Оперу Джакомо Мейербера "Гугеноты" представит Мариинский театр. Первый показ спектакля состоится 29 февраля, как и 188 лет назад, в день мировой премьеры оперы в Париже. Сочинения в жанре большой французской оперы – редкость на сегодняшней сцене. Мариинский театр возвращает «Гугенотов», раньше в Петербурге представление приходилось «маскировать» Режиссером произведения станет Константин Балакин, а автором сценографии и костюмов — Елена Вершинина. Ныне редко исполняемые «Гугеноты» (1836) – это пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец так называемой большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие.
Опера «Гугеноты»
Опера Мейербера «Гугеноты» возвращается в репертуар Мариинского театра. Мариинский театр продолжает знакомить публику с оперными раритетами. Впервые в современной истории театра сценическое воплощение получит опера Джакомо Мейербера «Гугеноты». В Мариинском театре готовят премьеру «Гугенотов» (12+) — опера Джакомо Мейербера не ставилась здесь более 70 лет (но звучала в концертном исполнении). Впервые в современной истории Мариинского театра покажут оперу Джакомо Мейербера «Гугеноты». Премьера спектакля в постановке Константина Балакина состоится 29 февраля на новой сцене — в день 188-летия премьеры оперы в Париже. В Мариинском театре продолжают открывать публике забытые сочинения. Мариинский театр-2: Новая сцена.
Билеты в театр, на концерты онлайн
Впервые в современной истории театра сценическое воплощение получит опера Джакомо Мейербера «Гугеноты». Премьера спектакля состоится на новой сцене Мариинского театра 29 февраля — в день 188-летия мировой премьеры этой оперы в Париже. Жителям и гостям Петербурга в Мариинском театре покажут оперу Джакомо Мейербера «Гугеноты». Мариинский театр продолжает знакомить публику с оперными раритетами. Постановка в жанре большой французской оперы. Куда ни посмотри – кажется, что все здесь самое масштабное. На убранство сцены у декораторов ушло почти шесть к.
Мариинский театр вернул в Россию "Гугенотов"
Премьера оперы «Гугеноты» на Новой сцене Мариинского театра | В Мариинском «Гугеноты» были исполнены в феврале 1862 – тогда опера Мейербера впервые прозвучала на русском языке. Затем Мариинский театр неоднократно обращался к этому сочинению: постановки осуществлялись в 1871, 1899, 1928, 1935 и 1951 годах. |
Любовь и резня святого Варфоломея: Мариинский театр покажет «Гугенотов» спустя более 70 лет | Мариинский театр спустя 70 лет возвращает в репертуар оперу «Гугеноты». Спектакль во многом опирается на замысел самого композитора и его трактовку парижских событий 1572 года. |
Гугеноты, опера. Мариинский театр. | Как сообщает пресс-служба театра, в Мариинском-2 Валерий Гергиев, солисты, хор и Симфонический оркестр представят I и II акты редко исполняемой оперы Джакомо Мейербера. |
Редко исполняемая опера “Гугеноты” будет представлена в Мариинском театре
- Навигация по записям
- Меню в шапке
- Варфоломеевская опера: премьера «Гугенотов» в Мариинке
- Telegram: Contact @mariinsky_theatre
В репертуар Мариинского театра спустя более 70 лет вернется опера Мейербера «Гугеноты»
Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью. Вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «В ней много всяких разных сцен, которые на первый взгляд в общем-то, может быть, распадались для меня в какие-то разные сцены. Сами по себе которые существуют. Ощущение целостности приходило со временем», — поделился режиссер-постановщик спектакля Константин Балакин. Постановку представили в классическом оформлении — сцену украшают живописные полотна и сложная механическая бутафория. Буйство музыки и роскошь Франции отражают, прежде всего, многочисленные драпировки — художники Мариинского вручную задрапировали пять километров ткани.
Она расправляет крылья и заполоняет на сцене огромное пространство. А ее более мелкие клоны возникают в разных углах сцены, и словно окружают людей с разных сторон. Потрясающий эффект! И удивительное эмоциональное воздействие декораций! Редчайший случай в сегодняшней театральной практике! Современно оформленный спектакль с полным ощущением эпохи, в которой происходят события! Брави, Константин Балакин и Елена Вершинина! Такой отменный эстетический вкус и полное владение историческими преломлениями стиля дорогого стоят! И при этом постановка абсолютно современная — динамичная, яркая, эффектная, роскошная, как и королевская Франция ХVI века на пороге Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года. В этом же стиле выдержаны и костюмы художник Елена Вершинина : сохранены силуэты готических и ренессансных нарядов, они узнаваемы, но не повторены буквально, а творчески «переведены» на современный лад. Вот пример, когда такой прием идет только на пользу и постановке, и опере в целом!
Далее ее интерес стал угасать. В последние два сезона нынешнего века «Гугеноты» появились лишь в Брюсселе, Дрездене и Мюнхене. В России опера впервые была исполнена немецкой труппой в Одессе в 1843 году то есть спустя 8 лет после европейской премьеры. В 1850-м она прозвучала в Большом театре Петербурга, но постановка была сделана силами итальянских артистов в урезанном и переделанном виде. В оригинальном виде и в исполнении русской оперной труппы «Гугеноты» были поставлены в Мариинском 2 февраля 1862 года, и долго не выходили из репертуара.
В России «Гугеноты» впервые прозвучали в 1843 году, спустя семь лет после мировой премьеры в Париже. Сначала представления давала немецкая оперная труппа, затем — в 1850-м — итальянская. В Мариинском «Гугеноты» были исполнены в феврале 1862 — тогда опера Мейербера впервые прозвучала на русском языке. Затем Мариинский театр неоднократно обращался к этому сочинению, последний раз — в 50-х годах. К премьере новой постановки Мариинский готовился несколько лет, постепенно знакомя современных зрителей с этим сочинением.
Мариинский театр впервые представит оперу «Гугеноты»
В Мариинке исполнили заключительные акты оперы «Гугеноты» | «Гугеноты» вернулись в Мариинский театр через более чем 70 лет (последняя постановка была в 1951-м). Творения Джакомо Мейербера сейчас ставят нечасто, но в XIX веке его оперы были очень популярны. |
«Гугеноты», а за ними – «Пуритане» · Родина на Неве | Репертуарная редкость современного театра — опера «Гугеноты» Джакомо Мейербера впервые предстанет 5 декабря на сцене Мариинского-2 в Петербурге. Первый и второй акты этого незнакомого петербуржцам произведения прозвучат под управлением народного артиста. |
Опера Мейербера «Гугеноты» возвращается в репертуар Мариинского театра | Опера «Гугеноты» в Мариинском театре-2. |
Гергиев представит в Мариинке редко исполняемую оперу «Гугеноты»
Опера Мейербера «Гугеноты» возвращается в репертуар Мариинского театра. Спустя более 70 лет! | Мариинский театр возвращает «Гугенотов», раньше в Петербурге их приходилось «маскировать». Опера Джакомо Мейербера «Гугеноты», по информации Мариинского театра, будет поставлена на его Новой сцене впервые в современной истории. |
Санкт-Петербург: "Гугеноты" в Мариинском театре | В Мариинском театре спустя 70 лет вновь обрались к опере Джакомо Мейербера «Гугеноты». Три заключительных акта прозвучали с Новой сцены в концертном исполнении 28 декабря. В начале декабря там же исполнили I и II акты сочинения. |
Гугеноты, опера. Мариинский театр. | «Гугеноты» и «Пуритане» в Мариинском театре (февраль 2024). |
Французская опера «Гугеноты» вернется на сцену Мариинского театра спустя почти 70 лет | Впервые в современной истории театра сценическое воплощение получит опера Джакомо Мейербера «Гугеноты». Премьера спектакля состоится на новой сцене Мариинского театра 29 февраля — в день 188-летия мировой премьеры этой оперы в Париже. |
Санкт-Петербург: "Гугеноты" в Мариинском театре | Новости | Представят спектакль на новой сцене театра 29 февраля – в день 188-летия мировой премьеры этой оперы в Париже. |
Опера «Гугеноты» ПРЕМЬЕРА!
Произведение построено на контрастах. На сцене и в музыке танцы переменяются баталиями. А действие происходит то во дворце, то на кладбище. В нашей стране сам проект долго не мог попасть на сцену. Сперва его исполнила немецкая труппа в 1843 году.
Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью. Вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «В ней много всяких разных сцен, которые на первый взгляд в общем-то, может быть, распадались для меня в какие-то разные сцены. Сами по себе которые существуют. Ощущение целостности приходило со временем», — поделился режиссер-постановщик спектакля Константин Балакин. Постановку представили в классическом оформлении — сцену украшают живописные полотна и сложная механическая бутафория. Буйство музыки и роскошь Франции отражают, прежде всего, многочисленные драпировки — художники Мариинского вручную задрапировали пять километров ткани.
Их поставил хореограф Эдвальд Смирнов, за спиной которого есть несомненные удачи. Но тут ему пришлось такого навернуть, что даже моя любовь составлять из слов предложения не заставит меня пойти на соблазн описывать им придуманное. Спишем неудачу хореографа на сотрудничество с развлекательным режиссером. Как выпутываются из этой ситуации певцы? И есть ли в премьерном спектакле те самые семь звезд, которых нам надо ждать? Напомню, что в предыдущих спектаклях в разных городах Европы таковых семерых всякий раз не набиралось! Начнем с хорошего. Пленяет изяществом, оригинальностью подхода и вокальным лукавством Дарья Росицкая в роли пажа Урбана. Она наделяет его и сценическим обаянием и актерской естественностью. Могуч и достоверен, вокально многослоен и театрально внятен Олег Сычёв в роли Марселя — у него получаются и куплетики первого акта, и долгие волнующие монологи. Прекрасно пел в этот вечер и Михаил Петренко в роли графа Сен-Бри, его голос харизматически выражал центральное положение в борьбе конфессиональных противников. На ступеньку хуже — Анастасия Калагина. Казалось бы, она виртуозно справляется с партией Маргариты Валуа, все колоратуры на месте, лепка фраз умела и впечатляюща. Но, увы, в ее голосе как раз нет харизматичности, велеречивости, неждановской глубинной значимости, она предстает обычным «легким сопрано», а не избранницей богов. Очень симпатичен в роли графа Невера Максим Даминов, его изящный и мягко льющийся голос привлекателен. Но ему пока что чуть-чуть не хватает театрального опыта, чтобы встать на котурны звезды. У Чуриловой крепкий, выносливый голос, она как будто уверенно поет все, что захочет. Но у нее однотипное звуковедение в разных по стилистике партиях. И в целом можно сказать, что она да, стабильная певица, но по содержанию ей в пение добавить нечего. В пятом акте «Гугенотов» Валентина вообще-то, с самого начала оперы совсем уже на грани жизни и смерти, а мы слушаем пение Чуриловой «с холодным носом», ничуть не переживая.
Иные критики превозносили «Гугенотов» до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был стабильным и длительным: до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений. Авторы бестселлера — композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб — вложили в свое творение всё, что могло бы обеспечить ему популярность, и очень постарались, чтобы зритель не заскучал. На неспокойном, а в финале — кровавом, историческом фоне Религиозные войны XVI века, Варфоломеевская ночь разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины. Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня.
Премьера в Мариинском театре: опера "Гугеноты"
На сцене Мариинского-2 28 декабря покажут оперу французского и немецкого композитора Джакомо Мейербера «Гугеноты», сообщили в пресс-службе Мариинского театра. Произведение под руководством Валерия Гергиева прозвучит в стенах Мариинского. Мариинский театр возвращает на свою сцену оперу «Гугеноты» спустя 70 лет. Спектакль основан на замысле самого композитора и его интерпретации событий 1572 года в Париже. Опера «Гугеноты» на Второй сцене Мариинского театра. С партера или с высоты яруса, затаив дыхание, Вы наблюдали за божественно красивыми движениями чарующих балерин, ваше сердце замирало от невообразимо приятных звуков музыки, голосов. 5 декабря в 19:00 в Мариинском-2 Валерий Гергиев, солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят I и II акты редко исполняемой оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты».
Гергиев представит в Мариинке редко исполняемую оперу «Гугеноты»
Очень симпатичен в роли графа Невера Максим Даминов, его изящный и мягко льющийся голос привлекателен. Но ему пока что чуть-чуть не хватает театрального опыта, чтобы встать на котурны звезды. У Чуриловой крепкий, выносливый голос, она как будто уверенно поет все, что захочет. Но у нее однотипное звуковедение в разных по стилистике партиях. И в целом можно сказать, что она да, стабильная певица, но по содержанию ей в пение добавить нечего. В пятом акте «Гугенотов» Валентина вообще-то, с самого начала оперы совсем уже на грани жизни и смерти, а мы слушаем пение Чуриловой «с холодным носом», ничуть не переживая. К этому надо добавить, что Сергей Скороходов оказался в этот вечер настоящим Не-Раулем. Потому что в первой арии Non loin des vieilles tours он не взял ни одной верхней ноты. А они здесь важны вовсе не потому, что красивы если их брать, как Хуан Диего Флорес , а потому, что они знаки избранности, духовного совершенства, человеческого превосходства. По спектаклю получалось, что Рауль вовсе не хозяин Марселя, а, напротив, его слуга. Это уж слишком извращенно, «режоперно» к этому страшному изобретению наших баек можно прийти и с вокальной стороны тоже.
Чтобы завершить картину, добавлю, что хор пел сносно, хотя про точно найденную стилистику говорить пока не приходится, остальные солисты оказались в высшей степени на месте, а краткость антрактов остается только страстно похвалить. Что касается режиссерской манеры Константина Балакина, то его кто-то сравнил с британским режиссером Дэвидом Маквикаром. Я сильно не поклонник такого реставраторского театра, который, как правило, уводит в околотеатральные дебри, но один спектакль Маквикара буду помнить всегда: «Фауст» Гуно в Ковент-Гардене. В нем вся история настолько трезво, иронично и впечатляюще вписана в культурный контекст XIX века, что голова шла кругом и хотелось всю эту иронию и лихость вобрать в себя как инструменты жизни. И в целом постановка охотно располагалась рядом с радикальным спектаклем Хорхе Лавелли 1970-х годов, в котором Фауст и Мефистофель оказывались чуть не близнецами. Нет, Балакину до Маквикара семь верст, и все лесом, да простится мне грубое сравнение. Потому что режиссура Балакина откровенно развлекательна. Несмотря ни на что, я глубоко обрадован появлением «Гугенотов» на сцене Мариинского театра и даже внутренне убежден, что рано или поздно мы здесь услышим семь звезд под управлением Валерия Гергиева, и участь этой оперы в XXI веке будет окончательно решена.
Он даже посещал постановки в Париже. Подписывайтесь на «Galernayas. Ru» в Яндекс. Новостях и Google Новости. Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.
Он мгновенно вызывал ощущение, что речь идет о Франции романтической эпохи! Потрясающая стилизация, полная вкуса, чувства меры и понимания тонкостей и законов красоты и гармонии. Сочетание бликующего золота и серебра в драпировках, костюмах и аксессуарах, ажурных готических арок и устремленных ввысь тонких колонн в декорациях! Торжество "французского ренессанса", готики и немного ампира во всем! А чего стоит поражающий взгляд благородный занавес цвета потемневшего серебра, созданный в стиле французских штор с ламбрекенами, фестонами, подвесами и кистями! Эта роскошь то полностью заполняет все пространство сцены, то уходит в ее верхний ярус, то сдвигается влево, и декор дополняют узнаваемые готические элементы — ажурные остроконечные стрельчатые арки, галереи с высокими округлыми проемами, изящная строгая колоннада! Дух захватывает от такой красоты и благородства! А еще среди достоинств постановки — умелое использование символов! Химеры и горгульи, олицетворяющие темные силы мироздания, без которых немыслим ни один французский готический собор, в том числе всемирно известный Собор Парижской богоматери Нотр Дам , постепенно завладевали пространством сцены, появившись в начале истории в виде одной небольшой фигуры в глубине сцены. В финале она вырастает до исполинских размеров и оживает, будто кровопролитное противостояние католиков и гугенотов вдыхает в нее жизнь. Она расправляет крылья и заполоняет на сцене огромное пространство.
А то, что трех главных персонажей у нас на глазах — бах! Потому что на сцене с начала до конца царит игра, задрапированная кружавчиками. Никакими не кружевами, чтоб вы не думали. И воплощают эти «кружавчики» пять километров мутной серой ткани, которые — с ужасно безвкусными воланами — то свисают, то ниспадают, то расколыхиваются над сценой, свидетельствуя о пошлой театральности действия на подмостках. Еще на сцене есть гаргульи разного размера, страшные и ужасные, мелкие копии которых мы привозили из Парижа в свои первые поездки, как знаки зла. И бедному слуге Марселю приходится в пятом действии в порыве гнева разрубать на части разнесчастную гаргулью у нас на глазах. Но никакого ужаса нам это не приносит. Только еще раз усмехаемся в усы, если они у вас есть. Усугубляют ситуацию потанцульки. Их поставил хореограф Эдвальд Смирнов, за спиной которого есть несомненные удачи. Но тут ему пришлось такого навернуть, что даже моя любовь составлять из слов предложения не заставит меня пойти на соблазн описывать им придуманное. Спишем неудачу хореографа на сотрудничество с развлекательным режиссером. Как выпутываются из этой ситуации певцы? И есть ли в премьерном спектакле те самые семь звезд, которых нам надо ждать? Напомню, что в предыдущих спектаклях в разных городах Европы таковых семерых всякий раз не набиралось! Начнем с хорошего. Пленяет изяществом, оригинальностью подхода и вокальным лукавством Дарья Росицкая в роли пажа Урбана. Она наделяет его и сценическим обаянием и актерской естественностью. Могуч и достоверен, вокально многослоен и театрально внятен Олег Сычёв в роли Марселя — у него получаются и куплетики первого акта, и долгие волнующие монологи. Прекрасно пел в этот вечер и Михаил Петренко в роли графа Сен-Бри, его голос харизматически выражал центральное положение в борьбе конфессиональных противников.
В репертуар Мариинского театра спустя более 70 лет вернется опера Мейербера «Гугеноты»
Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий. Ни Вагнер, ни Верди, ни Мусоргский не обошли стороной мейерберовские находки в области хоровой музыки. Объёмная, сочная мейерберовская медь по своей красоте и мощи не отстаёт от вагнеровской. Соглашаясь с авторитетным мнением соотечественника, Мариинский театр обогащает свой репертуар этим великолепным произведением. Возврат билетов в Мариинский театр не осуществляется.
Сначала опера была исполнена немецкой труппой в 1843 году, а в 1850-м добралась до императорской сцены и прозвучала в Большом театре Петербурга — тогда постановка была сделана силами итальянских артистов в урезанном и переделанном виде. Действие было перенесено в Италию, а гугеноты и католики превращены в гвельфов, представителей интересов Римского Папы, и гибеллинов — сторонников германского императора.
В Мариинском «Гугеноты» были исполнены в феврале 1862 года — тогда опера Мейербера впервые прозвучала на русском языке. Затем театр неоднократно обращался к этому сочинению: постановки осуществлялись в 1871, 1899, 1928, 1935 и 1951 годах. Мариинский театр О «Гугенотах»: Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб создали классический образец «большой французской оперы», отвечающий всем канонам жанра: это массивное пятиактное музыкально-театральное действие с широко выписанным историко-героическим фоном, пышными хоровыми и балетными сценами и трагической развязкой. Музыка ярко театральна, выразительна, насыщена эффектными моментами и блеском оркестровых красок.
Мариинский театр впервые представит оперу «Гугеноты» Фото: Наташа Разина. В избранное Поделиться 29 февраля , 1 , 2 и 10 марта на Новой сцене Мариинского театра состоится премьера произведения Джакомо Мейербера «Гугеноты» — редчайшего на сегодняшней театральной сцене сочинения в жанре большой французской оперы.
В современной истории Мариинского театра постановка этой пятиактной оперы осуществляется впервые. Представленные 29 февраля 1836 года в Париже «Гугеноты» мгновенно снискали признание публики и сделали Джакомо Мейербера одним из самых влиятельных европейских композиторов XIX века. Горячим поклонником этой оперы был Петр Чайковский, посещавший спектакли во Франции. Не обошла «Гугенотов» и литературная слава — Артур Конан Дойл в «Собаке Баскервилей» отправил своих знаменитых персонажей именно на этот спектакль.
Далее действие было перенесено в Италию, а гугеноты и католики превращены в гвельфов представителей интересов Римского Папы и гибеллинов сторонников германского императора. Интересно, что ярым поклонником данной оперы был Петр Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Билеты и остальные подробности можно найти на этом сайте.
Французская опера «Гугеноты» вернется на сцену Мариинского театра спустя почти 70 лет
Опера «Гугеноты» на Второй сцене Мариинского театра. С партера или с высоты яруса, затаив дыхание, Вы наблюдали за божественно красивыми движениями чарующих балерин, ваше сердце замирало от невообразимо приятных звуков музыки, голосов. Гугеноты (Гастроли Мариинского театра). Опера в 5 действиях. Билеты. Мариинский театр представляет первую весеннюю премьеру — оперу Россини «Золушка». 17, 18 и 21 апреля (в 14:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра состоится первая весенняя премьера сезона — комическая опера Россини «Золушка».
Опера Мейербера «Гугеноты» возвращается в репертуар Мариинского театра
К премьере новой постановки Мариинский театр готовился несколько лет, постепенно знакомя современных зрителей с этим сочинением. Сначала артисты представили камерную версию под аккомпанемент фортепиано, затем вместе с Симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева были исполнены первые два акта. Впервые за почти 70 лет целиком опера «Гугеноты» прозвучала на сцене Концертного зала в прошлом театральном сезоне. Теперь зрители смогут увидеть полноценную постановку — ее готовят режиссер Константин Балакин и сценограф Елена Вершинина. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.
В начале декабря там же исполнили I и II акты сочинения. Все партии просто на износ», — поделилась в эфире телеканала « Санкт-Петербург » солистка оперной труппы Мариинского театра Мария Баянкина.
По словам Баянкиной, концертное исполнение усложняет погружение в образ, так как все происходит без исторических костюмов и масштабных декораций.
Постановка с духом эпохи «Гугеноты» сделала Джакомо Мейербера «королём оперы не только в Париже, но практически всюду» «Гугеноты» вернулись в Мариинский театр через более чем 70 лет последняя постановка была в 1951-м. Сериал, киноблокбастер и мюзикл в одном флаконе, называемом grand opera — самый модный тогда жанр. Те, кто мог себе позволить, были готовы потратить на оперу весь длинный тёмный вечер», — объясняет критик Владимир Дудин. На фоне борьбы между католиками и протестантами разворачивается история любви главных героев оперы — дочери одного из предводителей католической партии Валентины и гугенота Рауля в религиозном смысле — французская версия пуритан. Рихард Вагнер назвал либретто Мейербера «чудовищным попурри, исторически-романтической, священно-фривольной, таинственно-бронзовой, сентиментально-надувательской мешаниной». Однако даже он признал, что четвертое действие «Гугенотов» всегда глубоко его волновало.
В конце четвёртого действия католики учиняют резню гугенотов. Рауль устремляется на помощь своим, Валентина падает без чувств. Но перед этим влюблённые исполняют длинный дуэт, который так и взволновал Вагнера. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развёрнутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силён; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать» — это оценка современного музыковеда Христины Батюшиной. Генри У.
Список можно было бы продолжить. Напомним, что кино, являясь синкретическим видом искусства, не может обойтись, согласно Ю. Лотману, без «Семиотики кино». Понимаю, что не всем оперным критикам с их натруженными ушами известен такой подход к искусству, как семиотика, или учение о знаковых системах. Язык кино обращён не только к тем, кто слышит, но больше к тем, кто видит. А современная опера как никогда стремится сейчас к визуализации музыки. В противном случае всё для оперы может закончиться концертным исполнением и звукозаписью. Вот тогда окончательно ослепший оперный критик и почувствует себя настоящим королём. Но пока такого не случилось, и опера не потеряла ещё свою связь с реальной жизнью, которая когда-то была настолько сильной, что музыка Верди стала воплощением чаяний народных масс в период Рисорджименто; может быть, стоит вспомнить концепцию Маршала Маклюэна. Напомним, что этому канадскому исследователю удалось сделать необыкновенно интересные наблюдения в области влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество и на современное искусство.
В частности, можно вспомнить его тезис, что современный человек получает информацию по всему широкому полю, по всем источникам коммуникации. Если в традиционном обществе читатель получал информацию из книг и считывал её либо слева-направо либо справа-налево европейские языки и Тора с Коранов , то сейчас он получает эту информацию в основном визуально. И визуальное, во многом благодаря кинематографу, сейчас доминирует. А у визуального есть свои законы, свой язык. Так что же удалось сделать режиссёру Владиславу Фурманову и художнику по декорациям и костюмам Галине Филатовой с визуальной частью оперы «Пуритане»? Им удалось самое главное — драматизировать действие, с помощью языка кино придать провальному либретто характер если не трагедии, то хотя бы высокой драмы. Как же удалось изменить ничтожную драматургию и перевести концертное исполнение в разряд настоящего зрелища, ибо, как сказал Фома Аквинский XIII век , учитель Данте: «Прекрасно всё, что ублажает взор». Очень удачная, на мой взгляд, сцена, в которой пуритане круглоголовые отрезают себе кудри перед боем. Козьма Прутков как-то высказался: «Каждый понимает всё в меру своей испорченности». А ведь это не что иное, как яркая интертекстуальность.
Интертекстуальность — термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма, французской исследовательницей Юлией Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты или их части могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Следует заметить, что идея «диалога между текстами» в первоначальном варианте принадлежит М. Этот диалог текстов создаёт то, что называется ещё подтекстом или «неявленным» впрямую смыслом. Подтекст — скрытый, неявный смысл высказывания, не совпадающий с его прямым значением. Определяется контекстом. А вот контекст «Пуритан» весьма интересен и если его не учитывать, то и восприятие действия может быть очень плоским и примитивным. Что же в контексте культуры означают срезанные волосы? Согласно мифологическому словарю, волосы — символ жизненной силы, энергии, силы мысли и мужественности.