его учения по логике, натурфилософии и этике не сильно отличались от первоначальных идей, изложенных почти четыреста лет назад Зеноном из Цития и Хрисиппом, основателями школы стоиков, но Эпиктет разработал новую систему обучения практике стоицизма. Как и все эллинистические философы, он рассматривал моральную философию как средство обучения людей тому, как вести лучшую жизнь и достигать эвдемонии «счастья» или «процветающей жизни». Для стоиков это означало жизнь, движимую добродетелью. С этой целью Эпиктет выделил три Topoi темы , на которых стоику следует сосредоточиться, чтобы достичь счастья. Первая, «Дисциплина желания», была исследованием желания и осознанием того, что истинно рациональное существо желает только добра, добродетели и действий, мотивированных добродетелью. Человек, ограничивающий свое стремление к добродетели, никогда не может быть остановлен, разочарован или разочарован. Вторая тема, «Дисциплина действий», включала в себя выполнение действий, соответствующих положению человека в семье, обществе и мире, для выполнения роли рационального, общительного существа. По словам Эпиктета, наши действия должны быть мотивированы конкретными обязательствами, которые у нас есть в силу того, кто мы есть, наших естественных отношений с другими и того, какую роль мы взяли на себя в наших отношениях с более широким сообществом. Мы не должны выполнять действия, которые разрушают или наносят ущерб этим ролям; другими словами, мы не должны действовать небрежно или поддаваться порывам насилия, гнева или ревности.
Третья тема, «Дисциплина согласия», включала в себя научиться оценивать ситуацию, прежде чем на нее реагировать, и выбирать соответствующий ответ. Стоики учили, что в каждой ситуации мы получаем первоначальное «впечатление» о том, что происходит вокруг нас, и что затем мы должны применять суждение и интерпретацию, чтобы по-настоящему понять его значение. Эпиктет подчеркивал, что мы должны сначала понять обстоятельства, прежде чем мы сможем судить, желательно оно или нет, и принять решение о соответствующем действии. Что в нашей власти Эпиктет подчеркивал, что есть два типа обстоятельств; те, которые мы можем изменить, и те, которые не в наших силах изменить. У нас есть возможность изменить свое отношение и наши действия в ответ на ситуацию, но у нас может не быть силы изменить сами события. Эпиктет учил, что человека следует заботить только о том, что он может изменить. Чтобы достичь эвдемонии, или счастья, человек должен научиться принимать судьбу. Бог и божественная воля Эпиктет придерживался ортодоксальной стоической точки зрения, согласно которой все во вселенной управляется божественной волей, и в своих беседах часто упоминал богов и Зевса. Он часто призывал своих учеников «жить согласно природе», имея в виду, что они должны стремиться жить согласно божественной воле и принимать судьбу как предначертанную Богом. В то время как ранние стоики много говорили о стремлении к совершенству, Эпиктет делал упор на самопознание и поддержание нравственных качеств человека как на пути к счастливой жизни.
Глава 7. Философия Древнего рима
Вы когда-нибудь пробовали оскорбить камень? Некоторые советовали реагировать на них с чувством юмора. И это возможно, надо лишь научиться сдерживать импульсивные и инстинктивные реакции в потенциально проблематичных ситуациях. А еще овладеть искусством рационально исследовать наши первоначальные впечатления — негативные, например оскорбления, или позитивные такие как плотская страсть. Однако для этого нужно перейти из возбужденного в другое, особое состояние. Как его достичь?
Прежде всего следует остановиться, сделать глубокий вдох, может быть, прогуляться вокруг квартала и только потом бесстрастно спокойно и невозмутимо, а неравнодушно обдумать произошедшее. Это очень простой совет, следовать которому подчас невероятно сложно, но очень-очень важно. Начните применять его в жизни, и вы немедленно увидите значительные улучшения. Другие люди тоже их увидят и будут говорить вам об этом. Я уже потерял счет ситуациям, когда соблюдение этого правила помогло мне избежать конфликта и сохранить хорошее настроение себе и другим.
Смотрите на ситуацию со стороны. Знай, что, когда будет разбит и твой кубок, тебе следует поступить точно так же, как когда разбился кубок соседа. Перенеси это и на вещи более значительные. Умер чей-то ребенок или жена? Всякий скажет, что такое свойственно людям.
Но когда у кого-нибудь самого кто-то умрет, он тотчас кричит: "Увы, я несчастный! Это очень интересное духовное упражнение: Эпиктет напоминает нам, как по-разному мы относимся к одному и тому же событию, когда оно происходит с другими людьми и когда затрагивает непосредственно нас. Естественно, гораздо легче сохранять невозмутимость еще раз прошу не путать ее с эмоциональным равнодушием , когда мелкие или большие несчастья происходят с соседом. Но почему? Что заставляет нас думать, будто мы — любимчики Вселенной, которые ограждены от всех невзгод?
Предположим, мы сумеем принять и даже усвоить а это гораздо сложнее , что мы ничем не отличаемся от остальных жителей планеты и, следовательно, должны одинаково воспринимать происходящее с другими людьми и нами самими. Но тогда получается, что правильное отношение в подобных ситуациях — не невозмутимость, а, наоборот, способность сопереживать и сострадать другим людям, как самому себе. У стоиков есть два ответа на этот аргумент: один основан на эмпирическом факте, другой — на философских принципах. Эмпирический аргумент состоит в том, что люди физиологически неспособны на такую степень эмпатии. Если мы будем горевать по каждому умершему человеку на Земле так же, как горюем из-за смерти любимых и близких людей, мы попросту не выживем.
Философский аргумент состоит в том, что мы гораздо ближе к истине, когда говорим другим людям «Я искренне сожалею, но такова жизнь», чем когда начинаем жаловаться на несправедливость судьбы. Расстраиваться из-за несчастных случаев, травм, болезней и смерти тех, кто нам дорог, вполне естественно конечно, соизмеримо тяжести случившегося: разбить кубок и потерять жену — вовсе не одно и то же! Но мы можем найти утешение в понимании того, что такие несчастья неизбежны, они в порядке вещей. У Вселенной нет любимчиков. Я нашел обе интерпретации этого принципа весьма полезными в жизни.
Например, стал спокойнее относиться к чувствам окружающих меня людей, когда они слишком остро реагируют на свои несчастья. В то же время я помню слова Эпиктета о том, что мы склонны реагировать иначе, когда подобные вещи случаются с нами. Поэтому, когда наступает мой черед принять удар, я мгновенно напоминаю себе, что подобное происходило практически со всеми, кого я знаю, так что я не исключение. Лучше говорить мало, но по существу. В противном случае веди немногословную речь о необходимом.
Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, конных ристаниях, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их. Давайте остановимся на этом подробнее. Сплетни появились в человеческом обществе, вероятно, как способ «сбора информации» о членах своего племени, что очень полезно, когда ваше выживание зависит от надежности окружающих нас людей. Да и в наши дни нам необходимо получать подробную информацию о людях, с которыми мы взаимодействуем: так легче решить, можем ли мы положиться на них как на спутников жизни, друзей, деловых партнеров, коллег и так далее.
Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир. Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений.
Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии.
Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Требуется ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Марк Аврелий 121 — 180 гг.
Лучи его благой мудрости отражаются в разуме человека. Ни в коем случае. Ум, знание, разум правильный». И потому истинное назначение человека в том, чтобы развивать в себе это божественное начало — логос, исполнять волю бога, умножать его славу. О человеческой природе Человеческий дух, по Эпиктету, родствен божеству, человек — это «сын Зевса», отсюда вложено в него сознание нравственного долга, мирового гражданства, братской любви. Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи и праха, оно подвластно внешней необходимости; душа же свободна и подвластна лишь Богу.
О добродетельной жизни Добродетельная жизнь есть совершенное осуществление человеческой природы. Совершенно по природе то, что соответствует своему назначению. А что значит разумно? Согласно с природой и совершенным образом». Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, — надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Эпиктета, «главное — иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной». О философии и философах По Эпиктету, человеческие существа — единственные в мире, обладающие логосом, задающим цель жизни — обретение добродетели, согласной с разумом.
Эпиктет и его философия
Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика».
Важно понимать, что добродетельность — это постоянный процесс самосовершенствования, который требует постоянного усилия и самоконтроля. Добродетельность не является неким окончательным состоянием или целью, но скорее постоянным усилием стремиться к возвышенным качествам и идеалам. Основные принципы постижения добродетельности 1. Разумное мышление: Добродетель начинается с нашего внутреннего мира и осознания наших мыслей и убеждений.
Важно развивать разумное мышление, осознавать свои мысли, анализировать их и принимать решения на основе здравого смысла. Самоконтроль: Добродетель требует самодисциплины и умения контролировать свои эмоции и поступки. Мы должны быть готовы отказаться от негативных привычек и отдавать предпочтение тем поступкам, которые соответствуют нашим ценностям. Самопознание: Чтобы стать добродетельными, нам необходимо понять свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Самопознание позволяет нам развить самоуважение и лучше понять наши цели и мотивы. Ответственность: Быть добродетельным означает принимать ответственность за свои поступки и последствия. Мы должны быть способными отвечать за свои решения и готовыми понести последствия своих действий. Практика: Добродетель требует систематической практики. Мы должны постоянно улучшать себя, развивать качества добродетели и применять их в повседневной жизни.
Постепенно добродетель становится нашей второй натурой и непременным атрибутом нашей личности. Следуя этим принципам, мы сможем постичь добродетель и привнести ее в свою жизнь. Добродетельность поможет нам стать более счастливыми, осознанными и успешными людьми. Советы по развитию добродетельности в повседневной жизни 1.
Научиться обращать внимание только на подконтрольное помогут регулярные упражнения для поиска баланса между усилиями, которые вы прилагаете к тому, что в зоне вашего влияния, а что нет. Когда вы ощутите сильное желание или отвращение к чему-то, попробуйте: Обратиться к источнику этого чувства со словами: «Ты всего лишь впечатление и можешь оказаться не тем, за что себя выдаешь.
Давай присмотримся пристальнее и разберемся, что есть что». Спросите себя, находится ли осуществление желания в вашей власти или нет. Если да, полностью сосредоточьтесь на нем. Если же нет, можете уделить ему внимание, но не стоит думать, будто желаемое ценно. Но твоя ценность как человека от таких вещей не зависит. Если они у тебя будут — прекрасно!
Если же нет, тоже отлично! Не продавай свою душу дешево, мой друг». Как контролировать импульсы: навык желать и отказываться от желаний Мы часто желаем внешних благ, над которыми не имеем никакого влияния. Куда лучше обратить внимание на вещи, которые мы можем контролировать, — наши взвешенные суждения. Сделать это помогут два шага стоической практики, которые также используются в современной когнитивно-поведенческой терапии: Принять взвешенное и разумное решение — когнитивный шаг. Реализовать изменения, чтобы выработать привычку к новому образу действий, — поведенческий шаг.
Когда вы сталкиваетесь с трудной задачей или попадаете в неприятную ситуацию, обдумывайте их, составляйте перечень сторон, которые вы можете контролировать и которые не можете. Посвятите внимание, время и силы пунктам первого списка: сторонам задачи или ситуации, которые вам подконтрольны. Насчет второго списка можете внушить себе мантру: его содержание — не ваше дело. Как поступать справедливо по отношению к людям: умение действовать в мире Главный источник благополучия — в полноценных связях с людьми. Навык действовать в мире ориентирован на то, чтобы должным образом поступать в отношении себя и окружающих. Чтобы развить привычку размышлять над тем, в чем мы преуспели, а что можем в себе улучшить, можно делать простое упражнение.
Найдите тихое место и поразмышляйте о том, что произошло за день. Попробуйте кратко описать самые значимые события дня и дать им объективный комментарий, непредвзято оценив свое поведение с этической точки зрения и рассуждая, какой урок можно извлечь. Можно записать мысли в философский дневник — многие стоики ведут его каждый вечер. Как сделать общение приятным и полезным Эпиктет делает акцент на том, что важно ценить общение с близкими и пресекать любые бессмысленные разговоры. Как это сделать: Не говорите много, особенно о себе. Вместо этого уделяйте время тому, чтобы слушать других.
Когда ведете беседу, старайтесь выражаться четко и кратко.
Переосмысливая его учения, мы можем найти основу для развития наших собственных добродетелей и стремиться к высшему самосовершенствованию. Саморазвитие через принятие судьбы Эпиктет, древнегреческий философ и сторонник стоицизма, утверждал, что основной принцип добродетельной жизни заключается в умении принять свою судьбу. В соответствии с его учениями, саморазвитие возможно только тогда, когда мы осознаем, что мы не можем контролировать некоторые внешние обстоятельства, но можем контролировать свои реакции и отношение к ним. Принятие судьбы означает взять на себя ответственность за свои действия и принимать то, что происходит вокруг нас с достоинством и мудростью.
Более того, это означает находить спокойствие и благополучие внутри себя, независимо от того, какие испытания и трудности приносит нам жизнь. Согласно учению Эпиктета, саморазвитие через принятие судьбы связано с постоянной работой над собой и своими мыслями. Он утверждал, что мы должны стремиться к освобождению от внутреннего страдания, переоценки и привязанности к материальным вещам и внешним условиям. Он призывал нас находить гармонию с собой и окружающим миром путем развития наших нравственных качеств, таких как мудрость, справедливость, сдержанность и смелость. Он считал, что эти добродетели помогут нам стать более мудрыми, сильными и счастливыми людьми.
Принятие судьбы включает в себя умение отпустить прошлое и будущее и насладиться настоящим моментом. Эпиктет призывал нас жить в настоящем и брать полное участие в каждом дне, качественно относясь к каждой задаче и отношению, которые мы встречаем. Саморазвитие через принятие судьбы помогает нам стать более гибкими и адаптивными, освобождаясь от страха и тревоги по поводу неизбежных изменений и неожиданностей. Оно развивает в нас уверенность в себе и способность принимать сложные решения с мудростью и рассудительностью. Воля к добру: основные черты характера Основные черты характера, связанные с волей к добру, включают в себя: Решительность.
Добродетельный человек всегда принимает решения и придерживается их, даже если это противоречит его личным интересам или популярным мнениям. Он умеет отстаивать свои убеждения и ставить добро выше собственных желаний.
Искусство жить по Эпиктету: о свободе, информации и традиционном мышлении
Эпиктет был незаурядным интерпретатором стоической этики, достойным признания за последовательность своей мысли и эффективность методов обучения. Так Эпиктет стал невольником-философом, а Мусоний Руф — его невольным учителем. Нашими гидами по стоицизму станут три его знаменитых лидера: Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека. Таким образом, по эпиктету, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать свою мудрость и доброту во всех сферах жизни. Согласно учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо обратить особое внимание на самоанализ и осознание своих недостатков.
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью. Стоики Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности — силой своего чувства и выразительностью поэзии, — и это объяснялось изменением социальных условий. Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность.
Иссякал психологический запас прочности, и начинали преобладать мотивы обреченности. Рассел писал, что в плохие времена философы придумывают утешения. Эта доктрина — героическая и в плохом мире полезная»[109]. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность.
Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон 106 — 43 до н.
Им разъяснены основные стоические понятия. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели»[111] то есть богатство, здоровье и т. Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор. Сенека Цицерон стоял у одра республики.
Будучи сенатором, он говорил с подданными, избравшими его, как государственный муж. Следующий известный стоик — Сенека ок. Он не мечтает о ее реставрации, смирился с ее гибелью и своей проповедью, не назидательной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет»[112].
Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий. Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме. Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но, если начать читать, попадаешь под обаяние стиля.
Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. Чтение их полезно и доставляет неизъяснимое духовное наслаждение. С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные части текста перемежаются с вполне заурядными.
У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адресату в разное время. Единство произведению придает цельность мировоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благородства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссионерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в философах Нового времени.
В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуальное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками.
И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»[114]. Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, то есть по природе.
Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»[116]. Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство. Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него.
Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель.
Он не только проповедовал принципы отказа от излишеств, но и сам жил согласно им. Современный стоицизм и популярность идей Эпиктета Падение Римской империи положило конец распространению идей стоиков. Но в эпоху Возрождения ситуация меняется и рождается неостоицизм.
