Атомная Леда и другие образы Гала». 23 картины, несколько десятков рисунков, документальный фильм — и это все про нее, одну из самых знаменитых женщин ХХ века Елену Дьяконову (1894–1982), вошедшую в историю под коротким и звучным именем Гала. На этот раз главной сенсацией стала возможность показать в России «Атомную Леду» — одно из важнейших произведений художника. Атомная Леда и другие образы Гала» организована Музеем Фаберже и фондом «Связь времен» при поддержке фонда «Гала — Сальвадор Дали». служба Музея Фаберже. Центральные экспонаты выставки — «Атомная Леда», которую сам Дали считал идеальной картиной, и знаменитая «Галарина», которая после смерти Дали никогда не покидала стен его театра-музея.
«Любимой моей темой сделался атом»: расшифровываем загадочное полотно Дали
На выставке представлены живописные и графические произведения Дали, посвящённые его жене и музе — Гала. Многие из этих работ входили в личное собрание художника и составляют золотой фонд Театра-музея в Фигерасе. Часть из них никогда не покидала стен Музея Дали с момента смерти художника в 1989 году. Впервые российскому зрителю представят «Атомная Леда», один из главных шедевров Дали.
Также на выставке можно увидеть несколько работ, созданных в сюрреалистический период творчества художника, миниатюрную работу «Гала» 1931 года, которая считается первым портретом его жены, и «Три знаменитые загадки Гала» 1982 года, ставшие последним посвящением любимой.
Некоторые произведения из личной коллекции художника будут показаны впервые. Главный объект выставки — картина «Атомная Леда», написанная в 1949 году. Дали начал писать её в 1945 году после атомной бомбардировки Хиросимы.
Как можно ее интерпретировать?
Давайте попробуем вместе подобрать «ключи» к данному произведению. В Википедии содержится следующее краткое описание данной картины: ««Атомная Леда» исп. Leda atomica - картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году в то время, когда Дали проживал в Калифорнии. Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.
Слово «атомная» появилось в названии картины потому, что вдохновленный информацией о структуре атома, частицы в котором разделены пустотой и никогда не соприкасаются, Дали изобразил на картине все предметы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу. Сцена носит эротический характер, Леда изображена обнаженной. Сальвадор Дали представил Леду в образе своей жены, Галы, изображенной на пьедестале, лебедь находится слева позади Галы. На заднем плане изображены скалы Cap Norfeu дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии регион Испании , между землями Росас и Кадакес, что позволяет нам определить местоположение сюжета» [1]. Другой источник проливает чуть больше света на это произведение, связывая, в частности, его содержание с мотивами личной жизни художника: «В картине Атомная Леда Дали связал тему естественных наук с мотивами греческой мифологии.
Все в этой картине парит - даже волюты архитектурные детали. Художник изображает энергетическое равновесие между силами притяжения и отталкивания внутри атома. Этот баланс присутствует и в отношениях между Ледой и лебедем, которым посвящена картина. В противоречие мифу, согласно которому Зевс покорил Леду, Дали не написал слияния этих двух существ. Хотя Леда лицо которой написано с Галы повернулась к лебедю, и композиционно они - единое целое, соприкосновение между ними отсутствует.
Она отвечала в рифму: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Они прожили вместе 53 года. Общепринято: Гала в буквальном переводе «праздник» , урожденная Елена Ивановна Дьяконова 1894—1982 , была музой Дали.
Но исследователи творчества художника изощряются в догадках, кем на самом деле она была для Сальвадора. От фрейдистской версии о заботливой матери до высших оценок качеств бизнес-леди. Могла поставить на первого мужа.
Поль Элюар — большой, между прочим, поэт. Могла на любовника — Макса Эрнста, художника перворазрядного. Или других своих многочисленных поклонников.
Но Гала поставила на Дали, считая только его гением из всех, кого знала. И сорвала банк, который дает пропуск в вечность.
2. Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Купидоном»
- В Петербурге открылась выставка «Сальвадор Дали. "Атомная Леда" и другие образы Гала»
- Выставка «Сальвадор Дали. Гала» открылась в Питере
- Сальвадор Дали и Гала: двое в огне
- Экспозиция в Музее Фаберже посвящена жене и музе всемирно известного художника
- Петербург посетила муза Сальвадора Дали »
Выставку "САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА" продлили до 23 января
служба Музея Фаберже. Центральные экспонаты выставки — «Атомная Леда», которую сам Дали считал идеальной картиной, и знаменитая «Галарина», которая после смерти Дали никогда не покидала стен его театра-музея. Атомная Леда и другие образы Гала». 23 картины, несколько десятков рисунков, документальный фильм — и это все про нее, одну из самых знаменитых женщин ХХ века Елену Дьяконову (1894–1982), вошедшую в историю под коротким и звучным именем Гала. Выставка организована в партнерстве с Фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас). Выставка «Сальвадор Дали — Атомная Леда и другие образы Гала» в музее Фаберже на Фонтанке прежде всего о страсти, любви и влиянии женщины на мужчину. Главной частью выставки стало полотно «Атомная Леда», которую Дали создал в Калифорнии в 1947-1949 годах.
5 выдающихся произведений искусства оказавшихся под запретом
Другая знаменитая картина, которую можно будет увидеть — «Галарина». Этот портрет жены художника отсылает к творчеству Рафаэля Санти. Показ полотна в Петербурге уже вызвал сенсацию в художественном мире: дело в том, что «Галарина» со дня смерти Дали в 1989 году ни разу не покидала его театр-музей. И впервые она делает визит именно в Россию.
По желанию художника они выставлялись в его Театре-музее в Фигерасе. Центральной работой выставки стало полотно «Атомная Леда», которую Дали создал в Калифорнии в 1947-1949 годах. Жена художника изображена на ней в виде спартанской царицы Леды. Другим шедевром выставки стала картина «Галарина» 1945 , которая не покидала Театр-музей в Фигерасе с момента смерти Дали.
Спустя девять месяцев после этого несчастья, 11 мая 1904 года, в семье зажиточного нотариуса из каталонского Фигераса родился будущий гений сюрреализма. В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Многочисленные комплексы и фобии — например, страх перед кузнечиками, — мешали ему включиться в школьную жизнь, завести обычные дружеские связи с одноклассниками. Он искал эмоциональный контакт с детьми другими способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребенка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в играх, он вел себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Одноклассники относились к "странному" ребенку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики. Именно об этом он позднее вспоминал в своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим". Сейчас эта небольшая вещь, написанная маслом на картоне а точнее, на открытке из картона , находится в Музее Сальвадора Дали в американском Санкт-Петербурге во Флориде. В Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, куда Дали поступил в 1921 году по настоянию отца, он особо не преуспел — правда, не из-за отсутствия таланта, а из-за проблем с поведением. В первый раз его отчислили за участие в скандале в связи с "неправильным" с точки зрения студентов отношением администрации к их любимому преподавателю Даниэлю Васкесу Диасу. В возникших по этому поводу студенческих волнениях Сальвадор Дали отличился больше других — и был отчислен на год. Впоследствии он вернулся в академию, но получить диплом так и не смог. В 1926 году, на экзамене по истории искусств, Дали, прекрасно зная ответ на вопрос он касался творчества обожаемого им Рафаэля , тем не менее отказался отвечать, заявив комиссии из трех профессоров: "Я один знаю бесконечно больше по этому вопросу, чем вы втроем вместе взятые — посему, считая вас некомпетентными, отвечать на вопрос отказываюсь". Еще во время учебы в академии Дали познакомился с будущим кинорежиссером Луисом Бунюэлем. Они вместе посещали многочисленные артистические кафе, где собиралась богема: обсуждали искусство, философию, психологию — в частности, только что изданного в Испании Зигмунда Фрейда. В 1929 году Бунюэль предложил Дали переехать в Париж и поработать над фильмом "Андалузский пес". Это была первая сюрреалистическая кинолента, построенная по принципу свободных ассоциаций. Основой сюжета послужили сны Дали и Бунюэля. В один вечер он разрушил все десять послевоенных лет лжеинтеллектуального авангардизма. Неземная вещь, которую называли абстрактным искусством, пала к нашим ногам, смертельно раненная, чтобы уже не подняться, — после первых кадров нашего фильма: глаз девушки, разрезаемый бритвой", — писал Дали в своей автобиографии. Именно во время съемок "Андалузского пса" Дали стал полноправным участником сюрреалистического сообщества. То, что сюрреалисты творят на основе фантазии, мечтаний и воображения и не признают никаких рамок, было очень близко Дали. Это было именно то, чего он хотел: абсурдные, невероятные и даже дикие образы — все, что придумал художник, — смело переносить на полотно. Очень скоро появятся знаменитые образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и множество других. Знакомство произошло в приморском городке Кадакес недалеко от Фигераса. Гала в девичестве Елена Дьяконова произвела на Дали неизгладимое впечатление. Впрочем, как и он на нее. Она видит его суть. Видит его навязчивые идеи, чувствует его страх перед сексуальностью, владеющий им подобно монстру. И просто берет его за руку. Сохранилась фотография из тех дней, слегка нерезкая, Дали и Гала лежат рядом друг с другом на галечном пляже, их руки тесно сплетены у него на груди, у обоих закрыты глаза, у нее на лице счастливая улыбка.
С юных лет Дьяконова отличалась сильным характером, интересом к искусству и хорошим чувством юмора. В своих мемуарах "Воспоминания" Анастасия Цветаева так писала о ней: "Один из самобытных характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта, — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы все были общие". Через пять лет после знакомства, в 1917-м, они поженились. Еще через год родилась их дочь. Именно по этой классической схеме образовался и несколько лет существовал треугольник из открытых отношений Галы, ее мужа и выдающегося немецкого авангардиста Макса Эрнста. Жена последнего была, кстати, в курсе — но особо не возражала. Ко времени встречи с Галой одна из важнейших тем в искусстве Сальвадора Дали — секс — не угасала. У некоторых авторов есть предположения, что художник до знакомства с Галой никогда не был с женщиной, другие считают, что он страдал эректильной дисфункцией. Исследователи творчества Дали полагают, что секс мог интересовать художника больше как тема для искусства, чем как способ получения удовольствия, однако это предположение уже никак проверить нельзя. Болезненный интерес художника к этой тематике может быть связан с тем, что в детстве отец показал маленькому Дали снимок последствий сифилиса, и эта фотография сильно повлияла на впечатлительного Сальвадора. Она мгновенно стала постоянной моделью его картин. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной", — так писал Дали о своей возлюбленной в автобиографии. На большинстве полотен она изображена с прямой спиной, строгим взглядом и легкой улыбкой. Автор часто рисовал Галу в центре религиозных мотивов — критики связывают это с фанатичным отношением Дали к супруге. В 1930-е годы Гала освоила профессии продюсера и арт-дилера. Вскоре после свадьбы в 1934-м супруги переехали в Париж, где Дали писал картины, а жена занималась их продвижением. Там же, в Париже, Гала познакомилась с маркизом де Ноай, меценатом и покровителем сюрреалистов. Он предложил художнику простой и гениальный способ поправить материальное положение Дали был уже знаменит, но совсем не богат. Так было создано тайное сообщество почитателей таланта Дали под названием "Зодиак", в котором могли состоять только 12 человек — по числу знаков зодиака. За вступление в этот клуб нужно было заплатить членский взнос, а в начале года 12 счастливчиков тянули жребий: каждому доставался определенный месяц, в который он мог прийти в мастерскую Дали и по фиксированной цене выбрать одну из работ художника или заказать ему картину. Таким образом, Дали получал гарантированную продажу каждый месяц. Как Сальвадор Дали познакомился с Зигмундом Фрейдом Еще со времен обучения в Мадриде Сальвадор Дали был страстным поклонником психоанализа Зигмунда Фрейда, а его труд "Толкование сновидений" и вовсе считал одной из главных книг в своей жизни, величайшим открытием, которое легло в основу его "параноико-критического метода" в творчестве. Он даже называл Фрейда своим отцом и больше всего на свете мечтал о встрече с ним. И она произошла 19 июля 1938 года в Лондоне, при посредничестве Стефана Цвейга. Встреча продлилась всего 15 минут, но художник успел сделать набросок портрета великого ученого. Можно не сомневаться — для Дали это был момент величайшего триумфа! В Америке Дали прожил восемь лет, и эти годы стали важным этапом в его жизни, самопрезентации и творчестве: в новой стране художнику нужно было заново зарабатывать репутацию и статус. Именно в Америке Дали начал активно использовать прессу как способ привлечения внимания. В его живописи появилась тема саморекламы: Дали стал включать в полотна узнаваемые детали собственного облика.
Сальвадор Дали. Затворник
И никаких тебе фотошопов! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ: «Атомный Дали». | Атомная Леда и другие образы Гала» в музее Фаберже. |
В музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда» | Blog Fiesta | Центральная работа выставки — картина «Атомная Леда» — создана в 1947–1949 годах, когда художник проживал в Калифорнии (США). |
«Любимой моей темой сделался атом»: расшифровываем загадочное полотно Дали | Атомная Леда и другие образы Гала было создано художником в 19471949 годах и по праву считается одним из важнейших, если не самым важным его творением. Картина основана. |
Анализ работы Сальвадора Дали «Атомная Леда». Сюрреализм.
Выставка «Сальвадор Дали. Гала» открылась в Питере | Этой теме Дали посвятил несколько работ, самые известные из которых – «Атомная Леда» и «Три сфинкса Бикини» (см. текст «Сюрреализм»). |
В музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда» | «Атомная Леда и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали», посвящена жене. |
Сальвадор Дали. Затворник
Атомная Леда и другие образы Галы» открылась в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Смотрите видео онлайн «САЛЬВАДОР ДАЛИ. У входа я увидела огромный постер с фрагментом культовой картины "Атомная Леда" Сальвадора Дали. Выставка организована в партнерстве с Фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас). Для самого Дали «Атомная Леда» была этапным произведением, его первым подлинным шедевром, «идеальной картиной», построенной в соответствии с правилами золотого сечения и сакральной геометрии.
Выставка «Сальвадор Дали. Гала» открылась в Питере
одна из жемчужин коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - будет радовать жителей Севильи, благодаря экспозиции, организованной фондами CaixaForum и Gala-Salvador Dali. Картина «Атомная Леда» знаменитого испанского художника Сальвадора Дали притягивает взгляд своей особой загадочностью и выразительностью. Сальвадор Дали.
На выставке "САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА" начинает работу лекторий
В Петербурге открылась выставка «Сальвадор Дали. "Атомная Леда" и другие образы Гала» | Атомная Леда и другие образы Гала» в музее Фаберже. |
Анализ работы Сальвадора Дали «Атомная Леда». Сюрреализм. | "Атомная Леда", 1949/ Фото: Вдохновение новыми технологиями однако Дали передаёт по-своему, создавая собственный фантастический язык. |
О выставке в музее Фаберже «Сальвадор Дали — Атомная Леда и другие образы Гала» | Сальвадору Дали повезло встретить ту, что объединила в себе эфемерное и земное, свою Гала. |
Сюрреализм, кошки и первый в мире камерофон. История знаменитых фото | Смотрите видео онлайн «САЛЬВАДОР ДАЛИ. |
Анализ работы Сальвадора Дали «Атомная Леда». Сюрреализм.
Всего выставка объединила больше 60 работ художника, большая часть которых не покидала Театр-музей в Фигерасе. Они раскрывают многочисленные обличия, в которых Дали изображал Галу.
Выставка будет открыта вплоть до 16 января будущего года. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.
Центром этой выставки стала работа «атомная Леда» и сам художник называл её «своим настоящим шедевром», он начал работать над картиной, когда ему было 44 года и впервые представил её на выставке в Нью-Йорке ещё не завершённой, а потом писал её несколько лет.
Здесь представлены не только картины, но и иллюстрации книги «Песни Мальдорора», и личные вещи художника и его музы. Кстати, билеты на выставку выкуплены уже на неделю вперёд.
Другим шедевром выставки стала картина «Галарина» 1945 , которая не покидала Театр-музей в Фигерасе с момента смерти Дали. Это поясной портрет Гала, отсылающий к творчеству Рафаэля. Выставка продолжит работу до 16 января 2022 года. Фото: Pixabay t.
На выставке "САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА" начинает работу лекторий
Эмоционально на художника повлиял взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки. На картине вы видите как все предметы подвешены, как бы в воздухе, в невесомости. Но здесь не всё так просто. Если начнёте изучать тему, то в каждом предмете и его расположении обнаружите чётко выверенные математические пропорции. Здесь его муза словно разобрана на атомы. Муравьи — страх, посох — сон, чёрствый хлеб — опасность. Вот, например, картина с двумя кусками чёрствого хлеба. Это оказывается о ревности. Период, когда он её преревновал.
Дальше только ваши интерпретации, крошки — подкрадывающаяся опасность или разрушение отношений, пешка это кто-то третий или он сам? Дали: Два куска хлеба, выражающие любовно чувство Они изначально договаривались о свободных отношениях. Но это было только до тех пор, пока у неё не появлялся кто-то. Конечно же после этого у Дали появлялась естественная мужская ревность. У неё была не одна привязанность и она их даже особо не скрывала, зная, что это возбуждает Дали. Стереоскопические картины Сальвадора Дали В более поздний период Сальвадор Дали увлёкся стереоскопическими картинами. В них должна быть показана объёмность изображения, на современном языке — 3D эффект. В этот период Гала была уже в преклонном возрасте и не особо хотела позировать.
Если не получится, в музее в стене есть стереоскоп, можно посмотреть через него. Стереоскопические картины Сальвадора Дали. Это маленькое зеркало в тяжёлой оправе, палехская шкатулка явно подарок от кого-то из России , чёрный траурный бант, который часто изображается на картинах Дали. Личные вещи Гала на выставке в музее Фаберже Личные вещи Гала на выставке в музее Фаберже Старение и смерть Гала Выставка картин заканчивается картиной, где Гала, пожалуй впервые, изображена в не очень привлекательном виде. Портрет Гала в старости около 1976 г А история такая. Гала боялась старости. Особенно остро переживала своё увядание. Как-то Дали предложил её подарок — замок Пуболь.
Она согласилась принять его при одном условии — она будет жить там одна, и он сможет посещать её там только с её письменного согласия. Он согласился. Понять её можно. Она не хотела, чтобы он её видел в непривлекательном виде. Она должна быть всегда готова к его визиту. Однако к старости любовь к деньгам и роскоши у неё обострилась. Появились проблемы с налоговой.
В роли мифологической спартанской царицы, которую обольстил бог Зевс, явившись к ней в обличье лебедя, — Гала. Дали ассоциировал себя с Полидевком, а Галу, чье настоящее имя было Елена, — с мифологической тезкой, из-за которой началась Троянская война. Таким образом, Гала одновременно выступает в роли и сестры художника, и родительницы. По мнению кандидата искусствоведения Нины Геташвили, супруга, бывшая на десять лет старше мужа, казалась Дали воплощением его умершей матери, которую художник очень любил. Детей у пары не было. Зевс в образе птицы, как полагал французский арт-критик Жан-Луи Ферье, еще одна ипостась Дали. В «Атомной Леде» художник в союзе с Галой творит ее и себя, мифических полубогов. То, что на картине лебедь не соприкасается с Ледой-Галой, означает, по словам Дали, «возвышенное переживание либидо». На картине лебедь — единственный, кто не отбрасывает тени: это знак его внеземной, божественной природы. Яйцо — древний символ жизни.
Влияние ренессансного гения проявляется как в той умеренности, гармонии и равновесии, с которыми сделана эта картина, так и в самом названии, отсылающем к «Форнарине» Рафаэля. Таким образом, этот портрет одновременно и дань эпохе Возрождения, и признание в любви Гала. С этого момента начинается его увлечение современной наукой и особенно — ядерной физикой. Композиции и фигуры на его картинах начинают распадаться на отдельные элементы. Его произведения наполняются образами мадонн, ангелов, библейскими мотивами. В этом контексте «атомные» и «корпускулярные» образы Гала, к которым относится и «Галатея сфер» 1952 , обретают значимость божественного откровения, явленного художнику в его экстатическом опыте. Веласкес Среди более поздних работ, представленных на выставке, следует упомянуть «Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами», которая является диалогом с одним из самых ценимых Дали испанских художников — Веласкесом — и его знаменитой картиной «Менины».
Сюрреализм, кошки и первый в мире камерофон. История знаменитых фото 21 556 22 июля 2017 в 8:00 Источник: Клим Картохин Сюрреализм, кошки и первый в мире камерофон. История знаменитых фото Источник: Клим Картохин В очередном выпуске рубрики «История знаменитых фото» расскажем о двух фотографиях, которые журнал Time включил в список ста самых влиятельных в мире снимков. Первое фото — пример того, как даже постановочный снимок может стать шедевром. На втором запечатлен младенец, но примечательно оно тем, что впервые сделано на нечто, что можно назвать первым в мире камерофоном. Именно после него наступила эра телефонов со встроенной камерой, без которой не обходится ни один современный смартфон. Близкий друг Сальвадора Дали решил все обыграть по-своему и снял фото, ставшее одним из самых известных в мире. Сальвадор Дали. Будущий всемирно известный фотограф родился в начале XX века в Риге. В возрасте 22 лет его ошибочно обвинили в отцеубийстве, после чего парень провел несколько лет в тюрьме. К тому времени Халсман уже заслужил репутацию продвинутого фотографа с собственным стилем.
Выставка «Сальвадор Дали. Гала» открылась в Питере
«Атомная Леда» (1947–1949) — одно из важнейших творений Сальвадора Дали и центральная картина выставки. Гала в образе «атомной Леды» (1949 г.). Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019. "Атомная Леда" была стремлением Дали постичь гармонию мира, воплощенную для него в его музе и супруге – Гала. Атомная Леда и другие образы Гала» обещает стать вехой в истории российских выставок Дали.
Фонтанная статуя «Эрот на дельфине»
- Выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала»
- Открой для себя целый мир для общения вместе с нами!
- Первое фото, сделанное с помощью мобильного телефона (Филипп Кан, 1997 год)
- В Петербурге открылась выставка «Сальвадор Дали. "Атомная Леда" и другие образы Гала»
- Кто они — Гала и Дали
Атомная Леда. От Ренессанса до наших дней
Дали называл Галу «богиней моей метафизики» и изобразил ее как объект поклонения: парящей над пьедесталом, достойным статуи античного божества. Как и линейка, присутствующая в виде тени, это рабочий инструмент плотника и ученого, атрибут одного из семи свободных искусств в Средние века — геометрии. Здесь угольник и линейка указывают на математический расчет в основе композиции картины. На эскизах к «Атомной Леде» видно, что женщина и лебедь вписаны в пентаграмму, соотношение линий которой соответствует пропорциям золотого сечения. Эти пропорции, когда меньшая часть отрезка относится к большей так же, как большая ко всему отрезку, были известны еще древним грекам, а художники и ученые эпохи Ренессанса считали их идеально гармоничными.
В расчетах Дали помогал знакомый математик, румынский князь Матила Гика.
Однако к старости любовь к деньгам и роскоши у неё обострилась. Появились проблемы с налоговой. Она стала этакой бургершей. В замке часто устраивала вечеринки и приглашала туда молодых людей. В общем то на этом фоне он и написал эту картину, где она изображена как злая мещанка. Однако одна деталь всё-таки говорит о его по прежнему не иссякшей любви.
Он её всё-ткаи украсил, красивым ожерельем на шее. Смерть Гала Дали очень тяжело переживал. Он переехал в замок Пуболь. Там написал довольно мрачные картины. Закончил через несколько недель после её смерти. Картина считается актом поклонения Дали своей супруге и её можно трактовать как три этапа жизни: жизнь Гала до знакомства с Дали, этап их совместной жизни и его жизнь после её смерти. Двух сидящих людей можно трактовать как разрыв и пропасть между тем где он сейчас и она после смерти.
Хотя это всё лишь теории. Что вы думаете? Дали, «Три знаменитые загадки Гала», 1982 г «Кровать и две прикроватные тумбочки, яростно атакующие виолончель». Работа, которая не получалась. Потому что он писал её когда она умерла. А не мог писать, потому что вместе с ней фактически умер и он. Физически обессиленный и мёртвый он так её и закончил, закрученной, смазанной.
Лёжа в кровати, дрожащей рукой. Виолончель — это он, а его атакуют ненавистные кровать и тумбочки. Кровать и два прикроватных столика, яростно атакующие виолончель. Топологическое искажение. Можно посмотреть фильм о Дали и Гала На выставке есть два зала, где демонстрируются фильмы. Один короткий на несколько минут, с юмором: «Сюрреалистический ужин Дали», где показан сон Дали. В другой комнате демонстрируются фрагменты 23 минуты французского фильма о замке Пуболь, где в пожилом возрасте жила Гала, а когда умерла, там жил сам Дали.
Рассказывается история о том, как Дали приобрёл замок для Гала, мысли о бессмертии и любви. Посмотрите небольшую видео прогулку по выставке в музее Фаберже «Сальвадор Дали — Атомная Леда и другие образы Гала» Зал с гравюрами В последнем зале выставки размещены гравюры Дали. В частности там много гравюр к книге «Песни Мальдора» Лотреамона. Также есть наброски к логотипам, которые он делал на заказ коммерческим компаниям. Там часто проводятся временные выставки.
Дали «Атомная Леда». Но являлся ли он безумцем, когда прогуливался по улице с муравьедом на поводке? Когда каждое утро шел на детскую площадку, чтобы на глазах у малышей развернуть конфету, облизнуть ее и бросить в песок? Когда по прихоти Галы зарезал обожаемых домашних кроликов, зажарил и подал к ужину? О его безумных выходках впоследствии напишут множество мемуаров, но внятного ответа не даст никто. Вокруг Сальвадора постоянно толпилась свита из фриков, хиппи, цирковых уродцев, прихлебателей и богатых прожигателей жизни. Двор следовал за своим королем повсюду, пируя на его деньги и забавляя монарха. При этом Дали работал с предельной самоотдачей, иногда сутками.
Музеи Дали дружат со многими музеями мира. Наверное, это вопрос доверия к нашей стране». Генеральным спонсором выставки выступил «Газпром», и экспозицию в музее Фаберже можно назвать уникальной даже по мировым музейным меркам. Здесь представлены те работы Дали, которые он сам считал наиболее ценными для понимания его творчества. Перед посещением выставки рекомендуется прочесть его трактат « 50 секретов магического волшебства». Но если нет на это времени, выставку стоит посетить всё равно, потому что всё это — одна большая история любви и страсти. Картина дня.