С 1954 года принято начертание букв абхазского языка на основе графики русского алфавита. 13. В Абхазском алфавите имеется 54 буквы.
Абхазский алфавит
Оказывается, алфавит у абхазцев состоит из 54 букв. После 1953 года абхазский алфавит стал передаваться графически на основе кириллицы с добавлением 14 дополнительных знаков. Абхазский алфавит. В фонетике А. я. характеризуется наличием 3 гласных (а, ы и дифтонга аа), сложной системой согласных (в абжуйском диалекте и в лит. языке – 58, в бзыбском диалекте – 65). С 1954 года принято начертание букв абхазского языка на основе графики русского алфавита. Абхазский алфавит на латинской основе, предложенный Б. Г. Хьюиттом [Hewitt 2004: 278—279].
Где разговаривают на абхазском языке? !
Смотрите видео онлайн «Абхазский язык | как говорят абхазы» на канале «» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 сентября 2023 года в 13:27, длительностью 00:01:00, на видеохостинге RUTUBE. История абхазского алфавита начинается ещё с первой половины XVII века. Алфавит абхазского языка, основанный на русской графике, состоит из 64 букв, обозначающих 62 звука.
Абхазский алфавит: сколько гласных и согласных звуков в языке? — детальный разбор алфавита Абхазии
Каллиграфическая система: Это система письма, разработанная в одной из древних абхазских академий. Она была основана на символах, похожих на арабский шрифт, и использовалась для рукописного письма. Каллиграфическая система включала буквы, цифры и другие символы. Киррилловская абетка: Эта система письма была создана в XI веке монахом Кирриллом в одном из абхазских монастырей.
Киррилловская абетка состояла из 45 букв и использовала альфафит кириллицы с некоторыми добавлениями и изменениями. Каждая из этих систем имела свои особенности, но они все играли важную роль в развитии абхазской письменности. Сегодня абхазы используют кириллицу для записи своего языка, но знание древних абхазских систем письменности позволяет лучше понять историю и культуру этого народа.
Приход кириллицы в абхазский язык Абхазский язык имел несколько алфавитов в своей истории. В XIX веке, когда Российская империя начала заселять абхазские земли, арабский алфавит был наиболее широко распространенным среди абхазов. Однако, в конце XIX века и начале XX века некоторые абхазские писатели стали использовать латиницу для письма на абхазском языке.
Однако, основной развитие пришло с введением кириллицы в абхазский язык во второй половине XX века. Это было сделано в рамках общенациональной политики стандартизации алфавитов. Переход на кириллицу в абхазском языке был связан с рядом причин.
Во-первых, кириллица предоставляла удобный и единый набор символов для записи всех звуков абхазского языка. Во-вторых, кириллица уже была широко используемым алфавитом в Советском Союзе, поэтому переход на нее был относительно легким. Однако, приход кириллицы в абхазский язык не был без проблем.
Некоторые абхазские писатели и ученые отмечали, что кириллица не предоставляет полного покрытия для всех звуков абхазского языка и что некоторые звуки не могут быть точно переданы в кириллической системе. В настоящее время кириллица остается основным алфавитом для письма на абхазском языке, хотя есть и другие системы, такие как абхазская модификация латиницы и абхазская глаголица, которые используются в некоторых сферах абхазского общества. Абхазский язык: особенности и структура Абхазский язык является официальным языком Абхазии и относится к северо-западным абазинским языкам.
Он имеет богатую историю и уникальные особенности как в звуковом, так и в грамматическом аспектах. Структурно абхазский язык относится к полисинтетическим языкам, где слова состоят из корня и множества аффиксов и окончаний.
В первом абхазском алфавите было 55 знаков в издании все они приведены только в рукописной форме. В 1865 году под руководством генерала И. Бартоломея был выпущен первый абхазский букварь, в котором с минимальными изменениями использовался алфавит Услара [3]. Также в немного изменённом виде этот алфавит использовался в букваре 1892 года, составленном К.
Мачавариани и Д. Алфавит из букваря А. Чочуа 1925 В 1887 году монография Услара была переиздана М. При этом использованные в первом издании рукописные начертания букв были заменены печатными, а в их внешний вид были внесены некоторые изменения.
Согласные знаки — 36 штук. Они используются для обозначения звуков, которые произносятся с помощью смычки, языка, губ и других органов речи. Согласные помогают дополнить гласные звуки и образовать полноценные слова. Сочетание гласных и согласных знаков в абхазском алфавите позволяет сформировать разнообразную систему звучания и письма.
Знание и использование этого алфавита важно для изучения абхазского языка и культуры этого народа. Особенности абхазского алфавита Абхазский алфавит основан на грузинском алфавите, однако имеет некоторые отличия.
Абхазская письменность возвратилась на кириллическую основу. Сергей Миронов: На русском, как и многие в «независимой» латвии.
Кирилл Бобылев:.
Трудоемкий процесс и бурные эмоции: как менялся абхазский алфавит
В абхазском языке два диалекта: В основе национального алфавита лежит кириллица. 61. В абхазском алфавите содержится 54 буквы. Число говорящих на абхазском языке в Абхазии свыше 93 тыс. человек, в России около 7 тыс. человек (2010).
Сколько букв в абхазском алфавите?
Колониальный шрифт. Шрифт 18 век. Абхазский букварь. Абхазская пропись.
Абхазская Азбука 1938. Карачаево-Черкесский алфавит. Абхазский алфавит с русской транскрипцией.
Абазино Абхазский алфавит. Абхазский шрифт. Убыхский алфавит.
Абазинский алфавит с произношением. Алфавит убыхского языка. Самый большой алфавит.
Буквы разных языков. Алфавиты разных языков. Алфавит Черкесского языка.
Адыгский язык алфавит. Древний алфавит адыгов. Черкесский алфавит.
Адыгский алфавит. Адыгская письменность. Алфавит адыгейского языка.
Абазинский алфавит с произношением и транскрипцией. Сколько букв в абазинском алфавите. Абазинский язык.
Алфавит абазинцев. Цифры на кабардинском языке. Древний Адыгский алфавит.
Древние Адыгская письменность. Алфавит аварского языка с произношением. Кабардинский алфавит буквы.
Алфавит кабардинский кабардинский алфавит.
Для установления маршрутов миграций абхазских племен неоценимы данные абхазской ботанической терминологии, анализ которой показал, что большая часть из 262 ботанических терминов заимствована из мегрельского диалекта или грузинского литературного языка сванская лексика и здесь отсутствует. Из 120 названий культурных растений более четверти 34 названия являются картвельскими по происхождению, или же заимствованы через посредство картвельского языкового мира. К этой группе относятся названия следующих важных растений: рожь, ячмень, репа, свекла, огурец, абрикос, сорта фасоли и т.
Сравнительно меньше картвелизмов в терминологии диких растений — 20 названий из 145. В эту группу входят названия осоки, лютика, барбариса, люцерны, плюща, свинороя и др. Среди названий диких растений абхазским языком заимствованы имена растений, имеющих важное практическое значение в жизни и деятельности человека, однако не заимствованы названия тех диких растений, ареал распространения которых ограничивается исключительно высокогорьем субальпийский и альпийский пояс , заимствованы лишь названия тех культурных и диких растений, которые распространены в низовьях гор, на плоскости и в болотах. По нашему мнению, этот факт прямо отражает маршруты миграции предков абхазов из бассейна Кубани к приморским и низменным местностям современной Абхазии через горные перевалы Большого Кавказского хребта.
Из плоскостной части, низкогорья и среднегорья бассейна Кубани абхазы, видимо, сначала поселились в высокогорной полосе северных склонов Кавказского хребта см. Ламберти и так называемую латино-французскую карту 1654 г. При переселении абхазов с северного высокогорья в высокогорье южных склонов Большого Кавказа не было необходимости заимствовать из мегрельского диалекта или литературного грузинского языка терминов, отражающих высокогорную природу, ибо она уже была отражена исконно абхазской лексикой, однако при заселении абхазами уже давно забытых ими низменностей и болотистых мест в абхазском возникла необходимость заимствовать у местных мегрелов термины, отражающие новую для пришельцев среду. Важны также сведения карты Джакомо Гастальди 1561 г.
Ламберти 1654 г. Также важны сведения И. Татищева о наполнении Северного Самегрело, т. Важные сведения содержат фольклор и этнография абхазов.
Например, предания о приходе их предков с Северного Кавказа распространены среди фамилий Зухба, Авидзба, Ашуба, Бганба и др. По сведениям абхазского этнографа Л. Акаба, большинство абхазских фамилий, особенно проживающих в предгорьях Абжуйской Абхазии, при выполнении общефамильных обрядов высочайшим и сильнейшим покровителем считают не находящиеся в непосредственной близости древние христианские храмы Илори, Мокви, Бедиа, Дранда , а находящееся в нескольких десятках километров от их места обитания в верховьях р. Бзыбь языческое святилище Налкуба, или Псхвыныха, что ясно указывает на маршрут движения предков абхазов сначала с Северного Кавказа к истокам Бзыби, затем в ее низовья, а оттуда через Сухуми в Абжуа.
На этот же маршрут указывают даже две формулы приветствия, распространенные среди абхазов и по сей день. Возникает вопрос: почему абхазы желают аробщикам и пастухам, чтобы они благополучно отнесли груз или отогнали скот именно выше, а не к морю или куда-либо в другом направлении? Потому, что эти формулы явно возникли в тот период, когда основная масса абхазов обитала в труднодоступных горах и было актуально пожелать ближнему благополучно преодолеть горные преграды. В этой связи привлекает внимание и семантика слова ага, заимствованного абхазским языком из мегрельского, где оно означает берег.
Ага в абхазском обозначает как море и приморье, так и юг см. Сухуми, 1986. В нынешней Абхазии море в строго южном направлении находится лишь на протяжении нескольких километров — от города Гудаута до близлежащего села Псырцха, в других же приморских частях море с берегом граничит либо с запада, либо с юго-запада. Ассоциация моря и морского берега с Самегрело и с югом является неоспоримым отголоском того времени, когда территория нынешней Абхазии была заселена только грузинами и входила в состав Самегрело.
О маршруте миграции абхазских племен из Бзыбской Абхазии сначала по направлению к Сухуми, а затем в сторону Абжуа указывает и география распространения некоторых своеобразных звуков в абхазском языке. Как известно, абхазский язык имеет два диалекта: бзыбский и абжуйский. Главнейшей основой дифференциации диалектов является существование в бзыбском диалекте тех 9 специфических согласных, которых нет ни в абжуйском диалекте, ни в литературном абхазском языке. В этом отношении важно, что звуковой состав абжуйского диалекта, распространенного в непосредственном соседстве с мегрельской речью, более нов и прост, нежели у бзыбского диалекта, с одной стороны, и ашхарско-тапантского диалекта абхазского языка — с другой К.
Отмечается также существование тенденции упрощения в обоих диалектах абхазского языка фарингальных согласных кх и кхв, подобно изменениям согласного кх в картвельском языковом мире. Таким образом бзыбский диалект занимает среднее, переходное место между абазинскими диалектами и абжуйским, ибо в абазинском языке согласные кх и кхв имеют твердую позицию, а в абжуйском они обретают положение, соответствующее правилам картвельского языкового мира К. Неодинакова ситуация и в отношении присутствия специфических свисяще-шипящих согласных даже в говорах бзыбского диалекта, в которых замечается зональный характер распространения названных специфических согласных. Учитывая эти данные, считаем единственно верным предположение, что географические особенности сохранения или утраты названных специфических бзыбских согласных не являются случайным фактом и связаны с маршрутом передвижения абхазских племен: тенденция утраты специфических согласных в бзыбском диалекте усиливается с запада к юго-востоку от отхарского к аацинскому говору , что, по нашему мнению, явно вызвано более сильным влиянием субстратного слоя мегрельского диалекта и живой мегрельской речи на говоры, распространенные юго-восточнее.
Видимо, абхазы поселились сначала в зоне распространения отхарского говора конечно, после того, как спустились с верховьев Бзыби и впоследствии начали мигрировать в сторону реки Гумиста и города Цхуми ныне Сухуми , а затем и в сторону Абжуа. На последнем этапе к ним присоединились и другие абхазские племена, перевалившие через Большой Кавказский хребет в верховья Кодори и спустились вниз по течению этой реки. На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в. В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э.
Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии. Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение. Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман.
В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует. Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры.
Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах". Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г. Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г.
С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах». В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби! Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний.
Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум». Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие». Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник. Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар.
Хотя в абхазском слово ангел звучит как «амаалыкь» от арабского «маляк» , так же часто используемое в значении младенец. Примечательно то, что и в современном абхазском языке кроме «дин», других обозначений религии, даже применительно к христианству или древним верованиям абхазов, нет! Само по себе использование этих слов свидетельствует о некогда произошедшем религиозном самоопределении абхазов, как мусульман. Понятия «рай» и «ад» в абхазском языке имеют традиционное для Ислама обозначение, которое без труда узнает мусульманин в любой стране мира: джанат от арабского джанна, джаннат — рай и джахным от арабск.
Существуют и другие слова, связанные с жизнью и смертью: мир, окружающий нас, адунеи от арабского дунья — мир , мир, в который мы попадем после смерти, «загробный» мир, ахарат от арабского ахира, ахират. Существующее в абхазском языке слово аджьал от арабского аджаль — конец существования в этом мире, смерть; об умершем говорят «иаджьал ааит», то есть «пришел его аджаль». Абхазами и по сей день используются связанные с концом света слова, такие как ахырзаман от арабского ахыр заман — «последнее время», то есть конец света , акаимет от арабского кийама, кийамат — Воскрешение, Судный день; в современном абхазском — нечто ужасное. Аума акаимет от арабского йаум-аль-кийама , обозначающее катастрофу, ужас в буквальном переводе означает «Судный день».
Напоминает мусульманам о предстоящем Суде Всевышнего и слово ахасаб от арабского хисаб , то есть расчет: «йаум-аль-хисаб» день расчета, то есть день когда человек будет рассчитан за благие и дурные деяния — синоним Судного дня. В абхазском языке сохранилось немало слов, связанных с мусульманской обрядностью. Так, например мечеть на абхазском звучит как аджьаама от арабск. Словом ауаста от фарси устад, усто — человек, хорошо владеющий своим делом, мастер сейчас называют в широком смысле мастеров, ремесленников, но раньше им часто называли религиозных наставников, учителей, что сохранилось в других языках.
Слово акурбан от арабского къурбан — жертва, жертвоприношение, и карибун — близкий, то, что приближает к довольству Аллаха также широко известно в Абхазии и по сей день. Заключаемый по правилам Ислама брачный обряд по-абхазски именуется анкьах от арабского никах , с ним связаны такие производные термины как анкьах-уакьыл от арабского никах — брак, уакиль — представитель — букв. Слова, связанные с похоронным обрядом также заставляют нас вспомнить об их исламском происхождении. Так, существующее в нынешнем значении в Абхазии слово аджанаазы от арабского джаназа и означающее крытое место для временного пребывания умершего во дворе дома, на самом деле обозначает похоронный обряд у мусульман.
Даже уже при советском режиме, по приводимым описаниям Г. Смыр, 1972 , именуемый аджанаазы обряд выполнялся в абхазских селениях. И хотя из-за естественного ухода поколения знавших религию ахуаджа обряд аджанаазы перестал совершаться, его название приобрело другое значение, хоть и связанное с первоначальным. Акяфын от арабского кафан — кусок ткани, в который заворачивают покойного, саван и атоубыт от арабского табут, «деревянный ящик» — открытый гроб, используемый для похорон, перемещения, абхазами-мусульманами также слова арабского исламского происхождения.