С XX века и до сих пор идеи стоиков, и в частности Эпиктета, получают широкое распространение. Современные философы трансформируют идеи стоиков, направляя их на поиск радости жизни. Профессор философии Уильям Ирвин даже написал об этом книгу — «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века». Стоицизм стал настолько популярным, что с 2012 года ежегодно проводится так называемая Стоическая неделя. Участники этого мероприятия проводят эксперимент над собой.
Их задача — прожить семь дней по принципам стоиков. Марк Аврелий, император Рима и философ-стоик Светлый стоицизм Эпиктета, утверждающий внутреннюю свободу и жизнь в гармонии с природой, становится новым образом жизни для тех, кто устал от бесконечной гонки за успехом и роскошью. Он позволяет современному стоику с достоинством переносить удары судьбы, оставаясь свободным и сильным, но без лишнего трагизма. Стоики говорят, что самое важное для человека — это обретение внутренней гармонии. Но как ее обрести, если скоро сессия, а времени на подготовку катастрофически мало? Не переживайте, получите готовый ответ на экзамен с видео-саммари « Как понимать философию ».
Работы выполнены в срок. Компания ООО «Метапласт» ул. Восстания 100 Задача Организовать вытяжную вентиляцию от станков переработки сырья. Решение Спроектирован и установлен радиальный вентилятор. Произведена разводка воздуховодов до станков. Были проложены воздуховоды и укреплены проемы.
Задача была выполнена в срок. Баня "Распарье" Спроектировать систему вентиляции в банном комплексе.
Способность оценивать себя без предвзятости и искажений, исходящих от эмоций или влияния окружающих. Честность Готовность честно признавать свои ошибки, слабости и недостатки, не скрывая их от себя или от других. Саморефлексия Умение анализировать свои мысли, поступки и поведение, а также разбираться в своих эмоциях и мотивациях. Самокритичность Готовность критически оценивать себя и свои действия, искать ошибки и недостатки, и стремиться к их исправлению. Самоанализ Навык уметь систематически и всесторонне анализировать себя, задавать себе вопросы, искать ответы и извлекать уроки из опыта. Развитие этих качеств поможет нам стать более самостоятельными, ответственными и добродетельными людьми. Зная свои сильные и слабые стороны, мы можем работать над собой, улучшая свои навыки и отношения с другими. Самоанализ помогает нам расти и становиться лучше, а также достичь более гармоничного и счастливого здорового образа жизни.
Страница не найдена
Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия? Наука об умопостигаемом т. Учение о категориях: «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание». Наука о законах мышления — логики. Учение о материи и форме 5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе «общественное животное».
Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог. Другими словами бог — это совесть. Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.
Можно сказать, что философия не только появилась в Древней Греции, но и достигла там своей высшей точки. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, - это обсуждали проблемы, которые он поставил. Эпикур — эпикуреизм — стремление человека к счастью, удовольствию, но удовольствию естественному и необходимому лесть — неестественна и не удовлетворяет потребности. Понимал счастье как покой, отсутствие страданий, самодостаточность человека. Школа киников — ограничение своих потребностей, проповедовали не словами, а делами. Проповедовали натурализм природное — прекрасно, искусственное — безобразно. Аскетизм — ограничение чувственных желаний для достижения сосредоточенности духа.
Анархизм — уничтожение всякой государственной власти, создание государства, где индивиды сотрудничают как равные. Дополнительный материал. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета. Фалес 640-546 - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего.
Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Милетская школа Ионийская или милетская, по месту возникновения школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает.
Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса Слова - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса Ума , организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр 610 - ок. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен ум.
Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей. Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего Космоса , управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.
Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка Софисты Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др.
Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями. Академия Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет! Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве.
Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага. Перипатетики Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя.
Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю. Эпикурейцы Эпикур основал в Афинах в 306 г. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.
Стоицики Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего.
Научись спокойно относиться к смерти На такую рекомендацию напрашивается ответ «легко сказать», однако стоики считали эту цель вполне достижимой — все дело в практике и правильном мышлении. Если уже, я умираю, а если через некоторое время, сейчас я завтракаю, поскольку настал час завтрака, и вот тогда я умру» Эпиктет.
С точки зрения стоиков, мы боимся смерти потому, что плохо понимаем свою сущность, и в результате не можем избавиться от этого страха и стать по-настоящему свободными. Человек — живое существо в ряду других живых существ, и ему стоит относиться к себе соответствующим образом: «Право же, для чего родятся колосья? Не для того ли, чтобы и поспеть? Но вот они поспевают.
А не для того ли, чтобы и быть сжатыми? Во всем разобраться и со всем примириться нам поможет философия: «В этом-то и состоит ее главное предназначение — помочь нам глубже понять человеческую природу и показать, как лучше прожить жизнь, в том числе избавив нас от страха перед смертью. Даже противники стоиков, эпикурейцы, в этом соглашались с ними. Справься с гневом и беспокойством Конечно, стоическая философия не научит тому, как избавиться от всего, что нас злит и тревожит.
Эпиктет и ко снова предлагают менять взгляд на привычные предметы, анализировать происходящее и здраво оценивать то, на что невозможно повлиять. Украли кошелек — что поделать, не беда: вор сам себя наказал, ведь он, следовательно, бесчестный человек, а бедность лучше, чем отсутствие добродетели. Идея в том, что холодная логика всегда может победить гнев, который обычно быстро становится иррациональным, надо только стараться — и то же самое относится к беспокойству, которое почти всегда необоснованно и, главное, контрпродуктивно. Можно сколько угодно нервничать из-за неблагоприятных внешних обстоятельств, но это будет только отвлекать от главного — от «совершенствования своей личности и сохранения своей добродетели» Пильюччи.
Заботься о других Однако все эти разговоры о самосовершенствовании не должны уводить нас от главного: от заботы о других.
Люди ведут себя в соответствии с тем, какие они есть. Примите то, что происходит в действительности. Нас беспокоят не вещи, а наша интерпретация их значения. Не забывайте разделять сами события от своих интерпретаций. Свобода В конечном счёте нами управляет то, что даёт нам то, что мы ищем, или устраняет то, чего мы не хотим. Если это свобода, которую вы ищете, то не желайте и не избегайте ничего, что зависит от других, а иначе всегда будете беспомощным рабом. Большинство людей склонны обманывать себя, думая, что свобода приходит от того, чтобы чувствовать себя хорошо или от того, что способствует комфорту и лёгкости. Правда в том, что люди, подчиняющие разум своим сиюминутным чувствам, на самом деле рабы своих желаний и отвращений. Иллюстрация: Wikipedia.
Эпиктет изображён с костылём, так как философ хромал. По одной версии перелом ноги случился, когда его избил хозяин в припадке ярости.
Мы должны постоянно улучшать себя, развивать качества добродетели и применять их в повседневной жизни. Постепенно добродетель становится нашей второй натурой и непременным атрибутом нашей личности. Следуя этим принципам, мы сможем постичь добродетель и привнести ее в свою жизнь. Добродетельность поможет нам стать более счастливыми, осознанными и успешными людьми. Советы по развитию добродетельности в повседневной жизни 1.
Будьте внимательны к своим мыслям. Отслеживайте и анализируйте свои мысли, чтобы обнаружить любые негативные или эгоистичные установки. Старайтесь заменять их позитивными и более доброжелательными мыслями. Старайтесь быть вежливыми и уважительными в общении с другими людьми. Помните, что ваша речь должна быть не только правдивой, но и любезной. Избегайте грубых или оскорбительных высказываний и всегда помните о том, какие слова можете сказать, чтобы очаровать и поддержать других. Практикуйте эмпатию и сострадание.
Стремитесь понять чужие чувства и переживания. Постарайтесь поставить себя на место других людей и рассмотреть ситуацию с их точки зрения. Слушайте и поддерживайте людей, когда они нуждаются в вашей помощи или поддержке. Исключите эгоизм из своих поступков. Будьте готовы делать компромиссы и отказываться от личных интересов ради благополучия других.
Какие качества нужны, чтобы стать добродетельным — секреты по эпиктету
Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета? Что будем делать с полученным материалом. Нашими гидами по стоицизму станут три его знаменитых лидера: Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека. К изучению основ каждой добродетели, нужно добавлять практические упражнения [в применении этой добродетели], если мы действительно надеемся получить. Чтобы стать добродетельным, необходимо осознавать свои ошибки и быть готовыми к их исправлению. Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным.