Новости баядерка сюжет балета

Но последняя премьера в Красноярском театре оперы и балета – «Баядерка» Людвига Минкуса – напрочь разбила все стереотипы. Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка».

Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви

Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета "Сакунтала". Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет - это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета "Баядерка" поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей.

По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета "Баядерка".

Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки.

Резкий контраст бессюжетного блестящего дивертисмента и трагического танца со змеей усилил смысловую эмоциональность действия в целом. Убрав венчавший прежде балет «гнев богов», постановщики ввели мотив личной ответственности Солора.

Бесстрашный перед лицом врага воин решается теперь и на ослушание своему радже. После картины сна героя появилась небольшая картина самоубийства Солора. Увидев неземной рай, где среди небесных гурий царит любимая Никия, жизнь на этом свете становится для него невозможной.

В дальнейшем совершенство хореографической композиции «картины теней» потребовало не разрушать зрительное и эмоциональное впечатление неким реалистическим довеском. Ныне герой, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире теней и призраков. Такой романтический финал венчает спектакль, весьма привлекательный и в плане редкого мастерства сохраненной сценографии второй половины XIX века.

Всегда вызывают аплодисменты зрителей особая иллюзорность дворцовых покоев художник второй картины Константин Иванов и поражающие взгляд восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца художник третьей картины Петр Ламбин. Недаром с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике.

Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета — так называемый «Сон Солора» или картина «Тени». Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир.

Выдающийся хореограф и превосходный знаток классического балета Федор Лопухов попытался детально проанализировать хореографическую природу этого шедевра. Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения... Здесь разрабатываются и сталкиваются хореографические темы, в результате чего образуются новые.

Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью». От «Теней» Петипа прямой путь к знаменитым «абстрактным» композициям Джорджа Баланчина. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра.

В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». Лишь в 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными. За рубежом долго удовлетворялись одним актом «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах.

Конечно, в Нью-Йорке никто не помнил финальный акт в оригинале, даже соответствующая музыка была недоступна. Макарова соединила три первые картины в один акт, сократив дивертисмент картины праздника за счет изъятия характерных танцев. После неизменного акта теней исполнялся финальный акт со вновь сочиненной хореографией, дополненной танцем золотого божка из ленинградской постановки.

Несмотря на то что спектакль имел успех и Макарова перенесла свою постановку в театры различных стран, новая хореография в ней явно проигрывает старой. После гениальной романтической сцены следуют невыразительные танцы, по сути лишь иллюстрирующие сюжет. Более последователен был подлинный знаток классического наследия Петр Гусев.

В не обремененном балетными традициями Свердловске он в 1984 году попытался по памяти восстановить оригинальную «Баядерку» в четырех актах. Шедевр «Теней» подобно Гималаям высился над бледными равнинами остальных слагаемых спектакля. По существу новые «обновители» «Баядерки» должны решить для себя основной вопрос: что для них, а главное для зрителя, важнее — хореографическая гармония или дотошное разрешение сюжетных коллизий.

Небезынтересно решили в 2000 году эту проблему в петербургском Театре имени Мусоргского. Взяв без изменений редакцию 1948 года, постановщики художественный руководитель Николай Боярчиков добавили к ней не акт, а лишь небольшую картину. В ней в кратком виде происходит все, что было в финальном акте у Петипа.

После разрушения дворца спектакль завершается выразительной мизансценой: на тропе, по которой некогда шествовали тени, стоит одинокий Брамин, на вытянутых руках которого белоснежное головное покрывало Никии. Оно медленно взмывает вверх. Спектакль завершен.

На более ответственную задачу — реанимировать «Баядерку» 1900 года — решились в Мариинском театре. Оригинальную партитуру Минкуса обнаружили в музыкальной библиотеке театра.

Минкусом; своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствовала созданию яркого зрелищного спектакли. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. Таким образом, этот балет Петипа готовил вершинные достижения балетного театра ХIХ века — такие как «Спящая красавица», — в которых масштабность композиторского замысла, воплощенного симфоническими средствами, получила возможность осуществиться в близких формах «симфонического» же танца. Интересно сопоставить сценические судьбы двух спектаклей: счастливую — у «Баядерки» — и трудную —— у «Лебединого озера». Значимость постановки «Баядерки» как события художественного выявляется тогда особенно наглядно. К моменту постановки «Баядерки» Чайковский уже написал свой первый балет — «Лебединое озеро» 1876. Однако балетный театр не сразу осознал принципиальную новизну партитуры и не сразу нашел пути сценической реализации этой музыки.

Первая постановка «Лебединого озера», осуществленная В. Рейзингером на сцене московского Большого театра 1877 , удачей не стала. Провал балета, ставшего впоследствии одним из самых любимых и репертуарных, объяснялся в первую очередь тем, что поэтическое существо музыки не было понято и, само собою разумеется, не могло быть воплощено в танце. Между тем балетный театр уже располагал такими возможностями создавать обобщенно-образную поэтическую систему средствами танца — «Баядерка» была тому подтверждением. И хотя премьеру «Лебединого озера» Рейзингера 20 февраля 1877 года отделял от премьеры «Баядерки» 23 января того же года срок небольшой — эти спектакли разделяла пропасть в художественном отношении. Как это ни парадоксально, хореография Петипа в «Баядерке» выявила те возможности психологически насыщенного, структурно организованного танца, которые спустя 17 лет помогут Л. Иванову найти свой поэтический образ «грустящих лебедей». И действительно, сцена «Теней» в «»Баядерке» и «Лебединая картина» до сих пор остаются непревзойденными шедеврами по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л.

Иванова в «Лебедином озере». По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик. Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами.

Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли.

Этот спектакль подытожил находки и завоевания мирового балетного театра, стал этапным для целого периода в истории балета. Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце. Спектакль неоднократно ставился на сценах всего мира, но, тем не менее, он остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры — танцевальной и актерской. Литературными источниками «Баядерки» служат драма индийского классика Калидасы «Сакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка».

Кто такая баядерка?

  • Михайловский театр — Балет «Баядерка» — Купить билеты
  • Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
  • Либретто балета Баядерка
  • Большой театр Беларуси - Баядерка

Либретто балета Баядерка

Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. 14 декабря в Пермском театре оперы и балета состоялась знаковая премьера классической постановки легендарного балета Мариуса Петипа «Баядерка». Баядерка — последний балет легендарного балетмейстера и первый в ряду его шедевров. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. Балет «Баядерка» (1877) — один из шедевров Мариуса Петипа, без которого сегодня немыслим классический репертуар.

В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато

Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму. Он предлагает Никии бежать с ним. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой.

Солор уходит с охотниками. В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает ее замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, ее убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха.

Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть. В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов.

Из корзины поднимает голову змея и жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить ее вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют. Магдавая, стремясь развлечь предающегося отчаянию Солора, приглашает укротителей змей. Приходит Гамзатти, сопровождаемая прислужницами, и тот оживляется. Но на стене возникает тень плачущей Никии. Солор умоляет Гамзатти оставить его одного и курит опиум. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене.

Балет «Баядерка» называют мистическим и даже священным, подчеркнул Адександр Максов. С этим спектаклем очень много связано вещей символических», — пояснил он. В этом году отмечаются два крупных юбилея: 200-летие выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа и 80-летие Рудольфа Нуриева. В жизни последнего «Баядерка» сыграла далеко не последнюю роль. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь — 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. К сожалению, он был уже очень болен, ему специально оборудовали ложу в Опере Гарнье. Он полулежал, потому что уже трудно было сидеть, на груди у него блестел орден Почетного легиона — высшая награда Франции.

Я не балетоманка. Честно сказать, мало что понимаю в этих адажио, па — де-де и фуэте. Но я не пишу рецензию на постановку, а хочу поделиться своими яркими впечатлениями о посещении театра, о его внутреннем убранстве, о музыке, и конечно, о самом балете. Я чувствую, воспринимаю и наслаждаюсь этой музыкой и красивым зрелищем на сцене. Впечатления нереальные! Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире. Музыка Минкуса просто завораживает и не отпускает до самого конца балета. Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля.

На первый взгляд это может не бросаться в глаза, но не для пермяков, которые за последние годы устали от всевозможных современных интерпретаций — как в опере, так и в балете. Поэтому неудивительно, что данный акт многие восприняли как уступку той части поклонников музыкального театра, которая ценит не только безоглядное движение вперед, но и традицию. Не устану повторять, что противоречия между современными и классическими постановками по большей части являются искусственными. Негатив вызывает не современность как таковая, а то, что она вытесняет классику, тогда как они могут гармонично сосуществовать друг с другом. Скриншот tvkultura. В прошлом году её бурно представили в качестве примы-балерины Пермского театра, однако вместо запланированных четырех выступлений состоялось только одно. Пресс-служба театра, рекламировавшая свое бесценное приобретение, внезапно стала делать вид, что ничего не произошло. Без объяснения причин Осипова пропала из информационного пространства, что, конечно же, вызвало раздражение у публики. Но в этот раз балерина все-таки приехала, что можно расценивать как желание театра все-таки выполнить, пусть с запозданием, свои обещания. Будем надеяться, что Осипова посетит наш город еще как минимум дважды, что восстановит доверие зрителя к театральным обещаниям. Что же касается самого выступления, то оно было выше всяких похвал, выдающаяся артистка сумела продемонстрировать Перми свою великолепную технику, которой она радует Лондон. Подобные визиты играют важную роль в развитии Пермского музыкального театра, знакомя зрителя с лучшим, что есть в русском балете, способствуют совершенствованию местных артистов. Вместе с Осиповой в премьерном показе «Баядерки» приняли участия другие артисты мировой величины — это балерина Большого театра Мария Александрова и премьер того же заведения — Владислав Лантратов. Возможность Пермского театра приглашать артистов такой величины говорит о его высоком статусе, что также вселяет надежды на светлое будущее. Фотограф Салеева Лилия Стоит отметить, что и наши, пермские, артисты выглядели весьма достойно на уровне именитых коллег. Второй премьерный день открывала балерина Полина Булдакова, а финальный аккорд поставила солистка Дарья Тихонова. Безусловно, в техническом плане талантливых балерин из Москвы и Лондона обойти сложно, но наши артистки, которые, уверен, в будущем и физические свои возможности улучшат, брали за счет другого. И, на мой субъективный взгляд, в целом обошли их.

Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история

Баядерка (балет) Балет Баядерка «Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
«Баядерка» (1877) • Arzamas Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре.
Михайловский театр — Балет «Баядерка» — Купить билеты В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра.
Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку» Телеверсия новосибирского балета «Баядерка» выйдет 28 января на канале «Россия-Культура». | Читайте самые свежие и актуальные новости из рубрики Культура на Горсайте –

Как создавался балет

  • Балет «Баядерка» |
  • Баядерка — Википедия
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато. Новости. Первый канал
  • Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса
  • «Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)

Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»

Балету Мариуса Петипа «Баядерка» уже почти полтора века, а его сюжет довольно прост. Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. 28 января в 21:50 на канале "Россия – Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" – премьера телеверсии балета "Баядерка" в редакции Начо Дуато. В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. «Баядерка» (1877) — последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.

В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато

В его версии спектакля Баядерка стала более нежной и любящей, а финал еще трагичнее. В 1876 году знаменитого хореографа Мариуса Петипа привлекла идея балета «Баядерка». «Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.

Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»

Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты.

Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой.

Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку.

Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.

Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник.

Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии.

Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец.

Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба.

Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву.

Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета «Баядерка».

О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования.

Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров.

Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.

Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману. История создания Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите, взяв за основу драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу».

Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным. Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен. Он был лишь пятым в этой цепочке.

Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы. Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге.

В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики.

Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом.

Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат.

Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку.

Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины.

Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар.

Важно Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П.

А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось.

Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень.

Древняя Индия Начинается праздник поклонения огню. Факиры во главе с Магдавеей разжигают священный огонь.

Из Храма торжественно выходят Великий Брамин и жрецы. Храмовые танцовщицы — баядерки исполняют священные ритуалы. Среди них выделяется прекрасная Никия. Влюбленный в Никию Великий Брамин с восхищением любуется ее танцами.

Воспользовавшись моментом, когда все участники богослужения забылись в молитвенном экстазе, он признается Никии в своей любви, обещая бросить к ее ногам все богатства Индии. Баядерка с негодованием отвергает жреца и напоминает ему данном им обете безбрачия. Великий Брамин уязвлен и подавлен таким откровением баядерки. По его знаку все возвращаются в храм.

Знаменитый воин Солор просит Факира Магдавею передать Никии, что он придет к храму, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Баядерка выходит набрать воды из священного источника и встречается с Солором. Счастливый воин дает ей клятву и вечной любви. Факир охраняет их тайное свидание, но Брамину удается подслушать нежные беседы влюбленных.

Он негодует и клянется священным огнем, что жестоко отомстит сопернику. Вторая картина. Зал во дворце раджи Раджа объявляет о своем желании выдать замуж свою дочь — принцессу Гамзатти за храброго воина Солора. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты.

Для этого во дворец приглашают баядерок, среди которых Никия. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести стать супругом дочери раджи, но он любит Никию и дал ей клятву верности! С важным известием приходит во дворец Брамин.

По его просьбе раджа остается с ним наедине. Брамин сообщает радже о любви Солора к баядерке. Разгневанный раджа решает уничтожить баядерку. Брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев богов и настаивает на убийстве Солора.

Но раджа непреклонен. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор Брамина с отцом. Желая проверить услышанное, она посылает за Никией. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества.

Гамзатти намеренно показывает своего жениха Солора, проходящего за окнами дворца.

Андрис Лиепа неоднократно сам танцевал «Баядерку» на сценах знаменитых российских театров. Этот балет — уникальное явление в мире искусства. Его исполнение требует слаженной хореографии одновременно большого количества танцоров. Лиепа изменил структуру балета, убрав ряд сцен и дополнив постановку яркими, масштабными декорациями, создающими настоящую восточную атмосферу.

Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки.

Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование. Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет.

Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство.

В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства.

Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу.

Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму.

Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка.

Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц.

Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу.

Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу.

Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер.

Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"

это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора.

Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка»

И в нежности влюбленных, и в разрушительной страсти тех, кого отвергли, здесь каждый танец — загадка, свой ответ на которую вот уже полтора века ищут зрители. Что все-таки важнее: долг или любовь? Эта история о преданных чувствах и нарушенной клятве. Прекрасная индийская танцовщица Никия и отважный воин Солар обещали друг другу никогда не расставаться, но ее возжелал верховный жрец, а Солара обязали жениться на дочери влиятельного раджи. И вот уже помолвка: для молодых танцует та самая преданная баядерка. И в каждом движении — печаль ее разбитого сердца. Тот драматизм, та нежность, с которой Никия выходит, я не могу сравнить ни один другой балет с этим монологом, с этими эмоциями, которые я испытываю, танцую», — отмечает прима-балерина Михайловского театра Анджелина Воронцова.

Грустная, но по-восточному красивая история.

Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность. В спектакле нет дефицита в движении. Хореограф — постановщик Илья Устьянцев не только учил солистов, артистов балета и хора танцевальной стилистике 20-ых годов прошлого века и индийским танцам, но и разучивал с исполнителями акробатические элементы. Билеты на премьеру можно приобрести в кассе по адресу: остановка 2-я Дачная, пр.

В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал.

Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха... Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор ее устремлен к любимому Солору.

Факир вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает ее. Никия понимает, что виновница происшедшего — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка верна своей любви к воину.

Никия умирает. Солор в отчаянии убегает со свадебного торжества. Его мучает раскаяние. Он повелевает факиру Магедавее отвлечь его от тяжелых раздумий. Под чарами священного танца Солор погружается в мир сновидений. Перед ним из мрака возникают тени.

И вот уже помолвка: для молодых танцует та самая преданная баядерка. И в каждом движении — печаль ее разбитого сердца. Тот драматизм, та нежность, с которой Никия выходит, я не могу сравнить ни один другой балет с этим монологом, с этими эмоциями, которые я испытываю, танцую», — отмечает прима-балерина Михайловского театра Анджелина Воронцова. Грустная, но по-восточному красивая история. Словно невесомые плавно струятся платья храмовых танцовщиц, сверкают роскошью наряды обитателей дворца.

Ткани для каждого из 150 костюмов художник-постановщик Ангелина Атлагич выбирала сама: что-то привезла из родной Сербии, что-то — из Индии. А затем я объединила историю с современной индийской модой и получилась совершенно новая "Баядерка", — рассказывает художник по костюмам Ангелина Атлагич. Свое творение «Баядерку» знаменитый Мариус Петипа впервые поставил еще в 1877 году в Петербурге.

Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»

14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Краткое содержание балета Минкуса «Баядерка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Этот балет был показан в 1877 г в Большом Санкт-Петербургском Театре.

Рождение шедевра. «Баядерка»

  • Баядерка: история о любви
  • До начала спектакля
  • Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
  • Главные новости

Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"

С тех пор Макарова поставила свою постановку для многих компаний по всему миру, включая Ballet of La Scala которые недавно сняли свою постановку и выпустили ее на DVD , Australian Ballet , Польский национальный балет , Театр в Москве и Шведский королевский балет. Для постановки спектакля Нуриев заручился помощью своего друга и коллеги Нинель Кургапкина , бывшей прима-балерины Кировского балета. Администрация Парижской оперы знала, что постановка «Баядерки» станет последним подношением Нуриева миру, поскольку его здоровье все больше и больше ухудшалось из-за прогрессирующего СПИДа заболевания. Из-за этого культурное управление Парижской оперы выделило на постановку огромный бюджет, причем еще больше средств поступило из различных частных пожертвований. Нуреев призвал итальянского оперного художника Эцио Фриджерио создать декор, а его жену оперного художника Франку Скуарчапино создать балетные костюмы.

Фриджерио черпал вдохновение в Тадж-Махале и архитектуре Османской империи , а также в чертежах оригинального декора, использованного в постановке Петипа 1877 года - Фриджерио назвал свои проекты «мечтой о мире» Ориентируйтесь глазами Восточной Европы ». Дизайн костюмов Squarciapino был вдохновлен древними персидскими и индийскими картинами, с замысловатыми головными уборами и шляпами, яркими мерцающими тканями и традиционной индийской одеждой, при этом большая часть материалов поступает из парижских бутиков, импортированных непосредственно из Индии. Театр был заполнен самыми выдающимися людьми балетного мира, а также толпами газетных и тележурналистов со всего мира. Спектакль имел оглушительный успех: Нуриев был удостоен престижной награды Ordre des Arts et des Lettres министра культуры Франции.

Премьера постановки Нуриева стала особенным событием для многих в балетном мире, ведь всего через три месяца он скончался. Дансер Лоран Илер позже так прокомментировал возрождение Нуриева:... Это идея, которая мне нравится в «Баядерке» - что у вас есть кто-то приближающийся к смерти, который умирает, и вместо своей смерти он дает нам этот замечательный балет. Спектакль Сергея Вихарева В 2000 г.

Хореограф Сергей Вихарев использовал хореографическую нотацию Степанова из Сергеевского сборника при постановке хореографии. На протяжении большей части ХХ века оригинальная партитура Минкуса для «Баядерки» считалась утерянной. Без ведома компании, музыкальная библиотека Мариинского театра имела в своем распоряжении два тома полной рукописной партитуры Минкуса 1877 года, а также три репетиционных репетиции рукописей в аранжировке для двух скрипок, в том числе много нот для балетмейстеров и артистов. Сергей Вихарев так прокомментировал восстановление партитуры Минкуса:...

Настоящий оригинал Минкуса партитура сохранился в архиве театра. Восстановить партитуру было сложно, так как музыка была разделена. По сути, нам приходилось проверять каждую рукописную страницу, чтобы определить правильный порядок, потому что музыку перемещали в библиотеке так много раз, что, если бы она была реорганизована еще раз, было бы невозможно ничего найти. Нам повезло, что мы смогли восстановить полную партитуру Минкуса для этого балета.

Спектакль вызвал неоднозначную реакцию петербургской публики, в состав которой во многом входили самые выдающиеся личности русского балета. Знаменитая балерина балета им. Когда компания включила постановку в свои туры, это произвело сенсацию во всем мире, особенно в Нью-Йорке и Лондоне. Набор и костюмы были разработаны Питером Фармером , чтобы придать индейцу, Болливуду вид.

Во время подготовки Уэлч работал с живыми змеями, и они были использованы в постановке. Аранжировка музыки Людвига Минкуса Джона Ланчбери была изменена Эрманно Флорио, музыкальным руководителем Хьюстонского балетного оркестра. Рецензент Микаэла Маршалл особо отмечает исполнение кордебалета в сцене «Королевство теней», которое исполняется в традиционных коротких белых пачках. Другие постановки Среди других известных постановок: Владимир Малахов поставил «Баядерку» для Венской государственной оперы в 1999 году и для Staatsballett Berlin в 2002 году.

Следующей моей новой партией была партия Баядерки Никии в «Баядерке», поставленной Петипа для моего бенефиса в начале 1877 года. Из всех балетов, которые мне довелось создать, этот был моим любимым. Мне понравился его красивый, очень театральный сценарий, его интересные, очень живые танцы в самых разных жанрах и, наконец, музыка Минкуса, с которой композитор особенно хорошо справился в плане мелодичности и ее согласованности с характером сцен и танцев. С «Баядеркой» у меня ассоциируется воспоминание о столкновении с Петипа на репетиции...

Мы пришли на репетиции последнего действия. В нем Солор празднует свадьбу с принцессой Хамсатти, но их союз прерывается тенью баядерки Никии, убитой по желанию невесты, чтобы она не смогла помешать им жениться. Петипа начал создавать что-то абсурдное для моего входа в качестве тени, состоящей из каких-то тонких, занятых маленьких шагов. Не задумываясь, я отверг хореографию, которая не соответствовала музыке и не соответствовала общей концепции танца - для появления тени Никьи, которая появляется посреди свадебного торжества, требовалось нечто более внушительное, чем эти минимально эффективные.

Петипа был возмущен - в целом последний номер у него не получился, и он хотел в тот день закончить постановку балета, несмотря ни на что. Он в спешке приготовил для меня кое-что еще, еще менее удачное. Я снова спокойно сказал ему, что не стану танцевать.

Но тень его любимой преследует его, он не в состоянии видеть никого, кроме образа своей прекрасной умершей возлюбленной. Тем временем свадьба начинается, но в момент, когда брамин соединил руки Солора и Гамзати, раздаётся оглушительный удар грома, всё сотрясается и землетрясение разрушает дворец, погребая всех под своими обломками. Там, в том мире, освобождённые от человеческих предательств и преступлений, Солор и Никия вместе. Премьера Премьера балета состоялась 23 января 4 февраля 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге [1] в бенефис Екатерины Вазем , исполнительницы главной роли Никии. Балетмейстер спектакля — М.

Петипа , дирижёр А. Папков , художники М. Бочаров , А. Вагнер , Шишков , И. Андреев , А. Роллер , П. Балет воплотил все типичные веяния в танцевальном искусстве эпохи — экзотика и древность, мелодраматический сюжет, яркие и пышные костюмы, сложные декорации [3]. Особый колорит всему действию придавали национальные индийские мотивы: М.

Петипа ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени» [6]. На самом деле спектакль трудно было назвать по-настоящему индийским. Это было лишь небольшое подражание индийским танцам, балет был совершенно европейским — и по стилистике, и по сюжету, и по музыкальному и пластическому решению образов. Историк балета Константин Скальковский прокомментировал балетную «этнографию» так: «Петипа заимствовал у Индии … только некоторые внешние особенности», но куда больше досталось самому сюжету, который Скальковский назвал «находящимся в еще большем разногласии с действительностью. Согласно индийским понятиям, только куртизанки могут петь и танцевать, и каждая женщина, посмевшая нарушить этот священный закон, будет немедленно наказана презрением касты». Однако, малое историческо-этнографическое правдоподобие нисколько не мешало сценическому успеху. Сцена из первого акта, Мариинский театр, 1900 г.

Гамзатти молит её отказаться от Солора. В гневе Никия заносит кинжал- невольница едва удерживает её. Гамзатти решает, что Никия должна умереть. Картина 3 Помолвка Гамзатти и Солора. Никия обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но ей вручают корзину цветов- и надежда, любовь,радость переполняют её. Никия торжествует- она думает что это подарок любимого. Внезапно из цветов выползает змея и жалит баядерку. Это месть Гамзатти! Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, но она остаётся верна любимому и выбирает смерть! Картина 4 Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Пытаясь отвлечь Солора от тяжёлых дум, факир Магдавея исполняет танец священного огня.

Придворный композитор Людвиг Минкус озвучил ее чарующей музыкой, которая своей эмоциональностью, подчеркнутой театральностью способствовала созданию зрелищного спектакля. Неслучайно в качестве места действия создатели выбрали Индию, далекую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях. Персонажи балета — брамины, факиры, баядерки, живущие при храме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий