Содружество независимых государств (СНГ) будет расширено за счет взаимодействия со странами БРИКС и ШОС. СНГ — все самые свежие новости по теме. О том, что происходит в странах СНГ, которые входят в общие с Россией объединения, в расследовании "Первого русского". свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 67503 от 18.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). | 182 подписчика. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация.
Почему закрывается СНГ, и как страны-участники планируют развивать отношения дальше
Устав СНГ был принят в 22 января 1993 г. Основными целями СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других областях, в деле обеспечения мира и безопасности. Структура К основным органам СНГ относятся: Совет глав государств; Совет глав правительств; Межпарламентская Ассамблея; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Совет командующих пограничными войсками; Экономический совет; Исполнительный комитет. Члены Совета глав государств СНГ. Важнейшими органами СНГ являются также Экономический суд занимается разрешением споров, возникающих при исполнении экономических соглашений и договоров ; Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ организует на территориях стран Содружества совместные оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими преступлениями ; Антитеррористический центр; Межгосударственный статистический комитет, Межгосударственный банк. В составе СНГ действуют органы отраслевого сотрудничества, среди них: Электроэнергетический совет, Совет руководителей таможенных служб, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения и др. Деятельность СНГ В рамках СНГ заключён ряд международных договоров и соглашений: Договор о коллективной безопасности 1992; на его основе в 2002 образована Организация Договора о коллективной безопасности , Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников СНГ и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ оба документа в 1996 , Договор о зоне свободной торговли 2011 , Концепция воздушно-космической обороны СНГ 2016 , предусматривающая создание единых или объединённых региональных ПВО в восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском регионах, Концепция дальнейшего развития СНГ 2020 , Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г. Все эти договоры позволили свести к минимуму риски возникновения вооружённых конфликтов на территории Содружества, предусмотрели механизмы их урегулирования. Кроме того, они содержали положения об охране внешних границ СНГ и об их обороне с использованием воздушно-космических сил ВКС.
Несмотря на имеющиеся многочисленные проблемы в СНГ, оно продолжает сохранять определённое организационное единство. В 1990-х и в начале 2000-х гг. СНГ не смогло выработать коллективной позиции в момент серьёзных военных и политических обострений, возникавших на его территории. Примерами могут служить реакция членов Содружества на вооружённый конфликт в Абхазии и Южной Осетии 2008 г.
Процесс закончился в 1993 году. Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же — вышли. Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами. Создание зоны свободной торговли ЗСТ было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства. Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был — стороны не смогли договориться об исключениях из режима. Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал — но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности. К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло — до реального документа дело дошло только в 2011 году. То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов. По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн. В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии — в мае, а в Украине — в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции. Доля СНГ в структуре товарооборота России также сокращается последнее время. Задачей СНГ станет эффективное использование ресурсов, которое позволит создать конкурентноспособную среду для внешнеэкономической деятельности. В последние годы все чаще звучат призывы к активизации торгово-экономического сотрудничества на пространстве СНГ. И такие проекты тесно сопряжены друг с другом и обеспечивают построение единой торгово-экономической системы и инфраструктуры дороги, транспорт. Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения. Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз ЕАЭС , который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз. Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» — это свобода для перемещения: товаров; капитала; рабочей силы. В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами. Впоследствии он трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2001 по 2014 год, а оно в свою очередь стало организацией-предшественником Евразийского экономического союза.
Принятие Устава Содружества Независимых государств 22 января 1993 года окончательно завершило процесс формирования СНГ. Протокол к нему от 21 декабря 1991 года до момента принятия Устава. Государства-члены СНГ — страны-учредители, взявшие на себя обязательства, следующие из Устава, в течение года с момента его принятия.
В 94 году в состав союза вошли Азербайджан, Молдова и Армения. Последними вступили в организацию Туркменистан и Узбекистан, а произошло это в 95 году прошлого столетия. Республика Беларусь Беларусь активно участвует в деятельности СНГ и является политическим и экономическим партнером других стран-участниц. Членство Беларуси способствует поддержанию и развитию дружественных отношений между бывшими советскими республиками, укреплению экономических и политических связей, защите интересов своих граждан. Узбекистан Узбекистан является активным членом Союза и способствует развитию сотрудничества между бывшими советскими республиками. Участие Узбекистана в Содружестве Независимых Государств позволяет укреплять более тесные связи с дружественными странами, обеспечивать региональную стабильность и безопасность, использовать преимущества взаимовыгодных экономических и социальных программ для всех членов организации. Демографические данные Население Узбекистана составляет около 34 миллионов человек, площадь же — около 447 тыс. Таджикистан Таджикистан является активным членом Содружества и участвует в многочисленных проектах сотрудничества и инициативах организации. Членство Таджикистана в СНГ укрепит экономические и культурные связи между бывшими советскими республиками и обеспечит безопасность и стабильность в регионе. Азербайджан Как член СНГ, Азербайджан активно участвует в решении политических и экономических проблем в регионе. Членство Азербайджана в СНГ способствует укреплению тесных связей между странами бывшего Советского Союза, совместному решению экономических и социальных проблем, обеспечению безопасности региона. Армения Армения является активным участником этой организации и членом российско-армянского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Все страны СНГ: список 2024, карта, характеристики
Заседание Совета глав правительств государств – участников СНГ. СНГ. Токаев удивил Запад своим поведением в присутствии Путина. СНГ. Токаев удивил Запад своим поведением в присутствии Путина. Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР. Являлась государством — участником СНГ[67], относясь к государствам — учредителям Содружества[68][35].
Государства — участники МПА СНГ
Совет министров обороны государств-участников СНГ. В статье рассмотрим, как историю возникновения СНГ, состав стран, входящих в содружество. Содружество независимых государств (СНГ) будет расширено за счет взаимодействия со странами БРИКС и ШОС. Какие страны СНГ есть в составе содружества? Выступая на саммите в узком составе, где были лишь главы государств, Путин заявил, что взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки. Страны СНГ проведут во второй половине года совместные учения по ПВО.
Путин закрывает проект СНГ
Создавая какой-либо союз, он должен выполнять какие-то задачи и СНГ в данном случае не исключение. Среди основных можно выделить: выстраивание продуктивных взаимоотношений с странами в самых различных направлениях, в том числе в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни-деятельности; гарантия необходимых условий для реализации пространства, которое бы объединяло всех необходимостью достижения главной задачи экономического характера; неприкасаемость прав и свобод, которыми наделён каждый человек; применение общих мер, которые направляются на борьбу с преступностью, которая присуща государствам, являющимся неотъемлемой частью СНГ; детальная разработка и точное внедрение основополагающих принципов внешней политики; совместная работа над разработкой основным методов для организации охраны границ каждого государства, которое является неотъемлемой частью СНГ. Созданное Содружество просуществовало 28 лет без каких-либо структурных изменений до тех пор, пока из состава СНГ не вышла Грузия, а с 2019 года данный процесс инициируется и Украиной. Для достижения одной из основных целей, которая была поставлена перед Содружеством, а именно обеспечение эффективных взаимоотношений между всеми государствами посредством развития общей экономики был создан Таможенный союз, зоны свободной торговли Евроазиатского пространства. Более детально о странах-участницах написано ниже. После более детального изучения можно отлично представить себе расположение каждой страны по отношению к иным. Все страны, которые входят в СНГ: список 2023 По состоянию на 2023 год в перечень стран, являющихся частью СНГ входят следующие государства.
Российская Федерация Российская Федерация , которая выполняет роль миротворческого характера в данном союзе. Основные задачи, возлагающиеся на неё, заключаются в налаживании продуктивных взаимоотношений между всеми участниками. Так же, на неё возлагаются функции по урегулированию всех возможных конфликтов, которые могут возникать между всеми членами. Численность населения данной страны — 145 478 000 человек. Площадь — 17075,4 тысяч км2. Республика Беларусь Республика Беларусь, принимает участие в обеспечении надлежащих условий для реализации свободной торговли между государствами, которые являются частью организации.
Считается одной из тех не многих членов СНГ , которой присуща достаточно развитая экономика. Численность населения данной страны — 6 349 000 человек. Площадь — 207,6 тысяч км2. Узбекистан Узбекистан — одна из немногих стран, которая является неотъемлемой частью более 100 международных организаций самого различного направления. Но, несмотря на это, для станы очень большое значение имеет факт нахождения в СНГ. Такое членство открыло большие возможности экономического и социального характера.
Флаг Таджикистана Республика Таджикистан 9. Флаг Туркмении Туркменистан: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» [2]. Флаг Узбекистана Республика Узбекистан 11. Флаг Грузии Грузия: 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ [3], 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное 117 голосами решение о выходе Грузии из организации [4]. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения [5][6].
Наша аудитория — лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан.
В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран — России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ. На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах — в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз — Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас; Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ.
Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства. В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России История постсоветских республик богата на территориальные конфликты. Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде.
Основной «сценарий» сепаратизма примерно один — регион или группа регионов пытается выйти их состава государства и чаще всего — присоединиться к другому государству , возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется. Понятно, что для каждого непризнанного государства главное — это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ. Считается, что заявления о намерениях вступить в СНГ эти образования делали, чтобы подчеркнуть свою независимость и получить признание в международной политике. Однако в СНГ эти непризнанные государства приняты не были. Как известно, вопрос со статусом республики решался достаточно долго — с 1990 года ее называли «Татарской Советской Социалистической Республикой» или Республикой Татарстан что предполагает статус, равный другим союзным республикам.
В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости больше половины голосов — «За» , а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости. В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году. Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы. Однако с самого начала все пошло не так — Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.
Но главное, что положило конец ОВС — тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы — по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году. Договор вступил в силу через 2 года.
Содружество Независимых Государств
Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев , в свою очередь, заметил, что СНГ символизирует регион, в котором доминирует русский язык, у которого общая история и общая политика. По его словам, отсутствие формата СНГ сегодня невозможно. Он напомнил, что ни одна из стран СНГ, которая выразила намерение покинуть Содружество, до конца так и не вышла из него. То же самое сделала Украина, которая всегда пользовалась всеми привилегиями СНГ. Выходя из СНГ, Украина сохранила часть выгодных для нее положений», — привел примеры эксперт. По его словам, потенциал Содружества не реализован в первую очередь из-за существующего конфликта с этой страной. Как полагает эксперт, если бы эту ситуацию удалось нормализовать, то можно было бы углубить интеграцию в рамках государств СНГ. Приостановка ее участия в СНГ была чисто политической. Думаю, когда произойдет ослабление центра и усиление власти в регионах Украины, она будет более готова к частичному возвращению в СНГ», — сказал замдиректора Института стран СНГ.
Оба эксперта сходятся во мнении, что, даже если можно говорить о некоем кризисе в СНГ, то важно понимать, что такая ситуация характерна для всех международных организаций. Если рассматривать с позиций кризиса, то СНГ всегда в кризисе. И что теперь? Этому формату нет замены», — считает Андрей Суздальцев. При этом Владимир Евсеев охарактеризовал ситуацию фразой «пациент скорее жив, чем мертв». Эксперт назвал важным тот факт, что ни одна страна больше не собирается выходить из СНГ.
Документ актуален по сей день, отдельную роль декларация играет в вопросе мирного урегулирования между Азербайджаном и Арменией.
Генсек СНГ: выборы в Азербайджане проходят организованно 11:52, 7 фев 2024 Миссия наблюдателей СНГ находится в Азербайджане, высокую оценку получила организация выборов и высокая явка избирателей. Сергей Лебедев отметил, что международное сообщество проявляет большой интерес к президентским выборам в Азербайджане. Алена Булгакова: Законы Азербайджана обеспечивают всеобщее, равное избирательное право 17:00, 6 фев 2024 Уже завтра в Азербайджане состоятся внеочередные президентские выборы.
Собирается 4 раза в год, решает вопросы, касающиеся непосредственно конкретных стран, рассмотрением действий, совершённых ранее «под лупой» влияния на деятельность содружества. У каждого совета есть свой председатель. Председательство осуществляется поочерёдно каждым участником. Согласно Уставу, председательство должно передавать каждый год в порядке ротации в алфавитном порядке. Каждый год — если иной не будет установлено в ходе очередного заседания Совета.
Полномочия ему были переданы 31. Он действующий Председатель на весь 2021 года. Полномочия ему были переданы 28. Во время заседаний Советов, председательствует выбранный Президент. Предыдущий и будущий Председатель выступают в роли сопредседателей. Является высшей законодательной ассамблеей с представительством союзных держав. Выборы проходят каждые 4 года. Выбор равные, но проходят в тайном формате. Ведётся тайное голосование глав государств.
Каждый глава выражает мнение своего народа. Межгосударственный совет состоит из 2 палат: Совета Республик. Сюда входит по 16 представителей от каждого государства — члена. Избираются представители от законодательных органов каждой республики в рамках СНГ. Совета народных представителей. Сюда входит 500 депутатов по одномандатным и многомандатным округам. Всего в содружество входит 250 округов. Если в состав содружества будут приняты новый участники, придётся менять принципы деятельности МС. Обе палаты рассматривают законодательные акты независимо друг от друга.
Решение принимается большинством голосов, после передаётся на рассмотрение Высшему Совету. Законодательная норма будет принята только в том случае, если за неё единогласно проголосуют главы всех государств. На него возложены полномочия административного и исполнительного характера.
В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск , вертолётной эскадрильи , армейской авиации. В 2002—2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ.
В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002 года, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии. Делегации Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана обсудили ряд вопросов военного и военно-технического сотрудничества. Они также обменялись мнениями по военно-политической обстановке в мире. Также стороны обсудили вопросы развития сотрудничества в области противовоздушной обороны, военно-профессиональной подготовки военнослужащих и другие [125]. В ходе активной фазы учений силовики освободили «заложников» и нейтрализовали «террористов» на трех объектах — ТЭЦ, транспорте и в исправительной колонии Бишкека.
Состав СНГ: список стран участников
События и новости 24 часа в сутки по тегу: СНГ. Эксклюзивные расследования, оригинальные фото и видео, «живые» истории, топовые эксперты, онлайн трансляции со всей планеты и горячие тренды соцмедиа и блогов. Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. Частичная мобилизация: обзор новостей.
Проект СНГ расширят за счет новых стран
В нем приняли участие премьер-министры девяти стран — участниц организации: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. В состав СНГ де-юре также входят Украина и Молдавия, но эти два государства игнорируют мероприятия по линии Содружества. Кроме того, Киев и Кишинев заявляли о планах покинуть объединение, однако процедура всё еще не доведена до завершения. Молдавия в мае отказалась от выполнения двух соглашений, а также заявила о намерении покинуть Межпарламентскую ассамблею СНГ. Обращаясь к коллегам со вступительным словом, премьер-министр РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что за три десятилетия существования организации страны-участницы создали прочную базу для сотрудничества как в торгово-экономической, так и в социально-гуманитарной сфере, которые затрагивают интересы всех. В 2023 году председательские функции в Содружестве осуществляет Киргизия. Открывая заседание в Сочи, председатель кабинета министров Кыргызской Республики Акылбек Жапаров выразил благодарность России за прием этого заседания, а также Казахстану, председательствовавшему в прошлом году. К слову, предыдущее заседание Совета глав правительств прошло в Астане 19 октября 2022-го. В заявлении для прессы после заседания киргизский премьер Жапаров сказал, что "СНГ сегодня остается успешной площадкой для многопрофильного взаимодействия между нашими государствами, подтвердив свою востребованность в качестве представительного объединения на постсоветском пространстве".
Первым в 2009 г. В 2014 г. В последующие годы украинское руководство вышло из ряда соглашений, заключённых в рамках СНГ, и регулярно заявляло о скором окончательном выходе из него. В частности, Украина вышла из трёх соглашений в области атомной энергии декабрь 2020 , соглашения о гражданской авиации и воздушном пространстве февраль 2021 , соглашения по защите прав потребителей июнь 2021 , двух соглашений по космосу август 2021 , антитеррористического соглашения СНГ и торгового соглашения о тарифных преференциях февраль 2022.
В мае 2022 г. Украина окончательно разорвала три соглашения с СНГ: о мигрантах , аграрном рынке и памятниках. Соглашение об увековечивании военной памяти в 2011 г. В документе, в частности, говорилось, что народы СНГ внесли решающий вклад в победу над фашизмом, а целью данного соглашения является увековечивание памяти о мужестве и героизме этих народов.
Фактически в 2022 г. Лебедева , к июню 2022 г. Украина «де-юре не вышла из СНГ, но де-факто свернула свою деятельность в Содружестве». Дата публикации: 16 июня 2022.
В 2008 г.
В октябре 2005 о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности. Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась возможность введения в будущем единой валюты. Влияние приверженцев укрепления СНГ сказалось в сентябре 2003 на встрече в верхах в Ялте. По предложению министров иностранных дел СНГ были одобрены заявления об основных принципах экономического сотрудничества, решения о создании совместной комиссии по взаимодействию в борьбе с незаконной иммиграцией, о продлении срока полномочий руководителя Антитеррористического центра СНГ и командующего Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в Абхазии. С другой стороны, наметилось сближение между государствами, которые не желали интеграции с участием России.
В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней присоединился Узбекистан; организация получила название ГУУАМ по первым буквам названий стран-участниц. В 2002 они объявили о создании зоны свободной торговли. Участие Узбекистана не было активным, а Украина, заинтересованная в поставках российского газа, одновременно искала взаимопонимания с Евразийским экономическим сообществом. В ноябре 2004 министр обороны Грузии Г. Барамидзе заявил, что СНГ — это «вчерашний день». В апреле 2005 министр экономики Украины заявил, что на дальнейшее развитие СНГ проблематично, и его страна может сократить взносы в бюджет Содружества. Напротив, антиправительственное восстание в Узбекистане весной 2005 и осуждение странами Запада мер по подавлению мятежа способствовали выходу Узбекистана из ГУУАМ. Туркменистан в августе 2005 перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ.
Компетенция и основные направления деятельности СНГ. Согласно Уставу СНГ, к сферам совместной деятельности государств-членов Содружества относятся: — обеспечение прав и основных свобод человека; — координация внешнеполитической деятельности; — сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также таможенной политики; — сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; — охрана здоровья и окружающей среды; — вопросы социальной и миграционной политики; — борьба с организованной преступностью; — сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Основными соглашениями и проектами в этой области являются: — образование «Единого экономического пространства» ЕЭП, провозглашено в 2003 Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной. В области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества выдвигаются следующие задачи: — согласование политики в сфере международной безопасности, разоружения и контроля за вооружениями, а также политики строительства вооруженных сил; — поддержание безопасности в Содружестве, в т. В дальнейшем к нему присоединились Азербайджан 24 сентября 1993 , Грузия 9 декабря 1993 и Беларусь 31 декабря 1993. Договор вступил в силу 20 апреля 1994. В нем подтверждалось намерение государств отказываться от применения силы или угрозы ее применения, не присоединяться к военным альянсам и рассматривать агрессию против одного из государств-участников как агрессию против всех подписавших договор. На встрече в верхах стран СНГ в августе 2005 в Казани были одобрены новые документы, регулирующие сотрудничество между государствами Содружества в данной сфере: «Концепция военного сотрудничества до 2010», «Концепция согласованной пограничной политики», «Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2006—2008», «Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005—2007». Финансирование СНГ.
Деятельность органов СНГ и осуществление совместных программ финансируется странами Содружества на основе долевого участия государств-членов. Расходы устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах органов СНГ. Бюджеты утверждаются Советом глав государств по представлению Совета глав правительств государств-участников. Совет глав правительств определяет порядок рассмотрения вопросов финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества. Расходы, связанные с участием в работе совещаний и органов СНГ представителей отдельных государств-членов, экспертов и консультантов, несут сами эти государства. При создании исполнительных органов СНГ в 1993 страны-участницы договорились оплачивать свою долю расходов, исходя из возможностей национального бюджета. Так, в 2004 взносы государств в единый бюджет органов СНГ были запланированы в сумме 251 670,2 тыс. Взносы отдельных стран составили в тыс. Взносы подлежали ежемесячному перечислению.
