Новости гротеска в литературе

его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. Гротеск в литературе — это комический приём, используемый для подчёркивания абсурдности и для того, чтобы указать читателю на что-то важное, скрывающееся за забавным, на первый взгляд, событием. Что такое гротеск в литературе 8 класс. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». На этой странице представлена подборка книг «Фантасмагория и гротеск в литературе», в нее входит 187 книг.

Гротеск - определение, значение и примеры в литературе

В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на “принцип правдоподобия”, на искусство педантичной верности “природе”. В художественном универсуме эмоционалистов гротеск присутствует и в качестве стилеобразующих примет, маркирующих различные периоды культуры, которые формировали гротеск как явление — от гротескной архаики, античного гротеска. Таким образом, гротеск в повести Гоголя «Нос», который возникает из фантастической обусловленности, открывает целое пространство для развития героев и сюжета.

15. Гротеск в литературе 1960-х–1970-х годов (в. Аксенов, в. Ерофеев и др.)

Социально-психологический, или реалистический, гротеск в русской литературе впервые был наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского (Абрама Терца) и Юлия Даниэля (Николая Аржака). ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Термин «Г.» (итал. grottesco, от grotta — пещера, грот). Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия. Литература Гротеска: Одно из первых применений термина «гротеск» для обозначения литературного жанра — «Очерки Монтень». Это гротеск в чистом виде! Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок.

Навигация по записям

  • Гротеск — Википедия
  • Раскрытие понятия слова гротеск в словаре
  • Гротеск в литературе
  • Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры

Литература

  • Гротеск | это... Что такое Гротеск?
  • Экскурсия на крупнейшие ЗАВОДЫ страны. КАК ЗАПИСАТЬСЯ?
  • Немного истории
  • Экскурсия на крупнейшие ЗАВОДЫ страны. КАК ЗАПИСАТЬСЯ?
  • Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

В истории развития искусства именно умело созданные гротескные персонажи заставляют читателя задуматься, запоминаются надолго, дают пищу для размышления. Необычный способ описания героев, используя прием гротеска, дается не каждому: на это способен только настоящий мастер, вне зависимости от того, идет ли речь о литературе или другом виде искусства.

Но вот в 1965 году было издано исследование М.

Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», в котором гротеску уделено наконец серьезное внимание. Автор дает развернутый обзор зарубежных работ о гротеске и предлагает свое понимание исследуемой проблемы. В позапрошлом году вышла книга Ю.

Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. Обе названные работы содержат много ценного и, без сомнения, положат конец разговорам о нецелесообразности применения термина «гротеск» в литературоведении, о совершенной неразработанности проблемы гротеска. И тем не менее считать данную проблему полностью решенной тоже нельзя.

Целый ряд вопросов, касающихся природы гротеска, его границ, его функций в литературе и искусстве продолжает оставаться спорным. Первоначально его употребляли для обозначения особого типа древнеримского орнамента, состоящего из переплетающихся, причудливо сочетающихся изображений животных, растений и человеческих фигур. Со временем этим же термином стали называть и определенные явления других видов искусства.

Сами эти явления возникли в искусстве намного раньше слова «гротеск». В последующие эпохи гротеск продолжает свое развитие. В разные периоды истории он играет различную роль: то отодвигается на второй план, а то становится необычайно популярным.

Так или иначе, но даже в самые неблагоприятные для него времена гротеск не исчезает совершенно. При этом значение термина не оставалось неизменным. Порой оно расширялось настолько, что теряло свою определенность.

Но в конце концов все же возвращалось в свои подлинные границы. Каковы же характерные признаки гротеска? В чем заключается своеобразие его структуры?

С давних пор гротеск понимался как такой принцип изображения действительности, который предполагает искусственное совмещение предметов, принадлежащих к разным жизненным рядам, нарушение жизненного правдоподобия, сочетание несочетаемого. В «Новом словотолкователе», выпущенном в 1803 году, о гротеске говорилось: «Сим именем называются смешные изображения но собранию в них таких частей, которые не принадлежат им естественно и которые имеют странный вид». Уже в этом, по всей вероятности, первом на русском языке определении гротеска содержится указание на то, что гротескные изображения сочетают в себе части, которые не принадлежат им естественно.

В «Опыте науки изящного, начертанном А. Галичем» 1825 также подчеркивалось, что гротеск — «и как особенный вид комической красоты, и как особенный способ творческих действий фантазии, — расстраивая наружный вид естественных произведений и созидая новые, странные, но приятные превращения», посмеивается «как бы педантизму самой природы, коей установленные формы тварей кажутся ему еще слишком однообразными». Аналогичное понимание гротеска мы находим и в работах зарубежных исследователей.

Шнееганс во введении к своей «Истории гротесковой сатиры» 6 отмечал, что эстетики и литературоведы, писавшие до него о гротеске, делятся на две группы: одни считали самым главным в гротеске элемент карикатуры Гартман, Эберхард, Краузе , другие существо его видели в фантастике и юморе Фишер, Кестлин и др. Сопоставляя эти точки зрения, Г. Шнееганс приходит к выводу, что гротеском является не всякое преувеличение, а такое, которое носит фантастический характер.

Исследователь рассматривает несколько карикатур на Наполеона III: черты лица императора на этих карикатурах преувеличены в различной степени. Однако даже явное, заметное преувеличение их в частности, размеров носа еще не дает гротеска. Гротескной карикатура становится лишь тогда, когда у Наполеона III на месте носа появляется клюв вороны.

Значительная часть советских литературоведов придерживается подобного же мнения о структуре гротеска. Борев, например, отмечает, что «гротесковый образ немыслим без определенной условности хотя бы некоторых его черт, без выхода за пределы вероятного… Гротеск — целенаправленное заострение с помощью фантастического изображения» 7. Буяшин в ряде своих работ повторяет: «Гротеск — искусственное, фантастическое построение сочетаний, не встречающееся в природе и обществе» 8.

В рассказе «Бобок» его превосходительство покойный генерал-майор Первоедов играет с покойным надворным советником Лебезятниковым в преферанс. Фантастическое дробит и укрупняет действительность, изменяет пропорции. Фантастика не самоцель автора. Она часто «снимается» писателем: в «Путешествии Гулливера» Свифта - точным, комически педантичным описанием места и времени действия, скрупулезным приведением названий и дат, в «Двойнике» Достоевского - отрицанием иллюзорности, фантастичности происходящего, которым каждый раз сопровождается появление двойника - Голядкина-младшего. Фантастическое обнажается писателем как художественный прием, от которого в свое время за дальнейшей ненадобностью можно отказаться. Часто реалистический гротеск, примеры которого мы привели, строится полностью на игре различных плоскостей изображения. Иногда гротескное произведение является пародией, как, например, «История одного города» Салтыкова-Щедрина. В основе гротеска может лежать не только предельное увеличение - гипербола, но и метафора. Метафорична природа гротескных сцен в поэме Т. Шевченко «Сон», водной из которых от крика царя, строго сохраняя иерархию - от самых «пузатых» до «мелких», - проваливаются в землю его приспешники.

Сатирический гротеск политической поэзии Т. Шевченко, восходящий к фольклорным традициям, традициям Гоголя, Мицкевича, был явлением новаторским, он предшествовал сатирическому гротеску Салтыкова-Щедрина. Искусство развивало традиции романтического и реалистического гротеска. Так, под влиянием традиций Гофмана, Гоголя, Достоевского родился гротескный стиль Ф. Для Кафки характерно сочетание в произведении сказочно-фантастических, кошмарных событий с правдоподобным изображением деталей быта и «нормальным» поведением людей в необычных ситуациях. Герой рассказа Кафки «Превращение» коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в насекомое. Формы гротеска использованы А. Франсом в сатирических романах «Остров пингвинов». Чапеком, Т.

Еще одной важной особенностью гротескного стиля является использование сатиры и иронии для критики представлений о реальности. Через поиск абсурда и комические ситуации гротеск показывает двузначность жизни и подвергает сомнению существующий порядок вещей. Таким образом, основные черты гротеска в литературе — это деконструкция, неожиданность, метаморфоза и использования сатиры для воздействия на читателя и критики социальных норм. История развития гротеска в литературе Возникновение гротеска в литературе связано с желанием художников и писателей выразить критику существующего общественного порядка и поведения людей. Гротеск использовался для искажения реальности, чтобы показать ее безобразие и противоречия. Возрождение: В эпоху Возрождения гротеск активно использовался художниками, такими как Леонардо да Винчи и Микеланджело, в их рисунках и фресках. Это был способ передвигаться за пределы привычных норм и создавать фантастические, искаженные образы. Сатира и комедия: В XVII веке гротеск стал популярным средством высмеивания общепринятых норм и ценностей. Комедии Мольера, например, часто играли на контрасте между идеалом и реальностью, высмеивая глупость и лицемерие.

Значение слова «гротеск»

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск) Юмор в литературе — это любое словесное выражение (или событие), в основе которого лежит обман ожиданий.
Гротеск - психология Литература Гротеска: Одно из первых применений термина «гротеск» для обозначения литературного жанра — «Очерки Монтень».

История гротеска

  • «Гротеск» – приём, которым пользуются избранные
  • Что такое гротеск в литературе? | Литературные термины | ReadCafe
  • Литература Гротеска
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Гротеск | Русская Литература вики | Fandom

«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные

Гротеск. Большая российская энциклопедия Гротеск – это общеизвестный прием, используемый не только в литературе, но и других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке.
Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) 👍 | Школьные сочинения Таким образом, гротеск в повести Гоголя «Нос», который возникает из фантастической обусловленности, открывает целое пространство для развития героев и сюжета.
Гротеск - что это такое в литературе: значение слова и примеры одно из сложнейших явлений в литературе, неоднозначность которого привела к понятийной неопределенности и, как следствие, наличию в литературоведении нескольких дефиниций термина «гротеск».

Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова

Гротеск в литературе — это комический приём, используемый для подчёркивания абсурдности и для того, чтобы указать читателю на что-то важное, скрывающееся за забавным, на первый взгляд, событием. ПОНЯТИЕ «ГРОТЕСК» В ЛИТЕРАТУРЕ Мухтарова Сония Юнусовна, магистрант 2 курса. В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Термин «Г.» (итал. grottesco, от grotta — пещера, грот). • Файл c пользой для ЕГЭ здесь: слово стих• Анкета предзаписи на экспресс-курс по русскому языку: https://b24-5f7njo.

Как это работает. Комическое в литературе

«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём — Русский язык на отлично Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических).
«Гротеск в искусстве — какие имена и произведения первыми приходят на ум?» — Яндекс Кью Гротеск в литературе — это комический приём, используемый для подчёркивания абсурдности и для того, чтобы указать читателю на что-то важное, скрывающееся за забавным, на первый взгляд, событием.

Как это работает. Комическое в литературе

Даже в интересных, серьезных исследованиях, посвященных тем или иным сатирическим произведениям, встречаешься порой с каким-то странным безразличием к теоретической стороне проблемы гротеска. Милявский в книге «Сатирик и время», посвященной «Клопу» и «Бане» Маяковского, привлекает большой фактический материал, прослеживает путь сатирика от фактов жизни — к фактам искусства, высказывает свежие, любопытные наблюдения. Все идет отлично, работа написана, как говорится, «на высоком научном уровне». Но вот исследователь подходит к вопросу, касающемуся теории, и появляются такие строки: «Гротеск», «сатирический гротеск» — так характеризуют стиль Маяковского-драматурга без исключения все, кто писал или пишет о его пьесах. Но что же это все-таки значит — «сатирический гротеск»? Каково реальное содержание этого термина, столь удобного как раз своей ни к чему не обязывающей неопределенностью? В чем конкретный смысл такого определения — и вообще и применительно к «Клопу» и «Бане» в особенности?

Увы — все эти вопросы приходится отнести к разряду риторических. Сколько-нибудь внятных и определенных ответов на них не дают ни специальные труды по теории и практике сатиры, ни даже знающие все энциклопедические словари. Перед нами еще одно подтверждение несовершенства, нечеткости, запутанности нашей литературоведческой терминологии» 3. Казалось бы, сказано правильно. Действительно, «несовершенство», «нечеткость», «запутанность»! Ждешь, что, установив сей факт, исследователь попытается распутать этот вопрос, предложит свое понимание гротеска или по крайней мере присоединится к какой-нибудь из существующих точек зрения.

Но ожидания наши напрасны. Автор и не думает останавливаться на вопросе, который числится по ведомству «теории». Подчеркнув нечеткость и запутанность литературоведческой терминологии, он продолжает: «И мы не будем здесь запутывать ее еще больше, пытаясь изобрести какой-то новый, дополнительный термин для обозначения присущего комедиям Маяковского метода художественной типизации. Сатирический гротеск — так сатирический гротеск, дело, в конце концов, не в названии. Принимая такое определение и памятуя о его условности, просто постараемся выяснить, какими же именно принципами руководствовался драматург, какие пути художественного обобщения он избирал в процессе своей работы над «Клопом» и «Баней». Именно так можно, нам кажется, увидеть, чем же характеризуется, как создается, какие новые идейно-творческие возможности открывает своеобразие пьес Маяковского.

А термин… Термин есть — «сатирический гротеск». Он общепринят. Будем им пользоваться и мы» 4. Милявский не стремится разобраться в теоретическом значении понятия «гротеск». Но термином этим пользуется. В некоторых же других работах совсем недавно можно было встретиться с утверждением, будто слово «гротеск» надлежит употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет об орнаменте и изобразительном искусстве.

К литературе же оно, дескать, никакого отношения не имеет, и самое лучшее — вообще отказаться от него, ибо научная целесообразность его «сомнительна», а отрицательные последствия «вполне очевидны». Подобного рода заявления, конечно, были возможны, в частности, и потому, что проблема литературного гротеска продолжала оставаться в нашей науке неразработанной. Но вот в 1965 году было издано исследование М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», в котором гротеску уделено наконец серьезное внимание. Автор дает развернутый обзор зарубежных работ о гротеске и предлагает свое понимание исследуемой проблемы. В позапрошлом году вышла книга Ю.

Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. Обе названные работы содержат много ценного и, без сомнения, положат конец разговорам о нецелесообразности применения термина «гротеск» в литературоведении, о совершенной неразработанности проблемы гротеска. И тем не менее считать данную проблему полностью решенной тоже нельзя.

Литературное преувеличение в прозе Гипербола нашла применение в классических произведениях литературы: 1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Чехов «Степь» 2. Редкая птица долетит до середины Днепра. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Презентация. Основа использования гиперболы Преувеличение количества эту новость уже рассказали миллион раз Затронуто качество они поругались в пух и прах Задействованы эмоции он бросил ее одну, и мира для нее не стало Презентация. Их задача тоже состоит в сравнении п редметов и явлений.

Нос, нашедшийся в булке хлеба, делает поразительную карьеру: ездит в мундире статского советника и готовится удрать за границу, пока наконец не оказывается на своём месте. В самом скандальном, нарочито алогичном произведении Гоголя найдут вдохновение абсурдисты XX века: повесть можно трактовать и как обличение условностей человек без носа практически перестаёт быть человеком, он близок к социальной смерти , и как притчу о раздвоении личности. Существует, разумеется, и фрейдистское истолкование повести, согласно которому нос — это не просто нос. Записки сумасшедшего Николай Гоголь1835 Мелкий чиновник с издевательской фамилией Поприщин описывает в дневнике свою немудрёную повседневность, но под влиянием зависти, комплекса неполноценности и, самое главное, любви к дочке начальника начинает сходить с ума: утрачивает чувство времени, читает переписку собак и объявляет себя королем Испании. Постепенность и трагичность этой трансформации — главное в повести Гоголя. Ревизор Николай Гоголь1836 Главная пьеса Гоголя обыгрывает распространённый сюжет о том, как одного приняли за другого. Важнее, чем само происшествие с молодым шалопаем Хлестаковым, здесь атмосфера уездного города, в котором собрано «всё дурное» в России: сквозь уморительную гоголевскую сатиру сквозит ужас, в полной мере реализованный в финальной сцене. Женитьба Николай Гоголь1833 1841 Одна из первых пьес Гоголя, поставленная, однако, уже после «Ревизора». Гоголь переосмысливает типичный водевиль, щедро вводя в него путаницу, обман и мотив социального неравенства; пострадавшей стороной, увы, оказывается как и в «Ревизоре» обманутая невеста. Шинель Николай Гоголь1842 Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели взамен старой, совершенно изношенной. Эта мечта начинает занимать все его мысли: он стремится к шинели, будто к романтической возлюбленной.

И вот в комнату заходят папа или мама, и что они говорят? Ирония встречается чуть ли не в каждом юмористическом произведении, и распознать её нетрудно. Так что ограничимся одним примером — из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», в котором авантюрист Остап Бендер и его друг по несчастью Ипполит Матвеевич Воробьянинов разыскивают бриллианты, якобы зашитые одной богачкой в подкладку стула. Но где теперь этот стул? В поисках сокровища приятели останавливаются в гостинице «Сорбонна»: В номере, обставленном с деловой роскошью две кровати и ночной столик , послышались конский храп и ржание: Ипполит Матвеевич весело умывался и прочищал нос. Великий комбинатор лежал в постели, рассматривая повреждения в штиблетах. Конечно, ни о какой «роскоши» в таком заведении речи идти не может. Наоборот, номер Остапа Бендера оказался одним из самых дешёвых. И «великим комбинатором» главного героя, положа руку на сердце, называть не стоило бы. Гротеск Гротеск — это намеренное сгущение красок в литературном произведении. С одной стороны, это всё то же доведение ситуации до абсурда; с другой — создание заведомо отталкивающих, неестественных образов, которые кажутся смешными лишь поначалу, а затем вызывают страх или отвращение. Королём гротеска в русской литературе был и остаётся, конечно же, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, а самым смешным и одновременно пугающим его произведением — «История одного города» , роман о вымышленном государстве, который поразительно напоминает Российскую Империю. Помните, одним из градоначальников там назначили Дементия Варламовича Брудастого? Представ перед народом, он очень всех озадачил, потому что ничего толком не сказал и не объяснил: В особенности тяжело было смотреть на город поздним вечером. В это время Глупов, и без того мало оживлённый, окончательно замирал.

Как это работает. Комическое в литературе

гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. Гротеск – шутка, вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма. ­ как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и гротеска несут в себе трагический зловещего; образы смысл. Использование гротеска в литературе. В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. Использование гротеска в литературе. В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей.

Как это работает. Комическое в литературе

Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов. В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Термин «Г.» (итал. grottesco, от grotta — пещера, грот). Гротеск сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Значение слова гротеск – что это такое в литературе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий