Эмоциональный интеллект – это способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию. РИА Новости. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать и выражать свои эмоции, управлять ими, а также принимать чувства других людей. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15].
Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?
О том, как управлять чувствами и эмоциями, рассказывает тренер по эмоциональному интеллекту Эвелина Леви. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. В результате вы получаете оценку эмоционального интеллекта по нескольким аспектам: эмоциональная осведомлённость, управление эмоциями, умение влиять на эмоции других, эмпатия, самомотивация. Эмоциональная грамотность — способность быть в контакте со своими мыслями, чувствами, ощущениями и одновременно находить взаимопонимание с окружающими людьми. Человек с развитым эмоциональным интеллектом лучше разбирается в своих эмоциях: понимает, что и почему он испытывает, как трансформировать это чувство в другое, как помочь себе при неприятных переживаниях.
Что такое эмоциональный ИИ
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Подписка на рассылку!
- Как злиться правильно. Психолог — об эмоциональном интеллекте
- Способы развития
- Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким
- Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Разум и чувства: почему важно развивать эмоциональный интеллект
Для этого необходимо постоянно работать над собой, обучаться, практиковаться и получать обратную связь. Вот некоторые способы развития интеллекта в эмоциональной сфере: Обращайте внимание на свои эмоции. Старайтесь чаще останавливаться и осознавать, что вы чувствуете в данный момент, какие факторы вызывают ваши эмоции, как они влияют на ваше поведение и мышление. Можно вести дневник, медитировать или делать дыхательные упражнения. Выражайте свои эмоции конструктивно. Не подавляйте и не игнорируйте свои чувства, но и не давайте им полностью контролировать вас.
Научитесь выражать их так, чтобы они не наносили вреда вам или окружающим. Попробуйте использовать «Я-высказывания», например: «Я чувствую гнев, когда ты опаздываешь», а не «Ты всегда опаздываешь и раздражаешь меня». Также постарайтесь выбирать подходящее время и место для обсуждения своих чувств, а не высказываться под влиянием раздражения или гнева. Регулируйте свои эмоции. Не позволяйте им мешать вам достигать целей и поддерживать хорошие отношения с окружающими.
Научитесь смягчать негативные эмоции, такие как гнев, страх, грусть и обида, и усиливать позитивные: радость, удовольствие, любовь и благодарность. Постарайтесь сменить свой фокус внимания, например, думать о том, что хорошего произошло в день, а не о том, что плохого; или думать о том, что вы можете сделать для решения проблемы, а не о том, как вы страдаете от нее. Развивайте сочувствие. Старайтесь вживаться в положение других людей и понимать их чувства, мотивы и потребности. Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку.
Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами. Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными.
Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции. Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ. Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации.
Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей.
Оператор вправе передавать персональные данные третьим лицам либо поручать обработку персональных данных третьим лицам, если это будет необходимо для достижения цели их обработки в соответствии с настоящей Политикой, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных. Оператор будет осуществлять обработку персональных данных не дольше, чем этого требуют цели их обработки, если иные сроки не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных. Как защищаются персональные данные 6. Оператор ответственно подходит к вопросу защиты собранных персональных данных реализует требования к их защите путем принятия комплекса мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Российском Федерации о персональных данных. При этом Оператор не несет ответственности за получение третьими лицами персональных данных путем получения доступа к личному кабинету зарегистрированных пользователей.
Зарегистрированные пользователи Сайта обязаны самостоятельно обеспечивать сохранность данных для доступа к своему личному кабинету. Согласие на обработку персональных данных и применимые оговорки 7. Пользователь Сайта свободно, своей волей и в своем интересе предоставляет Оператору свои персональные данные, и в интересах участников мероприятий — их персональные данные. Принимая условия настоящей Политики, пользователь Сайта настоящим подтверждает, что предоставленные им персональные данные являются достоверными. Оператор исходит из того, что пользователь Сайта предоставляет достоверные персональные данные и поддерживает их в актуальном состоянии. Заполняя поля данных, предусмотренные на Сайте, пользователь Сайта принимает настоящую Политику и дает свое согласие на обработку его персональных данных в порядке и на условиях, указанных в настоящей Политике.
Данная модель в исходно сжатом виде включала в себя три основных навыка: перцепцию и выражение эмоций, понимание и анализ эмоций, рефлексивное регулирование эмоций. Перцепция и выражение эмоций включали в себя следующие параметры: идентификация эмоций и их выражение определяются такими показателями, как физическое состояние, чувства и мысли; эмоции способны направлять мышление на продуктивные способы поведения; эмоции помогают мышлению и памяти. Понимание и анализ подразумевают: способность разделять эмоции и включать как сложные эмоции, так и одновременные чувства; способность понять отношения, которые связаны с изменениями эмоций. Рефлексия включает в себя: способность оставаться открытым для чувств; способность контролировать и регулировать эмоции посредством рефлексии, чтобы эмоционально и интеллектуально расти. Мэейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект непосредственно связан с когнитивным интеллектом, так как они оба являются суть единством аффектов и интеллекта. При этом интеллект в качестве адаптивной функции дает сильное преимущество в ориентации и активности. К 1997 году авторы доработали свою теоретическую модель, и выглядела она уже следующим образом: оценка и выражение своих вербальная и невербальная эмоций и чужих невербальное восприятие и эмпатия , регуляция эмоций — своих и чужих, использование эмоций гибкость мышления, креативность мышления и мотивация. Здесь же скорректировалось и определение эмоционального интеллекта, он определялся уже с когнитивной точки зрения, как способность перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях, то есть определять значение эмоций, связи их друг с другом, а также использовать полученную эмоциональную информацию как основу для мышления и принятия решений. Дальнейший теоретический анализ позволил авторам окончательно закончить данную модель и привести ее к четырехкомпонентной структуре. Данные компоненты иерархичны и развиваются, согласно Мэейру и Сэловею, в процессе онтогенеза.
Основываясь на опыте работы на телефоне доверия телефон неотложной психологической помощи 051 , могу сказать, что, прежде всего, люди обращаются по поводу отношений. Самое простое решение проблемы — это спрашивать, получать обратную связь. Вот, допустим, я получил эмоциональный отклик: кажется, что человек злится на меня. Можно прямо спросить: «Мне кажется, что ты сейчас на меня злишься, так ли это? Важно допускать, что наша эмоциональная оценка может быть ошибочна. Введение таких открытых вопросов — допущение того, что другой человек свободен. Часто мы приписываем причины злости и эмоций другого человека его характеру фундаментальная ошибка атрибуции или казуальности. Но когда мы сами испытываем негативные эмоции, то считаем, что в этом виновата внешняя среда. Такой вот феномен сознания. Если вспоминать об этом, то можно допустить, что есть еще тысяча причин, почему человек в плохом настроении. И здесь, скорее, нужно проявить жалость и заботу, а не сопротивление. Сейчас про это много пишут и снимают. Общение людей — это некий танец. Один всегда нападает, пытается как-то догнать зачастую в парах это женщина. Мужчина в этой ситуации часто начинает замыкаться, занимая позицию «отстраняющегося» партнера, чтобы сохранить отношения и избежать конфликта. Если в какой-то момент остановиться и выразить это вслух: «Я сейчас зол, потому что мне показалось, что ты меня осудил». Вы дадите возможность человеку честно откликнуться. На деле оба пытаются сохранить эти отношения, просто разными способами. Всякий раз формируется уникальная ситуация, нельзя давать универсальных рецептов, но каждый раз это и осознанность, задавание себе вопроса: «Чего я сейчас хочу на самом деле? Часто оказывается, что под угрозой ценность, не связанная с тем человеком, на котором хочется оторваться. В психотерапии разворачивается целая драма. Я вспоминаю клиента, который обратился по поводу рабочей ситуации и «синдрома самозванца». Когда несмотря на хорошо выполненную работу, он чувствует, что ничего не знает и не компетентен. После нескольких встреч мы пришли к выводу, что он сильно переживает из-за отсутствия личных встреч с супругой, когда они были бы в эмоциональной близости. В Америке это называют «quality time» — качественное время. И после того, как он сходил с женой на свидание, его стресс и переживания по поводу работы прошли. Эмоциональный жизненный мир каждый раз раскрывается удивительным образом, когда находишь, как одно перекликается с другим. Получается, эмоциональный интеллект — это не только про взаимодействие с другими, но и про взаимодействие с самим собой? Журнал Московской службы психологической помощи на тему "Эмоциональный интеллект". С вопросов: «Чего я хочу на самом деле? Ведь хронотопика, временно-пространственный мир эмоций отличается от нашего текущего логического времени. Оно очень системно и завязано на структуре языка и ассоциациях. Здесь можно покопаться и найти какие-то совершенно неожиданные причины, к которым головой не придешь. Вы упомянули о тренингах. Какие упражнения даются на развитие эмоционального интеллекта? На самом деле, эффективность тренингов явно завышена. Все-таки индивидуальная психотерапия или групповая гораздо полезнее, в том числе и для эмоционального интеллекта. Тренинги — это больше про бизнес, про продажи и про харизму, которые не имеют долгосрочных эффектов. Тут просто невозможно физически учесть все: один участник еще не осознает свою проблему, другой готов действовать, а у третьего зависимость и задача просто удержаться на каком-то уровне жизни. Все-таки процесс изменений в жизни — это именно процесс, и к нему нужно подготовиться, заручиться социальной поддержкой, предупредить близких, учесть моменты соскальзывания. Я бы привел пример упражнения из психотерапии. Здесь ценность обнаруживает следующая простая медитативная практика. В начале даже не обращайте внимания на эмоции, а просто вернитесь в настоящий момент. Обыденным языком «заземлитесь»: почувствуйте ощущение в ногах, окружающие звуки, запахи. Если за рулем, можно сфокусироваться на хватке, если гуляете, на шаге или вкусовых ощущениях во время еды, но чаще всего люди фокусируются на дыхании, потому что, как и эмоции, дыхание испытывается непосредственно. Первое упражнение: просто вернуться в настоящее время, прислушаться к дыханию, стараясь откинуть попытки его как-либо контролировать. Сфокусируйтесь на процессе и ритме: в какой-то момент поток воздуха более теплый, в какой-то момент более холодный, где-то ритм вдруг сбивается. Вам обязательно придут какие-то мысли в голову, ощущения, например, тревога — отметьте это. Это такая панацея против депрессивных и других эмоциональных расстройств наряду с фармакотерапией. На это упражнение уйдет 10-15 минут в день, но будет значимый эффект. Такую осознанную медитацию я рекомендую своим клиентам. Фокус на эмоциях и рефлексии может дать побочный эффект, например, депрессию? Как с этим бороться? Да, безусловно. Леонтьева, исследователя мотивационно-смысловой сферы, есть понятие «порочной рефлексии». Умственной жвачки или самокопания. У митрополита Антония Сурожского — это священник, но в то же время профессор нескольких университетов — есть замечательный пример. Он выходит из храма и вдруг видит, что в прекрасный весенний день старушка копается в помойном ведре. Священник спрашивает, что она делает. Оказывается, в этот чудесный день ей интересно, о чем переписываются соседи. Мы часто обращаемся с собой подобным образом: не ценим то, что дано и то, что есть, а пытаемся докопаться до причин, самоуничижая себя, пытаясь взять под контроль эмоциональную сферу, в то время как она — живой организм.
Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху
В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е.
В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ.
Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели.
Там, где эмоции не в ходу, у эмоционального интеллекта обнаруживаются другие скрытые издержки. Недавно психолог из Университета Центральной Флориды Дана Джозеф Dana Joseph и психолог из Университета Иллинойса Дэниел Ньюман Daniel Newman тщательно проанализировали все исследования, посвященные связи между эмоциональным интеллектом и рабочими показателями. Выяснилось, что, судя по данным сотен исследований, в которых участвовали тысячи человек, принадлежащих к 191 профессии, эмоциональный интеллект не всегда полезен для работы. В профессиях, требующих внимания к эмоциям, он, действительно, улучшает показатели. Продавцы, риэлторы, работники колл-центров и консультанты работают лучше, если они умеют считывать и регулировать эмоции. Они лучше справляются со стрессовыми ситуациями и обслуживают клиента с улыбкой.
Однако для профессий, для которых эмоции не столь важны, результаты оказались обратными. Чем выше был эмоциональный интеллект у работников, тем ниже были их рабочие показатели. Механикам, ученым и бухгалтерам эмоциональный интеллект, по-видимому, скорее, мешает, чем помогает. Хотя, чтобы объяснить эти результаты, необходимы дополнительные исследования, можно предположить, что такие работники тратят внимание на эмоции вместо того, чтобы фокусироваться на своих задачах. Если твоя работа — анализировать данные или чинить автомобили, выражения лиц, интонации и язык тела окружающих могут сильно отвлекать. Возможно, предполагая, что эмоциональный интеллект необходим на работе, мы запрягаем телегу впереди лошади. Нам следовало бы перестать считать эмоциональный интеллект полезным в любой ситуации и задуматься о том, когда и где он бывает важен. В ходе исследования, которое я проводил недавно в одной фармацевтической компании, я предложил ее сотрудникам заполнить тест, посвященный управлению эмоциями и контролю над ними, а затем попросил менеджеров оценить, сколько времени эти сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам.
Связи между эмоциональным интеллектом и помощью я не выявил. Помогать другим нас подталкивают наши побуждения и ценности, а не способность понимать и контролировать эмоции. Однако эмоциональный интеллект сказывается на другом поведенческом факторе — на готовности бросать вызов статус-кво и выступать со своими идеями и предложениями. Сотрудники с более развитым эмоциональным интеллектом выступают с ними чаще и эффективнее. Когда с коллегами обходятся несправедливо, они тоже чувствуют праведное негодование, но могут обуздать его и аргументировать свою позицию. Когда они рискуют выступить за гендерное равенство, эмоциональный интеллект помогает им держать страх под контролем.
Для этого подойдут специализированные тренинги и литература.
Сколько нужно времени, чтобы развить эти навыки? По мнению гостьи, soft skills — не бег на короткую дистанцию, а длинный марафон. Для формирования таких навыков существуют специальные курсы и упражнения. В дополнение к теме Что такое эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект emotional intelligence? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Это также связано с высокими социальными компетенциями, например, в коммуникации с другими людьми, чтении языка тела, понимании мотивов поступков собеседников. Эмоциональный интеллект определенно важен в различных сферах жизни, таких какое развитие.
Наибольшие шансы на успех имеют люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта. Точное распознавание и чтение сигналов, исходящих от эмоций, может повлиять на принятие лучших жизненных решений, повысить эффективность решения проблем и конфликтов и позволить более эффективно общаться с другими. Модели эмоционального интеллекта разные, однакопоэтому социальные компетенции, относящиеся к в области отношенийям с другими людьми, такиеявляются важной ксак работа, семья, установление близких отношений, с другими людьми являются важной или личноставляющей личности человека. Они включают пять способностей. Первая — это эмпатия, которая означает способность сопереживать эмоциональным состояниям других людей. Еще одним компонентом является убеждение, то есть способность вызывать желаемые эмоциональные состояния или реакции у других. Еще один навык — напористость, которая характеризуется способностью отстаивать свое мнение, не критикуя позицию других.
Еще одним Ппринципиальным навыком является сотрудничество для установления контактов, создания связей с людьми и взаимодействиесотрудничестве с ними для достижения конкретной цели. Последняя способность — это лидерство, то есть умениеспособность вести за собой других и мотивировать их к действию. Эмоциональный интеллект не является врожденной или постоянной чертой. Соответствующие компетенции человек начинает осваиватьет еще будучи ребенком и продолжает на протяжении жизни еще будучи ребенком. Эмоциональный интеллект можно развить, проходя различные тренинги, занимаясь с психологом, выполняя аутотренинги и упражнения.
Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях.
Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке. Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты. Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис. Мотивация Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта.
Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их. За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач. А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе. Эмпатия Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта — умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений. Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов.
Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу. В современном обществе, как бы банально это ни звучало, такой подход помогает повысить продуктивность, снизить общий уровень стресса и тревоги, а также сократить «текучку» за счет комфортной рабочей среды для всех и каждого. Социальная ответственность Этот навык дает человеку возможность осознать себя частью команды и научиться работать с другими людьми. Такой вид ответственности обязывает человека отвечать за принятые решения и общий результат работы. Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию. Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась». Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них.
Умение контролировать и нивелировать конфликты Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия. Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях.
9 ступеней
- Эмоциональный интеллект: что это такое, определение, для чего нужен, как развивать?
- Целевая аудитория
- Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат
- Эмоциональный интеллект: как камеры охотятся за нашей реакцией и улыбками
Дизайнер эмоций: кому и как развивать эмоциональный интеллект
По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. По своей сути эмоциональный интеллект – это способность управлять эмоциями в наших отношениях с окружающими. И только если вы осознаете свою эмоцию, вы поймете, что в данный момент на вас осуществляется эмоциональное давление. Когда дружат интеллект и эмоции эмоциональный интеллект. В результате вы получаете оценку эмоционального интеллекта по нескольким аспектам: эмоциональная осведомлённость, управление эмоциями, умение влиять на эмоции других, эмпатия, самомотивация.
Популярное на сайте
- Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
- Что значит эмоциональный интеллект и почему он важен
- Введение в эмоциональный интеллект
- 9 ступеней
- Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму: Событие — что произошло. Что я чувствую — назвать чувство. Физическое проявление — реакция тела.
Например, чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля.
Веселье и радость ощущаются как учащенное сердцебиение и энергичность. Еще один вариант упражнения для самосознания. Нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге.
Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент. Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4.
Зафиксируйте свои ощущения. Уменьшайте тревогу еще на 2 деления, осознайте проявления тревоги. После этого упражнения попробуйте начать дело, которое вызывало волнение.
В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Следующий компонент — самоконтроль, проявляется тогда, когда человек демонстрирует самообладание. Этот навык позволяет применять знание своих переживаний, чтобы эффективно управлять своим поведением.
Самоконтроль проявляется в контроле и адекватном проявлении эмоций. Чтобы управлять эмоцией, ее нужно выразить.
Один из них — это самооценка. Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег. Примеры вопросов: Как часто вы замечаете свои эмоции? Можете ли вы их назвать?
Как часто у вас меняется настроение? Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию? Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям? Как часто вы проявляете сочувствие к другим людям? Как хорошо вы понимаете невербальные сигналы других людей?
Насколько развита ваша способность к командной работе? Часто ли вы проявляете лидерские качества? Другой метод — это обратная связь от других людей. Вы можете попросить своих друзей, родственников, коллег или начальников оценить уровень вашего эмоционального интеллекта по разным параметрам. Вы можете попросить их дать вам примеры ситуаций, в которых вы проявили или не проявили ЭИ. Это поможет вам увидеть себя глазами других и узнать, какие аспекты вам нужно улучшить.
Кроме того, для определения уровня развития ЭИ существуют различные методики и инструменты. Одним из инструментов является использование тестов, разработанных специалистами в области ЭИ. Один из самых известных тестов — это тест Мэйера-Сэловея-Карузо MSCEIT , который предлагает задания, связанные с распознаванием эмоций, использованием их для решения задач, пониманием и контролем над эмоциями. Этот тест помогает определить степень развития конкретных компонентов ЭИ. Однако следует помнить, что методики, основанные на самооценке, могут быть менее достоверными, так как зависят от объективности ваших ответов. Поэтому рекомендуется дополнительное обсуждение результатов с психологом для более точной интерпретации.
Также существуют и другие тесты, например, «ЭмИн» Дмитрия Люсина и тест Кимберли Бачард, которые оценивают различные аспекты ЭИ и помогают определить его уровень развития. Использование вышеупомянутых методик и инструментов позволяет получить более объективное представление о развитии ЭИ, что полезно для личностного и профессионального развития. Как применять этот навык в жизни? Эмоциональный интеллект полезен в разных сферах жизни. Вот некоторые примеры, как можно применять ЭИ в повседневности: В личной жизни. ЭИ поможет вам лучше понимать себя и свои потребности.
Вы сможете лучше управлять своими эмоциями, избегать негативных мыслей и позитивнее относиться к происходящему, а также лучше понимать и поддерживать своих близких и выстраивать гармоничные и доверительные отношения.
Определенный набор мимических единиц соответствовал какой-либо эмоции. Современные алгоритмы устроены похожим образом: система обрабатывает потоковые изображения, а затем искусственный интеллект ограничивает точками области глаз, губ, носа, бровей. Потом нейросеть анализирует положение этих точек и сопоставляет их с шаблоном эмоции.
В конечном счете нейросеть запоминает, что удивлению соответствуют округлившиеся глаза, испугу — приоткрытый рот, а усталости или грусти — опущенные уголки губ. Об умении нейросетей работать с эмоциями всерьез заговорили уже в «нулевых», когда стало ясно, что за системами распознавания лиц будущее. И хотя обучить компьютер сканировать эмоции сложнее, чем просто искать лицо, за пару десятков лет направление Facial Emotion Recognition сильно шагнуло вперед. Именно в них расположены крупнейшие розничные рынки с высоким спросом на подобные решения.
Для чего это надо Первые решения, основанные на системе распознавания эмоций, зародились в индустрии развлечений. К примеру, в 2015 году Micrisoft разработал приложение, которое угадывало настроение человека: пользователь «скармливал» ему фотографии, а программа анализировала эмоцию по микроэкспрессиям лица на изображении. Алгоритм анализировал восемь базовых состояний — презрение, злость, отвращения, страха, счастья, грусти, удивления или спокойствия, а потом распределял условные баллы между ними. Сейчас область применения таких решений куда шире, чем можно вообразить.
В ритейле устройства с функцией распознавания лиц могут оценивать не только пол, возраст и этническую принадлежность покупателя, но и его эмоции в момент покупки. В 2017 году этим воспользовался мировой лидер Walmart, который установил умные камеры на кассовых линиях, чтобы наблюдать за настроением посетителей. Если система находила расстроенного покупателя, — менеджер магазина тут же узнавал об этом из уведомлений. Распознавание эмоций — сервис, который в ходу не только у гигантов отрасли вроде Walmart.
Ivideon сотрудничает более чем с 1000 ритейлеров, среди которых есть небольшие супермаркеты и несетевые магазины.
Если мы говорим о воспитании в себе эмоционального интеллекта, то всё начинается с двух шагов: понимание эмоции и осознание причины её возникновения. Третья составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия — способность распознавать эмоции другого человека. Часто жалость принимают за эмпатию, но это далеко не то же самое. Эмпатия — это сочувствие, умение разделить эмоцию другого человека, при этом не перенося её на себя. Есть простой способ понять, эмпатийный вы человек или нет.
Если ваши друзья готовы рассказывать вам не только о своём горе, но и о своей радости, значит вы способны на эмпатию. Следующая составляющая — управление эмоциями. Если вы освоили два первых пункта, вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием. Люди часто путают эту способность с эмоциональной холодностью. Зачастую человек, который упаковывает свою злость внутрь себя, просто запрещает себе что-либо чувствовать. Управление эмоциями — это именно способность их чувствовать, любые, и позитивные, и негативные, но при этом уметь остановить в нужный момент.
Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка. Эмоциональный интеллект — это навык будущего. В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями.
Когда дружат интеллект и эмоции эмоциональный интеллект. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать, оценивать и использовать эмоции для эффективного и конструктивного.