02:35 Дорожный патруль. 02:55 Горячая десятка. 03:50 Агентство одиноких сердец. 6 февраля 2024 - Новости Саратова - В 8 часов 30 минут 6 февраля 2004 года во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершен теракт. Вследствие теракта 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене были значительно усилены меры безопасности. Вследствие теракта 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене были значительно усилены меры безопасности. Самые актуальные и последние новости России и мира за 6 февраля 2004 на сайте Аргументы и Факты.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий
6 февраля 2004 года произошёл теракт в поезде московского метро | RT на русском | Дзен | 6 февраля 2004года — произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» московского метро. |
Основные мероприятия Министерства транспорта Российской Федерации с 2 по 6 февраля 2004 года | 6 февраля 2024 - Новости Салехарда - Еще спустя полгода, 31 августа 2004 года, террористка-смертница привела в действие взрывное устройство при входе на станцию метро «Рижская». |
Хронология крупнейших терактов в РФ | Взрыв в московском метро, 6 февраля 2004 года. |
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий | 6 февраля 2024 - Новости Ярославля. |
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года — ретроспектива | 30 января 2004 года Анзор приехал в столицу на поезде из Нальчика, а после этого бесследно исчез. |
6 февраля 2004 года произошёл теракт в поезде московского метро
Сейчас Россия вновь подвергается нелегким испытаниям, и вновь становятся востребованы нравственные устои и ценности наших стариков, их знания и исторический опыт. Величайшей вершиной подъема народного духа в истории страны была и останется Великая Отечественная война. Конечно, о ней написано немало мемуаров, опубликовано множество документов, но это - официальная история.
Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм.
Сверху ведро залили эпоксидной смолой. Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев. С целью идентификации трупов погибших проведено более 40 опознаний, около 30 молекулярно-генетических экспертиз. Личности всех погибших установлены», — сообщает прокуратура. Об этом говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Москвы со ссылкой на зампрокурора города Владимира Юдина.
В 1995-2019 годах еще 31 участник арестован и осужден к длительным срокам тюремного заключения, еще 29 человек объявлены в федеральный и международный розыск. В результате теракта погибли 68 человек, в том числе 21 ребенок. Погибли 52 человека, свыше 150 получили ранения. Бомба была заложена преступником, действовавшим по указанию международного террориста Хаттаба. Мощность взрыва составила примерно 350 кг в тротиловом эквиваленте. В результате теракта 100 человек погибли, более 200 получили ранения различной степени тяжести. Пострадавшими получившими ранения или моральные травмы были признаны 690 человек. Восьмиэтажный одноподъездный кирпичный дом был полностью разрушен. Погибли 124 человека, семь человек были ранены. В результате детонации взрывного устройства погибли 43 человека, еще около 120 человек пострадали.
В 08:32 в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошел взрыв. Взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения. Судя по центру взрыва, самодельное взрывное устройство было у него на поясе или, может быть, в сумке на плече. Погиб, не считая Ижаева, 41 человек, столько имен значится на мемориальной доске на станции «Автозаводская», более 250 получили ранения.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года — ретроспектива
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий 6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт. На перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" Замоскворецкой линии был взорван вагон электропоезда. Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек не считая самого террориста и свыше 250 получили ранения. Взрыв прогремел в 8. Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой самой высокой степени сложности. Третий вагон оказался сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. Стекла окон в первом и третьем вагонах рассыпались на мелкие осколки.
Взрыв был такой силы, что взрывная волна достигла головы первого вагона, помяла дверь в кабину машиниста и выбила одно из лобовых стекол в кабине. Машинист Владимир Горелов, управлявший этим поездом, применил экстренное торможение. После взрыва поезд сохранил управляемость, машинист смог его остановить.
Интервалы движения поездов составляли около 4 минут. После 11:00, когда закончилась эвакуация пассажиров и тушение пожара, большая часть поездов с южного участка линии была временно выведена в электродепо «Замоскворецкое». Взорванный состав удалось отогнать в тупики для продолжения следственных действий Около полудня пресс-служба метрополитена объявила о предстоящем выпуске дополнительных поездов на Серпуховско-Тимирязевскую и Каховскую линию. Благодаря наличию Каховской линии — связки между Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской — пассажиры в принципе имели возможность объехать место аварии на метро. К сожалению, эта периферийная связка — единственная в Московском метрополитене. К 14:30 началось движение поездов между станциями «Красногвардейская» и «Орехово». Кроме того, от станции «Орехово» до станции «Кантемировская» и от «Кантемировской» до «Коломенской» ходили два челнока. Около 19:00 движение по линии было восстановлено в полном объеме, но пассажиров в метро было очень мало. На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горело тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходили на малой скорости, и все еще можно было видеть следы взрыва и пожара битое стекло на тюбингах, копоть. На поверхности Итак, после взрыва в вагоне поезда Замоскворецкой линии метро, движение по линии было парализовано. Это случилось в утренний час «пик», основные пассажиропотоки были направлены с окраин в центр города. Традиционно, пассажирам рекомендовали воспользоваться наземным транспортом. Наибольшую нагрузку приняли на себя маршруты, связывающие районы, оказавшиеся без метро, со станциями других линий. При этом метро лишились не только районы юга столицы Орехово-Борисово, Зябликово, Бирюлёво-Восточное, Царицыно, Нагатинский Затон и другие , но и на некоторое время районы вблизи северной части Замоскворецкой линии. Впрочем, движение метро на севере было восстановлено быстро и уже днем на Ленинградском проспекте все было как в обычный будний день. Пассажиры метро, которых высаживали на «Коломенской», «Каширской» и других станциях, наземный транспорт брали штурмом. Из воспоминаний очевидцев. Водитель маршрутного такси: «Вы чего, я дальше не еду! Пассажиры, набившиеся внутрь: «Едешь, куда ты денешься! При этом переполненные автобусы и троллейбусы надолго застревали в пробках на оживленных магистралях — Каширском шоссе, Ленинградском и Пролетарском проспектах, проспекте Андропова, на пересечении Братеевской улицы и Бесединского шоссе. Немного лучше ситуация обстояла с трамваями, следовавшими по выделенным линиям на Нагатинской улице, по Варшавскому шоссе и Ленинградскому проспекту, хотя и у трамваев случались задержки у метро «Коломенская», а также на площади Павелецкого вокзала, куда были стянуты все оперативные службы города. Некоторые машины ГУП «Мострансавто» оперативно изменяли маршрут следования и направлялись до станций метро «Марьино» и «Пролетарская» вместо «Домодедовской». Приблизительно через час после взрыва, поступили сообщения о выделении Мосгортрансом 130 автобусов для компенсации перевозок. Этот и каждый последующий пресс-релиз заканчивался призывом к водителям личного автотранспорта, по возможности, пользоваться маршрутами объезда и уступать дорогу общественному транспорту. Днем число машин на маршрутах М превысило 200. Были замечены также дополнительные автобусы на Ленинградском проспекте, следовавшие в центр к «Павелецкой». В середине дня компенсирующие маршруты были организованы следующим образом: М-1: с остановками у станций метро: «Красногвардейская» — «Домодедовская» — «Орехово» — «Каширская» — «Нагатинская». По Ореховому бульвару, Шипиловскому проезду, Шипиловской улице, улице Маршала Захарова или напрямую по Шипиловской улице с выездом на Каширское шоссе , Каширскому шоссе и Варшавскому шоссе.
Верховный суд республики Дагестан вынес приговоры восьми причастным к организации к теракту мужчинам. Двоих приговорил к пожизненному заключению, один получил 24 года, еще двое по девять лет и и еще двое получили по три года, но вышли по амнистии. Еще одного суд присяжных признал невиновным по обвинению в терроризме. Взрыв в Москве, 8 сентября 1999 года На первом этаже жилого девятиэтажного дома в московском районе Печатники сработало взрывное устройство. В результате подрыва были полностью уничтожены два подъезда. Все причастные к взрывам были или арестованы, или уничтожены в ходе операций силовиков в Грузии и на Северном Кавказе. Взрыв в Москве, 13 сентября 1999 года Следующий теракт в Москве произошел с разницей всего в четыре дня. В подвале жилого восьмиэтажного дома на Каширском шоссе прогремел взрыв мощностью 300 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате погибли 124 человека, по разным данным от семи до девяти получили ранения. Следствие признало причастными к организации теракта шестерых мужчин. Троих ликвидировали в Чечне и Ингушетии, еще двоих арестовали в Грузии, экстрадировали в Россию и приговорили к пожизненным срокам. Один до сих пор находится в федеральном и международном розыске. Взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью, 8 августа 2000 года Другой теракт произошел в столице почти ровно через год после предыдущего. В начале августа в переходе на центральной станции московского метрополитена взорвалась бомба, которая была в сумке, оставленной около киоска. В момент взрыва погибли семь человек, еще шестеро скончались позднее от полученных травм. Ранения получили 118 человек, включая шесть детей. Организаторы и исполнители теракта до сих пор не раскрыты, уголовное дело закрыто. Взрыв в Дагестане, 9 мая 2002 года В центре Каспийска во время торжеств, посвященных празднованию Дню Победы, в толпе взорвали бомбу.
Из соседнего вагона, того, где произошел взрыв, долетали безумные голоса — женские, мужские, слышны мольбы о помощи. Там умирали, это было очевидно Анна пассажирка третьего вагона Второй вагон поезда, взорванный на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Действовать нужно было быстро — тоннель заволокло ядовитым удушливым дымом. Спасаясь от него, выжившие закрывали лица шарфами и платками, которые смачивали тем, что было под рукой. Несколько минут спустя диспетчер подтвердил — высокое напряжение снято. Машинист открыл двери поезда и сотни пассажиров хлынули в тоннель. Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар [тоннеля — прим. Между тем семеро пассажиров решили остаться в тоннеле и, не дожидаясь спасателей, попытаться помочь тем, кто не мог идти. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда. Картина, которая предстала перед добровольцами, повергала в ужас. Все сиденья и пол усеяны человеческими телами и просто кусками мяса. Это были даже не оторванные руки или ноги, не фрагменты тел, как их называют. Просто куски мяса и окровавленной одежды Анна пассажирка третьего вагона Пока выжившие пассажиры покидали тоннель, на поверхности ограничили движение около обеих станций, оставив проезд только для оперативных служб. К «Автозаводской» и «Павелецкой» прибыли 60 машин скорой помощи, пять бригад Центра экстренной медицинской помощи Москвы и три группы федерального Центра медицины катастроф «Защита». Один из пострадавших при теракте в московском метро 6 февраля 2004 года. В основном пассажиры получили черепно-мозговые и баротравмы, ожоги, а также ранения мелкими металлическими предметами и осколками. Тем пострадавшим, кому не требовалась госпитализация, — в основном с небольшими резаными ранами — оказывали помощь в медпункте, организованном на площади Павелецкого вокзала. Как теракт 6 февраля 2004 года повлиял на движение транспорта в Москве: справка «Ленты. Чтобы избежать транспортного коллапса, столичные власти запустили 130 автобусов. Они стали курсировать между станциями метро «Красногвардейская» и «Павелецкая». Кроме того, дополнительные поезда были запущены на Серпуховско-Тимирязевской и Каховской линиях метрополитена. К 10:30 было восстановлено движение поездов от «Речного вокзала» до «Новокузнецкой». А четыре часа спустя, в 14:30, началось движение на перегоне «Красногвардейская» — «Орехово». Начиная с 18:00 поезда стали ходить и на перегоне «Павелецкая» — «Автозаводская». Позже ущерб, который теракт причинил московскому метрополитену, оценили в четыре миллиона рублей. Вскоре н а место событий прибыли девять поисково-спасательных отрядов в том числе от «Центроспаса» : специалисты с двух станций поспешили к поезду.
Хронология крупнейших терактов в РФ
6 февраля 2004 года произошёл теракт в поезде московского метро | Взрыв в московском метро, 6 февраля 2004 года. |
Взрыв 6 февраля: Московский транспорт в чрезвычайной ситуации | — Транспорт в России | Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной он вошел на станцию метро "Кантемировская" и на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" замкнул цепь взрывателя. |
Взрыв 6 февраля: Московский транспорт в чрезвычайной ситуации
06 фев 2004, 15:02 В Банке Москвы открыт счет для перечисления средств для пострадавших во время теракта. В 2004 Крым планирует реанимировать вертолетный транспорт в Крыму. 02:55, 6 февраля 2004 Мир.
Это было ровно двадцать лет назад - 6 февраля 2004 года.
Новости России и мира за 6 февраля 2004 | Аргументы и Факты | 9 февраля 2004 года указом мэра Москвы Юрия Лужкова объявлен в Москве днём траура. |
Request Rejected | 6-го февраля 2004 года террорист-смертник взорвал бомбу в вагоне поезда. |
Российская газета - Федеральный выпуск | 9 февраля 2004 года указом мэра Москвы Юрия Лужкова объявлен в Москве днём траура. |
6 февраля 2004 года произошёл теракт в поезде московского метро
В январе-феврале россияне взяли автокредитов почти на 273 млрд руб. 02:35 Дорожный патруль. 02:55 Горячая десятка. 03:50 Агентство одиноких сердец. В пятницу 6 февраля 2004 года в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошёл взрыв. 21:14, 5 февраля 2004 года. В Новгородской области идет подготовка предложений по реализации закона о местном самоуправлении.
Все новости за 06.02.2004
6 февраля 2004 года в Московском метрополитене, между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», произошёл теракт с большим числом жертв и раненых. Самые актуальные и последние новости России и мира за 6 февраля 2004 на сайте Аргументы и Факты. Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. Теракт в метро 6 февраля 2004 года — исполнители Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным.
Взрыв 6 февраля: Московский транспорт в чрезвычайной ситуации
Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали.
Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост».
У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу.
И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела.
Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров.
Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше.
После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно.
Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске.
Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок.
Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет.
Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности.
Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс».
Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание.
Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее.
А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах».
Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Из соседнего вагона, того, где произошел взрыв, долетали безумные голоса — женские, мужские, слышны мольбы о помощи. Там умирали, это было очевидно Анна пассажирка третьего вагона Второй вагон поезда, взорванный на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Действовать нужно было быстро — тоннель заволокло ядовитым удушливым дымом. Спасаясь от него, выжившие закрывали лица шарфами и платками, которые смачивали тем, что было под рукой. Несколько минут спустя диспетчер подтвердил — высокое напряжение снято. Машинист открыл двери поезда и сотни пассажиров хлынули в тоннель. Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар [тоннеля — прим. Между тем семеро пассажиров решили остаться в тоннеле и, не дожидаясь спасателей, попытаться помочь тем, кто не мог идти. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда. Картина, которая предстала перед добровольцами, повергала в ужас. Все сиденья и пол усеяны человеческими телами и просто кусками мяса. Это были даже не оторванные руки или ноги, не фрагменты тел, как их называют. Просто куски мяса и окровавленной одежды Анна пассажирка третьего вагона Пока выжившие пассажиры покидали тоннель, на поверхности ограничили движение около обеих станций, оставив проезд только для оперативных служб. К «Автозаводской» и «Павелецкой» прибыли 60 машин скорой помощи, пять бригад Центра экстренной медицинской помощи Москвы и три группы федерального Центра медицины катастроф «Защита». Один из пострадавших при теракте в московском метро 6 февраля 2004 года. В основном пассажиры получили черепно-мозговые и баротравмы, ожоги, а также ранения мелкими металлическими предметами и осколками. Тем пострадавшим, кому не требовалась госпитализация, — в основном с небольшими резаными ранами — оказывали помощь в медпункте, организованном на площади Павелецкого вокзала. Как теракт 6 февраля 2004 года повлиял на движение транспорта в Москве: справка «Ленты. Чтобы избежать транспортного коллапса, столичные власти запустили 130 автобусов. Они стали курсировать между станциями метро «Красногвардейская» и «Павелецкая». Кроме того, дополнительные поезда были запущены на Серпуховско-Тимирязевской и Каховской линиях метрополитена. К 10:30 было восстановлено движение поездов от «Речного вокзала» до «Новокузнецкой». А четыре часа спустя, в 14:30, началось движение на перегоне «Красногвардейская» — «Орехово». Начиная с 18:00 поезда стали ходить и на перегоне «Павелецкая» — «Автозаводская». Позже ущерб, который теракт причинил московскому метрополитену, оценили в четыре миллиона рублей. Вскоре н а место событий прибыли девять поисково-спасательных отрядов в том числе от «Центроспаса» : специалисты с двух станций поспешили к поезду.
В результате взрыва погибли 47 человек, 186 были ранены. Ответственность за теракт взяли на себя чеченские террористы. Бомбу мощностью от 2,9 до 6,6 кг в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами - болтами и шурупами, привел в действие террорист-смертник. В результате теракта погиб 41 человек не считая террориста , более 200 человек пострадали. В результате катастроф погибли 89 человек. Взрывные устройства на борту самолетов привели в действие террористки-смертницы. Жертвами теракта стали 334 человека, в том числе 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев в 2006 году приговорен к смертной казни, замененной из-за моратория на пожизненное заключение. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев. Взрывы произвели террористки-смертницы.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий
По словам министра образования России Владимира Филиппова, единого учебника по основам Православия пока нет. Каждый регион будет разрабатывать программу самостоятельно. Российские предприниматели положительно оценивают решения Собора, считают в РПЦ Принятый VIII Всемирным русским народным собором «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» уже получил положительный отклик среди российского бизнес-сообщества, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» секретарь по связям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. По его словам, «эти 10 заповедей носят условный характер и не обязательны для исполнения, подобно заповедям закона Божьего». В Курске реставрируют собор, построенный родителями преподобного Серафима Саровского К 250-летию Серафима Саровского на его малой родине — в Курске реставрируют Сергиево-Казанский собор, построенный его родителями. Это заложено в плане Всероссийского оргкомитета по подготовке юбилея святого.
Со строительных лесов этого храма 10-летний Прохор Машнин Серафим Саровский упал и остался жив. Будет реставрирован и Воскресенско-Ильинский храм, где крестили святого Серафима. Во славу преподобного в Курске к июню будет заложена аллея, а на месте дома его родителей — Исидора и Агафьи Машниных установят мемориальный знак. В рамках юбилея уже в марте откроется Пасхальный фестиваль православных хоров. Курское отделение международного фонда славянской письменности и культуры уже приступило к изданию «Жития Серафима Саровского».
На факультете журналистики МГУ состоялся ежегодный круглый стол «Религиозная тематика в СМИ» 5 февраля на факультете журналистики МГУ состоялся ежегодный круглый стол «Религиозная тематика в средствах массовой информации». В работе круглого стола приняли участие заместители декана факультета журналистики Л. Кашинская и М. Лукина, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» С. Щипков, зам.
Кырлежев и др. На круглом столе были подведены итоги освещения религиозной тематики в светских СМИ в 2003 г. Религия и СМИ В Новомосковске прошла презентация «Православной энциклопедии» 4 февраля в читальном зале Центральной районной библиотеки г. Новомосковска Тульской области состоялся семинар библиотечных работников города и района. В рамках семинара состоялась презентация «Православной энциклопедии».
Издание передано Тульской областной библиотекой в дар Новомосковской центральной библиотечной системе в количестве 15 экземпляров. Для представления «Православной энциклопедии» на семинар был приглашен насельник Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковска иеромонах Хризостом. Он рассказал собравшимся о том, что издание этого систематического свода знаний по всем отраслям церковной жизни осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента РФ В. В работе над Энциклопедией объединяются усилия крупных церковных и светских ученых, как российских, так и зарубежных.
Завершить выпуск «Православной энциклопедии» намечено в 2012 г. Планируется, что она будет состоять из 25 томов. Иеромонах Хризостом также ответил на вопросы участников семинара. В частности, на вопрос библиотекарей о том, где можно подробнее узнать и прочитать о предстоящем 205-летнем юбилее Тульской епархии, он ответил, что в сети Интернет недавно появился новый проект «Православный Новомосковск» www. На сайте можно найти обстояте6льную информацию о Тульской епархии, ее святых, увидеть фотографии храмов и найти ответы на различные вопросы духовной жизни.
В Твери состоялся престольный праздник строящейся церкви во имя святой Блаженной Ксении Петербуржской Вчера в преддверии престольного праздника строящейся церкви в микрорайоне «Юность» — дня памяти Блаженной Ксении Петербуржской — прошли торжества. Начались они с Крестного хода к строящемуся в микрорайоне храму святой Блаженной Ксении Петербуржской Из домовой церкви священномученика Феоктиста православные вышли с иконами блаженной Ксении, специально изготовленными для новой церкви: большой — для иконостаса и аналойной, вышитой и подаренной мастерицами из Кувшинова. Во время паломнической поездки в Санкт-Петербург они были освящены в часовне святой Блаженной Ксении. Позже в храме была отслужена первая праздничная служба. А сегодня в 9 утра здесь впервые совершена Божественная литургия.
Благословил торжества архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Этот собор, проходивший по благословению и при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руcи Алексия II, как мы уже сообщали, был посвящен теме: «Россия и православный мир». Отвечая на вопросы журналистов, Преосвященнейший Феофан остановился на многих аспектах этой темы, жизненно важной для всей Русской Православной Церкви, в том числе и для Ставрополья, которое и в светских, и в церковных кругах уже привычно и без всякого преувеличения называется форпостом России и православия на Северном Кавказе. Чем обусловлена злободневность рассмотренных вопросов? Сегодня православный мир — это не только страны православной традиции Россия, государства Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы , но и многочисленные диаспоры православных народов в различных странах мира.
Эти народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. Причем сегодня они сталкиваются с одними и теми же проблемами — сохранение своей национальной и культурной идентичности, построение гармоничного общества и процветающей экономики, поиск должного места в системе международных отношений. Что очень важно отметить, страны одной духовно-культурной традиции стремятся решать возникающие проблемы совместными усилиями. Это придает им серьезный вес на мировой арене. Сейчас, например, мы наблюдаем особенно интенсивные процессы разноуровневой интеграции в западном и исламском сообществах.
Поэтому в числе вопросов, которые обсуждались на Соборе, большое внимание было уделено месту России в Европе и мире, ее роли как одного из центров восточно-христианской цивилизации, путям консолидации стран и народов православного мира в духовно-культурной, политической и экономической сферах — не для противостояния остальным цивилизациям, а для взаимодействия с ними на более глубоком уровне. Примечательной особенностью нынешнего Собора можно также считать и то, что помимо высоких государственных чиновников, лидеров общественных движений, дипломатов, деятелей культуры, в его работе впервые участвовали представители поместных православных церквей. Как сообщил Преосвященнейший Феофан, на Соборе очень хорошо было воспринято выступление губернатора Ставропольского края А. И это понятно. Ведь конструктивные взаимоотношения краевой государственной власти и Ставропольского епархиального управления направлены на дальнейшее сохранение нашего духовного наследия, укрепление нравственных основ в жизни общества.
На брифинге шла речь также об экономике и хозяйственной деятельности Церкви; ее взаимодействии с армией; строительстве новых храмов; заботе обо всех православных приходах на территории Чечни, возвращенных в лоно Ставропольской и Владикавказской епархии; диалоге с мусульманами. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин выступил на заседании областного актива 31 января в здании Правительства Саратовской области состоялось заседание областного актива. На нем по обыкновению подводились итоги минувшего, 2003 года, намечались планы на год 2004, определялись приоритетные направления развития области. Основным выступлением на заседании актива стал доклад губернатора области Дмитрия Аяцкова. Состоялось также выступление приглашенного по инициативе областных властей для участия в активе епископа Саратовского и Вольского Лонгина, сообщает Служба внешних церковных связей Саратовского епархиального управления.
Епископ Лонгин отметил, что впервые имеет возможность встретиться с областным активом, представленным настолько широко, чтобы обратиться к нему со словом приветствия, высказать свои предложения и пожелания в отношении сотрудничества Церкви и власти на благо губернии, на благо народа. Приходит реальное осознание того, что у государства и Церкви одна история, одно настоящее, одно будущее. Это можно наблюдать в масштабах всей нашей страны. Но очень радует меня то, что и на уровне нашей области я могу видеть со стороны властей подобное движение навстречу Церкви». Как положительный опыт епископ оценил свои совместные с губернатором поездки по районам области.
Это была возможность одновременно познакомиться с положением дел в различных уголках епархии, рассмотреть существующие проблемные вопросы, определить возможное взаимодействие по ним между правительством области и Саратовским епархиальным управлением. Событием во взаимоотношениях епархии и администрации области он назвал учреждение организации «Духовное возрождение», имеющей своей целью помощь Церкви в строительстве и восстановлении храмов, сохранении культурного наследия Православия. Членами Попечительского Совета организации были даны совершенно конкретные и очень обнадеживающие обещания, касающиеся как возвращения епархии принадлежавших ей ранее объектов недвижимости, так и финансирования нуждающихся в реставрационных работах объектов. Недавно епархия обратилась в Саратовскую областную думу с просьбой рассмотреть вопрос об отмене на областном уровне налога на церковное имущество. И епископ выразил свою благодарность членам думского комитета по налогам и сборам, депутатам думы за то, что эта инициатива была встречена с пониманием и законопроект был предложен для рассмотрения.
Епископ Лонгин напомнил о тех объектах, о передаче которых Церкви епархия считает особенно необходимым ходатайствовать перед областными властями. Это здание храма в честь святого благоверного князя Александра Невского на улице Московской, здание церкви в честь Страстей Господних Киновия по улице Октябрьской, храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в п. Очень серьезной проблемой, стоящей сегодня перед епархией, назвал епископ ситуацию с помещениями для Саратовской Духовной Семинарии и ее общежития. Семинаристы вынуждены ютиться в тесноте, нет площади для того, чтобы правильно организовать работу семинарской столовой. В настоящее время Семинария должна проходить обязательное для учебных заведений лицензирование, и естественно, что при нынешних обстоятельствах возможны нарекания как со стороны санэпидемнадзора и пожарной охраны, так, собственно, и со стороны Министерства образования.
Условия жизни и учебы семинаристов оставляют желать лучшего именно по причине нехватки площадей. В наши дни нередко можно слышать вопрос о том, почему государство должно помогать Церкви, почему Церковь заявляет о своих, так сказать, «правах». Чаще всего такие вопросы задаются людьми неверующими, нелюбящими Церковь. Однако даже для неверующего и нерасположенного к христианству человека должно быть очевидно, что Православная Церковь в России, далеко превышающая по своему численному составу все иные религиозные группы, несет на себе бремя тяжелейшего социального служения. Наше общество переживает сегодня очень трудный период, социальные, политические противоречия, материальная нужда, духовная неудовлетворенность современного человека — все это обуславливает общественную нестабильность, делает обстановку в государстве в полном смысле этого слова взрывоопасной.
А православное духовенство, священники — это люди, к которым приходят те, кому больше некуда идти, приходят со своими проблемами, бедами, болезнями, со своими обидами. Здесь, в Церкви, умиротворяются ожесточенные человеческие сердца, здесь люди избавляются от своего озлобления, прощают обидчиков, учатся отвечать на зло добром, учатся любить. Какое еще служение так необходимо сейчас, как служение Церкви? И потом, при тех стесненных условиях, в которых находимся мы сами, Церковь старается помогать людям вещественно. И этого от нее ждут, а подчас и просто требуют, не понимая, что для осуществления Церковью ее социального служения ей необходима не только людская, но и материальная база.
Есть и другая сторона этого же вопроса. Можно рассмотреть как пример ситуацию с Троицким собором: сейчас он является наиболее выдающимся памятником архитектуры в городе. И этот памятник на глазах у всех разрушается, грозит просто уйти в небытие. Разве это не трагедия не только для людей верующих, но и просто для любящих свой город, свою губернию?
Организатором теракта, по данным силовиков, был Эмир аль-Хаттаб, также ответственный за теракты в российских городах в сентябре 1999 года. Теракт в электричке Кисловодск — Минеральные Воды, 2003 5 декабря 2003 года террорист-смертник подорвал себя в электричке Кисловодск — Минеральные Воды в районе станции Ессентуки. Мощность бомбы составляла 7 кг в тротиловом эквиваленте, погибли 47 человек, еще 170 получили ранения. Теракт в Каспийске, 2002 9 мая 2002 года во время парада, посвященного Дню Победы, в Каспийске произошел взрыв. В результате погибли 43 человека, около 120 получили ранения. Взрывное устройство было заложено на обочине дороги и сработало, когда мимо проходила праздничная колонна. Ответственным за произошедшее силовики называли командующего Дагестанским сектором Кавказского фронта Вооруженных Сил Чеченской Республики Ичкерия Раппани Халилова, сам он эти обвинения отрицал. Взрыв произошел в тоннеле между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Теракт организовали боевики себя карачаевского джамаата, поддерживавшие чеченских сепаратистов. Теракт в московском метро, 2010 29 марта 2010 года произошел еще один теракт в московском метрополитене — две террористки-смертницы с разницей в 40 минут подорвали себя в поездах на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» на Сокольнический линии. В результате погиб 41 человек, более 140 человек были ранены. Ответственность за теракты взял на себя лидер «Кавказского эмирата» запрещенная в России террористическая организация Доку Умаров. Теракт в аэропорту Домодедово, 2011 24 января 2011 года в московском аэропорту Домодедово террорист-смертник устроил взрыв в зале международных прилетов. Мощность взрывного устройства составила не менее пяти кг в тротиловом эквиваленте. Одним из организаторов теракта называли Доку Умарова. В результате теракта погибли 37 человек, 117 пострадали.
Председателем процесса над террористами стал судья Владимир Усов [55] , а доказательство их виновности было возложено на гособвинителя Александра Коблякова [56]. В конце декабря 2006 года, выступая на прениях с адвокатами террористов, государственный обвинитель настаивал на пожизненных сроках для Хубиева, Панарьина и Шаваева [55] , потому что после введённого Конституционным судом моратория им нельзя было назначить смертную казнь [64]. В ответ адвокат Тамбия Хубиева попросил судью смягчить наказание для его подзащитного, так как после ареста Хубиев охотно давал показания, идя на сотрудничество со следствием, а также полностью признал свою вину во вменяемых ему преступлениях. Максим Панарьин согласился на частичное признание вины, взяв на себя ответственность за нарушение четырёх статей Уголовного кодекса, и вместе со своим адвокатом пожелал, чтобы его оправдали по всем остальным. Мурат Шаваев настаивал на своей непричастности к терактам, требуя снять с него все обвинения [64]. На заключительном перед вынесением приговора заседании Мосгорсуда, прошедшем 9 января 2007 года, обвиняемые получили возможность выступить перед пострадавшими в терактах людьми. Хубиев обратился с соболезнованиями к семьям погибших и заявил о раскаянии в содеянном, добавив, что после теракта в Беслане ему удалось осознать «всю пагубность терроризма» [65]. Панарьин в свою очередь подчеркнул, что изготавливал бомбы лишь вынужденно, а не по собственной воле. На предварительном следствии он говорил, что сообщники принудили его участвовать в подготовке взрывов, угрожая расправой над семьёй Панарьина в случае его отказа повиноваться [62]. В январе 2007 года Максим Панарьин начал утверждать, что стать террористом его вынудила нехватка средств к существованию: он не смог найти работу в Москве, и поэтому, чтобы заработать денег, решил собрать взорванную у метро «Рижская» бомбу [56]. После этих слов родственники жертв теракта набросились на подсудимых, попытавшись избить их прямо во время заседания [66] [56]. Приговор[ править править код ] 2 февраля 2007 года судья Владимир Усов вынес приговор террористам: все трое обвиняемых должны были провести всю оставшуюся жизнь в колонии особого режима [55]. Хубиев и Шаваев, организовавшие взрывы у станций метро «Автозаводская» и «Рижская», оба получили два пожизненных срока — по одному за каждый из этих терактов [55]. Панарьин был приговорён к пожизненному лишению свободы за подготовку теракта у метро «Рижская» [55]. Вдобавок к пожизненным срокам Шаваева приговорили ещё к 100, Хубиева — к 150, а Панарьина — к 200 годам тюремного заключения по остальным статьям обвинения [55]. Кроме того, по приговору суда террористы должны были выплатить пострадавшим в теракте свыше 7 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда [55] изначальная сумма, которую требовали 12 потерпевших, составляла 36 миллионов 200 тысяч рублей [64]. Обжалование приговора, новые судебные разбирательства[ править править код ] Осуждённые террористы посчитали вынесенный им приговор слишком суровым и через своих адвокатов подали кассационные жалобы в Верховный суд , стремясь добиться либо полной отмены приговора, либо смягчения наказания [67] [68]. Шаваев полагал, что его виновность в суде доказана не была, а Хубиев был не согласен с тем, что в составе организованной преступной группы он совершил убийство «с особой жестокостью», и просил убрать эту формулировку из приговора. Панарьин указывал на своё содействие в расследовании терактов и наличие у него малолетнего ребёнка как на достаточные основания для смягчения меры наказания [68]. В конце августа 2007 года сотрудники Верховного суда отказали террористам в обжаловании приговора, оставив вердикт судьи Усова практически без изменений: из его текста была исключена лишь статья 327 «Подделка документов» , так как на момент вынесения приговора срок давности по этому преступлению уже истёк [67]. Не добившись пересмотра приговора в Верховном суде, адвокаты террористов объявили о намерении составить иск в Европейский суд по правам человека [67]. В 2010 году жалобу в Страсбург направила правозащитная организация «Правовая инициатива». По мнению её сотрудников, при рассмотрении гражданского иска к Мурату Шаваеву о возмещении морального вреда была нарушена статья 6 Европейской конвенции по защите прав человека «Право на справедливое судебное разбирательство» , так как ни Шаваеву, ни его адвокату не дали присутствовать на судебном заседании. В июле 2016 года ЕСПЧ посчитал жалобу обоснованной и постановил выплатить Мурату 1500 евро в качестве компенсации [69]. В 2016—2017 годах Тамбий Хубиев и Максим Панарьин были осуждены Шатойским районным судом за нападение на псковских десантников во время боя у высоты 776 в феврале — марте 2000 года. Обоих террористов приговорили к 13 годам лишения свободы, однако с учётом ранее совершённых ими преступлений мера наказания была заменена на пожизненное заключение в колонии особого режима [70] [71]. В августе 2022 года Веденский районный суд приговорил Панарьина к пожизненному заключению за участие в нападении на колонну пермского ОМОНа у Джани-Ведено 29 марта 2000 года [72]. Иск Киселёвых к правительству Москвы[ править править код ] В марте 2004 года в Тверской суд г. Москвы был подан иск к городскому правительству от семьи одной из жертв теракта на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая». Несовершеннолетний сын и престарелые родители погибшей Натальи Киселёвой — руководительницы юридического отдела в Центризбиркоме — просили мэрию возместить им материальный и моральный ущерб, причинённый утратой единственного кормильца. Истцы оценивали сумму компенсации морального вреда в 1 миллион долларов, а материального — в 110 тысяч рублей, и добивались назначения новых пенсий для всех членов семьи. Чиновники мэрии потребовали от 60-летних пенсионеров доказать, что произошедший в вагоне метро взрыв действительно был терактом [73]. После того, как родители Киселёвой предоставили все необходимые документы [74] , Тверской суд назначил семье дополнительные пенсии и распорядился выплатить Киселёвым 110 тысяч рублей на компенсацию материального ущерба, однако в возмещении морального вреда им было отказано [73]. Ужесточение антитеррористического законодательства[ править править код ] После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии « Единая Россия » внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты [75]. Предложенные парламентариями поправки к статье 205 «Терроризм» Уголовного кодекса предусматривали увеличение максимального срока наказания за попытку теракта до 12 лет, а за те же действия, совершённые в составе организованной группы — до 20 лет тюремного заключения. При наличии отягчающих обстоятельств, таких как посягательство на объекты атомной энергетики , террорист мог провести в тюрьме до 25 лет или получить пожизненное заключение [76]. Поправки к статье 205 УК РФ были приняты Госдумой в третьем чтении 25 июня 2004 года: в новой редакции статьи 205 минимальный тюремный срок за акт терроризма составлял 20 лет, а если теракт повлёк за собой тяжёлые последствия, мера наказания могла быть заменена пожизненным лишением свободы. Одновременно с этим депутаты одобрили изменения в статье 57 Уголовного кодекса «Пожизненное лишение свободы» : пожизненное заключение было названо наказанием, предусмотренным за особо тяжкие преступления, угрожающие жизни людей и направленные против безопасности общества [77]. Новые меры безопасности в московском метро[ править править код ] Теракт 6 февраля 2004 года стал поводом для усиления мер безопасности в московском метро [78]. В марте 2004 года начальник метрополитена столицы Дмитрий Гаев объявил о намерении властей оснастить видеокамерами все вагоны курсирующих в метро поездов. На переоснащение подвижного состава, которое поначалу планировалось завершить уже к 2006 году, было выделено 2 с половиной миллиарда рублей; однако по состоянию на 2009 год, согласно МВД России, лишь в 469 из 4500 вагонов имелась система видеонаблюдения [79]. В течение года после взрыва камеры слежения появились на всех платформах станций столичного метро, а на их входах с 2006 года предполагалось начать устанавливать металлоискатели [80]. Была разработана новая система многосторонней связи между следившими за порядком в метро сотрудниками УВД [81] , чья численность к 2006 году увеличилась втрое [80]. Для координации их действий с весны 2005 года стал функционировать Ситуационный центр, где анализировалась информация о случавшихся в метрополитене происшествиях [82]. Она стала поступать и от пассажиров, выходивших на связь с дежурными Ситуационного центра через установленные на станциях колонны экстренного вызова [83]. Память[ править править код ] Мемориал жертвам теракта на станции метро «Автозаводская»[ править править код ] В феврале 2004 года тысячи москвичей посетили станцию «Автозаводская», чтобы почтить память погибших [84]. Возле выхода к Дворцу культуры ЗИЛа возник импровизированный мемориал [84] , куда люди приносили цветы, свечи и иконы [85]. Ровно через год после взрыва на стене станции была открыта мемориальная доска, на которой высечена 41 фамилия — по числу людей, ставших жертвами теракта 6 февраля 2004 года [86]. В 8:32 — время взрыва в вагоне поезда — радиодинамики во всём метро были отключены [86] , а машинисты поездов, следовавших по Замоскворецкой линии, дали продолжительный гудок в знак памяти о погибших пассажирах [87]. Эта традиция соблюдалась на траурных мероприятиях в годовщину теракта и в дальнейшем [66]. Награждение участников спасательной операции[ править править код ] Пассажирам метро, вместе с подполковником МЧС Сергеем Кавуновым оказавшим помощь раненым во взорванном вагоне поезда, вручили медали и нагрудные знаки; сам Кавунов был удостоен ордена Мужества [8]. К той же награде был представлен машинист поезда Владимир Горелов [88] , которому, несмотря на полученную после взрыва контузию , удалось не только предотвратить панику среди пассажиров, но и быстро организовать их эвакуацию на ближайшие станции метро [5]. После теракта Горелов вернулся на работу и продолжил водить поезда на Замоскворецкой линии метрополитена [5]. В культуре[ править править код ] В ноябре 2005 года в Театрально-культурном центре «На Страстном» был поставлен спектакль режиссёра Валюса Тертелиса «Рыбы-не-мы», основанный на событиях 6 февраля 2004 года [91]. Главные герои постановки — простые жители Москвы, которых играли актёры Александр Усов и Наталья Мотева — в ходе сюжета знакомятся друг с другом в вагоне поезда, а затем погибают при взрыве. В духе жанра verbatim диалоги героев построены на отвлечённых рассуждениях о смысле жизни, которые сценарист спектакля Светлана Володина почерпнула из опросов среди молодёжи. Музыка к спектаклю «Рыбы-не-мы» была написана российской регги-группой Jah Division , чей вокалист Герберт Моралес исполнил заглавную песню на стихи поэта Иосифа Бродского , а также диджеем Романом Баланчиным. Последний сам был свидетелем взрыва на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» и во время постановки делился со зрителями своими воспоминаниями о теракте в метро [91] [92]. Спектакль получил преимущественно отрицательные отзывы критиков: рецензент газеты «Время новостей» назвал постановку «слабой и вторичной», отметив копирование авторами сюжетных приёмов из работ других театральных режиссёров [92]. Газета « Известия » раскритиковала бессодержательность сюжета спектакля и пассивность образов главных героев [91]. Вместе с тем критики в целом положительно оценили работу Моралеса и его группы [91] [92].
Двоих приговорил к пожизненному заключению, один получил 24 года, еще двое по девять лет и и еще двое получили по три года, но вышли по амнистии. Еще одного суд присяжных признал невиновным по обвинению в терроризме. Взрыв в Москве, 8 сентября 1999 года На первом этаже жилого девятиэтажного дома в московском районе Печатники сработало взрывное устройство. В результате подрыва были полностью уничтожены два подъезда. Все причастные к взрывам были или арестованы, или уничтожены в ходе операций силовиков в Грузии и на Северном Кавказе. Взрыв в Москве, 13 сентября 1999 года Следующий теракт в Москве произошел с разницей всего в четыре дня. В подвале жилого восьмиэтажного дома на Каширском шоссе прогремел взрыв мощностью 300 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате погибли 124 человека, по разным данным от семи до девяти получили ранения. Следствие признало причастными к организации теракта шестерых мужчин. Троих ликвидировали в Чечне и Ингушетии, еще двоих арестовали в Грузии, экстрадировали в Россию и приговорили к пожизненным срокам. Один до сих пор находится в федеральном и международном розыске. Взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью, 8 августа 2000 года Другой теракт произошел в столице почти ровно через год после предыдущего. В начале августа в переходе на центральной станции московского метрополитена взорвалась бомба, которая была в сумке, оставленной около киоска. В момент взрыва погибли семь человек, еще шестеро скончались позднее от полученных травм. Ранения получили 118 человек, включая шесть детей. Организаторы и исполнители теракта до сих пор не раскрыты, уголовное дело закрыто. Взрыв в Дагестане, 9 мая 2002 года В центре Каспийска во время торжеств, посвященных празднованию Дню Победы, в толпе взорвали бомбу. В результате погибли 43 человека, включая 12 детей.