Проблема нравственной ответственности ученого особенно остро встает в таких областях научного знания как генная инженерия, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4
Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. Нравственная ответственность ученых проявляется во многих аспектах и влияет на их решения и поступки. Нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких аспектах: Интегритет и честность исследования: Учёные должны следовать высоким стандартам этики в своей работе. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. Нравственные принципы ученого, видимо, охватывают две стороны: нравственность как личности и нравственность как ученого. Первая у него связана с общечеловеческой или классовой моралью, а вторая – с научной деятельностью, профессией. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ?
Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт. Нравственная ответственность ученых так же заключается в том, чтобы, преследуя цель получения знаний, не причинить вреда человечеству или отдельным людям. Проблема ответственности ученого перед обществом за результаты научных исследований, за их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых кратко
Этика науки и социальная ответственность ученого | Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. |
в чём проявляется нравственная ответственность учёных | Проявление нравственной ответственности ученых включает в себя следующие аспекты. |
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4 | Нравственная ответственность ученого НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя. |
В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых? | Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах. |
Проявления нравственной ответственности ученых
- Страница 79
- в чём проявляется нравственная ответственность учёных
- В чем проявляется нравственная ответственность ученых? - Есть ответ на
- В чем проявляется нравственная ответственность ученых в научном исследовании
В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых?
А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США.
Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу».
Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого.
Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н. Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т.
Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания. Гипотеза и программа как формы развития научного знания. Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма знаний. Основными из них являются факт, теория, проблема задача , гипотеза, программа. В первоначальном значении термин «hypothese» означал недоказанное утверждение, принимаемое с целью доказательства.
Отсюда легко делался вывод, что гипотеза опережает всякое доказательство, и значит, гипотеза есть создание ума, предоставленного самому себе. Поэтому знанию, претендующему на объективность, следует избегать гипотез. Дидро, Пристли, Ломоносов — первыми сделали решительный шаг по пути признания роли гипотез в научном исследовании. Теория и эксперимент связаны прочными узами: все в эксперименте делается для того, чтобы открыть какую-нибудь гипотезу, гипотеза, в свою очередь, ведет к новым экспериментам, которые дают новые факты, развивающие знание об объекте. Гипотеза - это научное предположение, опирающееся на факты, выраженное в форме суждения, или системы взаимосвязанных суждений, о причине, механизме изучаемых явлений. По своей логической структуре гипотеза является вероятностным суждением, так как истинность ее не определенна.
Охарактеризуй науку как особую систему знаний. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания? Какую роль играет наука в современном обществе? В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого
В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ » | Нравственная ответственность ученых также означает стремление к справедливости и равноправию. |
в чём проявляется нравственная ответственность учёных | Нравственная ответственность ученых проявляется в нескольких аспектах: 1. Исследовательская этика: Ученые должны придерживаться высоких стандартов этики при проведении исследований. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? — | Философия, Социальная и нравственная ответственность ученого, Доклад Выступление. |
ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79 | Нравственная ответственность ученых проявляется также в учете долгосрочных последствий своих исследований для общества и окружающей среды. |
В чем заключается нравственная ответственность ученых?
ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79 | НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. |
В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых? | Нравственная ответственность ученых заключается в том, чтобы при получении знаний не причинять никакого ущерба или вреда как участникам эксперимента. |
ГДЗ Стр. 79 Обществознание 8 класс Боголюбов | Учебник | Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового. |
Этика и наука. Ответственность ученого
Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения? Выберите страницу.
Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом свобода воли , гносеологическом свобода как познанная необходимость , социально-политическом свобода действий , связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом. Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т. Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества.
Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе. Таким образом вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности. Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей, это бескорыстный поиск и отстаивание истины.
Мертон дает описание этоса науки, который понимается им как некоторый комплекс ценностей и норм, обязательных для человека науки. Нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализм, общность, незаинтересованность бескорыстность , организованный скептицизм. Тотальный характер нарушения этических норм ставит под угрозу функционирование всей науки. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не только этических норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему «социальной ответственности ученого». При всей своей современности и актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни.
Убеждение в том, что поиск истины есть благо само по себе, стало постепенно изменяться. Ядерные взрывы, растущее загрязнение окружающей среды, генетические изменения живых организмов показали, что последствия применения научно-технических достижений являются необратимыми. Свободный выбор объекта и предмета исследования субъектом науки сопровождается осознанием последствий от применения открытия в отношении природы, общества, человека и культуры. Социальная ответственность ученого оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин. Социальная ответственность ученого выступает как органическая составляющая научной деятельности, достаточно ощутимо влияющая на проблематику и направление исследования.
Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта": от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
Этика и наука. Ответственность ученого
Правильный ответ на вопрос«в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? » по предмету Обществознание. Нравственная ответственность ученых проявляется также в учете долгосрочных последствий своих исследований для общества и окружающей среды. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина.
В чем заключается нравственная ответственность ученых?
Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта": от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Это один человек, это личность, индивидуум. О нём мы должны постоянно помнить. Обвинения в адрес науки, а следовательно, и ученых, приходится слышать нередко, и это естественно. Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.
Какую роль играет наука в современном обществе? В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Лучший ответ Главная ответственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса. Направлять свои знания на пользу человеческой расе. Не вступать в сомнительные проекты власти несущие вред человеческому бытию. Остальные ответы Егор Начунаев Ученик 188 6 лет назад Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др.
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.
Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди».
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4
Инструментального — ответственность за правильный выбор средств и методов реализации цели. Практического — ответственность за цель, воплощенную в практической деятельности. Рамками личностного мира определяется и пространство решений, принимаемых субъектом, и здесь мы неизбежно выходим на проблему свободы, которая в философской традиции издавна считается главной сущностной силой человека. В отличие от классической трактовки Спиноза — Гегель — Маркс современные исследователи определяют свободу как имманентную, внутренне присущую потребность человека в самостоятельном выборе и решении. Утвердилась традиция деления свободы на объективную, как предполагающую наличие в самой объективной реальности условий, необходимых для решения задачи, и субъективную как личное внутреннее чувство. Главным элементом структуры является, несомненно, внутренний компонент, причем свобода как личное чувство не детерминируется и витальной основой. Человек может идентифицироваться и с витальностью, и с социальной средой, но он не идентичен им, поскольку сам акт идентификации — это выбор, который может быть и рациональным, и эмоционально-интуитивным. Третий вопрос в логике нашего рассуждения — перед кем или перед чем отвечает человек — предполагает определение инстанции.
Думается, что первичную инстанцию следует искать в тех же рамках личностного мира. Эта инстанция — «Я-сам», человек, обладающий совестью. Для личности, свободно осуществляющей свое «Я», эта инстанция первична, но процесс самореализации не будет завершен, не приобретет личностного смысла, если не последует отклик извне, со стороны другого. Необходимость ответа перед другим выражает не столько социальную обусловленность личности, сколько ее социальную направленность. Исходя из сказанного попытаемся сформулировать определение. Ответственность есть внутренняя основа личности, способной осуществить свободный выбор, свободное решение, свободное действие, определитель меру и качество свободы самореализации личности. Можно назвать ответственность и социальным действием.
Ответственность как социальное действие — это осмысленная направленность на самоосуществление в способах общения с другими и миром в целом, направленность на реализацию свободно избранного смысла при готовности дать отчет себе и другим за свой выбор. Однако, называя ответственность внутренней основой личности, мы неизбежно подходим к вопросу, который с неизменностью воспроизводится в философии от Ницше до Деррида: «Нравственно ли и ответственно ли было бы действовать в силу обладания чувством долга и ответственности? Деррида [2, с. И здесь мы разделяем мнение В. Библера, утверждающего, что поступок не имеет однозначной детерминации и нормативной добродетельности. Бессмысленно требовать — живи, как Эдип! Жизнь в таких образцах, включенная в эти нравственные перипетии не может дать образец истинно доброго поведения» [1, с.
Ответственность мы бы назвали скорее актуальной возможностью, т. Виртуальность понимается как нечто, которое в определенных условиях превратится в наличность, и эта наличность существует в виде постоянной возможности. Это придает ответственности и значение способа самоопределения жизнедеятельности человека в социальном времени и пространстве. Проблема ответственности ученого имеет два аспекта: — внутринаучная, профессиональная ответственность; Опираясь на выводы, приведенные ранее, можно выделить следующие нормы и принципы профессиональной ответственности: 1. Личная ответственность за качество и достоверность производимого знания. Личная незаинтересованность, независимость научной истины от личных мотивов и интересов. Обязанность делать общедоступными результаты своей деятельности.
Критическое отношение к собственным научным результатам и объективность при оценке чужих результатов. Отказ от соавторства без реального участия в научном исследовании. Недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей. Научная честность, скромность и корректность. Умение и готовность отстаивать свою позицию невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру. Эти нормы можно смело назвать своеобразным профессиональным кодексом ученого. Однако важно не только сформулировать и принять кодекс, но и обеспечить его выполнение.
В отношении этой проблемы отчетливо выделяются три подхода: 1. Этический, при котором основной акцент делается на воспитании молодого поколения ученых, повышении роли института наставничества, укреплении авторитета научных школ, оздоровлении морального климата в научном мире. Нормативный подход делает упор на построении эффективной системы контроля за качеством научных результатов. Предполагается повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество научных публикаций, создание независимых комитетов, обладающих правом экспертной проверки. Социологический подход акцентирует внимание на внешних факторах воздействия — поощрении оригинальных и результативных исследований, зависимости административной карьеры от научных степеней и званий, приоритетное значение внешних способов оценки научной деятельности количество публикаций, ссылок, индекс цитирования и т. К внешним аспектам ответственности ученого могут быть отнесены нравственная ответственность за социальные и экологические последствия применения научных открытий, недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для жизни и здоровья человека. Кроме того, ученый обязан информировать о возможностях применения полученных научных результатов во вред человеку.
Научно-технический прогресс необратим, но это не значит, что человек просто должен приспосабливаться к его достижениям и последствиям. Этим особенно обуславливается ответственность ученого, который действуя с осознанием заложенного потенциала, должен предвидеть все нежелательные результаты и открыто оповещать о них и возможностях их минимизации. Проблема ответственности сегодня осложняется тем, что научные исследования становятся все более масштабными и в этих широких рамках ответственность часто приобретает рассеянный характер. Главная задача для ученых даже в коллективных поисках — то, чтобы ответственность оставалась индивидуальной и реальной, каждый лично отвечал за собственный вклад в общее дело. Это возможно лишь при наличии нравственно самостоятельной личности ученого. Сегодня по-новому необходимо также осмыслить проблему соотношения свободы и ответственности в деятельности ученого. С одной стороны, веками ученым пришлось отстаивать принцип свободы научного поиска от фанатизма и догматизма.
В это время ответственность выступала как честность в получении проверенных, обоснованных знаний, позволяющих преодолеть невежество. В нынешних условиях проявляется амбивалентность между свободой исследования и необходимостью регуляции научного прогресса. Идея неограниченной свободы уже не может приниматься безусловно. Таким образом, в науке сегодня нужна ответственная свобода, а не свободная безответственность. Следует отметить, что этические проблемы не могут быть исключительно общенаучными, отчетливо выделяются частные направления. Среди них можно назвать сегодня экологическую или энвайроментальную этику — направление, исследующее социально-этические аспекты экологии. Моисеев отмечал, что сегодня эти аспекты касаются не только окружающей среды, понятия экологии, политики и нравственности, но и становятся взаимообуславливающими и неразрывно связанными.
Ученый ввел в оборот понятие «экологический императив», который обязует запретить любые войны, поддерживать сохранность основных параметров природной среды. Широкую область исследований охватывает биомедицинская этика, касающаяся нравственных аспектов медицинской науки и практики. К таким аспектам относятся исследования в области трансплантологии и репродуктивных технологий, проблемы эвтаназии и др. Особой областью становится компьютерная этика, связанная с проблемами, возникающими в ходе развития компьютерной техники и технологий и влекущими к негативным последствия. В рамках указанной области обсуждаются такие вопросы, как доступность и распространение сетевыми средствами этически недопустимой информации пропаганда насилия, обесценивание и искажение представлений о ценности человеческой жизни , создание тотальных баз данных о гражданах, компьютерные преступления и др. Этические проблемы, несомненно, касаются и вузовской науки, которая по-прежнему является важнейшим элементом научного потенциала общества. Сегодня, как и все российское общество, вузовская наука пребывает в состоянии глубокого кризиса.
Усиливается отток молодежи и наблюдается резкое падение престижа научной деятельности, ухудшается материально-техническая оснащенность и информационная обеспеченность. Финансовые вложения в науку видны только в тех отраслях, которые непосредственно связаны с бизнесом — фармацевтика, медицинское приборостроение и пр. Ученые превратились в одну из наиболее низших и непрестижных групп в обществе, что не имеет вообще прецедентов в истории. Общее количество ученых стремительно сокращается. Деградирует и система научных коммуникаций, не финансируются и проводятся все реже научные конференции. По аналогии с теневой экономикой появился термин «теневая наука», обозначающий достаточно широкую совокупность негативных тенденций в мире науки. Такими тенденциями можно назвать: 1.
Нарушение научным сообществом базовых норм и принципов, регулирующих процесс производства знаний — подделка результатов, подтасовка научных фактов, представление вымышленных и неподтвержденных данных. Нарушение норм оценки и распространения научного знания — положительные рецензии на непрочитанные работы. Нарушение норм, регулирующих отношения внутри научного сообщества — неправомерное использование авторитета и научного статуса. Искажение норм взаимоотношений науки с обществом — представление заведомо искаженных данных.
Известно, что современные фундаментальные исследования, как правило, требуют совместных усилий больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами, что накладывает ограничения на свободу исследования. Идея неограниченной свободы исследования не может уже приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть связана эта свобода. Поэтому вопрос о свободе научного исследования, о том, как она понимается, остается открытым и требует своего решения. Свобода исследований преимущественно рассматривается не как абсолютное право, а как своего рода контакт, соглашение между ученым и обществом, причем условия этого контакта могут меняться по ситуации. В осознании ученым возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности - с другой. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Осознание роли нравственного, этического начала в науке актуализирует вопрос о социальной ответственности ученого. Еще В. Вернадский подчеркивал, что ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Жолио-Кюри, после того как была открыта цепная реакция деления урана, беседовал со своими сотрудниками о моральном праве продолжать исследования, которые приведут не только к повышению индустриального и культурного потенциала, но и к созданию атомной бомбы. Борн, говоря об этом в своих воспоминаниях, отмечал, что в «реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение. Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события». Здесь имеются в виду прежде всего - американские ядерные взрывы над японскими городами. Освобождение атомной энергии в средине столетия явилось в этом отношении определенным историческим рубежом. Многие ученые, например Р. Оппенгеймер, отказались работать над водородной бомбой, исходя из этических соображений. Когда Отто Ган, открывший расщепление урана, узнал о взрыве атомной бомбы над Хиросимой, он был глубоко потрясен такими результатами его открытия. Рассказывают Эрих Багге , что он не спал несколько ночей и помышлял о самоубийстве. Одно время даже обдумывал план предотвратить катастрофу, собрав весь уран и утопив его в море.
Параграф 11 Развернуть Рассмотрим ответы на Страница 93 из учебника по обществознанию для 8 класса Боголюбова 1. Охарактеризуй науку как особую систему знаний. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания? Какую роль играет наука в современном обществе?
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Нравственная ответственность ученых: важность для общества
Нравственная ответственность ученого НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя. Нравственная ответственность ученых проявляется во многих аспектах и влияет на их решения и поступки. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
Остались вопросы?
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Открытие нового оружия изменило в целом всю политическую структуру мира, потому что с его открытием изменилось содержание понятия «независимая нация»: нация, не обладающая таким оружием, оказывается в зависимости от наций и государств, которые обладают таким оружием. Изобретение атомного оружия поставило новые проблемы и перед самими учеными, и перед наукой.
Это обстоятельство наложило двойную ответственность на ученых. С одной стороны, ученый в результате важности своей деятельности для общества может участвовать в управлении государством. А это уже приводит к тому, что он обязан взять на себя ответственность не только перед научным сообществом, но и перед человечеством.
С другой стороны, ученый может сохранить за собой право отказа от участия в решении политических вопросов. В этом отношении нам кажется очень трагичной судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова - создателя водородной бомбы. Являясь величайшим ученым, он осознавал и губительные последствия своего открытия для человечества.
К концу жизни он стал одним из самых ярких правозащитников. В подобных случаях перед ученым встает серьезная нравственная проблема: продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом. Научно-технический прогресс, связанный с деятельностью ученых последних десятилетий, не только развивает общество, но и является одной из главных причин развития экологического кризиса в мире.
Например, в России имеется 10 атомных электростанций АЭС , которые в основном размещены в наиболее населенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих атомных станций проживает более 4 млн. На территории Европы расположены наиболее мощные АЭС в мире.
Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 аварий различной степени сложности. А в 1986 году произошла трагедия, последствия которой до сих пор не забыты человечеством и наводят ужас на мировую общественность - это катастрофа на Чернобыльской АЭС. Суть нравственной проблемы, которая стоит перед ученым сегодня, хорошо передает предание, рассказывающее, как в эпоху Средневековья пражский раввин Лёв создал из глины могучего исполина Голема, вдохнул в него жизнь, но забыл внушить ему десять нравственных заповедей.
Получив свободу, Голем стал творить такие страшные разрушения, что его создателю пришлось уничтожить свое детище. Поэтому сегодня ученый, которому подвластны более значительные и грозные, чем прежде, силы природы, должен уметь оценить потенциальные возможности своего открытия, показать как экономическую и социальную его пользу, так и возможный вред. Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мнение как о благах, которые принесет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им.
В современном обществе существуют и многие другие угрозы: поток новых лекарственных средств, которые не прошли должной апробации и имеют серьезные побочные эффекты, превосходящие пользу от их применения; развитие генной инженерии; вопросы клонирования; развитие психологии манипулирования; проблема пересадки органов; проблема эвтаназии и т. Наверное, сложно найти ту грань, где может заканчиваться ответственность ученого за реализацию своего таланта. Об этом задумывались многие писатели, когда создавали героев своих произведений: это профессор Керн из научно-фантастического романа «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева; это Виктор Франкенштейн, создавший живое существо из неживой материи, которое оказывается чудовищем и возлагает на Франкенштейна ответственность за своё существование; это и хирург Сальватор, спасший ребенка Ихтиандра от смерти, пересадив ему жабры акулы, но при этом лишив родителей и изменив его жизнь.
Именно это заставляет некоторых ученых требовать запрета исследований в области генной инженерии. Однако это выход из положения и вот почему: во-первых, невозможно и нецелесообразно искусственно сдерживать научный прогресс; во-вторых, нельзя отказываться от того, что может принести не только вред, но и пользу; в-третьих; пока не ясны результаты исследований, трудно четко разграничить, какой род исследований можно вести, а какой - нет. Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными достижениями психиатрии, нейрохирургии и нейробиологии, в связи с проникновением науки в глубь структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее. Серьезного этического подхода требует и решение вопросов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заставивших ученых многих профессий и не только медиков вновь обратиться к нравственным аспектам проблемы жизни и смерти. Множество этических проблем возникло в связи с опасностью надвигающегося на планету экологического кризиса. Еще Фридрих Энгельс предупреждал: «Не будем... За каждую такую победу она нам мстит». Действительно, в результате бурного роста науки и техники, овладения тайнами и силами природы и использования этих сил на благо человека, среда нашего обитания значительно истощилась и загрязнилась. Немного статистики: по данным экологов, за последние 500 лет люди извлекли из земли более 50 млрд.
В настоящее время человечество ежегодно потребляет более 5 млрд. Земля деградирует со скоростью 44 гектара в минуту. Огромную опасность представляет загрязнение окружающей среды: 30 млрд. Резко истощаются ресурсы питьевой воды. За последние десятилетия XX века вымерло 34 вида млекопитающих. Сегодня под угрозой вымирания - почти 1000 позвоночных и 25 тыс. В результате человечество оказалось перед серьезной угрозой экологического кризиса. Ответственность ученых в этих условиях проявляется в ряде моментов: - прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых стереотипа: в переходе от привычных антропоцентристских представлений о том, что человек - «царь природы», завоевывающий и покоряющий ее, к представлению о том, что он - часть природы и должен поэтому способствовать ее расцвету и гуманизации; - в связи с этим актуальной становится необходимость формирования у ученых - будущих и настоящих - экологического стиля мышления; повышения роли экологического воспитания молодых научных кадров; - ученым диктуется необходимость в первую очередь заняться изысканием и созданием искусственных материалов и новых видов энергии, способных заменить истощающиеся природные ресурсы. Таким образом, постижение таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии, микроэлектроники и информатики, кибернетики и вычислительной техники, в которые включен сам человек, широкое внедрение роботов и компьютеров в самые различные сферы жизни человека и общества ставят под сомнение тезис об «этической нейтральности» современной науки.
Нет сомнения, что в случае возникновения глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. Вероятно, самым главным выводом можно считать следующее: новое знание не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно служить благу человечества, его интересам. Литература 1. Виноградова Т. Этические проблемы творчества ученого: Научно-аналитический обзор.
Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.