В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы. Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест». Понятие ашахат от арабского шахид , в широком смысле означающее свидетеля, среди мусульман используется в отношении человека засвидетельствовавшего свою веру, погибшего во имя религии Всевышнего Аллаха и возвышения Его слов. Борьба за свободу и веру сохранилась в абхазских песнях и преданиях в виде слова казаут от тюркского газават из арабского газва — военный поход, сражение.
По сей день в Абхазии употребляется термин амаалыкь от арабского маляк — ангел, нередко в значении новорожденного, младенца, то есть буквально «подобного ангелу» другое слово означающее младенца — асаби, также арабского происхождения саби. Одно из самых показательных и по сей день в абхазском языке слов, связанных с Исламом, это ахалал от арабского халяль — разрешенное мусульманам в нынешнем значении означает доброе, хорошее. В противоположность ему ставится ахарам от арабского харам — запретное запретное, греховное, жадность. Производным от него словом является амцхарам буквально ложь-грех.
Термин агунаха, обозначающий грех, происходит от фарси гунах с тем же значением. Понятие судьба, то, что суждено Всевышним, отражается в слове насып от арабского насиб. С существованием человека в этом мире связаны такие термины, как аразкъы от арабского ризк — пропитание, которое дает Всевышнийматериальное благо однокоренное с именем Аллаха ар-Раззак, то есть «дающий пропитание» , амал от арабского маль имущество, материальная собственность. Часто употребляемым в Абхазии словом амхаджырра от арабского мухаджир — совершивший переселение называют вынужденное переселение-хиджру абхазов в Турцию и арабские страны в XIX в.
Оно так названо по аналогии с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог и сподвижников мухаджиров из Мекки в Медину, спасавшихся от преследования за свою веру со стороны соплеменников-язычников. Ко временам раннего Ислама относит нас и термин ахабар от арабского хабар — весть, послание , который является синонимом хадиса, то есть предание, переданное от пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Бог.
Буква «щ» — произносится как [щ]. Буква «жь» — произносится как [жь]. Пример: «ежь» нет. Буква «ку» — произносится как [ку]. Пример: «кум» долина. Буква «хь» — произносится как [хь]. Пример: «хьамит» завтра.
Буква «гъ» — произносится как [гъ]. Пример: «гъа» они. Буква «куъ» — произносится как [куъ]. Пример: «куъа» с вершины.
Поэтому русский абхазы знают куда лучше своих соседей-грузин. В 30-40-50е гг. С тех пор, как грузинский в школах отменили, абхазы активно изучают русский, поэтому даже в отдаленных деревнях местные жители, хоть и с акцентом, но на русском изъясняются. Никакого языкового барьера в Абхазии у вас не будет, а вывески и ценники в курортных городах пишут даже грамотнее, чем в соседнем Сочинском районе.
И даже «мороженое» пишется чаще с одной «Н», как положено, а не с двумя, как думают многие сочинские торговцы. Что же касается абхазского языка, то он очень сложен, объективно сложнее русского. В алфавите — 62 буквы, он включает в себя 56 согласных и всего 6 гласных и содержит несколько разновидностей букв «К», «Г», «Х» и других. Несмотря на то, что абхазский язык разработан на кириллической основе за всю историю своего существования он претерпевал изменения и существовал и в виде кириллицы, и в виде грузинской графики , читать абхазские надписи несложно, понимать их смысл — удастся не всегда. Некоторые слова, заимствованные из русского языка, видоизменены посредством добавления в начало слова буквы «А»: школа — ашкола, ресторан — аресторан, интернет - аинтернет и т. Если учесть, что коренных жителей — абхазов — в Абхазии в процентном соотношении меньше половины остальные — это русские, армяне, немногочисленные грузины и другие нации , то смысла учить абхазский язык для путешествий по республике нет.