Внесенные суммы предназначались на содержание органов Содружества и проведение заседаний Советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и Экономического совета СНГ. Согласно утвержденному проекту бюджета, на деятельность органов СНГ из 251 670,2 тыс. На деятельность Экономического суда СНГ разрешение споров, возникающих в сфере экономических отношений государств-участников выделялось 20 532,7 тыс. На международную деятельность поддержка и развитие контактов с международными организациями в экономической, военно-политической, миротворческой, социальной и других областях — 1333,6 тыс. На сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности и безопасности было выделено 62 347,2 тыс. На военное сотрудничество государств СНГ была выделена сумма в размере 30 431,1 руб. Расходы на деятельность Временной оперативной рабочей группы по урегулированию конфликта в Абхазии в бюджет СНГ включены не были. Исполнительный комитет СНГ имеет право в ходе исполнения бюджета вносить изменения в функциональную, ведомственную и экономическую структуру расходов. Неполное перечисление государствами-членами Содружества долевых взносов в бюджет СНГ задолженность за 2001—2002 составляла 115,6 млн.
Участники встречи признали целесообразным разрешить Исполнительному комитету создание стабилизационного фонда бюджета СНГ за счет полученных в погашение задолженности средств, процентов, реализуемых имущества и ценностей и т. На встрече в верхах в г. Астана сентябрь 2004 бюджет СНГ на 2005 был запланирован в объеме 296 510,7 тыс. Взносы в процентном соотношении распределялись между странами следующим образом: Россия — 44,5, Украина — 10,6, Казахстан — 6,5, Беларусь — 6,4, Узбекистан — 5,5, Армения — 4,7, Киргизия — 4,7, Таджикистан — 4,7, Грузия — 3,7, Молдова — 3,6, Азербайджан — 3,3 и Туркменистан — 1,8. Однако на встрече глав правительств стран СНГ г. Тбилиси, июнь 2005 большинство стран призвали пересмотреть порядок финансирования. В частности, выдвигалась идея установления нормы финансирования в зависимости от размера ВВП каждой из стран. Вопрос о принципах будущего финансирования будет решаться в рамках запланированной реформы СНГ и его институтов. Институты и органы СНГ.
Взаимодействие стран-участниц СНГ осуществляется через ряд координирующих органов. Уставные органы. В нем представлены все государства-члены. Совет обсуждает и решает принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств, а также любые вопросы, представляющие интерес для этих государств. СГГ принимает решения, касающиеся внесения поправок в Устав СНГ, создания новых или упразднения существующих органов СНГ, а также организации структуры Содружества и деятельности его органов. Он правомочен заслушивать отчеты о деятельности органов Содружества, утверждать их руководителей и т. Заседания Совета, по уставу, собираются два раза в год, а внеочередные — по инициативе одного из государств-членов. В последнее время заседания проводятся раз в год. Решения в СГГ принимаются на основе общего согласия консенсуса.
Любое государство-член может объявить о своей незаинтересованности в решении того или иного вопроса, тем не менее, это не служит препятствием для принятия решения остальными членами Содружества. Председательство в СГГ осуществляется поочередно главами государств на основе принципа ротации на срок не более года с возможностью продления. Совет глав правительств СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов СНГ в экономической, социальной и других сферах общих интересов. Он осуществляет поручения, данные Советом глав государств; реализует положения о создании экономического союза и зоны свободной торговли; принимает совместные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, энергетики, науки и технологии, а также сотрудничества в областях тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики. СГП создает органы Содружества в рамках его компетенции и утверждает их руководителей, а также решает вопросы финансового обеспечения деятельности органов СНГ. Совет собирается на заседания два раза в год; внеочередные заседания могут быть созваны по инициативе любого из государств-членов. Его членами являются министры иностранных дел стран-участниц.
Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа.
Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать. Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут — обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности. В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России Борис Ельцин , Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич , которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации — стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу — но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран. Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым — и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.
Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Но еще до этого соглашение ратифицировали то есть, признали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик — фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии. Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы — по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации. Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого: сентябрь 1992 года — некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения; декабрь 1995 года — коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина — по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности.
В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось. Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ. В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран — России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ. На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах — в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз — Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас; Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ.
Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества.
Страны СНГ на 2024 год
Наша аудитория — лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан.
Туристам 06 сентября 2023 Токаев ратифицировал соглашение СНГ об охране авторских прав в интернете Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон о ратификации соглашения в рамках СНГ по защите авторских прав в интернете, передает Tengrinews.
Москва, август 1992 президент Украины Кравчук отказался присоединиться к подписанным соглашениям о создании совместного экономического суда и общей системы противоракетной обороны. Было заключено соглашение о выходе ряда бывших республик из рублевой зоны. Страны, выразившие желание сохранить рубль в качестве валюты Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова и Узбекистан , договорились о проведении общей валютно-денежной политики под руководством российского Центробанка. Решено было также направлять миротворческие силы СНГ в зоны конфликтов на территории бывшего Советского Союза. В октябре 1992 на седьмой встрече лидеров государств, проходившей в г. Бишкек, было принято решение направить миротворческие силы СНГ в Таджикистан, где шла гражданская война. Договориться об образовании центрального Совета экономического сотрудничества не удалось, было только принято решение создать совещательный комитет по экономическим вопросам.
Главы государств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Узбекистана подписали соглашение о сохранении рубля в качестве валюты и принципе создания общего Центробанка. Парламент Азербайджана, где к власти пришел оппозиционный «Народный фронт», отказался ратифицировать договор о создании СНГ, и делегация этой страны участвовала во встрече в статусе наблюдателя. Принятие Устава СНГ в ходе восьмой встречи в верхах г. Минск, 22 января 1993 снова сопровождалось спорами. Документ поддержали лидеры 7-ти государств Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Беларуси ; главы Молдовы, Украины и Туркменистана отклонили его, считая отведенные координационным органам Содружества полномочия чрезмерными. В марте 1993 министры обороны 6-ти стран достигли договоренность об укреплении военного сотрудничества, тем не менее, план по созданию общих вооруженных сил не был согласован Россия сочла его слишком дорогостоящим. В июне 1993 принято решение упразднить пост главнокомандующего вооруженными силами Содружества и образовать Объединенный штаб для координации сотрудничества в военной области. На 9-й встрече в верхах Москва, май 1993 главы 9-ти государств одобрили предложение президентов Казахстана и России о создании в будущем экономического союза по образцу Евросоюза. Против этого выступил президент Туркменистана С. Ниязов , настаивавший на сотрудничестве на основе двусторонних договоров.
В августе того же года президенты России Б. Ельцин , Казахстана Н. Назарбаев и Узбекистана И. Каримов подписали в Москве соглашение, в котором предусматривалось образование экономического и валютного союза, открытого для присоединения других государств. Предполагалось сохранить рубль в качестве общей валюты; идею создания рублевой зоны поддержала Армения. Тем не менее, это соглашение не было реализовано, в ноябре Казахстан, Узбекистан и Армения ввели собственные валюты. К концу 1993 в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одна из них Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта. Другая Туркменистан и Украина выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. Положение усугублялось острыми конфликтами в ряде государств СНГ гражданская война в Таджикистане, конфликт в Приднестровье и армяно-азербайджанская война.
К тому же, среднеазиатские государства были заинтересованы, в первую очередь, в более тесном сотрудничестве друг с другом и в развитии отношений с соседними мусульманскими странами — Ираном , Пакистаном и Турцией. Глава государства Грузия Э. Шеварднадзе начал проводить политику сближения с Содружеством, и в декабре того же года Грузия стала его членом. На очередной встрече глав государств и правительств Москва, сентябрь 1993 премьер-министры Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение о создании экономического союза, к которому присоединилась также Грузия. Туркменистан стал ассоциированным членом союза в декабре 1993, а Украина — в апреле 1994. Участники союза высказались за формирование общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, на выработке согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной и внешнеэкономической политики, на сближении методов регулирования хозяйственной деятельности и создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей. В апреле 1994 Молдова ратифицировала договор об СНГ, официально став, таким образом, его полноправным членом. При этом она заявила, что по-прежнему не намерена принимать участие в согласовании внешнеполитической деятельности и политики в области миграции эти оговорки были сняты Молдовой в октябре 2002. В апреле 1994 на очередной встрече в верхах в Москве был подписан ряд экономических соглашений и продлен мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане, а в октябре того же года принята конвенция о защите прав этнических меньшинств. Постепенно оформлялись институты Содружества.
В октябре 1994 на встрече глав государств, правительств, министров иностранных дел и обороны была образована межгосударственная комиссия по экономическим вопросам со штаб-квартирой в Москве. В феврале 1995 президенты стран СНГ одобрили в Алма-Ате меморандум о поддержании мира и стабильности; государства Содружества обязались воздерживаться от оказания политического, экономического или иного давления друг на друга. В мае 1995 главы государств СНГ подписали в Минске соглашение о создании межгосударственного комитета по валютно-финансовым вопросам, призванного координировать финансовую и кредитную политику СНГ. Наибольшие трудности возникали с согласованием вопросов военной политики Содружества. Участники встречи в верхах, состоявшейся в мае 1995, продлили мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане и Абхазии. Однако ряд государств Азербайджан, Молдова, Туркмения, Узбекистан и Украина отказались присоединиться к соглашению о совместной охране внешних границ и к общей конвенции о правах человека. Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного союза, тем не менее, на очередной встрече глав государств и правительств в Минске январь 1996 не удалось добиться его расширения в марте того же года к нему присоединилась только Киргизия. Украина отказалась участвовать в ее создании. В мае 1996 на встрече в Москве главы правительств одобрили план интеграции на 1996—1997 и совместную программу борьбы с экономической и организованной преступностью. В марте 1997 на встрече президентов 12-ти стран СНГ было согласовано образование комиссии по урегулированию региональных конфликтов.
Выступая на встрече СНГ в верхах в октябре 1997 в Кишиневе, президент России Ельцин заявил, что Содружество работает неэффективно, а многие договоренности не выполняются к примеру, договоренности о создании Центробанка, об экономическом сообществе центрально-азиатских республик, об экономическом союзе, об общем экономическом пространстве и др. Он потребовал реорганизации СНГ. На очередной встрече лидеров государств в апреле 1998 в Москве был назначен новый исполнительный секретарь Содружества — Борис Березовский представитель России. Но уже в марте 1999 он был смещен «за деятельность, несовместимую с должностью». Разногласия в Содружестве сохранялись и в кон. На апрельской 1999 встрече президентов не удалось договориться о продлении подписанного в мае 1992 договора о коллективной безопасности к нему не присоединились Молдова, Туркменистан и Украина. Срок действия договора истекал 20 апреля 1999. Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали протокол, возобновляющий договор на следующие пять лет. Азербайджан, Грузия и Узбекистан продлить его отказались. Государства СНГ, бывшие сторонниками более тесного сближения, продолжали стремиться к дальнейшему взаимодействию.
Он был направлен на создание более тесного объединения «Сообщества интегрированных государств» , расширение сотрудничества в экономике, науке, культуре и социальной сфере при сохранении суверенитета сторон. Предусматривалось создание механизмов координации внешней политики, общей системы безопасности и безопасности границ, а также создание межгосударственного совета во главе с президентом Беларуси Александром Лукашенко и паритетного межпарламентского комитета. Согласно этому документу, оба государства обязались тесно сотрудничать в области внешней политики, экономики и военных вопросах, планировалось создание совместных органов: Совета с участием глав государств, правительств и парламентов и паритетного Парламентского собрания. В феврале 1999 президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили создание общего экономического пространства; Таджикистан присоединился к таможенному союзу. В нач. В июне 2000 президенты стран СНГ приняли заявление, в котором содержался отказ от пересмотра советско-американского соглашения о ПРО 1972. Было решено также создать в Москве совместный Антитеррористический центр для борьбы с организованной преступностью и религиозным фундаментализмом. С одной стороны, сторонники усиления интеграции Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина. В октябре 2005 о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности.
Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран.
Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств — участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил [20]. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств [21] , основополагающий документ организации [22]. История интеграции стран СНГ Править 18 октября 2011 года восемь государств — участников Содружества: Россия , Украина , Белоруссия , Казахстан , Армения , Киргизия , Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли , который заменил больше ста двусторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества [23] [24]. Государства — участники Содружества Править Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств, государствами — учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами — членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение одного года после его принятия Советом глав государств [25]. Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов [25]. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве и наблюдателей это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств [26]. Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества.