— В Азиатско-Тихоокеанском регионе более 60 стран и со всеми остальными у нас были либо минимальные, либо вообще никаких контактов. Азиатско-Тихоокеанский регион имеет для всего мира стратегическое значение. Выступление президента России на VIII Восточном экономическом форуме во Владивостоке расценивается в кругах англо-американского истеблишмента как призыв к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) достичь глобального лидерства. Соединенные Штаты ради сохранения мнимой гегемонии бесцеремонно расширяют свою военную инфраструктуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе, приближая ее к границам России и Китая.
НАТО в АТР: реальность и перспективы
В Китае дилеры обычно называют североамериканских омаров «бостонскими лобстерами», потому что, когда этот вид впервые появился на китайском рынке, импортеры покупали их на выставке морепродуктов в Бостоне Массачусетс , официально известной как Seafood Expo North America, которая проводится каждый год в марте. Торговый портал UCN показывает, что в 2023 году Китай импортировал 33 974 тонны живых североамериканских омаров на сумму 568,8 миллиона долларов, достигнув нового максимума с 2017 года, до торговой войны между США и Китаем. Поставки в Китай из Канады и США сократились в первом квартале, в то время как цены за единицу продукции росли. Рост цен в Китае в основном обусловлен высокими ценами у добытчиков в Канаде.
Требования по правам на интеллектуальную собственность Если в процессе удовлетворения запроса возникают права на интеллектуальную собственность, следует обозначить требования по ним. Можно обозначить, какими правами интеллектуальной собственности должен обладать поставщик относительно запрашиваемой технологии или технологического решения.
Она же явно демонстрирует укрепление Приморьем статуса нового центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Фото: primorsky. В частности, в ходе разговора с представителями Торгово-промышленной палаты Индии поднимался вопрос привлечения с их стороны инвестиций. Андрей Блохин отметил, что на данный момент в Приморье созданы крайне благоприятные условия для ведения зарубежными партнёрами здесь бизнеса. В частности, он напомнил собравшимся о существовании в крае территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, преимущества которого уже успели оценить как минимум три индийские компании.
Министр подчеркнул, что правительство региона готово и намерено помочь зарубежным партнёрам преодолеть административные сложности, с которыми они могут столкнуться в ходе реализации на территории Приморья инвестиционных проектов. Он также добавил, что уже сейчас в рамках развития партнёрства Индии с Россией существует необходимость налаживать отношения с Приморским краем.
Индия в рамках этих проектов оказывает малым странам разнообразную помощь — от гуманитарной до военной. Малые страны ее принимают, но при этом стараются держаться в стороне от индийско-китайского противостояния, не вступая в союз ни с одной стороной. Младший научный сотрудник Г.
Макаревич в докладе «Между непримиримостью и тягой к примирению: особенности политики военных элит Пакистана в отношении Индии» высказал мнение, что военные элиты Пакистана устраивает парадоксальный консенсус по поводу невозможности уступок Индии и необходимости мира с восточным соседом — такое положение дел позволяет военным и дальше оставаться главным политическим субъектом страны.
НАТО в АТР: реальность и перспективы
По словам Шаповалова, Вашингтон усиливает своё пр исутствие в регионе и стремится расширить количество стран, которых он вовлекает в свою орбиту. А государства, которые находятся в союзных отношениях с США и, по сути, являются их сателлитами, становятся плацдармом для милитаристских действий Соединённых Штатов, в том числе связанных с расширенным ядерным сдерживанием», — уверен эксперт. Как подчеркнул Павел Фельдман, подобными действиями Соедин ённые Штаты «с тавят мир на грань большой ядерной войны». Что же касается Южной Кореи, то действия США в её отношении равносильны попытке тушить пожар бензином — в Азиатско-Тихоокеанском регионе и так наблюдается значительная напряжённость», — полагает эксперт. Ваш ингтон открыто накачивает своих союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе боевыми средствами, способными нести ядерное оружие, подчеркнул аналитик. В этом смысле США подталкивают Китай и Россию к ещё большему сближению, подставляя самих себя из-за своей непродуманной, непоследовательной и очень дерзкой политики в этом регионе», — заключил Фельдман.
Важно отметить ведущую роль России в международной интеграции государств и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика АТР[ править править код ] Азиатско-Тихоокеанский регион имеет для всего мира стратегическое значение. Именно здесь разворачивается главная конкурентная борьба крупнейших ТНК.
До 2030 г. Крупнейшими импортёрами и экспортёрами высоких технологий являются развивающиеся страны.
Очевидно, что масштабные кампании по вакцинации, количественное увеличение приобретенного иммунитета и научный прогресс в целом позволяют и просчитывать динамику заболевания, и принимать определенные меры. Конечно, можно считать его слова заказом компаний «большой фармы» Big Pharma , но можно трактовать подобное заявление и иначе: специалист просто говорит о рутинной вакцинопрофилактике, а не о новых витках социальных ограничений. Глобальные процессы, заторможенные распространением новой вирусной инфекции, так или иначе будут ускоряться. И прежде всего об этом уместно говорить в отношении обозначенной нами части Индо-Тихоокеанского региона ИТР. Даже появление новых штаммов коронавируса вряд ли сможет сильно повлиять на постепенное увеличение экономической активности и объема пассажиропотоков внутри государств и регионов. С другой стороны, следует ожидать более детальную институализацию профилактических мер против COVID-19.
В 2022 году большее количество стран будет требовать обязательную вакцинацию и рассматривать ее как необходимое условие для пересечения границ. В этом контексте уже не будет казаться чем-то необычным включение сертификата о вакцинации в удостоверение личности. Такой фон будет способствовать и взаимному признанию препаратов, чего упорно добивалась Россия весь 2021 год. Экономика, заторможенная первой волной коронавирусной инфекции, очевидным образом покажет рост, но каждое государство в масштабе ИТР будет реагировать на это с учетом специфики конкретных хозяйственных и финансовых секторов. В любом случае прибавление экономических показателей в мегарегионе будет превышать аналогичные данные в Европе и США. Естественно, структура экономики будет меняться, отражать новые реалии постковидного мира. В государствах региона она также ускорится. Прогнозируемый дефицит природных ресурсов не будет выглядеть значимым фактором в наступившем году, однако эта тенденция закрепится в среднесрочной перспективе.
Правительства и корпоративный сектор, планируя или ожидая развития производственной сферы, начнут серьезно относиться к упомянутому факту. На экономический ландшафт в 2022 году также повлияет возможное усиление конкуренции в мегарегионе между Индией и Китаем. Пекин будет вынужден отыгрываться в рамках потерь в торговой войне с США — «ближний» Индо-Тихоокеанский ареал вполне подходящая территория.
Мероприятие не направлено против третьих стран. Материал подготовили Тимур Шерзад и Николай Баранов.
Ракетоносцы ВКС РФ и бомбардировщики НОАК провели совместное патрулирование в АТР
- Как США и НАТО пытаются расширить своё влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе
- О направлениях трансформации Индо-Тихоокеанского региона в 2022 году
- атр – последние новости
- Пути энергетического перехода для стран АТР
- Лавров: планы НАТО внедриться в Азиатско-Тихоокеанский регион опасны для АТР
Стратегическое партнерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе
СМИ назвали последствия слов Байдена о "диктаторе Си Цзиньпине" 16 ноября 2023, 11:35 "Этот регион не может и не должен быть ареной геополитического соперничества, и тем более он не должен быть втянут в новую холодную войну или блоковую конфронтацию", — сказал китайский лидер, текст выступления которого распространит в пятницу МИД КНР. Си Цзиньпин подчеркнул, что история процветания и развития Азиатско-Тихоокеанского региона показывает, что развитие возможно только при сотрудничестве, его отсутствие является самым большим риском, а нарушение цепочек поставок не в чьих-либо интересах.
Основные изменения в положении американских военных подразделений в регионе, по его утверждению, заключаются в переходе к стратегии размещения войск не на крупных военных базах, а на множестве малых. Газета отмечает, что с целью «обуздания экспансионистских настроений Пекина» США продолжают размещать крылатые ракеты, подразделения морской пехоты, а также оборудуют аэродромы и военно-морские базы на территории своих союзников в АТР.
Роль цифровых технологий "Огромную роль в сохранении окружающей среды, баланса в гармонизации взаимодействия по всем программам повестки достижения ЦУР играют цифровые технологии.
Эта тема особенно актуальна сегодня, и проявилась она уже в начале 2000-х годов, когда впервые в ООН была признана проблема цифрового разрыва, когда интернет-доступ был всего у одного миллиарда человек. И вот в 2023 году к "цифре" было подключено 5,3 млрд человек, но разрыв по доступу к интернету между регионами, гендерными, возрастными, языковыми и социальными группами по-прежнему сохраняется", - указала исполнительный директор Национальной сети Глобального договора ООН в России Наталья Дорпеко, отметив важность обсуждения этой темы на площадке ЭСКАТО.
Но если возрастающая активность внерегиональных партнеров в экономической сфере в АТР открывает новые возможности для регионального развития, то усиление их военно-политической вовлечённости не всегда носит конструктивный и содействующий стабильности региона характер. Вряд ли возросший поток парламентских делегаций из Европы на Тайвань можно считать стабилизирующим региональную ситуацию. Вряд ли стабилизирующей можно назвать возрастающую активность военных кораблей европейских стран или Канады в спорных акваториях Южно-Китайского моря и их проходы через Тайваньский пролив. Если раньше подобного рода активность была характерна преимущественно для Вашингтона, на современном этапе всё большее число американских внерегиональных союзников воспроизводят американские трафареты поведения в АТР.
В этой связи, возникает вопрос: может ли АТР, на контрасте с тем, что сейчас происходит в Европе, быть примером сотрудничества без разделительных линий? Да, может, но только при условии, что такие разделительные линии не будут очерчены внерегиональными игроками и прежде всего Вашингтоном. Как показала реакция азиатских стран на специальную военную операцию России, некоторые азиатские страны ориентированы на Вашингтон в гораздо большей степени, чем мы предполагали до 2022 года. И эта ориентация на Вашингтон будет проявлять себя — и уже проявляется в вопросах выработки политики стран АТР в отношении Китая.
НАТО в АТР: реальность и перспективы
Особенно с учетом масштабного развертывания технологии низкоуглеродного развития», — советник по экономике Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, заместитель генерального директора Научно-исследовательского института энергетики 2014—2022 гг. Шисян Гао. Такие, как ветровая энергия, энергия солнца. Кроме того, крайне важно обеспечить эффективные системы передачи и хранения этой энергии — все это должно позволить нам эффективнейшим образом использовать новые источники энергии для удовлетворения наших потребностей», — директор отдела энергетики Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана Организации Объединенных Наций, эксперт премии «Глобальная энергия» Хонпен Лю.
Прогнозируемый дефицит природных ресурсов не будет выглядеть значимым фактором в наступившем году, однако эта тенденция закрепится в среднесрочной перспективе.
Правительства и корпоративный сектор, планируя или ожидая развития производственной сферы, начнут серьезно относиться к упомянутому факту. На экономический ландшафт в 2022 году также повлияет возможное усиление конкуренции в мегарегионе между Индией и Китаем. Пекин будет вынужден отыгрываться в рамках потерь в торговой войне с США — «ближний» Индо-Тихоокеанский ареал вполне подходящая территория. Дели в свою очередь имеет возможности резко увеличить положительный баланс во внешней торговле только со своими соседями по региону. Одновременно и для Индии, и для Китая соперничество имеет политический контекст, в котором экономика перевесит военную составляющую в 2022 году.
Переходя от экономической к политической части, можно утверждать, что выстраивание индийско-китайских отношений становится более значимым для Восточной Азии и Индии, чем стремление повлиять на региональные процессы со стороны США и их союзников. Этому будет способствовать и экономическая, и политическая повестки. В новых реалиях можно ожидать консолидации своеобразного мира экономики в духе Фернана Броделя. Политическая подоплека такого подхода также очевидна. С одной стороны, участники АСЕАН не являются самостоятельными игроками в глобальной политике, равно как и вся Юго-Восточная Азия пока остается в большей степени объектом глобальных интересов со стороны крупных держав.
С другой стороны, торговые войны, расшатанная пандемией система международных отношений в регионе значительно девальвировали возможности таких игроков как Индия, Китай и Соединенные Штаты. Особенно это становится очевидным при навязывании конфигурации в виде AUKUS Australia, United Kingdom, United State , которая предполагает не столько развитие и сотрудничество, сколько милитаризацию и жесткую биполярность. В целом, при оптимистичном сценарии 2022 год будет проходить под знаком АСЕАН, то есть иметь экономический, а не военизированный вектор. Так, политическая составляющая будет соответствовать экономической повестке. Если же упомянутая тенденция реализуется, то уже в дальнейшей перспективе 2023—2025 гг.
В этом же случае даже в краткосрочной перспективе стоит ожидать формирования новых моделей международного сотрудничества, пересмотра старых договоренностей и отношений, что несет в себе как перспективы, так и угрозы для глобальных игроков, включая Россию.
Используя «китайскую угрозу», Токио стремится выстраивать новые отношения в рамках региональной структуры безопасности. Обострение борьбы за лидерство в регионе, кульминацией которого стала конфронтация двух стран в ВКМ в связи со спором о принадлежности островов Сэнкаку Дяоюйдао , побуждает Японию проводить более активную политику сдерживания Китая, в том числе за счет сближения со странами, имеющими с ним территориальные споры. Япония видит в действиях Китая, направленных на установление контроля над большей частью акватории ЮКМ, вызов своим национальным интересам не только потому, что через него проходят торговые коммуникации, имеющие стратегическое значение для страны, но и потому, что если подобная деятельность останется без должного внимания и порицания со стороны мирового сообщества, то следующим объектом его наступательной политики станут острова Сэнкаку Дяоюйдао. В этой связи Токио стремится привлечь всеобщее внимание к морской активности Китая, а также вовлечь максимальное число игроков в политическое противостояние с Пекином, для чего сочетает активную многостороннюю и двустороннюю дипломатию. С целью обуздания территориальных амбиций своего соседа Япония усиливает помощь береговой охране государств-участников территориальных споров в ЮКМ, налаживает военно-техническое сотрудничество с крупными государствами ЮВА, а также принимает все более активное участие в учениях. На это же направлены усилия Токио по интернационализации территориальных споров в ЮКМ, а также по привлечению внимания внерегиональных держав к наступательной политике этого азиатского гиганта. Поддержка максимального числа государств АСЕАН продемонстрировала бы Пекину степень политического влияния Токио, а попытки интернационализировать рассмотрение спорных вопросов направлены на то, чтобы предотвратить возможность достижения двусторонних договоренностей, вступающих в противоречие с японскими интересами. Эффективность усилий Японии ограниченна, поскольку Токио не является стороной в спорах и не может инициировать их обсуждение, а политическое влияние Японии не настолько велико, как влияние Китая и США.
Принятие законодательства по обеспечению мира и безопасности расширяет возможности участия сил самообороны Японии в различных операциях за пределами своей территории. Совокупность внутренних и внешних факторов, таких как общественное мнение, в целом негативно настроенное по отношению к идее отправки сил самообороны за рубеж, нежелание излишне обострять отношения с Китаем, сдержанное отношение стран ЮВА к военному присутствию Японии в районе ЮКМ не позволяет Токио оказать безоговорочную поддержку действиям американских ВС в районе ЮКМ. Можно предположить, что позиция американских союзников в Азии может повлиять на изменение отношения Японии к отправке сил самообороны для патрулирования или сбора информации в район ЮКМ, однако степень этого влияния оценить сложно. Участие сил самообороны в патрулировании или сборе информации в ЮКМ не только приведет к обострению отношений с Китаем, но и будет неоднозначно воспринято как внутри страны, так и странами ЮВА. Свою роль в обеспечении безопасности в ЮКМ Япония стремится закрепить с помощью выдвижения различных инициатив, касающихся свободы навигации и правил поведения на море. Этому способствует ее содействие в укреплении потенциала прибрежных стран в области безопасности, а также сближение с крупными странами АСЕАН в военной сфере. Это позволяет Японии поддерживать положительный образ среди государств региона и одновременно дает сигнал Китаю о том, что Токио намерен наращивать свое присутствие в районе ЮКМ. Нынешняя стратегия Японии может иметь как позитивные, так и негативные последствия для дальнейшего развития ситуации в ЮВА. С одной стороны, ее предложения направлены на выработку новых правил и подходов, способствующих повышению безопасности судоходства и деятельности на море.
Кроме того, японоамериканский альянс создает действенный противовес Китаю, тем самым способствуя поддержанию основанной на балансе сил стабильности в регионе. С другой стороны, попытки Японии дипломатически воздействовать на страны региона рассматриваются Китаем как направленные на его сдерживание и вызывают резко негативную реакцию, заставляя разыгрывать «историческую карту» и акцентировать внимание на участии Японии в войне на Тихом океане. Это приводит к углублению расхождений внутри АСЕАН, подрывает возможности этой структуры, а также подогревает опасения, провоцирующие гонку вооружений в Восточной Азии. Милани М. Роль Корейского полуострова в интеграционных процессах в Восточной Азии В статье анализируется характер сотрудничества в Северо-Восточной Азии, в частности, на Корейском полуострове. Показано, что на протяжении многих лет корейская проблема создает напряженность в регионе, но в то же время генерирует возможности для взаимодействия между региональными акторами. В первой части статьи дан краткий обзор ситуации в Северо-Восточной Азии. Установлена важнейшая причина политических разногласий в этом регионе, мешающая сотрудничеству и интеграции. Вторая часть посвящена анализу межкорейских отношений в последние десятилетия.
В третьей части рассматривается региональное измерение корейской проблемы и ее влияние на укрепление или ослабление регионального взаимодействия. Азиатско-Тихоокеанский регион АТР приобретает все большее значение в мировой экономике и международных отношениях. Согласно недавнему заявлению К. Мнение этого ученого и политика разделяют многие эксперты и аналитики во всем мире. Эпохальное смещение фокуса на Восток из Атлантики ядром которой является ось США — Европа в Тихий океан привело к изменению расстановки сил между ведущими глобальными державами, многие из которых географически расположены в этом регионе. Привлекает внимание концентрация ведущих и усиливающихся держав в Азии: прежде всего, США и Китая, но здесь находятся и Япония, Россия, Индия, а также растущие «средние державы», такие как Южная Корея и Индонезия. Запуск в 2011 г. Обамы стратегии «разворота в Азию» или перебалансировки , о котором объявила бывший госсекретарь Х. Клинтон в своей статье в журнале Foreign policy, свидетельствует о сильнейшем интересе к этому региону со стороны сохраняющей свое могущество сверхдержавы2.
Хотя события и конфликты на Ближнем Востоке в последние несколько лет отвлекали внимание США, АТР будет иметь приоритетное значение как для нынешней, так и для будущей американской администрации после выборов 2016 г. Но в регионе существует много акторов помимо США. Китай превращается в ведущего политического и военного игрока на региональном и глобальном уровне. Его все более напористая внешняя политика в сочетании с ростом военных расходов, направленных на модернизацию вооруженных сил, уже добавили сложности процессу формирования нового баланса сил, учитывающего Китай как нового глобального игрока. Россия пытается изменить свое положение в регионе, развивая дальневосточную часть страны и укрепляя экономические и политические отношения с государствами Северо-Восточной Азии, в то время как ее отношения с западными соседями ухудшаются. В регионе находится и Япония, которая после избрания в 2012 г. Абэ стремится к восстановлению ведущей роли не только в экономике, но и в политике, а также к статусу «нормальной державы» в военном отношении. Южная Корея, в свою очередь, пытается проводить более активную и независимую внешнюю политику, используя все новые инструменты экономической, политической и мягкой силы, что соответствует новой роли страны как укрепляющейся «средней державы». Этот процесс начался при администрации Ли Мен Бака и получил дальнейший импульс при администрации Пак Гын Хе, которая проводит гиперактивную внешнюю политику.
Дополняют эту и без того сложную картину, два государства, которые до сих пор угрожают региональной безопасности. Речь идет о Тайване, и в большей степени, о Северной Корее. Сотрудничество, интеграция и «азиатский парадокс» Необходимо отличать региональное сотрудничество от региональной интеграции. Сотрудничество можно определить как координацию интересов между акторами. Для решения общих проблем акторы координируют свои действия и взаимодействуют по тем или иным аспектам, используя разнообразные инструменты. В свою очередь, интеграция — это ситуация, при которой конфликтность между акторами находится на нулевом уровне, и приоритет отдается наднациональным интересам. Она может иметь рыночный характер и не предполагать наличия прямого соглашения между странами или быть политически мотивированной. Интенсивность региональной интеграции также может различаться. Говорить о полномасштабной экономической интеграции можно тогда, когда товары, услуги и факторы производства свободно перемещаются между государствами-участниками интеграционного проекта, а также когда их финансовые рынки объединены.
Политическая интеграция также может проходить различные этапы своего развития, но она всегда предполагает передачу государствами определенной части суверенитета надгосударственным институтам. Это более сложный процесс, требующий значительно более низкого уровня конфликтности и высокого уровня доверия между акторами. Отношения в Восточной Азии сегодня характеризует так называемый азиатский парадокс: рост экономической интеграции между экономиками Восточной Азии не приводит к устранению глубокого стратегического недоверия. После того как термин «азиатский парадокс» был впервые введен в 1993 г. Мэннингом, эта тенденция не только пережила все международные катаклизмы, но в некотором роде усилилась. В субрегионе Северо-Восточной Азии расцвет торгово-экономических отношений между тремя ведущими игроками: Китаем, Японией и Республикой Кореей — соседствует с ростом напряженности по проблемам политики и безопасности, особенно по вопросам, связанным с исторической памятью о японском колониальном периоде. Проблема противоречивого исторического наследия — не единственная политическая проблема в регионе. Существует несколько источников напряженности, оказывающих влияние на отношения между ведущими акторами. Несмотря на то, что в последние годы спор между Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой Тайванем утихает, он до сих пор является одним из главных поводов для беспокойства ведущих региональных игроков с точки зрения безопасности и стабильности.
Последний кризис в отношениях между странами, расположенными по разные стороны Тайваньского пролива, произошел в 1995—1996 гг. Тогда Пекин впервые отреагировал на визит президента Тайваня Ли Дэнхуэя в американский Корнеллский университет в 1995 г. Кризис удалось погасить при помощи сдерживающего вмешательства ВМС США, но эти события побудили Китай ускорить военное строительство в последующие годы, а также продемонстрировали, как может обостриться этот вопрос в кратчайшие сроки. В последние годы отношения между Пекином и Тайбэем можно охарактеризовать как благоприятные, в основном благодаря позиции открытости, которую занял президент Тайваня Ма Инчжу. Тем не менее ситуация, когда у власти на Тайване находится правительство Демократической прогрессивной партии, выступающее за большую автономию от Пекина, представляется неоднозначной. Тайваньский вопрос — не единственная территориальная проблема в регионе. Все более напористая позиция Пекина, равно как и жесткие ответные действия японского правительства, создают риск опасной эскалации проблемы. Например, провозглашение Китаем в ноябре 2013 г. При этом Южная Корея отрицает существование спора.
Острова находятся под защитой южнокорейской береговой охраны с 1954 г. Японская оккупация этих островов в 1905 г. Согласно позиции Токио, эта территория была незанята, когда Японская империя провозгласила ее своей. Несмотря на отсутствие у островов стратегической, географической и экономической значимости, спор стал очагом напряженности для растущих националистических сил в обеих странах и рассматривается в рамках более масштабной проблемы исторических разногласий между Южной Кореей и Японией. Последний и наименее проблемный территориальный спор в Северо-Восточной Азии — спор между Россией и Японией вокруг суверенитета над Курильскими островами или «северными территориями». Эти территории находятся под контролем Москвы с конца Второй мировой войны, когда советские войска заняли все Курильские острова. Токио опровергает эту позицию, заявляя, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, суверенитет которых оспаривает Япония, не являются частью Курильских островов, а также что Россия никогда не управляла этими островами раньше, следовательно, их нельзя рассматривать в качестве территорий, захваченных Японией в результате колониальной экспансии. Хотя этот спор остается нерешенным многие годы, он не представляет потенциальной угрозы для региональной безопасности. Исторические и территориальные споры можно считать частью более масштабных процессов роста соперничества в Северо-Восточной Азии.
В последние годы правительства ведущих игроков в регионе стали делать ставку на националистические настроения в своих странах, которые часто используются как средства для достижения общенационального консенсуса. Правительства С. Абэ в Японии, Ли Мен Бака и в еще большей степени Пак Гын Хе в Южной Корее, а также китайское руководство используют национализм в качестве подспорья своей внутриполитической легитимности или для формирования консенсуса в периоды избирательных кампаний. В этой связи утверждение суверенитета над спорными территориями или непримиримая позиция в отношении отдельных исторических разногласий, в большинстве случаев относящихся к периоду японского колониального правления, может рассматриваться как часть более серьезной проблемы возобновления соперничества между Японией, Китаем и Южной Кореей. Изменяющийся и зачастую нестабильный новый баланс сил создал «геополитический беспорядок», предоставив каждому региональному актору новые возможности. В этих условиях страны стали базировать свои новые активные позиции в большей степени на эгоистических национальных интересах, нежели на конструктивных отношениях и создании сетей взаимодействия. Помимо вышеозначенных проблем формирования баланса сил, существует вопрос, который многие годы считается критически важным с точки зрения стабильности и безопасности Северо-Восточной Азии. Речь идет о проблеме межкорейского урегулирования. Еще в 1993 г.
Мэннинг, вводя термин «азиатский парадокс», считал эту проблему важнейшим политическим препятствием для дальнейшего развития сотрудничества и интеграции в Северо-Восточной Азии. В течение нескольких десятилетий после крушения биполярного миропорядка корейская проблема является источником напряженности в регионе, прежде всего, по причине развития северокорейской ядерной программы. В то же время, она представляет собой «точку соприкосновения», способствующую развитию сотрудничества между региональными акторами. Несмотря на значительные разногласия, все участники переговоров за исключением самой Северной Кореи рассматривают мирное урегулирование северокорейского ядерного кризиса, а также полную денуклеаризацию Корейского полуострова как благоприятный исход. Отношения между Сеулом и Пхеньяном также представляют собой важный пример сотрудничества в периоды кризисов между акторами, находящимися в состоянии откровенной вражды или, по меньшей мере, стратегического соперничества. Сотрудничество и интеграция на Корейском полуострове В истории межкорейских отношений было несколько примеров сотрудничества и интеграции в ограниченных масштабах. Следует выделить три важнейших примера: Совместное заявление 1972 г. Возможность применить при урегулировании межкорейских отношений подход, основанный на мирном сосуществовании, и наладить сотрудничество в различных сферах появилась в начале 1970-х гг. Первые попытки в этом направлении были очень мягкими и были связаны с изменениями международной обстановки, в частности с разрядкой между двумя блоками и американо-китайским сближением, а также с тактическими изменениями во внутренней политике корейских государств.
Первые подобные контакты между Сеулом и Пхеньяном на политическом и дипломатическом уровне после подписания перемирия в Пханмунчжоне произошли в 1971—1972 гг. Окно возможностей, открывшееся благодаря американо-китайскому сближению, дало плоды в форме Совместного заявления Севера и Юга 4 июля 1972 г. Публикация совместного заявления стала невиданным до сих пор событием в отношениях двух стран. Заявление не имело юридической силы и не упоминало официальные названия двух стран, чтобы избежать даже скрытого намека на взаимное признание. Тем не менее по сравнению с предыдущей ситуацией, изменения были колоссальными: было положено начало будущему сотрудничеству. Провозглашались такие цели: снизить недопонимание и взаимное недоверие, ослабить напряженность, ускорить процесс объединения. Раскрывались три принципа объединения: Независимость от внешнего влияния; Мир как важнейшее средство достижения объединения; Национальное единство, стоящее выше идеологий, идеалов, символов. В последующих пунктах заявления приводился список действий, способствующих реализации трех принципов. Важнейшие из них: прекратить взаимную клевету и оскорбления; воздерживаться от действий, которые могут привести к несчастным случаям с участием вооруженных сил; предпринимать позитивные шаги для предотвращения военных столкновений; проводить обмены в различных областях; завершить переговоры, начатые Красным крестом по воссоединению семей; наладить прямую линию связи между Сеулом и Пхеньяном; и, в конечном итоге, учредить постоянный комитет, отвечающий за координацию отношений между Севером и Югом.
Несмотря на то, что до конца не ясно, какая сторона выступила инициатором переговоров, важнейшим моментом можно считать выступление Пак Чжон Хи по случаю дня независимости в 1970 г. Также Пак призвал Пхеньян к проведению «мирного соревнования в области развития» для определения того, какой режим наилучшим образом подходит для обеспечения наиболее высоких стандартов жизни населения. Заявление имело безусловную ценность для утверждения нового подхода к ведению переговоров, основанного на взаимных обменах в политической и неполитической сфере, усилении независимости и сотрудничества, и как следствие, интеграции. Старая формула «отсутствия диалога» была заменена на новую: «объединение посредством диалога». Но также очевиден и другой аспект вопроса: такая открытость со стороны Пака была продиктована в большей степени международными обстоятельствами и его собственным политическим оппортунизмом, нежели искренним желанием примирения с Пхеньяном. Несколько условий, которые были выдвинуты в первой речи 1970 г. После почти 20-летнего отсутствия реального сотрудничества на полуострове второе окно возможностей открылось в конце 1980-х гг. Неожиданный крах биполярного миропорядка стал встряской для всей международной системы и подготовил почву для разрешения нескольких региональных и локальных конфликтов, которые до сих пор были неразрывно связаны с биполярной системой международных отношений. Наиболее ярким примером стало объединение Германии.
Несмотря на ожидания многих экспертов и политиков, Северная Корея продемонстрировала небывалую устойчивость к этому историческому изменению, которое режим преодолел и пережил. Очевидно, потеря главного поставщика экономической и военной помощи, равно как и охлаждение отношений с Китаем, стало угрозой для Пхеньяна и привело к возникновению серьезного кризиса, который окончился трагическим голодом, продолжавшимся в течение всех 1990-х гг. Несмотря на то, что эти перемены не стали реальной возможностью для объединения, они создали условия для нового курса в межкорейских отношениях. Южнокорейское правительство президента Ро Дэ У 1988—1993 гг. Подход Ро Дэ У к Северной Корее и внешней политике был обозначен термином «северная политика» Nordpolitik , по аналогии с термином «восточная политика» Ostpolitik , который ввел премьер-министр Германии В. Брандт в начале 1970-х гг. Основная идея подхода заключалась в том, чтобы поддерживать добрососедские отношения с Советским Союзом затем с Россией и Китаем, ставя перед собой двойную задачу: подготовить почву для улучшения отношений между двумя корейскими государствами и повысить экономический и дипломатический статус страны. В то же время южнокорейское правительство продвигало инициативу по созданию новых каналов для ведения диалога на высшем уровне на полуострове. Межправительственные переговоры, которые были проведены с 1989 по 1991 гг.
В тот же день были ратифицированы два важных документа: Совместное заявление о денуклеаризации полуострова и Соглашение о создании подкомиссии для проведения переговоров на высшем уровне между Севером и Югом. Основное внимание в Соглашении о примирении уделялось предотвращению провокаций и вмешательства во внутренние дела исчезла идея, согласно которой Южная Корея рассматривалась в качестве колонии США. Было заявлено, что стороны должны превратить перемирие 1953 г. Очевидно, положения третьей главы, посвященной сотрудничеству и обменам, могли быть воплощены в жизнь наиболее быстро и легко. Произошло улучшение ситуации с воссоединением семей, объем торговли вырос к середине 1990-х гг. Другая судьба ждала «Совместную декларацию о денуклеаризации полуострова», которая представляла собой короткий документ, состоящий лишь из шести пунктов, призывавший к использованию ядерной энергии на полуострове исключительно в мирных целях, а также к созданию механизмов взаимного контроля. Декларация носила характер заявления и никогда не была воплощена в жизнь. Прогресс, достигнутый правительством Ро Дэ У, привел к значительному улучшению отношений между двумя корейскими государствами, в особенности в сфере экономического сотрудничества. Кроме того, временное разрешение первого северокорейского ядерного кризиса путем заключения рамочного соглашения, подписанного Пхеньяном и Вашингтоном в 1994 г.
Следующий южнокорейский президент Ким Ен Сам 1993—1998 гг. Тем не менее политический капитал, созданный «северной политикой», не был полностью исчерпан. Наивысшая точка в межкорейском сотрудничестве была достигнута в годы проведения «политики солнечного света» во время пребывания у власти прогрессивных южнокорейских президентов Ким Дэ Чжуна 1998—2003 гг. Первого можно считать настоящим архитектором нового конструктивного подхода к Северной Корее, основанного на нескольких принципах: нет терпимости к военным провокациям со стороны Северной Кореи; нет объединения посредством поглощения; активный поиск путей для примирения и сотрудничества. Такой подход был основан на концепции «гибкого дуализма», который можно определить как разделение политики и экономики. Согласно позиции Кима, сотрудничество и обмены нельзя связывать с политическими и военными проблемами, поскольку в таком случае, каждый шаг, сделанный в направлении улучшения межкорейских отношений, может быть подорван из-за роста военной напряженности на приграничной территории, или из-за продвижения в развитии северокорейской ядерной программы. Новый подход с самого начала своего претворения в жизнь начал приносить плоды. Произошел расцвет межкорейских экономических и торговых обменов, резко снизилась военная конфронтация, произошло создание нескольких очень важных совместных проектов: например, туристический проект на горе Куманган и промышленный комплекс Кэсон. Наиболее важным примером этой волны позитивных отношений между двумя корейскими государствами как в символическом, так и в политическом плане стал межкорейский саммит, состоявшийся в Пхеньяне 13—15 июня 2000 г.
Главной целью встречи было ускорение нормализации и институционализация межкорейских отношений по трем основным направлениям: официальная смена подхода от конфронтации к сотрудничеству; нормализация отношений между двумя правительствами; начало демонтажа структур холодной войны на полуострове20. Атмосфера вокруг саммита была несколько сверхъестественной, если судить по тому радушию, с которым была принята южнокорейская делегация, и по близким отношениям, которые демонстрировали лидеры двух стран, до сих пор находящихся в состоянии войны друг с другом. Все следы десятилетий враждебности и взаимных подозрений, казалось, исчезли на эти несколько дней, а мир был ближе, чем когдалибо. Безусловно, красочный прием Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне был устроен правительством Северной Кореи для того, чтобы продемонстрировать всему миру, как сильна власть Ким Чен Ира в его стране, но в то же время несколько сгладить полностью негативный образ, которым он обладал в других странах, показав «новое лицо»: доброе, приветливое, харизматичное и рациональное. В то же время, президент Ким Дэ Чжун также сумел использовать театральность, разыгранную вокруг саммита для своих собственных политических целей, повысив свою популярность на родине. Наиболее важным результатом саммита, помимо его символического значения, стало принятие совместной декларации, подписанной лидерами двух стран 15 июня 2000 г. Этот документ можно поставить в один ряд с Совместным заявлением 1972 г. Пять пунктов декларации резюмировали заявления, зафиксированные в предыдущих совместных документах: важность объединения, независимого от внешнего влияния, посредством совместных усилий обеих стран, составляющих единую нацию; признание сходств предложенных формул для достижения объединения, которые можно считать жизнеспособной основой будущих действий; разрешение гуманитарных проблем, прежде всего, воссоединение семей. В этой связи лидеры двух государств объявили, что разделенным семьям будет предоставлена возможность встречи 15 августа 2000 г.
Два последних пункта касались важности обменов в различных сферах культурной, социальной, спортивной, защиты окружающей среды, здравоохранения в качестве инструмента для укрепления доверия, достижения сбалансированного развития посредством экономического сотрудничества и создания постоянного диалога между руководством двух стран для имплементации соглашения. В декларации неоднократно используется слово «нация», когда речь идет об усилиях, необходимых для объединения, а также о сотрудничестве и развитии. Важно отметить, что саммит был организован без посредничества третьих сторон, только посредством контактов двух корейских государств. Это стало радикальным изменением для Северной Кореи, которая долгое время отказывалась иметь официальные контакты с правительством в Сеуле. Одной из наиболее важных проблем, которые предстояло решить сторонам, было воссоединение семей, разделенных корейской войной. Первые переговоры представителей организаций Красного креста двух государств прошли уже через несколько недель после саммита на горе Куманган 27—30 июня 2000 г. Их целью стало уточнение деталей запланированной встречи разделенных семей и определение подходящего места для репатриации узников войны, которые до сих пор находились в Южной Корее. Вторым шагом в развитии диалога стало проведение регулярных переговоров на министерском уровне в течение всего 2000 г. Среди этих мер выделялось создание совместного комитета по развитию межкорейского экономического сотрудничества, которому поручалось начать обсуждение строительства индустриального комплекса «Кэсон» в ближайшие годы.
Последний должен был стать одним из наиболее ярких примеров экономического сотрудничества двух корейских государств. Во всех трех описанных эпизодах очевидна взаимозависимость между балансом сил в регионе, и даже в мире, и проблемой межкорейских отношений. В первых двух случаях сближение Сеула и Пхеньяна произошло вследствие изменения отношений между ведущими державами: Совместное заявление 1972 г. В случае «политики солнечного света» наблюдалась обратная связь между отношениями на Корейском полуострове и региональной обстановкой. Улучшение отношений между Сеулом и Пхеньяном положительно повлияло на региональную ситуацию — в частности, на отношения Вашингтона, Токио и Пхеньяна. Кроме того, правительство Ким Дэ Чжуна решило придерживаться предыдущего курса открытости и поддержания добрососедских отношений с Китаем и Россией. Межкорейский конфликт и сотрудничество в Северо-Восточной Азии Риски для регионального баланса сил, исходящие от неразрешенного конфликта между Северной и Южной Кореей, и в еще большей степени от северокорейской ядерной программы, побудили всех ведущих региональных акторов искать способы координации и сотрудничества, необходимые для решения проблем на полуострове. Кризисы, возникавшие в течение последних двух десятилетий, также предоставляли возможность для развития сотрудничества между странами СевероВосточной Азии. Одним из наиболее значимых примеров является попытка найти выход, по крайней мере временный, из первого ядерного кризиса на корейском полуострове 1993 г.
Тогда Пхеньян отверг запрос Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ на проведение инспекции объекта в Йонбене, расценив это как неприемлемое вмешательство во внутренние дела. После первого раунда контактов между Пхеньяном и Вашингтоном, который был твердо намерен предотвратить любую возможность неконтролируемого распространения ядерного оружия, Северная Корея решила приостановить выход из ДНЯО. Среди важнейших положений соглашения были: заморозка северокорейской ядерной программы; новая серия инспекций МАГАТЭ, включая запланированные инспекции и инспекции по требованию; участие в ДНЯО; выполнение Совместного заявления о денуклеаризации Корейского полуострова 1992 г. В обмен правительство США обязалось предоставить формальные гарантии целостности Северной Кореи, поставить нефть для электричества и отопления 500 тыс.
Макаревич в докладе «Между непримиримостью и тягой к примирению: особенности политики военных элит Пакистана в отношении Индии» высказал мнение, что военные элиты Пакистана устраивает парадоксальный консенсус по поводу невозможности уступок Индии и необходимости мира с восточным соседом — такое положение дел позволяет военным и дальше оставаться главным политическим субъектом страны. Младший научный сотрудник Э. Ширгазина в докладе «Гималайский фронт соперничества Индии и Китая: предпосылки и динамика развития» обозначила ключевые предпосылки возникновения территориального спора между двумя странами и основания для его развития. Дала подробную характеристику сути и содержанию противоречий в пограничной проблеме и проследила основные этапы развития двустороннего взаимодействия по ее разрешению.
Лавров рассказал об опасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
14 апреля 2023 г. в БГУ вновь прошла Международная молодежная научно-практическая конференция «Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона-XIV». Прежде Штаты объявили, что намерены до конца 2024 года разместить в Азиатско-Тихоокеанском регионе ракетные системы среднего радиуса. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) приобретает все большее значение в мировой экономике и международных отношениях. Фондовые индексы крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги в четверг без единой динамики. Новости рыболовства и аквакультуры Азиатско-Тихоокеанского региона, ЕС, обзоры рынков, статистическая, аналитическая информация (контакт: fecrs@).
Сообщество Большая Евразия
- атр - Свежие новости :
- Итоги молодежной конференции АТР-XIV (2023)
- Разворот на Восток
- В Китае заявили, что НАТО хочет дестабилизировать Азиатско-Тихоокеанский регион
- Подробности
- Махинации США по дестабилизации Азиатско-Тихоокеанского региона в угоду своим интересам
Тихоокеанский регион
НП "Центр АТР" регулярно оказывает содействие в организации участия в данной конференции представителей ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга. Выступление президента России на VIII Восточном экономическом форуме во Владивостоке расценивается в кругах англо-американского истеблишмента как призыв к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) достичь глобального лидерства. В развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) более чем два раза выросло число бедных. США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) развернули крупнейшую группировку в 400 тыс. военных, около тысячи самолетов, 130 кораблей, заявил начальник Главного управления (ГУ, ранее – Главное разведывательное управление, ГРУ) Генштаба ВС РФ Игорь Костюков. месторождение находится в Верхнебуреинском районе. Североатлантический альянс (НАТО) хочет дестабилизировать Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), чтобы обеспечить Соединенным Штатам господство в мире.
ショッピング直販店 00´s SLAYER【DELTA TAG】
Требования по правам на интеллектуальную собственность Если в процессе удовлетворения запроса возникают права на интеллектуальную собственность, следует обозначить требования по ним. Можно обозначить, какими правами интеллектуальной собственности должен обладать поставщик относительно запрашиваемой технологии или технологического решения.
Можно выделить три подхода, объясняющие интерес КНР к использованию многосторонней дипломатии. Первый заключается в том, что, прибегая к многосторонней дипломатии, Китай социализировался и изучал широко принятые в международном сообществе стандарты, то есть адаптировался к существовавшим «правилам игры». Сторонники второго подхода подчеркивают, что Китай прагматично использует многостороннюю дипломатию как политический инструмент влияния, преследуя свои национальные интересы. Например, развивая отношения с региональными экономическими интеграционными организациями, Китай выступает адвокатом многополярного мира с целью уравновесить могущество США. Адепты третьего подхода считают, что Китаю будет трудно полноценно интегрироваться в систему многосторонних международных отношений. Поэтому он будет стремиться изменить саму существующую систему и ее ценности, в том числе, возможно, прибегая к стратегии «разделяй и властвуй» при выстраивании отношений с региональными организациями.
Наличие трех подходов демонстрирует разногласия, существующие в интерпретации природы многосторонней дипломатии Китая, и указывает на то, что последняя нуждается в дополнительном изучении. Становление современной модели дипломатии Китая Развитие дипломатии Китая особенно многосторонней по отношению к региональным экономическим организациям можно условно разделить на три этапа. Первый охватывает период от становления КНР до окончания холодной войны 1950-е — конец 1980-х гг. Условно назовем этот период «установлением контактов». Китай выстраивал многосторонние связи только на глобальном уровне к примеру, с ООН , но был скептически настроен в отношении многостороннего взаимодействия на региональном уровне, полагаясь на двустороннюю дипломатию с государствами Европы и Юго-Восточной Азии. Второй этап пришелся на период между окончанием холодной войны и началом мирового экономического кризиса 2008—2009 гг. Китай начал присоединяться к различным международным и региональным форматам и применять на практике многостороннюю дипломатию.
Выстраивая отношения с ЕС, Китай в равной степени опирался на двустороннюю и многостороннюю дипломатию, однако оба этих трека не были взаимодополняющими. Ключевой особенностью китайской дипломатии в отношении ЕС и АСЕАН оставалась избирательность, что объяснялось порой отсутствием политической воли и ограниченными возможностями. С началом мирового финансового кризиса 2008 г. Китай начал активно и со знанием дела применять многостороннюю дипломатию, используя ее в национальных интересах и преследуя заложенные в национальных стратегиях цели. Хотя «установление контактов», «интеграция» и «становление» —— это основные характерные черты выделенных нами этапов, в рамках какого-либо отдельно взятого этапа могут проявляться и другие. Чуть ниже мы подробнее рассмотрим третий этап — становление многосторонней дипломатии. Особенность внешнеполитической стратегии Китая современный период состоит в том, что в его взаимоотношениях с региональными экономическими интеграционными организациями двусторонняя и многосторонняя дипломатия дополняют друг друга.
КНР развивает новые формы дипломатии, такие как многосторонняя экономическая дипломатия, многосторонняя культурная дипломатия и т. Эти процессы свидетельствуют о переходе Китая от интеграции в международное сообщество и принятия международных правил к изобретению новаторских международных механизмов взаимодействия и активному формированию благоприятных внешних условий для достижения своих целей. Рассматривая трансформацию китайской дипломатии в отношении двух крупнейших региональных экономических интеграционных организаций ЕС и АСЕАН , важно подчеркнуть изменение характера китайской дипломатии в целом. Если ранее Китай осторожно относился к многостороннему взаимодействию, то сегодня многосторонний трек полностью интегрирован во внешнюю политику страны благодаря полученным знаниям о том, как многосторонние инструменты дипломатии позволяют активно взаимоотношения и преобразовывать их. Эволюция политики Китая в отношении ЕС Сегодня Европейский союз — один из главных источников распространения модели многосторонней дипломатии в мире. В рамках Европейской политики соседства, запущенной в 2003—2006 гг. Принимая активное участие в налаживании диалога с другими региональными экономическими организациями, ЕС проводит успешную внешнюю экономическую политику, опираясь на свои очевидные преимущества: выход любой страны на единый рынок ЕС регулируется единым внешним тарифом.
В то время Китай был больше заинтересован в налаживании связей с государствами Западной Европы в мире и в развитии отношений с двумя сверхдержавами. Внешняя политика Китая в отношении ЕЭС была в первую очередь сосредоточена на двусторонней дипломатии в отношении каждой из стран-членов Сообщества. В 1990-е гг. ЕС начал делать шаги в сторону сотрудничества с КНР. Так, с 1995 по 2008 гг. ЕС издал шесть документов по внешней политике, которые затрагивали отношения с Китаем. Объемы торгово-экономических и отношений сторон стали быстро возрастать.
ЕС начал координировать с Китаем свои шаги в рамках ООН, активно выступал в поддержку вступления Китая в ВТО, осознавая, что присоединение Китая —— шанс для дальнейшего развития этой организации. Чтобы выстроить сбалансированные торговые отношения с ЕС, Китай начал изучать нормы ЕС, в которых многостороннему подходу —— в том числе, в области дипломатии —— отводилась центральная роль. На протяжении этого периода 2000-е гг. Так, в 2004 г. В 2008 г. В китайских академических кругах резко возросла популярность такого направления как «европеистика» изучение европейской интеграции : оно помогало глубже изучить основы и механизмы региональной интеграции. Тем не менее позиция Китая в политико-экономическом диалоге с ЕС в этот период еще носила пассивный характер.
Это определялось асимметричной взаимозависимостью Китая и ЕС. В торговых войнах между Китаем и ЕС китайские компании всегда оказывались в худшем положении, поскольку Китаю не доставало понимания правил и предписаний ЕС —— а значит, их сложно было соблюдать. Недостаток опыта многосторонней дипломатии у Китая сказывался и в решении политических вопросов. Например, в 2004 г. Китай обратился к ЕС с просьбой отменить эмбарго на поставку вооружений, но та не была услышана. Характер дипломатии Китая в отношении ЕС часто подвергался критике со стороны государств Запада. Китай даже обвиняли в том, что тот пользуется возможностями, вытекающими из характера институтов Европейского союза, с целью разобщить и дезинтегрировать ЕС.
Финансовый кризис 2008—2009 гг. Ухудшение экономической ситуации в ЕС повлияло на его отношения с Китаем. Китай, напротив, успешно справился с кризисом и стал второй по величине экономикой в мире. С 2013 г. Параллельно с этими изменениями, а также усвоив уроки прошлого дипломатического опыта, Китай начал активно выстраивать новые отношения с ЕС, стремясь добиться большего учета Брюсселем интересов КНР. Для этого Китай разработал политику «двойного укрепления» в отношении ЕС. В ней учитывалась важная роль Лиссабонского договора в интеграции внешней политики стран-членов ЕС и в налаживании отношений Пекина уже с институтами ЕС.
В 2011 г. Она предполагала усиление комплексного стратегического партнерства между Китаем и ЕС в интересах взаимовыгодного сотрудничества». В то же время для достижения своих целей Китай продолжает выстраивать двусторонние отношения с ключевыми странами-членами ЕС: Германией, Францией и Великобританией. Особенно активно во время экономического кризиса развивались китайско-германские отношения: вырос объем их двусторонней торговли, а лидеры обоих государств регулярно посещали страны друг друга. На 2014 г. Во время долгового кризиса еврозоны Китай оказал финансовую помощь странам Южной Европы Греции, Испании, Португалии и Италии , а также Исландии, что существенно улучшило его двусторонние дипломатические отношения с указанными государствами. Анализ китайской политики «двойного укрепления» после европейского долгового кризиса показывает, что Китай активно использует многостороннюю дипломатию, но при этом не забывает о преимуществах традиционной двусторонней дипломатии.
Укрепление двусторонних отношений со странами-членами ЕС —— не только инструмент укрепления отношений Китая с ЕС в целом, но и наглядный пример того, что Китай прибегает к более прагматичной и гибкой форме многосторонней дипломатии в отношении региональных организаций. Отношения Китая и стран Центральной и Восточной Европы После европейского долгового кризиса государства Центральной и Восточной Европы ЦВЕ перестали полагаться исключительно на страны-члены ЕС и обратили внимание на другие располагающие ресурсами центры силы, проводя политику «открытости на восток». Одновременно Китай активно искал новые возможности для вложения своих огромных валютных резервов. Это второй пример того, как Китай начал работать над форматированием отношений со странами Европы. В июне 2011 г. Второй форум прошел 25 апреля 2012 г. Во время встречи Вэнь Цзябао озвучил четыре принципа развития дальнейших отношений: усиление прагматичного экономического сотрудничества; создание и совершенствование механизмов взаимодействия; реализация инициатив так называемые «двенадцать мер» для достижения значительных результатов сотрудничества в скором будущем; поддержка взаимодействия в таких сферах как институциональное строительство, торговля и финансы, создание инфраструктуры, культура, образование, туризм, научные исследования, международный обмен и т.
Некоторые из объявленных Китаем «двенадцати мер» уже запущены: спецпроект по предоставлению займов общий бюджет 10 млрд долл. В Европе аналогичный механизм пока не создан. В целом, заметна асимметрия сотрудничества Китая со странами ЦВЕ, в котором Китай играет доминирующую роль. Заявления должностных лиц или документы не подтверждают однозначно, что именно Китай —— инициатор сотрудничества со странами ЦВЕ, но в пользу этой точки зрения можно привести ряд аргументов. Во-первых, Китай сильно заинтересован в развитии отношений с ЦВЕ. Объем торговли между Китаем и ЕС упал из-за кризиса государственного долга, в то время как объемы взаимных инвестиций и торговли между Китаем и ЦВЕ в 2013 и 2014 гг. С точки зрения китайского правительства, в сотрудничестве с ЦВЕ заложен огромный потенциал.
Во-вторых, Китай играет активную роль в этих многосторонних отношениях. Так, именно китайское правительство сформулировало четыре принципа взаимодействия и разработало «двенадцать мер» для развития отношений Китая с ЦВЕ, а также позаботилось об успешной реализации запланированного. Инициативы Китая стали основой для развития механизмов сотрудничества. Различия в экономической мощи между Китаем и 16 странами ЦВЕ не позволяют последним выстраивать отношения на равных. Также между странами ЦВЕ существуют разногласия относительно их политических и экономических целей, разнятся и их взгляды на вопросы безопасности, поэтому им сложно консолидировать свою позицию в переговорах с Китаем и взять на себя роль лидера. Это укрепляет доминирующую позицию Китая в диалоге с ЦВЕ. В-третьих, китайское правительство использует имеющиеся в его распоряжении разнообразные механизмы и развивает сотрудничество с ЦВЕ как на правительственном, так и на региональном уровнях.
Инициатива «Один пояс, Один путь», которая отражает китайское видение европейско-азиатского сотрудничества, также призвана развивать отношения между Китаем и ЦВЕ. Тем не менее, будучи вынужденным считаться с позицией ЕС, Китай должен занимать сдержанную и прагматичную позицию в вопросах сотрудничества со странами ЦВЕ. Европейская комиссия и некоторые влиятельные страны ЕС склонны полагать, что Китай стремится разобщить Евросоюз и сформировать отдельную интеграционную группу с государствами ЦВЕ. Китай воспринимает эту критику без удивления —— он к ней вполне готов —— и берет курс на укрепление экономического и торгового сотрудничества с ЦВЕ, избегая вовлечения в политическую сферу и сферу безопасности. Даже в случае с коммерческим сотрудничеством Китай тщательно изучает и анализирует политические факторы экономических взаимоотношений. Дело в том, что отношения нынешнего правительства Венгрии с ЕС оставляют желать лучшего, и этот фактор не позволяет Китаю развивать тесные экономические и торговые связи с ней. Одновременно Китай неоднократно заявлял, что с точки зрения китайского правительства сотрудничество с ЦВЕ следует воспринимать исключительно как продолжение и дополнение взаимоотношений Китая с Евросоюзом.
Созданная c целью региональной экономической интеграции развивающихся стран, АСЕАН имеет ряд специфических черт и демонстрирует характеристики, которые легли в основу понятия «путь АСЕАН». Оно подразумевает осторожное отношение к формальной институционализации, принцип инклюзивности вовлечения , особое применение принципа консенсуса и невмешательство во внутренние дела стран-членов. Например, Китай приобщился к многосторонней дипломатии в процессе разрешения вопросов в Восточной Азии, принимая участие в вышеупомянутых многосторонних механизмах. Первоосновной задачей основания АСЕАН была стабилизация ситуации на внутренних рынках и экономический рост. Болезненный опыт становления национальной независимости объясняет сильную неприязнь, которую и по сей день испытывают страны АСЕАН к внешнему вмешательству. В этот период, пока внутренняя координация Ассоциации еще не была сформирована, АСЕАН не развивала дипломатических отношений с третьими странами или объединениями. В то же время взаимоотношения между Китаем и некоторыми странами АСЕАН прошли через трудности и нередко становились напряженными.
Государствам-членам Ассоциации требовалось преодолеть внутренние трудности, тектонические политические и экономические изменения в мире вынуждали их ставить новые задачи в политике в экономике. Тогда же многостороннее сотрудничество стало необходимым элементом внешней политики Китая. С 1991 г. Китай начал принимать участие в многосторонних механизмах АСЕАН, в частности, его представители присутствовали на министерских встречах организации и принимали активное участие в обсуждениях. Финансовый и экономический кризис 1997 г. С учетом своего экономического и политического потенциала Китай быстро стал важным участником региональных многосторонних механизмов Восточной Азии например, АСЕАН плюс три. Этот многосторонний торговый механизм принес Китаю и странам АСЕАН ряд преимуществ: он повлек за собой не только изменения в региональный производственных цепочках, но и региональный инвестиционный бум.
С развитием зоны свободной торговли Китая и АСЕАН взаимоотношения сторон также улучшились, что способствовало реализации стратегии «мирного подъема» Китая. Таким образом, Китай глубоко заинтересован в дальнейшем развитии этого соглашения. В 2013 г. В рамках инициативы по обновлению и совершенствованию соглашения о свободной торговле его участники уделяют особое внимание укреплению торговых механизмов взаимодействия и оптимизации структуры торговли. Как отмечает Э. Гох, «в последнее десятилетие подход Китая к построению отношений со странами Юго-Восточной Азии отличается сознательной деэскалацией региональных споров, готовностью принимать участие в многостороннем диалоге и институтах, стремлением к добрососедству и взаимной выгоде». Декларация и кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море далее —— Декларация , подписанная в 2002 г.
Но из-за недостаточной эффективности инструментов по реализации заложены в Декларации 2002 г. Разработка Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море далее —— Кодекс серьезно повлияла на который содержал бы в себе ограничительные статьи, стала важным фактором развития отношений Китая со странами АСЕАН. По итогам переговоров и консультаций 14—15 сентября 2013 г. Хотя для достижения удовлетворительных результатов потребуется больше времени, уже сегодня можно отметить существенный прогресс. В переговорах по Кодексу Китай также использует многосторонний подход, однако двусторонние механизмы продолжают играть существенную роль. Китай укрепляет двусторонние отношения со странами АСЕАН особенно теми, кто не имеет отношения к разногласиям по проблеме Южно-Китайского моря : например, через всеобъемлющие стратегические партнерства с Индонезией и Малайзией, а также выстраивая более доверительные отношения с Таиландом. Таким образом, в сфере политики и национальной безопасности многосторонний механизм «Китай —— АСЕАН» постепенно становится все более значимым и успешно сочетается с двусторонними механизмами взаимодействия.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций В октябре 2013 г. Многие азиатские страны —— особенно страны АСЕАН —— поддержали данную инициативу, а некоторые пожелали стать соучредителями. Согласно официальной позиции Китая, предложенный механизм отражает «межправительственную природу институтов регионального многостороннего развития Азии, […] и его основная цель — поддерживать развитие инфраструктуры и инвестиционные проекты в других областях, способствовать экономическому развитию в азиатском регионе и региональному экономическому сотрудничеству». Согласно оценкам Азиатского банка развития, в период с 2010 по 2020 гг. Для стран АСЕАН и других развивающихся государств азиатского региона подобный банк станет подспорьем для местных инфраструктурных фондов, а также поможет укрепить отношения между странами Азии —— в первую очередь, между Китаем и его соседями. Эту инициативу также можно рассматривать рассматривается как попытку Китая подорвать монополию многосторонних финансовых институтов Запада26 и обрести большее влияние на конфигурацию мировой финансовой инфраструктуры. В данный момент у Китая есть ресурсы и возможности для проведения активной внешней политики.
Страны-соседи рассчитывают, что Китай будет играть более существенную роль в отношениях с ними и сможет генерировать больше «общественных благ» в регионе посредством многосторонних механизмов. Приверженность многосторонней дипломатии имеет для Китая несомненные преимущества. Многосторонний трек может облегчить положение Китая в условиях международного давления, поможет Пекину активнее на международную политику и повысит конкурентоспособность страны. Переход Китая к третьему этапу формирования своей многосторонней дипломатии —— это открытие новых возможностей и для его международных партнеров, поскольку этот этап может способствовать формированию взаимного доверия, расширению международного сотрудничества и нахождению решений общих проблем. Сегодня Китай активно продвигает многостороннюю дипломатию в отношениях с региональными экономическими интеграционными организациями. Однако это не означает, что он игнорирует традиции и преимущества наработанной веками двусторонней дипломатии. Фактически двусторонняя и многосторонняя дипломатия дополняют друг друга.
В XXI в. Захаров А. Американо-индийское сотрудничество в АТР: проблемы и перспективы В статье анализируются экономические и военно-политические аспекты американо-индийского сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор рассматривает противоречия стран в области торгово-экономического взаимодействия, в частности — причины отсутствия Индии в проекте Транстихоокеанского партнерства. Проанализирован политический диалог стран, определена роль китайского фактора в политике США и Индии в регионе. Исследованы военно-технические аспекты сотрудничества США и Индии. Автор делает вывод об общем укреплении американо-индийского взаимодействия в АТР и Индийском океане, но отмечает, что в силу многовекторности внешней политики Индии партнерство двух государств будет носить ситуативный характер.
За последние годы американо-индийские отношения получили серьезное развитие и достигли исторических высот. Взаимодействие двух стран, которое с начала XXI в. Несмотря на значительные подвижки в ядерной проблематике см. В 2016 г. Тем не менее ближайшее рассмотрение взаимодействия США и Индии показывает: несмотря на значительные шаги, сделанные Вашингтоном и Нью-Дели навстречу друг другу, говорить о превращении «стратегического диалога» в «стратегическое партнерство», а тем более в союзнические отношения рано. В статье мы постараемся проанализировать три основных направления в американоиндийских отношениях в АТР экономика, политика, военно-техническое сотрудничество и рассмотреть факторы, вынуждающие стороны сохранять некоторую дистанцию и воздерживаться от слишком сильного сближения. Экономическое направление В последние годы торгово-экономическое сотрудничество стран стабильно развивается, являясь одним из приоритетных направлений двусторонних отношений.
По состоянию на конец 2015 г. С сентября 2015 г. На открытии диалога государственный секретарь США Дж. Керри заявил о масштабном плане сторон по увеличению товарооборота в 5 раз — до 500 млрд долл. Несмотря на развитие торгового взаимодействия, в данном вопросе у стран имеются серьезные разногласия. Прежде всего, это обоюдные упреки в применении протекционистских мер, которые привели к противостоянию между государствами во Всемирной торговой организации ВТО. В 2015—2016 гг.
США и Индия направили ряд исков друг против друга в комиссию по разрешению торговых споров организации, и не исключено, что разбирательства между странами растянутся на ближайшие годы. Именно торговые разногласия стали одной из важнейших причин того, что Индия воздержалась от участия в проекте Транстихоокеанского партнерства ТТП , который продвигала администрация Б. Другой причиной этого стали претензии США, связанные с защитой интеллектуальных прав, прав рабочих и защитой окружающей среды, которые трудновыполнимы для Нью-Дели и остаются предметом двусторонних разногласий. Несмотря на то, что в январе 2015 г. Обама, прибыв с визитом в Индию, высказал свою поддержку интереса Индии к вступлению в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество АТЭС , по данному направлению не было достигнуто никакого прогресса. С ноября 2011 г. Индия по приглашению Соединенных Штатов является наблюдателем в организации.
С марта 2016 г. В резолюции содержится призыв к другим государствам-членам организации поддержать вступление Индии. На данном этапе законопроект не пользуется поддержкой достаточного числа конгрессменов. Ограничивающую роль для дальнейшего экономического сближения играло и отсутствие Индии в крупных региональных проектах, которые разрабатывались США например, Транстихоокеанского партнерства и Соглашения о торговле услугами. В целом, перечисленные разногласия по торгово-экономической тематике становятся определенным раздражителем для двустороннего сотрудничества. Однако индийское руководство не спешит следовать этим рекомендациям по внутренним причинам, что вызывает недовольство в Вашингтоне. Политическое направление Индия занимает важное место в планах Вашингтона по усилению влияния в регионе: США стремятся укрепить связи с демократическими партнерами, создав тем самым демократическую коалицию.
Еще с 2011 г. Обамы осуществляла попытки включения Индии в стратегию «распространения демократии». Тогда один из сторонников американской политики разворота к Азии — госсекретарь Х. Клинтон — отмечала, что по мере возрастания роли Индии в АТР она несет дополнительную ответственность, включающую необходимость откровенно высказывать свою позицию против нарушений универсальных прав человека. Клинтон, в частности, призвала Индию подталкивать правительство Мьянмы к диалогу с лидером оппозиции Аун Сан Су Чжи и к освобождению политических заключенных, а также к участию в демократизации Шри-Ланки, заявив, что «индийская демократическая система, в которой люди всех религий и социальных слоев участвуют в равной степени, может служить моделью для этой страны». Обама посетил Нью-Дели и принял участие в качестве почетного гостя на торжественном параде, посвященном 65-й годовщине Республики Индия. В ходе визита американский президент особо подчеркнул растущую роль Индии в АТР.
Это все говорит о том, что разворот российской внешней торговли на Дальний Восток и на Юг, конечно же, состоялся. Перспективы очень хорошие", — сказал глава ФТС Руслан Давыдов, прибывший во Владивосток для подведения итогов работы Дальневосточного таможенного управления за 2023 год. Основными покупателями выступают Китай и Республика Корея.
Примечательно, что в антироссийских санкциях не участвуют протектораты Новой Зеландии — бывшего британского доминиона, воздерживающегося, однако, от полноценного участия в англосаксонском блоке AUKUS. Что позволяет Новой Зеландии с её автономиями проводить прагматичный курс в отношении антироссийских санкций участников этого блока.
Поэтому, присоединившись к антироссийским санкциям, в Веллингтоне не слишком не слишком внимательно следят за поведением в этом вопросе зависимых от него территорий. Как сообщал ещё в 2013 г. В начале в 2022 г. Издавна здесь действует французский местный франк, в т. Таким образом, восстановление ряда протекторатов государств «глобального Запада» в режиме преференций ЕАЭС способно положительно повлиять на возможный диалог всего Союза, прежде всего РФ, с Новой Зеландией, что, в свою очередь, потребует дополнительного обращения к списку обладателей торговых преференций, в который входит и Корейская Народно-Демократическая Республика.
Социалистическая Корея признала российский статус Крыма и новых регионов России, всецело поддерживает СВО, а недавний визит в Страну утренней свежести министра обороны России Сергея Шойгу позволит вывести двусторонние военно-технические связи на качественно новый уровень. По мнению профильных экспертов, транзитное использование транзитных тихоокеанских портов КНДР, таких как Раджин, Сонвон, Чхончжин, позволит наладить более эффективные логистические цепочки.
Табло. К глобальному лидерству Азиатско-Тихоокеанского региона...
Эксперты признали, что именно азиатский регион в среднесрочной перспективе станет самым влиятельным с экономической точки зрения. Азиатско-Тихоокеанский регион, вооруженные силы США, стратегическое сдерживание, военное присутствие, противоракетная оборона США. Азиатско-Тихоокеанский регион, вооруженные силы США, стратегическое сдерживание, военное присутствие, противоракетная оборона США. Азиатско-Тихоокеанский регион имеет для всего мира стратегическое значение. Новости рыболовства и аквакультуры Азиатско-Тихоокеанского региона, ЕС, обзоры рынков, статистическая, аналитическая информация (контакт: fecrs@). Товарооборот между российским Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в стоимостном выражении в 2023 году составил $47 млрд, что более чем на 10% превышает показатель 2022 года.
Оправдание военного присутствия
- Взаимодействие России со странами АТР пока не сбалансировано
- Новости Тихоокеанского региона - ИА REGNUM
- Си Цзиньпин: АТР не должен быть втянут в новую холодную войну
- Азиатско-Тихоокеанский регион завершил торговую сессию смешанными результатами
- НАТО играет в опасные игры стягивая силы в Азиатско-Тихоокеанский регион — военный эксперт
- 15.05.2023 - Китай остается важной движущей силой роста в АТР