Непосредственным же поводом для агрессии НАТО против Сербии в 1999 году стала «резня в Рачаке» – малоизвестном до этого сербско-албанском селе, которое стояло у самой границы самопровозглашённого Албанского Косово. «В Баньске началась сербская война против Косово. Я призываю НАТО немедленно подготовить интервенцию против Сербии. 12 июня 1999 года силы НАТО вошли на территорию сербской автономии Косово и Метохия. Об этом рассказал дипломат Олег Александров, с 1991 по 1999 год проработавший в посольстве России в Республике Сербия.
21 год назад началась военная операция НАТО против Югославии
Тысячи жертв военного преступления: 23 года назад НАТО начало массированные бомбардировки Югославии В честь скорбной даты москвичи и гости столицы несут к посольству Сербии в Москве цветы. Формальным поводом к ней было неисполнение Белградом требований альянса вывести югославские войска из автономной области Косово.
Бомбы и ракеты должны были заставить покориться президента Югославии Слободана Милошевич а. Но — как-то смущенно, словно нашкодивший мальчишка.
Еще не утих оглушительный скандал, в котором Клинто н фигурировал вместе с пухлой и смазливой сотрудницей Белого дома Моникой Левинск и. Бедняга Бил л отчаянно боялся, что «Monicagate» может обернуться импичментом. Но ему удалось сохранить пост президента.
Теперь Клинтон у надо было заново утверждаться, поднимать рейтинг. Маленькая победоносная война в Европе должна была стать его звездным часом. Фактически Клинто н разбомбил Югославию для своей личной выгоды… Россия все же выразила протест, прозвучавший на весь мир.
Председатель правительства Евгений Примако в узнал о начале бомбардировок Югославии из телеграммы, полученной от вице-президента США Альберта Гор а, в самолете, направлявшемся в Вашингтон. Негодующий Примако в приказал развернуть лайнер прямо над Атлантикой и вернулся в Москву, отменив переговоры. Этот смелый шаг российского политика вошел в историю под названием «петля Примаков а».
Спустя много лет он вспоминал: «Я не считаю, что это какой-то подвиг. Я не кривляюсь. Решение принимал я сам.
Только после этого позвонил Ельцин у и сказал, что принял решение развернуться. Если бы я не сделал этого дела, вот тогда я поступил бы архинеправильно» Однако демарш премьера ничего не изменил. Американцы слегка обиделись, однако не стали заострять на этом внимание.
Москва же только обозначила свою позицию. Но предотвратить нападение на Югославию, увы, не смогла… Два с лишним месяца во мраке югославских ночей ночи раздавался вой сирен воздушной тревоги, люди спешили в бомбоубежища. Черноту неба разрезали разноцветные трассы ракет, грохотали зенитки.
Взрывались, вспыхивали дома. Мчались, оглашая улицы тревожными гудками, кареты скорой помощи и пожарные автомобили… Горели подожженные натовскими бомбами и ракетами химические объекты, из нефтекомбинатов лилась нефть в Дунай и Адриатическое море.
Проживавшие там сербы в короткие сроки получили огромные дозы радиации, перебрались в Братунац и его окрестности и в большом количестве умерли через несколько лет из-за преимущественно раковых заболеваний. Затем, после войны, бошняки переехали в этот район, получая меньшие дозы радиации в течение более длительного периода времени. Что происходит с бошняками, живущими в этом районе, лучше всего знают их врачи, которые, к сожалению, неохотно рассказывают об этом. По неофициальным данным, в настоящее время в этом регионе растет число лейкозов, особенно у детей. Примечательно, что и албанцев в Косово и Метохии постигла такая же судьба. И это именно то, на чем мы основываем наши заключения, что это была региональная экологическая катастрофа, которая не выбирала нацию, религию или политические убеждения. Геноцид и преступные намерения НАТО отражаются в том, что они знали о том, что они делали, а наш регион и люди здесь использовались ими для проведения эксперимента.
Сначала они отрицали использование боеприпасов с обедненным ураном, пока наша армия не нашла их. После этого я спрашиваю, насколько это безвредно, как утверждают их лоббисты, хотя понятно о какого рода боеприпасах идет речь. Конечно, это имеет значение, и они тоже об этом знают! Вот почему важно детально изучить последствия бомбардировок. В дополнение к росту числа раковых заболеваний мы зафиксировали и увеличение числа аутоиммунных заболеваний, бесплодия, пороков развития. Кроме того, в 1999 году велась и химическая война против Сербии и Черногории, поскольку бомбардировкам подвергались электростанции, химическая и нефтяная промышленности вдали от Косово. При этом огромное количество токсичных и канцерогенных веществ попало в воздух, воду и почву. К сожалению, связь между экологической катастрофой того времени и воздействием на окружающую среду никогда системно не изучалась. И это должно быть обязательно сделано.
И все же, удалось ли зафиксировать связь между последствиями бомбардировок и ростом числа заболевших?
Точно так же много лет назад пилоты люфтваффе методично и беспощадно рушили наши города и села. Но в ту пору немцам давали серьезный отпор. Увы, югославские вооруженные силы оказались бессильны перед мощью альянса. Телевизионные ведущие комментировали происходящее, стараясь сгладить острые углы.
Но по интонациям, обрывкам фраз, грустным глазам чувствовалось, что их симпатии на стороне несчастных югославов. Многие ждали, что Россия если не вмешается, не остановит злодеяние, то хотя бы скажет свое веское слово, осудит агрессоров. Но кремлевская власть была слаба, угодлива, ей надо было отрабатывать западные кредиты. И рот правителей был заклеен явными и тайными обязательствами. Ладони сжимались в кулаки от бессильной злобы.
Но что можно было сделать? Разве что выйти с плакатами к американскому посольству, прокричать что-то негодующее, злое в зашторенные окна. Посетовать на происходящее, помянуть недобрым словом неповоротливое российское руководство. И вспомнить прошлое, когда Россия приходила на помощь своим. А югославы и, особенно сербы, были тогда своими, почти родными.
Как же мы радовались, когда над Белградом югославские зенитчики сбили хваленый американский «Ночный ястреб»! Между прочим, «самолет-недимку», как его гордо величали янки, смахнула с неба ракета со старого советского зенитного комплекса С-125 «Нева» конца 50-х годов! Эх, если бы с земли палили по агрессорам не раритетами, а современным российским оружием! В разгар военных действий едва не случилось событие, способное было свернуть планы Запада. Одобрение этого документа Государственной думой России означало бы поддержку балканской страны.
Разгорелась горячая дискуссия противников и сторонников постановления. В частности, последний председатель Совета министров СССР, в то время представитель депутатской группы «Народовластие» Николай Рыжков говорил: «Я думаю, что нам сегодня надо обязательно принимать это решение. Если мы его не примем, если не создадим новый союз, то, думаю, что наше будущее будет очень темное. И не только наше, но и других стран. Поодиночке нас рано или поздно уничтожат или оккупируют…» Время показало, как же он был прав!
Постановление в связи с решением Скупщины было принято Государственной думой. В тот же день документ югославского парламента поддержала Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Теперь решающее слово было за Ельциным.
Эксперт о причинах поражения Белграда в 1999 году: старая ПВО и слабые ВВС
Операция закончилась 10 июня 1999 года после подписания в Куманово (в Македонии, недалеко от границы с Сербией) военно-технического соглашения между СРЮ и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск. Война была развязана западными странами под предлогом «принуждения» сербского руководства в Белграде «к миру» с вооруженными албанскими сепаратистами, которые подняли восстание во входившей в состав Сербии автономной провинции Косово. Странная слепота и односторонность в освещении конфликта, по мнению сербских аналитиков, стала результатом беспрецедентной информационной войны, которую страны Запада объявили тогдашнему руководству Сербии из-за ее попыток сохранить единую Югославию. Непосредственным же поводом для агрессии НАТО против Сербии в 1999 году стала «резня в Рачаке» – малоизвестном до этого сербско-албанском селе, которое стояло у самой границы самопровозглашённого Албанского Косово. Сербские военные в Косове, июнь 1999 года. Это Сербия, это сербский Кувейт, Косово — это сердце Сербии.
«Наступают самые тяжелые времена для Сербии». Будут ли снова бомбить Белград?
Агрессия НАТО против Югославии 1999, агрессия стран Североатлантического договора (НАТО) против Союзной Республики Югославия (СРЮ) 24 марта – 10. В итоге продолжительных войн в составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория, а камнем преткновения стало Косово. 24 марта 1999 года без согласия Совета Безопасности ООН в рамках операции «Союзная сила» силы НАТО начали бомбардировку Сербии.
Война в Югославии для чайников: почему НАТО разбомбил страну в 1999 году?
Сербия обвинила две республики в сепаратизме. Конфликт вспыхнул в Хорватии из-за этнических сербов, которые хотели, чтобы Хорватия оставалась объединенной с Сербией. Конфликт обострился в 1992, когда бывшая третья республика Босния, провозгласила независимость. В Боснии различные этнические группы, составлявшие костяк бывшей югославской армии, создавали новые союзы и нападали друг на друга. Первоначально сербские силы имели преимущество и теснили этнических боснийцев боснийских мусульман. Которые в основном были православными христианами. Хорваты в Боснии также восстали, стремясь получить независимость при поддержке Хорватии. Сербы же, демонстративно игнорировали эти зоны, и совершали ужасные зверства против мирных жителей, включая женщин и детей. Это стало первой этнической чисткой, со времен геноцида Второй мировой. В 1995 году, после трех лет боевых действий, сербы решили положить конец войне силой, уничтожив этнические анклавы в Боснии, Сребреница и Жепа.
Осень 1995 года: вмешательство США в войну Нападение сербов на Сребреницу в 1995 ужаснуло мир, унеся жизни более 7000 ни в чем не повинных мирных жителей. Небольшие силы миротворцев ООН, находившиеся в бывшей Югославии с 1993, были признаны неэффективными. После трех недель непрерывных атак сербы были готовы начать мирные переговоры. Официальное подписание, положившее конец боснийской войне, произошло в Париже 14 декабря. Насилие вспыхнуло в Косово в начале 1998, когда Освободительная армия Косово совершила нападение на сербские власти. В ответ сербы ответили чрезмерной силой, в том числе убивая мирных жителей. По мере роста насилия между сербами и косоварами, США и их союзники собрались вновь, чтобы определиться с ответными действиями. Чтобы попытаться запугать Милошевича и заставить его остановить свои агрессивные планы. Однако дипломатия не помогла, и к октябрю 1998 НАТО приступило к разработке планов новой воздушной войны против Сербии.
Свидетелем защиты выступал полковник югославской армии в отставке Милан Котур, бывший во время войны в Косово в 1998—1999 годах командующим сухопутных частей Приштинского корпуса, а также отвечавшим за связи с миссией наблюдателей ОБСЕ в крае. Котур отметил, что армия соблюдала все условия соглашения «Милошевич—Холбрук», заключенного в октябре 1998 года: количество войск в крае было приведено к уровню, существовавшему до начала столкновений с ОАК. До прибытия в край в ноябре 1998 года миссии ОБСЕ боевики были разбиты, но ОАК воспользовалась выводом армии и полиции для реорганизации, а затем вернулась на старые боевые позиции и создала новые.
По данным, которые приводит сербский филолог и журналист Ирина Антанасиевич, в период с 1 января по 31 декабря 1998 года на территории Косово и Метохии сравнительно небольшой произошло: 1129 террористических нападений. Убиты — 115 работников МВД, 216 ранено тяжело, 187 — легко, 15 пропали без вести. Так же печальна и статистика среди гражданского населения: 173 человека убиты, 158 тяжело ранены, 78 — легко.
Пропало без вести 292 человека. За сухой статистикой — человеческие судьбы. Например, село по имени Оптеруша подверглось нападению банд ОАК.
Целое село. Это уже не просто спорадичные вылазки террористов. Это война с государством.
Да, что там село, в 1998 году банды ОАК захватили и некоторое время удерживали город Ораховац. И СМИ об этом молчали, и правозащитникам не икнулось. Мало кто знает, а сербы редко используют тот факт, что консолидация всего албанского этноса достигалась кровью, шантажом и рэкетом самого албанского народа.
Если ты не платишь налог за свободное Косово от 100 марок до 10000 , тогда ты — лояльный албанец, что приравнивает тебя к сербам. Пропорция страшной статистики «мирного» 1998 года такова — убиты 77 албанцев и 46 сербов, национальная принадлежность 42-х не определена. Пропали без вести 173 серба и 100 албанцев, остальные — неалбанцы.
Вернемся, однако, к теме Рачака. На вопрос Милошевича, была ли миссия ОБСЕ, в чьи задачи входил контроль над соблюдением соглашения «Милошевич—Холбрук», объективна, свидетель ответил, что она не всегда была «корректна» и проявляла «благосклонность» к ОАК. Как пример этого он назвал события в селе Рачак в январе 1999 года.
По словам полковника Котура, между армией Югославии, полицией Сербии с одной стороны и миссией ОБСЕ с другой существовала договоренность, по которой нельзя было предавать огласке инциденты в крае до совместного подтверждения фактов произошедшего, но глава миссии Уильям Уокер и его помощник Джон Древенкиевич нарушили это соглашение в случае Рачака. Древенкиевич спросил меня 15 января 1999 года, что произошло в Рачаке. Я ответил, что проведена полицейская антитеррористическая операция.
Он сказал мне, что по его информации было убито 5-6 человек, а о женщинах и детях он не упоминал», — заявил Котур. А на следующий день Древенкиевич уже сказал, что «в Рачаке совершено массовое убийство, убиты женщины и дети». Я попросил его этого не делать, пока следственные органы не закончили соответствующих мероприятий и мы совместно не установили, что произошло.
А он мне ответил, что Уокер уже в Рачаке», — сообщил Котур. В конце концов, уже после смерти Милошевича, к лету 2007 года, гаагское судилище изъяло из обвинения против сербского и югославского высшего военно-политического руководства все пункты, связанные с «преступлениями» сербской армии и полиции в Косове, послужившие поводом для натовской агрессии! Мифическое «массовое убийство», послужившее предлогом для натовской агрессии, даже не упоминается на процессе над шестью сербскими военными и политическими руководителями, так как не вписывается в теорию о «преступном сговоре» в Белграде.
Процесс над Миланом Милутиновичем, Николой Шаиновичем, Драголюбом Ойданичем, Небойшей Павковичем, Владимиром Лазаревичем и Сретеном Лукичем по обвинению в мифических преступлениях в Косове, якобы совершенных в первой половине 1999 года, длится уже более года. Рачак, Дубрава и Падалиште изъяты из обвинения еще до начала суда — 10 июля 2006 года. Как сказал 3 июля 2008 года в интервью «Политике» Тома Фила, адвокат Николы Шаиновича, эти три пункта были «условно изъяты», а так как за прошедший год их так и не вернули в обвинительное заключение, значит они не появятся и в судебном решении.
Одновременно Гаага отказалась от нескольких «свидетелей», среди которых был и Шукри Буя, командир бригады ОАК в селе Рачак, потому что он, как говорят адвокаты, показал себя «контрпродуктивным» на процессе Милошевича. Буя в 2002 году под клятвой на процессе Милошевича свидетельствовал, что ОАК действительно имела базу в Рачаке, но ушла оттуда перед «нападением» сил сербского МВД, а в селе остались только мирные жители. Буя был арестован в 2004 году за участие в антисербских погромах 17 марта того же года.
Вот как об этом писала наша газета 15 апреля 1999 года: «Осатанение дошло до того, что бомбили даже на Пасху... Нет ничего более амбициозного, чем военщина, которая воспроизводит саму себя. Для более эффективных атак требуются новые авианосцы и новые штурмовики. С чисто военных позиций при этом понятно, что без пехотинцев победную точку поставить не удастся. Но появление в сербских горах солдат неминуемо означает массовый поток гробов за океан. Этого, разумеется, боятся и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Но и отступиться, потерять лицо идеологи балканской войны считают политическим самоубийством и не торопятся доставать ключи от мира. Достаточно неуступчивую позицию занимает и Слободан Милошевич.
Но за его спиной Сербия, где сегодня каждый — патриот, готовый сражаться, чтобы не допустить оккупации страны... С него начинается мир» за 11 мая 1999 г.
В честь памятной и скорбной даты москвичи и гости столицы несут к посольству Сербии в Москве цветы.
Бомбардировка Югославии (1999 год): причины, последствия
Империя лжи. Часть 2. Кровавый маскарад | 12 июня 1999 года силы НАТО вошли на территорию сербской автономии Косово и Метохия. |
Война в Югославии для чайников: почему НАТО разбомбил страну в 1999 году? | До бомбардировок Сербии и Черногории авиацией НАТО еще были какие-то шансы сохранить хотя бы часть некогда богатой и спокойной Социалистической Республики Югославия. |
Обстрел полицейских и нападение на монастырь. Все, что известно об обострении конфликта в Косово | 24 марта 1999 года начались бомбардировки Югославии военно-воздушными силами НАТО. |
Кого защищало НАТО в Сербии в 1999 году
Россия не защитила Югославию в 1999 году только потому, что президент Слободан Милошевич не. Война NATO против Сербии — Военные действия НАТО на территории Югославии (1999) Косовская война Бомбардировка Югославии Дата 24 марта – 10 июня 1999. Президент Сербии Александр Вучич в годовщину бомбардировок Югославии спросил у руководства НАТО, кто дал альянсу право убивать местных жителей. Сербии тогда поддержку оказали члены московской группы «На-На», которые доставили послание жителям Белграда: «Русские с сербским народом, а мы пришли помочь вам с музыкой!!!». В апреле 1999 года в Белград отправилась группа студентов из Петербурга, чтобы поддержать сербскую молодежь во время бомбардировок.
Линия Примакова
- Империя лжи. Часть 2. Кровавый маскарад
- Балканская драма: для чего Запад и НАТО стерли с лица земли Югославию
- Обстрел полицейских и нападение на монастырь. Все, что известно об обострении конфликта в Косово
- Тысячи жертв военного преступления: 23 года назад НАТО начало массированные бомбардировки Югославии
- Цветы на броне
Эксперт о причинах поражения Белграда в 1999 году: старая ПВО и слабые ВВС
Непосредственным же поводом для агрессии НАТО против Сербии в 1999 году стала «резня в Рачаке» – малоизвестном до этого сербско-албанском селе, которое стояло у самой границы самопровозглашённого Албанского Косово. Ночью 24 марта 1999 года войска НАТО приступили к проведению военной операции "Союзная сила" на территории Югославии. 3 апреля 1999 в Белграде было разрушено здание Министерства внутренних дел Сербии и Югославии. Любица Стожимирович, в 1999 г. — командующий сербскими войсками в Косово: «Войска НАТО в то время полностью были на стороне албанцев.