Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках.
Широкая Масленица - 2023: традиции и забавы древнего праздника
Например, в отдельных провинциях на Масленицу чучело делали похожим на человека, который был пойман на супружеской измене. Искусственного, но весьма узнаваемого двойника приносили к жилищу изменника и там поджигали. Соседи и зрители при этом хохотали, веселились, улюлюкали. Каково было при этом любителю любовных похождений? Наверняка, ужасно неприятно. Возможно, это был один из способов сделать общество более нравственным, показать, что измена — это очень плохо. Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле При Иване Грозном драться с медведем заставляли тех, кто прогневал царя. Кажется, сколько мужества нужно, чтобы принять участие в таком состязании.
Но все гораздо проще: в опасной драке чаще всего участвовали не по велению собственного сердца. Во времена правления Ивана Грозного тех, кто прогневал царя, запросто отправляли на встречу с мохнатым спарринг-партнером, сидящим в клетке или в яме. Участь наказанного была незавидной, так как зверь не успокаивался, пока не разрывал его насмерть. Некоторые исследователи считают, что в глубокой древности празднование Масленицы являлось одной из составляющих целого комплекса религиозных мероприятий, которые были посвящены весеннему равноденствию. Для тех народов, которые использовали календарь Солнца, в такой день начинался новый год. А что касается медведя, то для язычников это было культовое существо. Он пробуждался после зимы, чувствуя приход весны.
Нередко древние славяне на Масленицу сжигали медвежье чучело. Приглашение усопших за стол и угощение для них После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы умершие тоже могли откушать.
Ежемесячно портал «Девятка. Они обязательно увидят вашу рекламу.
Закрыть Правовая информация Сетевое издание «Devyatka. Главный редактор - Швецов И.
А сравнительно недавно это время называли ритуальным, потому что для нас сейчас Масленица — праздник, а для наших предков это был ритуал. Многодневный, сложный, наполненный обрядами. Например, когда один год закончился, а другой еще не начался. Да, отсюда и выходной день — праздный, значит — пустой.
То есть это не время, это пустое время, оно не идет в зачет жизни. И обряды и ритуалы наших предков — это не на полчаса у костра собрались-поговорили, помолились. Это недели. Вот святки — это 12 дней. Почему 12? Потому что в году 12 месяцев, и мы должны совершить определенные прогностирующие, продуцирующие ритуалы, чтобы запрограммировать весь год.
То есть родился новый год, и мы его учим жизни, показываем ему, чего мы от него хотим. Наполняем его нужными нам знаниями и навыками. Так что ряженые ходят не просто так, а совершают определенные действия. Например, ритуальную пахоту: таскают с собой плуг, пашут снег. Зима, холод, а они приходят к хозяину на двор, начинают трясти плодовые деревья. Ходят и сеют — могут семена разбрасывать, а могут и золу и песок — что-то, чего много.
Чтобы в новом году было всего много: детей, денег, плодов, скотины... А как ряженый должен себя вести? Окрутник дарит себя маске, тем манипуляциям, которые при помощи маски совершаются. По утверждениям антропологов, согласно древним верованиям, которые в Африке и Папуа — Новой-Гвинее сохранились, в человека, который надевает маску, вселяется дух. И он в это время — как управляемый овощ. Жрецы вуду говорят: «Под маской никого нет».
То есть надо уметь стать никем, и тогда дух, что называется, сделает это для себя. Это, конечно, идеализированное представление, потому что окрутник должен очень много чего уметь и знать. И в этнологии разбираться, и на музыкальных инструментах играть, и петь. Раньше окрутник, который рос в сельской общине, все это умел и знал. Он не был случайным человеком, а участвовал в обрядах из года в год, знал, как себя вести правильно, манерка какая-то у него была. И кто рядился?
Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила. Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. Херасков и А. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.
Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.
Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой. Ганноверского посланника Ф. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся.
Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел". Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась.
На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку. Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами.
Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.
Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью.
Шоу ряженых и тысячи блинов. Последние выходные фестиваля «Московская Масленица»
Праздник Масленицы в Большой Берестовице выдался поистине , Весна, Снежная Вьюга, Скоморохи, Ряженые, Масленица. 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе. Царицынские газеты писали, что горожане выпивали за праздничную масленичную неделю 3500 ведер водки. Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона.
Бои мешками, метание валенок и выступления скоморохов: как россияне отмечают Масленицу
один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. устраивать ряженые шествия. Праздничное мероприятие региональное УФСИН проводит второй год подряд.
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися". Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами. Это подметил и секретарь австрийского посольства И.
Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища.
Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы". Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.
Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики очевидно, ученики навигацкой школы.
Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль". Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей.
Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.
А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила. Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва".
Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. Херасков и А. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.
Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде.
Партнерский материал Блинолеты и ряженые на Вселенской масленице Древняя традиция Масленицы - устраивать ряженые шествия. Обычно молодые парни и бессемейные мужчины надевали тулуп мехом наружу, мазали лицо сажей, привешивали хвосты и гривы из мочала. Персонажами ряженья Масленицы на Руси были так же старцы, высокие старухи, нищие, черти, животные, птицы, жених с невестой. При этом праздник сохранит обычаи ряженья, безудержного веселья и богатой ярмарки. В последний день масленичной недели с 10. Чтобы гости праздника запомнили его как самый веселый и оригинальный, организаторы учреждают два специальных конкурса: «Лучший ряженный Вселенной» и «Лучший блинолет Вселенной».
Наоборот, вошел прочно в русскую культуру и культуру многих народов. Очень любили отмечать Масленицу и в Ростове и в Нахичевани-на-Дону. Отмечали широко, с размахом, с блинами, ярмарками, народными гуляньями и даже с кулачными боями. Она отмечается как прощание с Зимой в течение недели перед Великим постом. Причем каждый день Масленицы имеет в народе свое название. Понедельник масленичной недели именуют «встречей». Именно с этого дня начинали печь блины. Кстати, традиционно блинами делились друг с другом.
В этот день обычно проходили смотрины невест. Среду именовали «лакомкой». В этот день зять приходил к теще на блины. Четверг был «разгуляй». Именно с этого дня начиналась Широкая Масленица. Народ начинал предаваться разным потехам. С точки зрения сегодняшнего дня, даже странным. Например, мужчины любили кулачные бои.
Хотя в традициях донских армян изначально кулачных боев не было. Армяне всегда любили борьбу. У кулачного боя были свои строгие и благородные правила. Конечно, случалось всякое.
Главный редактор - Швецов И. Адрес Редакции - 610000, Кировская обл.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. Адрес электронной почты редакции:.
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Сожжение — также символический акт: Зима уступает место Весне. Не стоит также забывать о том, что древние славяне сжигали своих мёртвых, веря, что так их душа сможет возродиться вновь. Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». В более позднюю эпоху людей стали заменять чучелами, которых лепили из снега вот откуда взялись снеговики , скручивали из соломы или связывали из древесных веток. В обязательном порядке такому чучелу рисовали углём глаза, рот, приделывали морковку вместо носа. Заканчивалось все, как правило, сожжением. Между тем в северных областях России чучело иногда просто растерзывали, топили в водоёме или сбрасывали с горы.
В некоторых регионах Масленицу изображало не чучело, а человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ стоял рядом и играл роль священника, окропляя «покойника» святой водой. А вот какой обряд существовал во Франции. В некоторых провинциях масленичное чучело специально изготавливали похожим на человека, уличенного в супружеских изменах. Затем его приносили к дому, где жил этот человек, и прямо на месте сжигали под завыванья и улюлюканья друзей и соседей гуляки.
У каждого участка был установлен ориентир с обозначением станции, глядя на карту-маршрут ребята точно шли по своему пути. Дети соревновались в смелости и находчивости, силе и ловкости, приняли участие в играх- забавах, смеялись над шутками скоморохов, за пройденную станцию ребята получали «пазл». После прохождения всех маршрутов ребята собрали пазлы и нашли чучело Масленицы.
Правда, в Прощеное воскресенье они организуют ярмарку на территории храма. Самовары, блины и игры для детей — этот день перед началом Великого поста они стараются провести именно так. Это языческое. И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына. Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем. У нас есть свои традиции, и мы стараемся их придерживаться», — отметила Елена. Фото: из личного архива Василисы Филатовой «Есть исследования, которые указывают на то, что Масленица не встречается в древних упоминаниях. Только в XI веке в летописях появилось это название. При этом уже тогда на Руси появилось православие, поэтому о Масленице говорят как о мясопустной или сырной неделе», — говорит Василиса. В Татарстане гулянья начинали уже в воскресенье перед современной масленичной неделей. Этот день назывался «закатыльное воскресенье», потому что катание с гор было неотъемлемой частью праздника и дети начинали накатывать снежные горы. А в некоторых районах современной России отмечать начинали позже — со среды или четверга. Вы представьте, даже в одном селе могли одну и ту же песню петь по-разному, откуда взяться одинаковым названиям дней недели повсеместно? Гипотетически они могли иметь разные названия, а не одинаковые. Но у нас в Татарстане некоторые дни масленичной недели назывались одинаково. Для тех, кто недавно поженился, это был первый совместный выход в свет. Их по традиции обязательно валяли в снегу. Зять должен был обязательно идти к теще — это было важно для его жены. Даже в свадебных песнях с ней прощаются, как будто навсегда. Возможно, потому, что она своих родственников могла уже никогда не увидеть. Почему именно тещины блины, а не свекровины? Чтобы девушка со своей родней повидалась», — поделилась Василиса. Но вот блин не всегда был главным символом языческого праздника весны. Первое упоминание о нем, связанное с Масленицей, встречается у Пушкина. В романе «Евгений Онегин» он писал: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной Водились русские блины. Дело в том, что на Масленицу мы привыкли есть немецкие блины — тонкие.
Народные гуляния с хороводами, песнями и угощениями пройдут во всех парках культуры и отдыха и микрорайонах города. Детский парк им. Николаева анонсировал «Масленичный разгуляй». Гуляния, соревнования, концерты, угощения и фотозона - гостям будет чем заняться в праздник, заверили в госпаблике Парка.
В Зауральском Еманжелинского района на Масленицу было организовано шествие ряженых
По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. ВСЕМ Ряженым за участие в конкурсе вручаются вкусные поощрительные призы, а самых-самых ожидают СУПЕР-призы от партнеров Вселенской Масленицы. В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм.
Когда сжигать чучело зимы в 2023 году
Есть традиции, которые появились намного позднее: взятие снежной крепости, воздержание от мяса. При этом Масленица всегда была неделей для общения. Телефонов и скоростного транспорта не было — встретиться с близкими было не так легко, как сейчас. Первый день Масленицы называется «Встреча». В понедельник готовились к предстоящим увеселениям, пекли блины, делали чучело, лепили снежные укрепления. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких. Питер Артсен, «Пекарня», 1560 год Второй день — «Заигрыши». В деревнях устраивали смотрины.
Следующие 60 дней свадьбы не играли, и у молодёжи была возможность после заигрышей лучше узнать друг друга. В этот день люди всех возрастов катались со снежных горок. В ход шли перевёрнутые скамьи, старые корыта. Для детей делали специальные салазки с рулём-коньком. Выражение «отправиться к тёще на блины» отсылает именно к среде масленичной седмицы. Супруги шли в дом родителей жены, где семья собиралась за общим столом.
Дети с удовольствием приняли предложение и двинулись в путь по станциям, соответствующим шести дням масленичной недели. У каждого участка был установлен ориентир с обозначением станции, глядя на карту-маршрут ребята точно шли по своему пути. Дети соревновались в смелости и находчивости, силе и ловкости, приняли участие в играх- забавах, смеялись над шутками скоморохов, за пройденную станцию ребята получали «пазл».
Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области. Ну, а мы приглашаем вас уже этим утром в Суздаль. Наша машина уже сделала остановку. И съемочная группа в составе Нины Глизницы и Андрея Синягина уже готова работать.
Поэтому они надеются, что акция не только сплотит, но и поможет пережить это непростое время. Если под Калугой и в Петербурге празднование Масленицы еще только планируется, то в Новосибирске ее уже отметили и сделали это настолько душевно, что было невозможно отвести глаз. Там главными героями праздника стали дрессированные дельфины и моржи из местного океанариума. Животные танцевали под гармонь и с удовольствием уплетали предложенные им блины из кальмаров с гаммарусом. Помимо дельфинов, лакомство также досталось акулам, скатам, муренам и морскому окуню. В ближайших планах океанариума — создать отдельную музыкальную программу, чтобы подарить людям хорошие и добрые эмоции. Эмоции, которых сейчас так мало!
Блины и чучело. Что означают главные символы Масленицы
В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица». 26 февраля в городском сквере собрались жители Еманжелинска на шумном и веселом празднике «Масленица хороша – широка ее душа». Масленица захлестнула Москву: веселые ряженые, бои мешками, более 200 видов те в нашем репортаже, как на вкус лепешки из кореньев и как провожал. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. В Instagram запустили фотоконкурс с уникальными веб-масками, которые похожи на маски ряженых на «Московской Масленице», четырех победителей пригласят на ужин в ресторане. На Пушкинской поляне гостей развлекали ряженые.