Статья автора «Деловой Петербург — свежие новости и видео» в Дзене: Тинькофф за год вдвое снизил число клиентов со счетами для мошенников, заявил Олег Замиралов, глава Центра экосистемной защиты. Читайте самые свежие и актуальные новости из рубрики Криминал на Горсайте – В своих схемах аферисты прибегают к использованию роботизированных виртуальных ассистентов. Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве.
Правовая база ответственности за мошенничество
- Для тех, кто ценит свое время
- Мошенники не стоят на месте, а постоянно совершенствуют свои схемы.
- Разные, разные лица
- Мошенничество — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Как сейчас телефонные мошенники обманывают пермяков? Семь схем «разводов»
Что такое мошенничество в интернете и как не стать жертвой аферистов?
Самые важные новости для юриста за апрель. 26 апреля. ЦБ РФ оставил ключевую ставку прежней. телефонный мошенник — о версии того, что аферисты звонят из колоний. Книги в Викиучебнике. Медиафайлы на Викискладе. Десять крупнейших финансовых аферистов по версии Forbes. Аферы с использованием банковских карт включают в себя несанкционированный доступ к финансовым счетам, кражу карт и использование украденной информации для совершения покупок.
Екатеринбурженка лишилась квартиры и шести млн рублей из-за мошенников
В итоге потенциальной жертве ответит злоумышленник, представившийся сотрудником финансовой организации. Во время общения аферисты могут предлагать перевести средства или разблокировать карту. Поэтому эксперты советуют прекращать такие разговоры и обращаться в банк по номеру, указанному на официальном сайте. Ранее в Сбере предупредили о новых видах мошенничества.
Выдают себя за ломбарды, банки или МФО, имеют официальные сайты. Представляют фирму-однодневку.
Создают суету, не дают внимательно прочитать договор. Оформляют договор купли-продажи по заниженной стоимости, при этом завышают стоимость неустоек и штрафов. Выясните все о лизингодателе: сайт, регистрационные данные, наличие сведений в перечнях Банка России. Направьте претензию лизингодателю. Обратитесь в суд с иском о признании данной сделки недействительной.
Инвестиции Не имеет лицензии на привлечение средств граждан. На сайте нет информации о собственных активах и финансовом положении. Слишком высокая заявленная прибыльность. Нет гарантии, что прибыль выплачивается от дохода организации, а не от других участников. Просят привлекать знакомых, чтобы получать выплаты.
Другие эксперты отмечают, что рост заявок об аферистах, своей цели не добившихся, связан с увеличением количества сервисов, принимающих подобного рода обращения. Многие из них частные, но есть и государственные — например, в середине 2022 г. Российские банки тоже предлагают своим клиентам жаловаться на мошенников путем заполнения специальных форм в режиме онлайн. Рука руку моет Все системы жалоб на действия мошенников предполагают указание номера телефона, с которого они звонили. В дальнейшем эти номера могут быть заблокированы операторами связи, потому что банки передают информацию из жалоб россиян в Минцифры и непосредственно операторам. Также в России существует немало приложений, которые в реальном времени проверяют номер звонящего и при необходимости помечают его как нежелательный. Таким образом, россияне еще до ответа на звонок знают, кто им звонит — мошенник, спамер или нормальный собеседник.
Доход от инвестиций, который некоторое время выплачивался вкладчикам, был средствами новых клиентов. Через некоторое время он переставал выходить на связь и обманутые граждане обращались в полицию. В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудники полиции задержали подозреваемого.
Россиян предупредили об активизации мошенников перед майскими праздниками: что нужно знать
5. Что такое фишинг и как от него защититься? Фишинг — это вид интернет-мошенничества, который используется для кражи конфиденциальных данных человека. Аферисты представляются сотрудниками полиции, которые расследуют утечку личной информации, и просят данные о банковской карте, чтобы «сверить сведения». Аферисты с Украины попались: как мошенники спонсировали ВСУ на деньги россиян.
Предложения Банка России по борьбе с мошенниками
- Как защититься от обвинений в мошенничестве
- Последние новости о мошенничестве
- Мошенничество ст. 159 УК РФ, Особенности защиты подозреваемого
- Фейковый сайт минздрава
Мошенники обманывают жителей Башкирии, обещая доходы от инвестиций
Поэтому так популярны звонки «со счёта прямо сейчас снимаются деньги», «ваша дочь умирает» некоторые признаются, что сначала пугаются, а лишь потом вспоминают, что у них сын. Срочность принятия решений — тоже оружие мошенников. Спешка никогда не способствует объективности и не даёт прислушаться к собственным эмоциям. Главное правило противодействия мошенникам Как бороться с собственными эмоциональными порывами, если мошенник вдруг застал вас врасплох? Если вы получаете сообщение в интернете «от подруги», то имеет смысл проверить, подруга ли это. Например, задать вопрос, ответ на который не может знать посторонний человек.
Если вы что-то оплачиваете — проверить ссылку, часто злоумышленники используют сайты с похожими названиями. Помните, что вы не должны разглашать свою персональную информацию и, скорее всего, если кто-то пытается её узнать, то имеет смысл проверить намерения этих людей. Пожилые люди, хоть и не являются основной целевой аудиторией мошенников, всё же более уязвимы для таких манипуляций. Среди прочих причин этой уязвимости есть и особенность, характерная только для российских пенсионеров, рассказала психолог: — Пожилые люди в России более уязвимы, потому что долго жили в Советском Союзе, где иметь собственные границы было не в почёте что тоже связано с социальной инженерией. Покорный человек — находка для мошенника.
Чтобы помочь пожилым близким, вы можете им рассказать о случаях мошенничества и дать понять, что в подозрительных ситуациях они могут обратиться к вам. Предложения Банка России по борьбе с мошенниками Использование методов социальной инженерии, когда человек сам переводит деньги на счёт мошенников, минимизирует сейчас возможность их возврата пострадавшему. Как отметил эксперт, банки в этом случае имеют полное право не возмещать пострадавшему убытки — ведь он сам нарушил договор и сообщил преступникам личные или финансовые данные. Фото: 78. Сейчас сведения этой базы доводятся регулятором до банка-получателя платежа.
Законопроектом предусмотрено направление информации и в банк-отправитель платежа, который, в свою очередь, тоже будет обязан использовать эту информацию в своих антифрод-системах. Инициатива предусматривает, что, если банк-отправитель платежа получил от Банка России информацию из базы о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента, но не учёл её в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счёт, то он обязан будет вернуть клиенту похищенные средства в полном объёме в течение 30 дней. Кроме того, банк-получатель платежа сможет ограничивать дистанционный доступ к счёту, если информация о таком счёте есть в базе о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. Время одуматься и другие поправки в закон Банк России предлагает также ввести «период охлаждения». Эта инициатива предусматривает, что банк плательщика в течение двух дней не будет выполнять распоряжение по перечислению денежных средств на счёт, который содержится в базе данных Банка России.
В случае телефонного мошенничества насторожить должны любые просьбы, связанные с деньгами и данными. Аферист на живой встрече — это хамелеон, ловко подбирающий подход практически к каждому человеку. Он доброжелателен, аккуратен, вежлив, имеет «хорошо подвешенный язык». Брачный аферист не терпит попыток прекратить общение, старается любой ценой его продолжить. Заставить его дрогнуть можно, пообещав вызвать полицию. Отличить незадачливого ухажёра от мошенника бывает сложно. Последний выдаёт себя желанием узнать данные банковской карты жертвы, остаться в её квартире одному. Пускать в квартиру волонтёров и представителей коммунальных служб, у которых нет удостоверяющих документов, нельзя никому.
Если необходимость войти в жилище подтверждена, не стоит оставлять «гостя» без присмотра ни на минуту.
То же самое подтвердило в 2019 г. А исследование американской благотворительной организации для пожилых людей AARP обнаружило еще две закономерности: жертвы инвестиционных мошеннических схем чаще склонны совершать спонтанные покупки, а жертвы лотерей никогда или почти никогда не планируют будущие покупки. На эмоциях С развитием технологий возможности мошенников расширяются, меняются и скрипты, применяемые в их работе, но главный инструмент, которым они пользуются, остается неизменным — социальная инженерия , или использование человеческих слабостей для того, чтобы обманом заставить человека раскрыть информацию или совершить действие. Для этого злоумышленники используют эмоциональную манипуляцию: люди чаще совершают иррациональные или рискованные действия, находясь под влиянием эмоций — страха, паники, любопытства, злости, чувства вины или эмоционального возбуждения.
Неслучайно один из самых живучих способов мошенничества — так называемые «нигерийские письма», предлагающие схемы быстрого обогащения: платы за помощь в получении наследства или денег со счета, в ходе которых у жертв выманивается «предоплата» за различные сопутствующие услуги. Проанализировав 111 таких писем, Венди Кукиер, Эва Несселрот и Сьюзан Коди из Университета Райерсона в Торонто объясняют действенность «нигерийского спама» тем, что его авторы используют архетипический миф о свалившемся с неба богатстве и апеллируют к таким сильным эмоциям, как жадность и вина. Часто мошенники пытаются подавить потенциальных жертв авторитетом например, выдавая себя за чиновников, представителей крупных организаций или правоохранительных органов , использовать их доверие, вызвать эйфорию от внезапного приятного сюрприза или, наоборот, панику — в число наиболее распространенных способов телефонного мошенничества входят звонки из «службы безопасности банка» в связи с «подозрительной операцией» или из «колл-центра» о блокировке карты. Помимо эмоций, еще один из главных инструментов мошенников — срочность: делается упор на необходимость экстренных действий «прямо сейчас», на лимитированное количество ценных призов или времени для принятия решения и т. Все это идеально сработало и во время пандемии — в ситуации сложной психологической обстановки и изоляции, пишет директор Центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Игорь Шульга.
Он ждет участия. Ущерб россиян По данным Банка России, в 2020 г. Почти две трети таких операций были совершены с использованием методов социальной инженерии, то есть уловок и психологических приемов, в результате которых люди добровольно переводят злоумышленникам деньги или сообщают им информацию, с помощью которой те получают доступ к счетам. Даже если потенциальной жертве удается избежать денежных потерь, общение с теми, кто пытается обмануть, для многих не проходит бесследно. Люди, которые сталкиваются с мошенниками, несут серьезные моральные издержки: стресс, чувство утраты личной безопасности, страх снова оказаться в числе тех, кого пытаются обмануть, пишут Дэвид Модик и Росс Андерсон из Кембриджского университета.
По силе психологический эффект может превышать негатив от потери денег, отмечают они. Многие жертвы мошенников возлагают вину за произошедшее на себя а не на злоумышленников.
Подробностями поделились журналисты « Ленты. Действия злоумышленников Так, отмечается, что иногда аферисты могут пользоваться ошибками банковской системы.
Кроме этого, у злоумышленников может появиться доступ к учетной записи в онлайн-банке. Также человек может получить сообщение о том, что действие карты якобы приостановлено.
Как защититься от обвинений в мошенничестве
Думать, что брачный аферист охотится только за богатыми дамочками — распространенная ошибка. Человек должен знать, как защититься, если его несправедливо обвиняют в мошенничестве. Инструкция, что делать, куда обратиться за помощью. Зампред правления Сбербанка Кузнецов: аферисты стали предварительно подбирать потенциальных жертв. Показать еще. Новости компаний Все.
Мошенничество
Как работает новый вид мошенничества и что еще нового придумали аферисты — расскажем далее в статье. Статья автора «Деловой Петербург — свежие новости и видео» в Дзене: Тинькофф за год вдвое снизил число клиентов со счетами для мошенников, заявил Олег Замиралов, глава Центра экосистемной защиты. Подробнее, как распознать такое мошенничество, можно узнать в материале. Она сняла 5 миллионов рублей, встретилась с еще одним аферистом и внесла деньги на счета, номера которых он ей продиктовал. 5. Что такое фишинг и как от него защититься? Фишинг — это вид интернет-мошенничества, который используется для кражи конфиденциальных данных человека. Имитация бурной деятельности позволяет аферистам на начальном этапе «деятельности» уйти от наказания по статье 159 УК «Мошенничество».
Последние новости о мошенничестве
Как выглядит типичный аферист? И какие поправки в закон предлагает для защиты граждан банк России? Коллаж 78. На удочку аферистов попадаются не только легковерные домохозяйки или пенсионеры — как показывает статистика, убедить расстаться с деньгами можно практически кого угодно. К слову, подростков мошенники тоже стороной не обходят: десятой части аферистов удалось «развести» молодёжь 14-19 лет. Фото: pexels. Похищенные миллиарды и другие цифры Общее количество похищенных у россиян средств неуклонно растёт, как и «средний чек» одной транзакции. По данным Банка России, за 2022 год мошенники украли 14,7 млрд рублей. Годом ранее эта сумма составила 13,58 млрд, в 2020 году — 9,78, а в 2019-м только 6,43.
Если за 2021 год Банк России зафиксировал более 1 035 000 таких случаев, то в 2022 году их оказалось около 876 590. И это довольно резкий скачок: годом ранее он вырос только на 0,47 тыс. Конечно, эти суммы — лишь «средняя температура по больнице». Так, в 2020 году телефонные мошенники похитили у россиянки 400 млн рублей — об этом сообщал РБК со ссылкой на управление противодействия кибермошенничеству Сбербанка. Аферистам абсолютно неважно, мать-одиночка попалась в их ловушку или престарелый ветеран. Так, петербургского ветерана Николая Ивановича мошенники лишили 4 млн накоплений — причём не за один раз. Преступники звонили пожилому мужчине в течение года, представляясь сотрудниками благотворительного фонда, и выманивали суммы от 200 до 400 тыс. Директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров поделился историей, в которой потерпевшего мошенники обманывали несколько дней подряд.
Мужчина, напуганный их рассказами, в сжатые сроки продал три квартиры и полученные десятки миллионов рублей перевёл на их счета. Когда он опомнился, спросить было уже не с кого… Фото: pexels. Кто он — аферист на другом конце провода? Если раньше «представители Сбербанка» чаще всего базировались в местах не столь отдалённых, то сейчас этот бизнес уже давно вышел на другой уровень: целые сети оборудованных кол-центров обрушивают на россиян миллиарды звонков в год.
Только потом он осознал, что его провели мошенники. Ни машины, ни денег Марат Р. Откликнувшись на пост, начал переписываться с продавцом. Тот проинформировал его, что машина оформлена на брата и надо будет перевести деньги на его телефон. Он продиктовал номер и сказал сохранить его для перевода суммы. В ходе переписки мужчины договорились о встрече. Марат Р. Встретился с реальным продавцом, а не с тем, с которым переписывался на сайте. Осмотрев автомобиль, решил приобрести его. Реальный продавец сказал ему, что машина оформлена на брата. И денежные средства в размере 125 тысяч рублей необходимо перевести владельцу авто. Потерпевший, не уточнив, на какой именно номер телефона переводить деньги, перевел на тот, который указал мошенник в ходе переписки на сайте. Хозяин машины так и не получил сумму. Так он остался без денег и без машины.
Они попадают туда, если их базовые потребности неудовлетворены и они находятся в постоянном стрессе. Например, человеку не хватает денег, и он переживает из-за этого. Или у него проблемы в семье, и ему не хватает внимания и заботы. Его недооценивают на работе, или ему не хватает похвалы и признания. Все это погружает человека в состояние хронического стресса, поэтому общение с другим человеком может его легко затянуть и стать для него важным. Моя практика показывает, что жертвами становятся люди, которые длительное время находятся в состоянии беспокойства. Манипулируют потребностью поступать хорошо. Когда интернет-мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях и обманывают людей, они манипулируют базовой потребностью — поступать хорошо. Например, на странице вашего друга появился пост, что его мама попала в аварию. Ему нужны деньги на операцию, иначе мама умрет. Чтобы вы не успели связаться с другом или критически проанализировать ситуацию, мошенники создают дефицит времени — пишут, что деньги нужны срочно, и счет буквально идет на часы. Вы хотите помочь и перечисляете другу деньги. Потом оказывается, что аккаунт взломали, с мамой все хорошо, а ваши деньги — у мошенников. В сентябре 2020 года на информационном портале Life. Перегружают информацией. В течение одной—двух минут человеку сообщают больше трех фактов, на которых ему необходимо сконцентрировать внимание. Но психика человека устроена таким образом, что ему сложно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Он чувствует себя неуверенно, поэтому более подвержен давлению со стороны. Затем резко переводит разговор и начинает спрашивать про остатки денег на счетах и депозитах, расспрашивает про карты других банков. Человек начинает судорожно вспоминать, сколько денег у него на карте, кто из его близких живет в Новосибирске и кто мог запросить смену номера. Когда мошенник предлагает перевести деньги с карты на «внутренний счет банка», человек часто легко соглашается, потому что ему предложили «решение» проблемы. Как мошенники крадут деньги с банковских карт Преувеличивают. При общении мошенники используют психологический прием «сначала напугать, а потом спасти» — они давят на человека раздутой опасностью и тут же демонстрируют заботу. Опознать мошенников можно по фразам: «нужно сделать это сейчас — завтра будет поздно», «от кражи спасет только перевод денег в резервные ячейки», «другие банки держат информацию в секрете, а мы пытаемся спасти ваши кровные». Если от бытовых проблем человек уже находится на грани нервного срыва, то манипуляции мошенников попадают на благодатную почву. В результате жертва легко соглашается на предложения мошенников. Мария Емельянова практикующий психолог, гештальт-терапевт В начале общения мошенник резко погружает жертву в стресс. Это может быть тревога или паника — взломали личный кабинет, списали деньги или другая тревожная ситуация. А может, наоборот, — удивление или радость — вы выиграли миллион, получили наследство от богатого дядюшки. Затем мошенник предлагает решить стрессовую ситуацию, общаясь с позиции заботы, оказывает персональное внимание человеку. Его задача — пообещать жертве вознаграждение больше причиненного стресса. Многие люди в состоянии беспокойства попадаются на уловки мошенников, потому что у них отключается критическое мышление и на передовую выходят эмоции.
Для этого мошенникам требуется образец голоса, который без труда можно найти в мессенджере, где практически все пользователи отправляют голосовые сообщения. Подделка голоса осуществляется при помощи различных сервисов и программ, способных создавать голосовые аналоги человека на основе записанных образцов. Качество синтезированного голоса зависит от точности и количества записанных образцов. Благодаря современным технологиям, хакерам достаточно всего 20-секундного фрагмента разговора для создания копии голоса любого человека. Мошенники добывают образцы голоса потенциальной жертвы разнообразными методами: используют общедоступные аудио- и видеозаписи из интернета, а также данные, полученные при утечках биометрической информации. Кроме того, они могут записать голос человека, просто позвонив ему, и использовать диктофон для записи. Иногда мошенники получают доступ к аккаунту пользователя в мессенджере, применяя различные методы, такие как фишинг и социальная инженерия. Получив доступ к переписке, злоумышленники извлекают голосовые сообщения и загружают их в специальную систему, функционирующую на базе ИИ. Эта система затем анализирует голосовые образцы и учится имитировать особенности речи человека. Могут ли мошенники позвонить в банк и украсть деньги? С имитированным голосом жертвы мошенники могут попытаться позвонить в банк и выполнить различные операции, такие как снятие денег со счета или перевод средств на другой счет. Однако ведущие российские банки не используют систему управления счетом с помощью голоса. Например, в СберБанке в качестве биометрического идентификатора для проведения платежных операций используется не голос, а лицо человека.
Жульём поросло. Какие способы мошенничества появились в период пандемии?
Многочисленные словари русского языка сходятся в одном: аферист – это человек, занимающийся аферами. Аферы с использованием банковских карт включают в себя несанкционированный доступ к финансовым счетам, кражу карт и использование украденной информации для совершения покупок. На удочку аферистов попадаются не только легковерные домохозяйки или пенсионеры — как показывает статистика, убедить расстаться с деньгами можно практически кого угодно. Принимаем сообщения о мошенничестве. Анализируем обращения. Публикуем информациюо новых легендах и схемах, даём рекомендации по безопасности. Выполнив указания аферистов, сельчанин ничего подозрительного не заподозрил и продолжил выполнять все их требования. На удочку аферистов попадаются не только легковерные домохозяйки или пенсионеры — как показывает статистика, убедить расстаться с деньгами можно практически кого угодно.
Мошенничество в реальной жизни
- Что такое мошенничество: виды мошенничества и махинаций
- Схемы мошенничества
- Что такое мошенничество в интернете и как не стать жертвой аферистов?
- Подростки оформили более 66 тыс. счетов для вывода денег жертв аферистов
- Главное правило противодействия мошенникам
Мошенники научились красть личные данные получателей госпособий
Ущерб россиян По данным Банка России, в 2020 г. Почти две трети таких операций были совершены с использованием методов социальной инженерии, то есть уловок и психологических приемов, в результате которых люди добровольно переводят злоумышленникам деньги или сообщают им информацию, с помощью которой те получают доступ к счетам. Даже если потенциальной жертве удается избежать денежных потерь, общение с теми, кто пытается обмануть, для многих не проходит бесследно. Люди, которые сталкиваются с мошенниками, несут серьезные моральные издержки: стресс, чувство утраты личной безопасности, страх снова оказаться в числе тех, кого пытаются обмануть, пишут Дэвид Модик и Росс Андерсон из Кембриджского университета. По силе психологический эффект может превышать негатив от потери денег, отмечают они. Многие жертвы мошенников возлагают вину за произошедшее на себя а не на злоумышленников. Например, из 600 участников опроса среди потерявших деньги в мошеннической схеме людей, проведенного в 2014 г. Многие из них жаловались на проблемы со сном и здоровьем, утрату уверенности в себе и уважения окружающих, повышенное беспокойство, а некоторые в числе последствий своей неосмотрительности называли даже развод или расставание с партнером. Другой опрос, в котором в 2019 г.
Среди попыток мошенничества были обман при покупке и оплате товаров, телефонные звонки и электронные письма от якобы представителей банка, госучреждения или другой организации с просьбой предоставить персональные и финансовые данные для оказания какой-либо услуги, «выигрыш» в лотерею. Тем не менее о моральном ущербе от этого эпизода заявили восемь из каждых десяти опрошенных. Отчасти силу морального ущерба от столкновения с мошенниками объясняют результаты опроса исследовательской компании Ipsos среди представителей 28 стран, включая Россию, в 2019 г. Защита от мошенников Количество мошеннических схем исчисляется сотнями, если не тысячами, и аферисты атакуют людей в любом уголке мира, постоянно изменяя свои методы и используя все новые приманки. Просветительские ресурсы и правоохранительные органы предупреждают о старых и новых схемах мошенничества и способах обезопасить себя. Однако судя по количеству жертв, эти советы не работают, отмечают Ханох и Вуд. Несмотря на призывы использовать для защиты личных данных надежные пароли, всегда найдется кто-то, кто поставит паролем 123456, пишут исследователи, перечисляя основные правила того, как не стать жертвой мошенничества.
Поэтому эксперты советуют прекращать такие разговоры и обращаться в банк по номеру, указанному на официальном сайте. Ранее в Сбере предупредили о новых видах мошенничества. Автор: Татьяна Хитрушко Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
Москве задержали жителя столицы. Он подозревается в хищении более 100 миллионов рублей под предлогом инвестирования. Он заявлял, что является высококвалифицированным инвестором, и обещал высокую доходность от вложений.
Правда, это может быть связано с тем, что пожилые реже сообщают о случившемся мошенничестве. Так, один из экспериментов с фишинговыми письмами показал : то, сообщают ли пожилые люди о своих подозрениях о фишинге, частично зависит от их знаний о нем — таким образом, повышение осведомленности и общего уровня знаний о безопасном поведении в интернете может быть эффективным способом для снижения уязвимости к интернет-мошенничеству. Фрагменты информации Многие люди не понимают, что даже несколько фрагментов информации могут дать злоумышленникам доступ к аккаунтам пользователей, с помощью которых они могут красть деньги или распространять вредоносное ПО, отмечает компания «Касперский». Такие данные, как, например, полная дата рождения или адрес, лучше не выкладывать в соцсетях и не сообщать незнакомым людям, даже если они представляются «сотрудниками техподдержки» или кем-то еще, вызывающим доверие. Два фактора, которые влияют на шансы стать жертвой мошенничества, — импульсивность и толерантность к риску. Сниженный самоконтроль склонность к рискованным инвестициям и активность в интернете онлайн-шопинг, открывание электронных писем от неизвестных отправителей ассоциируются с более высоким риском стать жертвой мошенников, показал анализ поведения более 11500 интернет-пользователей. То же самое подтвердило в 2019 г. А исследование американской благотворительной организации для пожилых людей AARP обнаружило еще две закономерности: жертвы инвестиционных мошеннических схем чаще склонны совершать спонтанные покупки, а жертвы лотерей никогда или почти никогда не планируют будущие покупки. На эмоциях С развитием технологий возможности мошенников расширяются, меняются и скрипты, применяемые в их работе, но главный инструмент, которым они пользуются, остается неизменным — социальная инженерия , или использование человеческих слабостей для того, чтобы обманом заставить человека раскрыть информацию или совершить действие. Для этого злоумышленники используют эмоциональную манипуляцию: люди чаще совершают иррациональные или рискованные действия, находясь под влиянием эмоций — страха, паники, любопытства, злости, чувства вины или эмоционального возбуждения. Неслучайно один из самых живучих способов мошенничества — так называемые «нигерийские письма», предлагающие схемы быстрого обогащения: платы за помощь в получении наследства или денег со счета, в ходе которых у жертв выманивается «предоплата» за различные сопутствующие услуги. Проанализировав 111 таких писем, Венди Кукиер, Эва Несселрот и Сьюзан Коди из Университета Райерсона в Торонто объясняют действенность «нигерийского спама» тем, что его авторы используют архетипический миф о свалившемся с неба богатстве и апеллируют к таким сильным эмоциям, как жадность и вина. Часто мошенники пытаются подавить потенциальных жертв авторитетом например, выдавая себя за чиновников, представителей крупных организаций или правоохранительных органов , использовать их доверие, вызвать эйфорию от внезапного приятного сюрприза или, наоборот, панику — в число наиболее распространенных способов телефонного мошенничества входят звонки из «службы безопасности банка» в связи с «подозрительной операцией» или из «колл-центра» о блокировке карты. Помимо эмоций, еще один из главных инструментов мошенников — срочность: делается упор на необходимость экстренных действий «прямо сейчас», на лимитированное количество ценных призов или времени для принятия решения и т. Все это идеально сработало и во время пандемии — в ситуации сложной психологической обстановки и изоляции, пишет директор Центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Игорь Шульга. Он ждет участия.